Теоретико-методические подходы к оценке эффективности реализации социально-экономической политики региона

Задорожнева Юлия Владимировна,

аспирант Волгоградского Государственного Университета,

город Волгоград

«Теоретико-методические подходы к оценке эффективности реализации социально-экономической политики региона»

Современный этап развития Российской Федерации характеризуется возрастающей ролью человека в качестве центрального звена социально-экономической системы. В соответствии с п.1 ст.7 Конституции РФ «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»1. Однако для реализации данного конституционного положения на практике предстоит решить комплекс социально-экономических задач, направленных на повышение общего уровня жизни граждан, что возможно посредством разработки и реализации экономической политики.

Существование разнообразных точек зрения при определении понятия «экономическая политика» свидетельствует о наличии разных аспектов рассмотрения данного понятия, но в целом можно отметить следующие общие положения:

  • экономическая политика – целенаправленная деятельность государства;
  • данная деятельность воплощается в совокупности мер воздействия (государственного регулирования) для достижения поставленных целей и решения социально-экономических задач.

При этом понятия «экономическая политика» и «социально-экономическая политика» зачастую выступают как термины-синонимы, что продиктовано взаимозависимостью экономических и социальных показателей. Так, А.Г. Гранберг подчеркивает, что «цели региональной экономической (или социально-экономической) политики при всем разнообразии формулировок в разных странах выражают компромисс между экономической эффективностью и социальной справедливостью»2.

Экономическая политика государства в целом ориентирована на достижение общенациональных целей страны, общества, народа. Цели государства зависят от достигнутого уровня социального и экономического развития страны, от историко-национальных традиций. В разных странах существуют свои приоритеты, предпочтения в отношении государственных устремлений, отражающие позицию правительства, общественное мнение, господствующие политические убеждения3.

Б.А. Райзберг определяет «универсальную» цель государства как «содействие достижению высокого уровня, росту социально-экономической эффективности в масштабе хозяйства страны»4. Под социально-экономической эффективностью традиционно понимают величину экономического эффекта и социальных результатов, получаемых в расчете на единицу затрачиваемых ресурсов.

С.С. Сулакшин отмечает, что «экономика – наиболее интегративная категория, существенно влияющая на жизнь отдельных людей и семей, на состояние государственных институтов и государства в целом5». Автор считает, что «деятельность государства в экономической сфере должна исходить из цензов социального состояния большинства населения страны6», при этом социальная рыночная экономика по его мнению «…есть инструмент построения не чисто рыночного, а социально ориентированного общества», а человек как важнейший активный ресурс экономического роста должен быть конечной целью экономической политики7.

Выделяют экономическую и социальную как вполне самостоятельные политики государства, расположив их на одном уровне вместе с бюджетной и налоговой, денежно-кредитной и банковской, геостратегической, политикой безопасности и др., но в то же время отмечается, что социальная политика выступает в двойной роли и является частью экономической политики.

П.В. Савченко рассматривает социальную политику в широком и узком смыслах. По его мнению, в узком смысле она представляет собой «систему мероприятий государства и других субъектов, непосредственно направленных на решение социальных задач; в широком смысле – ракурс общеэкономической политики, связанный с формированием социально-экономической среды, благоприятствующей самореализации каждого члена общества в собственно экономической сфере, гарантирующей достаточный уровень стабильности и возможности развития человека»8.

В.С. Пригарин, О.А. Канаева оценивают эффективность социальной политики по двум основным критериям:

  • меры по обеспечению решения собственно социальных проблем, и главное здесь, по их мнению, - динамика уровня и качества жизни населения;
  • степень включения социальной политики в механизм экономического роста9.

Следует отметить важную составную часть экономической политики государства –региональную политику, которая по мнению М.В. Степанова «охватывает комплекс различных законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти и направленных на регулирование процессов размещения производительных сил»10.

Л.А. Николаева определяет региональную социально-экономическую политику как сферу деятельности государства по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающую как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой11.

Различают региональную политику, проводимую федеративным центром по отношению к регионам, и социально-экономическую политику самих регионов. У регионов страны различный потенциал саморазвития, неодинаковая ментальность людей, резко дифференцированные показатели уровня развития инфраструктуры, разная плотность населения, различный уровень квалификации рабочих и управленцев. Наблюдается также неодинаковая покупательная способность доходов населения, различный уровень бедных семей и одиночек, различия в демографическом потенциале и структуре населения, специализации и структуре хозяйства. Как следствие этих особенностей перед регионами встают проблемы сбыта товаров и предоставления услуг, риска предпринимательской деятельности, неплатежей и бюджетных расходов, возникают специфические проблемы, что требует от местной власти выработки самостоятельной социально-экономической политики12.

