Реализация принципа справедливости в социально-экономическом развитии общества
Гриценко А.А., доктор экон. наук, проф., член-корр. НАН Украины
Реализация принципа справедливости
в социально-экономическом развитии общества
Современное экономическое развитие характеризуется диспропорциональностью и нестабильностью. Развитие общества стало приобретать кризисный характер. Не только неожиданные финансовые кризисы, рецессии, банкротства, рост безработицы, снижение доходов, экономическая несостоятельность целых стран, но и деструкция культуры, моральная деградация, усиление протестных настроений стали признаками современного развития событий. Все более настойчиво и политически оформлено звучат призывы к преодолению неравенства и обеспечению справедливости. В этих условиях проблема обеспечения справедливости и устойчивости социально-экономического развития выходит на первый план, нуждается в безотлагательном теоретическом осмыслении и практическом решении.
Общей теоретической основой решения этой задачи является понимание исторической диалектики экономического и социального. Глобальный экономический кризис заострил противоречие экономического и социального в общественном развитии. Экономический рост в фундаментальной структуре общественного развития подчинен интересам человека, но в актуальной структуре современной кризисной динамики он подчинен финансово-экономическим целям. Для преодоления финансово-экономических диспропорций снижаются доходы населения, ухудшаются условия жизнедеятельности людей. Экономическое и социальное вступили в открытый конфликт. Но этот конфликт является лишь определенной исторической формой взаимодействия экономического и социального в развитии человеческого общества.
Это взаимодействие исторически проходит ряд этапов. Сначала социальные и экономические отношения были нераздельно слиты в реальном процессе жизнедеятельности общества. |товариства| Отношения по|ставлення| поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ в первобытных формах общества не были обособлены от отношений людей по поводу их самих, их положення и статуса в обществе. Потом в процессе исторического развития социальная сфера относительно выделилась из экономической, сохраняя внутреннее единство с ней. Для современного этапа характерно развернутое взаимодействие экономического и социального как неразрывно связанных и в то же время относительно самостоятельных сфер.
Историческим основанием для развития социализации экономики является объективная закономерность социализации капитала. Капитал по своей сущности является стоимостью, приносящей прибавочную стоимость. На ранних этапах капитализма прибыль в большей степени зависела от уровня развития средств производства и технологий. Но постепенно в производстве на первый план выходит человек, от образованности, творческих способностей, психологических качеств, настроения которого зависит прибыльность предприятия. Поэтому развитие человека, в той мере, в которой оно входит в условия повышения эффективности производства, становится предметом заботы самого капитала. Капитал, таким образом, в собственных целях начинает заниматься развитием человека и социализацией производства. Этим начинает активно заниматься и государство.
Исторически противоречие экономического и социального в ХХ веке приняло форму борьбы двух социально-экономических систем: капитализма и социализма. Эта борьбе велась в разных политических, экономических, научно-технических, военных и других формах и влияла на каждую из систем: капитал все больше включал в себя социализацию, а социализм все больше допускал развитие товарно-денежных отношений, которые вели к капиталу. Этот процесс на рубеже ХХ и ХХI веков вышел на новый уровень, превратив противоречие экономического и социального из внешнего противоборства систем во внутреннее противоречие капитализации и социализации в социально-экономического развития государств.
Капитализация представляет собой многоаспектный и многоуровневый процесс, который имеет своей сутью превращения стоимости, воплощенной в разнообразных предметных и социальных формах, в источник создания прибавочной стоимости. А социализация экономики связана с подчинением экономических процессов интересам развития человека. Она начинается из создания обществом внешних благоприятных условий для удовлетворения потребностей людей и развивается в направлении превращения человека в главный фактор и результат производства.
В процессе рыночной трансформации постсоциалистических стран социализация экономики осуществлялась по инверсионному типу, связанному с изменением в порядке, а потому и в содержании, решения социально-экономических задач. Классический тип социализации связан с переходом к постиндустриальной экономике, |ізповышением роли человека, его способностей и знаний в производстве. Этот процесс состоит из трех основных моментов: 1) социализации собственности на средства производства, которая|какая| означает преодоление отчужденности от них работников, что выражается в их участии в собственности с помощью|посредством| акций, в росте роли акционерных обществ|товарищества|, где работники являются главными|головными| акционерами, и т. д|.; 2) социализации труда как процесса превращения|преобразования| труда из средства зарабатывания денег в средство самореализации личности|личности|, ее жизненных и творческих возможностей; 3) социализации результатов производства, реализующейся|кака|проявляется| в перераспределении ВВП с целью уменьшения|сбавки| социального неравенства|неровности|, в развитии институтов социальной защиты населения и т.п.
