Экономический анализ: шпаргалка

. Экономический анализ и его роль для бухгалтера-аналитика
Термин «анализ» происходит от греч. «analysis» что означает «разложение», «разделение». Анализ - это разложение изучаемого объекта на составные части с целью изучения их самостоятельного функционирования.
Экономический анализ – функция системы управления, на основе которого разрабатываются варианты управленческих решений. Экономический анализ – одна из отраслей системы экономических знаний, самостоятельная наука со своими методологией, принципами, предметом, методом, системой приемов и способов реализации различных методик.
Экономический анализ и его связь с другими науками.
Экономический анализ сформировался в результате дифференциации общественных наук. Прежде отдельные формы экономического анализа были присущи преимущественно учетным наукам: балансоведению, бухгалтерскому учету, статистике. Но по мере углубления экономической работы на предприятиях возникла необходимость в выделении анализа как обособленной системы знаний, поскольку учетные дисциплины уже не способны были ответить на все требования практики.
Сформировавшись в самостоятельную науку, экономический анализ комплексно, системно использует данные, а в ряде случаев способы и приемы исследования, присущие статистике, планированию, бухгалтерскому учету, математике и другим непосредственно связанным с ним наукам.
Однако до сих пор нет четко выраженных границ между экономическим анализом и этими специальными дисциплинами, здесь имеются скорее лишь демаркационные линии. Наиболее тесные связи существуют между бухгалтерским учетом и экономическим анализом. Бухгалтерский учет являлся и является основным "поставщиком" экономической информации о хозяйственной деятельности предприятий. Доля экономической информации, получаемой через систему бухгалтерского учета, достигает на предприятиях и в объединениях 70% и более. Бухгалтерский учет отражает хозяйственные операции в первичной документации, записи их в регистрах синтетического и аналитического учета и в бухгалтерской отчетности. То что именно бухгалтеры первыми стали анализировать хозяйственно-финансовую деятельность предприятий, вполне естественно. Каждый бухгалтер, составив баланс, интересуется состоянием хозяйственных средств и источников их образования, выяснит, все ли резервы использованы предприятием для увеличения прибыли, какие недостатки тормозили хозяйственную деятельность в истекшем отчетном периоде..
Теснота связи экономического анализа и статистики выражается, во-первых, в том, что статистический учет и отчетность служат для анализа, так же как и бухгалтерский учет, необходимой информационной базой; во-вторых, в том, что статистическая наука, проблемно разрабатывающая методы группировок, индексов, корреляции, регрессии и другие, существенно пополняет арсенал аналитических способов и приемов.
Аналитические разработки самих статистиков связаны преимущественно с массовыми социально-экономическими процессами, с определенными статистическими совокупностями и проводятся преимущественно на отраслевых, региональных и народнохозяйственных уровнях. Верхняя граница анализа хозяйственной деятельности предприятий, объединений проходит там, где завершается ведение бухгалтерского учета, там, где кончается бухгалтерский баланс.
Можно, следовательно, сказать, что микроанализ - это дело бухгалтеров-аналитиков, экономистов-аналитиков, а макроанализ - экономистов-статистиков. Однако в первом и во втором случаях экономический анализ выступает как самостоятельная наука

5.Способы обработки экономической информации
Способ сравнения. Применяется наиболее часто. Основными видами являются:
- сравнение фактических отчетных данных с плановыми;
- сравнение показателей в динамике;
- сравнение показателей анализируемого ПП со средними показателями по отрасли;
- сравнение результатов деятельности до и после принятия управленческого решения.
Различают:
1. Горизонтальный сравнительный анализ – применяют для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня показателей от базового;
2. Вертикальный – для изучения структуры экономических явлений и процессов путем расчета удельных весов;
3. Трендовый – при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года (при исследовании рядов динамики);
4. Одномерный – сопоставляется один или несколько показателей одного объекта или несколько объектов по одному показателю;
5. Многомерный – сопоставление результатов деятельности нескольких ПП по нескольким показателям.
Группировка. Предполагает определенную классификацию процессов, причин и факторов, их обусловивших. Группировочный признак должен быть основным. Например, при анализе издержек группировка статей идет по признаку зависимости их от объема производства. Результатом группировки является построение группировочных таблиц.
Балансовый способ. В качестве основного балансовый способ используется при изучении показателей, находящихся в балансовой зависимости (при анализе баланса, при анализе обеспечения ПП сырьем и материалами). Как вспомогательный балансовый способ используется для проверки результатов расчетов влияния факторов на результативный показатель.
Графический способ. Графики являются масштабным изображением показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур.

