Разработка методических рекомендаций по организации проектной деятельности

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты использования метода проектов

1.1 Понятие метода проектов

1.2 Типология проектов

1.3 Основные требования к использованию метода проектов

Глава 2. Особенности организации проектной деятельности на уроке

2.1 Этапы работы над проектом

2.2 Методические рекомендаций по организации проектной работы

Глава 3. Конспект урока по английскому языку «In Millietown»

Заключение 22

Список литературы 24

Ведение

Как известно, ценность обучения возрастает с каждым годом всё больше и больше. Соответственно, повышаются и требования к подготовке и проведению уроков.

Современная эпоха характеризуется убыстрением социальных ритмов, нарастанием объёмов требуемой для принятия решений информации, интенсификацией профессиональных и социальных контактов. Это значит, что человек может часто попадать в необычные для него коммуникативные, профессиональные и социальные ситуации. Поэтому современное социально-гуманитарное образование ориентировано, с одной стороны, на широкую междисциплинарную подготовку учащихся, а с другой — на формирование эффективных механизмов динамичного коммуникативного и межкультурного взаимодействия. [2]

Преподавание иностранных языков — это составная часть общей системы современного образования, и поэтому в известной степени оно подчиняется основным тенденциям развития этой системы. Наиболее очевидно это отражается в методах обучения. [1] Во все времена люди хотели знать иностранные языки. Яснее всего это желание прослеживается в афоризмах. Например, А.П.Чехову принадлежат актуальные и по сей день слова: «Сколько языков ты знаешь — столько раз ты человек». Педагоги-методисты, в свою очередь, стремились сформулировать такую методику обучения, при которой как можно быстрее и качественнее можно достичь этой цели.

Ведь в настоящее время целью образования становятся не просто знания и умения, а определённые качества личности. Постиндустриальное общество заинтересовано в том, чтобы граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. [2] Именно благодаря знанию иностранных языков это становится возможным, человек может открыть почти безграничные возможности современного мира и с успехом использовать их.

Для того, чтобы отвечать требованиям современного образования, чтобы повысить уровень его качества, педагогам приходится внедрять в педагогический процесс современные технологии. Сегодняшнему преподавателю английского языка предоставляется возможность использования обширной номенклатуры средств и методов обучения. Благодаря этому, преподаватель с помощью такого широкого выбора методов и техническому оборудованию может доступно объяснить новый материал и надёжно закрепить его в памяти учеников. На помощь преподаванию пришёл метод обучения. Учитывая повышение требований к качеству образования, использование такого метода обучения на уроках просто необходимо. Ведь именно метод проектов является одной из эффективных форм учебного процесса. Он позволяет учащимся узнать больше дополнительной информации, быстрее освоить преподаваемый материал, и, кроме того, начать полноценную научную работу, найти единомышленников. В ходе работы над проектом, учащиеся развивают такие важные качества, как творческое мышление, ответственность и умение отстаивать свою точку зрения. Для преподавателя использование метода проектов на занятиях — это возможность качественно и доступно объяснить ученикам новый материал и надёжнее закрепить полученные знания в памяти учащихся. Кроме того, это и возможность актуализации всех видов речевой деятельности учеников (говорения, аудирования, чтения, письма), развитие их аналитического, ассоциативного и логического мышления и совершенствование умения работать с текстами разных стилей и типов речи.

Однако, такой эффективный и наиболее интересный (как для учеников, так и для преподавателя) метод проектов не достаточно распространён в работе педагогов. Это произошло по причине того, что данный метод после того, как привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века, позднее, уже при советской власти, стал довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. Именно поэтому в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. [3]

Актуальность темы «Метод проектов при обучению иностранным языкам» определяется тем, что метод проектов, который пока является сравнительно новым методом в преподавании английского языка, способствует активному вовлечению учеников в различные виды практической деятельности и позволяет развивать их творческие и индивидуальные способности.

Цель исследования — разработка методических рекомендаций по организации проектной деятельности.

Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:

  1. раскрыть понятие «метод проектов»;
  2. рассмотреть этапы работы над проектом;
  3. выявить виды и содержание проектов;
  4. выявить особенности организации и требования к использованию метода проектов.

Объектом изучения является метод проекта, как один из методов обучения английскому языку. Предметом является выявление роли поэтапной работы над проектом как фактор успешной организации проектной деятельности в целом.

Практическое использование результатов работы. Материалы и основные положения работы могут быть использованы в практике преподавания русского языка как иностранного. Более того, основные положения этой работы смогут помочь узнать о методе проектов, его разновидностях, особенностях и требованиях, предъявляемых к проектам, об особенностях их применения в обучении русскому языку как иностранному.

Глава 1

Теоретические аспекты использования метода проектов

1.1 Понятие о методе проектов

Существует множество определений понятия «проект». Проект– в переводе с латинского «брошенный вперед». Изначально слово «проект» означало замысел, набросок, план того, что будет сделано. В дальнейшем толкование получило развитие «проект – прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.д.». В 20 веке проектирование, т.е. «процесс создания проекта» превратилось в один из самых распространенных видов интеллектуальной деятельности, а термин проект потерял «изначально техническое» толкование. В педагогике проектирование определяется как «деятельность совместная учебно-познавательная деятельность, творческая или игровая деятельность учащегося, и имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности». Под методом проектов подразумевают технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащихся. [8]

Развитие метода проектов имеет долгую историю, уходящую своими корнями в 17 столетие. Основанная в 1671 году Королевская Академия Архитектуры в Париже в 1702 году объявила конкурс строительных планов, эскизы которых были названы проектами.

Академия, как единственная королевская Академия, учредила школу для обучения архитекторов. Эта школа проводила среди студентов конкурсы, которые требовали от участников сотрудничества и креативности. Предполагалось, что студенты в работе должны развивать фантазию и приходить к оригинальному решению.

В первой половине 19 века замысел метода проектов из Архитектурной Академии во Франции распространяется также на территории немецкоязычных стран преимущественно в форме раннец идеи рабочей школы или в профессиональном техническом образовании. Из Европы метод приходит в Америку: в 1879 году при Вашингтонском университете в Сент-Луисе была основана школа ручного обучения, где был использован метод проектов.

Школьники должны были не только азработать проекты, но и выполнить их реально в технических мастерских — полки, подсвечники, моторы. При этом соблюдалось три принципа: ориентация на учеников, ориентация на реальность и ориентация на продукт. Школьники сами отвечали за планирование и реализацию проекта, они опирались на реальные проблемы повседневной жизни или профессиональной деятельности и подготавливали объекты, которые позволяли подвести их теории и планы к практической проверке.

Американская школьная педагогика впервые зарегистировала этот метод на рубеже 19 и 20 века, обосновав посредством метода проектов «королевский путь» детоцентрического воспитания. Из специфического метода профессионально-технического образования он перерос во свеобщий метод обучения, который должен был соответствовать новому психологическому образу ребёнка. Теперь истинная реформа школы состояла в том, чтобы приспособить организацию обучения к способностям и потребностям ребёнка.

В период между 1900 и 1915 годами возникает самое настоящее проектное движение, захватившее чуть ли не все учебные заведения того времени. Школы будущего Джона и Эвелин Дьюи описываются по существу как школы проектного обучения, которое, однако, уже тогда существенно различалось и познало технические, практические, социальные и художественные варианты.

Вильям Килпатрик, работавший в педагогическом коллежде при университете Колумбия в Нью-Йорке, предпринял попытку оформления этой теории в статье, опубликованной в 1918 году в «Рекорде ПЕД-колледжа». Статья называлась просто - «Метод проектов». Килпатрик не упоминал предшественников и поступил так, будто он сам был автором — изобретателем нового метода. Успех был необычайным: журнал смог сбыть 60 000 переизданий статьи, что указывало на невероятнейший спрос. [5]

В обучении языку метод проектов стал особенно активно применяться в конце 80-х годов 20 века. Начиная с этого времени, ведущие издательства США и Европы выпускают методические пособия по использованию проектов в преподавании иностранных языков. Наиболее известное ресурсное пособие для преподавателей – D.L. Fried-Booth «Project Work» (OUP, 1986).