В планово-директивной экономике социализация выступала формой реализации общественной собственности на средства производства и имела такой же общий и формальный характер, как и сама собственность. Это выражалось в гарантированности для членов общества права на труд, определенного уровня потребления, бесплатном, то есть за счет общества, образовании, здравоохранении|здравоохранительный|, социальном обеспечении и т.д.
В процессе рыночной трансформации эта система в значительной степени разрушена. На смену ей должна прийти система, основанная на социализации капитала. Однако последний еще не развился до|до| того уровня, когда социализация становится|стает| внутренним моментом капитала. В силу того, что социализация, свойственная планово-директивной экономике, в значительной мере|в значительной степени| разрушена, а социализация капитала еще не сформировалась|формующий|, возникли большие|великие| разрывы в социальной ткани общества, которые|какие| выразились в недостаточной социальной защищенности широких слоев населения, в нереализованности многих социальных гарантий государства, что создает социальное напряжение и требует соответствующей социальной политики.
Противоречие в форме разрыва между социализацией директивно-плановой экономики, которая в большей части разрушена, и социализацией капитала, которая еще не сформировалась, является важной чертой инверсионного типа рыночной трансформации. Недостаточное внимание к этому процессу привело к негативным явлениям как в экономике, так и в социальной сфере. Поэтому в дальнейшем необходимо обратить особенное внимание на развитие тех процессов, в которых капитализация экономики органически совмещается с процессами социализации.
Теоретической основой|основанием| обеспечения справедливости и устойчивости развития может быть концепция совместно-|совместный|разделенной деятельности. Теоретически и экспериментально доказано, что совместно-разделенная деятельность выступает как отношение, порождающее одновременно человека и общество [1, с. 68-79], а совместно-|совместный|разделенный труд является исходным|выходным| экономическим|экономичным| отношением, из которого|какого| исторически развились все другие экономические отношения [2, с.51-53, 110-115]. Развитие отношений разделенности|раздельность| воплощается в разделении труда, частной|приватной| собственности и институтах рынка, а отношений совместности - в кооперации и обобществлении труда, общественной собственности и институтах государства. В современных условиях институты рынка и государства являются комплементарными. Происходит становление всеобщего| труда, всеобщей собственности и развитие разнообразных|многообразных| форм|формы| сочетания функций государства и рынка, государства и гражданского общества (государственно-частное|приватное| партнерство, сотрудничество органов власти с профессиональными и общественными организациями и т. п.).
Всеобщий труд является тем же совместно-раз|совместный|деленным трудом, который|какой| прошел через историческое развитие своих сторон (совместности и разделенности|раздельности|) до|до| уровня взаимоотношения противоположностей и слияния последних в новом единстве. Всеобщим есть, например, научный труд, в котором ученый в своей индивидуальной деятельности кооперируется через|из-за| научное наследство|наследие|, современные средства информации, систему Интернет и пр. с деятельностью своих предшественников и современников (К.Маркс). При этом такая кооперация не ограничена во времени и пространстве|просторе|. Индивидуальный по форме труд отдельного ученого есть по своему содержанию всеобщим|. А результат труда ученого является по своей сути результатом деятельности общества в течение|на протяжении| всей истории его развития. И если возникает вопрос о частице|доле| отдельного ученого в этом всеобщем| результате, то его нужно решать|разрешать| не на принципах частной|приватной| собственности на интеллектуальный продукт, а на принципах всеобщей| собственности как исторической формы совместно-|совместный|разделенной собственности, в которой|какой| частная|приватная| собственность является лишь|только| одной из составляющих более сложной системы отношений присвоения. К сожалению, проблема в таком виде еще не осознана в обществе.