7.Понятие корреляционного (стохатического )анализа и возможности его применения
Корреляционный анализ — метод обработки статистических данных, заключающийся в изучении коэффициентов корреляции между переменными. При этом сравниваются коэффициенты корреляции между одной парой или множеством пар признаков для установления между ними статистических взаимосвязей.
Цель корреляционного анализа — обеспечить получение некоторой информации об одной переменной с помощью другой переменной. В случаях, когда возможно достижение цели, говорят, что переменные коррелируют. В самом общем виде принятие гипотезы о наличии корреляции означает что изменение значения переменной А, произойдет одновременно с пропорциональным изменением значения Б.
Чаще в экономических исследованиях встречаются стохастические зависимости, которые отличаются приблизительностью, неопределенностью. Они проявляются только в среднем по значительному количеству объектов (наблюдений). Здесь каждой величине факторного показателя (аргумента) может соответствовать несколько значений результативного показателя (функции). Например, увеличение фондовооруженности труда рабочих дает разный прирост производительности труда на разных предприятиях даже при очень выравненных прочих условиях. Это объясняется тем, что все факторы, от которых зависит производительность труда, действуют в комплексе, взаимосвязано. В зависимости от того, насколько оптимально сочетаются разные факторы, будет неодинаковой степень воздействия каждого из них на величину результативного показателя.
Взаимосвязь между исследуемыми факторами и результативным показателем проявится, если взять для исследования большое количество наблюдений (объектов) и сравнить их значения. Тогда в соответствии с законом больших чисел влияние других факторов на результативный показатель сглаживается, нейтрализуется. Это дает возможность установить связь, соотношения между изучаемыми явлениями.
Значит, корреляционная (стохастическая) связь - это неполная, вероятностная зависимость между показателями, которая проявляется только в массе наблюдений. Отличают парную и множественную корреляцию.
Парная корреляция - это связь между двумя показателями, один из которых является факторным, а другой - результативным. Множественная корреляция возникает от взаимодействия нескольких факторов с результативным показателем.
Для исследования стохастических соотношений используются следующие способы экономического анализа, с которыми мы уже знакомились в предыдущих главах: сравнение параллельных и динамических рядов, аналитические группировки, графики. Однако они позволяют выявить только общий характер и направление связи. Основная же задача факторного анализа - определить степень влияния каждого фактора на уровень результативного показателя. Для этой цели применяются способы корреляционного, дисперсионного, компонентного, современного многомерного факторного анализа и т.д.
Наиболее широкое применение в экономических исследованиях нашли приемы корреляционного анализа, которые позволяют количественно выразить взаимосвязь между показателями.
Необходимые условия применения корреляционного анализа.
1. Наличие достаточно большого количества наблюдений о величине исследуемых факторных и результативных показателей (в динамике или за текущий год по совокупности однородных объектов).
2. Исследуемые факторы должны иметь количественное измерение и отражение в тех или иных источниках информации.
Применение корреляционного анализа позволяет решить следующие задачи:
1) определить изменение результативного показателя под воздействием одного или нескольких факторов (в абсолютном измерении), то есть определить, на сколько единиц изменяется величина результативного показателя при изменении факторного на единицу;
2) установить относительную степень зависимости результативного показателя от каждого фактора.
Исследование корреляционных соотношений имеет огромное значение в АХД. Это проявляется в том, что значительно углубляется факторный анализ, устанавливаются место и роль каждого фактора в формировании уровня исследуемых показателей, углубляются знания об изучаемых явлениях, определяются закономерности их развития и как итог - точнее обосновываются планы и управленческие решения, более объективно оцениваются итоги деятельности предприятий и более полно определяются внутрихозяйственные резервы.
Область применения
Данный метод обработки статистических данных весьма популярен в экономике и социальных науках (в частности в психологии и социологии), хотя сфера применения коэффициентов корреляции обширна: контроль качества промышленной продукции, металловедение, агрохимия, гидробиология, биометрия и прочие.
Популярность метода обусловлена двумя моментами: коэффициенты корреляции относительно просты в подсчете, их применение не требует специальной математической подготовки. В сочетании с простотой интерпретации, простота применения коэффициента привела к его широкому распространению в сфере анализа статистических данных.