Метод проектов привлёк внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школы, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП в 1931 году метод проектов был осуждён. С тех пор в России больше не предпринималось попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем, в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение. [3]

Что же даёт использование метода проектов при обучении иностранному языку? Проектная методика позволяет включить учащихся в реальное общение, наиболее насыщенное иноязычными контактами, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные, а не только полученные в ходе игры результаты своего труда. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми (collaborative or cooperative learning) методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. [3]

Карл Фрейд выделяет 17 отличительных черт проектного метода, среди которых наиболее значимые следующие:

- Участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни;

- Участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;

- Участники проекта развивают проектную инициативу и доводят её до сведения всех;

- Участники проекта организуют себя на дело;

- Участники проекта информируют друг друга о ходе работы;

- Участники проекта вступают в дискуссию [6, 238].

Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:

- использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;

- акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);

- выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;

- отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;

- наглядное представление результата.

1.2 Типология проектов

В настоящее время существует множество классификаций проектов. По одной из таких классификаций английские специалисты в области методики преподавания языков Т. Блур и М. Сент-Джон различают три вида проектов:

1. Групповой проект, в котором исследование проводится всей группой, а каждый студент изучает определенный аспект выбранной темы.

2. Мини-исследование, состоящее в проведении индивидуального социологического опроса с использованием анкетирования и интервью.

3. Проект на основе работы с литературой, подразумевающий выборочное чтение по интересующей студента теме и подходящий для индивидуальной работы [7,76].

Исследователи считают последний тип самым легким для практического использования и потому самым популярным. Однако описанная ими структура такого проекта показывает, что он предполагает развитие только тех навыков, которые необходимы для работы с литературой: просмотрового и внимательного чтения, умения работать со справочниками и библиотечными каталогами.

Мы остановим своё внимание на рассмотрении точки зрения доктора педагогических наук, известного исследователя в области современных технологий обучения учащихся Е.С. Полата, которая определяет метод проектов как «определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но и организацию процесса достижения этого результата» [3,78].

В трудах автора мы видим наиболее проработанную типологию проектов в соответствии с их признаками:

1. Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, ролево-игровой, ознакомительно-ориентировочный.

2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знаний) или межпредметный проект.

3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

4. Характер контактов (среди участников одной школы класса, города, преподавания региона, страны, разных стран мира).

5. Количество участников проекта.

В соответствии с первым признаком Е.С. Полат выделяет следующие типы проектов:

Исследовательские. Данный тип требует хорошо продуманную систему проекта, четко сформулированные перед началом выполнения проекта цели, заинтересованность каждого участника проекта, социальную значимость, продуманные методы экспериментальных и опытных работ, методы обработки результатов.

Творческие. Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и развивается, подчиняясь принятой самими учащимися схеме. Однако прежде чем начать разработку такого проекта, следует заранее договориться о желаемых, планируемых результатах. Это могут быть сочинения, стенгазеты, видеофильмы и т.д.

Ролево-игровые. В таких проектах также структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Каждый участник выбирает для себя определенную роль, обусловленную характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи, герои, имитирующие социальные и деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты подобных проектов могут быть обговорены заранее, а могут вырисовываться ближе к концу работы.

Практико-ориентированные. Такой тип отличает четко обозначенная с самого начала цель деятельности участников проекта, которая, в свою очередь, должна быть ориентирована на социальные интересы самих участников. Результатом работы могут быть газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона и т.д. Проект подобного рода требует хорошо продуманную структуру, возможно, даже сценарий всей деятельности его участников, определяющий функции каждого, участие каждого в обработке и оформлении иноязычной информации. Во время работы над такими проектами особенно важна хорошая организация обсуждения, корректировки, презентации полученных результатов и возможных способов иностранных применения их на практике.

