Государство как субъект экономической конкуренции

Луговой О.Ю., Оренбургский государственный

педагогический университет, г. Оренбург

Государство как субъект экономической конкуренции

Контекстом предлагаемой концепции государства являются следующие теоретические обстоятельства (подробнее этот и иные аспекты см. [1]):

на основании изучения известных нам работ мы, подобно У. Баумолю2, выделяем два направления в исследовании государства, первое из которых получило концентрированное выражение в теории общественного благосостояния, второе в теории общественного выбора. В них государство выступает в качестве экзогенного явления как политическая или социальная организация, реализующая в том числе экономические функции. Следствие этого ошибочная и не имеющая решения дилемма «провалы рынка—провалы государства»; соответствующие ей теории внутренне противоречивы и базируются на взаимоисключающих предпосылках. Чисто экономико-теоретические причины необходимости и роль государства являются теоретически неясными;

развитие представлений о государстве совершается не автономно, а в контексте других разделов экономической теории, что предполагает их соответствующую предметно-методологическую, логическую и концептуальную согласованность. Между тем, теории государства, рынка, фирмы, денег и ценности внутренне противоречивы и несогласованны. Отчасти это обстоятельство  следствие экономико-теоретической неопределенности рынка, фирмы и денег. В литературе имеется множество трактовок сущности и назначения рынка. Так, в институциональных версиях рынок фигурирует как аналитически неопределенный набор институтов, в рамках которых происходит обмен правами собственности; как «сплетение контрактов». Неопределенность и невозможность теоретически удовлетворительного различения рынка и фирмы констатируется Р. Коузом3, Х. Демсецем4, Т. Эггертссоном5, Э. Фуруботном и Р. Рихтером6. Есть основания соглашаться с выводами Л. Харриса7, Р. Макдональда и Р. Милбурна8 о теоретической неясности причин, способа возникновения, сущности и признаков денег, а также способа происхождения собственно товарно-денежного хозяйства. Необходимо учитывать и несовместимость теории ценности и теории товарных денег, характерную, например, для микроэкономических моделей общего равновесия (Л. Вальраса, ЭрроуДебре) и модели Д. Патинкина9; несоответствие идеи «внутренних» (создаваемых коммерческими банками) денег положению о государстве (в лице центрального банка) как монопольном эмитенте денег; отсутствие приемлемого решения10 задачи теоретической и эмпирической дифференциации активов на денежные агрегаты.

В качестве концептуальной основы чисто экономико-теоретического исследования государства мы применяем следующие понятия. Деньги средство необратимо-возмездного присвоения товаров; их назначение быть всеобщим средством присвоения товаров. Товарно-денежный обмен необратимо-возмездное присвоение товаров, ограниченное денежными ценами. Товарно-денежное присвоение получение посредством денег доступа к продуктам действий других (в качестве товаров) для последующего их потребления или переработки. Рынок сообщество покупателей и продавцов, совершающих товарно-денежное присвоение. Назначение рынка обеспечение индивидами (в том числе их сообществами в виде фирм) возможности осуществления производства и потребления. Фирма сообщество индивидов, совершающих производство, товарно-денежное присвоение и формирующих единый бюджет. Рынок небюджетная, а фирма бюджетная микроэкономическая организация.

В чисто экономико-теоретическом ракурсе государство выступает как диверсифицированная фирма, основным видом деятельности которой является производство денег. Задача государства присвоение чистого денежного дохода, необходимого для его функционирования.

Оно возникает в качестве фирмы, необходимой для производства денег и предложения в качестве товара кредитно-денежной услуги. Поскольку деньги не являются товаром, экономические агенты вынуждены платить эмиссионные налоги — совершать денежные расходы в обмен на услугу «эмиссионное долговое обязательство», а именно обещание данной фирмы эмитировать деньги.

Это допускает возможность последующего предоставления государством иных услуг, предполагающего необходимым взимание особого типа налогов. Оно обменивает на налоги два типа долговых обязательств: эмиссионные и неэмиссионные; взимает два типа налога: эмиссионный налог — налог, присваиваемый для совершения эмиссии денег; неэмиссионный — налог, присваиваемый для производства услуг, отличного от производства денег.

Будучи фирмой (участником товарно-денежного обмена), государство необходимо конкурирует с иными экономическими агентами состязается за возможность товарно-денежного присвоения продуктов специализированных действий других агентов.

Можно выделить два аспекта: конкуренция государства как фирмы-эмитента (денег); конкуренция государства как фирмы-производителя неэмиссионных услуг.

В модели закрытой экономики средство конкуренции государства-эмитента собственно производство и предоставление денег; государство-монополист субъект неценовой межотраслевой конкуренции.

