Экономическая теория: шпаргалка

Билет I

1. Кривая производственных возможностей. График кривой, ее характеристика.

2. Что такое общественный продукт. Стадии движения общественного продукта.

1. КРИВАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ (КПВ)

Производственные возможности – возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии.

F – неполное использование ресурсов. Есть резерв для увеличения пр-ва обоих товаров;

G – недостижима при данной технологии и количестве ресурсов

  • Выбор становится необходимым в условиях относительной ограниченности ресурсов. Выбор происходит между экономическими вариантами наилучшего использования ресурсов. Оптимальным будет тот вариант, который обеспечивает максимум результата при минимуме затрат.
  • КПВ обозначает границы максимально возможного одновременного производства товара А (ракеты) и В (конфеты) при полном использовании ограниченных ресурсов.
  • При наращивании производства товара А (ракеты) мы неизбежно теряем какое-то количество товара В (конфеты), и наоборот. Теряемое количество одного товара при максимизации производства другого называется альтернативными издержками.

КПВ показывает:

  • Тенденции роста альтернативных издержек производства в условиях увеличения производства одного из товаров;
  • Уровень эффективности производства

Таблица производственных возможностей

Альтернативы

A

B

C

D

E

Конфеты

10

9

7

4

0

Ракеты

0

1

2

3

4

2. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОДУКТ И СТАДИИ ЕГО ДВИЖЕНИЯ

Общественный продукт – совокупность всех произведенных за год материальных

и нематериальных благ.

ОН ИМЕЕТ ДВЕ ЦЕННОСТИ :

  1. Разнообразные предметы и услуги, созданные для удовлетворения производственных и личных потребностей людей
  2. Общественный продукт имеет СТОИМОСТЬ, воплощает в себе определенное количество затраченного на его производство труда и показывает ценой каких усилий произведен данный продукт

Движение общественного продукта происходит в четырех последовательных стадиях:

  1. Производство – создание общественного продукта
  2. Распределение – определение вклада каждого человека в создание продукта
  3. Обмен – встречная передача одного продукта взамен на другой
  4. Потребление – использование человеком общественного продукта (экономического блага) для целей удовлетворения своих потребностей в этом продукте


Билет II

1. Раскройте понятия макро- и микроэкономики. Что является предметом их изучения.

2. Спрос. Определение понятия «спрос». Кривая спроса. Закон спроса. Основные компоненты, влияющие на изменение величины спроса. Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса (графики).

1. Макроэкономика — наука, изучающая функционирование экономики в целом, работу экономических агентов и рынков; совокупность экономических явлений.

Макроэкономику интересуют такие показатели как – валовой объем производства, инфляция, безработица, рецессия.

Наиболее значимые цели макроэкономики:

  • 1. Полная занятость, когда все имеющиеся ресурсы

(труд, земля, капитал и предпринимательство) используются

для производства товаров и услуг

  • 2. Экономическая стабильность - недопущение или ограничение

колебаний в объемах производства, уровне безработицы и цен

  • 3. Экономический рост - способность экономики наращивать

объем производства товаров и услуг. Улучшается уровень жизни населения

Микроэкономика— наука, изучающая функционирование экономических агентов в ходе их производственной, распределительной, потребительской и обменной деятельности.

Экономические агенты — субъекты экономических отношений, принимающие участие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

Микроэкономику интересуют такие вопросы

как издержки производства, колебания цен, поведение потребителей и конкуренция

Наиболее значимые цели микроэкономики:

  • Эффективность – наивысший объем удовлетворения от имеющихся ресурсов
  • Справедливое распределение, когда доход или богатство распределяются в обществе среди его членов. Однако понятие справедливости относительно, поэтому мы вынуждены применять различные законы (нормативная экономика)

2. СПРОС – это готовность и способность потребителей купить определенное количество товаров и услуг по определенной цене в течение заданного времени.

Три основных компонента спроса:

  • ГОТОВНОСТЬ и СПОСОБНОСТЬ потребителей
  • определенное КОЛИЧЕСТВО товара и его ЦЕНА
  • ВРЕМЕННОЙ диапазон

Цена – это максимальная цена, которую потребители хотят и могут заплатить за данное количество товара

  • Ударение на слово «максимальная» - потребители имеют верхний предел цены, которую они хотят и могут заплатить;
  • Потребители всегда хотят и способны заплатить наименьшую цену, а в идеале – получить все БЕСПЛАТНО;
  • Максимальная цена спроса основана на таком факте экономической жизни, что люди всегда предпочитают большее меньшему;

Величина спроса – это то определенное количество товара, которое потребители хотели бы и могут купить по данной цене

  • Цена и величина спроса – это две неразрывные категории!!!
  • Изменение ВЕЛИЧИНЫ спроса и изменение СПРОСА – НЕ ОДНО И ТО ЖЕ!!!