Переход к информационно-сетевому обществу делает информацию господствующей|властвует| формой продукта, на производство которого|какого| тратится|расходует| все возрастающая часть общественного времени. В процессе передачи информации, ее обмена, никто ничего не теряет, а все только обогащаются информацией. Сделать|совершить| информацию всеобщей | собственностью значит сделать|совершить| каждого индивида ее собственником|собственником|. Индивидуальная и всеобщая| (общественная) собственность в этом случае диалектически совпадают. Ничего подобного в принципе не может быть с материальными благами. Понятно, что функционирование информационной экономики базируется на совсем других закономерностях. Но современное общество пытается регулировать экономические отношения, которые возникают по поводу производства, распределения|деления|, обмена и потребления информации, на основе представлений и системы категорий, сформировавшихся |формующий| на основе|грунте| индустриально-рыночного хозяйства. Такая регуляция не может быть адекватной новой формирующейся экономической|экономичной| структуре|формующий|. Это также является фактором, который|какой| способствует|содействует| имущественному расслоению членов общества и актуализирует|актуализует| вопрос о справедливости распределения|деления| общественного продукта и доходов.
Концепция совместно-|совместный|разделенной деятельности дает возможность постоянно отслеживать| участие, с одной стороны, каждого индивида, с |с| другой государства, в совместной|совместной| деятельности, ее результатах и собственности. Сам же момент перехода|перехождения| разделенного в совместное|совместное|, индивидуального в общественное и наоборот отражает их тождественность как определенного института - правила, нормы (повторение общего в поведении индивидов становится|стает| правилом индивидуальное переходит в общее, а следование индивидом определенным правилам означает переход|перехождение| общего в индивидуальное).
Таким образом, политэкономический по своему содержанию процесс перехода|перехождения| индивидуального в общее (общественное) и наоборот, включает в себя моменты статики, тождественности, совпадения, которые отражаются определенными институтами (правилами, нормами, законами, и т. д.). Институциональные подходы оказываются|проявляются| внутренним необходимым моментом реализации политико-экономического исследования на основе концепции совместно-|совместный|разделенной деятельности. Это также является основанием для соединения результатов, содержащихся в политико-экономических и институциональных исследованиях (Аузан А.А., Буайе Р., Бруссо Э., Бузгалин А.В., Воейков М.И., Гринберг Р.С., Кайе А., Клейнер В.Л., Колганов А.И., Макаров В.Л., Нуреев Р.М., Рубинштейн А.Я., Полтерович В.М., Пороховский А.А., Рязанов В.Т., Сорокин Д.Е., Тарасевич В.Н., Фавро О. и др.) в формировании институциональной политической экономии [5].
Именно такая методология является базовой для определения содержания справедливости в социально-экономическом развитии. Ведь справедливость существует только в отношении индивида к|до| обществу и обществу к|до| индивиду. Она характеризует соответствие действий определенным критериям, правилам, нормам, которые|какие| в общественном сознании|осмысленности| воплощают справедливость. Какие действия, поступки, развитие событий, являются справедливыми, а какие|какие| нет? Если за несколько лет незначительная часть|доля| людей в процессе приватизации государственной собственности стала миллиардерами, а большинство населения почти ничего не получило, то большинство граждан скажут, что это несправедливо. При этом немногие смогут объяснить, а почему именно, какие критерии отнесения|уноса| к|до| справедливому и несправедливому. Это воспринимается на уровне чувства, подсознания, которые|какие|, однако, базируются на общественных институтах. Чувство справедливости является одной из ментальных характеристик человеческих общностей|.
Оценка справедливости означает применение определенного критерия, сравнения действий по этому критерию, установление тождественности, равенства, соответствия ему. Поэтому первым критерием справедливости является равенство. Но равенство является сложным отношением. Наиболее простой его составляющей является абстрактное равенство как одинаковое количество. Если делятся конфеты между детьми, то справедливым будет считаться распределение поровну и несправедливым, если кто-то получит больше. Это уравнительное распределение. Более сложным является распределение по критерию основания. Например, равная оплата за равный трудовой вклад. Если кто-то больше работает и больше получает дохода, то это считается справедливым. Но это уже не уравнительное распределение. С точки зрения абстрактного равенства это распределение является неравным, ведь люди получают разную оплату. Но по критерию трудового вклада оно является равным. Это есть не абстрактное, а более конкретное равенство.
