Оценка финансирования образования в различных странах мира
Ганжела В.Э.
ГУ ВШЭ, Одинцово
Оценка финансирования образования в различных странах мира
Вызовом для самого существования государств в современном мире является их способность реагировать на изменения в научно-технической сфере и строить высокоэффективную экономику, способную конкурировать на международной арене. Одним из наиболее важных аспектов построения экономики нового уровня является создание системы образования, которая сможет эффективно функционировать в условиях постиндустриального общества и экономики знаний.
В данном аспекте важным является наблюдение и отслеживание основных трендов развития образования в мире и корректирование национальных систем с целью повышения их эффективности. Механизмом, который позволяет составить общую картину по данному вопросу, являются международные сопоставления в образовании, способствующие не только проведению сравнительного анализа показателей разных стран, но и построению собственной образовательной системы при меньших затратах за счет экономии средств на экспорте знаний, изучения и использования зарубежного опыта.
Необходимость предоставления обществу более обширных и надежных сведений о результатах обучения, о количественных характеристиках и качественных аспектах образовательных систем, их финансировании, менеджменте возникла как результат бурного развития образования в промышленно развитых странах в послевоенный период.
Возрастающая общая мобильность населения, усиливающаяся миграция рабочей силы, расширяющиеся обмены учащимися, студентами, преподавателями, проводимая в рамках программной деятельности Совета Европы и Европейского Союза координация национальных политик в области образования, создание единого европейского образовательного пространства, деятельности ЮНЕСКО, ОЭСР, Совета Европы в области взаимного признания образовательных программ, свидетельств и дипломов также предполагали знание состояния и качественного уровня образования в других государствах1.
Одной из существенных трудностей, с которой столкнулись специалисты на первом этапе разработки международных показателей образования, была проблема классификации и сравнения учебных программ в системах образования разных стран, сильно отличающихся друг от друга по организационным структурам, типам учебных заведений и т.д. Было очевидно, что при отсутствии четких определений для тех или иных черт системы образования один и тот же показатель может быть в разных странах отнесен к разным образовательным реалиям. Чтобы избежать этого и обеспечить сопоставимость данных, в основу классификации образовательных структур и программ при разработке международных показателей ОЭСР была положена Международная стандартная классификация образования ЮНЕСКО-MCKO (The International Standard Classification of Education - ISCED)2. Она была принята в 1975г. и существенно пересмотрена в 1997г. с учетом значительных изменений в мире за прошедший период. МСКО является инструментом, предназначенным для преобразования данных, собранных в различных образовательных системах, в сравнимые международные рамки на основе содержащихся в ней четких определений и классификации уровней образования, учебных программ и т.п. В настоящий момент проводится работа по дальнейшему совершенствованию МСКО.
Однако, несмотря на разработанную систему определений и классификаций, национальные системы образования многих стран разнятся по методике сбора и расчета данных. Это относится практически ко всем показателям, но одними из наиболее сложных в этом плане являются показатели финансирования. Это связано в основном с тем, что данные ОЭСР и Евростата являются сводными и не могут учесть специфики той или иной страны, что влечет за собой различие в данных, представляемых национальными органами, ответственными за сбор информации об образовании, и показателями, публикуемыми ОЭСР и Евростатом в своих отчетах.
С целью сравнения национальных показателей финансирования образования и сводных показателей ОЭСР/Евростат в таких странах, как Франция, Италия, Германия, Великобритания, США, автором было проведено исследование, по результатам которого были получены следующие характеристики национальных образовательных систем.
Национальные показатели представлены двумя индикаторами затратами на образование (выраженные в млн. евро и млн. долл. США по ППС) и государственными расходами на образование в аналогичных единицах измерения. Данные ОЭСР приведены в млн. национальных валют. Конвертирование национальных валют в доллары США по ППС производились по данным МВФ3.
Франция.
