Повышение качества информации на основе внутренней стандартизации учетного процесса холдинговой компании

Глущенко Александра Васильевна –

доктор экономических наук, профессор,

заведующая кафедрой учета, анализа и аудита

государственного университета, г. Волгоград

Повышение качества информации на основе внутренней стандартизации учетного процесса холдинговой компании

Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в российской федерации на среднесрочную перспективу направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности и обеспечение гарантированного допуска к ней заинтересованных пользователей1.

Проблема повышения качества учетной информации всегда привлекала и привлекает внимание многих исследователей, ее активно обсуждает все бухгалтерское сообщество в средствах массовой информации и публичных дискуссиях.

Отечественные и зарубежные ученые поднимают вопросы о регулировании качества работы бухгалтера и аудитора2, о контроле качества их работы3, о том, в чьей компетенции должен быть контроль качества – государства или независимых профессиональных организаций4, как определить ответственность за некачественную деятельность и применять соответствующие санкции.

Но чаще всего они рассматривают качественные характеристики учетной информации, которые делают ее полезной. При этом они сходятся в том, что важнее всего уместность, надежность, полнота и сравнимость.

Зарубежные исследователи, такие как Бернстайн Л.А., Мэтьюс М.Р.и Перера М.Х.Б, Хендриксен и М.Ф. Ван Бреда, Энтони Р. и Рис Дж Э.С. рассматривают эти характеристики как иерархию качеств, выделяя первоочередные, наиболее и наименее значимые. Мнения их часто не совпадают.

Всестороннее исследование концепций, определяющих качество учетной информации, позволило нам сделать следующие выводы.

1. Максимально увеличить полезность учетной информации можно путем сбалансированности или гармоничного сочетания ее качественных характеристик. А важность (первоочередность) качественных характеристик - это понятие относительное.

Для того, чтобы информация была полезной необходимо соблюдать равновесие или компромисс между качественными характеристиками независимо от иерархии этих качеств, т.е. необходимо достичь соответствующего соотношения между характеристиками надежность, релевантность – своевременность; затраты – выгоды и т.д.

2. Качество одной и той же информации при реализации различных целей и/или видов учета – различно. Целевые запросы пользователей, определяемые экономической ситуацией, диктуют требования и приоритетные характеристики учетной информации, их содержание и значимость (интерпретацию). То есть для каждого вида бухгалтерского учета (финансового, управленческого, налогового, консолидированного) первоочередными или наиболее значимыми будут свои характеристики. Все остальные требования выполняют подчиненную роль.

Так если для финансового учета достоверной считается отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету, то в управленческом учете важнее объективность данных, их соответствие действительности. Понятие достоверности в учете для управления ближе к определению, используемому в аудите, где под достоверностью понимается возможность для компетентного пользователя делать на основе данных учета и отчетности правильные выводы.

Главными требованиями к качеству информации, формируемой в системе управленческого учета, нами определены релевантность и темпоральность. Релевантная, то есть существенная, востребованная приемлемая для вырабатываемых решений, информация как экономическая категория выражает отношения между заинтересованным пользователем, ведущим целенаправленный поиск (условие востребованности информации), и источником (владельцем) полезной информации по поводу интерпретации информационных потоков, а темпоральность связана с активностью источника (владельца) информации, предвосхищением им информационных потребностей пользователя. Нерелевантная, несущественная для данного решения информация, даже если она абсолютно достоверна, не может помочь в принятии правильного решения. Релевантными, с позиций принятия управленческого решения, являются данные и сведения, учитывающие условия, в которых принимается решение, его целевые критерии, имеющие набор возможных альтернатив и характеризующие последствия реализации каждой из них.

Максимальную полезность консолидированной отчетности можно обеспечить такими свойствами, как сопоставимость и последовательность. Следовательно, приоритетными (первоочередными) качественными характеристиками консолидированной финансовой отчетности мы считаем последовательность и сопоставимость.

Качество налогового учета и отчетности находится в прямой зависимости с исполнением обязательств по уплате налогов. Налоговая отчетность является качественной, если отраженные в ней показатели исчислены по установленным учетной политикой правилам разработанным в соответствии с законодательством РФ.

Исходя из этих выводов, мы и дали определение категориям качества учетной информации. (Следует отметить, несмотря на широкое использование понятия "качество учетной информации", в настоящее время отсутствует его общепринятая трактовка, и нет однозначного подхода к определению критерия и уровня качества информации).

