Исчисление размеров социальных пенсий с учетом районного коэффициента
PAGE 50
Содержание
Введение………………………………………………………………………………….4
ГЛАВА I
1.1 Категории нетрудоспособных граждан, имеющих право на социальную пенсию……………………………………………………………………………............6
1.2 Социальные пенсии несовершеннолетним детям, находящимся в соответствующих воспитательных учреждениях……………………………………12
1.3 Подтверждение для несовершеннолетних детей факта постоянного проживания на территории Российской Федерации……………………………………………….13
1.4 Отсутствие права на социальную пенсию в связи со смертью кормильца у найденных (подкинутых) детей……………………………………………………….14
1.5 Социальные пенсии гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из государствучастников Соглашения о гарантиях прав граждан государствучастников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992………………15
1.6 Социальные пенсии гражданам Российской Федерации, помещенным в исправительные учреждения………………………………………………………….17
1.7 Социальные пенсии гражданам из числа малочисленных народов Севера…....17
1.8 Социальные пенсии гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет……………...19
1.9 Установление социальной пенсии одновременно с пенсией по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению………………………19
2. Размеры социальных пенсий нетрудоспособных граждан……………………....20
3. Исчисление размеров социальных пенсий с учетом районного коэффициента…………………………………………………………………………..22
3.1 Отсутствие права на трудовую пенсию как условие назначения нетрудоспособным гражданам социальной пенсии…………………………………23
3.2 Постоянное проживание в Российской Федерации как условие назначения нетрудоспособным гражданам социальной пенсии…………………………………25
3.3 Финансирование выплаты социальных пенсий………………………………....28
4. Назначение социальной пенсии некоторым категориям нетрудоспособных граждан………………………………………………………………………………….28
ГЛАВА II
Анализ деятельности Пенсионного фонда в сфере Пенсионного обеспечения нетрудоспособных граждан за 2012-2014 года в г. Тверь.
1. « Анализ количество получателей социальных пенсий»……………………….31
2. «Анализ количество расходов ПФР на социальные пенсии в г. Тверь»……….42
Заключение……………………………………………………………………………..48
Список используемых источников …………………………………………………...50
Введение
Трудовые пенсии назначаются в связи с осуществлением застрахованными лицами работы, в течение которой уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Пенсии военнослужащим и приравненным к ним в пенсионном обеспечении лицам, а также федеральным государственным служащим устанавливаются в связи с выполнением ими особо значимой для государства службы. Кроме того, отдельные виды пенсий могут устанавливаться государством за счет собственных средств в целях компенсации гражданам вреда, нанесенного их здоровью радиационными или техногенными катастрофами.
При этом имеются лица, которые как по объективным, так и по субъективным причинам при наступлении социально значимых обстоятельств могут не обладать правом на пенсию в связи с трудовой деятельностью или же на иную пенсию, предусмотренную законодательством для отдельных категорий граждан.
В социальном государстве право на пенсию признается за каждым гражданином. Недопустимо положение, при котором нетрудоспособные лица, не имеющие права на пенсионное обеспечение в связи с трудовой деятельностью (или по иным основаниям), остаются без государственной поддержки.
Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» определяет, что нетрудоспособным гражданам устанавливается социальная пенсия. При этом под «нетрудоспособными гражданами» понимаются лица, которые являясь престарелыми, или инвалидами, или потеряв кормильца, не приобрели права на трудовую либо иную пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данное положение корреспондируется с нормой пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия.
Цель дипломной работы рассмотреть Пенсионное обеспечение нетрудоспособных граждан как сфера деятельности пенсионного фонда.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть категории лиц имеющие право на социальную пенсию
- Рассмотреть категории лиц не имеющих право на социальную пенсию
- Проанализировать порядок назначения социальной пенсии
- Рассмотреть размеры социальных пенсий.
- Провести анализ деятельности пенсионного фонда в сфере пенсионного обеспечения нетрудоспособных граждан за 2012-2014 года.
Дипломная работа на тему: «Пенсионное обеспечение нетрудоспособных граждан» состоит из введения, двух частей, заключения и списка используемых источников.
В первой части дипломной работы рассмотрены группы лиц имеющие право на социальную пенсию, исчисление размеров пенсий, размеры социальных пенсий, социальные программы реализуемые с участием пенсионного фонда.
Во второй части дипломной работы произведен анализ деятельности пенсионного фонда РФ в сфере пенсионного обеспечения нетрудоспособных граждан за 2012-2014 годы.
В заключении отражены основные выводы по дипломной работе.
ГЛАВА I
1.1 Категории нетрудоспособных граждан, имеющих право на социальную пенсию.
В статье 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» перечислены категории граждан, которые имеют право на социальную пенсию, а также условия, при которых у этих граждан возникает право на социальную пенсию.
Первая категория граждан - инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II, I степени, в том числе инвалиды с детства, не имеющие права на трудовую пенсию, либо на пенсию по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению по нормам статей 8, 9 и 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Необходимым условием для установления социальной пенсии по данному основанию является признание гражданина инвалидом с установление ему одной из трех степеней ограничения способности к трудовой деятельности.
Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма человека на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Причина инвалидности «инвалид с детства» определяется гражданам старше 18 лет, когда инвалидность наступила до достижения этого возраста.
Другими условиями для назначения социальной пенсии по данному основанию является отсутствие у гражданина права на трудовую пенсию по инвалидности, например, у инвалида полностью отсутствует страховой стаж, или пенсию по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению, например, по нормам для военнослужащих, по нормам для граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Вторая категория граждан - дети-инвалиды.
