Авторская песня (по творчеству В. С. Высоцкого) (План-сочинение)


Появление жанра "авторской песни". 1960-е гг. стали периодом, когда жанр "авторской песни" начал становится массовым. Этому способствовало само время, наполненное романтикой и культом настоящей дружбы, представлениями о чести и долге. Энтузиазм творчества выливается в стремление петь стихи под нехитрый аккомпанемент. Особое место в культуре "авторской песни" занимает творчество В. С. Высоцкого, отличающееся тематическим богатством и той искренностью, которая находила отклик у людей самых разных социальных и культурных слоев. Лирический герой песен В. С. Высоцкого - это романтик, ценящий в жизни вечные категории: дружбу, любовь и т. д.

Военная тематика. Песни В. С. Высоцкого о Великой Отечественной войне отличались особой эмоциональностью и психологической достоверностью:

Мне этот бой не забыть нипочемСмертью пропитан воздух, -А с небосклона бесшумным дождемПадали звезды.Снова упала - и я загадал:Выйти живым из боя, -Так свою жизнь я поспешно связалС глупой звездою."Песня о звездах" (1964)

Отражение некоторых аспектов военной жизни получало часто в песнях поэта трактовку, отличающуюся от официальной версии. Например, говорить о штрафных батальонах, которые отправляли порой на верную смерть, было не принято, а поэт пишет о них песню:

У штрафников один закон, один конец:Коли, руби фашистского бродягу,И если не поймаешь в грудь свинецМедаль на грудь поймаешь за отвагу."Штрафные батальоны" (1964)

Война предстает в песнях В. С. Высоцкого не только как глобальное событие в истории страны, но и как трагедия конкретного рядового бойца. Мир остается, солнце опять встает на востоке, но только оно уже никогда не взойдет для одного:

Почему все не так? Вроде - все как всегда:То же небо - опять голубое,Тот же лес, тот же воздух и та же вода…Только - он не вернулся из боя."Он не вернулся из боя" (1969)

Честь и достоинство человека, истинный патриотизм и способность отдать жизнь, чтобы спасти ее другому, - качества, которые ценятся в любое время. Но там, где между жизнью и смертью один шаг, человек проверяется легко и быстро, потому и говорит герой песни В. С. Высоцкого "Давно смолкли залпы орудий…":

Приходится слышать нередкоСейчас, как тогда:"Ты бы пошел с ним в разведку?Нет или да?"

"Дворовая" тематика. "Дворовая" романтика была знакома практически всем мальчишкам послевоенного времени. В таких песнях автор часто прибегает к приему ролевой игры. Само произведение строится в соответствии с традициями городского фольклора. Использование просторечий, жаргонных и бранных словечек отвечает стилистике песен данной тематики и помогает передать социальный статус героя. Например, в песне "Я был душой дурного общества" автор использует слова скокари и щипачи, значение этих лексических единиц известно только в среде, где употребляют жаргон (скокарь - грабитель, щипач - карманник), лирический герой демонстрирует, что он вхож в "дурное общество":

Свой человек я был у скокарей,Свой человек - у щипачей,И гражданин-начальник ТокаревИз-за меня не спал ночей."Я был душой дурного общества" (1961)

Спортивная и альпинистские песни. В песнях данной тематики В. С. Высоцкий использует принципы романтического двоемирия. Благородные, честные герои не могут примириться с миром, в котором все строится на компромиссах. Часто в песнях возникает мотив свободы и риска, особенно повышающий вкус к жизни, и именно в таких произведениях поэт говорит о настоящей дружбе:

Если ж он не скулил, не ныл,Пусть он хмур был и зол, но шел,А когда ты упал со скал,Он стонал, но держал;Если шел он с тобой, как в бой,На вершине стоял - хмельной, -Значит, как на себя самогоПоложись на него!"Песня о друге" (1966)

Для придания большей достоверности поэт включал в тексты профессиональную лексику.

Любовная тематика. Песни о любви В. С. Высоцкого исполнены чистоты и искренности. В них лирический герой готов по-рыцарски преданно служить своей возлюбленной:

Дом хрустальный на горе - для нее,Сам, как пес бы, так и рос - в цепи.Родники мои серебряные,Золотые мои россыпи!"Дом хрустальный" (1967)

Сатирические песни. В основе многих песен лежит жизненная ситуация. В шуточных произведениях главным героем часто становится "маленький человек":

Ой, Вань, гляди, какие клоуны!Рот - хоть завязочки пришей…Ой, до чего, Вань, размалеваны,И голос - как у алкашей!"Диалог у телевизора" (1973)

За анекдотичностью и веселостью скрываются серьезные вещи: автора интересует двойственность положения героя в обществе: с одной стороны, "маленький человек" всего лишь винтик огромного механизма, жертва системы, но с другой, безропотность его позиции делает героя виновником собственного унижения.

Философская тематика. Размышления о несовершенстве человеческого бытия, стремление пробудить в человеке нравственные принципы составляет основу большинства песен В. С. Высоцкого. Отсутствие свободы становится привычным состоянием современного человека:

Сам виноват - и слезы лью, и охаю:Попал в чужую колею глубокую.Я цели намечал свои