Разработка финансовой модели организации ОАО «Деревенька» с применением программы имитационного моделирования Project Expert

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Кафедра «Финансы и менеджмент»

Курсовая работа
по курсу «Стратегический менеджмент»

Разработка финансовой модели организации ОАО «Деревенька»

с применением программы имитационного моделирования Project Expert

ВЫПОЛНИЛ студент группы

№ группы подпись расшифровка подписи

____________

дата сдачи

ПРОВЕРИЛ

научная степень и звание подпись расшифровка подписи

_____________

дата проверки

Тула 2012 г.

Содержание

[1] Характеристика анализируемого предприятия

[2] Анализ внешней среды предприятия

[3] Анализ внутренней среды предприятия

[3.1] Коэффициент обеспеченности собственными средствами отрицательный, что показывает отсутствие у предприятия собственных средств для осуществления текущей деятельности.

[4] Миссия и цели предприятия

[5] Текущая стратегия

[6] Выводы

[7] Для рассматриваемого предприятия ОАО «Деревенька» главной проблемой была неплатежеспособность. Для выхода из кризисной ситуации была разработана комбинированная стратегия: стратегия стабильности (снятие прибыли) и стратегия вертикальной интеграции (стратегия прямой интеграции), к мероприятиям реализации которой относилось открытие двух розничных точек за счет кредитования. Был взят краткосрочный кредит (8 мес.) предоставленный под 16% годовых банком-партнером.

[8] Разработанная финансовая модель организации с помощью программы имитационного моделирования Project Expert показала, достижение поставленных целей, решают главную задачу - восстановление платежеспособности:

[9] Увеличение коэффициентов текущей (CR) и срочной ликвидности (QR) - предприятие восстановило платежеспособность;

[10] Уменьшение коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности (CPR) - у предприятия достаточно денежных средств для удовлетворения текущих потребностей;

[11] Уменьшение коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности (CR) - денежные средства предприятия быстрее возвращаются в оборот;

[12] Уменьшение суммарных обязательств к активам (TD/TA) - предприятие стало более самостоятельным, и меньше зависит от внешнего финансирования;

[13] Коэффициент финансовой независимости (TD/EQ), характеризует зависимость фирмы от внешних займов. Чем ниже значение коэффициента, тем больше займов у компании, тем ниже риск неплатежеспособности. Снижение значение коэффициента говорит об отсутствии дефицита денежных средств;

[14] Предлагаемая стратегия также решает задачу эффективности. Это подтверждают интегральные показатели:

[15] Список литературы

[16] Приложение

[17] Приложение 1

[18] Анализ устойчивости проекта с помощью метода вероятностного динамического моделирования Монте-Карло

  1. Характеристика анализируемого предприятия

Открытое акционерное общество «Деревенька» было образовано в 2011 году тремя учредителями. Имущество предприятия состоит из основных фондов и оборотных средств. Источник формирования уставного капитала предприятия являются денежные средства и материальные взносы учредителей.

Предприятие располагается в г.Киреевск, Киреевского района Тульской области.

Основной вид деятельности предприятия – производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий, а также их реализация. Главная цель деятельности предприятия – это выпуск для населения высококачественной продукции.

Предприятие выпускает широкий ассортимент продукции: более 50 наименований хлебобулочных (хлеб ржано-пшеничный, хлеб пшеничный, изделия хлебобулочные диетические, изделия булочные из муки в/с, изделия хлебобулочные сдобные из муки в/с) и кондитерских изделий (кексы, печенья), способных удовлетворить запросы широкого круга потребителей.

Продукция отличается высоким качеством, разнообразием видов, приятными вкусовыми свойствами.

  1. Анализ внешней среды предприятия

Выявим факторы среды косвенного воздействия, которые являются важными для отрасли и нашего предприятия, определим тенденцию их изменения и характер влияния (табл.1).