2.Организация и планирование аналитической работы
Целеустремленность аналитического исследования, весомость его выводов и обоснованность предложений в значительной мере зависят от отбора исполнителей и организации работ. Под организацией вообще понимают создание слаженной постоянной системы для выполнения каких-то работ или достижение определенной конечной цели.
Организация аналитической работы включает:

· разработку общих основ и порядка проведения анализа

· планирования работы в целом, отдельных ее работ и этапов;

· материальное, научно-методическое и кадровое обеспечении

· общее руководство;

· прием выполненных аналитических работ, порядок их оформления;

· контроль за внедрением в производство разработанные мероприятий с целью улучшения деятельности предприятия.

Аналитическая работа предприятия начинает из планирование. Различают общий план аналитической работы на предприятии и план (программу) конкретных аналитических работ. Общий план работы составляется на год с разбивкой за кварталами. В плане отмечаются разделы хозяйственной деятельности
и объекты, которые должны изучаться, периодичность и сроки проведения работ, ответственные технические исполнители, технические средства и источники информации, нужны для осуществления анализа.
В планах отдельных работ, которые составляются соответственно общему плану аналитической работы, предполагаются объекты
этапы анализа, сроки выполнения и задача работ и т.п..
Организация проведения отдельных аналитических работ включают такие вопросы:

· назначение руководителя работы;

· подбор квалифицированных исполнителей;

· составление плана работы;

· обеспечение необходимым инструктивным материалом;

· обеспечение техническими и другими средствами;

· контроль работы и реализация предложений аналитиков;

· другие.

3.Информационное обеспечение аналитической работы
Экономический анализ базируется на системе экономической информации, которая лежит в основе оптимизации управленческих решений. К организации информационного обеспечения экономического анализа предъявляется ряд требований:
1) аналитичность (способность инфотмации независимо от источников поступления соответствовать потребностям экономического анализа);
2) объективность (достоверное отражение исследуемых явлений и процессов);
3) оперативность (своевременное поступление информации);
4) единство (отсутствие дублирования источников информации);
5) рациональность (минимальные затраты на сбор, хранение и использование данных);
6) сопоставимость по предмету, объекту исследования, периоду времени, методологии исчисления показателей и другим признакам.
Источники данных для экономического анализа :
1) плановые – все типы планов, разработанные для организации (перспективные, текущие, оперативные, технологические карты), нормативные материалы, сметы;
2) учетные – данные, которые содержит документация бухгалтерского, статистического и оперативного учета, финансовой отчетности. Ведущую роль в информационном обеспечении анализа играет бухгалтерский учет и отчетность, где наиболее полно отражаются хозяйственные явления, процессы и их результаты;
3) внеучетные – документы, регулирующие хозяйственную деятельность предприятия, а также данные, не перечисленные выше. В их число входят: официальные документы (законы РФ, указы президента, постановления правительства, акты ревизий и проверок, распоряжения руководителей организаций); хозяйственно-правовые документы (договоры, соглашения, решения судебных органов); материалы передового опыта (периодические издания, СМИ); техническая и технологическая документация; материалы специальных исследований состояния производства на отдельных рабочих участках (хронометраж, анкетный опрос); устная информация и пр. Информация делится:
1) по отношению к предмету исследования – основную, вспомогательную;
2) по периодичности поступления – регулярную и эпизодическую (формируется по мере надобности, например информация о новом конкуренте);
3) по отношению к процессу обработки информации – первичную (данные первичного учета, инвентаризаций, обследований) и вторичную (отчетность, конъюнктурные обзоры);
4) по отношению к объекту – внутреннюю (данные бухгалтерского учета, нормативные документы, разработанные для организации) и внешнюю (данные статистических сборников, конференций). Главный этап информационного обеспечения экономического анализа – подготовка информации, которая включает проверку данных, обеспечение их сопоставимости, упрощение информации. Информация, собранная для анализа, должна быть проверена. Проверка проводится с двух сторон:
1) полнота информации, правильность оформления, арифметических подсчетов, сопоставимость показателей. Данная проверка носит технический характер;
2) проверка данных по существу (насколько информация соответствует действительности). Средства проверки – логическое осмысление данных, проверка взаимосогласованности, обоснованности показателей.