Второй аспект конкуренция государства в качестве фирмы, совершающей производство и предложение услуг, соответствующие неэмиссионному налогообложению.

Неэмиссионное налогообложение есть не только (а) формирование дохода государства, но и (б) средство выполнения государством долговых обязательств, а также (в) средство конкуренции государства с другими микроэкономическими организациями (фирмами).

Первое. Ограничение цены фирмы-монополиста представляется действием, соответствующим проданному государством конкурирующим налогоплательщикам долговому обязательству. Так как это обязательство продано всем агентам, то его выполнение действие государства, завершающее товарно-кредитное отношение государства и налогоплательщиков не является экзогенным вмешательством в экономику (регулированием экономики). Государство совершает антимонопольное действие в контексте решения своей задачи присвоения необходимого чистого дохода. (Вместе с тем государство может представлять в качестве косвенного содействия функционирования агентов и несовершение этого действия по отношению к каким-либо монополистам, например, как государственное содействие технологическому развитию.)

Второе. Ограничение государством производства какого-либо вида продукта некой фирмы (группы фирм). Обоснованием ограничения может выступать, например, защита потребителей от продукции низкого качества. Совершение этого действия является противодействием прежде всего соответствующим производящим данный вид продукта фирмам. Данная услуга государства воспринимается как содействие государства потенциальным потребителям в удовлетворении их потребностей.

Ограничение производства может быть обеспечено обещанием государства совершить по отношению к соответствующим фирмам определенные, невыгодные для последних, налоговые действия. Вместе с тем этим ограничением может быть возрастающее налогообложение соответствующего вида производства. В этом (втором) случае налогообложение есть не только присвоение неэмиссионного денежного дохода, но и средство выполнения государством долговых обязательств.

Налогообложение может быть также конкурентным действием государства.

Первое. Ограничивая производство некоего продукта, государство непосредственно не конкурирует с соответствующими фирмами относительно возможности собственно производства данного продукта. Между тем, ограничивая производство какого-либо продукта на основании (государственной) оценки его качества, государство демонстрирует, что не бездействует, а, следовательно, имеет основание присваивать неэмиссионные налоги и в конечном счете формировать чистый денежный доход. Если ограничением является относительно возрастающее налогообложение, то налогообложение и действие, формирующее доход государства, и действие, являющееся средством выполнения государственного долгового обязательства.

Второе. Ограничивая возрастающим налогообложением производство фирмами данного продукта, государство (одновременно либо после прекращения фирмами производства) начинает совершать его производство замещать эти фирмы в производстве и продаже данного продукта. В этом случае налогообложение является (а) присвоением денежного дохода, (б) выполнением долгового обязательства и (в) конкурентным действием. Государство непосредственно состязается с фирмами за возможность производства и продажи товара, являющуюся одним из аспектов конкуренции государства как особой фирмы.

В модели закрытой экономики монопольные эмиссия и налогообложение предопределяют тенденцию к монополизации государством производства и предложения неэмиссионных услуг.

Государство не может типично ограничиваться «невысокими» налогами, ибо неэмиссионное налогообложение средство его неценовой конкуренции с иными экономическими агентами.

1 Луговой О.Ю. Конкурирующее государство (научный доклад). М.: Институт экономики РАН, 2007. 58 с.

2 Баумоль У. Чего не знал Альфред Маршалл: вклад ХХ столетия в экономическую теорию // Вопросы экономики. 2001. № 2. С. 73107.

3 Коуз Р. Природа фирмы / Природа фирмы. М.: Дело, 2001. С. 50; Коуз Р. «Природа фирмы»: истолкование / Природа фирмы. М.: Дело, 2001. С. 85.

4 Демсец Х. Еще раз о теории фирмы / Природа фирмы. М.: Дело, 2001. С. 255.

5 Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. М.: Дело, 2001. С. 6364.

6 Фуруботн Э. Г., Рихтер Р. Институты и экономическая теория: Достижения новой институциональной экономической теории. СПб.: СПбГУ, 2005. С. 459, 515.

7 Харрис Л. Денежная теория. М.: Прогресс, 1990. С. 75, 81, 482494.

8 Макдональд Р., Милбурн Р. Новые разработки в денежной теории / Панорама экономической мысли конца ХХ столетия: в 2 т. Т. 1. СПб.: Экономическая школа, 2002. С. 351382.

9 Патинкин Д. Деньги, процент и цены. Соединение теории денег и теории стоимости. М.: Экономика, 2004.

10 Фридмен М. Если бы деньги заговорили… М.: Дело, 1999. С. 41; Тобин Дж. Финансовые посредники / Экономическая теория. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 326.

PAGE 3

Государство как субъект экономической конкуренции