ЗАКОН СПРОСА – есть обратная зависимость между ценой спроса и величиной спроса, и наоборот

Кривая спроса обозначается буквой D (demand) и характеризует состояние цен и объем покупок определенной продукции в определенный момент времени.

P – цена

Q – величина спроса, кол-во товара

Сдвиг кривой спроса

Сдвиг кривой спроса – есть глобальное изменение спроса, что приводит к сдвигу всей кривой спроса.

Существуют неценовые факторы, которые также могут влиять на спрос (детерминанты спроса) :

  • изменение доходов потребителей, количества потребителей
  • изменение вкусов и предпочтений потребителей
  • цены на взаимодополняемые и взаимозаменяемые товары
  • сезонность
  • мода

Спрос – это функция всех этих факторов

Q – спрос

P – цена

I – доход (income)

Z – вкусы

W – ожидания (waiting)

Psub – цена на товары-заменители (substitute)

Pcom – цена на дополняющие

товары (complement)

N – количество покупателей

B – прочие факторы


Билет III

1. Эластичность предложения по цене. Виды эластичности предложения.

2. Основные проблемы, изучаемые экономикой, как наукой. Базовые аксиомы. Вопросы распределения.

1. ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Коэфф. эластичность предложения по цене – показывает относительное изменение величины предложения под влиянием изменения цены на 1%.

где Q/Qs - относительное изменение величины предложения; P/P- относительное изменение цены

Смысл: на сколько % изменится величина предложения при изменении цены на 1%. Коэфф. эластичности предложения всегда положительный, т.к. для большинства товаров кривая будет иметь восходящий характер.

ВИДЫ ЭЛАСТИЧНОСТИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

  1. Совершенно неэластичное предложение, E=0. Изменение цены никак не влияет на изменение величины предложения.
  2. Предложение единичной эластичности, E=1. При изменении цены на 1%, величина предложения изменяется также на 1%;
  3. Эластичное предложение, E>1. При изменении цены на 1%, величина предложения изменяется более, чем на 1%;
  4. Совершенно эластичное предложение, E=. Изменение цены ведет к однозначному изменению величины предложения.

2. Экономика - Это наука, изучающая распределение ограниченных ресурсов, используемых для производства товаров и услуг, которые в свою очередь удовлетворяют безграничные желания и потребности потребителей.

Экономика базируется на:

Аксиома 1 – ресурсы ограничены

Аксиома 2 – желания и потребности человека безграничны

Ключевые вопросы, которые изучает Экономика:

  • Социальная наука – Экономика использует научные методы для объяснения и изучения нашего общества
  • Распределение – Экономика призвана помочь принимать решения о распределении (распространении) ресурсов, товаров и услуг
  • Ограниченные ресурсы - Экономические ресурсы лимитированы по сравнению с нашими желаниями их использовать
  • Производство – Общество трансформирует ресурсы в товары и услуги. Это и есть процесс производства
  • Потребление – Произведенные в Экономике товары и услуги в процессе их потребления (использования) призваны удовлетворять желания и потребности потребителей

Экономика так же предполагает изучение:

1.Проблем дефицита – у нас есть ограниченные ресурсы с одной стороны и неограниченные желания и потребности с другой.

2. Альтернативные издержки – использование ресурсов для производства одного товара не позволяет использовать этот же ресурс для производство другого товара.

Три основные вопроса распределения:

  1. ЧТО? Какие товары и услуги должны быть произведены из имеющихся в обществе ресурсов?
  2. КАК? Каким образом из имеющихся в обществе ресурсов произвести товары и услуги?
  3. ДЛЯ КОГО? Кто будет получать (использовать) произведенные товары и услуги


Билет IV

1. Основные виды экономических систем и их характеристика.

2. Предложение. Определение понятия «предложение». Кривая предложения. Закон предложения. Основные компоненты, влияющие на изменение величины предложения. Неценовые факторы, влияющие на изменение предложения.

1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Традиционная

  • крайне примитивные технологии;
  • преобладание ручного труда;
  • все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с вековыми обычаями;
  • организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета старейшин.

Административно-командная (плановая)

  • государственная собственность практически на все экономические ресурсы;
  • сильная монополизация и бюрократизация экономики;
  • централизованное, директивное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Основные черты хозяйственного механизма:

  • непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;
  • государство полностью контролирует производство и распределение продукции;
  • государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью

преимущественно административно-командных методов.