Таблица - Анализ факторов макросреды

Фактор

Состояние фактора

Тенденция развития

Характер влияния

Влияние на параметры модели

  1. Уровень инфляции

По данным Росстата инфляция в 2011 году - 6,1%. [6]

Возможность дальнейшего снижения до 5-6%. [19]

«-» - несмотря на возможное снижение, инфляция имеет место, что ведет к повышению цен

Влияет на стоимость сырья, топлива, электроэнергии

  1. Объем потребления

Среднедушевое потребление хлеба и хлебобулочных изделий - 50 кг/чел в год [10]

Среднедушевое потребление продукции ежегодно уменьшается на 1,2 кг/чел в год [10]

«-» - уменьшение объема спроса

Ведет к сокращению объемов производства

  1. Спекуляция на товарных биржах

В связи с высоким урожаем спекуляция минимальна

Зависит от уровня урожая

«-» - повышение стоимости зерна, основанное на невысоком урожае зерна

Ведет к повышению себестоимости продукции

  1. Уровень бедности

По данным Росстата уровень бедности в 2011 году -12,8%. [11]

Уровень бедности будет колебаться в пределах 12,5 - 13% [11]

«-» - уменьшение объема потребления

Ведет к уменьшению объемов производства

  1. Цены на энергоносители топливо

Около 120 долларов за баррель нефти

Диапазон колебаний составит около 120 долларов за баррель нефти. Возможно повышение цены на черное золото на 20-30% из-за напряженности вокруг Ирана [4]

«-» - увеличение стоимости электроэнергии, сырья, транспортных расходов

Ведет к повышению себестоимости продукции

  1. Установление предельно допустимых розничных цен на соцзначимые продтовары первой необходимости

Розничная цена на такие товары регулируется государством

Дальнейшее использование государством данного рычага

«-» - несмотря на инфляцию, увеличение себестоимости, производитель вынужден сохранить цену на требуемом уровне (например, используя дешевое сырье)

Ведет к уменьшению прибыли производителя или к снижению качества продукции

  1. Замедление роста мировой экономики и экономики России

Рост экономики в России в 2011 году составил 4-4,4% [13]

По прогнозам Всемирного банка в 2012 году рост экономики уменьшится до 2-3,8% [13]

«-» - снижение темпов роста производства, повышение безработицы

Cнижение объемов производства

  1. Урожай зерна

Высокий урожай в 2011 году [8]

Урожай зерна в России в 2012 году ожидается на уровне прошлого года (94 млн.т.), но может достичь и 100 млн.т.

[17]

«+» - снижение стоимости зерна, в то время как цена на хлеб редко понижается

Ведет к снижению себестоимости продукции

  1. Демографическая ситуация

Сокращение численности населения, естественная убыль населения

Естественная убыль идет на спад

«+» - постепенное сокращение естественной убыли

Ведет к стабильному объему производства и его перспективному увеличению

  1. Формирование и управление интервенционным фондом

Существуют значительные запасы зерновых - 6,6 млн. тонн [14]

Зависит от проводимой политики Правительства РФ

«+» - стабилизация цен на сырье, сдерживание роста промышленной инфляции

Ведет к стабильному формированию себестоимости продукции

  1. Господдержка в сфере сельхозстрахования

оплата 50% начисленной страховой премии по договору сельскохозяйственного страхования (закон вступил в силу с 1.01.2012) [2]

Возможное совершенствование данного закона

«+» - устойчивое развитие с/х, поддержка отечественного производителя, уменьшение риска резкого повышения цен на зерно

Ведет к стабильному формированию себестоимости продукции

  1. Льготное налогообложение

Налогообложение (НДС) производится по ставке 10% при реализации хлеба и хби (включая сдобные, сухарные и бараночные изделия) [1]

Сохранение текущего положения

«+» - цена ниже цен товаров-заменителей

Преимущество в прибыли по сравнению с конкурентами- производителями товаров заменителей, где НДС =18%

  1. Возможность возрождения государственной хлебной инспекции

Контроль за качеством зерна, муки, хлебных продуктов

Возможность возрождения такой инспекции или появление ее функций у государства [5]

«+» - уверенность производителя в качестве используемого сырья

Повышение качества продукции

  1. Субсидирование процентных ставок по кредитам на модернизацию производства

В программе на текущий год таких субсидий для хлебозаводов не предусмотрено

В новом этапе госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы министерство сельского хозяйства планирует предусмотреть субсидирование (может быть направлено за 8 лет 110 млрд. руб.) [12]

«+» - переоснащение производства

Снижение издержек производства

  1. Инновационные разработки

В России существуют инновационные разработки технологии производства хлеба

Совершенствование используемых технологий, появление совершенно новых технологий

Зависит от конкретной технологии (интенсификация производственного процесса; сокращение производственных площадей; снижение потерь используемого сырья; увеличение выхода хлеба и проч.)