Показателем, характеризующим совокупные затраты на образование во французской статистике, является «Dpense intrieure d'ducation» (внутренние расходы на образование). Внутренние расходы на образование составляют все расходы на территории страны всех экономических агентов, центральных и местных органов власти, предприятий и домашних хозяйств на образовательную деятельность: деятельность школ и вне школ на всех уровнях, усилия по организации системы образования (управление, консультирование, учебной литературы и исследований по вопросам образования), мероприятия по повышению посещаемости школ (столовые и интернаты, школы здравоохранение, транспорт) и расходы учреждений (поставки, книги, одежда)4.
Стоит отметить, что в статистических сборниках данные представлены для двухлетнего периода, таким образом, данные 2005 г. идентичны 2006 г., а 2007 г. данным 2008 г.. Для подтверждения были изучены данные Министерства образования Франции (Ministre de l'Education nationale) в разделе Ensemble du systme ducatif (вся система образования)5. В результате изучения сведений Национального института статистики и экономических исследований6, приведенных на официальном сайте Института, а также в сборниках Национальное образование в цифрах7 (L'education national en chiffres), был проведен сравнительный анализ национальных данных и данных ОЭСР.
Таблица 1.
Данные по затратам на образование во Франции8
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
||
Национальные показатели |
Затраты на образование (млн.евро) |
116300 |
126200 |
126200 |
129400 |
Затраты на образование (млн.долл. США по ППС) |
131527,6 |
132677,6 |
138377,2 |
141420,8 |
|
Государственные расходы на образование (млн.евро) |
73700 |
76600 |
76600 |
77600 |
|
Государственные расходы на образование (млн.долл.США по ППС) |
79848,32 |
83715,85 |
83991,23 |
84808,74 |
|
Данные ОЭСР |
Затраты на образование (млн.евро) |
107982,5 |
111732,3 |
- |
- |
Италия.
Показателем, характеризующим совокупные затраты на образование в итальянской статистике является spesa pubblica per l'istruzione scolastica (Государственные расходы на школьное образование)9. Вопросы образовательной политики распределяются между Министерством образования, университетов и исследований (MIUR, Ministero dellIstruzione, dellUniversit e della Ricerca) и другими соответствующими органами регионов, провинций и муниципалитетов (Regioni, Province and Comuni): в частности, регионы ответственны в вопросе обеспечения профессиональной подготовки и обучения на уровне среднего образования.
Особенностью является тот факт, что в статистических сборниках и на сайте Статистического агентства Италии отсутствует информация о методологии расчета данного показателя, что составляет определенные трудности в процессе оценки полученных данных.
Таблица 2.
Данные по затратам на образование в Италии10
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
||
Национальные показатели |
Затраты на образование (млн.евро) |
49503 |
55733 |
52118 |
54864 |
Затраты на образование (млн.долл. США по ППС) |
56574,86 |
64580,53 |
60531,94 |
63353,35 |
|
Государственные расходы на образование (млн.евро) |
40477 |
46681 |
43238 |
45964 |
|
Государственные расходы на образование (млн.долл.США по ППС) |
46259,43 |
54091,54 |
50218,35 |
53076,21 |
|
Данные ОЭСР |
Затраты на образование (млн.евро) |
74397,68 |
80505,28 |
- |
- |
Весьма существенной в случае Италии является разница в данных ОЭСР и национальных источников. По мнению некоторых специалистов, это связано с достаточно сложным механизмом распределения полномочий в данной сфере и сложностями в методологии11.
Германия.
В немецкой статистике соответствующим показателем затрат на образование является Bildungsausgaben (расходы на образование). Для оценки используются показатели затрат как на федеральном уровне, так и на уровне Земель. Также ведется оценка инвестиций, поступающих из частного сектора. Данные были взяты из Статистических сборников, издаваемых Федеральным Статистическим Офисом (Statistisches Bundesamt Deutschland).
Таблица 3.