Смешанная

  • приоритетность рыночной организации экономики;
  • многосекторность экономики;
  • государственное предпринимательство сочетается с частным при всесторонней его поддержке;
  • ориентация государственной финансовой, кредитной и налоговой политики на экономический рост и социальную стабильность;
  • социальная защита населения

Рыночная экономическая система

  • государство играет минимальную роль;
  • основным двигателем является потребительский спрос;
  • классический «рынок» регулируется самостоятельно за счет спроса и предложения;
  • полное отсутствие управления «из центра».

2. ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это готовность и способность производителей продавать определенное количество товаров и услуг по определенной цене в течение заданного времени.

Три основных компонента спроса:

  • ГОТОВНОСТЬ и СПОСОБНОСТЬ потребителей
  • определенное КОЛИЧЕСТВО товара и его ЦЕНА
  • ВРЕМЕННОЙ диапазон

Цена – это минимальная цена, с которой производители хотят и могут

согласиться при продаже данного количества товара

  • Производители имеют нижний предел цены, по которой они хотят, могут и согласны продавать свой товар;
  • Производители всегда хотят и способны установить наибольшую цену, а в идеале – установить цену в 1 млн. долл. или выше;
  • Минимальная цена предложения основана на таком факте экономической жизни, что люди всегда предпочитают большее меньшему;

Величина предложения – это то определенное количество товара, которое

производители хотели бы и могут продавать по данной цене

  • Цена и величина предложения – это две неразрывные категории;!!!
  • Изменение ВЕЛИЧИНЫ предложения и изменение ПРЕДЛОЖЕНИЯ – НЕ ОДНО И ТО ЖЕ!!!

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ – есть прямая зависимость между ценой предложения и величиной предложения

Кривая предложения обозначается буквой S (supply) и характеризует какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

P – цена

Q – величина предложения, кол-во товара

ФУНКЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В общем виде уравнение кривой предложения мы можем определить по формуле:

Величина предложения (или объем предлагаемого к продаже блага) зависит от величины цены на это благо.

Движение по кривой предложения – есть изменение величины предложения.Т.е. изменение цены приводит кизменению количества предлагаемого к продаже товара.

Сдвиг кривой предложения

Сдвиг кривой предложения – есть глобальное изменение предложения, что приводит к сдвигу всей кривой спроса.

Существуют неценовые факторы, которые также могут влиять на предложение (детерминанты предложения) :

  • изменение цен на факторы производства (ресурсы)
  • изменение технологий производства
  • размер налогов и субсидий
  • количество производителей (продавцов)

Предложение – это функция всех этих факторов

Q – количество товаров

P – цена

Pr – цена на ресурсы

K – характер технологии

T – налоги и субсидии

N – количество продавцов

B – прочие факторы


Билет V

1. Что такое факторы производства. Перечислите основные факторы производства и дайте им характеристику.

2. Рыночное равновесие – определение, график, объяснение. Избыток и дефицит товара на рынке. Нарушение рыночного равновесия.

1. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА (Это ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг)

  • ТРУД - Представляет собой целесообразную деятельность человека по созданию экономических благ, проявление совокупности умственных и физических способностей человека
  • ЗЕМЛЯ - Как фактор производства охватывает все сельхоз угодья и городскиеземли, которые отведены под жилищную или промышленную застройку, а также совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг.
  • КАПИТАЛ - К факторам производства относится не весь капитал, а только реальный капитал — здания, сооружения, станки, машины и оборудование, инструменты и проч. — то есть все то, что используется для производства и транспортировки товаров и услуг. Финансовый капитал (акции,облигации,банковские депозиты и деньги) к факторам производства не относится, поскольку не связан с реальным производством, а выступает в качестве инструмента получения реального капитала
  • ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ТАЛАНТ - Предполагает особые способности человека заключающиеся в его умении:
    1. организовывать производство и выпуск товаров и услуг путем соединения всех необходимых факторов производства;
    2. принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса;
    3. рисковать денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией, поскольку деятельность на рынке связана с большой неопределенностью, а результат не гарантирован;
    4. быть новатором, то есть внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства.
  • ИНФОРМАЦИЯ - Обладание достоверной информацией является необходимым условием для решения стоящих перед экономическим субъектом проблем. Умение использовать полученные сведения для принятия наилучшего при сложившихся обстоятельствах решения характеризует такой ресурс, как знания.

