Методика прогнозирования: шпаргалка
1. Понятие общей типовой методики прогнозирования.
Цели изучения дисциплины.
Важнейшим проблемой организации использования земель является планирование землепользования. Планирование землепользования представляет собой многоэтапный процесс, основой которого является прогнозирование. Путем прогнозирования можно предвидеть множество направлений развития землепользований, оценить последствия принятых решений.
Этап прогнозирования отличается многообразием возможных вариантов, степенью детализации и глубиной проработки. Результаты прогнозирования должны включаться в документы по планированию.
Важное значение при прогнозировании имеют применяемые методы, так как решаемые землеустроительные задачи часто имеют многовариантный, альтернативный характер и необходимо выбрать из множества решений оптимальное.
Поэтому в процессе изучения дисциплины дается классификация и содержание основных методов прогнозирования, типовая методика прогнозирования и оценки достоверности прогноза, в объеме необходимом студентам по специальности “Земельный кадастр”.
Классификация методов прогнозирования и их сущность.
Прогнозирование представляет собой процесс разработки прогнозов. Прогноз (предсказание, предположение) научно обоснованное суждение о состоянии объекта в будущем и альтернативных путях и сроках их осуществления.
Под методом прогнозирования подразумевается способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогноза. Достоверность прогнозов в значительной степени зависит от применяемых методов прогнозирования. На данный момент насчитывается более ста методов и приемов прогнозирования. В научной литературе в настоящее время имеются различные их классификации. С течением времени классификации изменяются и совершенствуются.
Все методы, применяемые различными науками для разработки прогноза можно разделить на три большие группы: общенаучные методы (или логические средства); интернаучные методы; частнонаучные методы.
Общенаучные методы прогнозирования основаны на применении определенной последовательности мыслительных операций к объекту прогнозирования. В общенаучные методы входит: наблюдение и эксперимент;\ анализ и синтез; индукция и дедукция и др.
Интернаучные наиболее применимы для прогнозирования явлений экономики, сельского хозяйства и др. К интернаучным методам относятся методы, применяемые к объектам более чем одной науки.
К частнонаучным относятся специфические методы, основанные на закономерностях или эмпирических формулах какой-либо одной науки.
В зависимости от характера источника информации методы прогнозирования разделяются на два класса: эвристические и фактографические. В первом случае источником информации служат сведения, полученные с использованием главным образом логических приемов и методических правил теоретического исследования. Во втором случае прогностическая разработка опирается исключительно на фактический материал, на конкретные данные, строго характеризующие изменения во времени признаков объекта прогнозирования.).
В целом можно выделить четыре класса методов, наиболее часто применяемых при разработке прогнозов при прогнозировании и планирования использования земельных ресурсов: методы экспертных оценок, логического моделирования, нормативные, математические.
Методика прогнозирования включает в себя совокупность специальных правил и приемов разработки прогнозов. Методика разработки прогноза может изменяться в зависимости от особенностей объекта прогнозирования, применяемых методов, поставленных целей и задач. В целом можно выделить следующие этапы прогнозирования:
1. Определение предмета прогнозирования, целей, задач.
2. Сбор, обработка и изучение системы данных, характеризующих объект (исходная базовая модель).
2. Сбор данных прогнозного фона (характеристика внешних условий, которые оказывают существенное влияние на объект).
3. Построение адекватной объекту модели, ее исследование и получение прогнозных характеристик.
4. Оценка степени достоверности (верификация) и уточнение предварительных моделей с помощью контрольных методов прогнозирования.
5. Выработка рекомендаций для оптимизации принятия решений в планировании, управлении и т.д. на основе сопоставления прогностических моделей.
2. Этапы прогнозирования.
1. Определение предмета прогнозирования, целей, задач.
2. Сбор, обработка и изучение системы данных, характеризующих объект (исходная базовая модель).
2. Сбор данных прогнозного фона (характеристика внешних условий, которые оказывают существенное влияние на объект).
3. Построение адекватной объекту модели, ее исследование и получение прогнозных характеристик.
4. Оценка степени достоверности (верификация) и уточнение предварительных моделей с помощью контрольных методов прогнозирования.
5. Выработка рекомендаций для оптимизации принятия решений в планировании, управлении и т.д. на основе сопоставления прогностических моделей.
3. Общие требования к формированию группы экспертов.
Общая схема экспертизы
Общая схема экспертных опросов включает следующие основные этапы:
- подбор экспертов и формирование экспертных групп;
- формирование вопросов и составление анкет;
- работа с экспертами;
- формирование правил определения суммарных оценок на основе оценок отдельных экспертов;
- анализ и обработка экспертных оценок.
Прежде чем приступить к рассмотрению содержания отдельных этапов экспертной процедуры, необходимо сделать следующее замечание.
Проблема экспертных оценок имеет самостоятельное теоретическое и прикладное значение и далеко выходит за рамки проблем экономического риска. Для ее решения используются специальные экономико-математические методы и методы системного анализа.