Снижение издержек производства, оптимизация производственного процесса, улучшение качества продукции и проч.

  1. Спрос на оригинальные сорта хлеба

Мода на диетические, многозерновые, национальные сорта хлеба

Рост спроса на такие сорта хлеба

«+» - широкий ассортимент привлекает широкий круг потребителей

Ведет к увеличению объема производства данных сортов хлеба, увеличению доли рынка за счет данных сортов

Рассмотрим наиболее значительные факторы, оказывающие как положительное (возможности), так и отрицательное (угрозы) влияние (табл. 2).

Таблица - Анализ угроз и возможностей макросреды

Факторы макросреды

Характер влияния

Уровень влияния

  1. Цены на энергоносители, топливо

отрицательное

Рост издержек примерно на 7% [18]

  1. Уровень инфляции

отрицательное

Рост цен на сырье вписывается в среднюю инфляцию (6%) [18]

  1. Объем потребления

отрицательное

Снижение объемов производства на 5-7% [3]

  1. Замедление роста мировой экономики и экономики России

отрицательное

Снижение объемов производства на 2%

  1. Спрос на оригинальные сорта хлеба

положительное

Спрос на такую продукцию составляет примерно 15%

  1. Инновационные разработки

положительное

Заметное снижение издержек производства до 5-15% в зависимости от применяемой технологии

  1. Субсидирование процентных ставок по кредитам на модернизацию производства

положительное

Снижение издержек производства, разделение кредитного бремени с государством. Сокращение затрат на модернизацию составят 2/3 от фактически произведенных в году процентных платежей по кредиту [15]

  1. Сброс на рынок запасов интервенционного фонда

положительное

Расходы на основное сырье (зерно/муку) остаются на прежнем уровне

Стоит отметить, что для рынка хлеба и хлебобулочных изделий характерны сезонные колебания объемов производства. Это связано с неравномерностью спроса на хлеб. Спрос на хлеб возрастает в праздничные дни, особенно в период новогодних каникул.

Проведем анализ среды прямого воздействия.

Анализ поставщиков

У ОАО «Деревенька» есть возможность выбора из широкого перечня поставщиков и в случае необходимости можно сменить имеющихся поставщиков.

ОАО «Тулахлебопродукт» является основным поставщиком муки. Выбор поставщика является оптимальным, так как это крупнейший поставщик для Центрального региона России, который зарекомендовал себя как надежный партнер, в качестве предоставляемой продукции которого нет сомнений. Ценовая политика поставщика приемлема и соответствует средней цене за аналогичный товар других предприятий.

Цены на закупаемое сырье:

- мука хлебопекарная в/с - 11,5 руб./кг

- мука 1 сорт ГОСТ - 11 руб./кг

- мука ржаная- 10,5 руб./кг

Вторым важным поставщиком сырья является оптово-продовольственная база «Ставрос» в г.Тула.

Цены на закупаемый товар:

- дрожжи - 30 руб./кг

- вода - 6 руб./л

- соль -5,5 руб./кг

- сахар-песок - 24 руб./кг

- маргарин - 42 руб./кг

- прочее

Данный выбор поставщиков является оптимальным, так как у них приемлемые цены и удобные условия поставки. Возможна отсрочка платежа за купленное сырье.

В случае внедрения новой продукции можно не искать новых поставщиков, так как применяемое сырье не изменяется.

Степень влияния поставщиков на фирму значительна, так как накапливается кредиторская задолженность, по которой надо рассчитываться.

Анализ потребителей

Хлеб является продуктом первой необходимости, поэтому потребителем хлеба является подавляющее большинство населения, разных возрастных и социальных групп. Основная группа потребителей находиться в Киреевском районе Тульской области. Также продукция фирмы поставляется в Веневский, Узловской, Тепло-Огаревский районы Тульской области.

Группа потребителей стабильна, однако в связи с постепенным ростом уровня жизни населения, рацион становиться разнообразнее и место хлеба в нем становиться все меньше. За последние несколько лет оно уменьшалось на 1,5-3,2 кг/чел в год. Сейчас среднедушевое потребление хлеба и хлебобулочных изделий - 50 кг/чел в год [3].

