Региональная инновационная система: университет в тройной спирали экономики знаний
А.Ф. Уваров Александр Фавстович, проректор по инновационному развитию и международной деятельности Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, г.Томск
Региональная инновационная система:
университет в тройной спирали экономики знаний.
Развитие экономики в XXI веке обеспечивается через конкуренцию национальных инновационных систем, которые в свою очередь действуют не столько сами по себе, сколько будучи локализованными в региональных инновационных системах. Это, казалось бы, очевидное обстоятельство в настоящее время не служит отправной точкой процесса создания российской национальной инновационной системы, поскольку основные и ресурсы, и процессы все в большей мере замыкаются на федеральный центр.
Однако какой бы тотальной не была исключительность федерального центра, сколько бы этот центр не концентрировал ресурсов и полномочий, все равно межрегиональная конкуренция в том или ином виде сохраняется. Так или иначе, региональная неоднородность будет всегда, подтверждением чему служат действующие национальные инновационные системы, опирающиеся не на всю страну, а на всемирно известные инновационные центры, такие, как Силиконовая долина в США, Оксфорд в Великобритании и т.д. Все эти успешные региональные инновационные системы выросли в условиях жесточайшей конкуренции за инвестиции в человеческий капитал и на внутреннем, и на внешнем рынках.
Хотя правовое пространство, являющееся главным элементом национального уровня, равномерно распространено по всем регионам и создает равные условия для каждого из них, тем не менее, у каждого региона находятся свои, отличные от других преимущества. На сегодня имеется огромный багаж историй успеха на самых разных уровнях: личности, малого предприятия, корпорации, региона, страны и даже континента, в случае Евросоюза. С точки зрения теории инноваций необходимые составляющие формулы успеха в деле построения национальных и региональных инновационных систем деятельности хорошо известны. Однако исчерпывающего перечня достаточных условий для обеспечения успеха, ввиду уникальности каждой инновационной системы, адекватной социокультурным особенностям стран и регионов, не существует.
К числу необходимых условий относятся ясность целей в обществе и согласование приоритетов, высокий уровень финансирования науки (3-5% от ВВП), отсутствие административных барьеров для ведения бизнеса и трансфера технологий, обеспеченность финансами экономики, стабильность и дружественность по отношению к бизнесу правовой и налоговой систем. С институциональной точки зрения для построения национальной инновационной системы совершенно необходимым условием является соответствие отношений основных действующих сил инновационного развития модели тройной спирали (ТС).
Модель ТС, появившаяся на рубеже веков в Англии и Голландии (См. рис.1), на сегодня наиболее адекватно описывает и измеряет взаимоотношения участников инновационной системы. В модели ТС уточнены главные движущие силы инновационного развития, а именно: власть, бизнес и университет. Под властью понимаются все уровни и ветви власти, в том числе лица и организации, формально не состоящие на государственной службе и не являющиеся государственными, но уполномоченные государством на принятие решений. Университет также трактуется в широком смысле, обязательным условием для которого является генерация и распространение знания. Безусловно, роль университета могут выполнять и корпорации с их исследовательскими департаментами, так же, как и государственные и общественные академии, если в них обеспечивается пересечение потоков новых знаний и энергичной молодежи.
Рис. 1
Одним из важнейших параметров тройной спирали является ее динамика, характеризующая способность трех участников взаимодействия в интересах инновационного проекта дополнять, замещать, перераспределять функции друг друга, оперативно применять свои уникальные качества, предоставлять или наоборот изымать необходимые ресурсы и.т.д.
В процессе формирования национальных инновационных систем модель ТС прошла значительную эволюцию (См. рис. 2).
Рис. 2
На первом этапе все действующие силы полностью контролируются властью, что соответствует ситуации в СССР. Взаимодействие университета и предприятия происходит через приказы власти, возможность инициативы минимальна, динамика взаимодействия отсутствует. Существует большое количество закрытых сфер, распространение знаний ограничено и часто запрещено.
Затем, в ходе формирования нового общественного договора, отношения становятся более свободными, они исходят их зоны ответственности каждой из сторон. Путь информации, кадров и ресурсов между участниками сложен и долог, а взаимодействие носит не системный, а локальный характер. Участники процесса искренне полагают, что главная проблема находится вне их сферы, наиболее характерны претензии друг другу о том, что бизнес инновациями не интересуется, университет ничему не учит, а государственные руководители только произносят речи.
Необходимо ясно представлять, что все это по-другому и быть не может, потому что все три участника не в состоянии решить проблему по одиночке, в отрыве от интересов будущих партнеров:
1. Бизнес не может интересоваться инновациями, не закончив модернизацию производства. Совершенно очевидно, что эти два направления не противоречат друг другу, но и не тождественны, они последовательны. Только закончив модернизацию, имеет смысл вкладываться в инновации, в прорывные технологии (а значит и в прорывные же риски). Экономическая целесообразность не может быть декларативно отменена, нереально наладить оптимальное движение по магистрали, ее не построив. Бизнес видит огромное поле очевидных вещей в части внедрения понятной промышленной автоматики, замены ламп накаливания, элементарного учета энергии и многого другого. Все эти проекты имеют минимальные риски и не требуют содержания исследовательских институтов и Академии наук, но требуют колоссальных средств, времени и сил.
