Диверсификация инвестиций как актуальное требование модернизации сферы высшего профессионального образования в РФ

Недоспасова Ольга Павловна

Северская государственная технологическая академия

Г. Северск Томской области

Диверсификация инвестиций как актуальное требование модернизации сферы высшего профессионального образования в РФ

В последние годы сфера высшего профессионального образования (ВПО) в РФ проходит сложный этап модернизации, главной целью которой является устойчивое развитие и обеспечение качественной подготовки специалистов в соответствии с международными стандартами. В этом контексте в промышленно развитых странах политикой государства является создание условий для превращения ВПО в приоритетную для инвестиций сферу, привлекательную для диверсифицированных источников, которые объединяются в ней на принципах государственно-частного партнерства. Одновременно с этим в государственной политике в сфере ВПО происходит переход от преимущественно отраслевого к преимущественно региональному развитию данной системы и соответственно от отраслевого и федерального управления к совместному федерально-региональному управлению. Таким образом, развитие системы ВПО в регионах в перспективе видится объектом многоаспектного партнерского взаимодействия федеральных и региональных структур управления, органов местного самоуправления, профессионального бизнес-сообщества, общественных объединений и граждан.

Профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер убедительно доказал, в развитых странах конкурентные национальные отрасли непременно интегрируются с образовательными учреждениями. Сотрудничество между университетами и предприятиями в Северной Америке и Западной Европе началось как средство получения инвестиций из богатого источника - промышленности. Особенно преуспели в получении отдачи от инвестиций в образование регионы и отрасли с мощными современными, конкурентоспособными в глобальном масштабе компаниями. Обладая значительными финансовыми ресурсами, они первыми начали вкладывать средства в долгосрочные образовательные программы базовых вузов. Сейчас вложения в высшее профессиональное образование стали давать отдачу, причем как для компаний-инвесторов, так и для вузов, демонстрируя при этом низкий инвестиционный риск.

Важно отметить, что деньги на образование как таковые не являются решением проблемы. Ярким примером здесь может послужить сравнение стран Латинской Америки со странами Восточной Азии, где на образование расходуется примерно равная доля валового внутреннего продукта, но социально-экономическая эффективность образовательных инвестиций в этих регионах –различная. С учетом этого для России чрезвычайно актуальной задачей является формирование эффективного механизма привлечения образовательных инвестиций и их перераспределения для конкретных направлений подготовки специалистов, стимулирующего формирование интеллектуальной элиты по критическим («прорывным») технологиям.

Анализ российских критических технологий показывает, что из 50 базовых технологий, на которых живет и развивается мир, СССР лидировал по 32. Сегодня Россия реально обладает лишь 8 из них. В настоящее время действует перечень критических технологий РФ, поддержание и развитие которых имеет принципиальное значение для реализации жизненно важных национальных интересов страны. Составление такого перечня не только важный шаг на пути определения перспектив высокотехнологичного развития экономики России. На развитие этих отраслей должны ориентироваться действующие целевые программы научных исследований и экспериментальных разработок, в том числе на них должны быть сконцентрированы инвестиционные ресурсы для подготовки высококвалифицированных кадров.

В настоящее время исследования, направленные на изучение экономической эффективности инвестиций в сферу высшего профессионального образования проводятся в большинстве развитых стран преимущественно с прикладными целями. Например, они часто нацелены на оценку эффективности государственных программ в сфере образования, направленных на поддержку конкретных социальных групп (трудовых мигрантов, беженцев, коренных народов, женщин и др.). В России ситуация сложнее, базовой экономической модели поддержки и стимулирования инвестиционных процессов в сфере высшего профессионального образования пока нет. По мнению Е.Ф. Сабурова «…вопрос об инвестициях в образование в России не только не имеет ответа, но и не имеет сколько-нибудь внятной постановки»2. И это не смотря на то, что в мире исследования по инвестиционным проблемам в сфере образования активно ведутся со второй половины ХХ века.

Достаточно распространенным является подход к оценке эффекта от инвестиций в сферу ВПО через определение дополнительной заработной платы работников, прошедших дополнительную профессиональную подготовку3. Действительно, в экономически развитых странах каждый год, потраченный на получение дополнительного образования (при прочих равных условиях) приводит к увеличению заработной платы на 10 %. В РФ аналогичный показатель не превышает 4-5 %. Это означает, что низкая эффективность системы образования в России дорого обходится налогоплательщикам.

Высшие учебные заведения являются в настоящее время заметными субъектами национальной и региональной экономики. Однако успешность их деятельности во многом предопределяется устойчивостью развития отраслей, на подготовку кадров для которых они ориентированы. В период социально-экономических преобразований к таким отраслям в России относилась атомная промышленность. Принятие Федеральной целевой программы «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007 - 2010 годы и на перспективу до 2015 года» принципиально изменили ситуацию4. Согласно данной программе предполагается осуществить реконструкцию, техническое перевооружение и коренную модернизацию действующих предприятий атомной промышленности, создать новые производства, отвечающие современным требованиям, повысить уровень жизни населения в Наукоградах и закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО).

