Ощущение и восприятие

ГОУ СПО

Сокольский педагогический колледж

Реферат

По предмету: «Психология»

Тема: «Ощущение и восприятие»

План

1.Понятие об ощущении и восприятии 3

2.Классификация ощущений и восприятия 9

3.Основные свойства ощущения и восприятия 20

4.Изучение особенностей восприятия 25

Список литературы 28

1.Понятие об ощущении и восприятии

Ощущение и восприятие – это познавательные процессы, с помощью которых человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в свой собственный образ.

1.1. Понятие ощущения

Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

В мозг человека постоянным потоком поступают сигналы из внешнего мира, внутреннего и состояния самого организма. Эти сигналы отражают свойства и состояния, как внешнего мира, так и внутренней среды организма. Благодаря этим сигналам человек познает окружающий мир и знает о своем собственном внутреннем состоянии. Но поток этих сигналов очень широк. Их нужно переработать и реагировать только на значимые. Для этого у человека есть сенсорно-перцептивная система, которая отвечает за прием и первичную переработку информации, мнемическая система (память), которая отвечает за хранение информации, интеллектуальная система (мышление и воображение), которая отвечает за переработку информации [6].

Обязательным условием возникновения ощущения является непосредственное воздействие предмета или явления на наши органы чувств.

Орган чувств – анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах; специализированный для приема воздействия определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения.

И.П. Павлов предложил назвать их анализаторами. Любой анализатор состоит из 3 отделов: рецептора (от латинского слова «rceptor» - принимающий), преобразующего энергию внешнего воздействия в нервные сигналы (первичный анализ и кодирование сигнала); проводящих нервных путей (сенсорных нервов), по которым закодированные сигналы передаются в мозг, и мозговых центров в коре полушарий головного мозга и спинного мозга, где происходит переработка нервных импульсов (вторичная обработка).

Анализаторы бывают внешними и внутренними.

У внешних анализаторов рецепторы вынесены на поверхность тела – глаз, ухо и т.д. Внутренние анализаторы имеют рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях. Своеобразное положение занимает двигательный анализатор.

Главная часть каждого органа чувств – сенсорные клетки - рецепторы, окончания чувствительного нерва. Они воспринимают и преобразуют стимулы (действия раздражителя). Каждый рецептор приспособлен к приему только определенных видов воздействия (свет, звук и т.д.), т.е. обладает специфической возбудимостью к определенным физическим и химическим агентам.

Ощущение появляется тогда, когда раздражитель (слуховой, зрительный и т.д.) воздействует на органы чувств, в результате чего возникают нервные импульсы (возбуждение в органе чувств), которые по нервным путям поступают на соответствующие участки коры головного мозга или спинного мозга, и подвергается там тончайшему анализу. Так возникает ощущение.[6]

Следовательно, процесс воспринимания и преобразования стимулов (действий раздражителя) как внешнего мира, так и идущих из внутренней среды организма, сенсорными клетками – рецепторами в психологии описывают как ощущение [6].

Благодаря этому процессу мы узнаем свойства окружающего мира: величину, форму, цвет, плотность, мягкость, температуру, запах, вкус окружающих нас предметов и явлений, улавливаем различные звуки, постигаем движение и пространство и пр. Также мы узнаем о изменениях в собственном теле: положении тела в пространстве, состоянии внутренних органов.

В результате воздействия стимула рождаются образы ощущения, которые выполняют регулирующую, познавательную и эмоциональную функции. Ощущение является основой для формирования более сложных образов внешнего мира – образов восприятия.

Схема психического процесса – ощущения представлена на рис.1.

Рис.1. Схема психического процесса – ощущения

1.2. Понятие восприятия

Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и явлений объективного мира, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств[2]. В результате восприятия у человека появляется образ восприятия, то есть образ объекта или явления окружающего мира в момент контакта с ним человека.

Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов, наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.

Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы.

В основе образа восприятия всегда лежат ощущения, однако образ восприятия не является просто суммой ощущений, образ восприятия является целостным и осмысленным. Так, например, человек слышит шум за окном. В основе образа восприятия будут лежать звуковые ощущения, но человек слышит не просто набор звуков определенной частоты, он может назвать характер шума, исходя из своего личного опыта, что это за шум: шум дождя или шум листвы, шум проехавшей машины или разбитого стекла.