Основным показателем эффективности социально-экономической политики региона является достигнутый уровень экономического и социального развития конкретной территории и как следствие социально-экономическая стабильность всего государства. По мнению М.В. Степанова одним из основных и традиционных методов региональной экономики является анализ, который включает оценку природно-ресурсного, социального, экономического и научно-технического потенциала, геополитической ситуации в территориальном разрезе, что позволяет учесть региональные особенности развития и размещения производительных сил отдельных регионов. При этом автор считает, что на основе анализа вскрываются особенности участия региона в территориальном разделении труда, выявляются недостатки и диспропорции в развитии и их влияние на совершенствование хозяйственного комплекса региона, оцениваются сложившиеся транспортно-экономические связи. Результатом анализа служит формирование взаимоувязанной системы проблем, направления решения которых должны просматриваться в специфических для каждого региона задачах развития13.

С.С. Сулакшин считает возможным оценку экономической политики, если составить для нее набор наиболее важных ценностных критериев, в качестве региональных показателей14 он выделяет следующие:

  • диапазон ВРП на душу населения;
  • диапазон инвестиций на душу населения;
  • диапазон безработицы по регионам.

А.Г. Гранберг для анализа экономики регионов рассматривает валовой внутренний продукт и его основные компоненты (в том числе конечное потребление), доходы населения (с учетом их покупательной способности), национальное богатство, сосредоточенное на территории региона (в том числе потребительское имущество) и т.д. При этом он подчеркивает, что для межрегиональных сопоставлений уровней развития, благосостояния и эффективности эти показатели даются в расчете на душу населения, одного трудоспособного или занятого15.

А.Г. Гранберг отмечает, что построение типологий регионов важно как для системного описания и диагностики социально-экономического положения регионов, так и для осуществления задач государственной региональной политики16. В результате отнесения региона к тому или иному типу, выявления наиболее проблемных регионов способно дать оценку эффективности проведения социально-экономической политики конкретной территории. Кроме того, автор считает моделирование одним из важнейших методов исследований во многих отраслях науки, в том числе и региональной экономики и добавляет, что математические модели широко используются в решении практических проблем региональной экономики: при построении региональных типологий, региональном ситуационном анализе, разработке прогнозов, имитации последствий осуществления социально-экономических мероприятий на народнохозяйственном и региональном уровнях, обоснованиях параметров финансово-экономических механизмов и др17.

Следует отметить, существование разрыва между потенциальной и фактической эффективностью функционирования экономических систем региона. По мнению, Б. И. Герасимова данное обстоятельство свидетельствует о действии тормозящих факторов, к которым автор относит: нерациональное распределение ресурсов; несовершенство экономических стимулов; недостаточное качество выполнения принимаемых решений18.

Эффективность социально-экономической политики целесообразно рассматривать по результативности, т.е. по соответствию достижению поставленных целей, однако зачастую реальные последствия экономической политики значительно отличаются от прогнозируемых результатов, поэтому ее выбор состоит в эффективном использовании имеющихся в распоряжении государства инструментов воздействия на экономические процессы и агентов хозяйственной деятельности с целью максимизации результата при снижении трансакционных и трансформационных затрат.

1 Конституция Российской Федерации – п.1 ст.7.

2 Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики / А.Г. Гранберг. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. - С. 350.

3 См.: Райзберг, Б.А. Основы экономики: Учеб. пособие / Б.А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2003. – С. 375.

4 Райзберг, Б.А. Указ. соч. С. 377.

5 Государственная экономическая политика России. К умной и нравственной экономике (анонс) / под общей ред. С.С. Сулакшина. – М.: Научный эксперт, 2007. – С. 360.

6 Сулакшин, С.С. Указ. соч. С. 360.

7 См.: Сулакшин, С.С. Указ. соч. С. 360-361.

8 Национальная экономика: учебник / под ред. П.В. Савченко. – М.: Экономистъ, 2007. – С. 621.

9 См.: Социальная политика государства в рыночной экономике: Учеб. пособие / под ред. проф. В.С. Пригарина, доц. О.А. Канаевой. – СПб.: ОЦиЭМ, 2002. – С. 34.

10 Региональная экономика: Учеб. пособие / под ред. М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, Изд-во Рос. экон. акад., 2000. – С. 15-16.

11 См.: Николаева Л.А. Экономическая теория. / Л.А. Николаева, И.П. Черная. – М.: Феникс, 2005. – С. 57.

12 См.: Буданов, Г.А. Социально-экономическая политика на уровне субъекта Федерации / Г.А. Буданов // Проблемы современной экономики. – 2007. – № 3. – С. 23.

13 См.: Региональная экономика: Учеб. пособие / под ред. М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, Изд-во Рос. экон. акад., 2000. – С. 42.

14 См.: Сулакшин, С.С. Указ. соч. С. 174.

15 См.: Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики / А.Г. Гранберг – М.: ГУ ВШЭ, 2000. - С.109.

16 См.: Указ. соч. С. 118.

17 См.: Указ. соч. С. 133.

18 См.: Региональная экономика: организацонно-экономический механизм управления ресурсами развития региона / Под науч. ред. д-ра эконом. наук, проф. Б. И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. – С. 19.

PAGE 3

Теоретико-методические подходы к оценке эффективности реализации социально-экономической политики региона