Мир музыки и поэзии в русской литературе


Мир музыки прекрасен и поистине безграничен. Древние китайцы считали, что музыка - это всегда гармония. Может быть, именно поэтому классические мелодии завораживают нас своей чарующей простотой, неистовостью и разнообразием чувств. Эти звуки способны возвысить человека, поднять его над суетой, освободить от повседневных проблем и забот.

Музыка сопутствует нам в горе и радости, на работе и во время отдыха, в дальних походах и при дружеских встречах.

Сочетание музыки и поэтического слова - это особая область человеческой культуры. Иногда мы слышим: "Музыка стиха. Мелодия стиха. Музыкальность стиха". Подобные выражения воспринимаются как метафора. Но говоря о творчестве таких поэтов, как А. Пушкин, М. Лермонтов, А. Фет, А. Блок, С. Есенин, можно утверждать, что в их стихах звучит музыка.

Поэзия А. Пушкина просто поражает нас своей музыкальностью и мелодичностью. Многие его стихи звучат как музыкальный поток, заключенный в слова.

К строкам из стихотворения "Казак" музыка напрашивается просто сама собой. Даже при чтении в них чувствуется скрытая мелодия народной песни.

Или, к примеру, в следующих строках из стихотворения "Певец":

Слыхали ль вы за рощей глас ночнойПевца любви, певца своей печали?Свирели звук унылый и простойСлыхали ль вы?

Веселая легкая музыка звучит и в стихотворении А. Пушкина "Заздравный кубок":

Кубок янтарныйПолон давно -Пеной угарнойБлещет вино.Света дорожеСердцу оно;Но за кого жеВыпью вино?

Конечно, нельзя не вспомнить чувственную лирику, ставшую классикой русского романса:

Я помню чудное мгновенье:Передо мной явилась ты,Как мимолетное виденье,Как гений чистой красоты.

Или другое стихотворение, не менее музыкальное:

Я вас любил: любовь еще, быть может,В душе моей угасла не совсем;Но пусть она вас больше не тревожит;Я не хочу печалить вас ничем.

Много сказано и написано о мелодичности и музыкальности стихов А. Фета. Свои стихи поэт как будто специально строит по законам музыкального искусства. Может быть, именно поэтому один из критиков сравнил поэзию

А. Фета с "аккордом, в котором на звук мгновенно тронутой струны вдруг гармонически отзываются другие струны". О музыкальности фетовской поэзии писали Д. Мережковский и К. Бальмонт. П. И. Чайковский называл Фета "поэтом-музыкантом, способным создавать произведения на границе между поэзией и музыкой". Стоит вчитаться в строки фетовских стихов, чтобы понять, насколько был прав великий русский композитор:

Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок,Пред скамьей ты чертила блестящий песок.Я мечтам золотым отдавался вполне.Ничего ты на все не ответила мне.

Жгучий луч, золотые мечты, блестящий песок. Мелодия льется и звенит как в самом солнечном луче, так и в словах о нем. Стихотворение Фета дышит самой искренней свежестью и обладает чарующей музыкальностью. И неслучайно романсы на стихи А. Фета пела вся Россия.

Нельзя не услышать гармоничного очарования музыки в стихах А. Блока, С. Есенина, М. Цветаевой. Звучат мелодии и в поэзии Б. Ахмадулиной. Даже названия книг поэтессы указывают на непосредственную связь ее стихов с музыкой: "Струна" (1962), "Уроки музыки" (1969), "Звук указующий" (1995). Утонченная, виртуозная поэзия Б. Ахмадулиной движима музыкой, таинством звука, волшебством причудливого переплетения слов. И. Бродский сказал о ней: "Ахмадулина в высшей степени поэт формы, и звук - стенающий, непримиримый, волшебногипнотический звук - имеет решающее значение в ее работе".

Тесное переплетение музыки и слов характерно для поэзии Б. Окуджавы. В ней изначально заложено песенное начало, а потому очень трудно сказать, что в ней главное - мелодия или слово. Неслучайно у Б. Окуджавы в названиях и текстах неоднократно повторяются слова "музыка", "музыкант", "мелодия", "песенка", "песня". А один из циклов книги "Арбат, мой Арбат" поэт так и назвал - "Музыка арбатского двора". В сочетании мелодии и слова Б. Окуджава находит музыкальную гармонию, которая является возвышенным источником веры, надежды и любви:

Этот остров музыкальный,То счастливый, то печальный,Возвышается в тиши.Этот остров неизбежныйСловно знак твоей надежды,Словно флаг моей души.

Очарование стихов Б. Окуджавы - в простоте и естественности слога. Слова сливаются с мелодией настолько, что невозможно даже вообразить себе их раздельное существование. И в каждой мелодии есть что-то свое, особенное и неповторимое.

Музыку называют безмолвным искусством. Но она же и поистине универсальный общечеловеческий язык. Этот язык позволяет выразить самые глубокие чувства.