Проблемы реформирования российской электроэнергетики: «тернистый» путь от монополии к рыночным отношениям

Гоч Галина Евгеньевна

Студентка 5 курса экономического факультета

Петрозаводского Государственного Университета

Проблемы реформирования российской электроэнергетики: «тернистый» путь

от монополии к рыночным отношениям.

Электроэнергию можно назвать товаром первой необходимости, равный доступ к которому нужен всем – от предприятий и учреждений до простых граждан. Электроэнергетика имеет ряд отличий от других отраслей, это связано с тем, что энергия – особый товар, имеющий свои специфические потребительские и технологические характеристики.

С конца прошлого века и до настоящего времени в ряде стран проходило и проходит реформирование электроэнергетики. Оно выражается в либерализации электроэнергетики, т.е. в отказе государства от контроля над тарифами на электроэнергию с целью введения свободной конкуренции и снижения при этом тарифов. Следует отметить, что реформы в электроэнергетике практически нигде не достигли тех целей, которые были заявлены вначале, и привели к тому, что дальнейший процесс реформирования требует серьезных корректив. Например, в США реформа из-за проявления негативных последствий приостановлена до тех пор, пока не будет достигнуто общее согласие по вопросу о путях дальнейшего реформирования.

При этом условия проведения реформ во многих странах были в целом благоприятными, за исключением общей тенденции роста мировых цен на энергоносители: не было дефицита в производстве электроэнергии, избыточность генерирующих мощностей доходила до 40%, износ основных фондов не превышал нормативных показателей, а в инвестициях не было недостатка.

Россия становится на путь большинства развитых государств, которые проводят в настоящее время или уже провели реформы в электроэнергетике, стремясь приспособить ее к условиям современной экономики.

В целом предпосылками реформы стали следующие причины:1

  • По технологическим показателям (удельный расход топлива, средний коэффициент полезного действия оборудования, рабочая мощность станций и др.) российские энергокомпании отстают от своих аналогов в развитых странах.
  • Отсутствие стимулов к повышению эффективности, рациональному планированию режимов производства и потребления электроэнергии, энергосбережению.
  • В отдельных регионах происходили перебои энергоснабжения, опасность энергетического кризиса, существует высокая вероятность крупных аварий.
  • Отсутствие платежной дисциплины, распространение неплатежей.

В связи с этим в электроэнергетике России происходят радикальные изменения: меняется система государственного регулирования отрасли, формируется конкурентный рынок электроэнергии, создаются новые компании. В ходе реформы меняется структура отрасли:

Генерирующие, сбытовые и ремонтные компании в перспективе станут преимущественно частными и будут конкурировать друг с другом. В естественномонопольных сферах, напротив, происходит усиление государственного контроля.

При переходе к рыночным отношениям выделились оптовый рынок и розничные рынки. На оптовом рынке осуществляют торговлю крупные поставщики и потребители электроэнергии, в том числе сбытовые компании, осуществляющие продажу приобретенной на оптовом рынке электроэнергии розничным потребителям. Формирование оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ) пока не завершено. В настоящее время ОРЭМ по технологическим причинам разделен на несколько самостоятельных, почти или совсем не сообщающихся между собой, географических зон: первая ценовая зона (Европейская часть России и Урал), вторая ценовая зона (Сибирь), неценовые зоны.

Помимо географического, существует и структурное разделение ОРЭМ, вызванное спецификой производства и потребления электроэнергии: отсутствием возможности запасать электроэнергию в значимых объемах, необходимостью поддержания равновесия между производством и потреблением электроэнергии в каждый момент времени. Таким образом, речь идет о формировании долгосрочных (на срок до 5 лет) двусторонних договоров между поставщиками и потребителями; рынка на сутки вперед и балансирующего рынка.2

Основные задачи реформы:

  1. Повышение эффективности предприятий отрасли;
  2. Создание условий для развития электроэнергетики на основе стимулирования инвестиций;
  3. Обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей.

Реформирование в России с прекращением государственного контроля над тарифами на электроэнергию и переходом к конкурентному рынку электроэнергии проходит, в отличие от других стран, в отягчающих условиях, стечения которых не было прежде нигде в мировой практике, а именно:

  1. дефицит генерирующих мощностей, не обеспечивающих покрытие пиковых нагрузок, и неразвитость магистральных и распределительных электросетей;

По прогнозам Института энергетических исследований РАН, в 2010 году потребность в генерирующих мощностях в стране составит около 230 млн. кВт, к 2030 году - свыше 300 млн. кВт. В 2007 году суммарная установленная мощность всех энергоблоков составила 210 млн. кВт.

  1. износ основных фондов превышает 50%;

Физически и морально устарели не только сети, но и генерирующие мощности. Так, по некоторым прогнозам, к 2010 году объемы мощностей, отработавших свой ресурс, превысят 100 млн. кВт. Это 50% мощностей генерации в стране. При этом в период с 2001 по 2005 год, согласно данным РАО ЕЭС, было введено генерирующих мощностей в общей сложности на 5,85 млн. кВт.

