ФИРМА В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ И НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

ЛЕКЦИЯ 7 (2 часа)

ФИРМА В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ И НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.

  1. Совершенная и несовершенная конкуренция.
  2. Доходы и прибыль фирм. Валовой, средний и предельный доходы.
  3. Максимизация прибыли и минимизация убытков.
  4. Фирма в долгосрочном периоде.
  5. Чистая монополия. Максимизация прибыли и убытки монополии.

1. Совершенная и несовершенная конкуренция.

Конкуренция (лат. conkuro - сталкиваться) - соперничество между субъектами рынка за лучшие условия производства, купли и продажи товаров; экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка и прибыли. Она охватывает все сферы деятельности, ориентированные на рынок.

Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы что? как? для кого производить?

Развитие конкурентных отношений тесно связано с расщеплением экономической власти. Когда оно отсутствует, потребитель лишен выбора и вынужден либо полностью согласиться на диктуемые производителем условия, либо совсем остаться без необходимого ему блага. Напротив, когда экономическая власть расщеплена и потребитель имеет дело со множеством поставщиков аналогичных товаров, он может выбрать тот из них, который в наибольшей степени соответствует его нуждам и финансовым возможностям.

Функции конкуренции:

  • Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
  • Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

-предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;

-предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

  • Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домохозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
  • Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену.

В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

Чтобы конкуренция могла выполнять свои функции предполагается, что:

- технический прогресс в отношении изделий быстро внедряется (инновация под давлением конкуренции);

- предприятия гибко адаптируются к меняющимся условиям (например, склонности потребителей, адаптация под давлением конкуренции).

Конкуренция выступает в различных формах и осуществляется различными способами:

1.- внутриотраслевая - между аналогичными товарами:

- межотраслевая - между товарами различных отраслей.

2.- ценовая — предполагает продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента. (Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли, что могут позволить себе лишь крупные фирмы.)

- неценовая — основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству.

В зависимости от того, каким образом конкурируют между собой участники рыночных отношений, различают:

- совершенную (свободную) конкуренцию

- несовершенную

и соответствующие рынки: рынок свободной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции.

Чем меньше воздействие отдельных фирм на цену продукции, тем более конкурентным считается рынок.

РЫНОК СВОБОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ (совершенная конкуренция) представляет собой идеальный образ конкуренции, его основные черты:

1. Обмен осуществляется стандартизированными, однородными продуктами.

Это означает, что продукты разных предприятий совершенно взаимозаменяемы (являются ПОЛНЫМИ ТОВАРАМИ-СУБСТИТУТАМИ). В этих условиях ни один покупатель не станет платить гипотетической фирме цену большую, чем заплатит ее конкурентам. Так как товары одинаковы, покупателям безразлично, у какой фирмы их приобретать, и они останавливают свой выбор на самых дешевых. Условие однородности означает, что разница в ценах - единственная причина, по которой покупатель может предпочесть одного продавца другому.

2. На рынке действуют независимо друг от друга многочисленные продавцы и покупатели с равными возможностями и правами.

При совершенной конкуренции ни продавцы, ни покупатели не влияют на рыночную ситуацию, т.к. на рынке действует большое число мелких продавцов и покупателей. При этом совершаемые потребителем покупки (или продавцом продажи) настолько малы по сравнению с совокупным объемом рынка, что решение понизить или повысить их объемы не создает ни излишков, ни дефицитов.

3. Существует возможность свободного входа и выхода с рынка, на этом пути никаких законодательных, финансовых, технологических препятствий не существует, у его участников отсутствуют стимулы для слияния.

Это означает, что ресурсы полностью мобильны и без проблем перемещаются из одного вида деятельности в другой. Покупатели свободно меняют свои предпочтения при выборе товаров, а продавцы легко переключают производство на выпуск более прибыльных продуктов.

4. Покупатели и продавцы имеют полную информацию об интересующих их продуктах.