Согласно второму признаку проекты могут быть:

Монопроекты. Данные проекты лучше проводить по наиболее сложным темам, связанным со страноведческой, социальной тематикой. Они требуют четкой структуризации, лучше с поурочным планированием, с четким обозначением конечных целей и задач, а также знаний, умений, приобретаемых учениками в ходе разработки проекта. Заранее обозначается и форма.

Межпредметные проекты. Такого рода проекты выполняются во внеурочное время. Они могут объединять как несколько предметов, так и решать достаточно сложные проблемы, например, проблемы сохранения окружающей среды, исследования творчества писателей, работающих в одном жанре и т.д. Такие проекты требуют четкой координации работы всех учителей-предметников, хорошо проработанные формы промежуточного контроля и итоговой презентации.

По третьему признаку – характеру координации – проекты могут быть:

С открытой координацией. В таких проектах координатор (педагог) непосредственно участвует в работе, организуя и направляя её, а также координируя деятельность всех участников.

Со скрытой координацией. Учитель не вмешивается в работу над проектом, но, изучая дневники и отчеты учеников, беседуя с членами группы, он внимательно наблюдает за процессом и может выступить в роли советчика или помощника.

По характеристике контактов проекты бывают:

Внутренние или региональные (в пределах классов одной школы, школ, округов, города).

Международные. Они могут иметь место при школьных обменах. Кроме этого, возможность разрабатывать международные проекты совместно с учащимися разных стран и континентов представляют учителю современные информационные технологии. Такие проекты появились сравнительно недавно и называются телекоммуникационными проектами.

Телекоммуникационные. Познавательная совместная творческая или познавательная игровая деятельность учащихся, партнеров, находящихся на значительном расстоянии друг от друга, основанная на компьютерной телекоммуникации и имеющая общую цель-исследование какой-либо проблемы при помощи согласованных методов, способов деятельности, направленных на презентации, кот достижение общего результата.

Участие в телекоммуникационном проекте помогает ученику включиться в определенные среды: информационные, социальные, языковые; способствует формированию глобального мышления, осознанию себя гражданином мира, прививает чувство социальной ответственности, расширяет кругозор ученика, включает в полилог культур, помогает высказать свое отношение к проблеме, помня о правилах написания письма, доклада, одновременно ознакомиться с точкой зрения людей, живущих в других географических условиях, имеющих другое вероисповедание и национальные традиции, быть может, по-другому взглянуть на свой мир, толерантно отнестись к точке зрения партнера по проекту. [3].

Проект как альтернативный способ организации учебного курса исключает традиционные принципы планирования и организации обучения языку. Достижению цели проекта подчиняются все действия, производимые учащимися и преподавателем: изучение необходимых лексических и грамматических единиц, поиск источников информации, отбор нужных сведений, оформление и представление результатов. Результаты проделанной работы могут быть наглядно представлены в виде стенда, брошюры, радиопрограммы, видеофильма, театрального представления – в зависимости от поставленной цели.

1.3 Основные требования к использованию метода проектов

Безусловно, для более успешного и продуктивного использования метода проектов, необходимо выполнять некоторые требования его использования.

Говоря о требованиях к использованию метода проектов, нужно отметить, что проектная работа разделяется на подготовительные упражнения, которые служат связующим звеном к выполнению проекта, и на работу над самими проектами.