2. РАВНОВЕСИЕ НА РЫНКЕ

Равновесие на рынке существует только тогда, когда величина предложения равна величине спроса, т.е. спрос равен предложению

  • Существует только одна цена, при которой спрос равен предложению;
  • Равновесная цена на рынке – это цена, которая устанавливается под воздействием конкуренции и не является объектом вмешательства со стороны государства;
  • При равновесии на рынке отсутствуют предпосылки к изменению цены, т.е. равновесная цена стабильна при существующих рыночных условиях;

Снижение цены ниже равновесной:

  • Приведет к росту величины спроса до 50,000 бушелей (А)
  • Продавцы готовы продать только 25,000 бушелей (В)
  • Возникает избыток спроса и дефицит товара в размере 50,000 – 25,000 = 25,000 бушелей

Точка E – точка равновесия

P = 2,50$ - равновесная цена

Q = 35,000 бушелей – равновесное количество товара

Повышение цены, сверх равновесной:

  • Приведет к росту величины предложения до 40,000 бушелей (H)
  • Покупатели готовы купить только 20,000 бушелей (C)
  • Возникает избыток предложения и избыток товара


Билет VI

1. Опишите модель кругооборота продукта и дохода.

2. Понятие собственности в экономике. Формы собственности и их характеристика.

1.

2. МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

Собственность, как экономическая категория, есть отношение между людьми по поводу материальной основы хозяйственной деятельности.

Владение – фактическое обладание имуществом

Распоряжение – действия, связанные с отчуждением владельца от его имущества (продажа, дарение, обмен, аренда, залог, наследование и т.д.)

Индивидуальная – личная собственность на предметы потребления и домашнего обихода, инд. трудовая деятельность

Коллективная – представлена акционерными предприятиями, кооперативами, товариществами и др.

Государственная – управляется государством и полностью принадлежит ему


Билет VII

1. Общая характеристика хозяйственной деятельности. Общественное производство и его роль в жизни общества. Общественный продукт, его состав и стадии движения.

2. Суть понятия «предельная полезность». Закон убывающей предельной полезности.

1.

Общественный продукт – совокупность всех произведенных за год материальных

и нематериальных благ.

ОН ИМЕЕТ ДВЕ ЦЕННОСТИ :

  • Разнообразные предметы и услуги, созданные для удовлетворения производственных и личных потребностей людей
  • Общественный продукт имеет СТОИМОСТЬ, воплощает в себе определенное количество затраченного на его производство труда и показывает ценой каких усилий произведен данный продукт

Движение общественного продукта происходит в четырех последовательных стадиях:

  • Производство – создание общественного продукта
  • Распределение – определение вклада каждого человека в создание продукта
  • Обмен – встречная передача одного продукта взамен на другой
  • Потребление – использование человеком общественного продукта (экономического блага) для целей удовлетворения своих потребностей в этом продукте

2. Предельная полезность (нем. Grenznutzen, англ. Marginal utility) — это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага.

Другими словами, предельная полезность — это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага (производная):

где U — функция полезности, а Q — количество потребляемого блага.

В условиях чистой конкуренции определяет рыночную цену товара.

Закон убывающей предельной полезности

Закон убывающей предельной полезности утверждает, что в непрерывном акте потребления предельная полезность блага начинает уменьшаться. Отсюда следует необходимость понижения цены для того, чтобы побудить потребителя к увеличению покупок такого продукта. Однако, закон убывающей предельной полезности не всегда действует при малых количествах товара. Например, если человек принимает одну таблетку — он излечивается не полностью. Если две — то он излечивается полностью, и предельная полезность возрастает по сравнению с одной таблеткой. Однако дальнейшее потребление антибиотиков только вредит организму и предельная полезность становится отрицательной.


Билет VIII

1. Товар и его свойства. Деньги, их сущность, виды и основные функции, денежные агрегаты.

2. Основные формы предпринимательской деятельности в России. Важнейшие экономические агенты рыночной экономики.

1. Товар — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи., продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена. Продукты, произведённые для личного потребления, товарами в экономическом смысле не являются.

Свойства товара - проявляющиеся в процессе приобретения и использования потребителем товара по своему прямому назначению свойства, физические и нефизические характеристики товара, оказывающие воздействие на покупателя. Главное свойство товара – это его полезность или ценность. Без этого свойства всякое движение товаров от одних лиц к другим является бессмысленным. Покупатель, приобретая необходимый товар, оценивает его полезный для себя эффект, а не труд, затраченный на его производство.

Свойства товара можно разделить на несколько категорий: социальные свойства, функциональные, эргономические, надежность, эстетические свойства, безопасность товара. Функциональные свойства определяют полезность товара, социальные - характеризуют его пригодность, значимость для общества, эргономические свойства товара характеризуют его удобство, гигиеничность, и комфорт в эксплуатации, надежность показывает способность изделия отвечать принятым в обществе нормам безопасности.

Деньги — специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.

