Культура и экономика: проблемы при изучении
Мальгина Анна Гарриевна
Сочинский государственный университет туризма и курортного дела (г.Сочи)
Культура и экономика: проблемы при изучении
История науки учит нас, что самые значительные успехи достигались тогда, когда перебрасывались мостики между различными дисциплинами.
Латинское слово «cultura» вошло в обиход европейской мысли лишь во второй половине XVIII века, когда латынь перестала быть живым языком и даже - универсальным средством интеллектуально-ученых общений образованных людей. Присвоенное и усвоенное классицистическим веком Просвещения, оно, казалось, навсегда утратило основную часть своих смысловых наполнений и обрело существенно изменившийся смысл. В латинском языке это слово означало живую связь человека с природой, отводя первому роль разумного существа, всемерно содействующего развитию многообразных форм растительно-животной жизни ("возделывание, обрабатывание, уход, разведение" - словесный ряд, истолковывающий первое его значение). В интерпретации века Просвещения "культурное" стало означать нечто противоположное "природному".
Несмотря на то, что изначально термин «культура» прямым образом был связан с материальным производством, земледельческим трудом, традиционно культура являлась предметом исследования искусствоведения, философии, социологии и др. дисциплин, а экономическая сфера культуры практически не изучалась. Даже если не связывать культуру непосредственно с земледелием, то любой способ, вид деятельности можно представить как совокупность материальных и духовных компонентов. А это и означает, что материальное в культуре является объектом изучения экономической теории.
Та же самая ситуация существует и в обратном случае. При изучении экономики как отдельной фирмы или отрасли, так и страны в целом нельзя игнорировать демографические, социальные, психологические, культурные и иные факторы. Сегодня большинство экономистов при проведении анализов экономических явлений и процессов игнорируют фактор культуры. Однако некоторые исследователи утверждают, что традиции и привычки, присущие отдельным этносам, конфессиям и группам населения, серьезно влияют на их экономические достижения.
В историческом ракурсе учеными-экономистами уделялось достаточно много внимания проблеме культурных факторов. Адам Смит и Джон Стюарт Милль основоположники классической экономической теории считали, что культурные факторы иногда оказывают гораздо большее влияние на поведение людей, чем примитивное преследование личной выгоды. 1
По мнению Макса Вебера, религия один из основных факторов развития капиталистического общества. Одни лишь экономические стимулы недостаточны для убеждения предпринимателей в необходимости действовать согласно новой системе производственных отношений, так как любой новый экономический порядок в самом начале встречает сопротивление со стороны широких масс. Именно здесь религия сыграла неоценимую роль для формирования капиталистических отношений. В частности, протестантский реформизм проповедовал накопление богатства и благосостояния не только как преимущество, но и как долг каждого христианина.2
Марксистская теория полностью изменила причинно-следственную связь между сложившейся экономическими отношениями в обществе и культурой. По Марксу, именно сложившаяся технология предопределяет доминирующую культурную систему в обществе. Маркс считал религию "побочным продуктом" производственных отношений.3
Известный американо-канадский экономист венгерского происхождения Карл Полани также считал религию и культуру "фактором сдерживания", время от времени встающим на пути законов рынка. Теория Карла Полани потерпела крах после Второй мировой войны, так как в то время, экономическая наука все более развивала математические методы моделирования, поэтому казалось ненужным привносить в анализ дополнительные неизвестные, трудно поддающиеся количественной оценке - такие, как культура.
Историк и экономист Дэвид Ландес доказал существование прямой зависимости между процветанием национальной экономики и такими качествами ее граждан как экономность и бережливость, трудолюбие, упорство, честность и терпимость. Такие качества, как ксенофобия, религиозная нетерпимость, коррупция гарантируют бедность широких масс населения и медленное развитие экономики.
В 1958 году в США было проведено исследование, доказывающее, что низкие темпы развития тех или иных экономик могут быть объяснены культурными системами. Эта была одна из первых экономических работ, рассматривающая культуру как независимый фактор. Ее автор Эдвард Бэнфилд показал, что слабость экономики на юге Италии (в отличие от индустриально развитого севера страны) может объясняться местными культурными традициями. Американский политолог Роберт Патнэм, в 1993 году выдвинул гипотезу, согласно которой, чем более "альтруистично" общество, тем выше качество действующих в нем политических и государственных структур. 4
Итальянский экономист Гвидо Табеллини проанализированы уровень образования и качество политических институтов в 69-ти европейских регионах. Его вывод: объем ВВП и темпы экономического роста выше в тех регионах, где процветают взаимное доверие, вера в индивидуальную инициативу человека и уважение к закону.
