КОРРУПЦИЯ ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ РОССИИ
д.э.н.,профессор, г.н.с. Института экономики РАН, Москва
Наговицин А.Г.
КОРРУПЦИЯ ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ РОССИИ
1. Глава государства охарактеризовал коррупцию как "враг номер один"для свободного, демократического и справедливого общества.2 Заразная болезнь алчности и массовое корпоративное мошенничество стали нормой жизни. На полях бизнес-коррупции российские чиновники ежегодно собирают более 300 млрд. долларов, что превышает расходы на все национальные проекты вместе взятые.Из всего числа чиновников всех рангов и уровней - а это примерно 1,8 млн. человек, 90%, по данным Генпрокуратуры РФ, являются коррупционерами.3 Таким образом, построенная модель обустройства современной России оказалась контрпродуктивной.
2. Фундаментальными причинами коррупции в России являются:
- поспешно проведенная с большими ошибками, противоречащие национальной безопасности, приватизация, в результате которой сформировался не только "чиновничий предпринимательский клан", но и олигархический капитализм в лице более чем ста тысяч лолларовых миллионе-ров и даже миллиардеров, что позволило осуществлять подкуп чиновников;
- несметные богатства у представителей отечественного бизнеса появились не в результате десятилетий кропотливого труда, как в остальных странах мира, а стали итогом битвы неправедными, большей частью криминальными методами, за ранее созданные в период СССР объекты бывшей государственной собственности, принадлежащие всему обществу, к которым они не имели никакого отношения и которые им никогда не принадлежали.
Отчуждение от собственности произошло во сто крат большее, чем пои социализме, поскольку 85% россиян стали владеть лишь 7% национального богатства страны4, что означает полную несостоятельность теоретического базиса экономической перестройки;
- "блитц-марш"приватизации в РФ за какие-нибудь полтора года привел
к тому, что субъектами первоначального накопления капитала выступили
особые слои населения с нетрудовыми и преступными доходами. Новый собственник, как правило с низким культурным уровнем, не отягощенный моральными принципами, но с большим агрессивным апломбом, так и не смог обеспечить за 20 лет реформ развитие высоких технологий, производство высококачественной, могущей конкурировать с зарубежными аналогами продукции. Поля России в наукоемком секторе мира снизилась с 7,2% в 1991 г. до 0,9 % в настоящее время, а в мировом масштабе ВВП РФ сократился более чем в два раза с 5,5% в 1991 г. до 2.5% в настоящее время.5 - расцвет широкомасштабной коррупции стал возможным, поскольку приватизация стала осуществляться в стране, где у населения просто отсутствовало соответствующее экономическое мышление. Произошел резкий поворот от социалистического вектора мышления к капиталистическому. Рабочим, крестьянам и трудовой интеллигенции било просто неизвестно, что при капитализме, куда их "позвали" реформаторы, имеется более десятка различных типов (видов) капитала: акционерный, инвестиционный, ссудный, венчурный, заемный, основной, оборотный, оплаченный, дополнительный, объявленный, фиктивный, человеческий. Бывшие трудящиеся плановой экономики не могли превратиться в цивилизованных носителей капитала .
Экономическая матрица номенклатурно-криминальной приватизации, вскормленная корпоративностью и олигархическим капитализмом, помноженная на отсутствие цивилизованного развития товарно-денежных отношений в конечном счете привели к быстрому росту "теневой экономики", доля которой оценивается в настоящее время в 40% ВВП РФ6. По этому показателю Россия занимает 6-е место в мире после Нигерии, Египта, Грузии, Азербайджана и Македонии;
- причиной массовой коррупции следует назвать такой общесистемный фактор, как очень низкие зарплаты и в целом уровень доходов основной массы населения России. В структуре цены доля переменного капитала, т.е. зарплаты, составляет в среднем по стране 18-27% (в топливно-энергетических отраслях - примерно 32-39%), а в высокоразвитых странах мира - в среднем 65-75%;
- наконец, колоссальный разрыв между богатыми и бедными регионами России, почти в 100 раз, например, между Москвой и Ингушетией, между Санкт-Петербургом и Бурятией и т.д. В отсталых регионах страны нет работы, высока доля безработицы, очень сильный криминальный элемент. Для решения проблем любой направленности используется оставшийся единственный механизм - подкуп чиновников.
3. Таким образом, теневая экономика, олигархический капитализм, "бешеные" деньги в результате номенклатурно-криминальной приватизации стали платформой коррупции. Образовался "железный треугольник", сцепленный одной цепью:
- коррумпированная бюрократия;
- криминальный бизнес;
- организованная преступность.
4. В принятом недавно Федеральном законе «О противодействии коррупции» 207-ФЗ от 25 декабря 2008: остались "белые пятна" и "черные дыры", поскольку не раскрыты и даже не названы основные причины коррупции в РФ, включая и внешнюю торговлю. До сих пор не разработана внешнеэкономическая стратегия, равно как отсутствует и ведомственная антикоррупционная программа.
5. "Зеленый свет" развитию коррупции во внешней торговле РФ был открыт в Указе первого Президента РФ от 15 ноября «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР», где в п. 1 признавалось, что осуществление внешнеэкономической деятельности всем зарегистрированным на территории страны предприятиям и их объединениям независимо от форм собственности, в том числе и посреднической деятельности, может происходить без специальной регистрации.