Необходимым условием для назначения социальной пенсии по данному основанию является признание лица в возрасте до 18 лет инвалидом с установлением категории «ребенок-инвалид».
Третья категория граждан - дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, не имеющие права на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, или на пенсию по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению по нормам статей 8 и 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Необходимым условием для установления социальной пенсии по данному основанию является возраст, а именно не старше 18 лет, а также смерть родителя или обоих родителей либо объявление их безвестно отсутствующими (умершими) в судебном порядке.
С 1 января 2008 года вступил в действие Федеральный закон от 09.04.2007 № 43-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», который расширил возрастные условия назначения социальной пенсии в связи со смертью кормильца.
То есть с 1 января 2008 года право на социальную пенсию имеют дети старше 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, как это предусмотрено законодательством в отношении получателей трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
Другие необходимые условия для назначения социальной пенсии по данному основанию это отсутствие права на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, например, у умершего кормильца полностью отсутствует страховой стаж, или пенсию по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению, например, по нормам для членов семей военнослужащих, для членов семей граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Четвертая категория граждан - граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию, или на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями 7, 8, 9 и 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Необходимыми условиями для назначения социальной пенсии по данному основанию является отнесение граждан к коренным малочисленным народам Российской Федерации, а также их проживание в районах проживания малочисленных народов Севера.
Другими условиями возникновения права на социальную пенсию по данному основанию являются отсутствие у гражданина права на трудовую пенсию или на пенсию по государственному пенсионному обеспечению.
Пятая категория граждан, имеющих право на социальную пенсию, - это граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию, или на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями 7, 8, 9, 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Как правило, это граждане, у которых менее пяти лет страхового стажа или нет вообще трудового стажа, поэтому они не приобрели право на трудовую пенсию по старости, поскольку в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости возникает при достижении возраста 60 и 55 лет и при наличии не менее пяти лет страхового стажа. А также у них отсутствует право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению.
Понятие страхового стажа дано в статье 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - это суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Периоды, засчитываемые в страховой стаж, перечислены в статье 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В Тверской области трудовые пенсии почти 400 тысяч пенсионеров вырастут на 1,7 процента; социальные пенсии 25 тысяч пенсионеров на 17,1 процента. Ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) отдельным категориям граждан (ветераны, инвалиды, граждане, подвергшиеся воздействию радиации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда и др.) с 1 апреля будут проиндексированы на 5 процентов, это увеличение касается 144 тысяч человек.
В Тверской области в результате индексации средний размер трудовой пенсии по старости составит около 11,2 тыс. рублей. Средний размер социальной пенсии после повышения составит около 6,9 тыс. рублей. Средний размер социальной пенсии детям инвалидам составит 10,4 тыс. рублей. Средние размеры пенсий граждан из числа инвалидов вследствие военной травмы и участников Великой Отечественной войны, получающих две пенсии, составят около 27 тыс. рублей и 26,7 тыс. рублей соответственно. При индексации размера социальных пенсий повышаются также пенсии по государственному пенсионному обеспечению, размеры дополнительного ежемесячного материального обеспечения и других социальных выплат, суммы которых определяются исходя из соответствующего размера социальной пенсии. При этом в течение года минимальный уровень пенсионного обеспечения граждан по-прежнему будет не ниже прожиточного минимума пенсионера в Тверской области (6225 рублей). Если размер пенсии в совокупности с другими причитающимися неработающему пенсионеру выплатами будет ниже прожиточного минимума, то ему будет установлена социальная доплата к пенсии. Напомним, с 1 февраля 2014 года трудовые пенсии российских пенсионеров были проиндексированы на 6,5 процента. В августе 2014 года будет проведена беззаявительная корректировка трудовых пенсий работающих пенсионеров.
Социальная пенсия может быть назначена также гражданам, которые не перечислены в статье 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Так, статьей 19 Федерального закона от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», ВИЧ-инфицированным несовершеннолетним в возрасте до 18 лет предусмотрено назначение социальной пенсии, пособия и предоставление мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации для детей-инвалидов.
Таким образом, ВИЧ-инфицированным несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, назначается социальная пенсия в размере, устанавливаемом Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» для детей-инвалидов.
Категория «ребенок-инвалид» устанавливается в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности лицу до достижения им 18 летнего возраста.
При этом необходимо отметить, что ВИЧ-инфицированные несовершеннолетние в возрасте до 18 лет могут не быть признаны инвалидами с установлением категории «ребенок-инвалид».
При назначении социальной пенсии по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» обычным детям-инвалидам для подтверждения права на социальную пенсию наряду со всеми необходимыми документами необходимо представить выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемую учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы, с указанием категории «ребенок-инвалид».
Для установления социальной пенсии ВИЧ-инфицированным несовершеннолетним в возрасте до 18 лет представляется заключение клинико-экспертной комиссии лечебно-профилактического учреждения с указанием диагноза «ВИЧ-инфекция», которое выдается только учреждениями государственной или муниципальной системы здравоохранения. Это закреплено Федеральным законом «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».
Социальная пенсия может быть назначена военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, в случае наступления у них инвалидности вследствие совершения преступления, или членам семьи военнослужащих в случае наступления смерти (гибели) военнослужащих вследствие совершения преступления.
Это предусмотрено в пункте 4 статьи 8 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Факт совершения преступления должен быть установлен в судебном порядке.
Также социальная пенсия может быть назначена участникам Великой Отечественной войны в случае наступления у них инвалидности вследствие совершения противоправных деяний или умышленного нанесения ущерба своему здоровью.
Это указано в пункте 2 статьи 9 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» также содержатся нормы о назначении социальной пенсии.
Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» социальная пенсия может быть установлена в случае наступления инвалидности вследствие совершения инвалидом умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке.
