Урок для 6 класса по теме: Композиция как универсальный принцип в искусстве


Тема: « Композиция как универсальный принцип в искусстве»

6 класс

Учитель изобразительного искусства

МОУ «Гимназия № 87»

Яковлева Марина Николаевна

г. Саратов - 2015 г.

Тема урока: "Композиция как универсальный принцип в искусстве»".

Цель урока: Формирование умения использовать приемы, средства композиции, развитие эстетического вкуса на примере художественных произведений, построенных с учетом композиционных законов.

Задачи урока: Обогащать знания о композиции. Научить использовать знания, полученные на уроке в самостоятельной работе. Научить рисовать предметы по представлению. Развивать умение составлять из предметов натюрморт. Закрепить умение выразительно размещать предметы на листе. Способствовать дальнейшему развитию графических навыков.

Оборудование для учащихся:

бумага, гуашь, пастель, кисти, баночка для воды, палитра, клеенка.

Оборудование для учителя:

Зрительный ряд:

презентация, таблицы, карточки

Натурный материал:

драпировка, посуда, сухие цветы, муляжи фруктов и овощей

План урока: 1.Организационный момент

2 Сообщение целей и задач урока

3.Сообщение нового материала с использованием презентации. 15 мин.

4.Самостоятельная работа. 20 мин.

5 Обсуждение творческих работ учащихся. 5 мин.

Ход урока:

    Учитель: Композиция (от лат. Compositio ) означает составление, соединение различных частей в единое целое в соответствии с какой либо идеей. Композиция встречается во всех областях жизни человека. В музыке, в одежде, в архитектуре, в еде, в дизайне( дети сами пытаются назвать области).

    В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения.

    Картины, написанные в разные эпохи, в совершенно различных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению.

    Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т. п.)

    Использование в композиции диагональных линий придает картине динамику, ощущение движения.

    Оставляя перед движущимся предметом свободное пространство, мы усиливаем иллюзию движения.

    В сюжете не все одинаково важно, и второстепенные части подчиняются главному, а композиционный центр не обязательно должен быть в центре картины.

    Художники разных эпох использовали симметричное построение картины. Такое построение позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особой торжественности и значимости событий.

    Симметричные композиции – статичные (устойчивые), левая и правая половины уравновешены.

    В ассиметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины не уравновешены.


На карточках показываю варианты возможных ошибок в композиции, чтобы они не попали в работы учеников.