4. основные виды и назначения эк. анализа, используемые бухгалтером-аналитиком
Под предметом экономического анализа понимается исследование хозяйственных процессов, явлений, ситуаций хозяйственных субъектов (фирмы, предприятия, объединения) с точки зрения их результативности, т.е. конечных финансовых результатов их деятельности. Они складываются под воздействием объективных (внешних) и субъективных (внутренних) факторов.
Объектом анализа являются хозяйственные субъекты экономические результаты их деятельности (выпуск и реализация продукции), финансовое состояние, платежеспособность, ликвидность, финансовые результаты (прибыль, рентабельность), себестоимость и ресурсы (финансовые, трудовые и материальные).
Содержание экономического анализа определяют задачи, стоящие перед ним. К основным задачам, решаемым в процессе анализа, относятся:
1) повышение обоснованности бизнес-планов и нормативов (в процессе их разработки);
2) объективное, всестороннее исследование, оценка выполнения бизнес-планов и соблюдение нормативов;
3) определение и оценка экономической эффективности использования ресурсов с целью повышения результативности производства;
4) выявление и количественное измерение внутренних резервов (возможностей улучшения работы) на всех стадиях производственного процесса;
5) разработка вариантов принятия наиболее оптимальных управленческих решений с учетом выявленных резервов и оценка хозяйственной деятельности.
Принципы экономического анализа:
- непрерывность, регулярность наблюдения за состоянием и развитием хоз.процессов;
- преемственность в соблюдении методологии и методики его проведения;
- объективность - базироваться на достоверной информации и отражать реальную картину хозяйственной деятельности;
- научность, обусловливающая использование новейших достижений в теории, методологии, методике, методах и и инструментах анализа;
- анализ должен быть комплексным – охватывать все стороны деятельности и причинные зависимости в экономике хозяйствующего субъекта;
- системность изучения хозпроцессов с позиций выявления внешних взаимосвязей с другими объектами анализа и их элементами;
- конкретность и практическая значимость в условиях улучшения результатов деятельности организации, повышения эффективности ее работы;
- достоверность и точность аналитических выводов для принятия обоснованных управленческих решений пользователями информации.
Различают следующие виды экономического анализа (классификация):
I.по периодичности проведения:
1) годовой; 2) квартальный; 3) месячный; 4) декадный; 5) ежедневный.
II.по методу изучения объекта:
1)финансово- экономический анализ – не является углубленным, дает лишь общую оценку изменения финансовых показателей (прибыль, рентабельность);
2)технико-экономический – наиболее полный и углубленный и раскрывает влияние техники, технологии, организации производства на обобщающие экономические показатели; (1 и 2 = Б-27)
3)функционально-стоимостной – позволяет выявить возможности улучшения работы предприятия, за счет выбора наиболее оптимального варианта;
III.по субъектам (пользователям анализа):
1)внутренний – проводиться непосредственно на предприятиях для управления его деятельностью;
2)внешний – проводиться на основании бухгалтерской отчетности банками, инвесторами, акционерами;
IV.по характеру принимаемых решений:
1)текущий – проводиться за отчетный период (месяц, квартал, год) с использованием данных бухгалтерского учета и статистических данных. Он является наиболее полным, позволяет выявить недостатки и резервы и разработать мероприятия по улучшению работы предприятия; (Б-44)
2)оперативный – позволяет быстро реагировать на все изменения происходящие в процессе производства продукции. Дает оценку работы предприятия за короткие промежутки времени (смену, сутки, пятидневку, декаду). Важнейшее условие доля проведения является полное, своевременное оформление перв. док-ов. Недостаток: неточность, связанная с приближенностью в расчетах; (Б-13)
3)перспективный – анализ результатов хозяйственной деятельности предприятия с целью определения их возможных значений в будущем (выпуск продукции, прибыль, рентабельность);
V.по полноте изучаемых вопросов:
1)полный – всесторонний анализ деятельности пред-ия (комплексный);
2)локальный – анализ работы отдельных подразделений предприятия;
3)тематический – анализ отдельных экономических показателей.