Согласно пункту 11 статьи 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случае наступления смерти кормильца вследствие совершения кормильцем умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия.
1.2 Социальные пенсии несовершеннолетним детям, находящимся в соответствующих воспитательных учреждениях.
При назначении социальной пенсии несовершеннолетним детям, находящимся в соответствующих воспитательных учреждениях, следует учитывать следующее.
Дееспособность несовершеннолетних граждан возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
До наступления дееспособности реализация прав несовершеннолетних осуществляется через законных представителей родителей, усыновителей, опекунов.
Правилами обращения за пенсией, предусмотрено, что в тех случаях, когда лицо, которому назначается пенсия, является несовершеннолетним или недееспособным, заявление о назначении пенсии подается по месту жительства его родителя (усыновителя, опекуна, попечителя).
Законным представителем ребенка, находящегося в соответствующем воспитательном учреждении, является это учреждение.
В случае если законным представителем несовершеннолетнего или недееспособного лица является соответствующее учреждение, в котором несовершеннолетнее лицо пребывает, заявление о назначении пенсии подается по месту нахождения этого учреждения.
Таким образом, для реализации права ребенка, находящегося в соответствующем учреждении, на пенсионное обеспечение все необходимые документы для назначения социальной пенсии должны быть оформлены администрацией воспитательного учреждения и поданы в территориальный орган ПФР по месту нахождения воспитательного учреждения.
Необходимо отметить, что Правилами обращения за пенсией предусмотрено, что несовершеннолетнее лицо, достигшее 14 лет, вправе обращаться за назначением пенсии самостоятельно.
1.3 Подтверждение для несовершеннолетних детей факта постоянного проживания на территории Российской Федерации.
В подтверждение соблюдения условия о постоянном проживании на территории Российской Федерации несовершеннолетнего ребенка для назначения ему социальной пенсии необходимо представить:
- вид на жительство, если ребенок является иностранным гражданином или лицом без гражданства;
- документальное подтверждение наличия у ребенка гражданства Российской Федерации, если ребенок является гражданином Российской Федерации.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей родителей, опекунов, попечителей.
Для несовершеннолетних детей, находящихся в соответствующих воспитательных учреждениях, постоянным местом жительства являются эти специализированные учреждения. При этом есть одна особенность это то, что специализированные учреждения предоставляют своим воспитанникам только регистрацию по месту пребывания.
1.4 Отсутствие права на социальную пенсию в связи со смертью кормильца у найденных (подкинутых) детей.
В отношении найденных (подкинутых) детей, оставшихся без попечения родителей, вопрос о назначении социальной пенсии в связи со смертью кормильца решен отрицательным образом.
Детям в возрасте до 18 лет в случае смерти или признания безвестно отсутствующим (умершим) в судебном порядке одного или обоих родителей, назначается пенсия, поскольку ребенок лишается содержания и приобретает право на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, в том числе право на социальную пенсию.
У найденных (подкинутых) детей родители изначально отсутствуют и не осуществляют своих обязанностей по содержанию ребенка. При этом государство полностью берет на себя полностью обязанности по их воспитанию и содержанию, но социальная пенсия в связи со смертью кормильца (подкинутым) детям установлена быть не может.
В случае признания найденного (подкинутого) ребенка в установленном порядке инвалидом с установлением категории «ребенок-инвалид» ему может быть назначена социальная пенсия как ребенку-инвалиду.
1.5 Социальные пенсии гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из государствучастников Соглашения о гарантиях прав граждан государствучастников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992.
Социальная пенсия может быть установлена гражданам, прибывшим на жительство в Российскую Федерацию из государств участников СНГ, которые являлись получателями соответствующей пенсии или пособия на территории иностранного государства.
При решении вопроса об установлении пенсии таким гражданам применяются положения Соглашения о гарантиях прав граждан государствучастников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
Участниками Соглашения от 13 марта 1992 года являются Республика Армения, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Россия, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина.
Статьей 7 Соглашения от 13 марта 1992 года предусмотрено, что при переселении пенсионера в пределах государств участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
При этом при установлении пенсии в соответствии с нормами Соглашения от 13 марта 1992 года применяется письмо Министерства социальной защиты населения Российской Федерации № 1-369-18, согласно которому при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств-участников Соглашения, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за шесть месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации в установленном порядке.
Так, например, в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан» государственными базовыми социальными пособиями являются ежемесячные денежные выплаты, осуществляемые за счет бюджетных средств, предоставляемых гражданам при наступлении инвалидности, потере кормильца и по возрасту.
Важно отметить, что Соглашение от 13 марта 1992 года не содержит требований к наименованию пенсионных выплат в государствах, его подписавших. Это означает, что такие выплаты могут именоваться, в частности, «пенсиями» или «пособиями».
Таким образом, в случае переезда граждан Республики Казахстан, являвшихся получателями государственного пособия, на постоянное жительство в Российскую Федерацию, при соблюдении всех необходимых условий (в частности условия о постоянном проживании на территории Российской Федерации, которое подтверждается видом на жительство), им может быть установлена социальная пенсия с учетом положений письма Минсоцзащиты России № 1-369-18.
Гражданам, прибывшим на жительство в Российскую Федерацию из государств участников СНГ, в зависимости от основания, по которому возникло право на социальную пенсию, несовершеннолетним лицам может быть установлена социальная пенсия как ребенку-инвалиду, или социальная пенсия в связи со смертью кормильца (родителя, обоих родителей, одинокой матери), а взрослым гражданам - социальная пенсия в связи с инвалидностью, или социальная пенсия в связи с достижением возраста 65 и 60 лет.