Структура расходов на образование в Германии в 2005-2008 гг.12
Расходы, млрд.евро |
||||||||
Общественный сектор |
Частный сектор |
Иностранные инвестиции |
Итого |
% от ВВП |
||||
Федерация |
Земли |
Сообщества |
Всего |
|||||
2005 |
12,0 |
72,4 |
23,6 |
108,0 |
33,2 |
0,4 |
141,6 |
6,3 |
2006 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
142,9 |
6,2 |
2007 |
16,1 |
78,0 |
22,9 |
116,9 |
30,4 |
0,4 |
147,8 |
6,1 |
2008 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
155,0 |
6,2 |
Приводятся данные по распределению финансирования между общественным сектором, в том числе и государственными структурами, и частным сектором. Заметна тенденция к увеличению совокупных затрат в денежном эквиваленте, но при этом процентная доля в ВВП ФРГ остается практически неизменной. Статистические сборники по образованию выходят раз в 2 года, потому данные в таблицах приводятся в нечетные годы в полном объеме, а в четные годы делается предварительная оценка будущих возможностей.
Таблица 4.
Данные по затратам на образование в Германии13
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
||
Национальные показатели |
Затраты на образование (млн.евро) |
141600 |
142900 |
147800 |
155000 |
Затраты на образование (млн.долл. США по ППС) |
158566,6 |
164441,9 |
171860,5 |
181286,5 |
|
Государственные расходы на образование (млн.евро) |
108000 |
-- |
116900 |
-- |
|
Государственные расходы на образование (млн.долл.США по ППС) |
120940,6 |
-- |
135930,2 |
-- |
|
Данные ОЭСР |
Затраты на образование (млн.евро) |
114738,53 |
116204,72 |
- |
- |
Великобритания.
В статистике Великобритании при измерении расходов на образование используется показатель Education expenditure. В методологии указывается, что: «Затраты на образование определяются как школы для детей до 5 лет, начальные и средние школы, повышение квалификации, высшее образование, поддержка студентов и другие образовательные услуги. Показатель основан на Классификации функций правительства, составленных ООН и других образовательных категорий»14.
Таблица 5.
Структура расходов на образование в Великобритании в 2005-2008 гг.15
Расходы, млрд. фунтов |
||||
Местные органы управления |
Центральное правительство |
Итого |
% от ВВП |
|
2005 |
41429 |
21065 |
62494 |
5,3 |
2006 |
44938 |
22537 |
67475 |
5,4 |
2007 |
46859 |
23808 |
70667 |
5,3 |
2008 |
49785 |
26448 |
76233 |
5,4 |
Заметной особенностью структуры расходов на образование в Великобритании является то, что их большая часть приходится на местные органы управления, а не на Правительство. Как и в других, ранее рассмотренных странах, наблюдается увеличение расходов в денежном выражении, но при этом удельная доля в ВВП остается на неизменном уровне.
Таблица 6.
Данные по затратам на образование в Великобритании16
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
||
Национальные показатели |
Затраты на образование (млн.фунтов) |
62494 |
67475 |
70667 |
76233 |
Затраты на образование (млн.долл. США по ППС) |
96293 |
104450,5 |
109391,7 |
117101,4 |
|
Данные ОЭСР |
Затраты на образование (млн.фунтов) |
71584,5 |
77008,27 |
- |
- |
В статистических материалах Department for children, schools and families (DCSF) отсутствует оценка частного капитала, поэтому расходы на образование относят только к государственным. Различие в показателях, приведенных национальным статистическим офисом и ОЭСР, объясняют неучетом частного капитала при измерениях.
Соединенные Штаты Америки.
В статистических данных США приводится информация по затратам на образование как со стороны самих образовательных учреждений (Expenditures of educational institutions), так и расходы на уровне штатов и местных органов управления (state and local expenditures). Общий объем расходов на государственные начальные и средние школы включает текущие расходы, проценты по задолженности школы, и капитальные затраты. В связи с этим при анализе данных по США будем использовать оба эти показателя17.