Здесь не стоит задача раскрытия сущности и содержания используемых методов, поскольку они достаточно полно отражены в обширной специальной литературе по проблеме. Поэтому представленная ниже краткая характеристика содержания отдельных этапов носит ознакомительно-описательный характер.
Для более глубокого изучения проблемы можно порекомендовать, где, на наш взгляд, наиболее полно описывается как содержание этапов, так и используемый для их реализации аппарат.
На этом этапе, исходя из целей экспертного опроса, решаются вопросы относительно структуры экспертной группы, количества экспертов и их индивидуальных качеств, т.е. определяются требования к специализации и квалификации экспертов, необходимое число экспертов каждой специализации и общее их количество в группе.
Оценки численности группы экспертов производятся на основе следующих соображений.
Численность группы не должна быть малой, т.к. в этом случае будет потерян смысл формирования экспертных оценок, определяемых группой специалистов. Кроме того, на групповые экспертные оценки в значительной степени влияла бы оценка каждого эксперта.
При увеличении группы экспертов, хотя и устраняются эти недостатки, но зато появляется опасность возникновения новых. Так, при очень большом количестве экспертов оценка каждого из них в отдельности почти не влияет на групповую оценку. Причем рост численности экспертной группы далеко не всегда приносит повышение достоверности оценок. Часто расширение группы экспертов возможно лишь за счет малоквалифицированных специалистов, что, в свою очередь, может привести к уменьшению достоверности групповых оценок. Одновременно с ростом числа экспертов увеличиваются трудности, связанные с координацией работы группы и обработкой результатов опроса.
Существующие методы позволяют выбрать оптимальную в каждом конкретном случае численность группы и ее структуру численность экспертов требуемой специализации и квалификации.
При подборе экспертов должно быть учтено ограничение, касающееся соответствия целей экспертов целям экспертного опроса. То есть необходимо установить, имеется ли тенденция у отдельных экспертов необъективно оценивать рассматриваемые события. Для этого желательно выявить потенциальные возможные цели экспертов, противоречащие целям получения объективных результатов.
Анализируя предшествующую деятельность экспертов, необходимо выяснить наличие причин, которые приводят к стремлению завышать или занижать оценки так, чтобы повлиять на групповые оценки в желательном для себя, либо для других лиц, направлении.
4. Методы экспертных оценок (интуитивные).
Методы экспертных оценок применяют при анализе и прогнозе состояния объектов, развитие которых не возможно математически формализовать. Данные методы используют мнение авторитетных и компетентных ученых, специалистов в конкретной области знаний, основанное на опыте и интуиции. При этом различают методы индивидуальных (интервью, аналитические экспертные оценки) и коллективных экспертных оценок; методы коллективной генерации идей («Мозговой» атаки).
Выделяют следующие этапы организации экспертизы: разработка плана работы с указанием источников и объемов финансирования; формирование экспертной группы; подготовка и проведение экспертных оценок; статистическая обработка полученных результатов.
Общим требованием при формировании группы экспертов является обеспечение эффективного решения изучаемой проблемы. Эффект решения проблемы характеризуется достоверностью результатов и затратами на экспертизу.
Достоверность зависит от количества экспертов в группе, долевого участия по каждой отрасли и характеристик экспертов.
Эксперты должны обладать следующими характеристиками:
1. Высокий уровень эрудиции, способность решать творческие задачи.
2. Компетентность и глубокие знания в данной области.
3. Устойчивость мнения по исследуемому явлению.
4. Способность адекватно отображать тенденции развития исследуемого объекта.
5. Умение принимать конструктивные решения, в соответствии с научным интересом при отсутствии практической заинтересованности.
Максимальное количество экспертов определяется наличием средств на разработку прогноза. Если средств не достаточно, то уменьшается точность прогноза.
Чаще всего основой экспертизы является анкета. Анкета - это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с основной задачей экспертизы. Вопросы должны формулироваться так, чтобы получить ответ в виде количественной оценки или определенных однозначных суждений. По форме вопросы подразделяют на открытые и закрытые, прямые и косвенные. Открытые вопросы не регламентируют ответ. Закрытыми считают вопросы, если заранее сформулированы альтернативные варианты ответов и эксперт должен выбрать один (несколько) из них. В анкету включают косвенные вопросы, если необходимо скрыть цель экспертизы. Это делают для того, чтобы эксперт мог представить объективный ответ, не искаженный посторонними влияниями.
Анкеты анализируются и обрабатываются с применением статистических методов. В результате проведения экспертизы формулируются выводы и даются рекомендации по изучаемому объекту прогнозирования.
Метод индивидуальной экспертной оценки базируется на использовании в качестве источника информации знания и интуицию одного эксперта. Часто применяемыми являются методы интервью и аналитических экспертных оценок. Интервью производит прогнозист у эксперта в соответствии с разработанной заранее программой по схеме «вопрос ответ». Эксперт без предварительной подготовки высказывает свое мнение в соответствии с вопросами программы.
Аналитические экспертные оценки предполагают самостоятельную работу эксперта (предварительное изучение состояния объекта, его исследование). Эксперт оценивает состояние объекта, производит анализ тенденций его развития и дает заключение относительно перспектив развития объекта. Результаты работы представляется в виде докладной записки.