1.6 Социальные пенсии гражданам Российской Федерации, помещенным в исправительные учреждения.
Социальная пенсия может быть назначена гражданам Российской Федерации, утратившим регистрацию по месту жительства в связи с помещением их в исправительное учреждение.
Подача этими гражданами заявления о назначении пенсии осуществляется по месту нахождения исправительного учреждения, в котором лицо отбывает наказание, через администрацию этого учреждения, что предусмотрено Правилами обращения за пенсией.
Гражданам, помещенным в исправительное учреждение, в зависимости от основания, по которому возникло право на социальную пенсию, может быть установлена социальная пенсия в связи с инвалидностью, или социальная пенсия в связи с достижением возраста 65 и 60 лет.
1.7 Социальные пенсии гражданам из числа малочисленных народов Севера.
Назначение социальной пенсии гражданам из числа малочисленных народов Севера производится на десять лет раньше, чем остальным нетрудоспособным лицам мужчинам в 55 лет, а женщинам в 50 лет.
Для сравнения: право на социальную пенсию на общих основаниях возникает при достижении мужчиной возраста 65 лет, женщиной 60 лет. Общеустановленный пенсионный возраста для назначения трудовой пенсии по старости для мужчин 60 лет, для женщин 55 лет.
Норму Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» о праве граждан из числа малочисленных народов Севера на социальную пенсию следует рассматривать в совокупности с другими нормативными правовыми актами.
Это - Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»,
Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 № 255,
Перечень районов проживания малочисленных народов Севера, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.1993 № 22.
Так, согласно Единому перечню малочисленных народов Российской Федерации с учетом применяющегося перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, к малочисленным народам Севера можно отнести, например, АЛЕУТОВ, проживающих в районах Камчатской области, Корякского автономного округа, ТОФАЛАРОВ, проживающих в районах Иркутской области, УЛЬЧЕЙ, проживающих на территории Хабаровского края и др.
Согласно статье 1 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» под коренными малочисленными народами Российской Федерации понимаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Таким образом, льгота по установлению социальной пенсии в 55 и 50 лет представляется только тем гражданам из числа малочисленных народов Севера, которые проживают на территории традиционного расселения предков.
Принципиально, что факт оплачиваемой трудовой деятельности не влияет на выплату гражданам социальной пенсии, которая была назначена в связи с инвалидностью, потерей кормильца, принадлежностью к малочисленным народам Севера.
1.8 Социальные пенсии гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет.
При этом социальная пенсия, установленная гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет, не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы.
Таким образом, в Федеральном законе «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» решение вопроса о выплате гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет, социальной пенсии в период оплачиваемой работы находится в зависимости от условий ее назначения.
1.9 Установление социальной пенсии одновременно с пенсией по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению.
В ряде случаев отдельным категориям граждан социальная пенсия может быть установлена в качестве второй пенсии.
По общему правилу лицам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, может устанавливаться только одна пенсия по их выбору. Вместе с тем статья 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусматривает исключения из данного правила для отдельных категорий граждан.
Таким образом, право наряду с иной пенсией получать социальную пенсию предоставляется:
- родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий).
Им могут быть установлена пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца).
- вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак.
Им могут быть установлены пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца).
- нетрудоспособным членам семей отдельных категорий граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф.
Им могут быть установлены пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца).
2. Размеры социальных пенсий нетрудоспособных граждан.
Размеры социальных пенсий определяются в процентном отношении к базовой части трудовой пенсии, предусмотренной для соответствующих категорий граждан Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Социальная пенсия
- гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет,
- инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности II степени (за исключением инвалидов с детства),
- детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного из родителей,
- гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет,
устанавливается в размере 100 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет.
С 1 апреля 2014 года размер базовой части трудовой пенсии по старости составил 5083,44 рублей.
Соответственно с 1 апреля 2014 года с учетом индексации твердый размер социальной пенсии этих категорий нетрудоспособных граждан составил 6080,77 рублей.
Далее, социальная пенсия
- инвалидам с детства, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III и II степени,
- инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени,
- детям-инвалидам,
- детям в возрасте до 18 лет (с 01.01.2008 до 23 лет), потерявшим обоих родителей, и детям умершей одинокой матери
устанавливается в размере 100 процентов размера базовой части трудовой пенсии по инвалидности, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть предусмотренной при III степени ограничения способности к трудовой деятельности.
С 1 апреля 2014 года размер базовой части трудовой пенсии по инвалидности III степени ограничения способности к трудовой деятельности составил 3143,19 рублей.
Соответственно с 1 апреля 2014 года с учетом индексации твердый размер социальной пенсии этих категорий нетрудоспособных граждан составил 3143,19 рублей.
Социальная пенсия
- инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности I степени, устанавливается в размере 85 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет.
С 1 апреля 2014 года с учетом индексации твердый размер социальной пенсии этой категории граждан составил 1281 рубль.
3. Исчисление размеров социальных пенсий с учетом районного коэффициента.
Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлено, что размеры социальных пенсий для:
граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также
граждан, проживающих в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан,
которые определяются Правительством Российской Федерации, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах (местностях).
При выезде пенсионера в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, а также в другие районы с тяжелыми климатическими условиями, в которых установлены иные районные коэффициенты, размер пенсии пересматривается с учетом этих коэффициентов.
При выезде граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также из районов с тяжелыми климатическими условиями, в которых установлены районные коэффициенты, на новое постоянное место жительства, где отсутствуют районные коэффициенты, размер социальной пенсии определяется без учета районного коэффициента.
3.1 Отсутствие права на трудовую пенсию как условие назначения нетрудоспособным гражданам социальной пенсии.