Основные факторы, влияющие на спрос на продукцию фирмы: удобство расположение магазинов; ассортимент; уровень цен; свежесть и вкусовые характеристики.

Большая часть точек розничных продаж, располагаются на ходовых местах: на пути движения населения на работу, домой.

Ассортимент предлагаемый ОАО «Деревенька» довольно широк и способен удовлетворить запросы большого круга покупателей.

Не маловажную роль играет цена продукции. Если спрос на основные сорта хлеба относительно неэластичен, то спрос на остальные сорта хлеба, например на диетические относительно эластичен. В случае повышения цены покупатель может перейти на другой сорт хлеба, производимый данной фирмой, либо на аналогичный диетический сорт фирмы-конкурента.

Для покупателей важны и вкусовые характеристики продукции. Покупатель ждет свежий, мягкий, ароматный хлеб. Продукция фирмы отличается приятным, традиционным вкусом и ароматом настоящего хлеба.

Следует отметить, что продукция ОАО «Деревенька» занимает важное место у потребителя (относится к товарам первой необходимости); потребителей много, они закупают продукцию предприятия в небольшом количестве, но с короткой постоянной периодичностью. Выбор покупателями такой продукции в основном обусловлен удобством расположения магазина (недалеко от дома). Основная масса потребителей не будет менять свои предпочтения и специально приобретать хлеб в другом месте. В некоторых небольших населенных пунктах, выбора между разными производителями нет. Степень влияния потребителей на выбор стратегии развития не велика, так как круг потребителей широк и охватывает все социальные слои общества.

Анализ конкурентов

Ближайшими конкурентами ОАО «Деревенька» являются: ООО «Киреевский хлебозавод»; ЗАО «Липковский хлебозавод»; ЗАО «Болоховский хлебозавод».

Это ближайшие конкуренты, производство которых также располагается в Киреевском районе, с близкими позициями на рынке, схожим ассортиментом продукции, ориентированных на один и тот же тип покупателей, с незначительным разбросом цен на предлагаемый товар.

Сильнейшим конкурентом является ООО «Киреевский хлебозавод», который входит в САХО (Сибирский аграрный холдинг), развивающий федеральную сеть «Хлебница», стремящуюся стать первым в России федеральным хлебным брендом, «народной хлебной маркой». Продвижение данного бренда в Тульской области началось в 2008 году, с приобретением хлебозавода в Киреевске. Здесь установлено новое высокопроизводительное оборудование (произведенное предприятием, входящим в САХО), которое позволяет производить до 40 тонн продукции в сутки. В ближайших планах ООО «Киреевского хлебозавода» - увеличение производственных мощностей и развитие фирменной розничной сети. Продукция завода помимо фирменных магазинов поставляется в популярные торговые сети. Стоит также отметить и то, что в группу компаний САХО входят предприятия, производящие и перерабатывающие зерно, предоставляемое данному хлебозаводу и другим заводам холдинга. Продукция «Хлебница» не раз была удостоена различных российских и международных наград [7].

Продукция ЗАО «Липковский хлебозавод» много лет находиться на Тульском рынке и хорошо известна потребителю. В 2007 году в связи с тяжелым финансовым положением завод был временно закрыт. В 2008 году был приобретен крупным холдингом ЗАО «ТСМ». На данный момент предприятие выпускает более 50 наименований хлебобулочных и кондитерских изделий. Одним из основных направления развития завода является создание гибких схем производства путем реконструкции существующих производственных площадей, установки нового оборудования. Большая часть прибыли направляется на развитие производства, обновление и расширение ассортимента. Главная цель - выпуск для населения высококачественной продукции [9].

За долгую историю своего существования ЗАО «Болоховский хлебозавод» проделало немалый путь в своем развитии. На смену устаревшему оборудованию приходит новое оборудование, которое является залогом высокого качества продукции. Предприятие выпускает более 60 наименований хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий. Хлеб и хлебобулочные изделия выпускаются по старым русским технологиям без применения улучшителей и разрыхлителей. Предприятие награждено различными наградами и дипломами. Основные цели предприятия: сохранение качества (которое, как считают на предприятии, заключается в применении старых, традиционных технологий) и безопасности продукции, соблюдение сроков поставок.