Известный исследователь в области современных технологий обучения учащихся Е.С. Полат выделяет следующие требования к созданию проекта:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
  • выдвижение гипотез их решения;
  • обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
  • обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования. [3]

С точки зрения формирования учебной компетенции и развития автономии учащегося в области изучения иностранного языка, выполнение проекта ставит учащегося в такие условия учебной деятельности, в которых он самостоятельно, и что очень важно, во взаимодействии с группой, последовательно осваивает все компоненты учебной деятельности:

- Целеполагание и структурирование учебной деятельности, что связано с определением цели и характера проекта, отбором материала, построением программы учебной деятельности;

- Способность управлять своей учебной деятельностью, в том числе посредством рефлективного анализа, самоконтроля и самооценки характера и результата речевых и учебных действий на последовательных этапах выполнения проекта;

- Технологический аспект, связанный с использованием стратегий и приёмов учебной деятельности, использование которых обусловлено задачами проекта;

- Способность принимать ответственные решения относительно характера и конечного результата учебной деятельности на всех этапах выполнения проекта, причём внося по необходимости коррекцию в задачи и способы учебной деятельности;

- Способность взаимодействовать с учебной группой в процессе решения учебных задач.

Итак, в ходе изучения данного материала, может сделать вывод о том, что развитие метода проектов имеет долгую историю, уходящую своими корнями в 17 столетие. Всё это время теоретические и практические познания о методе проектов накапливались и совершенствовались. И в данный момент данный метод обучения является распространённым и очень эффективным. Более того, в ходе исследования было выявлено, что существует множество типологий проектов, среди которых наиболее значимым и проработанным выделяется труд Е.С.Полата. Он выделяет пять типов проектов в соответствии с их признаками:

1. Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, ролево-игровой, ознакомительно-ориентировочный.

2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знаний) или межпредметный проект.

3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

4. Характер контактов (среди участников одной школы класса, города, преподавания региона, страны, разных стран мира).

5. Количество участников проекта.

Вместе с тем, нами были выявлены требования к созданию проекта, которые были разработаны Е.С.Полат:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения..

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.

Глава II

2.1 Этапы работы над проектом

Работа с ипользованием метода проектов проходит в несколько этапов. Существуют несколько вариантов представления этапов работы над проектом. Рассмотрим некоторые из них.

Гузеев В.В. выделяет последовательность этапов в работе над проектом в европейском и американском вариантах. В американском варианте она седующая:

  1. Постановка цели: выявление проблемы, противоречия, формулировка задач.
  2. Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов.
  3. Самообразование и актуализация знаний при консультативной помощи учителя.
  4. Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей.
  5. Исследование: решение отдельных задач, компоновка.
  6. Обобщение результатов, выводы.
  7. Анализ успехов и ошибок.
  8. Коррекция или переход к новому проекту.

Работа над проектом в европейском варианте проходит следующие стадии:

1. Подготовка.

2. Планирование.

3. Исследование.

4. Результаты, выводы.

5. Представление или отчёт.

6. Оценка результатов и процесса. [9]

Другие авторы представляют нам пять этапов процедуры работы над проектом. Голуб Г.Б. и Чуракова О.В. разделили работу над проектом на несколько частей:

1. Поисковый этап. Во время его происходит определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы и постановка цели проекта.

2. Аналитический этап. На данном этапе работы анализируется имеющаяся информация, происходит поиск новой информации. Вместе с тем осуществляется сбор и изучение информации, участники проекта ищут оптимальный способ достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), строят алгоритм деятельности. Так же в это время происходит составление плана реализации проекта и анализ ресурсов.

3. Практический этап. На этом этапе выполняются запланированные технологические операции, происходит текущий контроль качества и вносятся (при необходимости) изменения в конструкцию и технологию проекта.

4. Презентационный этап. В это время осуществляется подготовка презентационных материалов, презентации проекта. Изучаются возможности использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).

5. Контрольный этап. На данном, заключительном этапе, происходит анализ результатов выполнения проекта. Выставляется оценка качества выполнения проекта учащимися. [10]

Итак, мы выяснили, что существует несколько классификаций этапов работы над проектом. Безусловно, качество и эффективность создания проекта полностью зависят не только от мастерства педагога, заинтересованности учащихся и сложности проекта, но и от того, насколько точно создатели проекта придерживались основных этапов его проведения.

