Сфера культура как фактор консолидации различных социальных групп

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. Вклад сферы культуры в социально-экономическое развитие региона…………………………………………………………………2
  2. Сфера культура как фактор консолидации различных социальных групп……………………………………………………11

Список литературы……………………………………………………...16

  1. Вклад сферы культуры в социально-экономическое развитие региона

Культура и экономика как две базисные категории развития современного общества вскрывают целый ряд многослойных и взаимосвязанных представлений о проблеме.

О культуре можно говорить как способе бытия человека в качестве социального индивида, как материальном и духовном пространстве формирования и возвышения человека.

Культура в узком, «отраслевом» значении—конкретная сфера жизни общества, в которой сохраняется и используется культурно-историческое наследие, осуществляется художественное образование, творчество, исполнительство и т.д. Экономика, право, финансирование, информация, кадры (подготовка и переподготовка), материально-техническая база и др. поддерживают и регулируют эти процессы. Остановимся на этом свойстве культуры.

Во-первых, сфера культуры имеет собственный экономический потенциал и вносит свою лепту (может быть и малую) в экономику страны. Нельзя не замечать, что она является привлекательной сферой для инвестиций и сама обладает инвестиционным потенциалом развития экономики каждого региона и страны в целом. Она имеет свои автономные рынки и, наконец, создает рабочие места. Это прямой вклад сферы культуры в экономику.

Если учесть, что сфера культуры воспроизводит социально-значимые виды деятельности, моделирует разнообразные модели социального поведения, раскрывает творческий потенциал, создает среду духовного развития человека и т.д., то нетрудно усмотреть в этом ее прямого социального влияния на общество.

Кроме этого, сфера культуры обладает и свойством опосредованного влияния на экономику. Она аккумулирует и транслирует определенные базовые ценности общества, на которые опираются экономические институты (коммерческие и государственные): реклама, формирование корпоративной культуры, стили, работа с персоналом, связи с общественностью и т.д. Социальное партнерство сферы культуры с бизнесом выступает механизмом формирования гражданского общества, поддерживает его способность к саморазвитию, повышают ценность окружающей среды.

Сфера культуры, обогащая социальную среду привлекательными событиями, улучшает и разнообразит жизнь, сохраняет коллективную память общества, влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие молодого поколения, способствует профилактике девиантного поведения, внося свое опосредованное влияние на социокультурную жизнь общества.

Во-вторых, сфера культуры не абстрактное понятие. Она наполнена динамичными социокультурными процессами, которые подчиняются влиянию внешних факторов регулированием и управлением, но обладает и большим внутренним потенциалом саморегуляции и саморазвития, выступая одновременно объектом и субъектом управления.

Социокультурная деятельность имеет собственную материальную базу, в которой протекают социокультурные процессы (учреждения культуры и искусства различных типов, объединения и организации, структуры социальной помощи и защиты населения, реабилитационные, оздоровительные, медико-социальные комплексы и т.д.), социально-культурная деятельность осуществляется на основе научной теории, которая апробирована и подтверждена практикой, следовательно, она имеет научную базу.

В арсенале социокультурной деятельности имеется богатый арсенал собственных методов, методик, технологий и средств реализации своих целей и задач, что свидетельствует о наличии проверенной методики. В социокультурной деятельности широко используются разнообразные, уникальные формы социокультурных процессов.

В социокультурной деятельности участвует большая армия специалистов, менеджеров различных направлений и специализаций, в течение многих десятилетий вырабатывалась система подготовки кадров в вузах культуры и искусств.

И, наконец, в социокультурной деятельности накоплен огромный практический опыт работы с людьми. Все это указывает на то, что социокультурная деятельность не только целостный, многогранный объект и субъект деятельности и управления, но и представляет собой теоретическую и прикладную область деятельности, предметом которой являются социокультурные процессы по сохранению, распространению и потреблению социокультурных ценностей.

Известно, что суть и смысл вертикальных и горизонтальных управленческих усилий органов и организаций направлена на человека. Главным субъектом управления является личность, выступающая и заказчиком, и творцом, и исполнителем культурной политики и управления, и в теории, и на практике. Следовательно, ближе всего к человеку находятся региональные социокультурные институты, а значит здесь сосредоточены проблемы и решения, трудности и успехи. Здесь следует искать разгадку противоречивых тенденций и оптимальных решений взаимодействия сферы культуры и экономики.

В современных условиях государство практически утратило роль законодателя в культуре, передав эту функцию в значительной мере субъектам федерации. Благоприобретенная возможность определять свою собственную культурную политику, осуществлять управление социокультурной системой дает возможность эффективнее использовать ее потенциал.