Деньги проявляют себя через свои функции. Обычно выделяют такие функции денег как:

  • Мера стоимости. Разнородные товары приравниваются и обмениваются между собой на основании цены (коэффициента обмена, стоимости этих товаров, выраженных в количестве денег). Цена товара выполняет такую же измерительную роль, как в геометриидлина у отрезков, в физике вес у тел. Для измерений не требуется досконально знать, что такое пространство или масса, достаточно уметь сравнивать искомую величину с эталоном. Денежная единица является эталоном для товаров.
  • Средство обращения. Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров. Для этой функции крайне важны лёгкость и скорость, с которой деньги могут обмениваться на любой другой товар (показатель ликвидность). При использовании денег товаропроизводитель получает возможность, например, продать свой товар сегодня, а купить сырьё лишь через день, неделю, месяц и т. д. При этом он может продавать свой товар в одном месте, а покупать нужный ему совсем в другом. Таким образом, деньги как средство обращения преодолевают временные и пространственные ограничения при обмене.
  • Средство платежа. Деньги используются при регистрации долгов и их уплаты. Эта функция получает самостоятельное значение для ситуаций нестабильных цен на товары. Например, был куплен в долг товар. Сумму долга выражают в деньгах, а не в количестве купленного товара. Последующие изменения цены на товар уже не влияют на сумму долга, которую нужно оплатить деньгами. Данную функцию деньги выполняют также при денежных отношениях с финансовыми органами. Сходную по смыслу роль играют деньги, когда в них выражают какие-либо экономические показатели.
  • Средство накопления. Деньги, накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее. Функцию средства накопления выполняют деньги, временно не участвующие в обороте. Однако нужно учитывать, что покупательная способность денег зависит от инфляции.

Сейчас все современные денежные системы основываются на фиатных (символических) деньгах. Но исторически выделяют четыре основных вида денег:

  • товарные,
  • обеспеченные,
  • фиатные
  • кредитные.

Показателями структуры денежной массы являются денежные агрегаты. Денежными агрегатами называются виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности (возможностью быстрого превращения в наличные деньги). В разных странах выделяются денежные агрегаты разного состава.

2. Формы предпринимательства

  • Индивидуальное
  • Коллективное
    • Полное товарищество
    • Товарищество на вере
    • Общество с ограниченной ответственностью
    • Общество с дополнительной ответственностью
    • Закрытое акционерное общество
    • Открытое акционерное общество
  • Государственное

Экономические агенты — субъекты экономических отношений, принимающие участие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

Домашние хозяйства - представляют собой хозяйственную(экономическую) единицу, которая функционирует в потребительской сфере экономики и может состоять из одного или нескольких лиц. Эта единица является собственником и поставщиком, в основном, человеческого фактора производства и ее цель связана с обеспечением наиболее полного удовлетворения личных потребностей.

Банки - это финансово-кредитные учреждения,регулирующие движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования экономики. Они осуществляют посреднические функции в сфере движения финансов, аккумулируют на своих счетах денежные средства предприятий и домохозяйств и выгодно размещают их, кредитуя те же предприятия и домохозяйства.

Предприятия - эта экономическая единица вырабатывает товары или услуги для продажи, принимает самостоятельные решения, стремится к получению наибольшего дохода (прибыли) путем наилучшего использования привлеченных и собственных факторов производства. За свою деятельность этот многочисленный субъект рыночной экономики несет полную ответственность. Получаемая прибыль идет в личный доход и на совершенствование и расширение производства, на выплату налогов.

Государство - представлено всеми своими контролирующими, регулирующими и охранительными учреждениями, осуществляющими власть над хозяйственными субъектами для достижения общественных целей, обеспечения экономического и социального прогресса общества.


Билет IX

1. Бизнес-план – основа создания фирмы. Внутрифирменное планирование как инструмент обеспечения устойчивого положения фирмы на рынке.

2. Инфляция – ее определение и измерение. Причины и последствия инфляции, меры борьбы с инфляцией.

1. Бизнес-план — план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.

Бизнес-план служит трем основным целям:

  • Он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект.
  • Служит источником информации для лиц непосредственно реализующих проект.
  • Банк, при принятии решения о выдаче кредита получает исчерпывающую информацию о существующем бизнесе заемщика и его развитии после получения кредита.

Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:

  • определить конкретные направления деятельности фирмы,
  • целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
  • сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения.
  • определить лиц, ответственных за реализацию стратегии; выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям.
  • оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
  • выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;
  • определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
  • оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей; предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

2. Инфляция (лат. Inflatio — вздутие) — повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции за одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде.

Инфляция измеряется с помощью индекса цен. Индекс цен определяет их общий уровень по отношению к базовому периоду. Темп инфляции можно вычислить так : вычесть из индекса цен текущего года индекс цен за предыдущий год, разделить эту разницу на индекс цен прошлого года, и затем умножив дробь на 100%,получим ответ в процентах.