Далее мне хотелось бы обратить Ваше внимание на одно из условий, предусмотренных для назначения нетрудоспособным гражданам социальной пенсии, это отсутствие у гражданина права на трудовую пенсию.
В правоприменительной практике возник вопрос, что означает отсутствие у гражданина права на трудовую пенсию, за исключением случаев, когда это напрямую предусмотрено законодательством.
Кроме того, с вступлением в силу с 1 января 2002 года федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в некоторых случаях для отдельных категорий граждан размеры социальных пенсий оказались выше, чем трудовых пенсий.
Для решения данного вопроса Министерством труда и социального развития Российской Федерации было издано постановление от 07.05.2002 № 34 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения пункта 4 статьи 5 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно этому разъяснению при применении нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» об установлении социальной пенсии гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, необходимо учитывать то, что вопрос о праве гражданина на трудовую пенсию может быть рассмотрен органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, только при наличии на то волеизъявления со стороны гражданина, выраженного посредством обращения в данный орган с заявлением об установлении пенсии.
В связи с этим при решении вопроса о возможности установления социальной пенсии под лицами, не имеющими по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, понимаются:
- граждане, которые не соответствуют условиям назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренным статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,
не соответствуют условиям назначения трудовой пенсии по инвалидности, предусмотренным статьей 8.
Это те инвалиды, у которых полностью отсутствует страховой стаж, а также в случае наступления у них инвалидности вследствие совершения умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью.
далее граждане, которые не соответствуют условиям назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренным статьей 9.
Это те граждане, у которых у умерших кормильцев полностью отсутствует страховой стаж, а также в случае наступления смерти кормильца вследствие совершения умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью.
Далее, граждане, которые не соответствуют условиям досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренным статьями 27 и 28, т.е. ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Иными словами граждане, которые буквально не имеют права на трудовую пенсию.
Вторая категория это - граждане, которые соответствуют условиям назначения трудовой пенсии, предусмотренным статьями 7, 8, 9, 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», но не обращались в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с заявлением о назначении им трудовой пенсии и документами, подтверждающими право на эту пенсию;
Третья категория это - граждане, которые обращались в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с соответствующими заявлениями и документами, но затем официально отозвали их из этого органа до дня вынесения решения о назначении им трудовой пенсии либо официально отказались от назначенной им трудовой пенсии.
Таким образом, с учетом разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации «О порядке применения пункта 4 статьи 5 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» социальная пенсия может быть назначена и в том случае, если граждане имеют право на трудовую пенсию, но не обращались в территориальный орган ПФР за ее назначением или официально отказались от получения назначенной трудовой пенсии.
3.2 Постоянное проживание в Российской Федерации как условие назначения нетрудоспособным гражданам социальной пенсии.
Далее мне бы хотелось пояснить одно общее условие, предусмотренное статьей 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» для назначения нетрудоспособным гражданам социальной пенсии, а именно то, что право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане.
Данное право в равной мере относится и к гражданам Российской Федерации, и к иностранным граждан и лицам без гражданства, то есть для назначения социальной пенсии гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства необходимо подтвердить постоянное проживание на территории Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» выделяются две формы проживания иностранцев на территории Российской Федерации: временное и постоянное. Документом, выданным иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, является вид на жительство. При этом данный документ, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.
Из этого следует, что социальная пенсия может быть установлена постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданам или лицам без гражданства, получившем в установленном порядке вид на жительство.
Так, Перечнем документов, необходимых для назначения трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 № 16/19па, установлено, что в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, предъявляется вид на жительство для иностранца, выданный органами внутренних дел Российской Федерации.
Что касается подтверждения постоянного проживания гражданами Российской Федерации, то согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства.
Но, вместе с тем, регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, в том числе права граждан на пенсионное обеспечение.
В отношении граждан Российской Федерации Перечнем документов предусмотрено, что в качестве документа, подтверждающего место жительства гражданина, обратившегося за пенсией, предъявляется паспорт (свидетельство о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, выданное органами регистрационного учета Российской Федерации).
Место пребывания гражданина Российской Федерации, подтверждается свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации, выданное органами регистрационного учета Российской Федерации.
Место фактического проживания гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, подтверждается его личным заявлением.
Следует отметить, что Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 № 17/19пб, предусмотрена подача заявления о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.
В отношении граждан Российской Федерации предусмотрена подача заявления о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту жительства, по месту пребывания (при отсутствии подтвержденного регистрацией места жительства) и по месту фактического проживания (при отсутствии подтвержденных регистрацией места жительства и места пребывания).
Таким образом, гражданам Российской Федерации социальная пенсия может быть назначена по месту жительства, по месту пребывания (при отсутствии регистрации по месту жительства и наличии только регистрации по месту пребывания), а также по месту фактического проживания (отсутствии регистрации вообще), но при документальном подтверждении гражданства Российской Федерации.
Тем самым был решен вопрос о подтверждении необходимого для назначения социальной пенсии условия о постоянном проживании граждан на территории Российской Федерации, в частности для назначения социальной пенсии гражданам Российской Федерации, которые не имеют подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации (например, лицам без определенного места жительства, являющимся гражданами Российской Федерации, несовершеннолетним детям, являющимся гражданами Российской Федерации, находящимся в соответствующих воспитательных учреждениях).
Учитывая, что право на социальную пенсию напрямую зависит от факта постоянного проживания граждан на территории Российской Федерации, при выезде граждан на постоянное жительство за границу социальная пенсия не устанавливается, а выплата социальной пенсии, назначенной после 1 января 2002 года в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», прекращается.