Данный метод позволяет максимально использовать индивидуальность эксперта, оградить его от психологического давления авторитетов со стороны.
Данные методы непригодны для прогнозирования общих стратегий развития объекта, поскольку знания одного эксперта ограничены.
Метод коллективной экспертной оценки позволяет выявить общее суждение экспертной группы о развитии объекта прогнозирования. Данный метод имеет более высокий уровень достоверности прогноза.
Группа экспертов коллективно обсуждает проблему и производит общий прогноз по развитию объекта. Недостатками метода является то, что группа экспертов в своих суждениях часто руководствуется логикой компромисса, учитывает мнение большинства, подвержена влиянию авторитета отдельных экспертов.
Одним из наиболее распространенных методов экспертных оценок, в котором выше перечисленные недостатки отсутствуют, является метод Дельфи. Назначение метода Дельфи (Дельфа) выявление преобладающего суждения специалистов по какому-либо вопросу в обстановке исключающей прямые дебаты между собой, но позволяющей вместе с тем снова и снова взвешивать свои суждения с учетом ответов и доводов коллег в предыдущем туре.
Этот метод основан на индивидуальном опросе экспертов, с целью формирования группового мнения по данному вопросу. Опросы проводятся в письменной форме (анкетирование) в несколько этапов, на каждом из которых вопросы и ответы уточняются. Как правило, экспертов, прогнозы которых отличаются от мнения большинства, просят обосновать их суждение. Обработку полученных суждений для получения обобщающих характеристик производят поэтапно. Результаты сообщаются экспертам для проведения следующего этапа экспертизы (обратная связь). В результате диапазон оценок (суждений) сужается. Недостатком данного метода является то, что невозможно учесть влияние организаторов экспертизы на экспертов при составлении анкеты.
Метод коллективной генерации идей (метод «Мозговой» атаки) основан на использовании коллективного творчества при решении проблемы. Для участников экспертизы организуются сессии, рабочие совещания, круглые столы, где по определенным правилам проводятся дискуссии. Правила предполагают четкую формулировку проблемы с выделением главного вопроса; запрещают считать ошибочной любую предложенную идею и требуют ее развития; доброжелательность дискуссии. В процессе вырабатываются множество новых идей, которые анализируются, и формулируется главная.
При прогнозировании использования земельных ресурсов методы экспертных оценок могут рекомендоваться для решения следующих вопросов прогнозирования: выбора инструментария для производства конкретных прогнозов; составления сценария, корректировки прогнозов, полученных другими методами; определения круга альтернативных вариантов прогнозируемого процесса и др.
5. Метод коллективной генерации идей.
Метод коллективной генерации идей ("мозговой" атаки) основан на стимулировании творческой деятельности экспертов путем совместного обсуждения конкретной проблемы. Этот метод представляет собой способ коллективной мыслительной работы, имеющей целью нахождение нетривиальных решений обсуждаемой проблемы и строящийся на снятии барьеров критичности и самокритичности участников. При этом открывается возможность перехода в чужую логику логику соседа, таким образом, происходит появление синергетического эффекта, за счет чего творческие способности участников не просто суммируются, а умножаются. Предполагается, что человек привыкает к однообразию рутинной работы и неохотно решает нестандартные задачи, в том числе и из-за боязни критических замечаний со стороны своих коллег и руководителей. Люди теряют свой творческий потенциал. Основная идея метода "мозговой атаки" создание обстановки интеллектуальной свободы, когда все участники процесса решения имеют возможность высказывать, не опасаясь критики, любые идеи и соображения, какими бы странными они ни показались на первый взгляд.
Разработка метода принадлежит А. Осборну, который и дал ему название "мозговая атака". Замысел А. Осборна один из популяризаторов метода М. Смолл излагает следующим образом: "Вы должны рассматривать тот или иной предмет со всех возможных точек зрения и фиксировать все идеи, которые просто приходят в голову, какими бы «притянутыми за уши» они ни казались. Вы должны будоражить свой мозг до тех пор, пока не выудите из него все существующие в нем мысли. Осборн предлагал по этому принципу проводить специальные совещания".
Обязательные требования к мозговой атаке, вытекающие из сути метода, равенство статусов участников, ограниченность работы во времени, запрет на взаимную критику в любой форме. Участники заранее знают, что никакой ответственности за выполнение своих конструктивных предложений они не несут (здесь не действует часто применяемый принцип "инициатива наказуема"). Применение этого метода устраняет эффект конформизма, т.е. приспособленчества, позволяет получить продуктивные результаты за короткое время, вовлечь всех экспертов в активный творческий процесс.
Технология мозговой атаки может быть представлена следующим образом. Работу этим методом можно расчленить на шесть этапов.