Равенство по критерию основания|основания| имеет определенные особенности|особенность|. В основании|основании| «снимается|поднимается|» противоречие|противоречивость|, которое|какое| выражает сущность явления. Поэтому критерий, во-первых|в первых|, должен отвечать сущности явления. Нельзя пространство|простор| непосредственно измерять временем|подчас|, а время расстоянием, влажность воздуха измерять амперами, а силу тока тонами. Критерий есть не что иное, как сама сущность, выделенная из явления и примененная к нему в качестве внешнего|наружного| мерила. Во-вторых, критерий должен развивающимся. Нельзя к|до| студентам первого и пятого курсов применять один и тот же критерий знаний. Это несправедливо. Здесь не выдержано требование развития к критерию. В-третьих, критерий должен быть дифференцированным. Студент может быть отличником по|с| гуманитарным дисциплинам и неуспевающим по|с| математике, или наоборот. И судить о нем только на основе одного критерия было бы|б| ошибочно и несправедливо.
В соответствии с такой методологией для определения справедливости социально-экономического развития необходимо выяснить его сущность, выразить ее в форме внешних критериев и применить последние к оценке процесса социально-экономического развития. Сущность социально-экономического развития заключается во взаимосвязанных процессах, с одной стороны, экономического, с другого человеческого, развития. Экономическое развитие включает экономический рост, что обобщенно выражается в увеличении ВВП и его качественных изменениях. Человеческое развитие включает совершенствование человеческих качеств (способностей) и улучшение условий жизнедеятельности человека. Каждая из этих составляющих может быть детализирована и представлена как обобщающим критерием (например, ВВП, индекс человеческого развития), так и целой системой дифференцированных показателей. Любая составляющая имеет свое объективно обусловленое место, играет свою специфическую роль и имеет свой вес в общем процессе развития. Учитывая то, что справедливость имеет своим критерием не абстрактное равенство, а равенство, которое отвечает сущности явления, справедливым социально-экономическим развитием является такое, которое обеспечивает равновесное (сбалансированное), а потому и устойчивое развитие всех составляющих. Речь идет о таком экономическом росте, который улучшает качество ВВП и структуру экономики, сопровождается улучшением условий жизнедеятельности людей и развитием человеческих способностей. Проблема справедливости социально-экономического развития, таким образом, становится проблемой его динамической равновесности (сбалансированности) и устойчивости.
Экономический рост может в отдельных случаях происходить таким образом, что большинство населения не почувствует улучшения жизни, или даже почувствует ее ухудшение. Такое развитие является несправедливым. Несправедливым является и такое развитие, когда улучшение жизни широких слоев населения происходит темпами, не сопоставимыми обогащением небольшой группы людей. А какие же пропорции являются равновесными и справедливыми? Такие, которые отвечают законам архитектоники такой фундаментальной структуре целостных систем, которая адекватно отображает их сущность и построенная по законам гармонии [3, с.22-27].
Первый закон закон равновесия, суть которого заключается в том, что все элементы целостной системы двигаются в направлении покоя по отношению к другим элементам, или находятся в этом состоянии. Все экономические законы имеют равновесие в своей основе: законы спроса и предложения, стоимости, денежного обращения, равновесие фирмы, домохозяйства, государственного бюджета, платежного баланса и т.п.
Второй закон закон усреднения, или золотой середины, является более конкретной формой действия закона равновесия. Он дает пространственную и количественную определенность взаимодействию однородных элементов системы, которые находятся в постоянном движении, и интегрирует их в одну характеристику. Закон стоимости, например, согласно трудовой теории, регулирует цены и есть их средним значением, которое определяется общественно необходимыми (средними) затратами труда на производство товара. Средние расходы, средний доход, средняя прибыль, являются обобщенными характеристиками расходов, доходов, прибылей, как целого в отношении к другому целому (например, доходов к расходам).