К преимуществам ООО «Киреевский хлебозавод» (Хлебница) и ЗАО «Липковский хлебозавод» следует отнести наличие сайта, где имеется контактная информация, можно ознакомиться с продукцией предприятия, оставить отзыв.

Стоит отметить, что количество конкурентов по Тульской области значительно больше. Вышеописанные предприятия - ближайшие конкуренты ОАО «Деревенька», производство которых также располагается в Киреевском районе, Тульской области.

В последнее время получили развитие мини-пекарни, которые имеют небольшой объем выпуска и способны оперативно подстраиваться под меняющиеся вкусы потребителей, однако цены у них несколько выше.

Необходимо определить и контактные аудитории. К ним относятся: кредитные организации, органы СЭС, налоговый орган, органы государственного пожарного надзора, учредители.

На выбор стратегии развития предприятия существенное влияние оказывают конкуренты, так как их число достаточно велико, и каждый стремиться захватить долю рынка себе.

В данный момент доля рынка ОАО «Деревенька» составляет 4%.

В результате анализа внешней среды определим состояние и развитие ситуации на рынке, внешние стратегические факторы для фирмы (табл.3).

Таблица - Результаты анализа внешней среды предприятия

Возможности

Угрозы

1.Субсидирование %-ых ставок по кредитам на модернизацию производства

2.Применение инновационных разработок

3.Повышение спроса на «нетрадиционные» сорта хлеба

4.Развитие собственной розничной сети

5.Выход на новые рынки области

1.Рост цен на энергоносители

2.Тенденция к уменьшению объема потребления хлеба

3.Установление предельно допустимых розничных цен на хлеб

4.Агрессивная политика крупных конкурентов, усиление их позиций

5.Появление новых конкурентов - мини-пекарен

Наиболее значительные факторы (табл. 4).

Таблица - Наиболее значительные факторы

Возможности и угрозы

Характер влияния

Возможности:

  • Применение инновационных разработок

Позволит снизить себестоимость, увеличить выход хлеба на 10-12%, снизить затраты сырья, сохранить качество, ускорить производственный цикл

  • Спрос на «нетрадиционные» сорта хлеба

Увеличение объема производства таких сортов до 6% в общей структуре выпуска

Угрозы

  • Агрессивная политика крупных конкурентов и усиление их позиций на рынке

Корректировка ценовой политики, проведение маркетинговых мероприятий

  • Тенденция к уменьшению объемов потребления хлеба

Сокращение объемов производства традиционных сортов хлеба

  1. Анализ внутренней среды предприятия

Основной вид деятельности ОАО «Деревенька» – производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий недлительного хранения, оптовая и розничная торговля. Предприятие выпускает широкий ассортимент продукции: 44 наименования хлеба и хлебобулочных изделий (хлеб ржано-пшеничный; хлеб пшеничный; изделия хлебобулочные диетические; изделия булочные из муки в/с; изделия хлебобулочные сдобные из муки в/с) и 11 наименований кондитерских изделий (кексы, печенья).

На предприятии используется новое, современное оборудование (тестомесильная машина, тестораскаточная машина, расстойные шкафы, печь, мукопросеиватель и другое). Производство загружено на 50%. Завод выпускает до 12 тонн продукции в сутки.

Большую долю в оборотных средствах составляют сырье, материалы (мука, дрожжи, разрыхлитель, соль, вода, сахар, молоко и прочее). Значительна доля краткосрочной дебиторской задолженности.

Главный источник формирования имущества - заемные средства, а именно кредиторская задолженность, основная часть которой перед поставщиками и подрядчиками.

Среднесписочная численность работников составляет 149 человек.

На предприятии работает квалифицированный персонал. Образование управляющих должностей - высшее; рабочих - высшее и средне специальное. У большинства работников имеется опыт работы в данной отрасли.

Маркетингового отдела на предприятии нет, его функции отчасти выполняет отдел сбыта. Несмотря на отсутствие специализированного отдела использует маркетинговые инструменты: фирменные знаки на упаковке продукции («Деревенька», логотип - деревянная изба, слоган - «Вкусные традиции»), сеть розничных палаток имеет характерный вид (небольшие «деревянные» избы). Однако степень узнаваемости фирмы пока не велика.

