НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В АСПЕКТЕ ПРОЯВЛЕНИЙ НЕЕСТЕСТВЕННОГО МОНОПОЛИЗМА

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В АСПЕКТЕ ПРОЯВЛЕНИЙ НЕЕСТЕСТВЕННОГО МОНОПОЛИЗМА

СЕРГЕЙ ШОШИН

кандидат юридических наук, доцент

Саратовского государственного университета имени Н.Г.Чернышевского,

доцент кафедры уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии

Значительные по своему размеру структуры, оказывающие образовательные услуги, финансируются в России из государственного бюджета. В деятельности многочисленных государственных учебных заведений по оказанию образовательных услуг вовсе отсутствует какой-либо элемент конкуренции. Парадокс заключается в том, что осуществляя закупки товаров и услуг для своей деятельности, эти структуры, зачастую, объявляют тендеры (конкурсы). В организации оплаты предоставления непосредственно образовательных услуг конкуренции еще на территории РФ не обнаруживается.

Следует полностью согласиться с точкой зрения Петровой Е.Р., называющей в числе главных факторов конкуренции в условиях переходной экономики не издержки и цены, а уровень и объем корпоративной власти и контроля рынка и производства. Этот уровень и объем корпоративной власти и контроля рынка и производства, выражается в статусе предприятия, близости к ресурсам, степени личной унии с государственным аппаратом, а в определенных случаях – в коррупции и прямом насилии. [1, с.с. 4-7] [2, с.с.22-32]

Российские же законы (да и само общество) еще далеки от того, чтобы определять главные акценты социально-экономического реформирования на подлинно научных теоретических и эмпирических основах. Экономика и право находятся в состоянии, требующем устранения из хозяйственной и законодательной практик заведомо убыточных технологий. Важно устранение заведомо убыточных и противоречащих здравому смыслу технологий. В подобных условиях не только догматические, но и некоторые вполне истинные положения теории при их неумелом использовании, как правило, оказывают тормозящее воздействие на процесс обновления социума, его выход на качественно новую ступень своего исторического развития. [3, с.с. 3-6]

Следует рассмотреть возможность сертифицировать образовательные услуги в соответствии с ИСО 9001:2000 с учетом требований международного рынка услуг. Это поможет российскому бизнесу обеспечить возможность защитить свои интересы в международном разделении труда на рынке услуг, повысит доверие к российскому бизнесу со стороны иностранных партнеров и, самое главное, позволит успешно и на равных интегрироваться в мировую экономику стран, входящих во Всемирную Торговую Организацию. [4, с. 302]

Спорить о целесообразности внедрения в России применительно к образовательной деятельности системы менеджмента качества (ИСО) весьма сложно. Это общемировое достижение, нашедшее подтверждение многолетней практикой во всех областях человеческой жизни. В рамках Болонской декларации предполагается учредить аккредитационные агентства, независимые от национальных правительств и международных организаций, и одновременно установить стандарты европейского образования – исходя не из длительности обучения, а из знаний, умений и навыков, приобретенных студентами.

Важно законодательно закрепить обязательность проведения страхования ответственности лиц, предоставляющих образовательные услуги. [5, с.с. 595-615] [6, с.с. 423-428]

В части 2 статьи 19 Конституции РФ указано, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. [7, с. 9]

В Российской Федерации с осуществлением указанного выше равенства не все обстоит просто и однозначно. Целевая подготовка специалистов для органов прокуратуры осуществляется в образовательных институтах Генеральной прокуратуры Российской Федерации. [8] Данные образовательные институты созданы по решению Правительства Российской Федерации в составе Саратовской государственной академии права, Уральской государственной юридической академии и Санкт-Петербургского юридического института Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Оплата за подготовку специалистов производится, в том числе и Генеральной прокуратурой Российской Федерации из выделенных на эти цели средств федерального бюджета.

Ежегодно Генеральной прокуратурой Российской Федерации для прокуратуры Костромской области выделяется до 14 целевых мест в Институтах прокуратуры.

Кандидатам в абитуриенты, прошедшим тестирование с положительным результатом, имеющим хорошие и отличные оценки и соответствующие характеристики, выдаются направление за подписью прокурора Костромской области для допуска к вступительным экзаменам в Институты прокуратуры.

