Экономика: шпаргалка
Ответы на вопросы к экзамену по эконом.
- Категория эконом и сфера её применения.
Эконом - это сфера деятельности людей, в результате которой создается богатство для удовлетворения разнообразных потребностей, как их самих, так и общества. Существует реальная и теневая Эконом (уход от налогов). В любом обществе решается триединая проблема (Самуэльсон): 1)что производить, 2)как производить, 3)для кого производить. Любое общество располагает ограниченным количеством эконом ресурсов. Потребности людей постоянно возрастают (ограничены кошельком). В этой связи встает проблема рационального использования этих ресурсов. Предметом ЭТ явл. в первую очередь эк. отношения между людьми, складывающиеся в процессе произ-ва, распределения, обмена и потребления. ЭТ изучает сферу произ-ва и распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов. Это означает, что объектом изучения ЭТ явл. решающая область жизнедеятельности людей, без которой невозможна ни одна другая форма реализации личностных и общественных интересов. Английский экономист Лайнен Роббинс (1898-1984) дал следующее определение предмета экономикс, которое широко используется в западной литературе: "Э - это наука, которая изучает поведение человека, с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование (проблема выбора)". ЭТ изучает движение эконом жизни - тенденции в развитии цен, произ-ва, безработицы. Эконом цели: эконом рост, полная занятость, эконом эффективность (макс отдача при мин издержек), стабильный уровень цен, эконом свобода, справедливое распределение доходов, эконом обеспеченность, торговый баланс.
- Возникновение эконом науки и основные этапы ее развития.
Эконом теория одна из самых древних наук. Отдельные элементы эконо-мических знаний появились в древнем мире. Еще когда человек стал задумываться над тем, как рационально использовать природные ресурсы. Однако древние мыслители не создали законченных систем эконом взглядов. Подлинное начало расцвета эконом науки связано с развитием "буржуазного" способа произ-ва.
Первая школа эконом науки - меркантилизм Источником богатства меркан-тилисты считали торговлю. Богатство отождествлялось с деньгами, золотом. 3атем появляются физиократы, которые источником общественного богатства признавали произ-во, причем только в сельском хозяйстве.
Выдающимися представителями классической эконом науки являются У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, у которых основным объектом исследования выступает про изводство как таковое, независимо от его отраслевых особенностей, а также распределение благ.
Важный вклад в развитие эконом теории дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Суть их взглядов заключалась в том, что в реальной жизни произ-ва вообще не существует, что общественное произ-во имеет 2 стороны: производительные силы и произ-ные отношения. Особенно ценным у К. Маркса и Ф. Энгельса является то, что в их работах, во-первых, показано материалистическое понимание истории, во-вторых, они открыли закон прибавочной стоимости.
- Меркантилизм как первая теоретическая школа эконом мысли.
Меркантилизм богатство общества усматривал в накоплении $ (монет из золота и серебра). По мнению меркантилистов, такое богатство возрастает только благодаря внешней торговле. Здесь прирост $ самоочевиден: товары в одной стране покупаются по более низким ценам, а в другой продаются по более высоким. Так, организованная в Англии «Московская компания для торговли с Россией» скупала одно мачтовое дерево за 2530 коп, а продавала за 45 руб.
Задачу эконом теории меркантилисты видели в том, чтобы разрабатывать практические рекомендации для государственной политики. Они считали, что для создания благоприятных условий для внешней торговли гос должно вмешиваться в экономику покровительствовать отечественной промышленности и торговле. Французский меркантилист Антуан; Монкретьен в 1615 г. дал название эконом теории, обосновывающей политику гос-ва, полит экономия (греч. роНИке искусство управлять госм), то есть наука об управлении госм экономикой.
Меркантилизм исторически изжил себя в новую эпоху, когда в эконом стал господствовать не торговый, в промышленный капитал. Переход к индустриальной стадии произ-ва сопровождался возникновением классической полит экономии.
- Учение физиократов об источнике общественного богатства,
Го-во не должно вмешиваться в производительную, торговую и финансовую деятельность своих подданных. Они платят ему налоги, оно обеспечивает охрану их жизни, имуществе, прав и свобод. Этим ограничиваются экон-кие отношения между населением и госм. Такая идеология в науке наз. экон-ким либерализмом. Естественном порядке. В русле этого учения возникли еще два понятия: естественная свобода и естественный человек. Естественный порядок противопоставлялся общественному порядку. На подобные идеи и опирался экон-кий либерализм физиократов. Общ-во состоит из отдельных людей, кот. природа наделила различными склонностями, способностями и потребностями. Каждому человеку должно быть позволено, действовать естественно. Труд должен быть свободным, плоды его неприкосновенны. Отсюда лозунг: собственность священна! Вторым устоем учения физиократов было представление о земле как единственном источнике богатства народа. Физиократы создали понятие чистого продукта. Это то, что остается от суммы произведенного продукта, если вычесть все затраты на его произ-во (разница между ценой товара и издержками на его произ-во). Откуда берется чистый продукт? Только из земли убеждены физиократы. Промыш. труд только придает продукту земли новую форму. По понятиям физиократов торгово-промышленная прибыль оказывается подобием з/п, кот. ремесленник и торговец выплачивают себе сами. Тот труд, кот. создает чистый продукт, физиократы наз. производительным, а всякий другой - непроизводительным. Производителен только тот труд, кот. прилагается к земле. Поэтому класс землевладельцев производительный класс, а все остальные класс бесплодный. Так как одна лишь земля дает чистый продукт, она одна и несет всю тяжесть налогов. Чтобы взимание налогов было проще и дешевле, нужно все их виды заменить одним земельным налогом. Экон-кий либерализм; исключительная производительность труда, прилагаемого к земле; единый земельный налог это и есть «три кита» физиократии. Представители: Ричард Кантильон (1680-1734) ирландец, жил во Франции, «Опыт о природе торговли вообще» (в1755 г. опубликовано); Венсан де Гурне (1712-1759); Франсуа Кенэ (1694-1774)
- Классическая школа и её вклад в развитие эконом теории.
Учение Петти о стоимости.
Источник вещественного богатства - труде. На этом базируется и достижения в анализе товара, его стоим; впервые сделан шаг в разработке теории товарного произв: указана не только необходимость соизмеримости товаров, но и объективная основа этой соизм. «Естественная цена» - может выраж в благородных металлах.
При оценке величины стоим счит необходимым учитывать то, что товары «произведены землей и человеч трудом». Поиск единой меры, сводящей к единой основе влияние на стоим труда и земли, приводит Петти к положению о том, что в качестве этой меры выступает зарплата.
Петти заложил основы труд теории стоим, он указал на труд как на естественную основу рын цены. Однако в трактовке стоим Петти допускал мерк колебания: он отождествлял стоим с мен стоим, а мен стоим с благор метал. Не понимая двойств хар труда, Петти смешивал абстр труд с конкр, причем под абстр трудом он в неяв форме подразумевал конкр труд, созд золото и серебро.
А.Смит. В основе исследования - произ-во материальных благ.
