Проблемы реформирования российской электроэнергетики: «тернистый» путь от монополии к рыночным отношениям
Гоч Галина Евгеньевна
Студентка 5 курса экономического факультета
Петрозаводского Государственного Университета
Проблемы реформирования российской электроэнергетики: «тернистый» путь
от монополии к рыночным отношениям.
Электроэнергию можно назвать товаром первой необходимости, равный доступ к которому нужен всем от предприятий и учреждений до простых граждан. Электроэнергетика имеет ряд отличий от других отраслей, это связано с тем, что энергия особый товар, имеющий свои специфические потребительские и технологические характеристики.
С конца прошлого века и до настоящего времени в ряде стран проходило и проходит реформирование электроэнергетики. Оно выражается в либерализации электроэнергетики, т.е. в отказе государства от контроля над тарифами на электроэнергию с целью введения свободной конкуренции и снижения при этом тарифов. Следует отметить, что реформы в электроэнергетике практически нигде не достигли тех целей, которые были заявлены вначале, и привели к тому, что дальнейший процесс реформирования требует серьезных корректив. Например, в США реформа из-за проявления негативных последствий приостановлена до тех пор, пока не будет достигнуто общее согласие по вопросу о путях дальнейшего реформирования.
При этом условия проведения реформ во многих странах были в целом благоприятными, за исключением общей тенденции роста мировых цен на энергоносители: не было дефицита в производстве электроэнергии, избыточность генерирующих мощностей доходила до 40%, износ основных фондов не превышал нормативных показателей, а в инвестициях не было недостатка.
Россия становится на путь большинства развитых государств, которые проводят в настоящее время или уже провели реформы в электроэнергетике, стремясь приспособить ее к условиям современной экономики.
В целом предпосылками реформы стали следующие причины:1
- По технологическим показателям (удельный расход топлива, средний коэффициент полезного действия оборудования, рабочая мощность станций и др.) российские энергокомпании отстают от своих аналогов в развитых странах.
- Отсутствие стимулов к повышению эффективности, рациональному планированию режимов производства и потребления электроэнергии, энергосбережению.
- В отдельных регионах происходили перебои энергоснабжения, опасность энергетического кризиса, существует высокая вероятность крупных аварий.
- Отсутствие платежной дисциплины, распространение неплатежей.
В связи с этим в электроэнергетике России происходят радикальные изменения: меняется система государственного регулирования отрасли, формируется конкурентный рынок электроэнергии, создаются новые компании. В ходе реформы меняется структура отрасли:
Генерирующие, сбытовые и ремонтные компании в перспективе станут преимущественно частными и будут конкурировать друг с другом. В естественномонопольных сферах, напротив, происходит усиление государственного контроля.
При переходе к рыночным отношениям выделились оптовый рынок и розничные рынки. На оптовом рынке осуществляют торговлю крупные поставщики и потребители электроэнергии, в том числе сбытовые компании, осуществляющие продажу приобретенной на оптовом рынке электроэнергии розничным потребителям. Формирование оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ) пока не завершено. В настоящее время ОРЭМ по технологическим причинам разделен на несколько самостоятельных, почти или совсем не сообщающихся между собой, географических зон: первая ценовая зона (Европейская часть России и Урал), вторая ценовая зона (Сибирь), неценовые зоны.
Помимо географического, существует и структурное разделение ОРЭМ, вызванное спецификой производства и потребления электроэнергии: отсутствием возможности запасать электроэнергию в значимых объемах, необходимостью поддержания равновесия между производством и потреблением электроэнергии в каждый момент времени. Таким образом, речь идет о формировании долгосрочных (на срок до 5 лет) двусторонних договоров между поставщиками и потребителями; рынка на сутки вперед и балансирующего рынка.2
Основные задачи реформы:
- Повышение эффективности предприятий отрасли;
- Создание условий для развития электроэнергетики на основе стимулирования инвестиций;
- Обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей.
Реформирование в России с прекращением государственного контроля над тарифами на электроэнергию и переходом к конкурентному рынку электроэнергии проходит, в отличие от других стран, в отягчающих условиях, стечения которых не было прежде нигде в мировой практике, а именно:
- дефицит генерирующих мощностей, не обеспечивающих покрытие пиковых нагрузок, и неразвитость магистральных и распределительных электросетей;
По прогнозам Института энергетических исследований РАН, в 2010 году потребность в генерирующих мощностях в стране составит около 230 млн. кВт, к 2030 году - свыше 300 млн. кВт. В 2007 году суммарная установленная мощность всех энергоблоков составила 210 млн. кВт.
- износ основных фондов превышает 50%;
Физически и морально устарели не только сети, но и генерирующие мощности. Так, по некоторым прогнозам, к 2010 году объемы мощностей, отработавших свой ресурс, превысят 100 млн. кВт. Это 50% мощностей генерации в стране. При этом в период с 2001 по 2005 год, согласно данным РАО ЕЭС, было введено генерирующих мощностей в общей сложности на 5,85 млн. кВт.