  1. дефицит производства электроэнергии по сравнению со спросом на нее;

Рост потребления электроэнергии вплоть до 2011 года, по прогнозам, составит 4-5% в год и едва ли может быть удовлетворен за счет имеющихся генерирующих мощностей.

  1. отсутствие средств в стране для инвестирования в электроэнергетику в достаточном объеме (ни собственных средств энергокомпаний, ни привлеченных заимствованных средств на кредитной основе).

Как уменьшить и в перспективе покрыть нехватку энергомощностей в стране?

Очевидно, что российской энергетике необходимы масштабные инвестиции, без которых невозможно ни строить новые, ни перевооружать старые генерирующие мощности (это и является главной целью проводимой реформы).

По оценке экспертов Международного энергетического агентства (IEA), отечественной энергетике до 2030 года необходимо получить инвестиций в размере $263 млрд. Из этой суммы почти 20 млрд. требуется вложить в течение ближайших пяти лет. Однако плановые инвестиции отстают от требуемых почти в 4,5 раза.

Проблема энергосбережения, или проблема повышения энергоэффективности, не специфична для России. В разное время этот вопрос приходилось решать многим странам.

Так, в результате кризиса на Ближнем Востоке 1978 года и резкого роста цен на нефть многие страны Западной Европы и США вынуждены были активно развивать энергосберегающие технологии и методы. В результате, работая в этом направлении с конца 70-х годов, эти страны достигли впечатляющих успехов. К примеру, в Германии, где проблемой энергосбережения занимаются с начала 70-х, удалось снизить потери в сетях с 6,5% в 1970-м до 3,5% в 2000 году. В Швеции за этот же период потери снизились с 9% до 6%.

В целом же мировая практика показывает, что траты на внедрение энергосберегающих мероприятий в три-пять раз меньше затрат на добычу и производство эквивалентного объема энергии.

На этом фоне потери энергии в России выглядят просто катастрофическими: до 40% от всего потребления. Это сопоставимо с выработкой 100 крупных ТЭЦ. Более четверти потерь приходится на жилищно-коммунальный сектор.

Есть несколько путей стимулирования энергосбережения. На первом месте по привлекательности для генерирующих компаний, разумеется, повышение тарифов на энергию. Однако, только повышая тарифы, проблему энергосбережения в России решить невозможно. Еще один эффективно применяющийся за рубежом метод повышения энергоэффективности, стимулирования экономии электроэнергии - управление спросом. Это и установка современных счетчиков, и введение тарифов с переменной ставкой в часы пиковых и низких нагрузок, использование прерываемых контрактов на энергоснабжение с возможностями снижения или отключения потребителя в пиковые часы. Кроме того, необходимо кардинально пересмотреть в сторону энергосбережения массу нормативов эффективности оборудования, строительные нормы, нормы сертификации бытового и производственного оборудования. И не просто пересмотреть, а создать необходимые стимулы для их соблюдения, механизмы контроля.

Что ожидает в будущем электроэнергетику и как скажется реформа в целом на экономике сейчас сказать сложно! Но количество возможных сценариев развития событий невелико:

  1. Возврат к контролю над тарифами на электроэнергию со стороны государства.

Этот вариант практически невозможен после продажи ряда генерирующих компаний зарубежным инвесторам. Россия уже поставила себя в зависимое положение от других стран и была бы обвинена в ущемлении прав собственности зарубежных компаний с возможным преследованием через международные суды, подвергалась бы политическому давлению извне. Выкупить обратно проданные генерирующие мощности вряд ли возможно.

  1. Задержка введения свободного рынка электроэнергии до создания реальных условий для конкуренции на этом рынке.
  2. Заключение соглашения между Правительством РФ и собственниками генерирующих компаний о предельных допустимых темпах роста цен на электроэнергию.
  3. Сохранение в собственности государства достаточного количества генерирующих мощностей для значительного влияния на ценообразование на оптовом рынке электроэнергии.

В настоящее время реформа, «словно повисла в воздухе». Неизвестно, как долго будет тянуться переходный период (то есть период перехода к 100%-но свободному рынку), и есть ли смысл продолжать начатый процесс.

Одно ясно точно, российская электроэнергетика действительно нуждается в серьезных преобразованиях, но, правильную ли дорогу выбрали реформаторы – это, к сожалению, остается под сомнением!

1 Официальный сайт РАО «ЕЭС России» [Электронный ресурс]. - Режим доступа к источнику. - http://www.rao-ees.ru/

2 Официальный сайт Министерства энергетики Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа к источнику. - HYPERLINK "http://www.minenergo.gov.ru/" http://www.minenergo.gov.ru/

PAGE \* MERGEFORMAT 4

Проблемы реформирования российской электроэнергетики: «тернистый» путь от монополии к рыночным отношениям