Сущность эконом явлений им выявилась прежде всего из исслед самого произв. Причем произв. представлялось как произв в целом, предполагая при этом единство непосредственного произв. материальных благ, их распр. обмен и потребл. на этой основе С. показал, что необходимо относиться к хоз. как к системе. Этот подход позволил выявить законы самого обществ хоз.
С. серьезное внимание уделял обществ распр труда, производит. и интенсивности труда. Он подчеркивал важность понимания факторов произв., произв ресурсов, а также числа людей и на этой основе выводил производит. труда. Смит уделяет внимание экон отнош и их соц хар.
Рикардо. - Теория трудовой стоимости.
Свои идеи он базирует на теории труд стоим. Стоим товара опред колич труда, затраченного на их произв. Стоим и определение ее рабочим временем он считает абсолютным законом как для простого произв, так и для капиталист. Он прямо указал, что «стоим товара или колич товара, на кот он обменивается, зависит от относит труда, кот необходимо для его произв, а не от большего или меньшего вознаграждения, кот уплачивается за этот труд». Уделял внимание связи между ростом производительности и величиной стоим, сведению сложного труда к простому и тому, что стоим товаров сложного труда больше стоим продуктов простого труда. Указывал на то, что хотя силы природы и участв в создании потреб стоим, но не участв в создании стоим.
О распределении стоимости.
Рикардо отждествлял труд и рабочую силу, ему казалось, что рабочий продает не свою рабочую силу, а сам труд. Он видит, что стоим товара создается трудом рабочего и величина ее опред колич труда, а в обмен на свой труд рабочий получает меньшую стоим в виде зарплаты. Если не был бы нарушен закон стоим, то вся стоим принадлежала бы рабочему.
Он обосновал вывод, что рента явл результатом труда, частью стоим с/х продукта. $ явл товаром, золото и серебро, выполняющие роль $ обладают стоим, завис от колич труда, затрач на их произв
- Марксизм и основные положения марксисткой полит экономии.
Марксизм - направление в теоретической эконом, представляющее собой всестороннее исследование законов развития капиталистического общества и концепцию социализма (коммунизма) как новой эконом системы. Карл Маркс (1818 - 1883 г.г.) - основоположник марксизма, немецкий ученый, социолог, экономист, общественный деятель. Главный его труд - “Капитал”, 1 том которого был издан в 1867 г. Важнейшие открытия:
1)учение об общественно-эконом формациях;
2)выявление исторически преходящего характера капитализма как социально-эконом системы;
3)теория воспроиз-ва и эконом кризисов;
4)учение о двойственном характере труда, воплощенного в товаре; противоречиях товара;
5)учение о прибавочной стоимости, выявление сущности наемного труда и капиталистической эксплуатации;
6)оригинальный анализ эволюции форм стоимости и истории возникновения $;
7)сущность абсолютной ренты.
Главное внимание К. Маркс уделял социальным аспектам эконом отношений, антагонизму классов. Практических рекомендаций по усовершенствованию капиталистических отношений не дал, так как не видел их.
- Немарксистское направление: общая характеристика школ эконом теории.
Самуэльсон.
Предмет эконом теории изучает, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевые назначения, для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов или групп общества. 1. эконом - это исследование поведения человека в процессе произ-ва, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире редких ресурсов. 2. эконом исследует эффективное использование ограниченных производственных ресурсов или управление ими с целью достижения макс удовлетворения материальных потребностей человека.
- Предмет и функции эконом теории.
Примет эконом теории. Сюда входят техника произ-ва, технология изготовления благ, социальные, полит (связанные с деятельностью гос-ва), правовые и эконом отношения.
Предметом эконом теории являются эконом отношевия между людьми.
Функции эконом теории.
1. Познавательная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить эконом явления и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хоз-во.
2. Прогностическая функция - означает научное предвидение хода научно-технического и социально-эконом развития на обозримое будущее. Нужна для того, чтобы помочь предприятиям и государству заблаговременно учесть последствия намечаемых действий и выбрать наиболее эффективные варианты хозяйственных решений. Чем сложнее становится техника и организация произ-ва, тем настоятельнее необходимо прогнозировать и планировать развитие эконом.
3. Практическая функция - состоит в том, чтобы научно обосновывать экономическую политику гос-ва, выявлять принципы и способы рационального хоз-вования. Это позволяет определить, какой должна быть нормальная для определенных условий хозяйственная деятельность предприятий и гос-ва.
Все указанные функции дают положительные результаты, если познаны и правильно используются на практике эконом законы.
- Эконом как основное направление современной эконом теории. Составные части эконом.
В современной эконом теории выделяют неоклассическое, неокейнсианское, институционально-социологическое и другие направления.
В основу неоклассического направления положен принцип невмешательства гос-ва в экономику. Сторонники считают, что рыночный механизм способен сам регулировать экономику, устанавливать равновесие между предложением и спросом, между произ-вом и потреблением. Вмешательство гос-ва может вызывать нарушение равновесия, снижение эконом эффективности. Поэтому неоклассики выступают за свободу частного предпринимательства, рыночных сил (А. Мельтцер, Ф. Кейган, А. Лаффер и др.).
Неокейнсианство базируется на идеях известного английского экономиста Дж. М. Кейнса о необходимости воздействия гос-ва на эконом процессы в целях приспособления эконом отношений к новым условиям. Неокейнсианцы выступают за постоянное, систематическое вмешательство гос-ва в экономику (Н. Калдор, Э. Эйхнер, Дж. Дэвис и др.).
Представители институционально-социологического направления (Дж. Голбрейт, Я. Тинберген) рассматривают экономику как систему, в которой отношения между хозяйствующими агентами складываются под влиянием как эконом, так и социологических, политических и социально-психологических факторов. Объектом исследования являются "институты", под которыми подразумеваются корпорации, профсоюзы, гос, а также различного рода правовые, морально-этические и психологические явления (например, обычаи, нормы поведения различных социальных групп, привычки, инстинкты и т.д.).
Неолиберализм - направление в эконом науке и практике управления хоз-ой деятельностью, сторонники отстаивают принцип саморегулирования, свободного от излишней регламентации. 2 традиционных положения. 1. они исходят из того, что рынок как наиболее эффективная система хоз-ва, создает наилучшие условия для эконом роста; 2. отстаивают приоритетное значение свободы субъектов эконом деятельности. Гос должно обеспечить условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где эти условия отсутствуют.
Микроэконом - как и почему принимаются эконом решения на низшем уровне, каким образом фирмы планируют численность рабочих, как потребители принимают решения о покупке товара и как на его выбор влияют изменения цен и доходов потребителей, помогает понять взаимодействие субъектов эконом и в отраслях промышленности. Она вызывает интерес к стратегическому взаимодействию фирм, процессу ценообразования на товары и услуги в условиях рынка.
Макроэконом - рассматривает эконом процессы на уровне национальной эконом. Она изучает в совокупном виде национальный объем произ-ва, валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход. Основными показатели: национальный объем произ-ва, производительность труда, общий уровень цен, %ная ставка и занятость.
Интерэконом (мировая эконом) - рассматривает эконом отношения в мировом сообществе. Важнейшие категории: экспорт и импорт, торговый и платежный баланс, тарифы, квоты, валютные курсы.