Также существует правило 70. Оно позволяет определить через сколько лет цены на товары увеличатся вдвое при определенном темпе роста инфляции.

Инфляция может возникать из-за избыточного спроса, когда невозможно увеличить реальный объем производства, т.к. все ресурсы использованы, а спрос на товары растет. Этот спрос и приводит к росту цен на реальный объем производства. Также существует инфляция издержек. Такая инфляция объясняется ростом издержек на единицу продукции. Издержки на ед.продукции – это затраты на ресурсы, используемые в производстве, разделенные на объем произведенной продукции. Такая инфляцию может происходит по причине роста зарплаты рабочих ,либо возрастанию цен на сырье или энергоресурсы.

Последствия инфляции:

1) снижение реальных доходов (особенно у людей с фиксированным доходом);

2) обесценивание вкладов;

3) инфляция наносит вред кредиторам;

4) инфляция вызывает нервозность у людей, социальную напряженность в обществе (так, инфляция в Германии 20-х – фактор прихода Гитлера к власти);

5) инфляция затрудняет планирование даже в краткосрочном периоде, что отрицательно сказывается на объемах производства;

6) инфляция нарушает инфляционный процесс, а гиперинфляция его разрушает, так как обесценивает сбережения, невозможно приобретать новое оборудование, расширять производство.

Социально экономические последствия инфляции:

1. Перераспределительные издержки инфляции.

Инфляция обогащает должников, теряют кредиторы. Доходы перераспределяются в пользу:

a) предприятий-монополистов;

б) финансовых структур;

в) теневой экономики;

г) отдельных лиц, когда, например, менеджеры сами себе устанавливают зарплату.

Теряют доходы:

a) люди, имеющие фиксированные доходы;

б) кредиторы;

в) люди, имеющие вклады в банках.

2. Инфляционный налог – возникает тогда, когда государство финансирует дефицит государственного бюджета путем увеличения денежной массы

3. Уменьшение реальных доходов.

4. Неопределенность, создаваемая инфляцией в связи с будущими ценами, поскольку будущая ценность денег непредсказуема.

5. Инфляция порождает социальные конфликты; приводит к банкротству банков, предприятий, к забастовкам. Теряются ориентиры в экономической деятельности; трудно осуществить накопление; деньги перестают осуществлять свои функции.

6. Инфляционные ожидания – это господствующие в обществе представления о том, какими будут предстоящие темпы инфляции.

Меры борьбы:

Оценивая характер антиинфляционной политики в ней можно выделить два подхода:

1. Первый подход предусматривает активную бюджетную политику, т.е. активное

маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на

платежеспособный спрос.

2. Второй подход это гибкое денежно-кредитное регулирование, которое

осуществляется формально неподконтрольным правительству центральным банком

страны. Иными словами, государство должно проводить антиинфляционные мероприятия для ограничения спроса.
Билет X

1. Предмет и метод экономической теории. Основные этапы развития экономической науки. Современные направления и школы экономической теории.

2. Сущность и функции рынка. Рыночный механизм и его элементы. Принцип «невидимой руки» А. Смита.

1. Экономическая теория изучает взаимодействие людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения материальных потребностей общества.

Методы экономической теории:

1. Абстракция, т.е. отвлечение от всего того, что не соответствует природе изучаемого явления. На основе абстрактного анализа получают экономические категории («товар», «цена», «прибыль»). Категории составляют логический «скелет» экономической теории.

2. Метод индукции – метод умозаключений, основанный на обобщении фактов.

3. Метод дедукции – метод рассуждений, с помощью которого гипотеза проверяется реальными фактами.

4. Математические методы.

5. Моделирование. Модель – упрощенная картина действительности.

Теоретическая экономика учит понимать сложный экономический мир, вырабатывает экономический тип мышления. Экономическое мышление означает принятие рациональных решений на основе сопоставления издержек и выгод.

Если рассматривать эволюцию подходов к определению предмета экономической теории в рамках различных научных направлений и школ, то можно увидеть, сколь они разнообразны.

1. Представители меркантилизма считали предметом экономической науки национальное богатство, которое они отождествляли с деньгами.

2. Представители классической буржуазной политической экономии и в Англии, и во Франции предметом экономической науки также считали богатство нации, хотя его источник видели в производстве, т.е. предметом их анализа стала сфера производства. Однако в рамках конкретных школ были свои особенности: так, физиократы источником богатства считали только труд в сельском хозяйстве, а главные фигуры английской школы расширили предмет политической экономии до исследования условий производства и накопления (А. Смит), а также распределения (Д. Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства.