Восприятие (или перцепция) – это совокупность процессов, с помощью которых у человека формируется его собственная модель объективно существующего внешнего мира. Знание об окружающем предмете человек начинает получать при первом контакте с ним, при этом сначала формируются образы ощущений, а на их базе – образы восприятия. Ощущение и восприятие – это два звена в целой цепочке познания мира, другими звеньями является память, мышление и т.д. Все эти процессы неразрывно связаны, но каждый имеет свои особенности.

Если результатом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), то в результате восприятия складывается целый образ предмета или явления. Например, при восприятии груши человек получает не отдельные изолированные зрительные, вкусовые, обонятельные и другие ощущения, а единый образ груши, с присущими ей формой, цветом, запахом, вкусом и т.д.

Восприятие тесно связано с той деятельностью, которую выполняет человек, поэтому важной составной частью воображения являются двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание и проговаривание соответствующих звуков при воспроизведении речи и т.д.).

Действия по опознанию предметов или явлений называют перцептивными действиями. Поэтому восприятие правильнее всего обозначить как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта.

Различают четыре уровня перцептивного действия: обнаружение, различение, идентификация и опознание. С обнаружения начинается развитие любого сенсорного процесса. Это реакция на стимул. В результате следующей операции – различения – формируется прецептивный образ эталона. Параллельно с формированием перцептивного образа начинается осуществление опознания. Для этого с помощью идентификации происходит сравнение непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти. Опознание предполагает отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее. Восприятие представляет собой целую систему перцептивных действий, овладение которыми требует специального обучения и развития.

При восприятии из всего набора свойств, которыми обладает объект, выделяются наиболее существенные и сопоставляются с уже имеющимся прошлым опытом. Процесс восприятия объекта состоит из следующих перцептивных действий:

- поиск объекта;

- выделение наиболее характерных признаков объекта;

- опознание объекта, т.е. отнесение его к какому-либо классу (предмет мебели, явление природы и т.д.).

В результате перцептивных действий у человека формируется так называемый перцептивный образ. Этот образ тем сложнее, чем сложнее воспринимаемый объект, при этом перцептивные образы одних и тех же явлений у разных людей могут существенно отличаться. Это зависит как от индивидуальных особенностей людей, их опыта, так и от закономерностей самого процесса восприятия, обстановки, в которой оно происходит [6].

Современные представления о процессе восприятия уходят корнями в две противоположные теории. Одна из них известна как теория гештальта (образа).

Приверженцы этой концепции считали, что нервная система животных и человека воспринимает не отдельные внешние стимулы, а их комплексы. Так, например, форма, цвет и движение предмета воспринимаются как единое целое, а не по отдельности. В противоположность этой теории бихевиористы доказывали, что реально существуют только элементарные (одномодальпые) сенсорные функции, и приписывали способность к синтезу только головному мозгу. Современная наука пытается примирить эти две крайние точки зрения. Предполагается, что восприятие изначально носит достаточно комплексный характер, но «целостность образа» все же является продуктом синтезирующей деятельности коры головного мозга. В принципе можно говорить о постепенном сближении этих двух подходов [8].

2. Классификация ощущений и восприятия

2.1. Виды ощущений

Ощущения можно группировать по различным признакам. Существует несколько оснований для классификации ощущений:

  • Классификация по модальности;
  • По участию ощущений в построении образа и регуляции поведения человека;
  • Генетическая классификация.[6]

Издавна принято различать (по модальности - количеству органов чувств) пять основных видов ощущений: обонятельные, вкусовые, осязательные, зрительные, слуховые. Эта классификация ощущений по основным модальностям считается правильной, хотя не исчерпывающей. Б.Г. Ананьев говорит об 11 видах ощущений, А.Р. Лурия, считает, что классификация ощущений может быть проведена по двум основным признакам – систематическому и генетическому.

Систематическая классификация ощущений, предложенная английским физиологом Ч. Шеррингтоном представлена на рис.2. Ощущения он разделил на три основных типа: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные.[2]

Рис.2. Классификация ощущений

Интероцептивные ощущения – сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма, благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца, кровеносной системы и других внутренних органов.

Проприоцептивные ощущения – передают сигналы о положении тела в пространстве. Это – ощущение равновесия, или статическое ощущение, а также двигательное или кинестетическое ощущение. Периферические рецепторы находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках), а рецепторы ощущения равновесия расположены в полукружных каналах внутреннего уха.