Информация о ценах, технологиях и вероятной прибыли свободно доступна для всех. У фирм есть возможность быстро и рационально реагировать на изменившиеся условия рынка посредством перемещения применяемых ресурсов. Не существует никаких коммерческих тайн, непредсказуемого развития событий, неожиданных действий конкурентов. То есть решения принимаются фирмой в условиях полной определенности в отношении рыночной ситуации.

5. Главная черта совершенной конкуренции: ни одна из фирм не влияет на розничную цену, т.к. доля каждой из них в общем выпуске продукции незначительна. Поэтому, забегая вперед, скажу, что спрос фирмы на рынке совершенной конкуренции равен горизонтальной линии. Совершенно конкурентная фирма может продать столько, сколько она захочет, не оказывая влияния на рыночную цену.

Совершенная конкуренция в полном объеме недостижима. К ней можно только приближаться.

Рынок НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой:

- большое количество небольших фирм предлагают похожую, но не идентичную продукцию.

- ее также характеризует множество фирм, дифференцированный тип продукции, небольшой контроль за ценами.

- условия вхождения в отрасль облегчены.

- неценовая конкуренция отличается значительным упором на качество, рекламу, торговые знаки.

Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа: монополистическую конкуренцию, олигополию, чистую монополию.

ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ на рынке несовершенной конкуренции характеризуется следующими основными чертами:

1. На рынке имеется только один продавец.

Подобное положение означает совпадение предприятия и отрасли и позволяет предприятию-монополисту осуществлять эффективный контроль за ценами на основе изменения объемов производства.

2. Существуют непреодолимые барьеры вступления в отрасль.

Природа барьеров может быть различной:

• величина спроса и уровень развития техники и технологии, что позволяет эффективному существованию в отрасли только одного предприятия. Наличие же большего количества предприятий просто приведет к росту издержек и более высокому уровню цен;

• нормативно-правовые акты, например патенты и лицензии, ограничивающие вход в отрасль других предприятий;

• наличие исключительного права на какой-либо ресурс;

• высокая капиталоемкость производственного процесса, что требует больших инвестиционных затрат.

3. Отсутствуют товары-заменители (субституты).

К отраслям чистой монополии принято относить отрасли коммунального хозяйства: тепло-, водо-, газо-, электроснабжение.

Если монополизм возникает на стороне покупателя, то такую разновидность монополии называют монопсонией. Следовательно, речь идет о такой модели, которая предполагает монополию единственного потребителя определенного товара. Монопсония на древнегреческом языке означает "один покупатель".

ОЛИГОПОЛИЯ – форма несовершенной конкуренции, при которой цену на рынке контролируют несколько продавцов. Олигополия характеризуется следующими основными чертами:

1. На рынке существует несколько производителей.

Предприятия-олигополисты обладают довольно крупной долей на рынке и могут оказывать существенное влияние на цену. Таким образом, в условиях олигополии предприятие вынуждено пристально следить за любыми действиями конкурентов.

2. Существуют значительные барьеры вступления в отрасль.

В условиях олигополии основным барьером является большая величина затрат для организации производства.

3. Наличие как однородной, так и дифференцированной продукции. Дифференциация означает создание нескольких модификаций товара и является одним из основных способов ведения конкурентной борьбы.

Олигополию можно оценить как монополию с небольшой добавкой конкуренции между продавцами.

К олигополии принято относить отрасли тяжелой промышленности, например, авиастроение, автомобилестроение, нефтегазовые отрасли, черную и цветную металлургию.

Если на рынке существуют только два конкурента-продавца, то такую структуру называют дуополией. В случае, когда олигополия возникает на стороне покупателя, она называется олигопсонией.

МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ– форма несовершенной конкуренции, при которой множество продавцов продают товар одного вида, но различающийся по своим свойствам. Монополистическая конкуренция характеризуется следующими основными чертами:

1. На рынке существует много продавцов.

Большое количество продавцов приводит к тому, что каждый из них обладает незначительной долей на рынке и не может оказать существенного влияния на цену.

2. Существуют незначительные барьеры вступления в отрасль.

Это позволяет достаточно большому кругу потенциальных производителей иметь возможность вступления в отрасль.

3. Доминирование дифференцированной продукции.