3. Предметом исследования марксистской политической экономии в соответствии с классовым подходом к анализу жизни общества являлись лишь производственные отношения (т.е. отношения производства, распределения, обмена, потребления), которые рассматривались как необходимая сторона общественного производства.

4. Представители исторической школы определили в качестве предмета экономической науки исследование о повседневной деятельности людей, о национальном или общественном хозяйстве.

5. Представители австрийской школы и неоклассического направления экономической мысли, активно использовавших методологию маржинализма, предметом экономической науки считали поведение индивидуумов и социальных институтов (фирм, групп, людей и т.д.), путей и способов достижения ими своих целей в условиях ограниченности ресурсов. Например, А. Маршалл определил предмет экономической теории как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества – исследование богатства и частично человека, точнее стимулов к действию и мотивам противодействия. В таком подходе ясно подчеркивается роль человека в экономике.

6. Представители кейнсианского направления в качестве предмета экономической теории выделили закономерности функционирования национальной экономики как единого целого, сделав акцент на проблемах выработки и реализации экономической политики государства.

2. Рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.

Рынок оказывает большое влияние на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций:

  1. Информационная. Через меняющиеся цены, ставки рынок дает участникам производства информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг.

  1. Посредническая. Рынок позволяет продавцу и покупателю найти друг друга.

  1. Ценообразующая. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их оплатит покупатель.

  1. Регулирующая. Рынок дает ответ на вопросы: что производить? Для кого? Как производить?

  1. Санирующая. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйств.


Билет XI

1. Субъекты современного рыночного хозяйства и экономические цели в рыночной системе экономики.

2. Эластичность спроса по цене. Виды эластичности спроса.

1. Субъекты современного рыночного хозяйства и экономические цели в рыночной системе экономики

Модели современного рыночного хозяйства:

  1. Социально ориентированное хозяйство - Гос. программы направлены на защиту интересов граждан.Принципы регулирования экономики - долгосрочные программы.Доля гос сектора 30%(Германия)
  2. Смешанная экономика - Государство создает условия для развития предпринимательства, используя преимущественно тактические методы. Доля гос сектора (около 10% - США)
  3. Корпоративная экономика - Целевая направленность гос. программ на защиту интереса крупного бизнеса и определение основных приоритетов. Доля гос. сектора может варьироваться от 5-6% (Япония) до 30-35% (Швеция)

Субъекты рыночной экономики :

  1. Предприниматели
  2. Торговцы
  3. Работники
  4. Потребители
  5. Владельцы ссудного капитала
  6. Собственники ценных бумаг

Основные цели сводятся:

  1. Обеспечение экономического роста и более высокого уровня и качества жизни населения.
  2. Повышение эффективности использования ограниченных производственных ресурсов в масштабе всего общества, то есть достижения наилучших результатов при минимальных затратах.
  3. Достижение полной занятости трудоспособного населения. Все кто может и желает работать должны быть обеспечены рабочими местами.
  4. Стабильный уровень цен. Постоянно изменяющиеся цены ведут к изменению поведения людей и предприятий, создают напряженность и неуверенность в экономической деятельности
  5. Экономическая свобода. Все хозяйствующие субъекты должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.
  6. Справедливое распределение доходов. Это не означает уровниволки. Справедливость заключается в том, чтобы на равный капитал и равный труд обеспечивался равный доход и чтобы ни одна группа населения не прибывала в нищете при чрезмерной роскоши других.
  7. Поддержание разумного соотношения экспорта и импорта, то есть по возможности активного торгового баланса в международных экономических и финансовых отношениях.

Домашние хозяйства - представляют собой хозяйственную(экономическую) единицу, которая функционирует в потребительской сфере экономики и может состоять из одного или нескольких лиц. Эта единица является собственником и поставщиком, в основном, человеческого фактора производства и ее цель связана с обеспечением наиболее полного удовлетворения личных потребностей.

Банки - это финансово-кредитные учреждения,регулирующие движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования экономики. Они осуществляют посреднические функции в сфере движения финансов, аккумулируют на своих счетах денежные средства предприятий и домохозяйств и выгодно размещают их, кредитуя те же предприятия и домохозяйства.

Предприятия - эта экономическая единица вырабатывает товары или услуги для продажи, принимает самостоятельные решения, стремится к получению наибольшего дохода (прибыли) путем наилучшего использования привлеченных и собственных факторов производства. За свою деятельность этот многочисленный субъект рыночной экономики несет полную ответственность. Получаемая прибыль идет в личный доход и на совершенствование и расширение производства, на выплату налогов.

Государство - представлено всеми своими контролирующими, регулирующими и охранительными учреждениями, осуществляющими власть над хозяйственными субъектами для достижения общественных целей, обеспечения экономического и социального прогресса общества.

