Средства маркетинговых коммуникаций

урс «Маркетинг в рекламе» Осетрова М.Н.

Лекция 27 – 28. Средства маркетинговых коммуникаций

Составить таблицу «Средства маркетинговых коммуникаций» на основе текста лекции 27-28 (стр. 2 – 13)

Колонки: 1 - №; 2 – разновидности; 3 - характеристика; 4 – достоинства; 5 – недостатки.

I. Реклама

1.Элементы средств рекламы

Средства распространения рекламы представляют собой материальное средство, служащее для донесения рекламной информации до потребителя и способствующее достижения определенного рекламного эффекта. Следует отличать рекламное средство от рекламного носителя. Рекламный носитель не является рекламным средством (газета – носитель рекламного объявления, а самообъявление – это рекламное средство).

В рекламном средстве выделяют две составляющие: это рекламное сообщение (его содержание и форма) и технический носитель рекламного сообщения (журнал, телевизионный канал).

Попытки классификации рекламных средств предпринимались не однократно, однако единой классификации не существует до сих пор. Существует множество критериев, по которым классифицируются средства рекламы. Приведем лишь некоторые из них.

По воздействию на органы чувств:

• зрительные (аудиальные);

• звуковые (визуальные);

• зрительно-звуковые (аудио-визуальные);

• воздействующие на обоняние;

• воздействующие на вкус;

• воздействующие на осязание;

По отношению носителя рекламной информации к рекламируемому объекту:

• демонстрационные;

• изобразительные и словесные;

• демонстрационно-изобразительные;

По характеру воздействия на потребителя:

• индивидуальные;

• массовые;

По времени воздействия:

• разовые;

• серийные;

• сезонные;

• систематические

Средства рекламы состоят из двух групп элементов – это основные (текст, изображение) и вспомогательные (свет, звук, шрифт и прочее). Следует отметить, что в рекламе текст рекламного обращения и изображение определяют эффективность всего рекламного средства.

Рекламный текст должен отвечать следующим требованиям:

• должен обязательно содержать главную мысль и работать на ее запоминание (конкретность);

• в тексте должна четко выстраиваться цепочка аргументов в пользу приобретения продукта, причем последующий аргумент должен следовать из предыдущего (логичность);

• психологи утверждают, что внимание человека к рекламному обращению сообщению можно привлечь на короткий промежуток времени, за который надо объяснить, почему этот продукт следует приобрести (краткость);

• содержать нечто, что выделяет сообщение на фоне остальных и легко запоминаться (оригинальность).

Следует помнить, что рекламный текст должен соответствовать правилам синтактики (регулировать смысл и соотношение частей рекламного текста). Изображение может выступать в качестве визуального дополнения к тексту или самостоятельным элементом средств рекламы (т.е. даваться без текста).

Изображение должно привлекать внимание, вызывать интерес, демонстрировать внешний вид товара и его преимущества, разъяснять текст рекламы, делать текст более запоминающимся, создавать зрительный образ рекламируемого продукта. В рекламных обращениях изображение может быть выполнено в виде фотоснимка, рисунка или киносюжета.

2. Реклама в прессе

2.1. Газеты

Размещение рекламных материалов в газетах имеет ряд преимуществ:

• доверие газете – доверие рекламным материалам. Наибольший эффект доверия возникает когда рекламный материал маскируется с помощью специальных средств, например, под новости или подается в соответствующем информационном окружении;

• относительно невысокая стоимость рекламных площадей. В то же время достаточно низкое качество многих местных газет не позволяет максимально эффективно использовать цветные рекламные иллюстрации;

• высокая периодичность – раз в день, раз в неделю (еженедельники) и раз в месяц (встречается достаточно редко, но встречается);

• высокая оперативность;

• район распространения тиража газеты, как правило, совпадает с границами их торговых зон, кроме того, некоторые крупные издания выпускают «местные» газеты под собственной торговой маркой.

Следует так же выделить ряд недостатков газеты как средства распространения рекламы:

• маленький срок «жизни» рекламного сообщения – один день для ежедневных газет и 3–6 для еженедельных;

• низкое качество печати.