Наличие большого числа предприятий-производителей и незначительные барьеры вступления в отрасль стимулируют предприятия к созданию дифференцированной продукции, чтобы выделиться среди конкурентов.

Выделяют четыре основных вида дифференциации продукта:

  • по месторасположению,
  • по физическим различиям в качестве продукции,
  • по уровню обслуживания потребителя,
  • по субъективному имиджу продукции на основе рекламы и создания соответствующего бренда.

К отраслям монополистической конкуренции принято относить отрасли легкой промышленности и преимущественно розничную торговлю.

Монополистическую конкуренцию можно оценить как конкуренцию с небольшой добавкой монополии.

2. Доходы и прибыль фирмы.

Итогом хозяйственной деятельности предприятия выступает его доход.

Доход — важнейший экономический показатель работы предприятий (фирм), отражающий их финансовые поступления от всех видов деятельности, доход предприятия зависит от цены продукции и объема производства, т.е. доход – это всегда функция от цены и объема производства.

Доход фирмы во многом зависит от типа рынка (рынок совершенной или несовершенной конкуренции), на котором функционирует фирма, так как цена, по которой продается продукция, может представлять собой:

-- в случае совершенной конкуренции - постоянную величину, на которую фирма не может воздействовать;

-- в случае несовершенной конкуренции - величину переменную, на которую фирма может влиять.

Поэтому, доход фирмы, функционирующей на рынке совершенной конкуренции, всецело зависит от выбранного ею объема производства и изменяется пропорционально изменению выпуска продукции (рис. 7.1).



Рис. 7.1. Совокупный доход совершенно конкурентной фирмы

Доход же фирмы, реализующей свою продукцию на рынке несовершенной конкуренции, зависит как от выбранного объема производства, так и от цены.
Фирма-монополист для того, чтобы продать больше продукции, вынуждена снижать цену, поэтому совокупный доход фирмы, функционирующей на рынке несовершенной конкуренции, по мере увеличения объема продаж сначала растет, затем начинает снижаться (рис. 7.2).



Рис. 7.2. Совокупный доход неконкурентной фирмы (монополиста)

В зависимости от количества продаваемой продукции различают совокупный (валовой), средний и предельный доход.

Валовой доход TR – это общая сумма денежной выручки, полученная предприятием в результате реализации произведенной продукции:

TR=Q*P.

где P – цена реализации единицы продукции; Q – количество единиц произведенной и реализованной продукции.

Средний доход АR есть величина денежной выручки, приходящаяся на единицу реализованной продукции.

АR = ТR/Q.

На совершенно конкурентном рынке величина среднего дохода равна цене: AR = P.

Производство дополнительной единицы продукции порождает дополнительные издержки производства, однако приносит и дополнительный, предельный доход.
Предельный доход МR представляет собой прирост валового дохода, полученный в результате реализации дополнительной единицы продукции:

МR=ТR/Q.

В условиях совершенно конкурентного рынка фирма может продать дополнительную единицу продукции только по той же рыночной цене, что и предыдущие единицы продукции, т.е. и предельный и средний доходы фирмы равны между собой и равны цене, т.е.

МR = AR = P.

Рис. 7.3. Средний, предельный доход и цена продукции совершенно конкурентной фирмы.

Резюме:

На рынке совершенной конкуренции средний доход АR при любом объеме выпуска равен одной и той же величине - цене товара, ей же всегда равен и предельный доход МR. Так, если установившаяся на рынке цена батона хлеба равна 3 руб., то действующий как совершенный конкурент хлебный ларек принимает ее вне зависимости от объема продаж. В этих условиях каждый дополнительно проданный батон принесет ларьку 3 руб. (предельный доход). Таким образом, устанавливается равенство АR = МR =Р. Поэтому кривая спроса на продукцию отдельного предприятия в условиях совершенной конкуренции является одновременно и кривой его средней и предельной выручки.

Что касается общего дохода предприятия TR, то он изменяется пропорционально изменению выпуска продукции и в том же самом направлении. То есть существует прямая, линейная зависимость: ТR = PQ. Если ларек в нашем примере продал 100 батонов по 3 руб., то его выручка, естественно, составит 300 руб.