1. Формирование группа экспертов. Численность группы определяется на основе вышеприведенной методики и обычно составляет 7-9 человек. Состав группы предполагает их целенаправленный подбор:
а) из лиц примерно одного ранга, если участники знакомы;
б) из лиц разного ранга, если участники не знают друг друга (в этом случае каждому участнику присваивают номер и в последующем обращаются по номеру);
в) в группу могут включаться специалисты из других областей знаний, обладающие высоким уровнем эрудиции и понимающие смысл проблемной ситуации.
Группа экспертов должна быть дополнена "ведущим" и "записывающим". Когда у инициаторов проекта нет возможности широко привлекать посторонних участников для проведения мозговой атаки, они могут выступать и в функции "ведущих", и в функции "записывающих". Но каждую из задач необходимо отделить от других, играя каждый раз соответствующую роль.
2. Составление проблемной записки. Для подготовки записки предварительно формируется группа анализа проблемной ситуации. Записка может содержать следующие сведения: состав причин возникновения проблемной ситуации; анализ причин и возможные последствия возникновения проблемной ситуации; формулировка проблемной ситуации в виде центрального вопроса с иерархией подвопросов.
3. Генерация идей. Участники мозговой атаки располагаются в помещении по определенному плану, обычно лицом друг к другу и на таком расстоянии, чтобы возможен был контакт, но и сохранялась определенная автономия участников (дистанция около 1 1,5 м). Затем ведущий в течение 1015 минут вводит участников в курс дела: ставит перед группой проблему и просит членов группы предложить как можно больше вариантов решения без предварительного обдумывания за небольшой промежуток времени. Ведущий напоминает участникам "мозговой атаки" о следующем: а) высказывания участников должны быть четкими и сжатыми (период выступления 2-3 минуты); б) скептические замечания и критика предыдущих выступлений запрещается; в) каждый участник может выступать неоднократно, но не подряд; г) не разрешается зачитывать подряд список идей, подготовленных заблаговременно.
Одна из главных задач ведущего - пробудить психическую восприимчивость участников, их волю к целеустремленному мышлению. Активная работа ведущего предполагается лишь в начале "штурма". Достаточно скоро возбуждение участников достигает критической точки, при которой выдвижение новых идей приобретает спонтанный характер. После этого роль ведущего сводится к следующему: а) концентрировать внимание участников на проблемной ситуации; б) не объявлять, не осуждать и не прекращать исследование ни одной идеи; в) поддерживать и поощрять участников, кто в этом нуждается; г) создавать непринужденную обстановку, способствуя этим активной работе экспертов.
Продолжительность "штурма" в зависимости от активности участников может находиться в пределах 20-60 минут. По ходу мозговой атаки записываются все высказывания (обычно лицом не участвующем в обсуждении, или на магнитофон, видеомагнитофон). Текстовая запись не содержит указания на авторство, все предложения, включая самые ценные идеи, являются плодами коллективного труда и не персонифицируются.
4. Систематизация идей. Эта работа возлагается на группу анализа проблемной ситуации. Без обработки полученных результатов мозговая атака была бы бесплодной. На данном этапе и осуществляется работа с полученным материалом. На данном этапе осуществляются а) составляется номенклатурный перечень всех вы сказанных идей; б) выявляются дублирующие и дополнительные идеи, затем они объединяются с основной идеей; в) выделяются признаки, по которым могут объединяться идеи; г) идеи объединяются в группы согласно выделенным признакам; д) составляется перечень идей по группам; в каждой группе идеи записываются по правилу от общих к частным.
5. Деструкция (разрушение) систематизированных идей. Каждая из систематизированных идей изучается на возможность её осуществления. Идеи и предложения подвергаются критике, отбору вариантов по требованию реалистичности. Участники "штурма" выдвигают доводы, опровергающие систематизированную идею. В процессе разрушения может объявиться контридея. Процесс разрушения ведется до тех пор, пока каждая систематизированная идея не подвергнется критике.
6. Оценка критических замечаний и составление списка практически применимых идей. Здесь вступают в силу позиции лица, принимающего управ ленческое решение. На данном этапе составляется сводная таблица. Первая графа таблицы этапы систематизации идей; вторая - критические замечания, опровергающие идеи; третья - показатели практической применимости идей; четвертая контр-идеи.
Затем оценивается каждое критическое замечание и контр-идеи:
а) вычеркивается из таблицы, если опровергается хотя бы одним показателем практической применимости;
б) не вычеркивается, если не опровергается ни одним показателем.
Составляется окончательный список идей. В список переносятся только те идеи, которые не опровергнуты критическими замечаниями или контридеями.
Разновидностями данного метода являются:
Метод управляемой генерации идей, который представляет собой метод коллективной генерации идей с использованием целенаправленного интеллектуального воздействия (усиливающего или подавляющего) на процесс генерации идей.
Метод деструктивной отнесенной оценки, в ходе которого обсуждение реализуется посредством двух разнесенных во время сессий, первая из которых полностью подчиняется правилам коллективной генерации идей, а правила второй отличаются тем, что предписывается критика идей, высказанных на первой сессии.
Синоптический метод, при котором анализу экспертов подвергается известное множество возможных с последующим их синтезом.
