Сравнение влияния микробиологических и физических способов обработки семян на всхожесть и рост подсолнечника

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа№3»

станицы Советской Кировского района

Ставропольского края

Экологический проект:

«Сравнение влияния микробиологических и физических способов обработки семян на всхожесть и рост подсолнечника»

Работа ученицы 9а класса

МБОУ «СОШ№3»

Жукавиной Юлии

Руководитель

учитель географии

Саварцова Л.А.

станица Советская

Кировского района Ставропольского края

2014-2015 уч. год

Оглавление

  1. Введение ………………………………………………………………3
    1. Актуальность………………………………………………………5
    2. Цели и задачи работы …………………………………………….5
    3. Методы исследования……………………………………………. 5
    4. Значимость работы……………………………………………… 5
    5. Место проведение работы……………………………………….. 6
  2. Анализ изученной литературы по теме «Микробиологические и физические способы обработки семян подсолнечника»

2.1.Биологические особенности подсолнечника……………………8

2.2.Семена подсолнечника компании Пионер ……………………..9

2.3.Микробиологические методы обработки семян……………….10

2.4.Физические методы обработки семян  …………………………13

2.5.Предпосевная обработка семян…………………………………14

3.Методика и результаты исследования

3.1.Исследование влияния микробиологических стимуляторов

3.1.1Эксперимент №1 (с «Бисолбифитом»)………………………..15

3.1.2.Эксперимент №2 (с «Экстрасолом»)…………………………16

3.1.3. Эксперимент№3 (с «Стимикс. Семена»)…………………….17

3.1.4. Эксперимент№4( с магнитным полем)……………………...17

3.2.Результаты исследования…………………………………………..18

3.3.Выводы ……………………………………………………………...20

4.Заключение ………………………………………………………………..21

5. Список использованной литературы……………………………………22

Приложение

1. Введение

Всплеск моды на экологичность и все « зеленое» привел к наводнению прилавков множеством « биопрепаратов» Что же это такое « биопрепарат», и что в них полезного? Официального определения не существует, что позволяет производителям всюду применять приставки БИО и вводить потребителя в заблуждение. Наиболее часто биопрепаратами называют биологически активные вещества (БАВ), полученные или экстрагированные из любого органического сырья: торфа, сапропеля, куриного помета, угля, биогумуса и пр., а также растительные экстракты. К ним можно отнести гуматы, экстракты из хвойных растений, стимуляторы и гормоны роста растений. В подобных препаратах живое начало отсутствует, либо представлено неизученными и потенциально опасными ( для растений и человека) микроорганизмами. Единственное отличие таких « биопрепаратов» от химических средств в том, что действующее вещество – биологической природы, а не получено путем химического синтеза. Эффект от их применения краткосрочный. Его можно сравнить с приемом антибиотиков, которые действуют, лишь пока мы их принимаем и сохраняем нужную их концентрацию в крови для подавления инфекции; либо, например, с чашкой крепкого кофе – дающей бодрость на 1-2 часа, за которыми следует усталость, вялость, снижение трудоспособности. К слову сказать, раствор сахара или отвар гороха также можно назвать биопрепаратом, который в определенный условиях окажет благоприятное воздействие на растение. Но, что же будет, если этим высокопитательным раствором воспользуются возбудители грибных и бактериальных заболеваний, находящихся в почве, на поверхности растений и семян? Размножившись и « отъевшись» на сахаре и питательном бульоне, они перекинутся на Ваш урожай! Результат будет плачевным. Кроме того, недобросовестные производители уверяют, что их « БИОчудо» позволяет полностью отказаться от химических средств защиты, внесения органики и минеральных удобрений, повысить урожайность в разы.