Качество учетной информации - совокупность свойств учетной информации (различных для разных видов учета и пользователей), удовлетворяющих установленные и предполагаемые потребности пользователей в соответствии с ее назначением.

Так как, в России методологически обусловленным критерием качества учетной информации является соблюдение требований правил нормативных документов, определения критерия и уровня качества сформулируем следующим образом.

Критерий качества - требования к информации каждого вида учета, закрепленные во внешних и внутренних документах, регламентирующих учет и отчетность.

Уровень качества - степень соответствия учетной информации установленным требованиям внешних и внутренних документов, регламентирующих учет и отчетность.

Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, профессионального сообщества бухгалтеров, руководителей и главных бухгалтеров предприятий путем системного и взаимосвязанного осуществления целого комплекса мероприятий по разработке и внедрению системы обеспечения качества учетной информации.

Нами определена структура системы обеспечения качества учетной информации, выделены четыре, гармонично взаимосвязанных, элемента:

1) внешнее и внутреннее нормативное регулирование организации, методологии и методики бухгалтерского учета и отчетности;

2) рационализация использования кадрового потенциала бухгалтерии;

3)внешний и внутренний контроль;

4) технические ресурсы и программные средства.

Все элементы взаимосвязаны между собой и только в комплексе могу обеспечить повышение качества учетной информации.

Первым элементом мы определяем систему нормативного регулирования организации, методологии и методики бухгалтерского учета и отчетности т.к. согласно Положению по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) «достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету»5. Следовательно, для того, чтобы формировать качественную информацию бухгалтерского учета и отчетности российский бухгалтер должен досконально знать и неукоснительно выполнять нормативные акты по бухгалтерскому учету и отчетности.

На основании этого мы делаем вывод, что качество учетной информации – это, прежде всего, качество системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.

В настоящее время в РФ действует 4-х уровневая система нормативного регулирования учета.

Необходимость изменения системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, (концепция) предоставление большей самостоятельности хозяйствующим субъектам в организации и ведении бухгалтерского учета, в реализации собственной учетной политики, вызвана современными условиями хозяйствования. Рыночные отношения представляют собой динамичную, постоянно меняющуюся систему, для которой невозможно жесткое тотальное регламентирование ведения бухгалтерского учета со стороны государства. Установленная из центра система правил в таких условиях, не сможет вобрать в себя и учесть всего возможного разнообразия хозяйственной практики.

Поэтому с целью конкретизации и развития общих положений внешних нормативных актов применительно к данной организации необходимо разрабатывать внутренние нормативные документы (стандарты), регламентирующие постановку и ведение учета. В связи с этим считаем, что в системе регулирования учетного процесса большее внимание должно уделяться локальному нормотворчеству – разработке внутренних стандартов.

Под внутренними стандартами мы понимаем совокупность внутренних нормативных документов, разработанных в организации и регулирующих ее учет и отчетность с целью формирования качественной информации о ее деятельности для различных пользователей.

Внутренние принципы и правила бухгалтерского учета не могут существовать вне системы. Для того чтобы они представляли собой элемент нормативного регулирования бухгалтерского учета, необходима их формализация и синтезация на соответствующей основе в виде системы, которую мы называем системой внутренней стандартизации учета и отчетности.

Ключевым аргументом доказательства необходимости построения системы внутренней стандартизации учета и отчетности определена возможность улучшения качества информационного обеспечения управления и повышения конкурентоспособности организации. Учетно-аналитическая система в этом случае обеспечивает получение объективных сведений, характеризующих экономический характер деятельности организации.

Внутренние стандарты имеют важное значение для эффективного функционирования системы учета в организации, так как

- они обеспечат полную унификацию учетных систем внутри предприятия; единообразный подход к организации, методическому и техническому обеспечению учетного процесса;

- позволят конкретизировать общие принципы применительно к объектам учета, операционным и географическим сегментам;

- создавая технологическую основу для выполнения учетных работ, повысят производительность труда, взаимозаменяемость бухгалтеров, обеспечат многократное сокращение ошибок, создадут внутренний психологический комфорт путем установления четких, однозначных правил;

- они являются действенным инструментом контроля, индикатором, эталоном качества учетных процедур, механизмом рациональной организации учета и отчетности;

- высокое качество внутренних нормативных документов, охватывающих все аспекты бухгалтерского учета и отчетности, последовательное и полное выполнение их предписаний обеспечат необходимую прозрачность финансовой отчетности для всех потенциальных пользователей.