Третий закон закон иерархической структуризации, или золотого сечения характеризует взаимосвязь элементов, которые имеют внутренние факторы развития и способны объединяться в определенные целостные образования в пределах более широкой целостности. Данный закон опирается на действие двух предыдущих, потому что структуризация по закону золотого сечения происходит, во-первых, на основе движения к равновесию, во-вторых, равновесие достигается в точке усреднения, а уже усредненные значения, которые выражают внутренне сложный элемент как целостность, структурируются по закону золотого сечения. Закон золотого сечения является наиболее сложным, поскольку он действует в тех целостных системах, внутренние элементы которых сами образуют целостность. Равенство здесь представлено не только непосредственно как равновесие, и не только как равновесие около среднего значения, а как динамический принцип деления (золотого сечения): все целое так относится к своей большей части, как большая часть к меньшей. Равными являются взаимосвязанные соотношения целого и его составляющих. А так как равенство является основанием справедливости, то структуризация по закону золотого сечения отвечает принципу справедливости.
Как показали исследования, в условиях свободного предпринимательства дифференциация предприятий по объемам производства происходит по закону золотого сечения. Структуризация стран по уровню ВВП на одного человека также приближается к ряду золотого сечения, но в группах самых богатых стран эти уровни немного превышают параметры золотой пропорции, а в группах «бедных» стран они ниже золотого стандарта [4, c. 94, 115, 138-139]. Это означает нарушение пропорции золотого стандарта, которое свидетельствует об отклонении от устойчивого и справедливого развития.
Вместе с тем нужно учитывать, что осуществление законов архитектоники происходит через|из-за| постоянные колебания и отклонения от равновесия, срединного тренда, золотого сечения. Это не нарушение законов, а механизм их реализации. Но отклонения|отклонение| также должны иметь свои параметры, которые не нарушают|возбуждают| устойчивости и справедливости. Да, равновесно и справедливо, когда предприниматель получает среднюю прибыль. Однако равновесие реализуется|проявляется| через|из-за| отклонение от него. Увеличение спроса приводит к|до| росту цены, и если предприниматель реагирует на это, увеличивая производство дефицитного товара, и получает дополнительную к|до| средней прибыль, то он работает|трудится| на равновесие и справедливо получает вознаграждение|награду|. Но в|до| какой мере это справедливо? Если сверхдоход в 10 раз больше средней прибыли, то и без специального анализа можно сказать, что это неравновесная ситуация и получение такого дохода несправедливо. Где предел|граница| перехода|перехождения| справедливого в несправедливое?
Если к этой ситуации применить закон золотого сечения, то получим следующее. Золотое сечение разделяет целое на комплементарные части в пропорции 61,8 % и 38, 2 %. Это соотношение обеспечивает стабильность целого в его дифференциации и динамике. Большая часть является базовой, а меньшая - дополняющей. Если, например, располагаемый доход домохозяйств составляет большую часть (по расчетам Крючковой И.В. за ряд лет для 20 стран он составил в среднем 63,6% [3, с.81]), а доходы других институциональных секторов составляют 36,4%, то границей сокращение других секторов является величина их части. Достижение предела уничтожает целостность, потому что исчезает сама ее структура (одна из двух частей). Понятно, что безопасными будут изменения, которые оставляют стабильной и меньшую часть. А поскольку она также дифференцирована по золотому сечению, то границей ее стабильности является меньшей частью. В отношении ко всему целому это 14,6%. То есть, если колебания около среднего значения происходят в пределах приблизительно 15 %, то это является способом реализации среднего значения. Эти отклонения не нарушают равновесие и справедливость. Если же отклонения превышает это значение, то это свидетельствует об отходе от равновесного движения и справедливого распределения.
Эти соотношения характеризуют пропорции целого и его составляющих как таких, независимо от природы этой целостности. В реальной жизни необходимо учитывать природу целостности, ее внутренние характеристики. Но они только модифицируют, корректируют пропорции, а не отменяют их. Если внутренняя структура целого является деформированной, удаленной от равновесных пропорций, то, например, в экономике возможно и целесообразно проводить политику (денежно-кредитную, бюджетную, промышленную, структурную, финансовую), направленную на преодоление дисбалансов и приближение к равновесным пропорциям. Но отклонение от имеющихся средних значений в коррективах не должно превышать 15 % в каждом цикле коррекций. Иначе само движение к стабильному состоянию будет порождать нестабильность. Это можно назвать принципом постепенности в достижении равновесного состояния и справедливого развития.