Организационная структура предприятия (рис. 1).


Рисунок - Оргструктура ОАО "Деревенька"


Используется линейно-функциональная оргструктура. Помимо отсутствия маркетингового отдела стоит отметить еще один недостаток. Товаровед, грузчики, экспедиторы, кладовщики подчиняются непосредственно заместителю директора, стоит «раскидать» их по отделам (товаровед, экспедидоры - отдел сбыта; кладовщики - склад и т.д.).

В производстве хлеба каждый этап является критически важным. Забыл положить соль - испортил замес, передержал хлеб в печи - жди появления горелой корочки. Поэтому качественное оборудование и квалифицированный персонал - непременные требования успешного технологического процесса выпечки.

Для каждого сорта хлеба и хлебобулочных изделий существуют утвержденные рецептуры, в которых указываются сорт муки и расход каждого вида сырья, а также технологический режим приготовления изделий (температура, влажность, кислотность полуфабрикатов, продолжительность брожения и другие параметры).

Технологический процесс для большей части продукции (хлеб и хби) в общем виде выглядит следующим образом:

  1. приемка сырья;
  2. просеивание муки с помощью мукопросеивателя;
  3. замес теста в тестомесильной машине;
  4. загрузка теста в тестоделитель;
  5. расстойка теста в шкафу расстоечном;
  6. выпекание;
  7. охлаждение, отстойка.

Более подробно этот процесс описан в приложении 1.

Каждое утро свежий хлеб развозят машины из собственного автопарка (которых насчитывается 7 единиц).

Розничные точки, располагаются на достаточно ходовых местах: на пути движения населения на работу, домой. Расположение этих точек играет значительную роль, так как предложение на хлебном рынке просто колоссальное.

Помимо собственной розничной сети, «Деревенька» поддерживает сотрудничество с продуктовыми магазинами, как в своем районе, так и ряде других районов Тульской области.

ОАО «Деревенька» имеет свой сайт, где можно ознакомиться с продукцией, оставить пожелания и отзывы, использовать контакты для сотрудничества.

Возможные источники финансирования:

– денежные и материальные взносы учредителей;

– доходы, полученные от осуществления хозяйственной деятельности;

– кредиты банков и других кредиторов;

– иные источники, не запрещенные законодательными актами РФ;

Проанализировав финансовое состояние предприятия можно сделать вывод о его непростом положении.

Большую часть имущества предприятия составляют оборотные средства, основную долю которых составляют краткосрочная дебиторская задолженность (26,6%) и запасы (22,9%), которые финансируются за счет обязательств – кредиторской задолженности (в основном перед поставщиками и подрядчиками).

Значительная величина краткосрочной дебиторской задолженности отрицательно сказывается на предприятии, что выражается в отвлечении суммы этой задолженности из производственного оборота.

Показатели платежеспособности предприятия выглядят неудовлетворительно. Значение трехкомпонентного показателя, говорит о том, что предприятие находится в кризисном финансовом состоянии.

Проанализировав общий показатель ликвидности, можно сделать вывод о низкой ликвидности предприятия.

Величина коэффициента текущей ликвидности показывает, что общей суммы оборотных средств у предприятия недостаточно для обеспечения платежеспособности.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами отрицательный, что показывает отсутствие у предприятия собственных средств для осуществления текущей деятельности.

Значение коэффициента восстановления платежеспособности говорит о неплатежеспособности предприятия. Однако деятельность предприятия приносит прибыль. (Расчеты приведены в приложении 2).

Результаты анализа внутренней среды (табл. 5).

Таблица - Сильные и слабые стороны

Преимущества

(достоинства и сильные стороны)

Недостатки

(слабые стороны)

1.Широкий ассортимент

2.Квалифицированный персонал

3.Достаточно развитая сбытовая сеть

4.Интересный, привлекательный вид розничных точек

5.Неполная загрузка производства (есть потенциал наращивания объемов производства)

1.Низкий уровень финансовых показателей

2.Существующая опасная зависимость от внешних источников финансирования

3.Слабое управление финансами

4.Отсутствует маркетинговый отдел

5.Несовершенная оргструктура

  1. Миссия и цели предприятия

Миссия фирмы «Деревенька» - обеспечение покупателей Тульской области вкусным, свежим, полезным хлебом и хлебобулочной продукцией, объединяющими в себе вкусные традиции и современные технологии, по ценам, доступным вне зависимости от дохода.