С абитуриентами, успешно сдавшими вступительные экзамены и зачисленными в институты прокуратуры, заключаются трехсторонние договоры о подготовке специалистов и их трудоустройстве в органы прокуратуры Костромской области. [8]

Доступ к возможности выполнения общественно значимых работ на территории Российской Федерации, как представляется, должен быть по возможности равным для всех хозяйствующих субъектов. [9, с. 74] Следует внедрять тендеры (конкурсы) по распределению контрактов на оказание таких образовательных услуг. Отдельно в процедуре тендера (конкурса) должны быть урегулированы некоторые преференции для организаций инвалидов. В действующем законодательстве складывается административный запрет на участие в анализируемой образовательной деятельности, финансируемой из бюджета соответствующего уровня, любых иных участников, кроме тех, которые были перечислены выше. Фактически указанная ситуация является проявлением неестественного монополизма в РФ. Справедливость подобного положения вещей для иных участников рынка образовательных услуг в России представляется весьма сомнительной. Особенно актуально сложность рассматриваемого вопроса проявляется при расходовании государственных бюджетных средств. Целый сегмент рынка образовательных услуг оказался подверженным действиям по разделу. Тем самым произошло ограничение доступа некоторых участников рынка образовательных услуг в этот сегмент вплоть до полной невозможности оказания таковыми другими участниками экономической деятельности, не являющимися формально носителями статуса «уполномоченных» для этого.

В Федеральном законе «О естественных монополиях» не только отсутствует какое-либо упоминание о подобном аспекте деятельности образовательных учреждений, но и вовсе об оказании каких-либо образовательных услуг. [10]

Деятельность по психологическому тестированию абитуриентов, поступающих в указанные выше высшие учебные заведения на условиях последующей обязательной работы в органах прокуратуры, также не может быть отнесена к непосредственно правоохранительной деятельности. Такое тестирование должно финансироваться также на основе тендера (конкурса). Однако в сегодняшних условиях в этом вопросе окончательного формирования правового механизма реализации не создано.

Схема распределения подрядов на оказание образовательных услуг значительно повысит степень прозрачности распределения финансов.

Значительные средства из государственного бюджета используются для финансирования многочисленных факультетов повышения квалификации преподавателей. При этом реализуется программа «образование длиною в жизнь». Современное состояние науки и техники связано с наличием потребности в регулярном обновлении информационного массива базы данных, полученных преподавателем прежде. Сейчас в относительно небольшие промежутки времени можно наблюдать процесс устаревания не только информации, относящейся к техническим специальностям, наукам, но и к общественным дисциплинам. На формирование у каждого преподавателя высшего учебного заведения потребности в регулярном обновлении багажа своих знаний может потребоваться некоторое время. Скоро станут достоянием истории не только отдельные рядовые преподаватели, доценты и профессора некоторых высших учебных заведений, а также – часть руководителей подразделений таких образовательных учреждений – не имеют каких-либо надлежащего уровня навыков в работе с компьютерной техникой и наукоемкими технологиями связи и коммуникаций.

Не всегда легко и просто становится возможным преодолеть и разницу в учебных планах, отличающую российские образовательные программы, например, от принятых в ряде стран Западной Европы. Возможно, по истечении надлежащего периода времени и число мифов идеологического характера, свойственных национальному российскому высшему образованию, резко уменьшится. Одним из подобных мифов - является мнение о бесплатности высшего образования. Такой миф в значительной степени влияет на отечественный образовательный процесс. Хотя конституционная норма устанавливает подобное правило, но из практики мировой экономики известно, что труд не может быть бесплатным. Любой труд должен быть оплачен. Труд педагога, труд преподавателя высшей школы – здесь также не может являться исключением. Вопрос здесь состоит в том, кто именно и из каких конкретно источников осуществляет финансирование так называемого «бесплатного» российского высшего профессионального образования. Такая деятельность, как правило, осуществляется из бюджета соответствующего уровня.

Далеко не во всех случаях сегодня в сфере высшего профессионального образования имеется возможность для относительно свободной конкуренции различных хозяйствующих субъектов. Зачастую приоритетом в подобной деятельности обладают высшие учебные заведения государственной формы собственности. В этом не было бы ничего плохого при условии их равного доступа к процедуре получения государственного заказа на соответствующие образовательные услуги. Здесь просматривается весьма значительное поле, как для научной деятельности ученых многих направлений, так и для принятия соответствующего национального законодательства. Можно предположить, что стремление к построению в Российской Федерации цивилизованного рынка должно происходить в рамках, максимально приближенным к именуемым «правовыми».

Официально провозглашающий строительство коммунизма (социализма) Китай в своей практической (и научной) деятельности может показать много любопытного для российского высшего образования. Одним из подобных иллюстраций может стать платность (в той или иной степени) всего высшего образования в Китае.