Экстероцептивные ощущения – доводят информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Эту подгруппу принято разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения.

Контактные ощущения вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств (например, вкусовые и осязательные).

Дистантные ощущения отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств (слуховое и зрительное). Обонятельные ощущения занимают промежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями.[2]

Рассмотрим более подробно основные виды ощущений.

Зрительные ощущения - это ощущения света и цвета. Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн диапазоне от 380 до 770 миллимикрон) на чувствительную часть нашего глаза (световые волны преломляются в хрусталике и отражаются в сетчатке глаза).

Все, что мы видим, имеет какой-нибудь цвет. Ахроматические ощущения – отражение оттенков черного цвета (белый, черный и серый). Хроматические ощущения – отражение цветовой гаммы со всеми оттенками. Цветовым ощущениям может соответствовать определенный эмоциональный тон: зеленый – успокаивает; красный – возбуждает, вызывает тревогу; черный – угнетает.

Слуховые ощущения возникают при помощи органа слуха. Слуховые ощущения – результат воздействия на рецепторы звуковых волн, которые имеют частоту колебаний (от 16 до 20000 Гц), амплитуду (размах) и форму колебаний. Поэтому слуховые ощущения отражают высоту звука (определяется частотой колебаний), громкость (определяется амплитудой) и тембр (определяется формой звуковых колебаний), длительность (время звучания) и темпоритмический узор воспроизводимых звуков.

Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы.

Речевые – способность различать звуки речи, фонетический слух, эмоциональный настрой.

Музыкальные – способность различать качество звука. В этих видах ощущений звуковой анализатор выделяет четыре качества: силу звука (громкий-слабый), высоту (высокий-низкий), тембр (своеобразие голоса или музыкального инструмента), длительность звука (время звучания), а также темпо-ритмические особенности последовательно воспринимаемых звуков.

Музыкальный слух воспитывается и формируется, как и речевой слух.

Шумы (шорох, стук, скрип и т.д.) могут вызывать у человека определенный эмоциональный настрой (шум дождя, шелест листьев, вой ветра), иногда служат сигналом приближающейся опасности (шипение змеи, грозный лай собаки, грохот идущего поезда) или радости (топот ножек ребенка, шаги приближающегося любимого человека, гром салюта).

Обонятельные ощущения. Способность чувствовать запахи называется обонянием. Обонятельные ощущения возникают в результате попадания частиц пахучих веществ на обонятельные рецепторы, расположенные в носовой полости, вместе с воздухом, который мы вдыхаем.

Обонятельные ощущения возникают из комбинации шести основных запахов: фруктовый, цветочный, смолистый, пряный, гнилостный, горелый.

У современного человека обонятельные ощущения играют сравнительно незначительную роль. Но люди слепо-глухие пользуются обонянием, как зрячие - зрением со слухом: определяют по запахам знакомые места, узнают знакомых людей, получают сигналы об опасности и пр.

Обонятельные ощущения помогают распознать качество пищи, предупреждают человека об опасной для организма воздушной среде (запах газа, гари), благовоние предметов оказывает большое влияние на эмоциональное состояние человека.

Вкусовые ощущения возникают при попадании растворенных в воде или слюне веществ на рецепторы (вкусовые почки языка). Различают четыре вида основных вкусовых ощущений: сладкое, горькое, кислое, соленое. Разнообразие вкуса зависит от характера сочетаний этих ощущений: горько-соленое, кисло-сладкое и т.д. Участки языка по-разному чувствительны: кончик языка лучше всего чувствует сладкое, края языка чувствительны к кислому, а его основание - к горькому.

Вкусовые ощущения связаны с потребностью в пище. При голоде – повышается чувствительность (даже невкусная пища кажется вкуснее в состоянии голода); при насыщении - понижается.

Вкусовые ощущения тесно связаны с обонятельными. Если исключить обоняние, то вкус чая, кофе и хинина кажется одинаковым.

Тактильные ощущения - (ощущения прикосновения, давления, фактурности, вибрации). Они охватывают все человеческое тело. На поверхности кожи имеются разные виды нервных окончаний, каждый из которых дает ощущение прикосновения. Чувствительность разных участков кожи к каждому виду раздражений различна. Наибольшие скопления тактильных клеток наблюдаются на ладони, кончиках пальцев и губах.