Синектический метод, согласно которому несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливается определенная взаимосвязь и взаимозависимость.
6. Понятие «дерево целей» и «прогнозный график».
«Дерево целей» используется для прогнозирования сложных экономических процессов, систем, в которых возможно выделение многих структурных или иерархических уровней. Процедура построения «дерева целей» представляет собой формулировку генеральной цели прогноза с последующим разбиением ее на ряд подцелей 1-го уровня, который является результатом реализации подцелей 2-го уровня, и т.д. При этом разбиение генеральной цели происходит как бы из будущего в настоящее с установлением промежуточных событий и фиксацией причинно-следственных связей между ними.
«Дерево целей» формируется с помощью экспертов, причем при переходе от уровня к уровню состав экспертов меняется. При приближении к более высокому уровню остаются более крупные эксперты в конкретных областях.
Дерево целей почти всегда имеет одну и ту же структуру главная цель является стволом, из которого «растут» подцели, а на каждой «ветке» подцелей могут вырасти и задачи. Как правило, при планировании достижений с помощью этого графического метода, дерево целей в конечном результате имеет перевернутый вид, т.е. стволом вверх и кроной вниз.
«Прогнозный график» показывает изменение объекта прогнозирования во времени, с учётом известных данных, а также планируемое изменение объекта в будущем.
При построении прогнозного графика на оси Ох откладывается время, а на оси Оу известные значения об объекте в данное время. Затем смотрится изменение значений за весь известный период времени, собирается информация о повлиявших на эти изменения факторов, и на основании всего известного прогнозируется дальнейшее изменение значений прогнозируемого объекта с последующим внесением прогнозируемых изменений в «прогнозный график».
7. Выделение ограничений при прогнозировании использования земель в схеме землеустройства района.
При разработке схемы землеустройства административного района решаются следующие основные экономико-математические задачи:
- распределение земель административного района по категориям;
- оптимизация мероприятий по освоению и интенсификации использования земель;
- оптимизация размещения, специализации и уровня концентрации сельскохозяйственного производства в административном районе;
- установление оптимальных размеров сельскохозяйственных организаций;
- перераспределения земель между сельскохозяйственными организациями и др.
Данные задачи часто состоят из блоков, каждый из которых имеет свой критерий оптимальности.
В основу модели по оптимизации размещения, специализации и уровня концентрации сельскохозяйственного производства в административном районе положены две модели:
1. По определению оптимального сочетания отраслей сельскохозяйственного производства;
2. По установлению оптимального размера землепользований сельскохозяйственных организаций.
Данная задача состоит из блоков, в качестве которых выступают сельскохозяйственные организации.
В качестве переменных используют неизвестные:
- посевные площади сельскохозяйственных культур;
- виды и подвиды земель;
- трансформируемые земли;
- виды внутрихозяйственных ресурсов и другие переменные, которые учитывают особенности района.
Выделяют следующие группы ограничений:
1. Условия использование земель (по площадям, по качественным условиям) и возможность их трансформации.
2. Соотношение площадей земель.
3. Агробиологические и зоотехнические условия ведения сельскохозяйственного производства.
4. Ограничения по производству и использованию кормов.
5. Рекомендуемый размер землепользований сельскохозяйственных организаций в зависимости от специализации.
6. Ресурсные ограничения (по объему продаж продукции, по затратам труда, по денежным затратам на тех. средства, мин. удобрения, семена и др.).
7. Ограничения, учитывающие особенности расселения, а также использование трудовых и механизированных ресурсов.
8. Общерайонные условия и пропорции (баланс распределения материально-технических фондов по району, численность занятых в сельском хозяйстве и всего населения по району и др.).
В качестве критерия оптимальности при решении данной задачи используют, как правило, минимум приведенных затрат на фиксированный объем производства продукции.
8. Верификация прогнозов.
Она представляет собой оценку точности, надёжности и достоверности прогноза. Под точностью прогноза понимается оценка его вероятности осуществления, а именно, возможности наступления данного события или явления.
Выделяют следующие виды верификации:
1). Косвенная оценка прогноза путём его сопоставления с прогнозами, полученными из других источников информации (сравнение прогноза с прогнозами смежных отраслей народного хозяйства);
2). Прямая верификация оценка прогнозов путём сравнения прогнозов с реальной действительностью;
3). Верификация повторным опросом оценка прогноза путём использования дополнительного обоснования или изменение экспертом его мнения, отличающегося от мнения большинства;
4). Верификация оппонентом оценка прогноза путём опровержения критических замечаний оппонента по прогнозу.
Достоверность прогноза зависит от следующих факторов:
1. Достоверности исходной информации;
2. Выявление закономерностей в развитии исследуемого объекта в зависимости от метода прогнозирования;
3. От периода упреждения, чем больше период упреждения, тем меньше точность получаемых расчётов.
9. Земельный фонд мира, понятие эффективной территории.
Наиболее крупные страны по площади:
1). Россия;
2). Канада;
3). Китай;
4). США;
5). Бразилия и т.д.
Эффективная территория это территория страны пригодная для хозяйственного освоения.