При выработке стратегии финансирования процесса высшего образования в РФ можно отметить и опыт некоторых арабских государств, в которых при рождении каждого гражданина ему на банковский счет зачисляется значительная сумма, предназначенная на получение надлежащего уровня образования в любом учебном заведении выбранной им страны мира. Несомненно, финансовые возможности современной РФ, даже при обильных поступлениях от экспорта нефти, не позволяют в полной мере распространить такой опыт арабской практики на российскую действительность. Существующие в мире рейтинги высших учебных заведений различных государств и занимаемое в них положение отдельных отечественных высших учебных заведений далеко не в полной мере способствуют привлечению в РФ абитуриентов из таких арабских государств. Вместе с тем, подобный опыт может быть с успехом применен и в практике финансирования процесса получения высшего образования российскими абитуриентами. Учитывая ограниченные возможности финансирования процесса получения абитуриентами из РФ высшего образования в лучших университетах мира, возможным представляется частичное финансирование указанного процесса. При этом надлежит иметь в виду имеющуюся сегодня потребность в РФ в специалистах, обладающих лучшим в мире образованием. Поэтому, рассчитав среднюю сумму затрат на получение одним студентом высшего образования в высшем учебном заведении Российской Федерации, возможно произвести ее перечисление по безналичному расчету на счет конкретного выбранного таким абитуриентом высшего учебного заведения в любой точке мира (в качестве частичной оплаты его обучения). Столь резкая мера законодательного и финансового характера способна резко повысить как степень конкуренции среди отечественных высших учебных заведений в деятельности по привлечению в свои стены каждого российского абитуриента, так и активность российских университетов по повышению качества высшего образования, получаемого их выпускниками.

Для подобного изменения практики финансирования потребуется реформа многочисленного законодательного пространства, действующего на территории РФ. Также можно признать необходимым факт признания заслуг указанного университета (или иного высшего учебного заведения), избранного таким абитуриентом для своего обучения, как несомненных и бесспорных. Соответственно, следует помнить, что далеко не все правовые системы государств мира характеризуются платным высшим образованием. В указанном вопросе имеются самые различные вариации.

Стоит обратить внимание на систему высшего образования в современной Германии. Выходцы из России имеют возможность получить высшее образование европейского качества в университетах Германии полностью бесплатно. Единственным, однако, вполне разумным условием в данном случае является получение такого образования на немецком языке.

Похожая ситуация складывается с процессом высшего образования в Финляндии. Университет города Хельсинки предоставляет для российских абитуриентов возможность для бесплатного получения высшего образования даже не на финском, а на английском языке. При этом, несомненно, надлежит учитывать широкое распространение английского языка как средства межличностного общения в Финляндии.

Основной причиной практики и немецких, и финских университетов по отношению к российским абитуриентам можно назвать не только стремление к набору лучших кандидатов в свои студенты, но и современные демографические реалии, свойственные не только РФ, но и многим странам Европы.

Повышение качества и доступности высшего образования в Российской Федерации требует привлечения к себе внимания научной общественности. Целесообразно разработать и практически реализовать новые инновационные методы и способы развития российского национального высшего образования. Иногда, по мере необходимости, следует обратить внимание и на исторические примеры. Например, из истории развития Китая, известно о существовании, наряду с ветвями власти, известными современным российским юристам, еще одной ветви власти – экзаменационной. Тем самым достаточно наглядно подчеркивалось положение в обществе и государстве его представителей, занимающихся приемом экзаменов. Существующая сегодня практика приглашения высшими учебными заведениями авторитетных должностных лиц для исполнения обязанностей Председателя Государственной Аттестационной Комиссии не всегда позволяет в надлежащей степени минимизировать проявления отдельных негативных процессов. Иногда подобная практика вызывает обоснованную критику.

Совершенно иначе складывается ситуация, рекомендуемая к внедрению на основе реформирования образования по болонским требованиям. Мобильность студентов, наряду с мобильностью профессорско-преподавательского состава, позволит значительно повысить степень объективности оценки уровня знаний. Весьма маловероятно, например, что при оценке уровня знаний конкретного студента, прежде обучавшегося за пределами РФ, по английскому языку, предварительно сдавшего экзамен TOEFL или аналогичный с достаточно высокой оценкой, у российских педагогов высшей школы, специализирующихся в данной области языкознания (филологии), возникнут какие-либо сомнения в обоснованности столь высокой оценки. Многим отечественным специалистам, сталкивающимся с указанной проблематикой, известен высокий уровень принципиальности при приеме экзамена TOEFL. Российская практика до сегодняшнего дня не имеет прецедентов проявления коррумпированности при приеме указанного экзамена. Аналогичное мнение справедливо и применительно к оценкам знаний, выставленным студентам преподавателями национальных высших учебных заведений, работающих в странах, не относящихся к территориям высокой подверженности коррупционной опасности.