3.3 Финансирование выплаты социальных пенсий.
Что касается вопроса о финансировании выплаты социальных пенсий, то в соответствии со статьей 6 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальных пенсий производится за счет средств федерального бюджета.
В законе о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации, отдельной строкой указываются расходы на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению по каждой категории граждан, в том числе получателям социальных пенсий.
Индексация социальных пенсий производится в порядке, установленном для индексации базовой части трудовых пенсий, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Так, с 1 апреля 2014 года Федеральным законом от 24 сентября 2007 года № 223-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с установлением размеров базовых частей трудовых пенсий» установлены новые размеры социальных пенсий.
4. Назначение социальной пенсии некоторым категориям нетрудоспособных граждан.
Далее мне бы хотелось рассказать о некоторых вопросах, возникающих при установлении социальной пенсии отдельным категориям нетрудоспособных граждан.
Перечнем документов перечислены документы, которые должны быть приложены к заявлению о назначении социальной пенсии, в зависимости от категории обратившегося за указанной пенсией.
К ним относятся:
- документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству;
В качестве документа, подтверждающего личность, возраст, и гражданство лица, которому устанавливается пенсия, предъявляется паспорт этого лица.
В качестве документа, удостоверяющего возраст и гражданство несовершеннолетних лиц, не достигших 14-летнего возраста, предъявляется свидетельство о рождении, свидетельство об усыновлении, а также иные документы, подтверждающие принадлежность к гражданству Российской Федерации.
- документы, подтверждающие принадлежность к малочисленным народам Севера;
В качестве документа, подтверждающего принадлежность к малочисленным народам Севера, предъявляется паспорт, свидетельство о рождении. При отсутствии в указанных документах требуемых сведений представляется справка, выданная общинами малочисленных народов Севера, органами местного самоуправления.
- документ об установлении инвалидности и о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
Признание лица, в том числе ребенка в возрасте до 18 лет, инвалидом, а также период инвалидности, дата и причина установления инвалидности, степень ограничения способности к трудовой деятельности определяются на основании выписки из акта освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы.
- документ о смерти кормильца;
В качестве документа, подтверждающего факт смерти и дату смерти гражданина, принимается свидетельство о смерти.
В качестве документа, подтверждающего признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим, принимается решение суда.
- документы, подтверждающие, что умершая являлась одинокой матерью.
В качестве документа, подтверждающего, что умершая являлась одинокой матерью, принимается свидетельство о рождении ее ребенка, в котором отсутствует запись об отце ребенка, или справка органов записи актов гражданского состояния о том, что в свидетельство о рождении ребенка сведения об отце ребенка внесены по указанию матери.
Кроме того, в необходимых случаях прилагаются:
- документы, подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем;
В качестве документов, подтверждающих родственные отношения, предъявляются: свидетельство о рождении, свидетельство об усыновлении, свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака, копия записи акта гражданского состояния, справки жилищных органов или органов местного самоуправления, справки паспортно-визовых подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации и иные документы, содержащие требуемые сведения, а в необходимых случаях - решение суда об установлении данного факта.
- документы, удостоверяющие личность и полномочия законного представителя (усыновителя, опекуна, попечителя);
В качестве документа, подтверждающего полномочия законного представителя лица, на которое устанавливается пенсия, предъявляется удостоверение, выданное органом опеки и попечительства, а при его отсутствии - решение органа опеки и попечительства, свидетельство об усыновлении, положения (уставы) учреждений, предусмотренные статьей 35 Гражданского кодекса Российской Федерации, паспорт и иные документы, удостоверяющие личность и должность руководителя учреждения.
- документ о месте пребывания или фактического проживания на территории Российской Федерации;
- документ о причинно - следственной связи инвалидности или смерти кормильца с совершением гражданином умышленного уголовно наказуемого деяния либо умышленным нанесением им ущерба своему здоровью;
- документ об умышленном уголовно наказуемом деянии или умышленном нанесении ущерба своему здоровью.
ГЛАВА II
Анализ деятельности Пенсионного фонда в сфере Пенсионного обеспечения нетрудоспособных граждан за 2012-2014 года в г. Тверь.
2.1 « Анализ количество получателей социальных пенсий»
Таблица 1 - Анализ получателей пенсий г. Тверь |
|||
показатель |
2012 год |
2013год |
2014год |
инвалиды I группы |
20 |
20 |
40 |
инвалиды II группы |
260 |
260 |
255 |
инвалиды III группы |
864 |
877 |
907 |
инвалиды с детства I и II групп |
1100 |
1000 |
1546 |
дети-инвалиды |
1200 |
1470 |
1506 |
дети в возрасте до 18 лет, потерявшие обоих родителей |
450 |
489 |
301 |
дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного из родителей |
1610 |
1587 |
1587 |
граждане достигшие возраста 65 и 60 лет (мужчины и женщины) |
80 |
80 |
83 |
Итого |
5584 |
5783 |
6225 |
Из таблицы 1 можно сделать вывод о том, что в 2012 году количество получателей было 5584, в 2013 5783, что на 199 получателей или на 4 % больше, чем 2012 году. В 2014 году получателей 6225, что на 436 больше ,чем в 2013 году, и на 641 получателя больше, чем в 2012 году.
Данные таблицы 1 можно представить в виде Рисунка 1
Рисунок 1.
Анализируя Рисунок 1 «Анализа получателей социальных пенсий за каждый год» мы видим, что получателей с каждым годом все больше и больше. С помощью Рисунка 2 «Анализа получателей социальных пенсий за 2012 год», можно увидеть, что в 2012 году больше всех получателей занимают котегории: "дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного из родителей","инвалиды III группы"," инвалиды с детства I и II группы", а так же "дети-инвалиды".