Газеты используются в ходе рекламных кампаний федерального масштаба в следующих случаях:

• для достижения запланированного охвата рынка;

• для должного учета региональных различий в своей рекламе;

• для извлечения пользы из «событийности» присущей новым товарам и услугам (новый товар сам по себе является новостью, его реклама, поданная в окружении новостей, эффективно вписывается в представление потребителя о мире);

• для проведения специальных (местных) акций по стимулированию сбыта.

Для увеличения рекламного эффекта в газетах возможно использование вкладываемого материала. Обычно его применяют для

• для повышения эффекта от рекламы, можно разместить в газете (вложить, а не напечатать) отдельный рекламный материал. У подобного хода есть один основной недостаток – стоимость. Плюсов от данного хода достаточно много;

• привлечение внимания. Нетипичное содержание привычной газеты заставляет потребителя, как минимум посмотреть – что там приклеено, а это уже немаловажно;

• привлечения интереса. Какое-никакое, а событие – кто-то что-то вклеил в газету, об этом можно рассказать, что увеличивает аудиторию;

• если вложен купон со сидкой, его несложно отделить от газеты и использовать по назначению.

Более широко этот метод используется в журналах, где стоимость изделия довольно высока, что позволяет делать вкладываемый материал более дорогостоящим (диски с программами, пробники и т.д.).

Не маловажным является выбор места и цвета для рекламного обращения. Психологи предлагают соблюдать ряд правил размещения рекламы. Приведем некоторые из них.

Размещать материалы на правой стороне на развороте, ближе к сгибу. Выделение рамкой увеличивает эффективность на 30 %. Большой размер - большие возможности. Большое количество однотипной рекламы для профи, а маленькое - для обывателя. Лучше всего запоминаются материалы, размещенные на первой и последней полосе. Выгодными считаются верхний левый угол на левой стороне и правый верхний – на правой. Лучше размещать рекламное обращение четыре раза на разных страницах, чем один раз целую страницу.

Чтобы рекламное обращение лучше воспринималось и запоминалось, психологи рекомендуют выполнять следующие условия:

• упоминать рекламное предложение в заголовке;

• делать акцент на слово «бесплатно»;

• продублировать предложение в подзаголовке;

• поместить картинку с товаром;

• включить рекомендации по использованию;

• указать отличие от других рекламодателей;

• включить фразу о безотлагательности предложения;

• набрать фразу крупным шрифтом;
• добавить цвет (красный, синий, коричневый);

• использовать краткие абзацы;

• название кампании располагать в нижней части объявления;

• использовать фразы «новинка», «впервые» и т. д.

2.2. Журналы

По расчету «стоимости за тысячу» рекламные площади в журнале дорожают значительно медленнее, чем телевизионные. К тому же в Москве, выходит большое количество достаточно качественных журналов (в которых могут делать качественную рекламу).

Основные характеристики журнала как рекламоносителя:

  1. Читатель журнала достаточно молод, образован и финансово обеспечен (по крайней мере, достаточно обеспечен – журнал редко стоит меньше 100 рублей).

2. Обычно, журналами интересуются люди с повышенной социальной активностью.

3. Журнал читают некоторое время (не за один раз), но и после прочтения, как правило, сохраняют.

4. Читатель журнала просматривает его весь, включая рекламные полосы. Журнал является достаточно дорогостоящим (полоса может стоить несколько десятков тысяч руб.), но весьма эффективным средством рекламы.

Рассмотрим основные преимущества журнала перед газетой:

• серьезность. Потребитель смутно, но представляет себе, сколько это стоит. Естественно, если товар рекламируется в журнале, то этот товар может и дорогой, но качественный, если в журнале рекламируется фирма, то это серьезная фирма;

• имиджевая составляющая. Журнал – источник досуга, а не новостей. Большая часть развлекательных журналов сознательно делают ставку на показ «красивой жизни», идеальные представления об объекте рекламы еще никому не мешали;

• цвет и внешний вид вообще. Полноцветная печать позволяет не просто показать, как выглядит товар, но и показать КАК (замечательно) он выглядит;

• срок жизни. Журнал не выбрасывают, не выбрасывают и ваше объявление;

• распространение. Многие рекламные журналы не только продаются, но и бесплатно распространяются среди определенной аудитории, что фактически, превращает журнал в гибрид рекламного буклета и коммерческого предложения

Особенно эффективной является имиджевая реклама, нацеленная на высокодоходную аудиторию, мало того, вероятность «достать» эту аудиторию другими рекламоносителями очень невелика.
Недостатками журналов как средств распространения рекламы являются:

• достаточно небольшие тиражи, даже если каждый журнал прочитают десять человек, то при тираже в 5000 экз., это составит 50000 прочитавших;

• высокая стоимость. Что и говорить, 25 тыс. рублей за полосу в местном журнале это много, если необходимо продать мешок сахара, даже слишком много;

• низкая оперативность. Издание выходит раз в месяц, а очередь на размещение рекламы в издание с хорошей репутацией занимают за полгода;

• целевая аудитория. Развлекательные журналы не всегда обеспечивают профессиональную аудиторию (высокооплачиваемые специалисты), специализированные журналы обеспечивают строго определенные аудитории (например, архитекторы или дизайнеры), а людям, не входящим в эту аудиторию читать журнал просто не интересно – они и не читают. К тому же целевая аудитория с низким доходом вообще не читает журналы.

Так же необходимо выделить и достоинства журналов:

• наличие тематических разделов;

• высокое качество полиграфии;

• возможность использования длинных текстов.

Для повышения эффективности рекламы необходимо, чтобы было большое количество подробностей о товаре, использовать специальные термины, использовать фото, а не рисунки. А для рекламы в популярных журналах необходимо использовать дружеский, доверительный тон и больше эмоций для демонстрации качества продукции. Следует помнить, что журналы лучше всего подходят для имиджевой рекламы.

3. Печатная реклама

Печатная реклама – средство рекламы, выполненное на специально изготовленной в рекламных целях печатной продукции (не являющейся периодичным изданием и рассчитанное преимущественно на зрительное восприятие).

Печатная реклама имеет следующие достоинства:

• относительная дешевизна;

• оперативность изготовления;

• отсутствие информации о конкурентах на конкретном носителе.

Основная цель печатной рекламы – привлечь внимание читателя, сделать товар узнаваемым. В настоящее время выпускается целый ряд рекламной печатной продукции. Выделим наиболее распространенные.

3.1. Каталог – печатное издание, оформленное в виде книги или брошюры, содержащее перечень большого числа товаров, составленное в определенном порядке. Должен отвечать следующим требованиям:

• товары должны быть представлены в большом ассортименте, их описание должно быть дано в определенном порядке и обязательно содержать подробную информацию, цену и фотографию товара;

• желательно приложить отзыв компетентных лиц о представленных товарах;

• печать производить на бумаге высокого качества;

• снабжать каталоги предметными указателями.

3.2. Проспект – рекламное средство, в котором рекламируется товар или группа товаров, относящихся к одной категории. В нем более развернуто представлена информация о каждом товаре, он также хорошо иллюстрирован и качественно отпечатан.

Виды проспектов:

Проспект – письмо (на первой странице помещается текст, на остальных - сам проспект).

Проспект с образцами товара (кроме описания, потребитель сам может убедиться в качестве товара).

Проспект с выдержками из каталога (представляет собой карточку заказа с выдержками из каталога).

Проспект – брошюра (содержит в себе очень подробную информацию только одного товара).

3.3. Буклет – издание, которое не сброшюровано, а уменьшение размера происходит за счет многократного сложения в «гармошку». Рассчитан на кратковременное использование и в большинстве случаев на однократное прочтение.

3.4. Упаковка – бумажная или иная оболочка, сберегающая товар. Помимо функции сохранения товара, упаковка имеет большое рекламное значение. Ее задача – привлечение внимания потребителя. Требования к упаковке:

• заметность среди других товаров;

• возможность передачи вербальной информации (хорошо читаться, текст не должен быть двусмысленным, должна содержать графические элементы);

• престижность упаковки (дорогая упаковка всегда привлекает внимание покупателя).

3.5. Листовка – одно или двустороннее изображение (текст), помещенное на листе относительно небольшого формата. Целесообразнее всего выпускать листовки сериями.

Так же к средствам печатной продукции относятся: фирменные поздравительные и рекламные открытки, календари (перекидные, настенные, карманные), этикетки, бланки меню и т. д.

4. Реклама на телевидении

4.1. Телевизионная реклама считается одним из самых эффективных средств распространения рекламы для широкого круга потребителей. Исследования показывают, что доля вложения средств в телерекламы ежегодно растет.