Крупные страны мира по площади эффективной территории:
1). Бразилия;
2). США;
3). Австралия;
4). Китай;
5). Россия и т.д.
Земельный фонд мира 14 млрд.га.
Россия 17,1 млн.км2.
Крупнейшие страны мира по площади пашни:
1). США;
2). Индия;
3). Россия;
4). Китай;
5). Австралия;
6). Канада;
7). Бразилия;
8). Казахстан;
9). Нигерия и т.д.
Обрабатываемые земли занимают всего 11% мирового земельного фонда.
Структура земельного фонда планеты постоянно изменяется под влиянием двух противоположных процессов:
1. Ухудшение земель, изъятие из сельскохозяйственного оборота в результате эрозии, опустынивания, разработки полезных ископаемых, промышленной застройки и т.д.;
2. Расширение земель пригодных для обитания и сельскохозяйственного использования (освоение земель, осушение, орошение, освоение прибрежных участков и т.д.).
Во многих странах предпринимаются мероприятия по сохранению земельного фонда и улучшению его структуры, организуются международные организации (ЮНЕСКО, ФАО, ООН).
Территория, занимающая в общей сложности 78% суши ограничена для земледелия по следующим показателям:
1. Ледниковое покрытие (10%);
2. Низкие температуры (15%);
3. Сухой климат (17%);
4. Переувлажнённость (4%);
5. Малопродуктивность земель (5%);
6. Маломощность земель (9%).
В наши дни на 1 жителя земли приходится в среднем 0,2 га. пахотных земель. А к 2050 году этот показатель может снизиться до 0,07 га. на человека.
Основные перспективы решения продовольственной проблемы должны быть связаны не только с экстенсивным, но и с интенсивным путём увеличения производства продуктов питания.
Одним из методов интенсификации земледелия является орошение. В настоящее время орошаемые земли занимают 19% всех обрабатываемых земель.
Основные перспективы интенсификации сельского хозяйства связаны с технологической революцией, выражающейся в использовании биотехнологий, информационных технологий в земледелие и животноводстве, улучшение качества продукции, снижение издержек производства, выведение новых растений и животных.
10. Прогнозирование использования мировых земельных ресурсов.
Структура земельного фонда планеты постоянно изменяется под влиянием двух противоположных процессов. Один борьба человечества за расширение земель, пригодных для обитания и сельскохозяйственного использования (освоение залежных земель, мелиорация, осушение, орошение, освоение прибрежных участков морей); другой ухудшение земель, изъятие их из сельскохозяйственного оборота в результате эрозии, опустынивания, промышленной и транспортной застройки, открытой разработки полезных ископаемых, заболачивания, засоления.
Второй процесс идет более быстрыми темпами. Поэтому главная проблема мирового земельного фонда деградация сельскохозяйственных земель, в результате которой происходит заметное сокращение обрабатываемых земель, приходящихся на душу населения, а "нагрузка" на них все время возрастает. Страны с наименьшей обеспеченностью пашней на душу населения Китай (0,09 га), Египет (0,05 га).
Во многих странах предпринимаются усилия по сохранению земельного фонда и улучшению его структуры. В региональном и глобальном аспекте они все более координируются специализированными органами ООН ЮНЕСКО, ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) и др.
Таблица 2. Структура земельных ресурсов мира, в %
Регион |
Доля от мирового значения |
||||
Земельный фонд |
пашня |
Луга и пастбища |
леса |
Прочие земли |
|
Европа |
8 |
27 |
16 |
10 |
16 |
Азия |
33 |
32 |
18 |
28 |
34 |
Африка |
23 |
15 |
24 |
18 |
22 |
Северная Америка |
17 |
15 |
10 |
17 |
14 |
Южная Америка |
13 |
8 |
17 |
24 |
9 |
Австралия и Океания |
6 |
3 |
15 |
3 |
5 |
Весь мир |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
11. Возможности освоения территории с учётом динамики роста населения планеты Земля.
Человек заселил почти 90 % земной суши. Им освоены территории, в большей или меньшей степени пригодные для жизни и хозяйственной деятельности. Остались незаселёнными лишь полюса и прилегающие к ним районы, наиболее засушливые участки пустынь, высокогорья, ледники.
Ближайшие десятилетия будут осваиваться недра Земли в районах Арктики и Антарктики, а также месторождений морей, океанов и прибрежного шельфа. Истощение сырьевых ресурсов нашей планеты значительно повышает интерес к запасам полезных ископаемых, скрытых ледниками.
В недрах Антарктиды хранятся неисчислимые минеральные богатства гондванского комплекса. По оценке американских геологов запасы полезных ископаемых на Южнополярном континенте больше, чем на всех остальных континентах, вместе взятых.
Освоение человеком «планеты-океана», очень многими его богатствами уже пользуется человек, но они не составляют и тысячной доли того, что можно извлечь из его глубин. Настанет время, когда человек, вооруженный совершенной техникой, овладеет всеми богатствами подводного мира.