Прибыль - это разница между валовым (общим) доходом TR и совокупными (валовыми, общими) издержками производства ТС за период продаж:

П = Д – И; Р = TR – TC;

где П - прибыль, Д — доходы, И — издержки производства.

Разность между выручкой и бухгалтерскими (явными) издержками (т. е. выплатами за сырье, материалы, оборудование, приобретаемые у поставщиков, не входящих в состав фирмы), образует бухгалтерскую прибыль.

Разность между выручкой и экономическими (явными и неявными) издержками есть экономическая прибыль.

Поскольку явные издержки совпадают с бухгалтерскими, считается, что бухгалтерская прибыль превышает экономическую на величину неявных издержек. Критерием успеха предприятия является не бухгалтерская, а экономическая прибыль. Если бухгалтерские (явные) издержки превышают доход, то отрицательную прибыль называют убытками предприятия.

Чистая прибыль — прибыль после уплаты из валовой прибыли налогов и других обязательных платежей. Остается в полном распоряжении предприятия.

Выделяют также нормальную прибыль. Нормальная прибыль – это часть предпринимательского дохода; минимальная плата (доход), которая должна вознаграждать предпринимателя, чтобы стимулировать его к деятельности в определенной сфере производства. Нормальная прибыль (нулевая экономическая прибыль) появляется в том случае, когда общая выручка равна общим (явным и неявным) издержкам. Эта прибыль считается элементом неявных издержек.

Таким образом, наличие положительной бухгалтерской прибыли свидетельствует о благополучии предприятия. Существование нормальной прибыли говорит о том, что бизнес идет не хуже, чем в среднем по экономике. Наличие положительной экономической прибыли означает, что данное предприятие лучше других распоряжается ресурсами. Следовательно, именно положительная экономическая прибыль является наиболее точным индикатором эффективности предприятия. Получение экономической прибыли, т.е. сверхприбыли, возможно только в краткосрочном периоде, когда другие фирмы, привлеченные этим обстоятельством, не успевают войти в отрасль и начать производить аналогичный продукт.

Сущность прибыли проявляется в ее функциях. Их основных три:

  • Учетная, или оценочная, функция. Прибыль используется в качестве важнейшего критерия эффективности предприятия, поскольку она отражает все стороны его предпринимательской деятельности. Однако прибыль не является универсальным показателем, так как ее величина во многом зависит от факторов, не связанных с деятельностью предприятия (ставки налогов, политика цен, процентные ставки за кредит и т. д.).
  • Распределительная функция. Прибыль используется как один из инструментов распределения чистого дохода между предприятием и его работниками; между сферой материального производства и непроизводственной сферой; между предприятием и обществом в целом (отчисления части прибыли в государственный и местный бюджеты).
  • Стимулирующая функция. В этом качестве прибыль рассматривается не только как результат предпринимательской деятельности, но и как важнейший фактор повышения эффективности производства. Прибыль используется как источник и условие накопления финансовых ресурсов, предназначенных для расширения производства и его технического перевооружения; формирования поощрительных фондов предприятий.

3. Максимизация прибыли и минимизация убытков.

Основной задачей предприятия, действующего на совершенно конкурентном рынке, является выбор оптимального объема производства для достижения максимума прибыли и минимизации убытков.

Максимальная прибыль достигается в двух случаях:

а) когда валовой доход TR в наибольшей степени превышает совокупные издержки ТС;

max

TR > TC

б) когда предельный доход MТR равен предельным издержкам МС.

МТR (MR) = MC.

предельная прибыль MP = предельный доход MR – предельные издержки МС.

Для совершенно конкурентной фирмы предельный доход всегда равен цене продукта: MR = Р.

Для совершенно конкурентной фирмы предельные издержки равны рыночной цене товара:

МС = Р.

Предельным условием максимизации прибыли является такой объем выпуска продукции, при котором цена равняется предельным издержкам.

Определив предел максимизации прибыли фирмы, необходимо установить равновесный выпуск продукции, максимизирующий прибыль.

