Конспект урока по географии «Материки Южного полушария. Л. А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» 7 класс
Тема: Обобщение «Материки Южного полушария. Л. А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания»
Класс: 7
Тип: урок-открытие. Интеграция литературы и георафии
Время: 45 мин.
Место проведения: МБОУ «СОШ №33 имени П. А. Столыпина» ЭМР Саратовской области.
Преподаватели: Соленкова Н. Н., Проститенко В. В.
Оборудование:
А) для обучающихся: рабочая тетрадь, книга Л. А. Кассиля «Кондуит и Швамбрания», атласы географические, учебник (7 класс);
Б) демонстрационное: физическая карта Швамбрании, физическая карта Южного полушария, аудиозапись Сен-Сана «Звуки океана», кроссворд «Три страны, которых нет на карте», рисунки и кроссворды обучающихся, электронная презентация (мультимедийный проектор).
Цель: установление межпредметных связей география-литература.
Задачи:
Образовательные:
Закрепление знаний о материках Южного полушария на примере Швамбрании;
Знакомство с произведением Л. А. Кассиля «Кондуит и Швамбрания»;
Формирование умений обобщать и делать выводы, внимательно читать текст и озвучивать вопросы. Возникающие по ходу чтения;
Развивающие:
Развитие творческих способностей, их нравственно-эстетических потребностей на основе взаимодействия различных школьных предметов;
Воспитательные:
Формирование интереса к родному краю, географии как науки в целом;
Воспитание на примере героев произведений активной гражданской позиции обучающихся.
Предварительная работа:
Экскурсия по старому Покровску;
Лекция в музее Л. А. Кассиля «Три страны, которых нет на карте»;
Составление кроссвордов по произведению Л. А. кассиля «Кондуит и Швамбрания»;
Выполнение иллюстраций по книге.
Эпиграф к уроку:
Наконец я нашёл единственную страну на земле, где правит красота ( Фрэнк Ллойд Райт, американский архитектор).
Именно здесь… мы, возможно, сможем научиться любить и защищать места, взрастившие нас (Барри Лопес, полярный исследователь).
Рекомендации к уроку (география):
Учащиеся заранее получают задание найти географическое описание Швамбрании в указанной книге. В итоге, согласно Л. А. Кассиля, для работы получают следующие данные (см. выдержки)
Затем учащиеся устанавливают, что Швамбрания имеет черты, присущие материкам Южного полушария;
Далее класс делится на группы (геологи, климатологи и т. д.), каждая из которых получает соответствующие задания (определить геологическое строение материка, климатические условия, распределить на территории Швамбрании природные зоны…);
Устанавливается, что основой материка является древняя платформа, а Кудыкины горы, где извергались вулканы, могут быть образованы лишь альпийской складчатостью, а жители расположенной здесь Кальдонии поступили необдуманно, построив в горах свою столицу.
Плоскогорья Северные и Южные Канделябры могут являться выступами древней платформы (как Ахаггар в Африке);
Далее, обобщая знания о материках Южного полушария, устанавливается, что пустыня Кор-и-Дор не может располагаться на восточном побережье материка, ибо это противоречит закономерностям расположения пустынь Намиб, Атакама, Большой пустыни Виктория;
На дом учащиеся получают задание выполнить тематическую карту (общегеографическую) Швамбрании, пользуясь трафаретами.
Ход занятия:
Организация урока.
Постановка целей и задач.
Основная часть.
Учитель литературы (УЛ): - 10 июля 2015 года нашему земляку, почётному гражданину города Энгельса, Льву Абрамовичу Кассилю исполнилось 110 лет со дня рождения.
Именно этой дате мы посвятим наше путешествие в страну Швамбранию, которую открыл для нас автор в книге «Кондуит и Швамбрания».
Сегодняшнему уроку предшествовала пешеходная экскурсия по кассилевским местам в нашем городе, встреча с сотрудниками музея, из которой мы узнали много о жизни Льва Абрамовича; также вами были подготовлены кроссворды по прочитанной книге, а творческие группы создали к уроку общий кроссворд, чтобы мы смогли ещё раз окунуться в полюбившееся произведение.
Мы совершим путешествие в страну, которую впервые открыл для девчонок и мальчишек Лев Кассиль.
- Какие ещё страны были открыты для детей этим писателем? (Швамбрания, Синегория, Джунгахора).
- Каждая страна имеет точку отсчёта. Давайте представим, как была открыта Швамбрания (Инсценировка отрывка «Открытие»).
- Колумб, путешествуя по свету, мечтал открыть новые земли. Для чего? А почему наши герои «открыли» свою страну? (дети ограждены от жизни взрослых, поэтому придумали страну, где могли бы делать всё, что угодно: воевать, гулять, дружить – стремление к самостоятельности и идеальному миру).
