Проблемы эффективного использования ресурсов в региональных экономических системах
Кириллов С.Н.
Волгоградский государственный университет
г. Волгоград
Проблемы эффективного использования ресурсов
в региональных экономических системах
В настоящее время актуальной является задача эффективного использования различных ресурсов в рамках развития региональных экономических систем, которые, с одной стороны, характеризуют естественный и созданный экономический потенциал территории, с другой эффективность управления в служившихся условиях. В связи с этим исключительно большое значение приобретает анализ и обобщение наработок, сделанных учеными в теории регионального развития.
Обычно понятие «ресурсы» определяется как запасы (источники) различных видов вещества, энергии и информации, которые необходимы для обеспечения развития социо- эколого-экономических систем различного уровня, обусловливающих жизнь человека в настоящем и будущем. В этой связи важнейшей проблемой экономической науки является измерение затрат и результатов общественного производства в экономических системах, в том числе региональных, и оценка на этой основе его эффективности за счет использования различных видов ресурсов.
Проблема повышения эффективности актуальна на всех уровнях экономики, так как она в целом определяется эффективностью деятельности отдельных экономических систем и хозяйствующих субъектов. Эффективность развития региона зависит в первую очередь от его экономического потенциала.
Одной из базовых категорий экономической теории выступает потенциал, определяющий состояние и возможности развития хозяйственных систем различного их уровня (предприятие, регион, национальное хозяйство). Достижение более высокого экономического потенциала является вместе с тем и одной из главных результирующих характеристик их развития. Важен не только объем выпуска продукции, ее качество и конкурентоспособность, но и более высокое качество самой хозяйственной системы, определяющее эффективное функционирование в будущем. Экономический потенциал играет особую роль в системе организации национального хозяйства, региональной и производственной организации, выступая, как ее материальная основа. Величина экономического потенциала характеризует уровень развития производительных сил, определяет конкурентоспособность страны, степень капитализации предприятий.1
Кроме того, необходимо учесть две тенденции: регион обладает потенциалом объективным и приобретенным. Целесообразно рассчитывать два показателя, отражающих соответственно потенциал региона и эффективность использования этого потенциала, эффективность развития, учитывающую как раз приобретенные характеристики, описывающие результативность управления и т.п.2
Из-за разного уровня промышленного развития регионов, природно-климатических и географических особенностях их освоения, трудового потенциала, возникает необходимость комплексной сравнительной оценки регионов, определения возможности решения социально-экономических задач их развития на основе эффективного использования различных ресурсов и внутренних резервов экономического роста.
В системе управления эффективностью развития региона важную роль играет рациональное использование его экономического потенциала, в связи с чем целесообразным является выделение двух его составляющих: ресурсной (совокупность ресурсов, имеющихся для развития) и результативной (способность региона к эффективному использованию имеющихся ресурсов). Природно-ресурсный фактор играет значительную роль в повышении эффективности развития региона. Наличие промышленных месторождений различных руд, нефти, газа и т. д. зачастую становится фундаментом развития региона. Однако богатство природных ресурсов не является решающим критерием развития. В мировой экономике известны случаи, когда имеющие природные ресурсы страны не достигли высокого уровня развития экономики, и наоборот, такие страны, как Япония, Израиль, Южная Корея, смогли достичь высоких показателей экономического развития благодаря эффективному использованию имеющихся ресурсов.3
Сырьевая направленность экономики России привела к гипертрофированному развитию регионов с крупными запасами полезных ископаемых, которые оттягивают на себя проектные мощности, поглощают свободные капиталы, квалифицированную и мобильную рабочую силу. Однако наличие запасов природных минерально-сырьевых ресурсов на территории не всегда является безусловным фактором развития региональной экономики.
Различные ресурсы, в том числе рабочая сила и капитал, влияют на объективный и приобретенный потенциал регионального развития, от которого зависит конкурентоспособность региона. В России имеется дефицит ресурсов будущего: высококвалифицированной мобильной рабочей силы, инновационных технологий, систематизированных информационных источников и т.д.
Регионы получают преимущества благодаря различиям, а не сходству. В каждом регионе есть свой одному ему присущий набор конкурентных отраслей. В результате можно предположить, что в тех регионах, где отраслевая структура экономики быстрее адаптировалась к рыночным методам ведения хозяйства, где региональная власть поддерживает структурообразующие предприятия и проводит разумную экономическую политику, факторы ценообразования обеспечивают сбалансированность регионального спроса и регионального предложения и способствуют росту показателей конкурентоспособности региона.4
Решить о целесообразности использования различных ресурсов в субъектах Российской Федерации можно с помощью SWOT-анализа, который позволяет выявить слабые и сильные стороны в ресурсообеспеченности, существующие угрозы и возможности. Для Южного федерального округа были выделены некоторые показатели, которые прямо или косвенно характеризуют эффективность использования ресурсов (табл. 1). Сравнение показателей по отдельному субъекту РФ со средними показателями по ЮФО или России в целом дает представления об уровне развития, региональных различиях и о глубине экономического кризиса. Показатели по отгрузке товаров, работ и услуг, а также по инвестициям в основной капитал целесообразно привести на одного занятого.
Наиболее ценным ресурсом на территории является человеческий капитал, однако он в условиях экономического кризиса подвергается деградации из-за депрофессионализации населения, утраты выгоды от ранее полученного образования, общего снижения качества профессионального образования, потерь рынка труда в результате малоперспективного переобучения.
Существенные проблемы в России существуют с инновационными, инвестиционными, информационными, инфраструктурными ресурсами и показателями бюджетоотдачи, позволяющими оценить эффективность использования ресурсов с точки зрения наполнения бюджета.
