Урок обществознания в 6 классе по теме «Семья – ячейка общества»


Урок обществознания в 6 классе по теме «Семья – ячейка общества»

Автор – учитель истории и обществознания Райзинк Елена Владимировна

Муниципальное автономное образовательное учреждение Белоярского района «Общеобразовательная средняя (полная) школа № 2 г. Белоярский»

Цель урока: Формирование представления о семье как частичке общества, как первом социальном институте, в котором происходит основная часть жизни человека.

Ресурсное обеспечение: Мультимедийное оборудование, тетради, учебники, дидактический материал.

План урока:

Зачем люди создают семью.

Семья и государство.

Какие бывают семьи.

Если семья не выполняет своих обязанностей.

Деятельность учителя



Деятельность учащихся

Время


Организационный момент. Приветствие. Учитель обращает внимание на готовность учащихся к уроку.



Проверяют готовность к уроку, находятся рядом со своей партой. Приветствуют учителя.

Промежуток от 1 до 2 звонка.


Предлагает начать урок с фраз, которые были розданы на перемене.

Предлагает прочитать начало пословиц и поговорок и продолжить их.

Изба детьми …(весела).

Не нужен клад …(когда в семье лад).

В гостях хорошо … (а дома лучше).

Не красна изба углами …(а красна пирогами).

Братская любовь …(крепче каменной стены).

После выполнения этого задания спрашивает о предположениях ребят по поводу темы урока, его цели и задачах.

Формулирует вместе с ребятами тему урока, цели и задачи урока.

Предлагает план урока.



- Поговорим?

- О чём?

- О разном и о прочем.

- О том, что хорошо.

- И хорошо не очень.

- Чего-то знаешь ты.

- А что-то мне известно.

- Поговорим?

- Поговорим. Вдруг будет интересно?

Учащиеся выполняют задание учителя с пословицами и поговорками.

Учащиеся записывают тему и план урока в тетрадь.


«Прежде чем говорить о семье, давайте вспомним термины, которые мы уже знаем и которые могут нам пригодиться сегодня в нашем разговоре».

Учитель предлагает выполнить терминологическое задание на интерактивной доске.

Наследственность – Биологическое свойство организма, которое передаётся из поколения в поколение.

Личность – Качества человека, которые приобретаются им в процессе жизни, в деятельности и общении с другими людьми.

Сознание – Это отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живёт, о чём мечтает.

Индивидуальность – Особенность, уникальность, неповторимое своеобразие человека.

Отрочество – Так издавна называли подростковый период жизни человека.

Самооценка – Оценка человеком своих качеств, способностей, своей деятельности.

Эмоции – Это то, что определяет настроение человека в тот или иной момент.

Потребности – Это нужда человека в чём-либо.



Учащиеся подходят к доске и выполняют задание на соответствие терминов их определениям.

4 минуты


«Итак, сегодня мы говорим о семье. Для начала нашего разговора нам необходимо определить, как это слово объясняют словари. Прошу вас помочь мне найти это слово в словарях». Двум ученикам даётся задание – работа со словарём. «Пока ваши одноклассники находят нам определения в словарях, я хотела бы напомнить вам, что в 5 классе на уроках истории мы с вами как-то рассуждали о том, что древний человек вряд ли смог бы выжит в одиночку. Почему?»



Двое учащихся занимаются поиском определения в словарях, а остальные отвечают на вопрос.


3 минуты


«Итак, ваши одноклассники нашли определения термина «семья», давайте послушаем их, найдём общие характеристики и попробуем самостоятельно сформулировать понятие «семья» и записать в тетрадь».

Определение, которые записываем в тетрадь: Семья – это группа людей, которые являются кровными родственниками или близкими людьми.



Учащиеся, работавшие со словарями, читают найденные определения и идёт совместное обсуждение и выработка определения для записи в тетрадь.

Записывают определения термина в тетрадь.


4 минуты


«Продолжаем наш разговор… итак, мы вспомнили, что в древности, что человеку нужны были другие люди, прежде всего потому, что один он просто бы не выжил. В одиночку он не мог ходить на охоту, обрабатывать землю, мог погибнуть от голода и холода. А что же заставляет людей сейчас, в цивилизованное время создавать семьи, жить в семьях?»



Дети участвуют в беседе, отвечая на вопросы учителя о причинах существования семей – желания продолжать род, иметь детей, иметь душевную поддержку, понимание, любовь, смысл жизни.


5 минут


Проводит игру-разминку: «А сейчас для того, чтобы узнать о ваших родственниках поближе, поиграем в игру «Встаньте те, кто…»

У кого есть старший брат.