Температурные ощущения (ощущение тепла или холода) связаны с регулированием теплообмена между организмом и окружающей средой. Распределение рецепторов тепла и холода на теле неравномерно. Наиболее чувствительна к холоду спина, наименее – грудь.

Двигательные (или кинестезические) ощущения - это ощущения движения и положения частей тела в пространстве. Благодаря деятельности двигательного анализатора человек получает возможность координировать и контролировать свои движения. Рецепторы двигательных ощущений расположены в мышцах и сухожилиях, а также в пальцах рук, языке и губах, так как именно этими органами осуществляются точные и тонкие рабочие и речевые движения.

Без двигательных ощущений мы не могли бы нормально выполнять движения, так как приспособление действий к внешнему миру и друг другу требует сигнализации о каждой малейшей подробности акта движения.

Осязательные ощущения - это сочетания тактильных и двигательных ощущений при ощупывании предметов, то есть при прикосновении к ним движущейся руки. Благодаря осязанию отражается форма и пространственное расположение предметов. Осязание имеет большое значение в трудовой деятельности человека, особенно при выполнении различных операций, требующих точности.

У людей, лишенных зрения, осязание - одно из важнейших средств ориентировки и познания. В результате упражнений оно достигает большого совершенства. Такие люди могут вдевать нитку в иголку, заниматься лепкой, несложным конструированием, даже шитьем, приготовлением пищи.

Ощущения равновесия (статические ощущения) отражают положение, занимаемое нашим телом в пространстве. Когда мы впервые садимся на двухколесный велосипед, становимся на коньки, ролики, водные лыжи, то самое трудное - удержать равновесие и не упасть. Ощущение равновесия дает нам орган, расположенный во внутреннем ухе. Он похож на раковину улитки и называется лабиринтом. При изменении положения тела происходит колебание особой жидкости (лимфы) в лабиринте внутреннего уха, называемого вестибулярным аппаратом. Органы равновесия тесно связаны с другими внутренними органами.

Вестибулярный аппарат дает сигналы о движении и положении головы. При повреждении лабиринта человек не может ни стоять, ни сидеть, ни ходить, он будет все время падать.

Органические ощущения (интероцептивные) возникают от рецепторов, расположенных во внутренних органах, и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека. К органическим ощущениям относят чувство голода, жажды, насыщения, а также комплексы болевых и половых ощущений. Как правило, они не осознаются до тех пор, пока не происходит существенного нарушения нормального состояния организма.

Если бы их не было, мы не могли бы вовремя распознать какую-нибудь болезнь и помочь своему организму справиться с ней.

Болевые ощущения (ощущение боли) имеют защитное значение: они сигнализируют человеку о неблагополучии, возникшем в его организме. Если бы ощущение боли отсутствовало, человек не чувствовал бы даже серьезных ранений.

Болевые ощущения имеют различную природу. Во-первых, существуют «точки боли» (специальные рецепторы), расположенные на поверхности кожи и во внутренних органах и мышцах. Механическое повреждение кожи, мышц, заболевания внутренних органов дают ощущения боли. Во-вторых, ощущения боли возникают при действии сверхсильного раздражителя на любой анализатор. Ослепляющий свет, оглушительный звук, сильный холод или тепловое излучение, очень резкий запах вызывают и болевое ощущение.[6]

Генетическая классификация ощущений, предложенная английским неврологом Х.Хэдом, позволяет выделить два вида чувствительности: 1) протопатическую (более примитивную), к которой относятся органические чувства (жажда, голод и т.д.) и 2) эпикретическую (высшую, более дифференцированную и локализованную), к которой относятся основные виды ощущений человека.[2]

2.2. Виды восприятия

Восприятия, как и ощущения можно классифицировать по самым разным основаниям.

Так, по преобладающей роли той или иной модальности выделяют зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятие.

Существует классификация видов восприятия по формам существования материи. Выделяются: восприятие времени, пространства, движения, которые считаются особо сложными формами восприятия.[6].

Классификация основных видов восприятия представлена на рис.3 [2].

Рис.3. Классификация основных видов восприятия

Кроме этого, в зависимости от особенностей объекта восприятия выделяют восприятие предметов, восприятие речи (письменной и устной) или музыки и восприятие человека человеком (этот вид восприятия имеет название «социальная перцепция»).

Рассмотрим сложные виды восприятия.

