ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ МЕХАНИЗМОВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ МЕХАНИЗМОВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ

Конкин А.Н., аспирант

кафедры экономики, организации и инвестиций

института экономики и менеджмента

Пензенского государственного университета архитектуры и строительства,

kan-ne@ya.ru

Инновационный путь развития, признанный основным в современных экономических условиях, заставляет искать новые подходы к реализации научно-технического потенциала российских регионов. В значительной степени решение данной проблемы зависит от возможности и умения использовать современные финансовые инструменты и механизмы для привлечения в высокотехнологичную сферу экономики внебюджетных инвестиций. К сожалению, одной из наименее инновационно-активных отраслей в Пензенской области является строительство, при высокой концентрации и степени развития интеллектуального потенциала в регионе.

Инновации являются важнейшим фактором стабильного функционирования предпринимательских, финансовых, кредитных, любых других структур, и обеспечивают их экономический рост и конкурентоспособность. Однако в настоящее время в структуре инвестиций, используемых в отраслях строительного комплекса России, на долю нового оборудования, выпускающего инновационную продукцию, приходится менее 5% общего объема средств, выделяемых на развитие этих отраслей. В целом структура затрат на ИД в российском строительном комплексе (СК) выглядит следующим образом: прикладные научно-исследовательские работы – 31,9%, проектно-конструкторские и технологические– 48,6, изготовление и испытание опытного образца новой техники – 16,1, проектные работы для строительства – 4,4%. [1]

Предварительный анализ показал следующие проблемные ситуации в строительстве:

  • несовершенная инфраструктура управления инновационной деятельностью в региональном инвестиционно-строительном комплексе;
  • слабая заинтересованность руководителей строительных предприятий в проведении НИОКР, поскольку внедрение их результатов сопряжено с высокими рисками и значительными финансовыми затратами;
  • несовершенство системы трансферта технологий в строительное производство, в том числе низкое взаимодействие между наукой и бизнесом, низкое качество подготовки инновационных проектов для представления венчурному инвестору;
  • несовершенство законодательной и нормативной базы, регулирующей инновационную деятельность в строительстве;
  • низкая адсорбционная способность предприятий инвестиционно-строительного комплекса, снижающая уровень заимствования инновационных разработок из других отраслей;
  • низкая экономическая устойчивость строительных предприятий, снижающая их сопротивление негативному влиянию факторов внешней среды и повышающая уровень риска при внедрении инноваций;
  • значительный временной лаг межу внедрением инновационной технологии в строительное производство и отдачей от нее.

Данные проблемы носят скорее прикладной характер, тем не менее, разработка практических мероприятий по активизации инновационной деятельности должна основываться на результатах теоретических и методических исследований по указанной проблеме с корректировкой на территориальные и отраслевые особенности строительства.

Со стороны государства в последние годы осуществляются серьезные мероприятия для того, чтобы обеспечить инновационное развитие отраслей народного хозяйства. Для эффективного развития регионального строительного комплекса необходимо не только проведение эффективной экономической политики в данной сфере, но и качественно новая структура взаимоотношений участников строительного комплекса.

В России сформирован и функционирует институт саморегулирования в строительстве, данный институт может являться эффективным механизмом инновационного развития инвестиционно-строительного комплекса. Но для его эффективной работы необходимо соблюдение ряда правил. Во-первых, необходимо, чтобы карательная санкция, возлагаемая на нарушителя правил должна в несколько раз превышать предполагаемую выгоду от возможности нарушить правило. Во-вторых, необходимо свести к минимуму оппортунистическое поведение экономических агентов. В-третьих, необходимо, чтобы сами участники строительной деятельности следили за исполнением правил, так как в противном случае они сами несут издержки вследствие несоблюдения правил одним из участников института. Таким образом, гарантом соблюдения правил должны стать сами правила.

Для успешного развития регионального строительного комплекса необходима смена технологических укладов в производстве. Однако, как отмечают К.Р. Гончар и Б.В. Кузнецов [2] что такие переходы связаны с тремя особенностями:

  1. наблюдается так называемый парадокс производительности (отсрочка роста производительности после внедрения технологического изменения);
  2. медленная диффузия технологий;
  3. продолжение инвестиций в технологии старого уклада, когда на рынке уже доступны и доказали свою работоспособность новые технологии.

В итоге превращение технологических инноваций в конкурентное преимущество компании оказывается достаточно сложным, долгим и дорогостоящим проектом. Из-за сложности современных новых продуктов и технологий в строительном комплексе инновационный продукт становится системой компонентов, а сам производитель инновационного продукта становится системным интегратором, что в свою очередь требует дополнительных организационных и управленческих умений.

По мнению Н.А. Асаула необходима «интенсивная внутренняя структурная перестройка строительной отрасли в направлении создания принципиально новых организационных форм, адекватных условиям рыночного хозяйствования». [3] Как вариант решением данной проблемы может стать переход регионального строительного комплекса на инновационный путь развития, ориентация его составляющих на внедрение инновационных разработок в производственно-технологический процесс строительства.

Основой механизма инновационного развития регионального инвестиционно-строительного комплекса может стать модель института инноваций в строительстве, представляющую собой эклектику двух существующих экономико-социальных институтов – региональный инвестиционно-строительный комплекс и инновационно-венчурный бизнес. Это позволит обеспечить взаимодействие между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Пензенской области и местного самоуправления, предприятиями строительного комплекса и организациями научно-технической сферы в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий для перехода экономики области на инновационный путь развития.