- Эконом благо и его свойства.
Блага подразделяются на материальные и нематериальные. Материальные блага включают: естественные дары природы, (землю, воду, воздух); продукты сельского хоз-ва, добывающей промышленности, (здания, машины); долговые обязательства; паи гос и частных компаний.
Нематериальные блага делятся на 2 группы: внутренние и внешние, заключены в самом человеке и представляют качества и способности. (Н: деловые способности) Внешние блага - репутация и деловые связи. Существуют еще даровые блага, которые никем не присвоены и доставляются природой без приложения труда человека (рыба, земля, никем не присвоенная).
Выделяют неэконом - не являются предметом производственной деятельности людей. Имеются в количествах, превышающих потребность в них. (Н: воздух, вода). Эконом блага - количество которых ограничению, в сравнении в потребности к ним.
Долговременные - используются для удовлетворения одной и той же потребности несколько раз (произ-ное оборудование). Недолговременные блага - удовлетворяют потребность лишь 1 раз и полностью потребляются (питание).
Блага делятся на взаимозаменяемые (субституты или заменители) - могут замещать друг друга в удовлетворении одной и той же потребности. (Н: нефть и уголь как топливо) взаимодополняемые (комплиментарные) - блага, которые могут удовлетворять ту или иную потребность, если использовать их совместно. (Н: магнитофон и кассеты к нему).
Все блага - и взаимодополняемые и взаимозаменяемые - подразделяются на настоящие - находятся в непосредственном распоряжении субъекта, и будущие - субъект может располагать лишь в будущем. Блага можно различать как прямые - призваны непосредственно удовлетворять потребности людей, т.е. предметы потребления, косвенные- блага, использующиеся для произ-ва других благ, т.е. средства произ-ва.
Эконом ценность благ зависит от их относительной редкости. Ценность определяется 2 обстоятельствами - интенсивностью потребности (это величина психологическая) и наличным количеством блага, способного удовлетворить потребность. Следует учитывать, что всякая потребность может быть удовлетворена за счет нескольких благ, а вместе с тем одно благо можно использовать для удовлетворения нескольких потребностей. Следовательно, существует проблема не только недостаточности эконом благ по сравнению с потребностями, но и предназначенности каждого блага для определенного ряда применений.
- Эконом ресурсы, их свойства и классификация
Ресурсы подразделяются на :
1)эконом (функционирующие)
2)потенциальные (не вовлечённые в хоз-енный оборот)
Эконом ресурсы включают:
1)природные ресурсы
2)трудовые (население в труд. возрасте)
3)материальные (все созданные человеком средства произ-ва, явл. рез. произ-ва)
4)финансовые (денеж. средст, которые общество в состоянии выделить на орг. произ-ва)
5)информационные (научная, научно-техническая, а также др. виды интеллектуальных ценностей, необходимых для создания эконом продукта)
Природные ресурсы - это элементы функционирования природных систем, которые не созданы трудом человека, существуют независимо от него, но в той или иной степени используются человеком.
Природные ресурсы - те силы, которые могут быть использованы в производственной и непроизводственной деятельности человека. Природные ресурсы по характеру использования делятся на:
1)Реальные (вовлечённые в производ. процесс)
2)Потенциальные (в настоящее время не испол.)
Природные ресурсы делятся на:
1)исчерпаемые: 2)неисчерпаемые; 3)заменимые; 4)незаменимые.
Исчерпаемые - это такие ресурсы, которые на каком-то этапе производственной деятельности могут быть полностью исчерпаны. Исчерпаемые ресурсы:
1)не возобновляемые(земельные угодья, воздух)
2)относительно возобновляемые
3)воспроизводимые
Неисчерпаемые состоят из 3-х групп:
1)космические(солнечная радиация, морские приливы и отливы)
2)климатические(атм воздух; энерг. ветра, воды)
3)водные
Заменимые - это ресурсы, которые можно заменить другими, эк-ки более выгодными. Незаменимые - атмосферный воздух, питьевая вода.
В экономическом плане природные ресурсы выполняют роль средств труда, предметов труда и условий жизни человека.
Необходимо различать понятия “эконом ресурсы” и “факторы произ-ва”. Ресурсы это то, что поступает, входит в экономику, питает её. А факторы - это то, что задействовано в производственно-эконом процессах.
- Противоречие между потребностями и ресурсами общества и нуги его преодоления.
Потребность - нужда в чём-либо, чувство неудовлетворённости, которое человек испытывает, или чувство удовлетворённости, которое человек желает продлить. Потребность - ощущение нужды и связанное с ним стремление удовлетворить её. Выделяют потребности первичные и вторичные. первичные - потребность в питании и т.п. вторичные - потребности в удовлетворении духовных запросов человека
Произ-во предполагает использование ресурсов. Ресурсы, вовлечённые в произ-во, выполняют роль факторов произ-ва. Ресурсы выступают в роли факторов произ-ва, если они задействованы в производстве, если есть определённый результат. Ресурсы подразделяются на: - эконом (функционирующие) - потенциальные (не вовлечённые в хоз-енный оборот) Эконом ресурсы включают: - природные ресурсы - трудовые (население в трудоспособном возрасте) - материальные (все созданные человеком средства произ-ва, являющиеся результатом произ-ва) - финансовые ($ средства, которые общество в состоянии выделить на организацию произ-ва) - информационные (научная, научно-техническая, а также др. виды интеллектуальных ценностей, необходимых для создания эконом продукта).
- Произ-во как процесс потребления ресурсов. Факторы произ-ва.
Произ-во предполагает использование ресурсов. Ресурсы, вовлечённые в произ-во, выполняют роль факторов произ-ва. Ресурсы выступают в роли факторов произ-ва, если они задействованы в производстве, если есть определённый результат.
Факторы производдства.
ФП Параметры определяющие характер и результативность протекания эк-ких процессов, предопределяющие кол-во кач-во производимого эконом продукта. Так что факторы есть не столько произ-ные ресурсы, сколько произ-ный потенциал эконом. Факторы можно рассматривать как причины, а эконом продукт как следствие эконом производственного процесса.
В запаадной эк теории выделяют следующие факторы:
1)земля
2)труд
3)капитал
4)предпринимательский фактор.
Земля это естественный фактор. Она не является результатом человеческой деятельности.
Труд любая интеллектуальная и физическая деятельность ч-ка, результатом которого явл. блага, удовлетворяющие потребности че-ка.
Капитал любые материальные блага, которые используются для произ-ва других благ и услуг. Капитал ассоциируется со способностью приносить доход. Различают основной и оборотный капитал.
Основной здание, сооружение, оборудование.
Оборотный сырье, материалы, Е и т.д.
Предпринимательская деятельность особый вид деятельности, направленный на осуществление наиболее эффективной комбинации факторов произ-ва. С целью максимизации дохода.
Маркс выделил следующие факторы пр-ва: предмет труда, средство труда, рабочая сила.
Раб сила совокупность физических и духовных способностей ч-ка (личный фактор)
Предметы труда все то, на что направлен труд чел-ка (данные природой: нефть вземле, лес; и сырье: предмет труда претерпевший определенную обработку).