Реклама на телевидении имеет целый ряд преимуществ:

• высокая эффективность;

• высокий охват;

• позволяет влиять на сознание и подсознание потребителя;

• позволяет продемонстрировать товар или услугу в действии.

В тоже время следует указать на некоторые недостатки телерекламы как средства распространения рекламы:

• размытость целевой аудитории;

• малая продолжительность жизни рекламного сообщения;

• высокая стоимость;

• большая длительность изготовления;

• потребитель может одновременно с восприятием рекламы заниматься другими делами или уходит на кухню;

• низкая оперативность;

• вызывает раздражение у потребителя от самой рекламы товара.

Телерекламу в ходе рекламной кампании используют для всех рекламных целей. Это – информирование, увещевание, напоминание, позиционирование, создание и поддержание имиджа, удержание потребителей.

В то же время не все товары имеет смысл рекламировать на телевидении.

Обычно телевидение используют для рекламы:

• продуктов питания (йогурты, пиво, соки, кофе);

• торговых сетей, корпораций федерального уровня и т.п.;

• субъектов федеральной и местной политики;

• субъектов экономики (в том числе банковские структуры, страховые компании и т.п.);

• косметических средств, парфюмерии, средств гигиены.

Виды телерекламы

Рекламные ролики (игровые, документальные, мультипликационные). Характеризуются высоким уровнем психологического воздействия на потребителя и, в то же время, имеют высокую стоимость, навязчивость, вызывают раздражение.

Заставка (размещение логотипа, слогана и т.д. как статического изображения, так и во время прогноза погоды или телепередачи).

Спонсорство (создает очень благоприятное отношение телезрителей).

Участие в специализированных программах (школа ремонта и т.д.).

Бегущая строка (сравнительно не дорогой, и мало эффективный способ, вызывающий раздраженность у телезрителей, мешает смотреть фильмы и телепередачи).

4.2. Реклама с помощью телевидения (удачное размещение рекламных щитов и т.д. на различных мероприятиях, снимаемых телевидением).

Виды рекламных роликов:

Блиц - ролики (15–20 секунд). Обычно дается логотип, название фирмы, телефон, адрес, информация об основных направлениях деятельности. Используется компьютерная графика или игровое кино. Основная цель – постоянно напоминать о фирме как таковой, товаре или услуге. Ассоциативные связи выстраиваются за счет обыгрывания свойств, цены товара и т.д.;

Развернутые ролики (более 20 секунд) Приводится описание, характеристики товаров и услуг, условия поставки, предоставляемые скидки, условия работы и т.п. Позволяют использовать прямые и косвенные ассоциативные связи.

Типы сюжетов рекламных роликов:

Описательные, информационные (содержат видеоряд продукции или информацию о товаре и услуге).

Благозвучно сентиментальные (типично западная реклама, как правило, западных товаров и услуг, часто не рассчитанная на интеллектуального потребителя).

Парадоксальные (реклама от противного, юмор, гротеск, анекдот, ситуация «антирекламы»).

Шоковые (бедствие и несчастье без товара противопоставляется счастью и благополучию при наличии данного товара).

Отвлеченные (реклама не направленная на товар непосредственно, но выстраивающая тесные ассоциативные связи товара и эстетического удовольствия

Психологи рекомендуют использовать следующие правила при изготовлении телерекламы:

• движение слева направо воспринимается легче и более благоприятно, чем справа налево;

• движение по диагонали слева направо и снизу вверх ассоциируется с преодолением, достижением чего-то значимого, в то время как обратное движение воспринимается как потеря неких позиций;

• движение по диагонали справа налево и снизу вверх может вызывать смутные негативные ощущения;

• резкая и частая смена кадров, особенно от среднего плана к крупному, ассоциируется со вторжением в персональное пространство зрителя и может вызывать отрицательные эмоции;

• наиболее благоприятная длительность ролика 30 секунд или 2 минуты, т.е. нестандартной продолжительности;

• у рекламы есть только 3 секунды, чтобы привлечь внимание потребителя;

• особая роль отводится использованию юмора;

• реклама должна адекватно отражать объективную реальность.

Следует помнить, что главное в рекламе – побуждение к покупке товара, а не увеселение публики.
Телереклама должна быть: динамичной, естественной, занимательной, достоверной, гармоничной, легкой, современной, активной, оптимистичной, притягательной, оригинальной, талантливой, уважительной, открытой, остроумной.