6.Основные типы моделей факторного анализа и их применение на практике
Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. Модель факторной системы - это математическая формула, выражающая реальные связи между анализируемыми явлениями. В общем виде она может быть представлена так:
,
где - результативный признак;
- факторные признаки.
Основными задачами факторного анализа являются следующие:
1. Отбор факторов, определяющих исследуемые результативные показатели.
2. Классификация и систематизация факторов с целью обеспечения комплексного и системного подхода к исследованию их влияния на результаты хозяйственной деятельности.
3. Определение формы зависимости между факторами и результативным показателем.
4. Моделирование взаимосвязей между результативным и факторными показателями.
5. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.
6. Работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами).
Различают следующие виды факторного анализа: детерминированный и стохастический; прямой и обратный; одноступенчатый и многоступенчатый; статический и динамичный; ретроспективный и перспективный (прогнозный).
Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т.е. когда результативный показатель представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.
Стохастический анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем в отличие от функциональной является неполной, вероятностной (корреляционной). Если при функциональной (полной) зависимости с изменением аргумента всегда происходит соответствующее изменение функции, то при корреляционной связи изменение аргумента может дать несколько значений прироста функции в зависимости от сочетания других факторов, определяющих данный показатель. Например, производительность труда при одном и том же уровне фондовооруженности может быть неодинаковой на разных предприятиях. Это зависит от оптимальности сочетания других факторов, воздействующих на этот показатель.
При прямом факторном анализе исследование ведется дедуктивным способом - от общего к частному. Обратный факторный анализ осуществляет исследование причинно-следственных связей способом логичной индукции - от частных, отдельных факторов к обобщающим.
Факторный анализ может быть одноступенчатым и многоступенчатым. Первый тип используется для исследования факторов только одного уровня (одной ступени) подчинения без их детализации на составные части. Например, у = а х b. При многоступенчатом факторном анализе проводится детализация факторов а и b на составные элементы с целью изучения их поведения. Детализация факторов может быть продолжена и дальше. В данном случае изучается влияние факторов различных уровней соподчиненности.
Необходимо различать также статический и динамический факторный анализ. Первый вид применяется при изучении влияния факторов на результативные показатели на соответствующую дату. Другой вид представляет собой методику исследования причинно-следственных связей в динамике.
И, наконец, факторный анализ может быть ретроспективным, который изучает причины прироста результативных показателей за прошлые периоды, и перспективным, который исследует поведение факторов и результативных показателей в перспективе.