2.2 Методические рекомендации по организации проектной работы

При использовании метода проектов в образовательном процессе, роль учителя приобретает немного другое значение. Теперь преподаватель становится организатором самостоятельной работы учащихся, стимулирует их к активной учебно-познавательной деятельности, помогает ученикам выбирать наиболее значимые, продуктивные и интересные виды и формы работы. Более того, учитель создаёт обстановку для естественного самовыражения учащихся не только на родном для них русском языке, но и на изучаемом иностранном языке.

Обучение учащихся по любой методике должно быть обязательно развивающим, т.е. ведущим к общему и специальному развитию. В связи с этим, для более продуктивного и увлекательного проведения проекта, необходимо придерживаться основных методических рекомендаций.

Гузеев В. В. считает, что при работе над проектом учитель должен помогать ученикам в поиске источников, способных помочь им в работе над проектом. Безусловно, при использовании метода проектов, преподаватель выступает в роли не только человека, контролирующего и направляющего процесс работы над проектом, но и в роли консультанта, способного подсказать надёжные и ценные источники для работы учащихся. Более того, В.В.Гузеев уверен, что учитель сам является источникос информации. Вот почему педагогу очень важно перед началом работы над проектом самому ознакомиться с литературой, доступной по исследуемой теме. Кроме того, учителю следует не только коррдинировать весь происходящий процесс, но и поддерживать и поощрять учеников. Зачастую некоторые учащиеся испытываю дискомфорт и стеснение при тесном взаимодействии с другими людьми (что и предполагает использование проектов), поэтому им очень важно чувствовать поддержку старшего товарища - педагога и получать от него ценные рекомендации и заслуженную похвалу. Более того, учитель, по мнению Гузеева, должен поддерживать непрерывеую обратную связь, чтобы помогать продвижению учеников в работе над проектом. [9]

По мнению другого автора, Е.С.Полат, при проведении проектной работы учителю необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом, мотивацию, которая станет незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности.

Как это сделать? Для этого существуют заложенные в метод проектов механизмы.

Во-первых, решение проблемы проекта, для практической и общественной пользы. Такое практическое применение имеющихся или полученных в ходе проекта знаний привлекательно для подростков, стремящихся в силу своего возраста к ранней социализации.

Во-вторых, заманчивой является для ребят сама деятельность и самостоятельная активность, так как при этом удается проявить, показать, испытать себя в деле.

В-третьих, в работе над проектом учащиеся принимают активное участие в постановке цели и задач проекта, которые учитель иногда имеет право помочь сформулировать, но в неполной форме. Конкретизируя цель и задачи проекта, вытекающие из её проблемы, учащиеся, уже приняв проблематику как свою личную, в ещё большей степени приобретают личностную заинтересованность в её решении. Это создаёт мотивацию личного участия в работе.

В-четвертых, грамотный учет возрастных особенностей при подборе темы, проблемы и сюжетной канвы проекта должен обеспечить ещё один вид мотивации. Та проблема, которая волнует одну возрастную группу, не будет интересна для другой; та сюжетная канва, которая заинтересует пятиклассников, оставит равнодушными учащихся 8-9-х классов. Таким образом, мотивация обеспечивается доступными, выбранными сообразно с интересами и возможностями возраста темой, сюжетной канвой и проблемой учебного проекта.

Время работы над проектом зависит от его темы и того, как учитель решил работать над проектом: на каждом уроке в течение двух-трех недель или же один час в неделю в течение более длительного времени. Несомненно, учитель должен интересоваться успехами и достижениями учеников: узнали ли они что-либо действительно новое, что они не знают, но хотят узнать, какие аспекты языка им необходимо повторить. Для этого можно использовать устный опрос ребят или же письменные ответы детей на вопросы преподавателя. [3]

Безусловно, исполнение данных рекомендаций поможет преподавателю увлечь учащихся интересной работой, развить их самостоятельность и интерес не только к окружающему миру, но и к собственной исследовательской работе.