Таблица 1
Некоторые показатели эффективного использования ресурсов
по Южному федеральному округу в январе-сентябре 2009 года5
Индекс промышл. произв-ва |
Отгружено товаров, работ, услуг в сентябре (млн. руб) |
Индекс с./х. произв-ва (1 полугодие) |
Инвестиции в основной капитал (1 полугодие, млн. руб) |
Среднедуш. денежные доходы населения (авг., руб) |
Уровень безработицы (авг., %) |
|
Российская Федерация |
86,5 |
3254206,0 |
100,9 |
3014863,9 |
16 305,1 |
7,8 |
Южный федеральный округ |
87,2 |
243054,2 |
101,4 |
310484,9 |
12 803,3 |
10,5 |
Республика Адыгея |
97,1 |
2282,8 |
109,8 |
3713,4 |
9 343,8 |
8,7 |
Республика Дагестан |
112,3 |
11610,2 |
104,7 |
21492,5 |
14 557,3 |
14,1 |
Республика Ингушетия |
93,9 |
752,4 |
110,0 |
1829,6 |
6 134,0 |
52,1 |
Кабардино-Балкарская Республика |
100,0 |
3354,1 |
104,5 |
4975,4 |
9 626,0 |
8,8 |
Республика Калмыкия |
114,0 |
892,8 |
90,8 |
2276,6 |
6 759,2 |
14,2 |
Карачаево-Черкесская Республика |
97,2 |
2087,3 |
104,9 |
3882,3 |
10 350,6 |
11,8 |
Республика Северная |
99,5 |
2055,5 |
103,7 |
4930,5 |
10 732,6 |
8,9 |
Чеченская Республика |
84,1 |
4268,7 |
100,2 |
6061,5 |
… |
32,9 |
Краснодарский край |
87,8 |
83002,3 |
99,4 |
123277,2 |
15 388,5 |
7,4 |
Ставропольский край |
97,5 |
26389,8 |
101,0 |
25382,5 |
12 085,1 |
8,5 |
Астраханская область |
81,9 |
10581,4 |
104,9 |
21723,9 |
12 107,8 |
7,2 |
Волгоградская область |
82,3 |
42671,4 |
103,1 |
23933,1 |
11 871,0 |
7,6 |
Ростовская область |
82,7 |
53105,6 |
103,3 |
67006,1 |
12 565,5 |
6,8 |
Экономическую неоднородность регионов и преобладание в них определенных ресурсов показывают многочисленные рейтинги регионального развития. При всем субъективизме составления таких рейтингов, общие тенденции в них можно проследить (табл. 2). Например, в ЮФО фактически отсутствуют регионы с высоким инновационным рейтингом, республики Адыгея и Дагестан могли бы использовать высокий экологический рейтинг для развития туризма.
Таблица 2
Место регионов Южного федерального округа в различных рейтингах
Регион |
Развитие регионов6 |
Инновационное развитие7 |
Экологический рейтинг8 |
Республика Адыгея |
53 |
С |
2 |
Республика Дагестан |
41 |
D |
31 |
Республика Ингушетия |
56 |
С |
28 |
Кабардино-Балкарская Республика |
70 |
С |
65 |
Республика Калмыкия |
71 |
D |
71 |
Карачаево-Черкесская Республика |
35 |
D |
40 |
Республика Северная |
42 |
С |
81 |
Чеченская Республика |
- |
- |
45 |
Краснодарский край |
8 |
С |
82 |
Ставропольский край |
38 |
С |
86 |
Астраханская область |
54 |
D |
44 |
Волгоградская область |
29 |
С |
72 |
Ростовская область |
36 |
С |
73 |
Решить указанные проблемы во многом помогает кластерная политика, которая обеспечивает стимулирование укрепления взаимосвязей между основными экономическими субъектами в регионе участниками кластера, что позволяет получать упрощенный доступ к новым технологиям, новым рынкам, организовывать совместные НИОКР, снижать транзакционные издержки за счет увеличения доверия между участниками кластера.
Превалирование в экономике кластеров, а не изолированных компаний и отраслей важно и для региональной экономики, где наблюдается высокая географическая концентрация взаимосвязанных отраслей. Ключевым фактором успеха при разработке и реализации стратегий развития кластеров является активная позиция лидеров бизнеса и позитивное партнерство между интересами различных предпринимательских групп в регионе.9
Преобладание тех либо иных ресурсов в регионе обязательно влияет на общественно-политическое устройство, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований, социально-экономическую политику на региональном уровне. При составлении стратегических планов социально-экономического развития регионов необходимо учитывать общие тенденции развития мирового хозяйства и страны, имеющиеся региональные ресурсы, которые в наибольшей степени обеспечат достижение стратегических целей региона.
Эффективное использование ресурсов будет способствовать повышению экономической стабильности, бюджетообеспеченности и социальной устойчивости регионов.
1 Щуков В.Н. Экономический потенциал регионов России и эффективность его использования. Иваново: ИГТА, 2002.
2 Яшин С.Н., Пузов Е.Н. Мониторинг экономической безопасности регионов на базе их сравнительной оценки и определения эффективности развития территорий // Финансы и кредит, 2006, №3.
3 Растворцева С.Н. Сущность социально-экономической эффективности развития региона // Регионология, 2008, №4.
4 Ушвицкий Л.И., Парахина В.Н. Конкурентоспособность региона как новая реалия: сущность, методы оценки, современное состояние // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика», 2005, №1.
5 Составлено по материалам Федеральная служба государственной статистики «Информация для ведения мониторинга социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в январе-сентябре 2009 года»
6 Рейтинг ТРК «Петербург» за апрель 2008 года. Режим доступа: http://www.5-tv.ru/rating/rait_2008_04.html
7 Рейтинг Капитал Страны за 2006 год. Режим доступа: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/2574