8.Понятие «жизненный цикл товара» и его влияние на финансовые результаты коммерч. Организции
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ТОВАРА — период времени, в течение которого товар обладает жизнеспособностью, обращается на рынке, пользуется спросом, приносит доход производителям и продавцам. Принято считать, что жизненный цикл товара состоит из следующих этапов: а) выведение на рынок, поступление товара в широкую продажу; б) рост объема продаж товара вследствие наличия и увеличения спроса; в) период зрелости, когда достигается максимальный объем продаж; г) насыщение рынка данным товаром, снижение спроса, уменьшение сбыта; д) резкий спад объема продаж, снижение прибыли.
Жизненный цикл товара характеризует конкретные закономерности развития оборота, и прибыли фирмы на конкретном рынке во времени, то есть динамику поведения конкурентоспособного товара на рынке. Жизненный цикл товара в этом случае выступает как идеальная модель реакции рынка на товарное предложение фирмы. Модель жизненного цикла иллюстрирует, что всякий товар как продукт труда имеет ограничение по периоду продолжительности жизни, в процессе которого он проходит несколько определенных стадий: разработку, внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад.
Стадия разработки (НИОКР) изделия считается наиболее важной на всем жизненном пути товара. Чем эффективнее будет осуществляться разработка изделия, то есть чем быстрее по времени фирма учтет потребности и нужды покупателя и требования рынка в проектируемом товаре, тем меньше будут затраты на этой стадии, тем быстрее фирма выйдет на рынок с новым товаром и получит необходимую прибыль.
Стадия роста характеризуется увеличением объема продажи, прибыльностью, снижением расходов на маркетинг, стимулирование объема сбыта и рекламу. На этой стадии товар получает признание у потребителей, спрос на него растет, все усилия фирмы направлены па быстрое освоение рынка.
Конкурирующие фирмы активизируют свою деятельность путем выпуска на рынок аналогичных по значению, но чаще всего лучших по качеству товаров, организуют усиленную рекламу, стимулируют деятельность торговых работников.
Повышенный интерес потребителей к товарам конкурентов может привести к ускорению насыщения рынка данным товаром за счет развития рынка и сосредоточения на нем нескольких продуцентов, выпускающих соответствующий тип товаров.
Несмотря на то что на этой стадии прибыль фирмы растет (ввиду роста объема продаж и снижения себестоимости единицы товара, уменьшения удельных затрат на рекламу), темпы роста несколько снижаются. В такой ситуации увеличение объема продаж проблематично, а для поддержания его на достигнутом уровне необходимы дополнительные затраты на маркетинг в условиях получения запланированной прибыли. Поэтому необходимо усилить контроль над динамикой темпов роста производства, а в случае их замедления разработать и осуществить новые стратегии маркетинга для улучшения положения дел на рынке, продления времени пребывания товара на этой стадии его жизненного цикла и занятия лидирующего положения на товарном рынке.
Стадия зрелости характеризует продолжающееся расширение рынка и абсолютное увеличение, максимизацию оборота товара. В системе производства и распределения товара увеличиваются запасы готовой продукции. На рынке господствует интенсивная конкуренция, когда конкуренты благодаря дополнительным инвестиционным вложениям пытаются воздействовать на покупателей средствами интенсивных инновационных мероприятий. Это, прежде всего, введение новых модификаций товаров и расширение их ассортиментной группы, а также внедрение новых методов обслуживания покупателей и заключение льготных контрактов с оптовыми и розничными торговыми посредниками.
Стадия насыщения имеет место, когда, несмотря на меры в фазе зрелости товара, рост объемов продаж не наступает и даже намечаются тенденции их падения. Спрос создается в основном за счет привлечения еще на стадии зрелости продукта дополнительных клиентов благодаря проведению оптимальной ценовой политики. Однако прибыльность производства продолжает сохраняться из-за уменьшения расходов на производство (полное освоение технологии и снижение брака).
Стадия насыщения фактически является стадией борьбы конкурентных товаров. Потребитель не отдает предпочтение какому-то одному товару или производителю. Внесение каких-либо технологических изменений для дополнительного стимулирования спроса на товар требует значительных усилий производителя. Дополнительные расходы необходимы на развитие рекламы и стимулирование персонала. Растет себестоимость и снижается удельная прибыль. Удержать объем продаж и прибыль на должном уровне в целях стабилизации положения фирмы становится все труднее из-за интенсивной конкуренции.
Стадия спада — завершающая стадия жизненного цикла товара, характеризуется резким снижением объемов продажи, а затем и прибыли. Спад происходит как из-за устаревания товара, так и из-за изменений в технологии, смены предпочтений и вкусов потребителей, а также из-за значительных успехов конкурентов па рынке.
Продолжительность всего жизненного цикла и его отдельных стадий зависит от типа и вида товара. Однако обшей тенденцией, как для товаров широкого потребления, так и для товаров производственно-технического назначения является сокращение жизненного цикла товара, хотя средняя продолжительность времени развития товара растет.
Концепция жизненного цикла товара имеет большое значение. Во-первых, она ориентирует руководителей на проведение анализа деятельности предприятия с точки зрения как настоящих, так и будущих позиций. Во-вторых, концепция жизненного цикла товара нацеливает на проведение систематической работы по планированию и разработке новой продукции. В-третьих, данная концепция помогает формировать комплекс задач и обосновывать стратегии и мероприятия маркетинга на каждом этапе жизненного цикла, а также определять уровень конкурентоспособности своего товара по сравнению с товаром конкурентной фирмы

