Проблемы реформирования инфраструктурных отраслей России
П С .Ситников, аспирант Центра экономической
социологии и социальной политики, сектора экономической
социологии Института Экономики РАН, г.Москва.
Проблемы реформирования инфраструктурных отраслей России
Курс экономических реформ последних двух десятилетий в России направлен на развитие рынка и на более глубокую интеграцию в мировое экономическое сообщество. Россия обладает богатейшим ресурсным потенциалом, что даёт стране возможность занять место наравне с мировыми экономическими лидерами и быть полноценным участником развития мирового хозяйства. В процессе развития внутреннего хозяйства и усиления экономического «веса» в масштабе глобального рынка меняется структура народного хозяйства, проводятся реформы с целью внедрения и развития современных производственных отношений и производственных сил.
Особое место в переустройстве экономики занимают крупнейшие компании, которые в значительной мере влияют на функционирование всего народного хозяйства, пронизывая систему экономических отношений и определяя промышленную политику в масштабах стран и континентов. Эти хозяйствующие субъекты объединяют в себе различные экономические функции: производство, сбыт, транспортировка, обработка сырья, хранение товаров, финансовые и консалтинговые услуги. Такие компании представляют собой отраслевые монополии, которые с самого своего возникновения приобрели статус естественных монополий.
В российском хозяйстве это железнодорожный транспорт, электроэнергетика и газовая отрасль. Именно эти инфраструктурные отрасли пронизывают систему экономических связей всей экономики России, а так же они представляют собой национальное достояние способное стимулировать, как развитие рынка в целом на территории РФ, так и совокупный экономический рост.
Для реформирования рассматриваемых отраслей был выбран период экономического подъёма, начавшийся с 1999 г. Реформы в своём содержании имели развитие рынка и конкуренции, как необходимых аспектов развития современной экономики. Но различные особенности функционирования отраслей, а также присущие каждой отрасли в отдельности специфичные подходы к собственности и управлению не позволяют разрабатывать и проводить единую политику реформирования. Тем не менее, мы выделяем общие тенденции реструктуризации последних лет в вышеупомянутых отраслях:
- разделение корпоративных образований по функциональному признаку;
- сохранение инфраструктурного ядра в ведении государства;
- постепенный и размеренный процесс смены собственности;
- развитие конкуренции в тех сферах, которые позволят снижать цену (тариф) конечного продукта;
- планомерное преобразование институциональной среды;
- обязательный контроль за структурой отрасли, за ценами и за выполнением стратегических задач после проведения реформ.
Взаимосвязь инфраструктурных компаний высокая, поэтому от проводимых реформ требуется синхронизация, как между этими отраслями, так и с другими хозяйствующими субъектами в рамках общего курса развития народного хозяйства (1). К примеру, до 38% добытого газа уходит на генерацию электроэнергии, что составляет 68% (98 млрд. м) совокупного внутреннего потребления газа, а потребляет «Газпром» 2,5% выработки электроэнергии, (2). Около 8,5% общей выработки электроэнергетики приходится на потребление железнодорожным транспортом, также 8,5% (111,8 млн. т.) всех железнодорожных грузоперевозок составляет уголь для генерирующих мощностей энергетики.
Для достижения эффективных результатов реформирования рассматриваемых отраслей необходимо проводить последовательные и постепенные системные преобразования в рамках комплекса крупнейших (важнейших) естественных монополий России. Приведём основные принципы синхронизации трансформационных процессов:
- сочетание временных рамок проведения реформ;
- согласованность целей и задач, а также соразмерность средств бюджета, направленных на реализацию инвестиционных проектов;
- соразмерный темп роста тарифов;
- единовременное внедрение проектов проведения опережающей модернизации;
- сохранение социальной функции инфраструктурных компаний;
- форсированная и комплексная поддержка со стороны государства, обусловленная финансово-экономическими потрясениями в мире.
Для того чтобы оценить итоги реструктуризации электроэнергетики, железнодорожного транспорта и газовой отрасли, необходимо проанализировать поэтапно процесс реформирования этих отраслевых комплексов. Это позволит проиллюстрировать картину текущего состояния компаний (отраслей), а также спроецировать вероятные последствия проводимых трансформаций.
Реформа электроэнергетики 2003-2008-х гг. была направлена на разукрупнение энергетического холдинга ОАО РАО «ЕЭС России» с целью построения и развития конкурентных отношений на оптовом и розничном рынках. В результате реформ в электроэнергетике сложился оптовый и региональный рынки, где в перспективе цены будут регулироваться под влиянием спроса и предложения. Генерирующие активы переданы частным собственникам, а инфраструктурные линии электропередач и организация диспетчеризации находится под контролем государства. Итогом пятилетки преобразований стал вопрос перспективности развития отечественной энергетики, так как отрасль не только не справилась с трудностями прошлых лет, а вернулась к ним в модифицированной структурной форме, что ставит под сомнение исполнение функций рыночного механизма саморегулирования в среднесрочной перспективе (3,4).