5. Реклама на радио

Радиореклама – наиболее экономичное и действенное средство рекламы. Радиореклама воспринимается легко и непринужденно, когда мы занимаемся домашними делами или едем в автомобиле. Причем радиореклама бывает эффективна в то время, которое на телевидении считается провальным (в течение рабочего дня).

Радиореклама имеет ряд достоинств:

• большой охват;

• высокая избирательность;

• низкая стоимость;

• фоновое воздействие;

• возможность создания абсолютно любых образов при минимальных затратах;

• высокая оперативность;

• большая повторяемость;

• круглосуточное вещание.

Недостатками радиорекламы считается:

• слабая запоминаемость рекламного сообщения, мимолетность;

• ограничения, связанные только с использованием звука.

Виды радиорекламы:

• рекламные сообщения (читает один или два диктора между передачами);

• рекламный призыв (слоган);

• рекламная беседа (беседа осведомленного и неосведомленного собеседника);

• выступление авторитетного лица;

• советы радиослушателям;

• песня с рекламным содержанием;

• рекламный конкурс.

В радиорекламе следует следовать некоторым правилам. Для привлечения внимания использовать различные звуки: звонки, колокольчики. Учитывая специфику радио как средства рекламы, необходимо особое внимание уделять голосу диктора. Произносить слова быстро и четко, использовать юмор и шутки.

Использовать спонсирование радиопередач. Целесообразнее размещать рекламу сразу на нескольких каналах.

6. Наружная реклама

Наружная реклама – средство рекламы, рассчитанное преимущественно на визуальное восприятие изображения товара в посещаемых местах. Средства наружной рекламы – технические средства стабильного территориального размещения рекламы.

Виды наружной рекламы:

• рекламный щит;

• афиша;

• транспарант;

• световые вывески;

• электронные экраны;

• фирменные вывески и др.

Наружная реклама должна соответствовать ниже перечисленным требованиям:

• привлекать к себе внимание;

• содержать минимум информации;

• обеспечивать высокую частоту контактов;

• восприниматься за короткое время контакта

Наружная реклама чаще всего используется для рекламы потребительских товаров. Основная цель этой рекламы – напоминание о товаре, услуге или фирме.

7. Реклама на транспорте (транзитная реклама)

Реклама на транспорте – средство рекламы, заключающееся в размещении рекламной информации на наружных поверхностях или внутри транспортных средств.

Выделяют три вида рекламы на транспорте:

• наружные рекламные плакаты и любое наружное рекламное оформление общественного транспортного средства;

• внутрисалонные рекламные постеры, бегущая строка, объявления по громкой связи;

• рекламные щиты, постеры, бегущая строка и объявления по громкой связи, осуществляемые на железнодорожных вокзалах и автовокзалах, в аэропортах, метро и т. д.

Положительные стороны использования рекламы на транспорте:

• привлекает внимание, так как в транспорте мало других раздражителей;

• хорошо заметна, легко читаема, не навязчива;

• воздействует на целевую аудиторию непрерывно в течение всего дня (пока работает общественный транспорт);

• гарантированная повторяемость воздействия на одну и ту же аудиторию;

• охват общественного транспорта составляет практически весь город и пригород.

Отрицательные стороны рекламы на транспорте:

• может отвлечь водителей и способствовать нарушению правил дорожного движения;

• хуже воспринимается в определенное время суток (утром и вечером).

8. Интернет-реклама

Глобальная информатизация современного общества повлекла за собой использование Интернета как средства рекламы. Чаще всего это происходит в виде:

• привлечения посетителей на сайт для ознакомления с информацией о компании и ее продукции;

• размещения рекламной информации на общедоступных сайтах;

• поиска потребителей продукции среди аудитории Интернета.

Баннер – объявление в Интернете. Представляет собой прямоугольное графическое изображение, размещаемое в верхней или нижней части страницы сайта. Они обычно содержат изображения (часто – анимации) и надписи интригующего содержания, которые уговаривают "кликнуть" на нем мышкой, и представляют собой гиперссылку на рекламируемый сайт.

Баннер содержит в себе следующие элементы: текстовая врезка (текстовое сообщение на странице); графическая врезка (картинка-гиперссылка); гиперссылка.