Средства труда то, с помощью чего чел-к воздествует на предмет труда. Средства пр-ва вещественный фактор пр-ва.
- Проблема выбора в эконом. Кривая производственных возможностей и её свойства
Кривая производственных возможностей - какой максимальный объем произ-ва товара или услуги может быть получен при данном объеме произ-ва другого товара
В эконом полной занятости для увеличения произ-ва одного товара всегда необходимо поступиться произ-вом другого товара. Это графически отражено в нисходящем характере кривой. Форма графика показывает своеобразную цену одной товарной единицы, выраженную в альтернативном количестве другого товара.
Категория цены - связана с понятием определенного количества другого блага которое необходимо при обмене отдать взамен данного блага
Альтернативные (вмененных) издержки (альтернативной стоимости). Ресурсы, используемые для произ-ва данного блага, могут быть использованы и в создании другого блага. Если мы затрачиваем ресурсы на произ-ва данного продукта, это значит, что мы отказываемся от их использования в создании другого (альтернативного) продукта и недополучаем какое-то количество последнего.
Количество альтернативного товара, которым надо поступиться ради произ-ва дополнительной единицы данного товара, - альтернативные (вмененными) издержки (альтернативной стоимостью)
Поскольку технологии произ-ва разных товаров в общем случае не являются взаимозаменяемыми, то произ-во каждой последующей единицы данного товара вызывает потребность в сокращении произ-ва альтернативного товара в большей степени. В силу не взаимозаменяемости технологий альтернативные издержки возрастают.
Закон возрастания вмененных издержек - свойство эконом систем увеличивать произ-во одного блага только на основе сокращения произ-ва другого блага, причем дополнительный прирост объемов произ-ва одного блага вызывает необходимость все возрастающего сокращения объемов произ-ва альтернативного блага
Из закона возрастания вмененных издержек проистекает вогнутость по отношению к началу координат кривой производственных возможностей.
Проблема выбора:
3 фундаментальных вопроса:
Что производить и в каких количествах?
В админ эконом эту проблему пытались решить на основе системы централизованного директивного планирования. В капиталистической эконом ее призвано решить саморегулирование хозяйственных процессов посредством рыночного механизма.
Как производить и с какими затратами ?
Эконом система должна располагать механизмом отбора наилучших технологических способов произ-ва, позволяющих в оптимальные сроки и с наименьшими затратами сырья, материалов, человеческого труда производить необходимую для общества продукцию.
Для кого производить и как распределять произведенные блага?
Жизнеспособная эконом система располагает механизмами распределения доходов, которые и определяют, кому, в конечном счете, предназначены произведенные товары и услуги.
- Понятие эффективности, ее количественное выражение. Эффективность произ-ва и Парето - эффективность.
Такое состояние рынка, при кот. никто не может улучшить свое положение, не ухудшая положения хотя бы одного из участников, наз. Парето-оптимальным состоянием. Оно характеризует наилучшее распространение товаров и ресурсов. Общее рыночное равновесие достигается в результате того, что каждый потребитель стремится получить максимум полезности при данных ценах и данном уровне дохода, а каждый производитель стремится получить максимум дохода при данных технологических коэффициентах в условии свободной конкуренции.
Специфическое содержание эффективности в каждой системе хоз-ва определяется общественной формой произ-ва, его целевой направленностью, своеобразием факторов и результатов произ-ва. Критерием эффективности общественного произ-ва является достижение наивысших результатов с наименьшими затратами. В национальной эконом эффективность общественного произ-ва измеряется величиной национального дохода, а по отдельным регионам, отраслям, объединениям и предприятиям - величиной чистой продукции, отнесенных к соответствующим затратам общественного труда, а также темпами роста этих показателей. Важным требованием эффективности произ-ва - произ-во потребительных стоимостей, в наиболее полной мере соответствующих по качеству и составу потребностям общества. Для характеристики эффективности произ-ва применяется система показателей, таких как качество продукций, соответствие ее общественным потребностям, производительность труда, фондовооруженность, фондоотдача, фондо- и материалоемкость. Рост качества продукции - важнейший показатель эффективности произ-ва. Расширение выпуска высококачественной продукции - признак интенсивного типа развития произ-ва, характерная черта научно-технического прогресса. Эффективность произ-ва находит свое отражение в достижении соответствия его результатов общественным потребностям. Главным показателем эффективности произ-ва является производительность труда.
- Эконом система: понятие, структура, классификация.
Эконом система - это особым образом упорядоченная совокупность связей отношений между производителями материальных благ и услуг.
Структура эконом системы:
1) соц-эконом отношения, основанные на определённых формах собственности, на эконом ресурсы и результаты произ-ва.
2) хоз-енный механизм, как способ регулирования эконом процессов.
3) организационно-правовые формы хоз-ой (эконом) деятельности субъектов системы.
4) конкретные эконом связи между субъектами эконом (товарно-$, финансовые, кредитные).
Классификация эконом систем:
1) Формационный подход (Марксистская эконом наука)
А)первичная или архаичная - первобытнообщинный и Азиатские способы произ-ва
Б)вторичная - основанная на частной форме на средство произ-ва (рабство, крепостничество, капитализм)
В)третичная - коммунистическая формация, которая предусматривает уничтожения частной собственности (социалистический и коммунистический).
Общественная формация - это исторический тип общества, развивающийся на основе определённого способа произ-ва.
Способ произ-ва - это совокупность производительных сил и производственных отношений.
2) Цивилизационные - предполагает изучения мировой истории, как единого целого в масштабе всей планеты, с постепенной сменой цивилизаций:
1)неолитическая - 35 столетий
2)восточная рабовладельческая - 30 столетий
3)античная - 13 столетий
4) раннефеодальная - 8 столетий
5) пред индустриальная - 5 столетий
6) индустриальная - 3 столетия
7) постиндустриальная - чуть больше 1 столетия. (Именно эту цивилизацию в эконом науке называют смешанной, социально-ариентированной, рыночной экономикой.)
3) По степени индустриального развития общества:
а) индустриальная
б) постиндустриальная
в) неоиндустриальная (современное информационное общество).
(Схема) Эконом Система (Типичная) - делится на:
1) нерыночная ЭС: (делится)
А) традиционная система хоз-ва
Б) Командно-админ СХ
2) Рыночная ЭС:
А) Рыночная Эконом Современного типа
Б) Рыночная эконом Свободного типа
Командно-админ СХ --- Переходная ЭС --- Рыночная эконом Свободного типа
- Традиционная система хоз-ва, её сущность, характерные черты.
Традиционная система хоз-ва:
В основе функционирования данной системы положен хоз-енный механизм, основанный на использовании издавна существующих традиций и обычаев.
Чертами этой системы:
1) патриархальность
2) низкий уровень производительности труда
3) отсутствие новшеств в применении орудий труда
4) засилье авторитета отдельных личностей, религиозных предрассудков.
- Сущность и характеристика хоз-ого механизма командно-админ системы хоз-ва.
Командо-админ система хоз-ва:
Построена на использование хоз механизма командного типа.