Итак, мы выявили, что существуют несколько вариантов представления этапов работы над проектом. Качество и эффективность создания проекта полностью зависят не только от мастерства педагога, заинтересованности учащихся и сложности проекта, но и от того, насколько точно создатели проекта придерживались основных этапов его проведения. Вместе с тем мы выявили, что при работе в проектной деятельности, роль учителя немного меняется. Теперь он не только источник новых знаний, но и консультант, помощник и организатор работы учащихся над проектом. Кроме того, мы выявили, что существуют специальные методические требования при работе над проектом, которые необходимо выполнять для повышения качества и успешности выполнения задания.

Глава III

Проект урока по английскому языку

Тема: «In Millietown».

Учащиеся: ученики 4 «В» класса.

Тип урока: обучающий, объяснение нового материала (40 минут).

Цель: создать необходимые условия для восприятия учениками нового теоретического материала и для формирования речевых умений и навыков; введение и первичное закрепление новой лексики.

Задачи:

- обучающая: активизировать в речи лексический, грамматический запас; тренировать употребление устойчивых выражений; расширять словарный запас учащихся;
- развивающая: развивать навыки аудирования, устной речи и чтения; развивать коммуникабельность, способность к догадке, мышление учеников.
- воспитывающая: воспитывать любознательность и интерес к изучению иностранного языка.
Методы: по источнику передачи знаний: словесные (беседа), наглядные (иллюстрации), практические (упражнения); методы контроля: устный.

Приемы: вступительное слово, создание заинтересованной обстановки.

Средства обучения: учебник (Азарова С.И. Английский язык: Милли/Millie: Учебник для англ. яз. для 4 кл. общеобраз. учрежд. /С.И.Азарова. - Обнинск: Титул, 2007.-128 с.: ил.), доска, компьютерная презентация (слайды с иллюстрациями, карточками со словами), аудиоматериалы.

Форма: урок.

Ход урока:

1) Организационный момент. Цель – актуализация внимания. Учитель, заходя в аудиторию, приветствует учеников.

-Hello to everyone! I'm glad to see you, sit down, please. Скажите, пожалуйста, кто живётв Миллитауне? (Миллипеды). OK, good!

(2 мин.)

2) подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

Повторение ранее изученной лексики.

На доске показана компьютерная презентация.

-And now let's rewiew places and buildings in Millietown. Look at the board, please. Repeat these words after me. (Дети хором повторяют слова за учителем). And now read and translate the words one by one.

Дети по цепочке читают и переводят слова.

(7 мин)

- Ребята, мы изучили город Миллитаун. Но мы до сих пор не знаем, кто конкретно там живёт и чем занимается. Наша задача — в течение нескольких уроков придумать жителей этого города и рассказать о них. Давайте повторим лексику по темам «Семья», «Моя внешность», «Домашние животные», «Мебель».

Учитель показывает презентацию с иллюстрациями. Дети смотрят и называют их по-английски.

-Что же нужно сделать, чтобы город Миллитаун стал населённым? Посмотрите на карточки (учитель раздаёт каточки с планом работы). Давайте прочитаем план. (Дети читают план заданий, учитель комментирует его).

(25 мин.)

3) Закрепление пройденного материала.

-And now let's start. Давайте начнём наш проект. Сейчас вам нужно продумать план квартиры вашей семьи в Миллитауне. (Дети выполняют первый пункт плана, задают вопросы учителю по мере необходимости).

(10 мин)

4) Итог урока.

-Write down your home task, please. You should finish the plan of your family's flat and draw it. Кроме этого, вам нужно обдумать, какая мебель должна быть в квартире вашей семьи в Миллитауне, и схематично нарисовать её.

-Our lesson is over, your may go. Thanks for your work, goodbye!

(2 мин).

Описание проекта

В этом проекте дети заселяют город Миллитаун. Они придумывают семьи, которые живут в квартирах, обстановку квартир, домашних животных и то, как живут эти семьи.

Задания:

Тема

Практический результат

1. Комнаты в квартире.

Нарисованный план квартиры.

2. Мебель для квартиры.

Рисунок мебели в комнатах.