Основные цели фирмы:

  1. Положение на рынке. Увеличение доли рынка в тульском регионе до 6% в течении 2-х лет:
    1. Развить собственную сеть в районе - 16 торговых точек в течение 2 лет: 8 - в течение первого года; 8 - в течение второго.
    2. Поиск потенциальных магазинов-партнеров в Киреевском районе в течение 4 месяцев.
    3. Выход на рынки следующих районов: Веневский, Узловской, Тепло-Огаревский, Богородицкий, Плавский, Куркинский в течение 2 лет.
    4. Разработать проект повышения узнаваемости фирмы в течение 3 мес.;
    5. Разработать сайт фирмы в течение 1 мес.;
  2. Эффективность. Увеличение прибыли на 8% за счет расширения ассортимента продукции:
    1. Начать выпуск и продажу популярных видов хлеба (Столичный, Дарницкий, Осенний, Нарезной) в нарезке в течение 5 мес.;
    2. Начать выпуск диетического продукта (хлебцы) до конца года;
    3. Расширить ассортимент кондитерской продукции, наладить выпуск 2 видов нового печенья в течение 3 мес.;
  3. Социальная ответственность. Повысить имидж фирмы.
    1. Повысить имидж за счет выпуска «социального» хлеба цене, доступной малообеспеченным слоям населения. Выпуск и продажу начать до конца года.
  4. Текущая стратегия

По результатам деятельности предприятия можно сделать вывод, что в настоящее время фирма применяет следующие стратегии:

- стратегия концентрированного роста (развитие продукта): для привлечения большего числа покупателей фирма наладила выпуск и продажу популярных диетических сортов хлеба и 2 новых видов печенья на уже существующем рынке;

- стратегия концентрированного роста (развитие рынка): одной из целей фирмы был выход на рынки близлежащих районов (Веневский, Узловской, Тепло-Огаревский), с уже производимым продуктом;

- стратегия интегрированного роста (стратегия прямой интеграции): создание и развитие фирмой собственной розничной сети;

Основная проблемы (задачи) на предприятии:

- неплатежеспособность предприятия;

- повышение эффективность деятельности;

Неплатежеспособность предприятия. Привлеченные средства являются основным источником финансовых ресурсов на предприятии.

Такая ситуация вызвана тем, что сырье приобретается с отсрочкой платежа, а на возврат денежных средств с продажи продукции требуется время, затрачиваемое на производство и продажу; магазинам часто предоставляется продукция в долг, платежи по которому затягиваются.

Возникновение значительной доли дебиторской задолженности, большую часть которой составляют покупатели и заказчики, произошло в связи с увеличением клиентской базы и новым сотрудничеством с продуктовыми магазинами в районах области. Товары отпускаются магазинам-клиентам на реализацию с отсрочкой платежа, что позволило предприятию привлечь новых партнеров.

В заемных финансовых ресурсах предприятия основная доля приходится на кредиторскую задолженность перед поставщиками и подрядчиками. Накопление данной задолженности вызвано тем, что у предприятия увеличивался товарооборот в течение года, увеличивался рынок сбыта, соответственно и кредиторская задолженность возрастала.

У предприятия имеется запас денежных средств, но он недостаточен, чтобы рассчитаться по всем своим долгам. Необходимо оптимизировать структуру заемных и собственных средств.

Перед предприятием также стоит задача повышения эффективности: увеличение прибыли. Данная задача уже решается в рамках уже принятой стратегии, однако еще не все поставленные цели достигнуты.

В данной ситуации предприятию можно применить стратегию стабильности (снятие прибыли), дабы временно не тратить средства на развитие производства, которые будут долго возвращаться в этом случае. К тому же производственные мощности используются не полностью и есть потенциал их загрузки. Данная стратегия позволит более подробно разобраться с причинами возникновения нестабильной ситуации на предприятии и принять необходимые меры для ее разрешения. Максимизация прибыли позволит постепенно восстановить финансовую устойчивость фирмы. Данная стратегия должна применяться недлительный промежуток времени, после чего необходимо продолжить стратегию развития. Дабы оставить всю прибыль в обороте в первый год придется отказаться от выплаты дивидендов. (Далее доли прибыли, направляемые на выплату дивидендов, будут выглядеть следующим образом: 2-й год: 15%; 3-й год: 20%).