Анализируя Рисунки 3 и 4 можно увидеть, что в 2013 и 2014 году значительно увеличилось число получателей, но большее число получателей занимают те же котегории.
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Колличество получателей социальных пенсий по районам г. Твери (Таблица 2)
показатель |
Кол-во чел. за 2012 год |
Кол-во чел. за 2013год |
Кол-во чел. за 2014год |
инвалиды I группы |
20 |
20 |
40 |
Московский район |
10 |
10 |
10 |
Пролетарский район |
3 |
3 |
13 |
Центральный район |
2 |
5 |
10 |
Заволжский район |
5 |
2 |
7 |
инвалиды II группы |
260 |
260 |
255 |
Московский район |
80 |
87 |
95 |
Пролетарский район |
50 |
74 |
53 |
Центральный район |
50 |
59 |
62 |
Заволжский район |
80 |
40 |
45 |
инвалиды III группы |
864 |
877 |
907 |
Московский район |
362 |
360 |
352 |
Пролетарский район |
202 |
117 |
155 |
Центральный район |
145 |
243 |
243 |
Заволжский район |
155 |
157 |
157 |
инвалиды с детства I и II групп |
1100 |
1000 |
1546 |
Московский район |
275 |
250 |
443 |
Пролетарский район |
222 |
222 |
462 |
Центральный район |
303 |
223 |
333 |
Заволжский район |
300 |
225 |
308 |
дети-инвалиды |
1200 |
1470 |
1506 |
Московский район |
175 |
166 |
203 |
Пролетарский район |
423 |
423 |
317 |
Центральный район |
301 |
451 |
536 |
Заволжский район |
301 |
430 |
450 |
дети в возрасте до 18 лет, потерявшие обоих родителей |
450 |
489 |
301 |
Московский район |
145 |
150 |
101 |
Пролетарский район |
203 |
130 |
53 |
Центральный район |
62 |
106 |
90 |
Заволжский район |
40 |
103 |
57 |
дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного из родителей |
1610 |
1587 |
1587 |
Московский район |
323 |
318 |
327 |
Пролетарский район |
344 |
340 |
317 |
Центральный район |
287 |
520 |
543 |
Заволжский район |
656 |
409 |
400 |
граждане достигшие возраста 65 и 60 лет (мужчины и женщины) |
80 |
80 |
83 |
Московский район |
13 |
13 |
16 |
Пролетарский район |
24 |
24 |
24 |
Центральный район |
10 |
10 |
10 |
Заволжский район |
33 |
33 |
33 |
Итого |
5584 |
5783 |
6225 |
Рисунок 5
Вывод: С помощью анализа получателей социальных пенсий Московского района за 3 последних года (Рисунок 5) можно увидеть то, что с каждым годом в данном районе города Твери повышается численность следующих категорий: инвалиды 2 группы, инвалиды с детства 1 и 2 группы, дети-инвалиды, дети в возрасте до 18 лет потерявшие одного из родителей, а так же граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет.
Рисунок 6
Вывод: С помощью анализа получателей Пролетарского района города Твери (Рисунок 6) видно то, что за последние 3 года увеличивается численность следующих категорий имеющих право на социальные пенсии.
Категории: инвалиды 1 группы, инвалиды с детства 1 и 2 группы.
Рисунок 7
Вывод: С помощью Анализа получателей Центрального района города Твери (Рисунок 7) видно то, что в 2014 году во многих категориях увеличилось число получателей. Например: инвалиды 1 гр. (увеличение на 5 чел.), инвалиды 2 гр. (увеличение на 3 чел.), инвалиды с детства 1 и 2 гр. (увеличение на 110 чел.), дети инвалиды (увеличение на 85 чел.), дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного из родителей (увеличение на 23 чел.).
Рисунок 8
Смотря на Анализ получателей социальных пенсий Заволжского района города Твери (Рисунок 8), видно, что в 2013 году резко упал показатель численности получателей всех категорий.
Рисунок 9 Рисунок 10.
Рисунок 11.
Вывод: На таблице 2 и Рисунках 5, 6, 7, 8 описывается какая категория набирает большее число лиц, имеющих право на соц. пенсию, и в каких районах г. Твери за последние 3 года. Каждый год ситуация меняется. В отличие от Центрального района и Московского районов, во всех остальных численность лиц которым выплачивается социальная пенсия уменьшается. Так же это можно подробнее увидеть на Рисунках 9, 10, 11 . Из этого следует, что увеличение получателей с каждым годом происходит не стабильно, так как за последние 3 года количество человек то вырастает, то уменьшается в разных районах. Анализируя эту информацию выясняется то, что процент прироста получателей выше процента уменьшения получателей на 10%.
2.2 «Анализ расходов ПФР на социальные пенсии в г. Тверь»
Рисунок 12
По Рисунку 12 можно увидеть то, что расходы увеличиваются с каждым годом. Соответственно это зависит не только от того, что с каждым годом проводится индексацияи средний размер социальной пенсии изменяется (увеличивается), но еще и потому что колличество получателей тоже увеличивается.