(схема в виде шара)
1) Центральный элемент - делективное планирование, оно предполагает централизованное управление, со стороны высших органов власти, всеми предприятиями национальной эконом.
2)Из неё следуют админ методы управления
3)элементы хозрасчётного стимулирования.
(То есть гос-во:
1) устанавливает план произ-ва (гос комитет по планированию - формировала для каждого предприятия 5-летний план произ-ва, который принимался законодательным органом, и принимал силу закона)
2) Ресурсы, которые получали от гос-ва.
В ответ от произ-ва
1) всё то, что выпукло предприятие - принадлежит гос-ву
2) отчёт
3) прибыль тоже отдавали гос-ву).
Плюсы этой системы:
1) возможность сосредоточить значительное количество ресурсов, для решения крупных, народно-хозяйственных задач
2) данная система достаточно эффективно функционирует в экстремальных условиях
Минусы:
1) слабая восприимчивость эконом внедрению достижений НТП в произ-во.
2) затратный механизм
- Рыночная система хоз-ва: сущность, этапы становления, характерные черты.
Рыночная система хоз-ва (РСХ) - это система, в которой все процессы произ-ва и потребления материальных благ и услуг решаются в результате непосредственного взаимодействия производителя и потребителя, а естественным их регулятором выступает рынок.
Особенностями данный системы:
1) опосредованный механизм решения эконом задач, через механизм цен (рыночный механизм)
2) самостоятельное решение субъектами системы, проблем рационального и эффективного использования всех ресурсов
Этапы становления рыночной системы хоз-ва:
1 этап - Рыночная эконом свободной конкуренции (конец 17, 18,19 и начало 20 вв.).
Признаки:
1) наличие частной собственности на эконом ресурсы
2) свободная конкуренция, которая обеспечивает бесприпятсвенный вход на рынок и перелив капитала, из одной эконом в другую.
3) Наличие множества потребителей и производителей, которые сами решают что и как производить и окупать
4) Личная свобода участника рынка
5) Стихийный характер ценообразования, под влиянием спроса и предложения.
6) Эквивалентный обмен по стоимости
7) Отсутствие гос регулирования эконом
8) Отсутствие системы соц защиты граждан
Характерными чертами рыночной системы хоз-ва являются:
1) многообразие и равноправие различных форм собственности на ресурсы
2) максимальная эконом самостоятельность субъектов хоз-вования
3) полная эконом ответственность субъектов системы, за результаты своей деятельности.
4) добровольность, установления рыночных сделок
5) конкуренция
6) свобода ценообразования в соответствие со спросом и предложением
7) открытость эконом
Субъектами рыночной системы хоз-ва являются:
1) домашнее хоз-во (это эконом единица, в составе одного или нескольких лиц, которые: А) самостоятельно принимают решения, Б) являются собственником какого-либо фактора произ-ва, В) стремиться к максимальному удовлетворению своих потребностей).
- Основные модели поведения человека в эконом.
Три модели поведения человека в эконом:
- человек эконом. В этой модели человек в своей хоз деятельности должен соразмерять затраты и результаты. Главной целью его является макс извлечение пользы из сложившейся ситуации. Этот вид поведения так же называется эконом эгоизмом, но эффективен он тем, что при таком массовом поведении общества богатеет вся страна.
- Человек советский. Это модель поведения сложилась из марксистской теории. Главной целью является интересы общества. Они ставятся выше личных. Каждый человек в такой модели должен сознательно трудиться на благо общества.
- Человек само реализующийся. Такая модель поведения характерна при смещенной рыночной эконом. Человек должен реализовывать свои интересы, работа должна приносить не только доход, но и реализацию его собственных интересов.
- «Смешанная эконом» и её особенности по сравнению с рынком свободной конкуренции.
Рыночная эконом смешанного типа (смешанная) - эконом, которая функционирует на базе рыночного механизма, но при наличие гос регулирования. В ней используются элементы рынка и плана. На микро уровне применяются внутрифирменное планирование, на макро уровне - гос регулирование. При этом характерно господство коллективной частной собственности. Наиболее развитой формой смешанной эконом стала социальная рыночная эконом, она стала зарождаться после окончания 2 мировой войны. Этот понятие появилось в германии - Людвиг Эрхард - отец современной соц рыночной эконом. Слово социальный означает, что соц-рыночная эконом настроена на эконом и соц проблемы.
Концепции этой эконом выделяют 2 стороны:
1) порядок, регулирующий права собственности
2) порядок, регулирующий денежно-валютные отношения
3) конкуренцию
4)порядок, регулирующий внешне-эконом деятельность
Соц порядок - совокупность норм и институтов, определяющее соц положений граждан и отдельных групп населения.
Элементы соц порядка:
1) Порядок в сфере труда
2) порядок в системе соц страхования и соц помощи
3) имущественный порядок
4) жилищный порядок
5) экологический порядок
Трансформационная эконом - переходная эконом, которая предполагает переход от командной к рыночной системе эконом.
- Понятие рынка, условия его возникновения, функции и подходы к классификации.
Рынок это совокупность сделок купли и продажи товаров и услуг. В такие сделки повседневно вступает каждый, когда, например, покупает продукты в магазине или уплачивает за проезд на общественном транспорте, приобретает билет в кино или на стадион. Если иметь в виду территориальные границы данного явления, то различают: а) местный (в пределах села, города, региона); б) национальный (внутренний) и в) мировой рынки.
Особые функции рынка.
Первая функция состоит в том, что рынок интегрирует (соединяет) сферы произ-ва и потребления. Без рынка товарное произ-во не может служить потреблению, а область потребления окажется без благ, удовлетворяющих запросы людей.
Другая функция: рынок выполняет роль главного контролера конечных результатов произ-ва. Именно в рыночном обмене непосредственно выявляется, в какой мере качество и количество созданных продуктов соответствуют нуждам покупателей. Кроме того, рынок проводит, так сказать, экзамен по эконом: для продавцов доходно или убыточно реализовывать тоззры, для покупателей разорительно или выгодно их приобретать?
Наконец, важная функция рынка проявляется в том, что рыночный обмен служит способом осуществления эконом интересов продавцов и покупателей. Взаимосвязь этих интересов строится на принципе, который сформулировал А. Смит: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно...». Это предполагает: а) обмен нужными друг другу полезностями и б) эквивалентность рыночной сделки.
- Характеристика видов рынка в зависимости от объектов купли- продажи.
Рынок потребительских продуктов (он подразделяется на множество подотраслей, реализующих продовольственные и непродовольственные блага, рынок жилья и т. п.); рынок средств произ-ва (здесь приобретаются вещественные факторы произ-ва: оборудование, транспортные средства, здания, сооружения, сырье, топливо, электроэнергия и др.); рынок услуг (сюда входят многообразные виды сервиса: коммунальное и бытовое обслуживание, финансовые и страховые операции, коммерческие, социальные, культурные, духовные и иные услуги); рынок труда (для работодателей и наемных работников); рынок научных и опытно-конструкторских разработок (продуктов научных исследований, готовых для освоения в производстве); рынок ссудных капиталов (сфера купли и продажи временно свободных денежных средств, используемых в производственных целях); рынок ценных бумаг (акций, облигаций и других документов, приносящих доход); рынок валют (национальные и международные учреждения, через которые производится покупка, продажа, обмен иностранных денежных единиц и $ расчеты с другими гос-вами); рынок духовных благ (область купли-продажи продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.).
- Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Виды рынков несовершенной конкуренции.
Конкуренция - это соперничество между участниками рыночного хоз-ва за лучшие условия произ-ва, купли и продажи товаров. Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителямилями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций общественного произ-ва. Объективные условия: хоз. обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос.
Совершенная конкуренция это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Черты: 1)наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара. (Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производимой продукции должен быть незначителен); 2)возможность свободного доступа товаропроизводителей к различным произ-ным секретам.
Совершенная, или свободная, конкуренция - была характерна до середины XIX века. Во второй половине XIX в. и начале XX в. появляются крупные предприятия и их объединения, которые охватывают отраслевые рынки. Активизируется влияние гос-ва на рынок. В силу этого возникает несовершенная конкуренция. В отличие от совершенной она ограничена влиянием монополий и гос-ва.
Модели несовершенных конкуренций.
1. монополия:
1)Единственный продавец;
2)Отсутствие близких продуктов-заменителей (нет приемлемых альтернатив);
3)Диктуемая цена (диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой); вступление в отрасль конкурентов заблокировано.
Моделью несовершенной конкуренции является монополистическая конкуренция. Отличительные признаки:
Существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимозависимость и фактически невозможен тайный сговор; продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и непохожими условиями их продажи;
- Рыночный механизм: сущность и структурные элементы.
Рынок - формой обмена, соответствующий товарному производству. Товарное произ-во возникло в условиях разделения труда и эконом обособления производителей. В отличие от натурального произ-ва товарное ориентировано не на собственное потребление, а на обмен путем купли-продажи. Можно сказать, что рынок это эконом механизм, обеспечивающий взаимодействие продавцов и покупателей.
Рынок выполняет следующие функции:
1) Ценообразующая цена складывается как равнодействующая величина противоречивых интересов продавцов и покупателей. Поэтому цена отражает и затраты на произ-во товара и пользу для потребителя. Цена формируется не до обмена, а в процессе обмена.
2) Информационная - цены дают информацию о необходимом количестве и видах товаров. Рост цен может быть и сигналом роста спроса.
3) Регулирующая - решения фирм об изменении объемов произ-ва. Выпуск одних товаров уменьшается, других растет. При этом перераспределяются и ресурсы.
4) Посредническая - связывает эконом участников, обособленных в производстве и обеспечивает наибольшие возможности для выбора.
5) Санирующая (оздоравливающая) - не выдержавшие конкуренции фирмы разоряются. Рынок это жесткая система, но не обеспечивающая наибольшую эффективность.
Инфраструктура рынка совокупность служб и организаций, обеспечивающих работу рынку (биржи, банки, ярмарки, страховые компании).
- Спрос, функция спроса, закон спроса и его графическое отображение
Закон спроса Спрос это платежеспособная потребность, то есть сумма $, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия. На спрос воздействует ряд рыночных факторов, (Н: доходы покупателей)
Шкала спроса показывает, сколько товаров можно купить по различным ценам за данный период. Анализ этой шкалы позволяет легче выявить зависимость спроса от цены.
Закон спроса выражает следующую функциональную (математическую) зависимость спроса (С) от цены (Ц): С = Р(Ц), где Р показатель количественной зависимости. Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей.
Степень количественного изменения спроса в ответ на динамику цен характеризует эластичность (или неэластичность) спроса. Под эластичностью спроса подразумевается степень изменения спроса («чувствительность» его объема) в зависимости от цены. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса. К = Рост объема спроса (в %) / Снижение иен (в %)
Эластичным спрос бывает тогда, когда величина спроса изменяется на больший %, чем цена. Величина эластичности спроса по цене всегда отрицательное число, ибо числитель и знаменатель дроби всегда имеют разные знаки.
Неэластичный спрос проявляется, если платежеспособная потребность покупателей не чувствительна к изменению цен. (Н: как бы ни возрастали или ни понижались цены на соль, спрос на нее неизменен). Знание коэффициента эластичности спроса имеет важное значения для прогнозирования объема спроса населения при изменении уровня рыночных цен.
цена
С2
8
С1
13 количество
ФУНКЦИЯ СПРОСА это зависимость объема спроса от факторов его определяющих.
- Предложение, функция предложения, закон предложения и его графическое отображение.
Предложение это сумма товаров, которые продавцы готовы продать при разной динамике рыночной цены.
Шкала предложения показывает, сколько товаров продавцы готовы продать по разным ценам. Приводимые цифры раскрывают зависимость предложения от цены.
Закон предложения характеризует следующую функциональную зависимость предложения (П) от цены: П = Р(Ц). Чем выше цена, тем в большей мере растет предложение продуктов со стороны продавцов. И наоборот: чем ниже цена, тем ниже
предложение.
Степень изменения объема предложения в ответ на увеличение цены характеризует эластичность предложения. Под эластичностью предложения понимается степень его изменения в зависимости от динамики цены. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения (Кп):
Кп = Объем предложения (%) / Рост цен (в %)
Предложение (по цене) бывает эластичное и неэластичное. Это различие особенно важно для производителей продукции которые заранее прогнозируют степень эластичности новых изделий.
Эластичным предложение становится, когда его величина изменяется на больший %, чем цена. Как показывает опыт западных стран, коэффициент эластичности предложения при условии равновесия цен и за длительный период имеет тенденцию к возрастанию (то есть рост цен на определенную величину в несколько большей степени вызывает увеличение произ-ва).
Неэластичным предложение бывает, если оно не изменяется при повышении или снижении иен. Это характерно для многих товаров в краткосрочном периоде. Например, низка эластичность для скоропортящихся продуктов, которые невозможно хранить в больших количествах (скажем, клубнику).
Цена
П2
П1
количество
кривая предложения
- Взаимодействие элементов рыночного механизма и установление цен равновесия.
Спрос и предложение взаимодействия между собой и определяют точку равновесной цены. Точку, в которой спрос равен предложению.
В этом взаимодействии смысл рыночного механизма. Эту равновесную цену устанавливает рынок, путем действия конкурентных сил.
Образование равновесной цены это процесс, требующий определенного времени. За это время происходит приспособление объема предложения товара к объему спроса. Время, в течение которого происходит. Это приспособление делится на: мгновенный, короткий и длительный периоды.
Мгновенный это период, в который все факторы произ-ва постоянны, объем произ-ва не меняется, изменившийся спрос не влияет на предложение, цена повышается или понижается по сравнению с равновесной.
Короткий это период, в течение которого одна группа факторов произ-ва не измена, а другая часть факторов меняется.
Длительный это период, в котором изменяются все факторы произ-ва, предложение полностью подстраивается под спрос, устанавливается равновесная цена.
На рыночное равновесие могут влиять различные факторы и гос.
Гос влияет:
1)с помощью налогов;
2)дотации;
3)фиксированные цены.