Сфера культуры, структура ее организаций, учреждений и органов, материальная база, кадры, формы и методы работы, сложившиеся в отечественной практике, включена в рыночные отношения, которые предъявили совершенно новые более жесткие требования к управлению и деятельности на всех уровнях. Таким образом, управляемость в этой сфере, подготовка кадров для социокультурной деятельности приобрели сегодня решающее значение. Усиливают аргументацию данного тезиса очевидные явления:

-- в условиях, когда государство практически утратило роль законодателя в культуре, передав эту функцию в значительной мере субъектам федерации, которые пока не обладают достаточным опытом и технологиями управления этой сферой, фундаментальная подготовка управленцев новой формации имеет исключительное значение в модернизации процессов функционирования институтов и учреждений социокультурной сферы;

-- следует учитывать и еще один принципиально новый факт: традиционные формы управления, организации культурной жизни в стране в значительной мере утратили свое значение, и социокультурные системы разных территорий находятся в положении эволюционизирующих институтов;

-- социокультурная сфера сегодня уже не может рассматриваться и развиваться как сфера исключительно ведомственных интересов органов культуры. Привлечение внебюджетных источников финансирования, сотрудничество с финансовым, промышленным, торговым капиталом, общественными движениями и организациями стало одним из условий сохранения культурно-исторического наследия, воспроизводства творческого потенциала, развития культурной жизни;

-- уход от чисто дотационного финансирования поставил социокультурные учреждения перед острой дилеммой: либо квалифицированно и эффективно использовать экономические методы управления, вести конкуренцию за бюджетные средства и финансирование социокультурных программ, привлекать внебюджетные средства, эффективно использовать новые механизмы хозяйственной самостоятельности, либо медленно умирать;

-- стало очевидным, что и бизнес заинтересован в сотрудничестве с социокультурной сферой, поскольку формирование и продвижение имиджа и репутация фирм, спонсорство, патронаж, благотворительность, работа с персоналом, рекламные кампании, стимулирование продаж невозможны без социокультурных технологий—конкурсов, выставок, культурных программ и т.д.

Следовательно, в социально-культурной сфере и в экономических отношениях произошли и развиваются фундаментальные ценностные преобразования в русле глобальной тенденции усиления роли культуры в мире как базового регулятора человеческой деятельности, мотивирующего социальные изменения, что требует подготовки управленцев новой формации и финансового обеспечения.

Есть ли выход? Ответ положительный. В последние десятилетия на всей вертикали управленческой иерархии—от министерства до небольшого города и сельского района получили широкое распространение идеи программирования социокультурного развития. Их привлекательность связана с возможностью дополнительного, целевого финансирования из средств государственного бюджета. В условиях бюджетного финансирования и низких доходов от платных видов деятельности такая поддержка учреждений культуры существенно расширяет экономические методы управления и регулирования, так как выделяемые средства идут целевым назначением на конкретную социокультурную деятельность с населением, и гарантирует заинтересованную активность работников культуры, которые реализуют конкретные задачи программы.

Тем не менее, большинство социокультурных учреждений обращаются за поддержкой к коммерческому сектору и большому бизнесу, справедливо считая, что такое сотрудничество может представлять взаимный интерес.

С точки зрения эффективного партнерства можно говорить о сотрудничестве трех секторов финансирования социокультурной деятельности—государственного, коммерческого и общественного, потому что каждый из них имеет свои сильные и слабые стороны, каждый имеет определенные сти­мулы к такому сотрудничеству.

Взаимодействие, в котором коммерческие организации поддерживают культурные, образовательные, социальные проекты, улучшая свой имидж у населения и власти, а в социокультурной сфере сохраняются, распространяются и приумножаются культурные ценности, что способствует уменьшению социальной напряженности,—власть стимулирует эти процессы. В результате в таком взаимодействии заинтересованы все.

При этом, если бюджетный тип финансирования ориентирован на удовлетворение социально-культурных потребностей и ценностей и поддержку социально незащищенных слоев населения, то рыночный—более подходит для удовлетворения индивидуальных культурных потребностей состоятельной части населения.

В бюджетной системе финансирования государство получает прямую возможность контролировать культурные институты, тогда как контроль рыночной системы не является прямым, а осуществляется в том случае, когда возникают диспропорции между реализацией культурных продуктов и услуг и экономическим доходом от данных видов деятельности.

