Влияние социального капитала на экономические установки и представления в России и Китае

Влияние социального капитала на экономические установки и представления в России и Китае1

А. Н. Татарко

Существует достаточное количество исследований, показывающих, что социальный капитал оказывает значительное влияние на благосостояние этнических групп и целых стран. Однако, нетрудно заметить, что все существующие на настоящий момент исследования рассматривают связь социального капитала с объективными экономическими показателями. Это не раскрывает механизма влияния социального капитала на экономическое поведение. С точки зрения авторов, продвинуться в направлении раскрытия механизма влияния социального капитала на экономическое поведение можно, если рассмотреть связь социального капитала с экономическими установками и представлениями у представителей разных этнических групп и стран, обладающих разным уровнем социального капитала и различными темпами прироста ВВП.

Существуют исследования связи доверия (межличностного и институционального) с экономическими и политическими установками, но в структуру социального капитала (на макроуровне) входят и другие компоненты (гражданская идентичность, толерантность, социальная сплоченность), связь которых с экономическими установками не изучалась. Чрезвычайно продуктивным было бы выявление взаимосвязи компонентов социального капитала и экономических установок не только у российских респондентов, но и респондентов другой страны, значительно отличающейся от России, как по уровню социального капитала, так и по темпам роста ВВП. По этим показателям от России значительно отличается Китай. Именно поэтому Китай и был выбран для сравнительного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений. Таким образом, кросс-культурное изучение связей социального капитала с экономическими представлениями позволит глубже понять механизм влияния разных компонентов социального капитала на различные виды экономического поведения и экономической активности россиян.

Методика

Участники исследования: 255 респондентов; них 150 – русских и 105 китайцев.

Процедура исследования. Участникам предъявлялся для заполнения опросник, в который входил набор методик, позволяющих оценить социальный капитал и экономические представления.

Результаты исследования

В таблице № 2 приводятся средние значения измерений социального капитала у русских и китайцев и указана значимость различий между данными измерениями по Z-критерию Колмогорова-Смирнова.

Табл. № 2. Различия в измерениях социального капитала русских и китайцев

Параметры социального капитала

русские

китайцы

1. Выраженность гражданской идентичности

3,7

3,8

2. Валентности (степень позитивности) гражданской идентичности

4,0***

3,0***

3. Межличностное доверие

2,5***

3,5***

4. Общий индекс толерантности к другим

3,3

3,4

4.1. Толерантность к этническим меньшинствам

3,3***

4,8***

4.2. Толерантность к людям иных вероисповеданий

3,5***

4,4***

4.3. Толерантность к сексуальным меньшинствам

2,9

2,6

4.4. Толерантность к инакомыслящим

3,5***

1,9***

5. Индекс воспринимаемого социального капитала

3,7***

3,3***

5.1. Доверять друг другу

3,7***

3,1***

5.2. Вести себя уважительно по отношению друг к другу

3,9***

3,4***

5.3. Относиться к окружающим, как к равным

3,7

3,3

5.4. Быть готовым поделиться материальными вещами (деньгами, одеждой, домашним имуществом) с нуждающимися

3,4**

2,9**

5.5. Быть готовым разделить мысли, идеи, чувства других людей, нуждающихся в этом

3,5

3,6

5.6. Стремиться понимать и поддерживать других людей

3,7***

3,3***

* р<0.05. ** р<0.01. ***р<0.001.

Данные, приведенные в таблице №2, свидетельствуют о том, что существуют различия в выраженности различных показателей социального капитала у русских и китайцев.

Табл. 3. Различия в экономических представлениях русских и китайцев

Представления и установки (все шкалы 5-балльные)

Русские

Китайцы

1. Оценка собственных возможностей в повышении доходов (Как Вы оцениваете зависящие от Вас возможности в повышении Ваших личных материальных доходов?)

3,6*

3,9*

2. Оптимальная степень экономического риска (Оцените оптимальную для Вас степень экономического риска)

3,0*

2,8*

3. Интерес к экономике города (В какой степени Вы интересуетесь положением дел в экономике Вашего города?)

2,9*

3,2*

Примечание: *Различия между группами значимы на уровне р<0.05.

В таблице 3 можно видеть средние значения ответов на вопросы, характеризующие экономические представления, а также оценку достоверности различий по Z-критерию Колмогорова-Смирнова. Как видно из таблицы, статистически значимые различия между выборками присутствуют, однако, если оценить величину средних значений, имеющих статистически значимые различия, то нельзя сказать, что эти различия являются очень существенными.

Табл. 4. Корреляция измерений социального капитала с экономическими

представлениями русских

Выраженность гражданской идентичности

Межлич-ностное доверие

Общий индекс толерантности к другим

Общий индекс воспринимаемого социального капитала

Значимость денег

-0,10*

Оценка собственных возможностей в повышении доходов

0,17**

0,14*

Степень желания быть собственником

0,13*

-0,14**

0,12*

Готовность к экономическому риску 

0,11*

Оптимальная степень экономического риска

0,13*

0,13*

Интерес к экономике страны

0,17**

Интерес к передачам об экономической политике страны

0,11*

Позитивное отношение к богатым людям

0,24***

0,13*

0,16**

Сила желания иметь деньги

0,12*

-0,14*

Примечание: * р<0.05; ** р<0.01; *** р<0.001;

Как видно из таблицы 4, у русских, наибольшее количество связей с экономическими представлениями, демонстрируют выраженность гражданской идентичности и индекс воспринимаемого социального капитала. Все обнаруженные связи положительны.