- дефицит производства электроэнергии по сравнению со спросом на нее;
Рост потребления электроэнергии вплоть до 2011 года, по прогнозам, составит 4-5% в год и едва ли может быть удовлетворен за счет имеющихся генерирующих мощностей.
- отсутствие средств в стране для инвестирования в электроэнергетику в достаточном объеме (ни собственных средств энергокомпаний, ни привлеченных заимствованных средств на кредитной основе).
Как уменьшить и в перспективе покрыть нехватку энергомощностей в стране?
Очевидно, что российской энергетике необходимы масштабные инвестиции, без которых невозможно ни строить новые, ни перевооружать старые генерирующие мощности (это и является главной целью проводимой реформы).
По оценке экспертов Международного энергетического агентства (IEA), отечественной энергетике до 2030 года необходимо получить инвестиций в размере $263 млрд. Из этой суммы почти 20 млрд. требуется вложить в течение ближайших пяти лет. Однако плановые инвестиции отстают от требуемых почти в 4,5 раза.
Проблема энергосбережения, или проблема повышения энергоэффективности, не специфична для России. В разное время этот вопрос приходилось решать многим странам.
Так, в результате кризиса на Ближнем Востоке 1978 года и резкого роста цен на нефть многие страны Западной Европы и США вынуждены были активно развивать энергосберегающие технологии и методы. В результате, работая в этом направлении с конца 70-х годов, эти страны достигли впечатляющих успехов. К примеру, в Германии, где проблемой энергосбережения занимаются с начала 70-х, удалось снизить потери в сетях с 6,5% в 1970-м до 3,5% в 2000 году. В Швеции за этот же период потери снизились с 9% до 6%.
В целом же мировая практика показывает, что траты на внедрение энергосберегающих мероприятий в три-пять раз меньше затрат на добычу и производство эквивалентного объема энергии.
На этом фоне потери энергии в России выглядят просто катастрофическими: до 40% от всего потребления. Это сопоставимо с выработкой 100 крупных ТЭЦ. Более четверти потерь приходится на жилищно-коммунальный сектор.
Есть несколько путей стимулирования энергосбережения. На первом месте по привлекательности для генерирующих компаний, разумеется, повышение тарифов на энергию. Однако, только повышая тарифы, проблему энергосбережения в России решить невозможно. Еще один эффективно применяющийся за рубежом метод повышения энергоэффективности, стимулирования экономии электроэнергии - управление спросом. Это и установка современных счетчиков, и введение тарифов с переменной ставкой в часы пиковых и низких нагрузок, использование прерываемых контрактов на энергоснабжение с возможностями снижения или отключения потребителя в пиковые часы. Кроме того, необходимо кардинально пересмотреть в сторону энергосбережения массу нормативов эффективности оборудования, строительные нормы, нормы сертификации бытового и производственного оборудования. И не просто пересмотреть, а создать необходимые стимулы для их соблюдения, механизмы контроля.
Что ожидает в будущем электроэнергетику и как скажется реформа в целом на экономике сейчас сказать сложно! Но количество возможных сценариев развития событий невелико:
- Возврат к контролю над тарифами на электроэнергию со стороны государства.
Этот вариант практически невозможен после продажи ряда генерирующих компаний зарубежным инвесторам. Россия уже поставила себя в зависимое положение от других стран и была бы обвинена в ущемлении прав собственности зарубежных компаний с возможным преследованием через международные суды, подвергалась бы политическому давлению извне. Выкупить обратно проданные генерирующие мощности вряд ли возможно.
- Задержка введения свободного рынка электроэнергии до создания реальных условий для конкуренции на этом рынке.
- Заключение соглашения между Правительством РФ и собственниками генерирующих компаний о предельных допустимых темпах роста цен на электроэнергию.
- Сохранение в собственности государства достаточного количества генерирующих мощностей для значительного влияния на ценообразование на оптовом рынке электроэнергии.
В настоящее время реформа, «словно повисла в воздухе». Неизвестно, как долго будет тянуться переходный период (то есть период перехода к 100%-но свободному рынку), и есть ли смысл продолжать начатый процесс.
Одно ясно точно, российская электроэнергетика действительно нуждается в серьезных преобразованиях, но, правильную ли дорогу выбрали реформаторы это, к сожалению, остается под сомнением!
1 Официальный сайт РАО «ЕЭС России» [Электронный ресурс]. - Режим доступа к источнику. - http://www.rao-ees.ru/
2 Официальный сайт Министерства энергетики Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа к источнику. - HYPERLINK "http://www.minenergo.gov.ru/" http://www.minenergo.gov.ru/
PAGE \* MERGEFORMAT 4
Проблемы реформирования российской электроэнергетики: «тернистый» путь от монополии к рыночным отношениям