2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА

Коэфф. эластичность спроса по цене – показывает относительное изменение величины спроса в зависимости от изменения цены на 1%.

где Q/Qd - относительное изм-е вел.спроса; P/P- относительное изменение цены

Смысл: на сколько % изменится величина спроса при изменении цены на 1%

ВИДЫ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА:

  1. Совершенно неэластичный спрос, E=0. Изменение цены никак не влияет на изменение величины спроса. (Товары первой необходимости)
  2. Неэластичный спрос, E<1. При изменении цены на 1%, величина спроса изменяется менее, чем на 1%. Падение цены приведет к снижению выручки;
  3. Спрос единичной эластичности, E=1. При изменении цены на 1%, величина спроса изменяется также на 1%. Выручка максимальная;
  4. Эластичный спрос, E>1. При изменении цены на 1%, величина спроса изменяется более, чем на 1%. Падение цены приведет к росту выручки;
  5. Совершенно эластичный спрос, E=. Изменение цены ведет к однозначному изменению величины спроса. (Товары роскоши)


Билет XII

1. Конкуренция, ее виды и их характеристика.

2. Основные виды экономических систем и их характеристика.

1. Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

Конкуренция предполагает наличие следующего:

1.наличие на рынке большого числа независимо действующих покупателей и продавцов любого продукта, ресурса иили услуги.

2.предполагает свободу для покупателей и продавцов выступать на тех или иных рынках или покидать их.

Конкуренция бывает совершенная и несовершенная.

Сов.конкуренция предполагает, что существует множество мелких фирм производителей некоторого стандартного товара, кот. производится в схожих производственных условиях. Ни одна из фирм не имеет возможности самостоятельно влиять на цену, т.к. цену будет диктовать спрос и предложение. Условия вступления - свободно.

Несов.конкуренция - все остальное. Меньшее кол-во фирм, вход на рынок затруднен. Ценообразование - фирма может влиять.

Характерная черта

Чистая конкуренция

Монополистическая конкуренция

Монополия

Олигополия

Кол-во фирм

Огромное,оч.много

много

1,2,3

5-10

Тип продукта

Стандартизированный

дифференцированный

уникальный

Стандартизированный или дифференцированный

Контроль над ценой

отсутствует

возможен(в узких пределах)

значительный

 Ограниченная взаимная зависимость

Условия вступления в отрасль

почти нет

сравнительно легкие

блокированно

существуют определенные препятствия

Неценовая конкуренция

нет

есть

есть

есть

2. Основные виды экономических систем

Традиционная

  • крайне примитивные технологии;
  • преобладание ручного труда;
  • все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с вековыми обычаями;
  • организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета старейшин.

Административно-командная (плановая)

  • государственная собственность практически на все экономические ресурсы;
  • сильная монополизация и бюрократизация экономики;
  • централизованное, директивное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Основные черты хозяйственного механизма:

  • непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;
  • государство полностью контролирует производство и распределение продукции;
  • государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью

преимущественно административно-командных методов.

Смешанная

  • приоритетность рыночной организации экономики;
  • многосекторность экономики;
  • государственное предпринимательство сочетается с частным при всесторонней его поддержке;
  • ориентация государственной финансовой, кредитной и налоговой политики на экономический рост и социальную стабильность;
  • социальная защита населения

Рыночная экономическая система

  • государство играет минимальную роль;
  • основным двигателем является потребительский спрос;
  • классический «рынок» регулируется самостоятельно за счет спроса и предложения;
  • полное отсутствие управления «из центра».


Esp = (Q/Qs)/(P/P)

  Qs = f(P)

S = D

Рынок ресурсов

Домохо-зяйства

Предприятия

Рынок продуктов

Издержки

Ресурсы

Выручка от продаж

Товары и услуги

Товары и услуги

Потребительские расходы

Денежный доходы (з/п, рента, %, прибыль)

Земля, труд, капитал,

предприним-ая сп-ть

Денежный поток

оток ресурсов

РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ

ПРИНЦИП «НЕВИДИМОЙ РУКИ» АДАМА СМИТА

ПОТРЕБНОСТИ

ОБЩЕСТВА

«Невидимая рука» направляет стремящегося к своей выгоде человека к общему благу

ПРОИЗВОДИТЕЛИ И

РЫНОК

удовлетворяют эти потребности

ГОСУДАРСТВО

Развитие соц.программ

Пенсии

Образование

Зарплаты

Субсидии

РОСТ

ЭКОНОМИКИ

налоги и иные отчисления

Edp = (Q/Qd) / (P/P)

Экономическая теория: шпаргалка