Использование Интернета как рекламоносителя имеет следующие положительные стороны:

• гибкость в проведении рекламной кампании;

• возможность для создания качественной и оригинальной рекламы;

• относительно доступные цены;

• наличие обратной связи;

• получение точных статистических данных о количестве потребителей,

вступивших в рекламный контакт.

Отрицательные стороны Интернета как рекламоносителя:

• узкая аудитория;

• небольшой технический охват;

• платность доступа.

9. Сувенирная реклама

Сувенирная реклама используется для охвата заранее намеченной аудитории путем бесплатной раздачи сувениров без каких-либо обязательств со стороны получающего. Сувениры служат знаками расположения рекламодателя к потенциальному покупателю и напоминают ему об отправителе.

Виды рекламных сувениров:

• календари;

• изделия с надпечаткой (карандаши, ручки, линейки, зажигалки, блокноты, папки, брелки, пепельницы и т.д.);

• деловые подарки или подарки для ответственных работников (кейсы, настольные телефоны, бизнес–папки и т.д.);

Очень широкое распространение получила реклама на полиэтиленовых пакетах, футболках, бейсболках, кепках, фирменной форме.

II. Другие маркетинговые коммуникации

1. Паблисити

Важной частью формирующегося общественного мнения о компании и ее продукции является "паблисити" – коммерчески благоприятные сообщения в средствах массовой информации, презентации, пресс-конференции. Паблисити –- стимулирование спроса на товары и услуги посредством обычных публикаций, сообщений на радио и по телевидению, во время которых не применяются специальные рекламные приемы (так как эта информация сама по себе представляет ценность для потребителей).

Особое значение играет новость в рекламе, что воздействует на жизнь аудитории и возбуждает ее любопытство. Это способ привлечения внимания к некоторой структуре, личности, замыслу, которые ведут к установлению позитивных взаимоотношений, увеличению объемов продаж, росту авторитета.
Паблисити может выступать как посредническая реклама или как бесплатная реклама в новостях. На самом деле компания все равно производит существенные затраты на паблисити (оплата труда своих сотрудников, ведущих деятельность по связям с общественностью).

Рассмотрим основные направления работы паблисити.

  • Взаимодействие со средствами массовой информации заключается в организация пресс-конференций, брифингов, рассылке пресс-релизов, производстве фильмов и репортажей, написании статей о кампании. Так же проводятся различные информационные мероприятия, как самостоятельно, так и с другими производителями. Положительный результат дают встречи с первыми лицами компании.
  • Производство печатной продукции заключается в выпуске информационных бюллетеней, ежегодных отчетов о деятельности фирмы и публикации авторских статей в различных журналах.
  • Участие представителей компании в работе различных бизнес или общественных конференций в целях презентации компании, ее товаров и услуг; налаживания контактов с другими компаниями; получения интересующей информации;
  • Работа с органами государственной власти и местного самоуправления по налаживанию взаимовыгодных позитивных отношений.

Выбор паблисити как средства по продвижению товара и формированию имиджа, должны естественным образом вписываться в обычную новостную или познавательную передачу, иначе внедрение будет смотреться навязчиво и вызовет только раздражение у потребителя.

2. Стимулирование сбыта

Стимулирование сбыта - поощрение совершения покупки за счет предоставления выгод, не связанных с качеством и свойствами товара (скидки, бонусы и т.д.).

Можно выделить следующие виды стимулирования сбыта:

• немедленные выгоды (скидки, купоны, компенсации);

• будущие выгоды (различные гарантии и бесплатные образцы);

• подарки;

• конкурсы и лотереи.

Субъектами мероприятий по стимулированию сбыта могут выступать производители товаров и торговые представители. В качестве объекта выступают потребители, торговые посредники, собственный торговый персонал. Приемы стимулирования сбыта, направленные на конечных потребителей подразумевают:

• скидки с условием приобретения определенного количества единиц товара или при покупке на определенную сумму;

• дисконтные карты, предоставляемые постоянным клиентам или при покупке на определенную сумму, которые дают определенный процент скидки (как правило, 3–5 %);

• сезонные скидки;

• распродажа устаревших моделей товара;

• скидки на новый товар при условии сдачи старого;

• купон, дающий право на скидку без каких-либо условий и обычно распространяемый через СМИ;

• подарок за покупку определенного количества единиц товара;

• предоставление кредита;

• рассрочка платежа;