Следовательно, ни бюджетный, ни рыночный тип финансирования в полной мере не соответствует целям, которые определяются миссией культуры в современном обществе. Поэтому-то и возникает необходимость внедрения новых оригинальных решений, которые преодолели бы недостатки обоих типов и сохранили бы их положительные качества.

С одной стороны, бюджетный тип более подходит для культурных институтов, выражающих общие национальные интересы (например, Третьяковская галерея, Эрмитаж, Российская государственная библиотека, памятники истории и культуры, национальные музеи).

Мотивы лежат в природе функций, которые несут эти институты, т.к. они сохраняют и представляют национальное культурное наследие, остающееся в постоянной независимости от колебаний культурных предпочтений и интересов. С другой стороны, некоторые виды культурной деятельности, такие, например, как шоу-бизнес, ночные клубы и казино, издательское дело, потребителями которых являются отдельные категории людей, по своей природе ориентированы на рынок.

Нельзя отрицать, что рынок имеет более разнообразный спектр культурных продуктов и услуг, который мог бы удовлетворить культурные интересы более широких слоев населения. В этом плане рынок является более разумной системой финансирования и более надежной, нежели финансирование из фондов и от частных спонсоров.

Кроме того, такие механизмы экономики культуры, как благоприятная процентная и налоговая политика,—могли бы дать возможность рыночно ориентированным культурным структурам полнее удовлетворять культурные потребности основной массы населения, обеспечивая широкий ассортимент и качество продуктов и услуг.

Частное финансирование для России—явление не новое. В XIX—начале XX вв. экономическое спонсорство культурных программ воспринималось как нормальное, поощряемое обществом и государством отношение богатых людей к культуре. Полагаю, что нет оснований впадать в пессимизм и относительно будущего вклада в культуру новой русской буржуазии. Нужно заимствовать опыт Запада, например, Европейской спонсорской ассоциации (ABSA—ассоциация для делового спонсирования искусства), которая оказывает потенциальным спонсорам консультационные услуги, осуществляют экспертные оценки культурных проектов и культурных продуктов. Но при этом необходимо вспомнить и развивать собственные традиции.

Недостаток средств в учреждениях культуры—проблема постоянная и мировая, и нельзя думать, что она существует только в России. Нехватка денег в культуре—проблема, конечно, серьезная, она влияет на качество и масштабы работы, моральное состояние коллектива, уровень зарплаты, техническое оснащение учреждений культуры и на многое другое, но все же она не является решающей, главенствующей, она не может парализовать окончательно деятельность учреждений культуры. Их спасают бюджетные деньги.

Стремление получить дополнительные деньги от спонсоров—это не основная деятельность учреждений культуры, это—средство работать лучше, здесь деньги не являются самоцелью и смыслом жизни, как принято считать сегодня в обществе, они лишь дают хороший дополнительный импульс развитию культуры. И, в связи с этим, аккумулирование дополнительных финансовых средств на развитие социокультурной сферы является важным направлением в работе каждого учреждения культуры. Это очевидно, но кажущееся очевидным не всегда столь же очевидно для возможных партнеров и инвесторов.

Учреждения культуры уже окунулись в пучину рыночной стихии и стремятся не только остаться на плаву, но и встать на твердую почву экономического процветания с ведущими компаниями страны.

При формировании раздела «Культура» в Стратегии социально-экономического развития Оренбургской области до 2020 года одной из основных задач должно стать повышение уровня общественного сознания, культуры межнационального общения. Крайне важно при реализации различных программ в сфере культуры учитывать национальные и интернациональные интересы народов, проявлять уважение к их культуре, национальному достоинству и истории. Это один из основных приоритетов государственной национальной политики, призванной укрепить единство народов нашей страны.

Оренбуржье - абсолютно уникальная с точки зрения культурного и национального многообразия часть России. Здесь проживают представители более 100 национальностей. И в этой связи именно на нас лежит ответственность за сохранение и развитие культуры федеральных округов, формирование общественного настроения в регионе.

Это возможно только благодаря совместным действиям федерального центра и местных органов власти, направленным на создание современной инфраструктуры отрасли, модернизацию учреждений культуры, формирование кадрового потенциала, развитие современного искусства, сохранение народных традиций и фольклора.

В последнее время в Оренбуржье предприняты важные меры по возрождению сферы культуры и искусства.

Тем не менее по-прежнему ниже, чем в целом по России, остается обеспеченность учреждениями культуры. Так, сеть театров и культурно-досуговых учреждений составляет только 50% от утвержденного Правительством Российской Федерации норматива, музеев - 13%, парков культуры и отдыха - 28%, концертных организаций и коллективов - 33%.