Методология совместно-|совместный|разделенной деятельности дает также ориентиры|ориентир| для построения отношений гражданина и государства. Общим принципом является удержание|иждивения| индивидуального во всех отношениях с общим. Покажем это на примере|прикладе| с высшим образованием. Бесплатное образование считается благом, за которое|какое| идет|уходит| борьба в обществе. Но образование не может быть вообще бесплатным|неоплачиваемым|. Речь|речь| может идти|уходить| лишь|только| о том, кто платит. Гражданин или общество (через|из-за| государство)? Если платит общество, то теряется непосредственная связь эффективности деятельности гражданина и ее финансирования. С другой стороны, за все так или иначе платят граждане. И люди, которые|какие| получили образование бесплатно, потом|затем| через|из-за| налоги возвращают|поворачивают| деньги в государственный бюджет. В соответствии с|соответственно| методологией совместно-|совместный|разделенных отношений нужно изменить|сменить| механизм финансирования образовательной деятельности, привязав ее на каждом этапе к|до| гражданину. Это можно сделать|совершить| следующим образом.
Высшее образование граждане оплачивают или самостоятельно, или в случае вступления в высшее учебное заведение автоматически получают кредит на годы учебы|обучения| от государственного финансового учреждения. Эти средства|средство| по определенным процедурам поступают в|до| высшие учебные заведения и используются для финансирования учебы|обучения| и стипендии (в случае необходимости), которая обусловливается соответствующим соглашением. После учебы|обучения|, приступив к|до| работе, гражданин в течение|на протяжении| 3-5 лет возвращает|поворачивает| кредит, или, как вариант, 3 года отрабатывает в государственном секторе. Возможна и целесообразна система скидок кредитной задолженности за отличную учебу|обучение|, выдающиеся достижения, работу в приоритетной отрасли и т.п. Такой механизм дает возможность сделать|совершить| гражданина более ответственным за свою образовательную деятельность без увеличения объемов финансирования. Государство здесь выполняет лишь функцию устранения разрывов и пространственно-временного согласования движения финансовых средств, направляемых на образование.
Такую же методологию можно применить ко всем сферам, в финансировании деятельности которых|каких| принимает участие государство (пенсионное, медицинское обеспечение и т. д.). Нужно лишь|только| учесть также первый (уравнительный) уровень равенства и справедливости. Люди, которые|какие| имеют естественные|природные| и другие изъяны|порок|, не позволяющие им работать|трудиться| на общих основаниях|подставе|, обеспечиваются государством на нормальном для данного этапа развитии общества уровне. Все другое финансируется в привязке к|до| деятельности каждого отдельного гражданина. Это равновесно и справедливо. Собственно мировой опыт пенсионного, страхового, медицинского реформирования свидетельствует о практическом|практичном| движении в этом направлении. Но оказывается|проявляется|, что практика стихийно нащупывает пути, которые|какие| в действительности|на самом деле| имеют глубокие теоретические основания.
Таким образом, справедливым и устойчивым является такое социально-экономическое развитие, которое обеспечивает равновесное движение каждой составляющей экономики и человеческой жизнедеятельности в соответствии с ее сутью, местом и ролью в общем процессе на основе законов архитектоники. Политэкономические принципы такого развития заключаются в реализации в нем принципов совместно-разделенной деятельности граждан и государства, а институциональные - в создании системы правил, норм и учреждений, которые направляют деятельность в состояние равновесности как основания справедливости и устойчивости.
Список использованной литературы
1. Ильенков Э.В. Становление личности: к итогам научного эксперимента / Э.В.Ильенков // Коммунист. 1977. - №2. С. 68-79.
2. Гриценко А.А. Развитие форм обмена, стоимости и денег / А.А.Гриценко. К.: «Основа», 2005.- С.51-53, 110-115.
3. Институциональная архитектоника и динамика экономических преобразований / Под ред. д-ра экон. наук А.А.Гриценко. Х.: Форт, 2008. 928 с.
4. Крючкова І.В. Структурні чинники розвитку економіки України / І.В. Крючкова. К.: Наукова думка, 2004. 319 с.
5. Буайе Р., Бруссо Э., Кайе А., Фавро О. К созданию институциональной политической экономии / Р.Буайе , Э.Бруссо, А.Кайе , О.Фавро // Экономическая социология. - Май 2008. -Т.9. - №3. - С.17-24.
Реализация принципа справедливости в социально-экономическом развитии общества