Эта точка равновесия свидетельствует о единстве экономических интересов покупателей и продавцов.
Равновесная цена и равновесное количество обладают свойствами:
1. Товаров представлено на рынке не больше и не меньше, чем нужно для потребления людей. Все затраты на производство благ окупаются их продажей по равновесной цене. Стало быть, достигнутое равновесие свидетельствует о наибольшей экономической эффективности сложившейся рыночной ситуации.
2. В точке равновесия выражен и наибольший социальный эффект.
3. На рынке не обнаруживается ни избытка товаров (количества, которое излишне для продажи при данном объеме доходов населения), ни дефицита (нехватки) благ.
- Изменение спроса: причины изменения и графическое отображение.
Спрос не остается неизменным. Происходят изменения как в самом спросе (характере спроса), так и в величине спроса. Величина спроса меняется только при изменении цены данного товара. На графике это интерпретируется движением вдоль кривой спроса.
Изменение других факторов означает изменение характера спроса (спроса) и на графике иллюстрируется как смещение кривой спроса вправо (возрастание спроса) или влево (снижение спроса).
Факторы:
1)изменение цен товаров-заменителей обусловливает изменение спроса на данный товар в том же направлении;
2)изменение цен товаров -дополнителей (комплементарных благ) вызывает изменение спроса в противоположном направлении;
3)изменение доходов потребителей вызывает однонаправленное изменение спроса на товары высшей категории и изменение спроса в противоположном направлении на товары низшей категории;
4)перемены во вкусах и предпочтениях, связанные, например, с влиянием моды, могут поколебать спрос в том или ином направлении;
5)ожидания потребителей являются одним из важных факторов, обусловливающих поведение покупателей на рынке. Так, инфляционные ожидания влияют в сторону увеличения текущего спроса;
6)изменение количества покупателей, часто связанное с миграционными процессами предопределяет соответствующее увеличение или уменьшение спроса.
№30 Изменение предложения: причины изменения и графическое отображение.
Предложение может меняться, то есть по ряду причин при данной цене возможна поставка на рынок товаров в большем (кривая предложения смещается при этом вправо) или меньшем объеме (кривая предложения смещается влево).
Факторы:
изменение цены ресурсов: снижение цен на ресурсы приводит к увеличению предложения;
внедрение новых технологий: применение более эффективных технологий увеличивает предложение;
перемены в природно-климатических условиях важны для ряда товарных рынков, например, благоприятные погодные условия увеличивают предложение сельскохоз-ой продукции;
изменения бюджетно-налоговой политики: увеличение налогового бремени действует в сторону снижения предложения, а предоставление дотаций производителям, напротив, стимулирует увеличение предложения;
перемены в ожиданиях производителей и продавцов также отражаются на товарных рынках: ожидания понижения цен увеличивают текущее предложение;
изменение количества поставщиков изменяет предложение в соответствующем направлении.
31. Эластичность спроса по цене: понятие, метод исчисления и графическое отображение.
Эластичность способность спроса и предложения оставаться постоянными при изменениях цены, доходов покупателей и других факторов. - это степень чуткости потребителей к изменению цены продукции. Эластичность спроса по цене - показывает, на сколько % увеличится спрос, если цена снизится на 1%. Закон спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее количество продукции. Однако степень реакции может значительно различаться в зависимости от продукта. Виды эластичности спроса: 1. Ценовая эластичность EPD=(D/D)/(P/P) (Е - эластичность, D абсолютное изменение спроса, Р абсолютное изменение цены, D и Р первоначальное значение спроса и цены). отношение %ного изменения величины спроса на товар к заданному %ному изменению его цены при прочих равных условиях.
Ценовая эластичность спроса всегда имеет отрицательное значение, что объясняется законом спроса. Рассчитывают также дуговую эластичность спроса по цене. когда в качестве значении цен и количества продукции берется среднеарифметическое значение исследуемого интервала, т.е. это пок-ль ср.р-ции С на изменение цены товара, выраженной кривой С на некот. отрезке.
- Эластичность спроса по доходу EID=(D/D)/(I/I) (I доходы)
3. Перекрестная эластичность спроса EDx=(D1/D1)/(P2/P2). Если EDx >0, то перед нами взаимозаменяемые блага, если EDx <0, то - взаимодополняемые.
Основные факторы влияющие на эластичность спроса по цене:
- доступность взаимозаменяемых товаров. Когда у товара есть близкий товар - субститут (заменитель). то спрос на товар достаточно эластичен. Чем больше у товаров хороших заменителей, тем эластичнее бывает спрос на него. Взаимодополняемость - если какой - либо товар является дополнением (комплементом) к другому товару (Н: бензин и автомобиль), то спрос на комплементарный товар обычно является относительно неэластичным.
2. Спрос на коротких интервалах времени менее эластичен, чем на длинных. Спрос на продукт тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решения. Это объясняется привычками людей к потреблению определенного продукта и требуется определенный временной интервал, чтобы изменить свои пристрастия.
3. Чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя, тем выше будет эластичность спроса на него. Если продукт занимает в бюджете 1%, то изменение цен на него на 10 % вызовет мин изменение количества покупаемого товара.
4. Отнесение товара к предметам роскоши или предметам первой необходимости. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен, спрос на предметы роскоши эластичен. Простейшим способом проверки эластичности или неэластичности спроса является такой показатель, как изменение общей выручки в случае изменения цены товара.
- Преимущества и недостатки функционирования рыночного механизма.
Рынку принадлежит важная позитивная роль в структуре эконом. Конкурентная рыночная система способствует развитию научно-технического прогресса, побуждает применять новейшие технологии, рационально использовать ресурсы, обеспечивает своим субъектам реальную экономическую свободу, свободу выбора форм и способов хоз-вования, гарантируемую досконально разработанным законодательством. Достоинством рынка является и то, что он формирует и воспитывает "эконом-го человека", для которого характерны расчетливость и предприимчивость, готовность идти на риск, ощущение личной ответственности за свои действия. (Командная система формирует "человека админ-го", больше склонного к выполнению чужих распоряжений, а потому и малоинициативного.) Рынок решает проблему произ-ва необходимых потребителям товаров и услуг; создает постоянно действующие стимулы для повышения эффективности произ-ва; устанавливает четкую зависимость между реальным вкладом в создание необходимого потребителю товара и размером получаемого дохода. Важным преимуществом рыночной эконом является то, что это саморегулирующаяся система. Она способна эффективно функционировать без прямого вмешательства гос-ва. Рыночная система приспособлена к использованию достижений научно-технического прогресса, интенсификации произ-ва и в конечном счете полному удовлетворению потребностей общества. Негативные стороны. Он не в состоянии обеспечить эффективное решение ряда стратегических задач развития эконом, социальных проблем. Рынку присущи анархичность и стихийность, приводящие к эконом потерям и снижению эффективности хоз-вования. Рынок обостряет проблему соц неравенства, порождает значительную дифференциацию доходов, имущ расслоение населения. Конкуренция приводит к эконом дифференциации производителей, высвобождению работников и безработице, обострению соц положения малообеспеченных слоев населения. Рынок благоприятствует экономически сильным группам потребителей, в то время как экономически слабые группы (пенсионеры, инвалиды и др.) остаются порой обделенными. Рынок не восприимчив к долгосрочным общегос программам, связанным с ликвидацией соц неравенства, экологией, обустройством территорий. Он не в состоянии самостоятельно реализовать стратегические идеи в области науки и техники, осуществить в масштабе всей национальной эконом крупные структурные сдвиги, ориентированные на перспективу.