Цена программы в 1,4 триллиона рублей доказывает, что ЗАТО обладают мощной производственной базой, интеллектуальным и производственный потенциалом, который необходим для развития в России современного высокотехнологичного производства. Из 40 энергоблоков, которые планируется построить по данной программе, два будут построены в ЗАТО Северск в 2015 и 2017 гг. Данный проект объединит инвестиции по принципу частно-государственного партнерства и обойдется государственному бюджету в 134 миллиарда рублей. Проект создаст дополнительно 1641 рабочее место для эксплуатационного персонала будущей атомной станции. Сказанное означает, что подведомственные «РОСАТОМу» отраслевые вузы (в том числе Северская государственная технологическая академия), готовящие инженерные кадры для атомной промышленности страны, имеют хорошую перспективу превращения в центры аккумулирования разнообразных по источникам образовательных инвестиций.

Предпосылками для этого являются институциональные изменения, происходящие в последние годы как в атомной отрасли в целом, так и в регионах, где находятся объекты атомной промышленности:

  • произошли принципиальные изменения условий деятельности предприятий «РОСАТОМа». В Томской области расположено крупнейшее предприятие отрасли - Сибирский химический комбинат, традиционно являющийся основным работодателем для выпускников СГТА. Предприятие перешло из формы федерального государственного унитарного предприятия в ОАО. Акционирование, как правило, формирует эффективного собственника, что должно отразиться не только на повышении требований к уровню и качеству подготовки специалистов для атомной промышленности, но и на усилении потока корпоративных инвестиций в сферу ВПО;
  • Томская область перешла на качественно новый уровень администрирования инвестиционных процессов. В 2007 году Томской области присвоен статус особой экономической зоны технико-внедренческого типа и юг Томской ТВЗ (в том числе ЗАТО Северск) будет развиваться как «территория знаний»;
  • в 2007 году на базе СГТА создано некоммерческое партнерство «Отраслевой университетский комплекс «СИБАТОМКАДРЫ», в которое вошли 11 учебных заведений Северска, Томска, Новосибирска, Красноярска. Главная цель партнерства - объединение кадровых и материальных ресурсов, координация научно-образовательной и информационной деятельности и, в конечном итоге, повышение качества подготовки кадров;
  • в 2008-2009 гг. происходит формирование ядерного научно-образовательного кластера Сибири и Дальнего Востока в формате Национального ядерного университета под эгидой Московского инженерно-физического института (МИФИ). В него вошли 30 учебных заведений, ведущих подготовку специалистов для атомной отрасли России из 12 субъектов РФ.

С точки зрения макроэкономических преимуществ усиление инвестиционных процессов в атомной отрасли, а, следовательно, и в сфере высшего профессионального образования для неё, потенциально создаёт условия для повышения эффективности и устойчивого развития отраслевых предприятий, и, в конечном счёте, будет способствовать экономическому росту региона в целом. По предварительным расчетам налоговая отдача от строительства в ЗАТО Северск двух энергоблоков атомной станции составит только за время строительства 12 млрд. рублей, а в период эксплуатации –до 20 млрд. руб.

Однако между декларациями о необходимости усиления инвестиционных процессов в сфере высшего профессионального образования и реальными действиями - большая дистанция. Идеологически образование уже является инвестиционной сферой, но легально, нормативно остаётся «чёрной дырой». Представители российских предпринимательских кругов в свою очередь заявляют, что для превращения образования в инвестиционно-привлекательную сферу, необходимы институциональные изменения, особенно в сфере налогового стимулирования инвестиций. Несмотря на обозначенные проблемы, в современной России формируются объективные условия для объединения усилий широкого круга заинтересованных сторон для создания современной системы высшего профессионального образования, обладающей свойством инвестиционной привлекательности для диверсифицированных инвестиций.

Литература

2 Сабуров Е.Ф. Инвестиционный климат в образовании //Общественные науки и современность. 2007, №1, с.5-16.

3 Miller H.P. Annual and Lifetime Income in Relation to Education: 1937-1959, Amer. Eco. Rev., 50, 962-968 (1960).

4 Федеральная целевая программа "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007 - 2010 годы и на перспективу до 2015 года". Утверждена Постановлением правительства РФ от 06.10.2006. [Электронный ресурс] код доступа: http://www.fips.ru/

Исследование проводится при финансовой поддержке РГНФ, проект № 08-02-64205 а/Т.

3

Диверсификация инвестиций как актуальное требование модернизации сферы высшего профессионального образования в РФ