С давних времен люди стремятся познать мир, в котором живут, с которым постоянно взаимодействуют. Человек все время разгадывает, открывает, изобретает. В настоящее время многое из того, что веками хранилось и укрывалось от человеческого взора, становится явным.
Человек неизменно связан с природой. Все мы обязаны своей жизнью ей - голубой от океанов, желтой от песков, зеленой от песков.
Природа - это тот единственный источник, откуда человек черпает энергию для жизни. Леса, поля, реки одаривают нас подарками - пищей для пропитания. Но зачастую заботы со стороны природы не хватает. Одними ее дарами жить невозможно. Остается один путь - научиться получать продукты своими руками. В настоящее время сельское хозяйство является основным поставщиком продовольствия. Самая древняя отрасль хозяйства, не потерявшая своего значения и в наше время - это земледелие. Вся история земледелия - непрерывная борьба за получение максимально высоких урожаев. Различны пути поиска, которые прокладываются в лабораториях ученых и на полях.
Достижения физики позволили использовать для интенсификации растениеводства такие факторы, как различные излучения, поля, ультразвук и др., которые приводят к активизации или угнетению жизнедеятельности биологических объектов (растений).
Например, ионизирующие излучения тормозят процессы роста и созревания сельскохозяйственных культур. Это свойство широко используется для сохранения продуктов растениеводства. Так, облученный картофель может храниться, не проростая и почти не теряя питательной ценности, от урожая до урожая при комнатной температуре.[3,стр.83]
Челябинский профессор А.Басов в 1975 году сделал некоторое наблюдение: трава, растущая под линиями электропередачи, значительно гуще и выше, чем на ближайших участках. Размышления над этим феноменом натолкнули его на мысль, что электрическое поле каким-то способом влияет на траву. Его догадки оправдались.
Выяснилось, что обработанные электричеством семена злаков повышают биологические свойства. Ученые подтвердили, что семена после электрического "душа" дают большую всхожесть, высокоурожайны, более стойки к засухе и морозам.[2,стр.125-127] Проводимая работа по данным исследованиям показала, что обработанные электрическим полем семена пшеницы, кукурузы, фасоли и др. на 15-17% давали больший урожай, чем необработанные, а сеянцы и саженцы груш и яблонь проявляли более высокую приживаемость.[1,стр.69]
В нашей работе изучается влияния на растения магнитного поля
Почему выбран именно этот фактор? Во-первых, работа с этим физическим воздействиям возможна в школьных условиях.

Итак, в своей работе мы пытаемся найти связующее звено между физикой и биологией посредством практических опытов, а также провести параллель между живым и неживым.


1.1.Актуальность

Сегодня, когда России стала полноправным членом ВТО, необходимо использовать весь научно- исследовательский потенциал для создания совершенных технологий производства сельскохозяйственных культур. Большое значение имеет предпосевная обработка семян культурных растений.

Предпосевная обработка семян – важнейший элемент агротехники, позволяющий повышать их всхожесть, а в конечном итоге – урожайность растений.

1.2.Цели и задачи работы

Целью работы является определение влияния микробиологических и физических стимуляторов на прорастание, рост и развитие семян культурных растений.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучение основных положений, касающихся учения о микробиологических стимуляторов и влияния электромагнитного поля на жизнедеятельность растений.
  2. Проведение экспериментов по влиянию микробиологических стимуляторов на всхожесть, рост и развитие культурных растений.
  3. Проведение экспериментов по наблюдению влияния электромагнитных приборов на время прорастание семян их рост и развитие.

1.3.Методы исследования

Для выполнения задач исследования используется теоретический и практический методы. Теоретический метод: поиск, изучение и анализ научной и научно-популярной литературы по данному вопросу. Из практических методов исследования используется: наблюдение, измерение и проведение экспериментов.

1.4.Значимость работы

Материал данной работы может быть использован на уроках биологии, так как в учебниках этот важный вопрос не освещается. А методика проведения экспериментов – как материал для практических занятий элективного курса.

Методика предпосевной обработки семян микробиологическими стимуляторами и электромагнитным полем может использоваться КФХ и всеми желающими, у кого есть огород.

1.5.Место проведения работы

1. Регион Северо-Кавказский

2. Почвенно-климатическая зона: 3

3. Адрес: край Ставропольский

район Кировский станица Советская

ученическая производственная бригада

УПБ им.А.Шилиной Советской «СОШ №3»

Характеристика земельного участка

1. Географическое расположение: восточная часть Кировского района.

2. Рельеф участка пологий, слегка гофрированный склон, светло-каштановые почвы, слегка подвержены водной эрозии.