- Произ-во и производственная функция, графическое отображение производственной функции.
Производственная функция - экономико-математическая зависимость между кол-вом производимой продукции и факторами произ-ва в виде труда капитала. Значение производственной функции - она показывает на существование альтернативных возможностей, при которых различное сочетание факторов произ-ва обеспечивает один и тот же объем выпуска продукции. Производственная функция показывает на возможность факторов произ-ва заменять друг друга. Предельная производительность n-го работника является мерой вклада труда в произ-во продукта. В сущности, здесь действует тот же принцип конкурентного поведения, хозяйствующий субъект в рыночной эконом должен постоянно сравнивать свои предельные выгоды (доходы) и предельные издержки. Хозяйствующий субъект в рыночной эконом должен постоянно сравнивать свои предельные выгоды (доходы) и предельные издержки. Предельные издержки в данном случае это заработная плата, которую выплачивает предприниматель, а предельные выгоды это предельный продукт в $ форме, создаваемый каждой дополнительной единицей труда.
Производство. Производственная функция
Производство - любая деятельность человека, направленная на преобразование ресурсов в необходимые блага, которые предназначены для удовлетворения потребностей непосредственно, или опосредованно через создание капитальных благ. Виды производства:
- - материальное (производятся осязаемые блага продукты и услуги) и нематериальное (производятся неосязаемые блага информация, знания, зрелища);
- - массовое и мелкосерийное.
Фирма - институт, преобразующий ресурсы в продукцию, который присутствует на рынках путем приобретения ресурсов и продажи товаров. В микроэкономике принято рассматривать фирму, максимизирующую прибыль.
Производственная функция - это соотношение между ресурсами, затраченными фирмой (трудом, капиталом, землей, предпринимательскими способностями) и получаемой продукцией или услугами. Определяет максимальный объем производимого продукта при каждом заданном количестве ресурсов.
Математически производственная функция представляется в следующем виде: Q=f(K,L,N), где Q максимальный объем продукта, который можно произвести при заданной технологии и определенном количестве факторов производства; К, L, N - затрачиваемое количество различных видов ресурсов (капитала, труда, земли).
Производственная функция всегда конкретна, т.е. отражает зависимость между максимально возможным объемом продукта и количеством необходимых ресурсов при данной технологии. Если будет использоваться новая технология - ее будет характеризовать новая производственная функция.
Графическим изображением производственной функции является изокванта - кривая, на которой расположены все сочетания производственных факторов, обеспечивающих одинаковый объем выпуска продукции.
- Факторы произ-ва и факторные доходы.
Произ-во это сфера деятельности, в которой осуществляются затраты эконом ресурсов, в результате которых получаются необходимые материальные блага. Различают материальное и нематериальное произ-во.
Материальное произ-во включает в себя отрасли по производству матер благ и услуг (промышленность, с/х, строительство).
Нематериальное произ-во связано с произ-вом (оказанием) нематериальных услуг и созданием духовных ценностей. (П. здравоохранение, образование).
Эконом ресурсы называют факторами произ-ва и от того, как используются эконом ресурсы зависит:
1)Доход тех, кто владеет факторами произ-ва
2)Результат работы предприятия
3)Снижение затрат и цен на готовую продукцию
Выделяют следующие факторы:
- Труд человеческие ресурсы
- Земля природные, материальные ресурсы
- Капитал
- Предпринимательский фактор.
Труд - любая интеллектуальная и физическая деятельность человека, результатом которого являются блага, удовлетворяющие потребности человека. Природные ресурсы это земля; этот ресурс охватывает все полезное, что дает природа. Цена за пользование этих природных ресурсов называется рента. Капитал это средство произ-ва, созданное людьми и $ накопления, которые используются в производстве товаров и услуг. (Различают основной и оборотный капитал. Основной капитал - здание, сооружение, оборудование. Оборотный капитал - сырье, материалы и т.д.)
Предпринимательская деятельность это разновидность трудовых усилий; это управленческие и организационные навыки, которые необходимы предпринимателям, фирмам для произ-ва товаров; особый вид деятельности, направленный на осуществление наиболее эффективной комбинации факторов произ-ва, с целью макс-ии дохода.
Факторные доходы
Номинальные $ доходы населения формируются из различных источников, основные: факторные доходы; $ поступления по линии государственных программ помощи в виде выплат и льгот поступления из финансовой системы (из банков, через сберкассы, из страховых учреждений и т.п.) и др.
- Понятие издержек произ-ва. Издержки эконом и издержки финансово-бухгалтерского учёта.
Издержки произ-ва это затраты на приобретение производственных факторов, используемых для производственной и реализационной деятельности. С эконом издержки - стоимость всех затраченных материалов и услуг. От которой зависит:
- Уровень цен
- Величина прибыли
- Конкурентоспособность
- Положение на рынке
Издержки произ-ва это главный фактор, влияющий на объем предложения, поэтому прежде чем решить, сколько товаров производить фирма должна проанализировать издержки произ-ва.
Бухгалтерские это фактически расход факторов произ-ва на изготовление определенного количества продукции по ценам их приобретения. Выделяют в бух. издержках постоянные и переменные издержки.
Постоянные издержки это те издержки, которые не зависят от объема выпускаемой продукции и которые предприятие должно нести обязательно, даже при нулевом выпуске продукции (освещение, водопровод и т.д.).
Переменные это издержки, которые связаны с объемов выпуска продукции.
Средние издержки AC это издержки на единицу выпускаемой продукции.
Себестоимость - соответствует бухгалтерским издержкам, то есть явным затратам.
- Издержки предприятия в краткосрочном периоде; классификация, динамика и графическое отображение.
Краткосрочный период (временной интервал, в течение которого ряд вводимых факторов остаётся неизменным.) Этот неизменный фактор называется фиксированным фактором произ-ва или фиксированными произ-ными мощностями. Изменение объёмов произ-ва осуществляется за счёт увеличения или уменьшения отдельных видов ресурсов. Это так называемый переменный фактор. В этот момент предприятие должно решить вопрос: Как наилучшим образом организовать произ-во на имеющихся производственных мощностях.
В коротком периоде времени издержки предприятия делятся на:
1) постоянные издержки (которые предприятия несёт независимо от объёма выпускаемой продукции Н: аренда, амортизация, страхование, заплата управленцев, охраны и т.д. - издержки выходного дня.)
С руб/штуку
FC
объём выпуска Q ед измерения
2) переменные издержки (которые зависят от объёма выпускаемой продукции. Это затраты предприятия на сырьё, материалы, топливо, энергию и зарплату производственного персонала).
С руб/штуку
объём выпуска Q
3) валовые (общие) издержки (сумма постоянных издержек и переменных). (TC)
TC = VC + FC