Таблица 7.
Структура расходов на образование в США в 2005-2008 гг.18
Расходы, млн. долларов (текущие) |
||||
Затраты образовательных учреждений |
% от ВВП |
Расходы локальных органов управления |
% от ВВП |
|
2005 |
925712 |
7,3 |
689057 |
5,4 |
2006 |
984192 |
7,3 |
727967 |
5,4 |
2007 |
1053000 |
7,5 |
- |
- |
2008 |
1093000 |
7,6 |
- |
- |
Примечание: в методологических комментариях не указывается, каким образом соотносятся 2 данных показателя и не дублируют ли они друг друга в определенных данных.
Таблица 8.
Данные по затратам на образование в CША19
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
||
Национальные показатели |
Затраты на образование (млн.долл. США ) |
925712 |
984192 |
1053000 |
1093000 |
Затраты на образование (млн.долл.США по ППС) |
925712 |
984192 |
1053000 |
1093000 |
|
Данные ОЭСР |
Затраты на образование (млн.долл. США) |
869334,89 |
953552,27 |
- |
- |
Примечание: в статистических данных для государства приводятся показатели дохода, но не расходов, в связи с этим данные в таблице отсутствуют.
Результаты исследования показали, что данные, представленные национальными органами, ответственными за проведение образовательной политики, и сводные данные ОЭСР/Евростат разнятся. Данный факт объясняется различиями в национальных системах образования и методиках расчета индикаторов, а также сводным характером данных ОЭСР/Евростат. Однако, индикаторы, подготавливаемые ОЭСР/Евростат, благодаря сложной методологии и механизму расчета, позволяют наиболее точно провести анализ образовательных систем и сопоставления между различными странами.
1 Там же, С.90
2 Международная стандартная классификация образования: МСКО-1997. Париж: ЮНЕСКО, 1998. 37 с. 29С/20.
3Report for Selected Countries and SubjectsReport for Selected Countries and Subjects http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2010/01/weodata/weorept.aspx?sy=2005&ey=2008&scsm=1&ssd=1&sort=country&ds=%2C&br=1&pr1.x=70&pr1.y=18&c=156%2C132%2C134%2C112%2C136%2C111&s=PPPGDP%2CPPPEX&grp=0&a
4 Institut national de la statistique et des tudes conomiques http://insee.fr
5 http://www.education.gouv.fr/cid49949/les-couts.html.
6 Institut national de la statistique et des йtudes йconomiques // Enseignement-Йducation - Dйpense intйrieure d'йducation - http://insee.fr/fr/themes/tableau.asp?reg_id=0&ref_id=NATTEF07301
7 L'education national en chiffres 2004-2005, 2006-2007, 2008-2009
8 Institut national de la statistique et des йtudes йconomiques // Enseignement-Йducation - Dйpense intйrieure d'йducation - http://insee.fr/fr/themes/tableau.asp?reg_id=0&ref_id=NATTEF07301; http://stats.oecd.org
9 MIUR - http://www.istruzione.it/web/istruzione/home
10 La scuola in cifre 2008, http://stats.oecd.org
11 The distributional impact of public education expenditure in Italy, Mattia Makovec, February 2007
12 Bildungsbericht 2006, 2008, 2010 Tabellen Bildungsbudget nach Bildungsbereichen und finanzierenden Sektoren sowie Anteil am Bruttoinlandsprodukt 2005 und 2006 - http://www.bildungsbericht.de
13 http://www.bildungsbericht.de, http://stats.oecd.org
14 DCSF: Education and Training Statistics for the United Kingdom: 2008 http://www.dcsf.gov.uk/rsgateway/DB/VOL/v000823/index.shtml
15 Там же
16 Там же
17 National Centre for Education Statistics - http://www.nces.ed.gov/
18 Там же
19 http://www.nces.ed.gov/, http://stats.oecd.org
Оценка финансирования образования в различных странах мира