По сравнению с 2005 годом, сократилось число библиотек, культурно-досуговых учреждений, детских школ искусств, театров и концертных организаций.

В крайне неудовлетворительном состоянии находится материально-техническая база учреждений культуры. Более 30% зданий требуют капитального ремонта или находятся в аварийном состоянии.

По данным статистики, из-за отсутствия достаточного финансирования сокращается число новых театральных постановок и количество мероприятий, проводимых театральными организациями. Велика потребность музеев в фондовых и экспозиционных площадях, которая, по экспертным оценкам, составляет более 30 тыс. кв. метров. Требуется полное обновление сценического и другого специального оборудования культурно-досуговых учреждений. А отсутствие современных киноустановок, кинозалов со специальным звуком и спецэффектами, рассчитанных на показ современных фильмов, делает недоступным целый пласт мировой художественной культуры для зрителей регионов.

Не менее остро в Оренбургской области стоит проблема кадрового обеспечения отрасли. Только 30% специалистов, работающих в учреждениях культуры федеральных округов, имеют высшее профессиональное образование.

Заработная плата специалистов отрасли остается самой низкой, чем в среднем по отраслям народного хозяйства, и составляет чуть выше 7 тысяч рублей.

По мнению Минкультуры России, первоочередными задачами, которые необходимо включить в стратегии социально-экономического развития регионов должны стать: развитие инфраструктуры отрасли и модернизация учреждений культуры. Во-вторых, необходимо сохранить сеть образовательных учреждений в сфере культуры и искусства, а также расширить перечень образовательных программ подготовки и переподготовки кадров, реализуемых в вузах округов.

В-третьих. Оренбургская область является приграничной территорией. В этой связи одной из главных задач, стоящих перед отраслью, является оказание конкурентоспособных услуг на международном уровне, усиление патриотического и нравственного воспитания населения, направленное на создание положительного имиджа России и благоприятных добрососедских отношений с сопредельными государствами. Необходимо также развивать сеть домов народного творчества, которые являются методическими и информационными центрами по развитию этнокультурных традиций и играют одну из главных ролей в укреплении мира и взаимопонимания в межнациональных отношениях.

  1. Сфера культура как фактор консолидации различных социальных групп

Культура возникает вместе с обществом, она является социальным феноменом. Культура и общество не могут существовать друг без друга. Это внебиологические формы совместной жизнедеятельности людей. Несмотря на их тесную связь, между ними существуют и различия. Если применять деятельностный подход, то общество следует рассматривать как коллективный субъект деятельности, а культура будет выступать как способы, средства и результаты деятельности (т. е. как технико-технологическая и предметно-продуктивная сторона деятельности).

Если понимать общество как продукт взаимодействия людей, то культуру можно рассматривать как качественную сторону этого взаимодействия, взаимоотношений между людьми.

Культура выполняет важные социальные функции. Во все времена существовал интерес к культуре как к социальному явлению, стремление понять ее место и роль в жизни общества. Назовем главные функции культуры как фактора консолидации различных социальных слоев современного общества.

. Адаптационная функция заключается в том, что культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде.

. Познавательная функция культуры состоит в том, что культура обеспечивает получение новых знаний о мире. Эту функцию выполняют разные виды духовной культуры: мифология, религия, философия, наука, искусство.

. Одной из важнейших функций культуры является функция трансляция (передачи) социального опыта. Ее нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Благодаря культуре осуществляется передача социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой.

.Коммуникативная функция культуры заключается в том, что культура формирует условия и средства человеческого общения. Культура создается людьми сообща, она есть условие и результат общения людей. Условие потому, что только благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения, культура дает им средства общения - знаковые системы, языки. Результат - потому что только благодаря общению люди могут создавать, хранить и развивать культуру; в общении люди учатся пользоваться знаковыми системами, фиксировать в них свои мысли и усваивать зафиксированные в них мысли других людей. Таким образом, культура связывает и объединяет людей.

. Интегративная функция культуры состоит в том, что культура является важным фактором, обеспечивающим устойчивость и целостность общества. Культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой. Потому что среди членов общности распространяется единая совокупность взглядов, убеждений, ценностей, идеалов, характерных для данной культуры. Эти явления определяют сознание и поведение людей, у них формируется чувство принадлежности к одной культуре. Сохранение культурного наследия, национальных традиций, исторической памяти создает связь между поколениями. На этом строится историческое единство нации и самосознание народа, как существующей на протяжении долгого времени общности людей. Широкие рамки культурной общности создаются мировыми религиями. Единая вера тесно связывает представителей различных народов, составляющих мир ислама или христианский мир.