Радикальная либерализация явилась становым хребтом коррупции во внешней торговле, выразившаяся в массовом появлении фирм-однодневок, в "крышевании" со стороны чиновников "своих" фирм за рубежом, фактической потерей контроля за экспортно-импортными операциями, в неуплате налогов со стороны бизнеса.
6. Произошло быстрое формирование мощной финансовой базы коррупции во внешней торговле, выразившееся в массовом бегстве капитала, сравнимого с бегством капитала из России в период гражданской войны: за годы реформ из страны "утекло" от 800 млрд. до 1 триллиона долларов.7
7. Поскольку конвертируемость рубля была выдвинута реформаторами за цель, а не за средство проведения реформ, равно как и цена не является производной от курса рубля, наоборот, курс рубля отражает соотношение внутренних и внешних цен, то Россия оказалась сначала в зоне "всеобщей долларизации", а затем с 2002 г. в зоне "евроизации", что способствовало расцвету уже валютной коррупции.
Внутренняя конвертируемость имеет разную значимость для резидентов и нерезидентов. "Плавающий" курс рубля постоянно обогащает лишь долларовых миллионеров ("новых русских"), особенно в отраслях топливно-энергетического сектора, что создает огромную дополнительную коррупционную площадку, препятствуя повышению технологического профиля внешней торговли.
. Коррумпированные чиновники, в основном это касается многих таможенных служб и банковских структур, занимающиеся внешнеторговой деятельностью, используют чаще всего следующие приемы :
- сокрытие экспортной выручки в иностранных банках путем занижения экспортных цен по сравнению с мировыми и экспорт конечной продукции под видом сырья;
- фиктивные импортные контракты;
- создание фиктивной задолженности перед подконтоольными юридическими лицами за рубежом;
- операции по продаже за границей ценных бумаг (акций, облигаций) ниже рыночной стоимости;
- валютные операции, включая форвардные, для вывода из банков активов
- выдача невозвратных кредитов, в том числе вексельных;
- лжебанкротства банковских учреждений, сопровождаемые выводом
средств на заграничные счета.
9. За последние 10 лет происходит массовое "отмывание" незаконных внешнеторговых контрактов, в также наиболее распространенные манипуляции с помощью банковского сектора: залоговые аукционы и валютные тендеры все чаще стали дополняться использованием механизма приобретения компаний за рубежом с помощью "своих" специалистов, а также производных финансовых инструментов - деривативов.
10. Занимаясь вульгарной спекуляцией и "прокручиванием" на кредитном рынке бюджетных средств, деятельность почти всех российских коммерчеовких банков (на ноябрь 2009 г. их осталось 1270 по сравнению с 2500 в начале реформ) оторвалась от материального производства. Лишь незначительная их часть участвует в международных кредитных операциях, что сдерживает развитие внешнеэкономических связей России.
. В рамках противодействия коррупции наступила пора воссоздать единый валютный расчетный центр , предполагающего концентрацию в федеральных банках России всех валютных операций, связанных с переводом валютных средств за рубеж. Законодательно следует ограничить права коммерческих банков в отношении формирования ими валютных резервов и хранения их за границей, одновременно введя стопроцентный норматив ее продажи по экспортным контрактам, как это имеет место во всех развитых странах мира. Этот шаг "отрубит" щупальцы коррупции во внешней торговле, ликвидируя ее финансовую базу.
- Радикально следует изменить правила расчетов пои совершении
экспортно-импортных операций: пересечение таможенной границы при экспорте следует разрешать исключительно при предъявлении документов, подтверждающих стопроценетный аванс платежа за вывозимую товарную партию, либо при выставлении аккредитива на полую таможенную стоимость. - Целесообразно вернуться к практике определения лимитных цен, которые станут настоящей "головной болью" для коррупционеров, особенно в отношении естественных монополий, включая цен на газ и топливо. Даже в СССР во времена НЭПа были устойчивые цены, поскольку они регулировались государством.
14. Следует закрепить в законодательстве новую категорию "внешнеэкономическая сделка, ущемляющая государственные интересы", если контрактные цены не соответствуют существующим биржевым либо справочным ценам
15. К высшей мере наказания - к расстрелу, а также пожзненному заключению, приговариваются коррупционеры в особо крупных размерах в Китае, во Вьетнаме, Корее, Малайзии, на Тайване и в Сингапуре. В Европе чиновник, пойманный на взятке, лишается не только своего рабочего места, но также и пенсии, а его имущество подвергается конфискации. Этот порядок следует ввести и в России, поскольку она находится в мировых лидерах по коррупции.
16. В связи с разразившимся мировым финансовым кризисом России предстоит: осуществить жесткий контроль за всеми инвестиционными банками и международными фондами, где РФ принимает участие; радикально пересмотреть нормы отчетности и оценки рисков, касающиеся международной торговли страны; ввести систему госрегулирования над всеми экспортно-импортными потоками, поскольку свободный рынок в России только способствовал массовой коррупции.
17. Настала пора введения во внешней торговле антикоррупционных стандартов.
2 Парламентская газета, 2008, 07.11.С.8.
3 Финансовый бизнес, 2009, №4, с.39
4 Бизнес и банки, 2005, №37, с. 7
5 Валютное регулирование и валютный контроль, 2007, № 3, С.89
6 Финансовый бизнес, 2008, №6, с. 13
7 Валютное регулирование и финансовый контроль, 2007, № 3, С.96.
3
КОРРУПЦИЯ ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ РОССИИ