Максимально прибыльное равновесие - это такое положение фирмы, при котором объем предлагаемых благ определяется равенством рыночной цены предельным издержкам и предельному доходу: Р = МС = MR.

Максимально прибыльное равновесие в условиях совершенной конкуренции иллюстрируется на рис. 7.4.

Рис. 7.4. Равновесный выпуск продукции совершенно конкурентной фирмы.

При этом надо иметь в виду, что выпуск, обеспечивающий максимальную прибыль, отнюдь не означает, что за единицу данной продукции извлекается самая большая прибыль. Отсюда следует, что неправильно использовать прибыль за единицу продукта в качестве критерия общей прибыли.

В определении объема выпуска, максимизирующего прибыль, необходимо сравнивать рыночные цены со средними издержками.

Средние издержки АС - издержки в расчете на единицу произведенной продукции; как мы помним, они равны общим издержкам производства, деленным на количество произведенной продукции. Различают три вида средних издержек: средние валовые (общие) издержки (АС); средние постоянные издержки (AFC); средние переменные издержки (AVC).

Соотношение рыночной цены и средних издержек производства может иметь несколько вариантов:

1) цена больше, чем средние издержки производства, максимизирующие прибыль.

P > AC;

В этом случае фирма извлекает экономическую прибыль (или сверхприбыль), т. е. ее доходы превышают все издержки (рис. 7.5);

Рис. 7.5. Максимизация прибыли конкурентной фирмой

  1. цена равна минимальным средним издержкам производства.

P = AC;

Это обеспечивает фирме самоокупаемость, т. е. фирма только покрывает свои издержки, что дает ей возможность получать нормальную прибыль (рис. 7.6);

Объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам, называется точкой оптимального выпуска.

Qопт. = MR = MC;


Рис. 7.6. Самоокупаемая конкурентная фирма

3) цена ниже минимально возможных средних издержек.

P < AC;

Т. е. фирма не покрывает всех своих издержек и несет убытки (рис. 7.7);

Рис. 7.7. Конкурентная фирма, несущая убытки

4. Фирма в долгосрочном периоде.

В долгосрочном периоде, когда могут меняться все виды затрат (в том числе и те, которые в краткосрочном периоде были постоянными), решение предприятия об объеме выпускаемой продукции будет приниматься иначе, поскольку можно изменять все производственные факторы, включая и размеры предприятия.

Если при существующей рыночной цене несколько предприятий терпят убытки и прекращают производство, предложение на рынке сокращается. Результатом сокращения предложения при постоянном спросе является повышение цены. Возросшая цена позволит предприятиям, оставшимся в отрасли, получать экономическую прибыль.

В условиях совершенной конкуренции, когда нет ограничений доступа на рынок, появятся новые предприятия, привлеченные возросшей прибылью. В результате предложение возрастет, а цена снизится. При совершенной конкуренции такие колебания носят постоянный характер. Равновесие на рынке будет достигнуто тогда, когда у предприятий не будет стимулов как для входа в отрасль, так и для выхода из нее. Это достигается при условии, если рыночная цена установится на уровне минимума долгосрочных средних валовых издержек и экономическая прибыль, таким образом, исчезнет.

Совершенно конкурентное предприятие производит продукцию на долгосрочном временном интервале только в том случае, когда цена не опускается ниже долгосрочных средних валовых издержек.

5. Монопольные цены. Механизм получения монопольной прибыли.

В условиях рынка монополия возникает в случае, когда остается единственный производитель, способный удовлетворять общий спрос потребителей на данный товар. На монопольном рынке потребители максимизируют потребительскую выгоду, а производитель- монополист – свою прибыль. Фирма-монополист путем увеличения масштабов производства и его рациональной организации сокращает средние и предельные затраты до минимума и за счет этого вытесняет всех конкурентов. На рынке спрос потребителей остается наедине с предложением фирмы-монополиста. Монополист, способный удовлетворить общий спрос потребителей, устанавливает объем производства и цену на таком уровне, который позволяет полностью реализовать товар и максимизировать прибыль.

PAGE 10

ФИРМА В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ И НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