. Функция социализации состоит в том, что культура является важнейшим средством включения индивидов в социальную жизнь, усвоения ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе и социальной роли. Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом общества, занять в нем определенную позицию и жить так, как требуют обычаи и традиции. Вместе с тем этот процесс обеспечивает сохранение общества, его структуры, сложившихся в нем форм жизни. Культура определяет содержание, средства и способы социализации. В ходе социализации люди осваивают хранящиеся в культуре программы поведения, учатся жить, мыслить и действовать в соответствии с ними.

Кроме того, культура - один из важных факторов структурирования общества. Она участвует в формировании социальной структуры. Как образ жизни в целом, так и различные сферы деятельности пронизаны культурными значениями, без которых чисто хозяйственные факторы оказываются недостатками. Культурные нормы и смыслы оформляют как место каждого социального слоя или группы, так и дистанцию, разделяющую эти слои. Типы деятельности, хозяйственные занятия, статусы, ранги и должности имеют не только собственно экономическое, профессиональное и социальное содержание, но и символическое, оформляемое через определенные культурные атрибуты и значения. Например, средневековый рыцарь должен был отличаться красотой и привлекательностью, от него требовалась физическая сила, мужество, верность своим обязательствам и благородство по отношению к противнику. Конечно, как и всякий идеал, он не всегда согласовывался с жизнью.

. Регулятивная функция культуры связана, прежде всего, с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия. Регулятивная функция осуществляется такими элементами культуры, как ценности, нормы, традиции.

. В качестве особой некоторые культурологи выделяют эвристическую функцию культуры. Она заключается в следующем. Творчество: научное, техническое, управленческое невозможно без образного мышления, воображения, определенного эмоционального настроя. Культура, в частности, художественная культура, способствует развитию этих важнейших факторов творческой деятельности. Художественная культура помогает и развитию таких черт творческого мышления, как гибкость, ассоциативность, способность по-новому увидеть обычное. Не случайно А. Эйнштейн сказал: "Достоевский дает мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаус". В нашей печати в "Литературной газете" сообщалось о своеобразном эксперименте, проведенном в США. Группа администраторов одной компании освобождалась от профессиональной деятельности и в течение десяти месяцев осуществляла гуманитарную программу, в которой большое место занимало искусство (чтение книг, посещение театров, музеев, выставок, концертов). Это очень положительно сказалось на их профессиональной активности, их действия стали более творческими, нестандартными.

. Компенсаторная функция культуры позволяет человеку отвлекаться от производственной деятельности, отдыхать от жизненных проблем, получать эмоциональную разрядку. Другое название этой функции - рекреативная - отражает часное совпадение этой функции с периодом досуга и отдыха, т. е. временем, формально свободным от производственной деятельности. Человек может получать духовную компенсацию от туризма, общения с природой, творческих увлечений. Важной формой компенсации являются праздники, на время которых обыденная жизнь преображается и создается обстановка приподнятого настроения. Во время праздника происходит концентрация культурной жизни. Его проведение охватывает архитектурное и декоративное оформление, театрализованные действия, музыкальные мероприятия, зрелища и процессии, конкурсы и состязания. Гражданские, и особенно народные праздники, заключают в себе не только торжественные, но и игровые элементы.

Компенсаторную функцию выполняют такие виды духовной культуры, как искусство и религия. Искусство позволяет восполнить то, что недостает человеку в его жизни, неизбежно ограниченной пространством и временем. Мы как бы заново переживаем судьбы героев произведений, вместе с их персонажами попадаем в различные жизненные ситуации, испытываем при этом определенные чувства, переживания. И все это обогащает наш жизненный опыт, восприятие и понимание жизни, расширяет круг общения.

Список литературы

  1. Михеева Н.А., Галенская Л.Н. Менеджмент в социально-культурной сфере: Учеб. пособие.:СПб.: В.А. Михайлов, 2000.С.169.
  2. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. –СПб.: Лань, 2001. 384с.
  3. Пилилян Е.К. Менеджмент культуры: учеб. пособие. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2007. –с.
  4. Экономические отношения в социально-культурной сфере: Межвуз. сб./ Под ред. Ф.Ф. Рыбакова. –СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та, 1992.
  5. Морозова Е.Я. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы. –СПб.: Михайлов, 2002. –с.
  6. Новаторов В.Е. Маркетинг в социально-культурной сфере. –Омск: Омич, 2000. –с.

15

Сфера культура как фактор консолидации различных социальных групп