Особую остроту проблема корпоративного регулирования учетного процесса (локального нормотворчества) приобретает во-первых, с развитием холдингов, ведущих высокодиверсифицированную деятельность и имеющих территориально распределенную структуру, сложную многоуровневую систему управления, а во-вторых с расширением границ бухгалтерского учета. Помимо традиционного бухгалтерского учета, холдинговые компании ведут налоговый, управленческий и консолидированный учет, а отдельные – формируют свою отчетность по требованиям Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

Исследование состояния внутренних документов, разработанных в холдинговых компаниях агропромышленного профиля Волгоградской области, выявляет существенные "пробелы". Часто внутренние документы являются противоречивыми, поскольку содержат разные нормы в отношении одного объекта описания, они не отражают специфики предприятия, не поддерживаются в актуальном состоянии, носят формальный характер. Подобные проблемы, в той или иной степени имеет место на большинстве предприятий. Общей причиной всех отмеченных недостатков является то, что внутреннее нормативное регулирование, в большинстве случаев, представляет собой совокупность разрозненных, не объединенных в целостную систему документов.

Для того чтобы устранить перечисленные недостатки и в полной мере реализовать преимущества внутренней стандартизации, нужна система - система внутреннего нормативного регулирования учета и отчетности.

Нами разработана концепция формирования системы внутренней стандартизации учета и отчетности. Ее основная цель - обеспечить единообразное ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых участниками холдинга; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении, доходах и расходах, необходимой для консолидации данных по холдингу как единому хозяйствующему субъекту. Таким образом, внутренняя стандартизация не только устанавливает единые методологические подходы к организации и ведению системы бухгалтерского учета и отчетности, как для обществ-участников, так и для всей холдинговой структуры, но и обеспечивает процедурную поддержку учетного процесса.

Мы разработали принципы построения полноценной системы корпоративного регулирования правил учета и отчетности, требования к разработке, состав, содержание и структуру внутренних стандартов по направлениям стандартизации.

В качестве направлений внутренней стандартизации системы учета холдинговых компаний определены:

  • стандартизация финансового учета;
  • стандартизация налогового учета;
  • стандартизация управленческого учета;
  • стандартизация консолидированного учета.

Реализация концепции формирования системы внутренней стандартизации учета в агрохолдинге предложена через трехуровневую иерархическую систему внутреннего нормативного регулирования финансового, налогового, управленческого и консолидированного учета и отчетности. Документ первого уровня - системообразующий (базовый) стандарт, содержащий основные методологические подходы к разработке системы. Второй уровень - стандарты, классификаторы, справочники. Третий - совокупность рабочих инструкций, содержащих пошаговый алгоритм действий и обеспечивающих технологическую поддержку конкретного исполнителя. По каждому направлению внутренней стандартизации предложен целый комплекс нормативных документов от концепции до пошагового руководства к действию, разработаны проекты внутренних стандартов, классификаторов, инструкций.

В концепции определены требования к применяемой терминологии, составу, структуре содержанию и оформлению различных категорий внутренних стандартов.

Система внутреннего нормативного регулирования учета и отчетности холдинга является составной частью (причем достаточно значительной) системы документирования менеджмента качества.

На основе разработки внутренних стандартов внутри холдинга создается единое нормативно-правовое пространство

Регулирование учета на уровне организации является уникальным средством, с помощью которого, во-первых, осуществляется процесс реальной либерализации системы бухгалтерского учета; во-вторых, происходит совершенствование нормативной системы бухгалтерского учета и отчетности; в-третьих, разрешаются противоречия действующего законодательства.

1 Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской федерации на среднесрочную перспективу. Одобрена приказом Минфина РФ от 01.07.04 г. № 180 // Бухгалтерский учет. 2004. № 9. С. 4.

2 Николаева С.А. Профессиональное суждение в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета // Бухгалтерский учет. 2000. №12 С.50-52.


Панкова С.В. Методология и практика регулирования аудиторской деятельности: Монография. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2002.- С.67-70.

3 Андреев В.Д. Внутренний аудит: Учеб.пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – С. 116-118.

4 Островский О.М. Проблемы регулирования бухгалтерского учета в России в условиях его реформирования и перехода на МСФО // Бухгалтерский учет. 2003. №14. С. 3-9.

5 Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). Комментарии к положениям по бухгалтерскому учету / Отв.ред. А.С.Бакаев. – М.: Юрайт-Издат, 2004.- С. 61.

PAGE 5

Повышение качества информации на основе внутренней стандартизации учетного процесса холдинговой компании