Табл. 5. Корреляция измерений социального капитала с экономическими

представлениями китайцев

Выраженность гражданской идентичности

Межличностное доверие

Общий индекс толерантности к другим

Общий индекс воспринимаемого социального капитала

Значимость денег

-0,22*

Степень желания быть собственником

-0,18*

Готовность к экономическому риску 

0,20*

Оптимальная степень экономического риска

0,20**

Интерес к экономике страны

0,26**

0,27***

0,27***

Интерес к экономике города

0,26**

0,19*

0,23**

Интерес к передачам об экономической политике страны

0,26**

0,18*

0,18*

Позитивное отношение к богатым людям

0,16*

-0,18*

0,23**

Сила желания иметь деньги

-0,18*

Примечание: * р<0.05; ** р<0.01; *** р<0.001;

У китайцев в связях измерений социального капитала и экономических установок прослеживаются отчасти те же тенденции, что и у русских, но и в то же время есть отличия.

Обсуждение результатов

Исследование показало, что межличностное доверие выше у китайцев. Тот, факт, что доверие выше у китайцев, не является чем-то новым, такие результаты были получены в рамках исследований Мирового обзора ценностей (World Values Survey), а также в предыдущих исследованиях авторов статьи с коллегами. Новыми являются результаты оценки различий в характеристиках гражданской идентичности, толерантности к представителям иных групп, а также различия в показателях воспринимаемого социального капитала. По выраженности гражданской идентичности между русскими и китайцами не выявлено достоверных различий, а что касается позитивности гражданской идентичности – то здесь более высокие показатели у русских. Однако, как было показано далее, позитивность гражданской идентичности не продемонстрировала ни одной взаимосвязи с экономическим представлениями.

Общий индекс толерантности к представителям других групп не имеет статистически значимых различий у русских и китайцев, однако это происходит вследствие «взаимного погашения» показателей, входящих в данный индекс. Китайцы более толерантны к этническим меньшинствам и людям иных вероисповеданий – то есть к представителям инокультурных групп. Русские продемонстрировали большую толерантность не к представителям инокультурных групп, а к представителям групп, обычно отвергаемых обществом – инакомыслящим. Если исходить из того, что Россия поликультурное общество (как и Китай), то толерантность к представителям инокультурных групп имеет большее значение для социального капитала общества.

Более высокие значения по воспринимаемому социальному капиталу у русских наиболее вероятно объясняются влиянием дефицитарных потребностей. Россияне хотят, чтобы в обществе было больше доверия (показатели доверия 2,5 балла, а воспринимаемого в обществе 3,7 балла), уважения, равноправия, взаимной поддержки.

Корреляционный анализ измерений социального капитала и экономических представлений у россиян и китайцев показал, что наибольшее количество взаимосвязей с социально-экономическими представлениями имеют выраженность гражданской идентичности и индекс воспринимаемого социального капитала. В целом можно предположить, что действия данных конструктов являются «продуктивными» по отношению к экономическим представлениям.

Интересные связи с экономическими представлениями обнаружило межличностное доверие. У россиян оно оказалось слабо связанным с экономическими представлениями. Данный феномен проявлял себя и в предыдущих наших исследованиях. Были обнаружены только две положительные взаимосвязи - с интересом к экономике страны и позитивным отношением к богатым людям.

В китайской выборке доверие оказалось измерением, имеющим максимальное количество связей с экономическими представлениями, по сравнению с другими измерениями социального капитала.

Выводы

  1. Были выявлены различия в социальном капитале россиян и китайцев. Китайцы демонстрируют более высокое доверие и более высокий уровень толерантности к представителям иноэтнических и иноконфессиональных групп. Русские превосходят китайцев по уровню позитивности гражданской идентичности и толерантности к инакомыслящим. Значения показателей воспринимаемого социального капитала общества также выше у россиян.
  2. Выявлены различия в экономических представлениях русских и китайцев. Китайцы более оптимистично оценивают свои возможности в повышении материальных доходов и проявляют больший интерес к экономике города, а также выбирают меньшую степень экономического риска в качестве его оптимальной величины, по сравнению с русскими.
  3. Социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями, в обеих этнических группах, но коэффициенты, характеризующие величину взаимосвязей, небольшие.
  4. Было показано, что большинство взаимосвязей социального капитала с экономическими представлениями очень схожи у русских и китайцев. Тем не менее, существует и небольшое количество различий. Главное отличие состоит в том, доверие у русских мало связано с экономическими представлениями, в то время как у китайцев доверие имеет множество таких взаимосвязей.

1 Индивидуальный исследовательский проект №09-01-0053 «Влияние социального капитала на экономические установки и представления в России и Китае» выполнен при поддержке Научного Фонда ГУ–ВШЭ.

PAGE 6

Влияние социального капитала на экономические установки и представления в России и Китае