- Итак, страна открыта, получила своё название, и как любая другая страна должна иметь свою географию, климат, флору и фауну, население.
Учитель географии (УГ): - Напомните план характеристики материка
Строение земной коры, факторы рельефообразования, особенности рельефа и размещения полезных ископаемых.
Климат и внутренние воды.
Природные зоны и органический мир.
Население политическая карта.
Проблемы)
УГ: - В соответствии с планом и будем работать. Почему Швамбрания, несмотря на небольшие размеры – материк, а Гренландия – остров? (отличие в строении земной оры)
- Кто бы смог открыть Швамбранию раньше Льва Кассиля? (Дж. Кук во время кругосветной экспедиции).
- Покажите на карте материки Южного полушария в порядке их открытия (работа у демонстрационной карты)
- В чём особенности ГП Швамбрании? Анализ физической карты). Каково происхождение швамбранских островов? (материковое)
- Каково должно быть строение земной коры и как оно влияет на формирование рельефа территории Швамбрании? (сравнительный анализ физической и карты строения земной коры). /Повторное обращение к эпиграфу урока №1/
- Какие полезные ископаемые должны быть в недрах Швамбрании и как они будут распределены? (закономерности размещения полезных ископаемых)
Какие факторы влияют на распределение осадков и температур? В каких климатических поясах должна лежать Швамбрания? (анализ климатической карты и её сопоставление с физической картой)
- Какие виды внутренних вод присутствуют на этом материке? (реки, озёра. Краткая характеристика рек и озёр Швамбрании)
- В каких природных зонах должна лежать Швамбрания? О каких природных зонах упоминает Лев Абрамович в тексте? (мужественные леса, пустыня Кор-и-Дор – географическая ошибка)
- Какие животные-эндемики упоминаются автором? Как бы они выглядели? (работа с рисунками ребят)
- Каковы основные виды хозяйственной деятельности будут развитына этом материке? Почему? (влияние природы и стории). Где и почему размещены крупнейшие города?
- Каковы особенности политической карты Швамбрании? Какие народы заселяют материк? Каков половой состав населения? (преобладание мужского населения, следовательно, к проблемам добавляем дискриминацию женского населения).
УЛ: - Прозвучало слово «дискриминация». Что оно обозначает? (работа со словарём).
- В чём вы заметили ограничение прав гимназистов? (нельзя гулять по набережной, запрещено посещать увеселительные заведения, запрет на появление на улице после 19.00…).
- Если всё же были нарушения, что происходило в гимназии? (запись в кондуит).
- Приведите примеры из книги, какие проступки в нём фиксировались? (работа с текстом).
- Нужен ли кондуит в современной школе? Почему?
Как вы относитесь к тому факту, что дети давали клички преподавателям гимназии? Какие клички? Почему они были не у всех? А каково ваше отношение к кличкам?
- Почему же перестала существовать Швамбрания? (дети выросли).
УГ: - А какие причины могли привести Швамбранию к гибели (аналогия с Атлантидой) /возвращение к эпиграфу №1/.
Итоги.
УГ: - Почему для обобщения мы взяли именно Швамбранию? (типичный материк Южного полушария) /возвращение к эпиграфу №2/.
Чтение авторского стихотворения
Рождение Швамбрании
В тёмной комнате, в аптечке,
Сидели провинившиеся дети.
Решили они:
«Как плохо жить на свете!».
Задумались мальчишки,
Что жить хотели бы они в стране,
Где правили бы дети,
Где не было бы несправедливости на свете…
И вдруг идея посетила их,
В этот момент родилась игра.
Обетованная земля Швамбрания…
На зуб походила она,
Океанами окружена,
Горы на юге располагались.
Были озёра, реки, моря.
Проходила война
(Воевали Бальвония и Кальдония),
Были заливы и острова,
На юге находилась заграница – Пилигвиния.
В общем, на всю жизнь игра.
И если у человека есть фантазия,
То у него есть и своя Швамбрания.
(Саксеева Настя, 7д, 2004 год)
4. Рефлексия. Выставление отметок.
ДЗ:
- География: работа в контурной карте (обозначение Швамбрании на физической карте мира)
- Литература: внеклассное чтение А. Т. Твардовский «Дом у дороги»
5. Список используемых источников:
Л. А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» (любое издание)
Покровск: К 250-летию основания/ сост. Г. А. Мишин. – Сар.: Регион. Приволж. Изд-во «Детская книга», 1993. – 208 с.
Вардугин В. И. Хранители времени. Музеи Саратова и Саратовской области. Сар.: Прив. кн. изд-во, 2000.- 208 с., илл.