В последние десятилетия в ледниковых областях Земли развернулись самые разнообразные научные исследования и, в первую очередь, в Антарктиде и Гренландии. Важность задач и объемы исследований, высокая их стоимость определяют тенденцию к тесному международному сотрудничеству, к кооперированию исследований и концентрации усилий на конкретных тематических проектах, что и обусловило переход от комплексных национальных программ, характерных для 50-х и 60-х годов, к долговременным международным проектам.
13.Земельные ресурсы являются базисом для производства биологической продукции. Они ограничены в пространстве и незаменимы, поэтому необходимо экономно и рационально использовать, охранять их. Особенно важно сохранение продуктивных земель.
Россия располагает значительными земельными ресурсами, это примерно восьмая часть мировых земельных ресурсов.
Земли, находящиеся в пределах Российской Федерации, составляют земельный фонд страны. Согласно действующему законодательству и сложившейся практике, государственный учет земель в Российской Федерации осуществляется по категориям земель и угодьям.
В соответствии с данными государственной статистической отчетности площадь земельного фонда Российской Федерации составляет 1709,8 млн. га. , из них:
- земли сельскохозяйственного назначения - 401,0 млн. га. ;
- земли населенных пунктов - 19,1 млн. га. ;
- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения - 16,7 млн. га.;
- земли особо охраняемых территорий и объектов 34,2 млн. га. ;
- земли лесного фонда- 1104,8 млн. га. ;
- земли водного фонда 27,9 млн. га. ;
- земли запаса 106,1 млн. га..
14. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА ПО КАТЕГОРИЯМ ЗЕМЕЛЬ
|
Наименование |
|
В ТОМ ЧИСЛЕ |
||||||
|
Районов и городов |
Всего |
Земли с/х |
Земли поселений |
Земли промышл. транспорта, связи, радиовещания |
Земли особо охраняемых территорий |
Земли лесного фонда |
Земли водного фонда |
Земли запаса |
№№ |
Областного |
земель |
Назначения |
||||||
п/п |
подчинения |
|
|||||||
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Алексеевский район |
229,7 |
195,5 |
6,5 |
1 |
0 |
17,5 |
1,1 |
8,1 |
2 |
Быковский район |
341 |
285,3 |
4,4 |
0,8 |
0 |
4,1 |
27,1 |
19,3 |
3 |
Городищенский район |
247,1 |
214,9 |
8,5 |
8,1 |
0,1 |
5,1 |
8,2 |
2,2 |
4 |
Даниловский район |
296,1 |
244,7 |
4,1 |
7,5 |
0 |
33,6 |
0 |
6,2 |
5 |
Дубовский район |
314 |
230,5 |
6,4 |
1,9 |
0 |
17,8 |
36,5 |
20,9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Еланский район |
267,2 |
249,8 |
8,9 |
1,2 |
0 |
5,6 |
0 |
1,7 |
7 |
Жирновский район |
297 |
237,1 |
10,3 |
4,7 |
0 |
26,6 |
0,4 |
17,9 |
8 |
Иловлинский район |
415,5 |
336,7 |
11,8 |
3,1 |
0,1 |
21,6 |
3 |
39,2 |
9 |
Калачевский район |
421,7 |
304,8 |
6,9 |
24,2 |
0,1 |
32,7 |
31,3 |
21,7 |
10 |
Камышинский район |
356,3 |
255,6 |
5,9 |
6,1 |
0,1 |
28,8 |
28,1 |
31,6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
Киквидзенский район |
207,1 |
195,4 |
4 |
0,7 |
0 |
3,7 |
0 |
3,3 |
12 |
Клетский район |
355,5 |
321,6 |
6,7 |
0,9 |
0 |
9,7 |
0,5 |
16,1 |
13 |
Котельниковский район |
347,1 |
266 |
7,3 |
3,7 |
0 |
3,6 |
46,5 |
20 |
14 |
Котовский район |
244,4 |
190,8 |
5,7 |
4,2 |
0 |
21,7 |
0 |
22,1 |
15 |
Ленинский район |
260 |
230,6 |
5,1 |
2,3 |
0,1 |
14,2 |
4,4 |
3,4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16 |
Михайловский район |
362,5 |
313,5 |
8 |
2,3 |
0,1 |
31,8 |
0 |
6,7 |
17 |
Нехаевский район |
218,3 |
191,4 |
5,8 |
1,2 |
0 |
15,5 |
0,7 |
3,8 |
18 |
Николаевский район |
343,6 |
297,3 |
7,2 |
0,6 |
0 |
2 |
26,1 |
10,5 |
19 |
Новоаннинский район |
308,1 |
283,2 |
9,6 |
2 |
0 |
12,9 |
0 |
0,5 |
20 |
Новониколаевский район |
236,3 |
221,3 |
6,2 |
1,6 |
0 |
5,1 |
0 |
2,1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 |
Октябрьский район |
381,1 |
328 |
10,4 |
1,8 |
0 |
5 |
35,1 |
0,7 |
22 |
Ольховский район |
322,6 |
272,9 |
5,5 |
4,1 |
0 |
19,3 |
0 |
20,7 |
23 |
Палласовский район |
1236,1 |
564 |
8,4 |
594,4 |
31,5 |
0,6 |
3,8 |
33,5 |
24 |
Кумылженский район |
295,8 |
250,8 |
9,3 |
0,8 |
0 |
30,5 |
1,5 |
2,8 |
25 |
Руднянский район |
194,7 |
160,7 |
8 |
1,1 |
0 |
17,3 |
0 |
7,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
26 |
Светлоярский район |
330,5 |
269,3 |
5,1 |
22,9 |
0,1 |
15,1 |
5,4 |
12,6 |
27 |
Серафимовичский район |