Применительно к строительному комплексу «принятая рынком и закрепленная устойчивыми хозяйственными контрактами отраслевая функция может рассматриваться как вид деятельности, а группа специализированных предприятий, реализующих выделенную функцию, – как экономический институт отрасли».[4] Тогда экономическими агентами можно считать участников института инноваций в строительном комплексе. Однако при таком подходе исключается возможность инновационного развития регионального отраслевого комплекса и исключается «инноватор» из числа субъектов строительного комплекса.

Поэтому предлагается не выделять субъекты строительного комплекса из числа экономических агентов, а разделить их на инвесторов, как лиц, осуществляющих вложение денежных средств, и предприятия строительного комплекса, как лица, осуществляющие строительную деятельность (будь то заказчик, проектировщик, подрядчик, поставщик либо риелтор).

Таким образом, экономическими агентами, с точки зрения институционального подхода, применительно к инновационному строительному комплексу являются строительные предприятия, инвесторы, инноваторы, органы государственной власти, научные организации и потребители.

Участники института инноваций в строительном комплексе

Агенты

Характеристика

Строительные предприятия

Осуществляют строительную деятельность, будь то производство новых строительных материалов, механизмов, ведение строительного процесса и т.п.

Инвесторы

Осуществляют вложение инвестиций как в строительные объекты, так и в венчурные проекты.

Органы власти

Выступают гарантом исполнения обязательств между участниками строительного комплекса, разрабатываю экономическую политику стимулирования и развития отрасли, создают условия для развития инновационной составляющей, организуют контроль выполнения норм и правил.

Научные организации

Осуществляют научно-изыскательную деятельность, выполняют заказы на разработку и усовершенствование уже существующих материалов, средств производства и.т.п.

Инноваторы

Индивидуальные участники инновационного процесса, самостоятельно разрабатывающие инновационные проекты и обладающие навыками реализации инновационных идей в жизнь.

Потребители

Действуют исходя из функции потребительской полезности, принимают рациональные решения в сторону более качественных и дешевых товаров, предлагаемых на рынке строительных товаров и услуг.

Предложенные агенты предполагаемого нового института инноваций в строительном комплексе несколько не вписываются в привычные рамки строительного комплекса. Однако при условии добровольно-принудительного сотрудничества всех агентов возможен более скорый переход на инновационный путь развития экономики отрасли.

Цель создания института инноваций в региональном строительном комплексе – повышение благосостояния региональной экономики и эффективное использование ресурсов. Институт инноваций в строительстве играет роль внешнего стимула, побуждает к использованию инновационных разработок и внедрение достижений научной мысли в реальный сектор экономики региона.

Основной задачей института инноваций в строительстве является формирование гаранта исполнения правил и норм, действующих в конкретном социально-экономическом образовании, как то региональный строительный комплекс. Благодаря институту инноваций в строительстве должна сформироваться институциональная среда, которая бы увязывала вместе всех участников инновационной деятельности, формируя региональную инновационную инфраструктуру.

Формирование региональной инновационной инфраструктуры должно включать в себя следующие мероприятия: создание в регионе центров трансфера технологий, бизнес – инкубаторов, технопарков, сети отраслевых коучинг-центров, создание электронной венчурной ярмарки.

Обеспечение в области условий по функционированию механизмов финансирования инноваций должно осуществляться региональными органами государственной власти на основе разработки прогрессивного законодательства, создания фондов поддержки инноваций. Необходимо дальнейшее формирование законодательной и нормативной базы, обеспечивающей защиту прав инвесторов, совершенствование налоговой базы, привлечение сбережений населения в инвестиционную сферу, притока иностранного капитала.

Система управления инновационной деятельностью должна обеспечивать эффективное взаимодействие всех этапов развития инновации, начиная от идеи инновации до ее реализации в виде готовых услуг транспортной отрасли и обеспечивать развитие составляющей «управление». Она должна обеспечивать эффективное взаимодействие основных институтов инновационной, инвестиционной и инновационной деятельности на транспорте.

Такая система управления может сформироваться только при значительной поддержке региональных органов государственной власти, которые должны обеспечить координацию взаимодействия всех участников инновационной деятельности. Основные элементы такой системы уже существуют. Необходимо создать недостающие составляющие и обеспечить эффективное взаимодействие основных участников инновационной деятельности в Пензенской области.

Создание института инноваций в регионе позволит сократить время перехода регионального строительного комплекса к саморегулируемой системе, увеличить экономическую эффективность взаимодействия участников отрасли, сформировать стратегические перспективы развития предприятий комплекса, и всего региона в целом, снизить уровень трансакционных издержек.

Предложенные мероприятия должны способствовать взаимодействию между инвесторами, производственными предприятиями, организациями научно-технической сферы с целью использования достижений науки и технологий, что позволит экономике региона перейти к инновационному пути развития.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Г.А. Денисов, М.И. Каменецкий Организация инновационной деятельности в строительном комплексе // Проблемы прогнозирования, 2003, №3, с.50-63.

[2] Российская промышленность на этапе роста: факторы конкурентоспособности фирм / Под редакцией К.Р. Гончар и Б.В. Кузнецова; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Вершина, 2008. – 480 с.: ил., табл.

[3] Асаул Н.А. Институциональный подход к развитию инвестиционно-строительного комплекса // Экономическое возрождение России. – 2005. – № 1 (3). – С. 37–44.

[4] Лобанов А.В. Анализ структуры субъектов инвестиционно-строительного комплекса с позиций институциональной экономики // Научные труды вольного экономического общества России – 2009. - № 3. – с. 194.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ МЕХАНИЗМОВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