Восприятие пространства существует и функционирует у человека практически всегда, т.к. сами образы восприятия ориентированы в пространстве.

Восприятие пространства включает в качестве точки отсчета оценку положения собственного тела. Зрительное восприятие пространственных свойств предметов включает такие пространственные характеристики, как направление, удаленность, величина, глубина, форма и объем. При удаленности предметов большое значение имеет взаиморасположение светотеней, которые зависят от расположения предметов. Пользуясь светотенями, человек определяет положение предмета в пространстве. При восприятии объемности или глубины предметов основную роль играет бинокулярное зрение (зрительное восприятие двумя глазами). Наиболее устойчивым и информативным является форма предмета. Восприятие формы требует выделение предмета из фона, для этого необходимо выделение контура (границы пространственных элементов фигуры, отличающихся по яркости, цвету, текстуре).

В целостном восприятии пространства помимо зрительной участвуют также слуховая, вестибулярная, обонятельная и другие сенсорные системы.

Восприятие времени является чрезвычайно сложным и постоянно действующим видом восприятия, т.к. выступает в качестве одного из измерений всякого психического образа. Сложность изучения восприятия времени заключается в том, что время не воспринимается нами как явление материального мира, оно не имеет очевидного физического стимула (такого, как свет для зрительного восприятия, звук для слухового). О его течении мы судим лишь по определенным признакам.

Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длительности и последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные под названием «биологических часов». К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований. Например, чередование сна и отдыха. С другой стороны, мы воспринимаем время при выполнении какой-либо работы, т.е. когда происходят определенные нервные процессы, обеспечивающие нашу работу. В зависимости от длительности этих процессов, чередования возбуждения и торможения, мы получаем определенную информацию о времени.

Из этого можно сделать вывод, что в исследовании восприятия времени необходимо учитывать два основных аспекта: восприятие временной длительности и восприятие временной последовательности.

Оценка длительности временного отрезка во многом зависит от того, какими событиями он был заполнен. Если событий много и они интересны, время шло быстро. И, наоборот, если событий мало и они не интересны, то время тянулось медленно. Оценка длительности времени зависит и от эмоциональных переживаний. Если события вызывают положительное отношение к себе, то время кажется быстро идущим. И, наоборот, негативные переживания удлиняют временной отрезок.

Характерной особенностью времени является его необратимость. Мы можем вернуться к тому месту пространства, откуда мы ушли, но мы не можем вернуть то время, которое прошло.

Помимо установленного порядка или последовательности предшествующего и последующего событий, мы пользуемся временной локализацией, т.е. мы знаем, что такое-то событие должно произойти в данное время. Локализация времени возможна потому, что мы пользуемся определенными величинами временных интервалов (день, неделя, месяц, год). Существование этих интервалов возможно, потому, что в них чередуется определенная смена событий, например, заход и восход солнца.

Поскольку время направленная величина, вектор, однозначное его определение предполагает не только систему единиц измерений (секунда, минута, час, месяц, столетие), но и постоянную отправную точку, от которой ведется счет. В этом время радикально отличается от пространства. В пространстве все точки равноправны, во времени должна быть одна привилегированная точка. Естественной отправной точкой во времени является настоящее, которое разделяет время на предшествующее ему прошлое и последующее будущее. Точкой же отсчета для конкретного человека является его рождение, а для человечества – определенная общепринятая точка, например, рождение Иисуса Христа [2].

Восприятие движения - это отражение изменений положения предмета в пространстве и во времени, при этом воспринимается направление и скорость движения. При восприятии движения можно выделить восприятие формы движения (прямолинейная, круговая, дугообразная и т.д.), амплитуду (малая, средняя, большая), направление (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево), продолжительность (кратковременное, длительное), скорость и ускорение (быстрое, медленное, плавное, прерывистое и т.д.), характер движения (поворот, сгибание, разгибание и т.д.).

Восприятие движение возможно только при взаимодействии комплекса анализаторов – зрительного, слухового, вестибулярного, двигательного и т.д.

Однако не всякое реальное движение воспринимается, и наоборот, человек видит движение там, где его нет в реальности (иллюзии движения). Примером является стробоскопическое движение, на принципе которого основано впечатление движения в кино, когда при быстрой смене неподвижных картин, отражающих фазы движений объекта, возникает иллюзия движения объекта.[6]

3. Основные свойства ощущений и восприятия

3.1. Свойства ощущений

Все ощущения могут охарактеризованы с точки зрения их свойств. К основным свойствам относятся: качество, интенсивность, продолжительность, пространственная локализация, абсолютный и относительный порог ощущений.