432,4 |
370,9 |
6 |
1,3 |
0 |
43,9 |
3,2 |
7,1 |
28 |
Среднеахтубинский район |
203,9 |
150,5 |
6,9 |
10 |
0,7 |
17,7 |
16,4 |
1,7 |
29 |
Старополтавский район |
407,7 |
330,2 |
7,3 |
1,2 |
0 |
9,6 |
33,6 |
25,8 |
30 |
Суровикинский район |
339,9 |
292,4 |
8,9 |
1,9 |
0 |
6,3 |
27,9 |
2,6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
31 |
Урюпинский район |
346 |
302,3 |
7,2 |
5,6 |
0 |
24,1 |
0,6 |
6,1 |
32 |
Фроловский район |
325,9 |
266,2 |
5,3 |
3,6 |
0,2 |
40,8 |
0,2 |
9,6 |
33 |
Чернышковский район |
308 |
256,4 |
6,1 |
3,3 |
0 |
16,8 |
23,2 |
2,2 |
34 |
г. Волжский |
14,5 |
0 |
14,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
35 |
г. Волгоград |
56,5 |
0 |
56,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
36 |
г. Фролово |
5,8 |
0 |
5,8 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
37 |
г. Михайловка |
6,1 |
0 |
6,1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
38 |
г. Камышин |
7,8 |
0 |
7,8 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
39 |
г. Урюпинск |
3,9 |
0 |
3,9 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
ИТОГО |
11287,7 |
8880,6 |
328,3 |
730,1 |
33,1 |
560,6 |
364,8 |
390,2 |
17. Прогнозирование использования земель в муниципальном районе
Анализ - это этап предпрогнозных аналитических расчетов, направленных на разработку прогнозных действий. Целью анализа всегда является: подготовка (сбор, обработка и систематизация) информации о состоянии и развитии хозяйственной, экономической, экологической, социальной деятельности и возможностях объектов прогнозирования.
Земля в сельском хозяйстве является основным способом производства. От того, насколько рационально она используется, зависит количество произведеннойсельскохозяйственной продукции. Чтобы получать высокие урожаи, необходимо проводить мероприятия относительно улучшения использования сельскохозяйственныхугодий и повышения их урожайности. Такими способами являются: научно-обоснованное размещение сельского хозяйства по природноэкономическим зонам,проведение углубленной и стойкой специализации сельского хозяйства с увеличением производства в каждой зоне и каждом районе того вида продукции, для которого природные условия являются наиболее приемлемыми и который может обеспечить наибольшую прибыль.
В каждом хозяйстве использование земли должно быть эффективным. Для этого необходимо проводить глубокий анализ использования земли. Заданием такогоанализа является изучение структуры земельных угодий в хозяйстве и выявление возможностей для их дальнейшего расширения и улучшения, оценки выполненияплана проведения работ с улучшением земли и повышением эффективности осуществленных мероприятий, изучение и оценка показателей использования земельныхугодий в хозяйстве.
По данным годового отчета можно обозначить структуру земельных угодий, то есть соотношение отдельных видов земель в общей площади хозяйства.
Для углубленного анализа структуры земельных угодий используют такие показатели:
1)соотношение площадей природных кормовых угодий и вспаханной земли;
2)уровень вспашки сельскохозяйственных угодий, который показывает, какую часть составляет вспаханная земля в общей площади сельскохозяйственных угодий;
3)часть посевных площадей от площади вспаханной земли в обработку;
4)часть площади многолетних насаждений в площади сельскохозяйственных угодий, изменение которой сопоставлено с прошедшими годами отображаеттрансформацию вспаханной земли и других сельскохозяйственных угодий под сады, виноградники и другие многолетние насаждения;
5)часть орошаемых и осушенных земель от площади земель и сельскохозяйственных угодий.
Мероприятия для улучшения земельных угодий можно разделить на три группы:
1)расширение площади сельскохозяйственного назначения;
2)улучшение структуры сельскохозяйственных земель, трансформация низкопродуктивных угодий в высокопродуктивные;
3)создание условий для наиболее интенсивного использования сельскохозяйственных земель без изменений их структуры.
18.Определение площади земель сх назначения в районе на перспективу
как мы делали в курсовой увеличивали либо уменьшали площадь земель с/х назначения на перспективу, но главное что бы не изменялась площадь района, в зависимости от схемы территориального планирования, по данному муниципальному району.
Методика прогнозирования: шпаргалка