Дальнейшее восстановление платежеспособности и повышение эффективности может происходить за счет:

  • Применения одной из стратегий концентрированного роста:
    • Стратегия развития продукта. На имеющиеся рынки сбыта можно предоставить новые изделия, пользующиеся растущим спросом у покупателей. Например, производство диетических или кондитерских изделий. Потенциал для их производства и каналы сбыта у фирмы имеются. Нового вида сырья для начала их производства не требуется. Доля выручки от продажи таких изделий в последнее время растет. За счет этого повыситься прибыль и финансовая устойчивость фирмы.
    • Стратегия развитие рынка. Дабы увеличить количество клиентов и, следовательно, величину прибыли необходимо выходить на новые рынки. Однако стоит на время отказаться от предоставления произведенной продукции магазинам с отсрочкой платежа, чтобы наши денежные средства не выходили из оборота и кризисная ситуация не нарастала.

  • Применения одной из стратегий интегрированного роста:
    • Стратегия вертикальной интеграции (стратегия прямой интеграции). Нужно продолжить текущую стратегию развития.

Преимущества в развитии собственной розничной сети очевидны:

- нет наценки посредника и большая часть прибыли идет предприятию;

- возможность установления более низкой цены;

- нет проблем с задержкой платежей за отгруженную продукцию, период возврата денежных средств минимален;

- решается задача узнаваемости фирмы (запоминающийся вид торговых палаток);

- привлечение большего количества новых покупателей;

Для этого необходимы следующие этапы:

  1. Маркетинговое исследование по лучшему размещению палаток;
  2. Переговоры по приобретению палаток;
  3. Приобретение 2-х торговых палаток;
  4. Монтаж и установка палаток;
  5. Аренда 1-ой торговой палатки;
  6. Придание палаткам фирменного вида;
  7. Приобретение мебели;
  8. Приобретение оборудования;
  9. Приобретение легкового автомобиля (до 3,5т);
  10. Непредвиденные расходы;
  11. Производство (хлеб пшеничный и ржано-пшеничный);
  12. Производство (изделия хлебобулочные диетические);
  13. Производство (изделия булочные из муки в/с);
  14. Производство (изделия хлебобулочные сдобные в/с);
  15. Производство (кондитерские изделия);

Основные цели предложенной стратегия частично соотносится с целями текущей стратегии, а именно:

- увеличение доли рынка;

- повышение узнаваемости фирмы;

- повышение эффективности фирмы;

Наиболее оптимальная стратегия выглядит следующим образом: в течение недлительного периода времени (3 мес.) использовать стратегию стабильности (снятие прибыли). Разобраться в сложившейся ситуации, выявить причины неплатежеспособности предприятия, принять соответствующие меры: полученную прибыль направить на погашение кредиторской задолженности. В это же время вернется часть дебиторской задолженности. Данные мероприятия повысят платежеспособность фирмы.

По завершении данного периода использовать стратегию развития (стратегию прямой вертикальной интеграции) - открытие трех новых розничных точек. Причины выбора именно данной стратегии:

- мероприятия по реализации данной стратегии не слишком затратные (около 600 тыс.руб.), финансовые средства могут быть предоставлены банком-партнером (возможно под залог имущества);

- привлечение достаточно большого количества покупателей за короткий промежуток времени;

- увеличение доли рынка, за счет развития собственной розничной сети;

- повышение узнаваемости фирмы;

- нет наценки посредника и большая часть прибыли идет предприятию, без задержки во времени;

  1. Выводы

Для рассматриваемого предприятия ОАО «Деревенька» главной проблемой была неплатежеспособность. Для выхода из кризисной ситуации была разработана комбинированная стратегия: стратегия стабильности (снятие прибыли) и стратегия вертикальной интеграции (стратегия прямой интеграции), к мероприятиям реализации которой относилось открытие двух розничных точек за счет кредитования. Был взят краткосрочный кредит (8 мес.) предоставленный под 16% годовых банком-партнером.