Качество – это свойство, характеризующее основную информацию, отражаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующуюся в пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый; обоняние тоже предоставляет нам информацию о химических характеристиках объекта, но другого рода: цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и др.; слуховые ощущения дают информацию о высоте, тембре и громкости звука и т.д.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.

Длительность ощущения есть его временная характеристика ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом - временем действия раздражителя и его интенсивностью.

Следует отметить, что у ощущений существует так называемый латентный (скрытый) период, т.е. при воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков, так для тактильных ощущений от составляет 130мс, для болевых – 370 мс, а для вкусовых – всего 50 мс.

Пространственная локализация раздражителя. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т.е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела действует раздражитель.

Эти описанные свойства ощущений в той или иной степени отражают качественные характеристики ощущений. Однако, не менее важное значение имеют количественные параметры основных характеристик ощущений, иначе говоря, степень чувствительности.

Различают два вида чувствительности: абсолютную чувствительность и чувствительность к различию.

Под абсолютной чувствительностью подразумевают способность ощущать слабые раздражители, а под чувствительностью к различию – способность ощущать различия между раздражителями [2].

Пороги чувствительности – это ее предельные возможности. Диапазон нашей чувствительности ограничен нижним и верхним абсолютными порогами.

Минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущения.

Раздражители, сила действия которых лежит ниже абсолютного порога ощущения, не дают ощущений, но это не значит, что они не оказывают никакого воздействия на организм. Так звуковые раздражения, лежащие ниже абсолютного порога ощущения, могут вызвать изменение электрической активности мозга и расширение зрачка.

Наряду с нижним существует и верхний абсолютный порог, т.е. максимальная интенсивность раздражителя, при которой ощущение еще возможно. Выше верхнего порога возникают болевые ощущения или исчезновение ощущения.

Абсолютный нижний порог ощущения характеризует уровень абсолютной чувствительности данного анализатора.

Различные анализаторы обладают различной чувствительностью.

Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора [8].

Другая характеристика чувствительности – это чувствительность к различению. Ее еще называют относительной или разностной, т.к. это чувствительность к изменению раздражителя.

Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений, называется порогом различения или разностным порогом.

Порог различения ощущений определяется соотношением

I / I = const (закон Бугера-Вебера),

где I – величина, на которую должен быть изменен исходный, ужу породивший ощущение стимул, чтобы человек заметил, что он действительно изменился; I – величина действующего стимула.

Причем, величина, характеризующая порог различения, является постоянной для конкретного анализатора. Для зрительного анализатора это отношение составляет приблизительно 1/1000, для слухового - 1/10, для тактильного - 1/30 [2].

3.2. Свойства восприятия

Активность, предметность, целостность, константность и структурность, осмысленность, избирательность - это основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия.

Активность – состоит, прежде всего, в участии эффекторных компонентов в процессе восприятия, выступающих в форме движения рецепторных аппаратов и перемещений тела или его частей в пространстве.

Предметность - это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.

Целостность. Это означает, что восприятие всегда схватывает целостный образ предмета. Однако такая зрительная способность не является врожденной. На это указывают данные о восприятии людей, ослепших в младенчестве, которым вернули зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они видят не предметы, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины. В данном случае отмечаются одиночные ощущения, но нет восприятия: люди не видят целостных предметов. Через несколько недель зрительное восприятие у них сформировалось, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее благодаря осязанию. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики; это система перцептивных действий, которыми надо овладеть.

Константность определяется, как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия. Источником константности являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия). Многократное восприятие одних и тех же объектов в разных условиях позволяет выделить их постоянную, инвариантную структуру. Константность — приобретенное, а не врожденное свойство. Оно нарушается, когда человек попадает в незнакомую обстановку.

Структурность. Восприятие не является простой суммой ощущений. Фактически нами воспринимается обобщенная структура. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, когда она исполняется и оркестром, и на рояле, и вокально, хотя отдельные звуковые ощущения различны.

Осмысленность. Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов. Сознательно воспринимать предмет — значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слово. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство со знакомыми.