У кого есть младшая сестра.

У кого есть младший брат.

У кого есть старшая сестра.

У кого бабушка и дедушка живут здесь, в городе.

У кого дальние родственники живут на «большой земле», в другом городе.

У кого есть сын или дочь.



Участвую в игре.


3 минуты


«Древний китайский мудрец Лао Цзы говорил, что если крепка семья, значит, будет крепким и государство. Вы согласны с этим? Аргументируйте свой ответ».

«Ребята, а вы знаете, как наше российское государство заботится о семье как маленькой ячейке общества?»

«Да, верно, государство понимает важность воспитания нового поколения граждан и помогает семьям – выплачивает Пособия матерям, которые не работают и ухаживают за младенцами. Государство установило выплату Материнского капитала для семей, которые решили иметь двух и более детей».

«В нашей стране существует специальный закон – Семейный кодекс, который устанавливает правила для семей. 2008 год был объявлен годом семьи, и в этот год проводилось много мероприятий, которые помогли людям понять ценность семьи. В России был принят новый праздник в честь семьи – 7 июля – день святых Петра и Февронии. Символом этого праздника является славный полевой цветок – ромашка».



Некоторые дети могут дать правильные ответы.

Слушают рассказ учителя, участвуют в беседе.


5 минут


«100 лет назад население России быстро увеличивалось, экономическое благополучие тоже росло не по дням, а по часам, причём большими темпами, чем в других странах. В то время в нашей стране жили такими семьями, в которых могло быть 10, 20 и более человек… Представьте себе дом на селе. Начало двадцатого века: дедушки, бабушки, внуки и правнуки – все вместе и все друг другу помогают. Один по хозяйству поспевает, другой в поле, третий уроки учит… такой дом был настоящей крепостью и твердыней. За малышами ухаживали сёстры, а старшие братья защищали младших… Жили весело. Уважали старость, младость жалели и оберегали. А трудились так, что хлебом, маслом, салом, яйцами кормили всю Европу. Детей в семьях было много. Каждый член семьи занимается своим делом. Глава семьи заботился об экономическом благополучии, нравственном поведении членов семьи. Подростки работали наравне с мужчинами, но имели свободное время на гуляния. А старики занимались пчеловодством, чинили сбрую, мелкий инвентарь, плели лапти, вили верёвки, учили этому маленьких ребятишек. Женщины вели хозяйство, содержали двор, скот; пряли.

Семьи были разные. Посмотрите на слайд. Если в семье проживают родители и дети, то такую семью называют Двухпоколенной. Если же в семье живут ещё и бабушки и дедушки, то эта семья – Трёхпоколенная. А если прабабушки и прадедушки? (Показывает схему).

А ещё существуют семьи неполные, когда по каким-то причинам один из родителей. Но неполная семья не означает, что она хуже, чем полная. Главное, чтобы все члены семьи старались, чтобы дома было тепло и уютно».



Слушают рассказ учителя, могут вступить в беседу.

Рассматривают схему и переносят изображение в тетрадь.


5 минут


«А всегда ли в семье бывает тепло и уютно? Всегда ли в ней царит любовь и внимание, забота и понимание? Есть такие семьи, о которых, вы, наверное, слышали с экранов телевизоров, в которых не заботятся о детях, не обращают внимание на их воспитание, образование. В этом случае и помогают законы, о которых мы уже с вами говорили – законы, которые защищают права детей». Демонстрация слайдов.

«Но и у детей есть обязанности в семье. Какие?» Предлагаю начатые предложения тем, кому я даю мяч в руки:

«Мне приятно, когда в моей семье…»

«Моим родным приятно, когда я…»



Принимают участие в беседе. Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задание.

5 минут

«Итак, наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог урока вместе. Как вы считаете, что было главным сегодня? Что вас больше всего заинтересовало? Какими новыми знаниями вы поделились с родителями? Посетили ли вас мысли, о которых вы не успели сказать на уроке? Может, возник какой-то вопрос? Что вам понравилось особенно на сегодняшнем уроке? Может, возник какой-то вопрос? Как вы считаете, кто сегодня был особенно активен? Чьи ответы вам особенно понравились? Кто, с вашей точки зрения, сегодня заслуживает оценки «5»?

Выставление оценок с комментариями.

Запись домашнего задания с комментариями.

§ 7, - читать, приготовить рассказ, альбом, презентацию, семейную газету на тему «Чем мы любим заниматься всей семьёй, когда собираемся вместе?»

Учащиеся записывают домашнее задание в тетрадь

3 минуты