• сервисное обслуживание;

• бесплатная транспортировка и установка товара;

Дополнительными стимулами покупки для торговых представителей являются:

• скидки при закупке определенной партии товара и постоянным клиентам;

• предоставление дополнительного бесплатного товара при закупке большой партии;

• премии, выплачиваемые дилерам за увеличение объема продаж;

• конкурсы для дилеров;

• обеспечение рекламной поддержкой;

• организация конференций для дилеров и курсов повышения квалификации;

Собственный персонал за покупку товара, как правило, поощряется:

• премией лучшим торговым работникам;

• организацией развлекательных поездок за счет фирмы;

• организацией различных конкурсов;

• моральными поощрениями (присвоение званий, выдача грамот и т.д.).

3. Личная продажа

Личная продажа – это деятельность по работе с индивидуальным потребителем, где производитель принимает непосредственное участие в распространении нужной для него информации.

Личная продажа (прямой маркетинг) включает в себя:

• личные беседы с клиентами;

• регулярное посещение представителями соответствующих отделов предприятий (продавцов) своей клиентуры;

• передачу предложений о покупке, условиях сделки по различным средствам современной коммуникации и т.д..

Целенаправленное использование технологии личной продажи средство дорогостоящее, но весьма эффективное. Личная персональная продажа – беседа о товаре продавца с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью продажи данного товара, которая чаще всего осуществляется в различных формах.

Многие производители товара (особенно косметики и дорогих малораспространенных товаров) часто прибегают к использованию технологии личных продаж. Это обусловлено тем, что личная продажа основывается на непосредственном и живом взаимном общении; гарантирует конфиденциальность; позволяет определить и скорректировать индивидуальную пригодность товара или услуги; способствует становлению разнообразных доброжелательных отношений между компанией и потенциальным клиентом; наиболее сильно побуждает покупателя к позитивной ответной реакции; наличие обратной связи.

Недостатками личных продаж является дороговизна (организовать индивидуальный контакт с каждым покупателем значительно дороже, чем с целевой аудиторией), и низкая пропускная способность продавца.

4. Связи с общественностью

Связи с общественностью (PR) –- налаживание связей с определенными целевыми, аудиториями для получения коммерческих и иных выгод в будущем.

При правильном позиционировании образа компании для ее сотрудников, ответственность за связи с общественностью в общем смысле ложится на каждого из работников, поскольку он является представителем компании, перед другими потребителями.

Мероприятия по связям с общественностью можно классифицировать по следующим признакам:

По виду.

• политический;

• коммерческий;

По периодичности:

• регулярный;

• единовременный (целевой);

• кризисный.

По направлению воздействия:

• позиционирование объекта;

• создание и укрепление имиджа;

• обособление компании от конкурентов и ее выделение среди других компаний;

• противостояние PR -мероприятиям конкурентов.

По выполняемым функциям:

• аналитический (разработка стратегии и тактики информационной политики);

• организационный (проведение мероприятий РК);

• коммуникативный (распространение информации о компании);
• консультативный (консультации руководителей компании и персонала в области связей с общественностью).

По аудитории:

• внутренней (персонал предприятия);

• внешней (потребители, СМИ, местные органы власти);

• собственной (партнеры, дилеры, поставщики).

Основными задачами мероприятий по связям с общественностью являются:

• прогнозирование, анализ и интерпретация общественного мнения;

• консультирование руководства (клиентов);

• прогнозирование кризисов;

• создание фирменного стиля и фирменных стандартов;

• целенаправленное создание положительного имиджа фирмы;

• оценка эффективности кампаний;

• постановка целей, формирование и оптимизация бюджета;

• набор, обучение и мотивация персонала (управление ресурсами).

С учетом специфики читателя выделим основные отличия рекламы от комплекса мероприятий по связям с общественностью (PR). Реклама, в отличие от PR, не создает модели социального поведения, максимум возможностей рекламы в этой области – навязывание обществу стереотипических реакций. PR создает и поддерживает репутации тех или иных субъектов бизнеса, в то время как основная функция рекламы – «продать» тот или иной товар. Реклама нацелена скорее на информирование и побуждение целевой аудитории к определенному действию (зачастую происходящему один раз), а PR на коммуникацию, что в данном случае обозначает создание долговременных отношений с обществом.

17

Средства маркетинговых коммуникаций