Рисунок 13
Рисунок 14
Рисунок 15
Анализ расходов на социальные пенсии Таблица 3. |
|||||||||
Всего получателей |
5584 |
|
|
5783 |
|
|
6225 |
|
|
Средний размер |
5 346,00р. |
|
|
5 890,00р. |
|
|
6 080,00р. |
|
|
Итого расходов |
31053 тыс. р. |
|
|
34946 тыс. р. |
|
|
37852 тыс. р. |
|
|
Категории |
2012 |
Кол-во чел. |
|
2013 |
Кол-во чел. |
|
2014 |
Кол-во чел. |
|
инвалиды 1 группы |
6 649,25р. |
20 |
132 985р. |
7 193,25р. |
20 |
143 865р. |
7 384,72р. |
40 |
295 388,8р. |
инвалиды 2 группы |
3 029,98р. |
260 |
787 794,8р. |
3 573,98р. |
260 |
929 234,8р. |
3 764,75р. |
255 |
960 011,3р. |
инвалиды 3 группы |
2 408,42р. |
864 |
2 080 874,9р. |
2 952,42р. |
877 |
2 589 272,3р. |
3 143,19р. |
907 |
2 850 873,3р. |
инвалиды с детства 1 и2 группы |
8 704,00р. |
1100 |
9 574 400р. |
8 861,54р. |
1000 |
8 861 540р. |
7 741,98р. |
1546 |
11 969 101,1р. |
дети-инвалиды |
8 704,00р. |
1200 |
10 444 800р. |
8 861,54р. |
1470 |
13 026 463,8р. |
8 861,54р. |
1506 |
13 345 479,2р. |
дети в возрасте до 18 лет, потерявшие обоих родителей |
6 649,95р. |
450 |
2 992 477,5р. |
7 193,95р. |
489 |
3 517 841,6р. |
7 384,72р. |
301 |
2 222 800,7р. |
дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного из родителей |
2 957,58р. |
1610 |
4 761 703,8р. |
3 501,58р. |
1587 |
5 557 007,5р. |
3 692,35р. |
1587 |
5 859 759,5р. |
граждане достигшие возраста 65 и 60 лет |
3 474,61р. |
80 |
277 968,8р. |
4 018,61р. |
80 |
321 488,8р. |
4 209,38р. |
83 |
349 378,5р. |
Таблицу 3 можно проанализировать с помощью Рисунков 13, 14, 15.
По этим графикам можно увидеть стабильное увеличение выплат на социальные пенсии. Серьезно изменялся с каждым годом только один показатель это инвалиды с детства 1 и 2 группы. На Рисунках 13, 14, 15 видно то, что в 2012 году сумма выплат данной категории граждан равен 9 574 400, 00 руб. В 2013 году этот показатель упал на 712 860 руб. В 2014 году показатель опять же вырос на 2 394 701 руб. больше, чем в 2012, и на 3 107 561 больше, чем в 2013.
Заключение
Социальные пенсии служат одним из основных видов неадресной социальной помощи.
В отличие от трудовых пенсий право на социальные пенсии не зависит от трудового стажа и от уплаты страховых пенсионных взносов. Они выплачиваются в твердом размере за счет средств государственного бюджета, перечисляемых в ПФР.
Как и трудовые пенсии, они назначаются в связи: - с достижением установленного законом возраста; - наступлением инвалидности; - потерей кормильца.
Социальная пенсия - это гарантированная государством денежная помощь, предоставляемая в установленных законом случаях независимо от трудового стажа и уплаты страховых пенсионных, взносов за счет средств государственного бюджета.
Итак, социальная пенсия назначается по случаю потери кормильца нетрудоспособным гражданам, а также пожилым гражданам и инвалидам. Право на социальную пенсию имеют те нетрудоспособные, которые по каким-либо причинам не приобрели права на трудовые пенсии. В частности, право на трудовую пенсию отсутствует, если у гражданина нет необходимого страхового стажа (либо его не имел умерший - при решении вопроса о назначении пенсии по случаю потери кормильца).
Социальная пенсия предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с нетрудоспособностью Фогель Я.М. Социальное обслуживание инвалидов. - М., 2011. - С.288..
По мере стабилизации экономических отношений в России роль социальных пенсий будет возрастать, а круг их получателей расширяться, поскольку государство с социально ориентированной экономикой не может оставить нетрудоспособных граждан.
Разработчики пенсионной реформы исходят из того, что социальные пенсии будут предоставляться с учетом прожиточного минимума и обеспечивать материальные условия жизни при наступлении установленных социально значимых случаев независимо от участия в трудовой или иной общественной деятельности и уплаты взносов на пенсионное страхование.
Однако это не значит, что размер социальной пенсии удовлетворит прожиточные нужды всех пенсионеров. Для удовлетворения индивидуальных потребностей некоторых из них (например, инвалидов) необходимо будет избирательно предоставлять социальную помощь сверх социальной пенсии.
Список используемых источников.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 декабря 2001 №166-ФЗ // Российская газета.- 2001. - 20декабря.- №247.
3. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2001. - №52 (1 часть). - Ст.4920.
4. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 мая 1999 г. №18 ст. 2208.
5. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 февраля 2006 г. №9. - Ст.1018.
6. Буянова М.О., Гусов К.Н. Право социального обеспечения России. - М.: Проспект, 2012. - 554с.
7. Волгин Н.А Социальное государство / Н.А. Волгин.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. - 416с.
8. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. - М.:, 2012. - 449с.
9. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебное пособие для ВУЗов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Книжный мир, 2012. - 455с.
10. Михайленко Ю.А. Все о пенсиях: виды, условия назначения, размер. - М: Омега-Л, 2011. - 332с.
11. Романова Е.В. Право социального обеспечения. - 2012. - 566с.
12. Сергеева Т.Ю. Пенсия: актуальные вопросы, размеры, надбавки, страхование: Сам себе адвокат. №13. - М.: Юрайт-Издат, 2011. - 155с.
13. Фогель Я.М. Социальное обслуживание инвалидов. - М., 2011. - 344с.
Исчисление размеров социальных пенсий с учетом районного коэффициента