3. Кто живет в квартире

Описание и изображение одного из членов семьи.

4. Домашние животные

Нарисованный портрет животного, его характеристика.

5. Демонстрация проекта

Представление учениками своего проекта.

В течение 3 уроков ребята выполняют проект. Дома они обдумывают и выполняют задания, в классе завершают их под руководством учителя. Заключительным этапом проекта является презентация каждым учеником своей семьи в Миллитауне. Всего проект должен занять не более 5 уроков.

Заключение

Итак, в ходе проделанной работы мы выяснили, что метод проектов является одним из эффективных методов обучения иностранному языку. Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям 21 века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека индустриального общества. Учитывая повышение требований к качеству образования, использование такого метода обучения на уроках просто необходимо. Именно метод проектов позволяет учащимся унать больше дополнительной информации, быстрее освоить преподаваемый материал и начать полноценную научную деятельность. Немаловажное значение имеет и тот факт, что дети работают в малых группах. В группе всегда есть учащиеся с различным уровнем языковой подготовленности. При традиционной форме проведения занятий менее подготовленные ученики отмалчиваются. В работе над проектом каждый ученик вносит свою лепту в его реализацию в зависимости от знаний и личностных интересов. Каждый в равной мере несет ответственность за выполнение проекта и должен представить результаты своей работы.

В ходе работы над проектом, ученики развивают такие важные качества, как творческое мышление, ответственность, умение выступать на публике и отстаивать свою точку зрения.

Для преподавателя использование метода проектов на занятиях делает возможным качественно и более доступно объяснить ученикам новый материал или же основательнее закрепить ранее пройденный материал. Более того, учитель имеет возможность актуализировать все виды речевой деятельности учащихся — говорения, аудирования, чтения, письма. Кроме того, благодаря использованию метода проектов, у учеников развиваются аналитическое, ассоциативное и логическое мышление, совершенствуется умение работать с текстами разных стилей и типов речи.

Цели и задачи нашей курсовой работы были достигнуты. Было успешно разработаны методические рекомендации по организации проектной работы, а так же раскрыто понятие проектной деятельности, выявлены особенности и требования к использованию метода проектов, разработан урок с использованием метода проектов.

В ходе данной работы мы раскрыли понятие метода проектов: методом проектов – технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

Мы разработали методические рекомендации по проведению проектной работы:

- При использовании метода проектов учитель заранее тщательно готовится к таким урокам.

- Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения.

- Учитель на таких уроках должен стать практически сторонним наблюдателем

Более того, мы рассмотрели этапы работы над проектом и выделили начальный, основной и заключительный этапы.

В итоге мы пришли к выводу, что использование метода проектов способно актуализировать все виды речевой деятельности учеников и тем самым повысить уровень знаний учащихся.

Библиография

  1. Лукоянова Т. В. «Метод проектов как один из новых методов в педагогике», научный журнал «Современные проблемы науки и образования», 2009
  2. Маренникова Л. В. «О методе проектов в обучении иностранному языку в контексте новой, личностно-деятельной образовательной парадигмы», журнал «О методе проектов в обучении иностранному языку в школе», 2008
  3. Полат Е.С. "Метод проектов на уроках иностранного языка", журнал «Иностранные языки в школе», № 2, 2000
  4. Чечель И.Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям //Методология учебного проекта, М.: МИПКРО, 2001
  5. «Метод проектов», научный сборник, 2003
  6. Кукушин В. С. Теория и методика обучения.- Ростов-на-Дону,2005.-474с.
  7. Мазур И. И. Управление проектами.- Москва,2005.-655с.
  8. Зуева М. Л. Сравнительный анализ возможностей метода проектов и адаптивной системы обучения в формировании ключевых компетенций.-М., 2001, стр. 56
  9. Гузеев В. В. «Проектное обучение как одна из интегральных технологий», 2002
  10. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетенций учащихся/ сборник методических рекомендаций: Самара, 2003.

Разработка методических рекомендаций по организации проектной деятельности