В любой попытке учесть фактор культуры в экономическом исследовании возникает проблема выявления причинно-следственной связи между экономикой и культурой. Любое доказательство может быть опровергнуто объективными обстоятельствам, связанными с конкретной национальной экономикой и состоянием данного общества. Экономисты Паола Сапиенза, Луиджи Гуизо и Луиджи Зингалес доказывают, что культура оказывает прямое воздействие на экономику, доказывают, что в долгосрочной перспективе, именно экономическая система и производственные отношения формируют культуру самого общества. Тем не менее, культурные ценности не всегда меняется в соответствии с экономическим развитием. Так, например, люди выросшие в религиозных семьях на протяжении всей жизни сохраняют определенные стереотипы поведения, даже если отходят от религии. Причины столь медленных изменений в культурном развитии авторы объясняют тем, что родители склонны передавать своим детям ту информацию, которую последние, в свою очередь, получили от своих родителей, без переосмысления и адаптации данной информации к требованиям современности. В качестве примера авторы приводят традиции Эфиопии. В эфиопском племени Мурзи женщины должны носить глиняные украшения на губах. Постоянная тяжесть, которая деформировала губы, часто приводила женщин к потере передних зубов. Согласно некоторым теориям, данная традиция зародилась в далекие времена, с целью сделать женщин племени менее привлекательными для работорговцев. Работорговля в ее классическом смысле ныне прекратила существование, однако традиция сохраняется. Таким образом, традиции живут даже после того, как становятся ненужными и устаревшими. Гуизо, Сапиенза и Зингалес попытались проанализировать такой фактор культуры, как доверие людей друг к другу. Их исследование было проведено в европейских странах. Выяснилось, что доверие между двумя странами больше в случае, если их население исповедует одну и ту же религию. Уровень доверия гораздо ниже между странами между которыми в прошлом велись продолжительные войны. В среднем, чем выше уровень образования, тем меньше вероятность, что полученное от предков культурное наследие может отрицательно повлиять на уровень доверия - более образованные люди менее подвержены влиянию традиций и общепринятых убеждений.
Соня Саламон, профессор антропологии Университета Иллинойса, сравнила, как в 1840-е годы сосуществовали жители городов США, относящиеся к двум группам: сравнивались католики - выходцы из Германии и протестанты-англосаксы. Немцы почти никогда не продавали свои земельные участки и имели больше детей по сравнению с коренными янки. Имея больше детей, и, соответственно, больше помощников, немцы были склонны выращивать более трудоемкие виды зерновых. А англосаксы относились к фермерству как к бизнесу, часто покупая и продавая земельные участки и выращивая менее трудоемкие в обработке виды зерновых, такие, как кукуруза. У них также было меньше детей. Несмотря на то, что применявшийся немцами метод ведения хозяйства приносил меньше дохода, эта модель хозяйствования не исчезла и продолжала свое существование более века благодаря многодетности немцев.
В этой связи можно вспомнить опыт американских антропологов Джозефа Генриха и Роберта Бойда. Представителям различных племен, живущих в отрыве от цивилизации, предлагалось сыграть в игру с двумя участниками, в процессе которой первому игроку выдавалось определенное количество денег. Первый игрок должен был предложить разделить деньги со вторым игроком в какой-либо пропорции. Если второй игрок соглашался на предложенный вариант дележа, то оба участника получали деньги. Если пропорция раздела не устраивала второго игрока, то оба игрока оставались без гонорара.Теоретически, первый игрок должен был предложить второму максимально близкую к нулю сумму, так как второго игрока, заинтересовало бы любое количество «легких» денег. Но исследование показало, что, в большинстве случаев первым игроком предлагалась сумма намного выше "экономически оптимальной". Минимально высокая сумма (26%) предлагалась индейцами перуанского племени Мачегуенга, а максимальная (58%) - членами индонезийского племени Ламелара. Оказалось, что в племенах, жизнеспособность экономик которой требовала обеспечения большей кооперации между соплеменниками, предлагались большие суммы.5
С осознанием научным сообществом того факта, что экономика не является отдельной и самодостаточной сферой жизни общества, а выступает как одна из подсистем общественной системы в широком смысле этого понятия следует, что при изучении экономики как отдельной фирмы или отрасли, так и страны в целом нельзя игнорировать культурные факторы, впрочем, как и другие (демографические, социальные, психологические). Именно поэтому организационная культура фирмы, культура отрасли, национальная или региональная культура выступают как важные факторы, влияющие на эффективность национального менеджмента и экономический рост страны в целом. По этой же причине возникает неподдельный научный интерес к комплексным, междисциплинарным исследованиям культуры. По сути дела можно говорить о возникновении нового направления в экономическом знании - экономической концепции культуры. Данная концепция должна в рамках экономической науки комплексно изучать взаимосвязь между экономикой и культурой.
Список литературы:
- Барр Р. Политическая экономия. Т. 1. Пер. с фр. М., 1995
- Ванчугов В.В. «Культура и экономика» Washington ProFile 10.2006
- Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 1975
- Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1998
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 37
- Левкин Н.В. «Концепция культуры в экономической науке» Проблемы современной экономики, N 1(17)
- Putnam. R. Bowling alone: the collapse and revival of the American community. Simon and Schuster, New York, NY, 2000
- http://www.countries.ru/library/theory/cultterm.htm
1 Барр Р. Политическая экономия. Т. 1. Пер. с фр. М., 1995.
2 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 1975.
3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 37.
4 Putnam. R. Bowling alone: the collapse and revival of the American community. Simon and Schuster, New York, NY, 2000
5 Н.В. Левкин «Концепция культуры в экономической науке» Проблемы современной экономики, N 1(17)
4
Культура и экономика: проблемы при изучении