В значительной степени позволяют снизить вероятность возникновения неслужебных отношений между студентом и преподавателем и рекомендуемые по болонским реформам кредитные единицы. Снижение числа аудиторных часов, после которых необходимо проведение оценки степени освоения соответствующего объема учебного материала, будет способствовать увеличению гласности процесса оценки знаний каждого обучающегося. Чем меньше окажется указанное число, тем более прозрачным будет данный процесс. Студент, не отличавшийся посещаемостью и надлежащей успеваемостью на протяжении всего отрезка образовательного периода в высшем учебном заведении, окажется на виду у своих однокурсников при подобной инновационной практике в значительно большей степени, нежели при сегодняшней ситуации. Сегодня в значительном количестве высших российских учебных заведений период от начала изучения отдельного предмета до момента окончания этого процесса, и, соответственно, оценки результативности указанного процесса, оказывается более продолжительным. В ряде случаев подобное соотношение продолжительности обучения с периодичностью его оценки может быть снижено в разы. При этом возникнет непростой вопрос о необходимости внесения надлежащих корректив в учебные планы, так и изменений в учебно-методические разработки. Подобное совершенствование регламента образовательного процесса – реально возможно, не требует наличия неразумных материальных ресурсов для своей реализации и доступно профессорско-преподавательскому составу в силу его уровня квалификации.

Научные разработки должны оказать содействие в непрерывном развитии и совершенствовании образовательной сферы. Востребованными могут оказаться и инновационные идеи в сфере экономического развития российского высшего образования.

Список использованных источников:

  1. Пертрова Е.Р. Монополизм и формы его проявления в современной переходной экономике [Электронный ресурс]. Дисс. канд. экон. наук: 08.00.01.: политическая экономия. – Уфа. 1999; ( М.: РГБ, 2003.)// http://diss.rsl.ru/diss/03/0292/030292039.pdf.
  2. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Закономерности и модели переходной экономики // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика.- М., 1996.-№ 1.
  3. Бажанов С.В. Стоимость уголовного процесса. Дисс. д-ра юрид. наук: 12.00.09. (Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, оперативно-розыскная деятельность). - Н.Новгород: ННГУ, 2002.
  4. Овчинников В.В. Институты глобальной конкуренции в постиндустриальной экономике.// Государственная конкурентная политика и стимулирование конкуренции в Российской Федерации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 10 апреля 2007 года). – М.: «Научный эксперт», 2007.
  5. Шошин С.В. Уроки современного периода конституционного строительства в России/ Конституция и доктрины России современным взглядом. Материалы всероссийской научной конференции (Москва, 17 марта 2009 года).- М.: Научный эксперт, 2009.
  6. Шошин С.В. Использование инновационного потенциала молодежи в процессе реализация приоритетного национального проекта "Образование". В сб.: Молодежь и будущая Россия. Материалы Третьей всероссийской научно-практической конференции. Сб. науч. тр. ИНИОН РАН. Редколл.: Пивоваров Ю.С. (отв. ред.) и др.- М.: ИНИОН РАН, 2008.
  7. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации. - М.: ЗАО «ГроссМедиа Ферлаг», 2004.
  8. Прием на службу. Условия приема на службу в органы прокуратуры. [Электронный ресурс] / Прокуратура Костромской области. – Кострома, 2008. http://www.kosoblproc.ru/index.php?page=job.
  9. Шошин С.В. Пути преодолений проявлений монополизма в деятельности адвокатов России. // Закон. № 2 (февраль) 2008 г.- М.: ИГ Закон, 2008.
  10. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (в ред. от 25.12.2008). / Программа информационной поддержки российской науки и образования «КонсультантПлюс: Высшая школа». Учебное пособие. Выпуск 13. К весеннему семестру 2010 г. [Электронный ресурс]- М.: КонсультантПлюс, 2010. CD-ROM; www.consultant.ru.

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В АСПЕКТЕ ПРОЯВЛЕНИЙ НЕЕСТЕСТВЕННОГО МОНОПОЛИЗМА