Избирательность. Она проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

Описанные свойства восприятия с рождения человеку не присущи; они постепенно складываются в жизненном опыте, частично являясь естественным следствием работы анализаторов, синтетической деятельности мозга [3].

4. Изучение особенностей восприятия

Как мы выяснили, прием информации человеком начинается с ощущения. И, если ощущение - это отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающей действительности, то восприятие - это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и характеристик. Продуктом восприятия всегда выступает более или менее сложный образ предмета или явления.

Рассмотрим это на примерах.

1. Стакан с горячим чаем.

Рассмотрим, как происходит восприятие.

От внешних раздражителей в рецепторах глаза, носа, кончиков пальцев возникают нервные импульсы, которые по сенсорным нервам поступают в мозг, и там формируются зрительные ощущения – цвет крепко заваренного чая, прозрачность стакана; обонятельные ощущения – запах чая; температурные и тактильные ощущения – гладкая поверхность стакана и высокая температура (чай горячий); осязательные ощущения - при ощупывании предмета – форма стакана.

Затем происходит оценка представленной информации. Согласно современным представлениям информация в центральной нервной системе оценивается по двум основным признакам: физическим свойствам сигналов и значимости содержащихся в них сообщений. Выбираются наиболее существенные признаки. И происходит различение, т.е. формируется образ стакана с чаем.

Затем происходит идентификация объекта восприятия – сравнение непосредственно воспринимаемого объекта (стакана с чаем) с «эталонными» образами, хранящимся в памяти, и опознание объекта, т.е. отнесение его к определенному классу, воспринимавшихся ранее – предмет посуды.

Заключительная фаза процесса опознания (и восприятия) –декодирование, которое в основном заключается в «переводе» воспринимаемых знаков в те единицы внутренней речи, которые непосредственно связаны с представлениями и мышлением.

Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостного предмета. В результате мы получаем восприятие стакана с горячим, крепко заваренным чаем.

2. Пластинка с записью различных звуков

При прослушивании пластинки возникает слуховое восприятие. Слуховое восприятие имеет дело с последовательностью раздражений, протекающих во времени. Наш слух воспринимает тоны и шумы.

Звуки, воздействуя на орган слуха, вызывают раздражения рецепторов и возникают слуховые ощущения.

Если при слушании пластинки мы ощущаем правильные ритмические колебания воздуха, причем частота этих колебаний определяет высоту тона, а амплитуда – интенсивность звука – то это тоны. Эти ощущения тонов передаются в мозг, анализируются, сравниваются с ритмико-мелодической (музыкальной) системой кодов, сложившейся в сознании человека, и мы воспринимаем эти звуки как мелодию, например, какой-либо песни.

Если же мы слышим не ритмические, а другие звуки, то мы ощущаем различные шумы, при этом различной громкости. Ощущения шумов также передаются в мозг, анализируются, сравниваются с фонематической системой кодов (звуковых кодов языка), опознаются и мы воспринимаем их, например, как шум моря, ветра, листвы деревьев, удар грома и т.д.

3.Фотография

При взгляде на фотографию у нас возникают зрительные ощущения, изображенных на ней предметов, окрашенных в различные цвета; при прикосновении к ней возникают тактильные ощущения – бумага гладкая, а при ощупывании – осязательные ощущения – форма прямоугольная.

Все происходит аналогично предыдущим примерам. И в результате нами она воспринимается как фотография с изображенными на ней, например, розами красного цвета.

Фотография как способ изображения и как средство фиксации отражения реальных предметов объективно представляет собой плоскостное изображение, и все же мы в состоянии правильно воспринимать изображение объекта - ввиду того, что на фотографии схватывается пространственное соотношение объектов аналогично человеческому видению.

При восприятии объекта наиболее эффективным оказывается его фотография без функционального фона; мягкое изображение, сохраняющее все полутоновые переходы, воспринимается хуже, чем контрастный фотоснимок.

Список литературы

1. А.В. Антонов Информация: восприятие и понимание. Киев: Наукова думка, 1988.

2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2008.

3. Немов Р.С. Психология. Общие основы психологии: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

5. Психология / под ред. И.В. Дубровиной.- Москва: Академия, 2002.

6. Психология для студентов вузов / под общей ред. Е.И. Рогова. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.

7. С.Л. Рубинштейн Основы общей психологии. - М., 2000.

8. Л.Д. Столяренко Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Лидер, 2007.

Ощущение и восприятие