9. Роль анализа в системе бизнес-планирования
Анализ экономических и финансовых аспектов будущей деятельности предприятий является центральной частью всех процедур, связанных с планированием.
В рамках экономического анализа находят свое денежное выражение эффекты и особенности, выявленные в других разделах анализа: технологического, коммерческого, экологического и социального. Здесь же определяется цена мер, которые следует принять для формирования позитивной среды деятельности. Экономический и финансовый анализ планов развития позволяет связать воедино все выгоды и издержки будущей деятельности предприятия, причем не только для него самого, но также для государства и общества.
Бизнес-план позволяет решать следующие задачи:
- определить направления дальнейшей деятельности фирмы, целевые рынки, состав и показатели товаров и услуг, а также место, которое фирма может занять на этих рынках;
- разработать взаимоувязанные производственные, маркетинговые организационные программы, обеспечивающие достижение сформулированных целей;
- проанализировать наличие производственных ресурсов, резервов, которые могут быть задействованы, определить необходимые объемы финансирования;
- предусмотреть трудности и проблемы, с которыми придется столкнуться руководству и коллективу фирмы в процессе осуществления планируемого проекта;
- выявить обеспеченность фирмы квалифицированными кадрами и распределять обязанности со всей полнотой несения ответственности за исполнение;
- оценить финансовое положение в соответствии с намеченными планами, реальность достижения целей с помощью собственных средств и возможность получения кредита со стороны;
- определить состав маркетинговых исследований по изучению рынка, разработке каналов сбыта, мероприятий по рекламе и пр.;
- организовать систему контроля за ходом реализации проекта;
- подготовить развернутое обоснование, необходимое для привлечения инвесторов к финансированию проекта.
Анализ задач бизнес-плана свидетельствует о том, что он необходим предпринимателю даже в том случае, если привлечение капитала извне фирма не планирует.
Планирование-опред-е целей упр-мого объекта и разраб. прогр-мы его действий по их достиж. Это одна из основных функций управления.
Планирование на всех уровнях должны составлться планы. Основные элементы плана: №п/п, мероприятие, сроки проведения, ответсвенный и исполнитель.
Упр-е ИКС – достиж. жел-мых рез-тов посредством эф-ного исп-ния люд-х, мат- ных и фин. рес-в. Управление. Система управлени строится на основе организационной структуры. Подходы:
1. функциональный – консультирование по узким вопросам (раст-во, жив-во и т.д.)
2. по территориальному признаку – группа консультантов по всем вопросам на данной территории.
3. программный подход – реализуется при помощи программы.
4. матричный подход – когда отделы по узким специальностям взаимодействуют между собой обмениваясь информацией и все это происходит при помощи реализации соотвествующих программ.
5. смешанный подход – когда применяется комбинация из вышеперечисленных подходов.
Бизнес-план. – план развития предприятия на предстоящий период, в котором сформулированы предмет, основные цели, стратегии, направления, емкость и структура рынка, условия осуществления поставок, закупок, транспортировки, страхования, и переработки товаров. Причины, вызвавшие повышение роли БП: 1. Возрастание сложности внешней хозяйственной среды требует гибкость в управлении. 2. Возрастание роли стратегического маркетинга. 3. Потребность в обособлении хозяйственных систем при необходимости интеграции решений по части инвестиционной политики. БП предполагает возможность различных вариантов делового поведения предприятия. Состав: резюме (краткое изложение предмета БП, обоснование привлекательности нового бизнеса или коммерческого предложения для адресата БП); общая часть ( цели. стратегии, предмет, своеобразие продукции, текущее состояние рынка); план маркетинга( результаты исследования рынка); оперативный план (план создания производства товаров), финансовый раздел (план доходов, расходов, движения средств, расчетный баланс). Стратегическое управление можно определить как управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременное измерение в О,отвечающее вызову со стороны окружения и прозволяющие добиваться конкретных преимуществ, что в совакупности позволяет О выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

10. Методы рейтинговой оценки эффективности деятельности предприятий.
Применение методики рейтинговой оценки организаций позволит в наиболее обобщенном виде представить деятельность предприятий на рынке, определить наиболее эффективные способы инвестирования капитала и тем повысить эффективность производства. Следует отметить, что методика рейтинговой оценки предприятий может также учитывать отраслевые особенности исследуемых компаний. Ниже представлены основные методы рейтинговой оценки предприятий. Оценка может быть произведена как по каждому из рассматриваемых методов в отдельности, так и с использованием всех методов одновременно.
1. Метод создания рейтинга с помощью ряда показателей
Метод создания рейтинга с помощью ряда показателей относительно прост и основан на ранжировании предприятий в соответствии со значениями отобранных для анализа ключевых показателей. При этом более обоснованным является системный комплексный подход к оценке финансового состояния, позволяющий дать всестороннюю оценку деятельности организации.
2. Метод кластерного анализа
Метод кластерного анализа в экономике позволяет разбить по определенным критериям изучаемую совокупность предприятий на группы, называемые кластерами.
Для формирования рейтинга финансового состояния предприятий методом кластерного анализа рекомендуется использовать следующие показатели: коэффициент текущей ликвидности (либо коэффициент покрытия), коэффициент обеспеченности собственными средствами, коэффициент оборачиваемости, коэффициент рентабельности производства.
3. Матричный метод анализа. Матричный метод анализа используется для обобщающей оценки эффективности деятельности предприятия. В основе матричного метода лежит концепция представления производственного процесса как вход-выход в виде матричной модели. На входе потребляются ресурсы и формируются затраты, а на выходе происходит поступление и сбыт готовой продукции и определяются результаты деятельности в стоимостной форме.
За основу матричной модели экономического анализа берется квадратная таблица - матрица.
Матричный метод позволяет провести сравнительный анализ деятельности предприятия в динамике за ряд отчетных периодов и определить значение обобщающего показателя эффективности его деятельности. Если значение обобщающего показателя больше 1, то эффективность возросла, в противном случае - уменьшилась. Этот метод дает не только обобщающую характеристику состояния предприятия и динамику его развития, но и позволяет определить изменения в ходе и результатах работы и выявлять резервы повышения эффективности производства.
4. Метод балльных оценок Этот метод относительно прост и основан на мнении ведущих специалистов - экспертов. Рейтинг устанавливается по системе показателей как сумме баллов. Все показатели подразделяются на классы:

· 1-й класс - значения показателей превышают установленные или теоретически обоснованные нормативы;

· 2-й класс - значения показателей находятся на нормативном уровне;

· 3-й класс - значения показателей меньше нормативного уровня.

Система показателей состоит из коэффициентов ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности и рентабельности.
При расчете рейтинга возможны различные варианты отнесения показателей к тому или иному классу. Показатель в первом классе оценивается в 3 балла, во втором - в 2 балла, в третьем - в 1 балл. Критерием формирования рейтинга выступает максимум суммы баллов по всем показателям.
5. Метод сравнительной рейтинговой оценки В основе итогового показателя рейтинговой оценки лежит сравнение предприятий по каждому показателю финансового состояния с условным эталонным предприятием, имеющим наилучшие результаты в ряду всех сравниваемых предприятий.
6. Метод рейтингового финансового анализа
Финансовое состояние предприятия определяется размещением и использованием средств и источников их формирования. Критериями оценки служат финансовые коэффициенты.
Финансовые коэффициенты группируются по следующим основным направлениям: оценке ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности, рентабельности.
Этот метод позволяет оценить финансовое состояние будущего партнера не с точки зрения близости к эталонному, а с точки зрения отдаленности от критического. Поэтому при выборе базы отсчета рейтинговой оценки возникает необходимость введения понятия «условное удовлетворительное предприятие».

Экономический анализ – это комплекс научно-исследовательский работ, предметом который является хозяйственная деятельность предприятия.

ЭА – является функцией управления на предприятии.

Организация и планирование ЭА:

Организация ЭА основывается на планой основе, при применении передовых методик, обеспечение действенных и эффективных процессов

1. Обеспечение экономичности и эффективности экономического процесса (компьютерные технологии обработки информации, сбор и хранение информации)

2. Четкое распределение обязанностей аналитической работы между сотрудниками организации обеспечивает эффективный, полный и достоверный ЭА (дожностные инструкции)

3. Ориентация на запросы конкретных пользователей при аналитике

4. Регламентация и унификация анализа

План ЭА

  1. Определяются объект, цель, задачи ЭА (составление плана аналитической работы)
  2. Разработка систем аналитических, синтетических показателей, характеризующая объект анализа
  3. Собирается (проверяется точность) необходимая информация для анализа.
  4. Сравнительный анализ достигнутых результатов с планируемыми в рамках предприятия, отрасли.
  5. Факторный анализ (выявление фактров влияющих на полученный результат)
  6. Выявление неиспользованных и перспективных резервов для повышения эффективности хоз.деятельности.
  7. Разработка мероприятий для повышения эффективности хоз.деятельности.

Информационное обеспечение аналитической работы

ИО влияет на результативность ЭА

Источники ЭА:

1 Нормативно-плановые (все типы планов, разработанные на предприятии: перспективные, текущие, оперативные, прайс-листы, сметы, проектные задания)

2. Учетные (данные документов бухгалтерского, статистического, оперативного учета, все виды отчетности)

3. Внеучетные (Официальные документы, которыми руководствуются предприятия для ведения хоз.деятельности: Законы, нормативные акты, приказы директора, решения собрания акционеров и т.д.)

Экономический анализ: шпаргалка