3. Характеристика расположенных на территории или вблизи участка: имеются линии электропередач, авиалинии; населенные пункты, производственные и жилые объекты не влияют на экологическую чистоту земельного участка

Характеристика почв участка

Типы почв и их разности: светло-каштановые, тяжело-суглинистые, карбонатные

Глубина горизонта А+Б (см) и его характеристика:

60 см гумус серый

3. Содержание гумуса в пахотном слое (%): впахотном горизонте 3-4%, постепенно снижается до 1,5-2% Б2

Реакция почвенного раствора (рН): рН-8, щелочная среда

Содержание в почте основных элементов питания (N, P, K, Ca и др.) Р2О5 -31-45 млн/кг почвы

К2О –401-600 млн/кг почвы

Наличие солонцов и их мощность: засоленности до 1,5 м

Физические свойства(влажность, теплопроводность, влаго- и воздухопроницаемость и др.): гигроскопичность составляет 5,9-6,9%.

Глубина залегания грунтовых вод и их химический состав: 2-5 м.

Виды и интенсивность проявления эрозии почв: слабо проявленная водная.

Площадь земель, требующих поверхностного и коренного улучшения: 118 га.

Площадь неэксплуатируемых земель и по каким причинам: нет.

Погодно-климатические условия участка

1.Количество выпадающих атмосферных осадков в сравнении со среднемноголетними: 350

за год: 378

по сезонам года: I-37мм; II-134мм, III-150мм, IV-56мм

по месяцам: 2,5; 10,4; 17,6; 34,7; 33,7; 57,2; 49,2; 76,5; 18,7; 14; 37,2; 64,5.

2.Температура воздуха в сравнении с среднемноголетней (средняя, максимальная, минимальная):

за год: cредняя- 16 , максимальная - 46, минимальная- -33

по сезонам года : Зима: средняя- 5-6, максимальная- 20, минимальная- -33

Весна: средняя -8, максимальная - 32, минимальная- -30

Лето : средняя - 25, максимальная - 45, минимальная – 10

Осень: средняя -11, максимальная - 25, минимальная - -15

3. Влажность воздуха в сравнении с среднемноголетней (средняя, максимальная, минимальная):

по сезонам года: <30% июль – август.

4.Количество безоблачных дней в году: 160 дней

5. Продолжительность безморозных периодов (дней): 310

6. Направление и интенсивность действия (м/сек) ветров: северо-западное и северо-восточное

7. Периоды, продолжительность и интенсивность действия экстремальных условий:

жары- максимальная температура и продолжительность ее действия:35-46 град.С июль;

засухи - минимальная относительная влажность воздуха, продолжительность периода ее действия: 30% июль-август;

суховеев и пыльных бурь - продолжительность и интенсивность действия: 6-7 дней

Растительный и животный мир

Породный состав многолетних древесно-кустарниковых насаждений, в том числе лесополос : акация, глядич, терновник , шелковица.

Влияние лесополос на защиту почв участка от эрозии, сохранение и накопление влаги в почве, урожайность с/х культур: положительно.

Видовой состав травянистой растительности в зонах многолетних насаждений и непахотных земель: пырей ползучий, куриное просо, щетинник, лисохвост луговой, типчак, полынь, мятлик, тонконог.

Видовой состав, очаги расселения и интенсивность размножения травянистой растительности, в том числе сорняков, на полях участка: пырей ползучий, овсюг, осот.

Видовой состав редких и исчезающих видов древесной, кустарниковой и травянистой растительности: ирис, тюльпан, ковыль - исчезает.

Животный мир участка:

звери: лисица, еж, тушканчик, заяц-русак

грызуны: мышевидные, полевые

птицы: жаворонок, щурка, удод, лунь, ; в лесополосах – зяблик, синица , ворона, сова , фазан

насекомые: паук-крестовик, богомол, сверчки, медведка, цикады

Видовой состав редких и исчезающих представителей животного мира: дрофа, степной орел, кречет

Места резервации и зимовки представителей животного мира: лесополосы, близлежащие водоемы, камыши

Уровни урожайности возделываемых на участке с/х культур: max- 30 ц/га min- 13 ц/га

Уровни потери урожая с/х культур от болезней, сорняков, вредителей: до 30 %

2. Анализ изученной литературы