Деление по функциональному признаку на основе смешанной собственности выделяет ряд проблем: коммерциализация стратегической отрасли; потеря системности; пренебрежение безопасностью и надёжностью электроснабжения; потеря эффекта от масштаба; потеря контроля со стороны государства для поддержания общеэкономического курса развития страны.
Газовая отрасль претерпела менее масштабные структурные изменения, характеризующиеся сохранением неделимости и единства монополиста, что обусловлено объективным причинам: экономического, социального и политического влияния корпорации, как субъекта национальной и мировой экономики, системность производства, распределения, обмена и потребления, а также значительными размерами финансовых обязательств. Общий курс реструктуризации до 2010 г. направлен на повышение эффективности профильных видов деятельности, совершенствование корпоративной структуры, повышение финансовой и информационной прозрачности, развитие транснациональных связей.
В результате реформирования финансово-экономические показатели последних предкризисных лет стабильно росли: с 2002 по 2006гг. рентабельность возросла с 3,34% до 9,4%, а в 2008г. составила 3,62%; численность персонала в компаниях газового сектора за период 2003-2008гг. снизилась с 251,9 тыс. чел. до 221,3 тыс. чел.; прибыль до налогообложения возросла с 165754 млн. руб. (2002г.) до 924204 млн. руб. (2007г.) (5).
Мировой финансово-экономический кризис оказал самое разрушительное влияние на ОАО «Газпром», когда монополист потерял в капитализации около 300%. Это не привело к тотальному провалу и вопреки этому продолжает реализовываться программа внешней экспансии и расширенной диверсификации хозяйственной активности. Актуальными также остаются проблемы: политико-экономической оппозиции монополизма в газовой сфере РФ; дебиторской задолженности; изношенности основных фондов на 62%; кадрового менеджмента; несбалансированности тарифов.
Реструктуризация железнодорожного транспорта развивается по немецкому сценарию построения вертикально-интегрированной монополии с конкуренцией. Реформа 2001-2010-х гг. в своём содержании имеет развитие конкуренции операционной деятельности, основанной на частном капитале, с сохранением полного контроля над инфраструктурными железнодорожными магистралями и частью операторов. Также программой предусмотрена транснациональная интеграция отечественного железнодорожного транспорта в континентальные рельсовые артерии.
Замедлился темп выделения АО из структуры ОАО «РЖД» из-за кризиса в финансовой сфере: возникают сложности нахождения частного инвестора, способного по заявленным ценам выкупать акции АО. Но уже в отрасли 36% перевозок осуществляют частные операторы, что создаёт конкурентный фон развития и ценообразования, на который ориентировались разработчики реформы на железнодорожном транспорте. Частными операторами осуществляются высокодоходные перевозки, тогда как государство выполняет социальную функцию и обеспечивает нерентабельные пассажирские или низко рентабельные грузовые перевозки.
Темп структурных преобразований выбран адекватный национальной и мировой конъюнктуре. Последние годы показывают положительную динамику экономических показателей профильной деятельности ОАО «РЖД», что свидетельствует правильности выбранного курса реструктуризации.
Выбранный курс развития национальной экономики будет определять вектор преобразований естественных монополий. Такие преобразования уже начались и находятся на завершающем этапе своего цикла. Синхронизация этих процессов позволит привести национальную экономическую систему отношений в состояние оптимума и позволит акселеративным скачком провести промышленную модернизацию, а также интегрироваться в мировое хозяйство.
Список используемой литературы
1. Мау В. Экономическая политика 2007 года: успехи и риски//Вопросы экономики. 2008. № 2. С. 8-13.
2. Естественные монополии России/ под общ. ред. Ю.З. Саакяна; Ин-т проблем естеств. монополий.- М.: ИПЕМ, 2007. С. 78.
3. Государственные корпорации в экономике России (научный доклад)/ отв. ред. С.Н. Сильвестров, рук. проекта А.Г. Зельднер- М.: Институт экономики РАН, 2008. С. 5-7.
4. Беляев Л.С., Худяков В.В. Зарубежный опыт реформирования рынков электроэнергии//Энергохозяйство за рубежом, 2008, №.4. С. 23-38.
5. Данные экономической, финансовой, управленческой отчётности ОАО «Газпром» (www.gaprom.ru).
PAGE 4
Проблемы реформирования инфраструктурных отраслей России