Надежный способ измерения готовности экономики к периоду инновационного развития это кредитная ставка, по которой бизнес в состоянии привлекать ресурсы для развития. Так, если стоимость кредита превышает 25% годовых, следует говорить о спекулятивном и нездоровом характере экономики, если ставка в диапазоне 10-25% это период модернизации, и только если ставка меньше 10% годовых, значит другого выхода, кроме реализации долгосрочных, рискованных инновационных проектов, у бизнеса уже не осталось.
Так стоит ли винить отдельно взятый бизнес в отсутствии интереса к инновациям?
2. Университеты не могут готовить хороших специалистов в ситуации, когда бизнесу это не нужно. Государство не в состоянии поглотить (а, следовательно, и соответствующим образом оплатить их подготовку) миллионы инженеров на свои нужды, таких нужд просто не может быть в немобилизационной экономике.
3. Власть по определению заинтересована в стабильности, которая по определению же противоречит инновациям. Власть может заниматься инновациями только в экстремальной ситуации, когда не будет другого выхода. Пока не будет проведена модернизация, построена инфраструктура, пока есть возможность формировать положительный торговый баланс, власть будет занята более понятными делами: дорогами, стадионами. Именно этот процесс сейчас и происходит в России, где инновациями можно заниматься только вопреки имеющейся поддержке.
По мере осознания той простой истины, что проблему решить можно только и только всем вместе, формируются пересечения сфер участников процесса. Появляется тройная спираль. Стороны созрели до состояния, в котором они могут поручить непрофильную деятельность партнерам, партнеры ценят эти поручения, они выживают за счет них и не подводят ожиданий. Предприятия создают структуры в действующих университетах и создают новые; университеты создают предприятия; власть поощряет независимую экспертизу и полагается на мнение партнеров. Максимально возможное взаимопонимание, взаимодействие, каналы информации открыты.
Ко всем участникам инновационной системы в модели тройной спирали предъявляются определенные требования.
Университет развивает составляющую своей деятельности в идеологии предпринимательского университета, в том числе:
- Повышает свою институциональную независимость и академические свободы, включая академическую мобильность.
- Увеличивает объем и обеспечивает мировой уровень фундаментальных и прикладных исследований.
- Обеспечивает интеграцию предпринимательской деятельности в повседневную академическую работу университета, с одной стороны, и участвует в развитии экономики региона, с другой.
- Проявляет готовность к формированию гибридных организационных форматов в сфере взаимодействия с бизнесом и властью.
Рост и развитие бизнеса, обеспечение его конкурентоспособности на основе научно-технических разработок:
- Инновации должны стать центральным элементом стратегии развития фирмы.
- Бизнес содействует развитию кластеров.
- Бизнес формирует высокий уровень корпоративной культуры.
- Бизнес проявляет готовность к формированию гибридных организационных форматов в сфере взаимодействия с университетами и властью.
Требования к власти в модели тройной спирали:
- Развитие и укрепление институтов: частной собственности, информационного и интеллектуального права, гражданского общества, судопроизводства, экспертного сообщества и других.
- Научно-техническое прогнозирование силами экспертного сообщества: определение приоритетных направлений развития.
- Реализация приоритетных направлений развития путем выделения 3,5-5% от ВВП на науку и инновации.
- Готовность к формированию гибридных организационных форматов, к передаче части полномочий экспертному сообществу.
В деле построения тройной спирали ТУСУР на российском фоне существенно преуспел в этом процессе, создавая учебно-научно-инновационный комплекс со структурными подразделениями предприятий внутри университета. Можно констатировать, что в ТУСУР налажено взаимопонимание бизнеса и университета, измеряемое прозрачностью границ, например, между ЗАО «Элеси» и НИИ Электронных систем, объемом финансов, которые компании направляют в созданные ими подразделения университета (2010 г. около 300 млн. руб.), активной работой попечительского совета, полностью состоящего из выпускников руководителей этих же компаний, инвестиционной активностью предприятий наших выпускников по отношению к проектам студенческого бизнес-инкубатора (2009 г. 13 млн. руб.). Здесь упомянута часть гибридных форматов, которые целенаправленно развиваются в нашем университете. Важным является и то, что эта работа проводится при консультационной поддержке Института мировой экономики и международных отношений РАН, с учетом мирового опыта проектирования и построения инновационных систем.
Поскольку власть в этом процессе свои функции еще выполняет с большими перебоями, можно утверждать, что у нас пока устойчиво действует только двойная спираль. Необходимо учитывать, что в ТУСУР события развиваются исключительно в соответствии с мировой практикой развития больших инфраструктурных проектов. Ситуацию можно проиллюстрировать на примере знаменитого университета Твенте из Нидерландов (См. рис. 3), являющегося эталоном предпринимательского университета. В период с 1975 по 1982 годы выпускники университета создали самостоятельно, без всякой государственной поддержки 40 наукоемких предприятий, которые объединились вокруг своего университета и только после этого начала работать государственная машина. И это произошло в динамичной Голландии! Мы приблизительно находимся в той же точке, когда должна заработать российская государственная инновационная поддержка в полную силу.
Рис. 3
Мы последовательно движемся в одном направлении в течение последних 10 лет, по российским меркам выстроили адекватную систему взаимодействия с наукоемким бизнесом, но по сравнению с мировыми лидерами мы все еще карлики. Так, выпускники мирового лидера среди предпринимательских университетов Массачусетского технологического института (См. рис.4) создали около 25 тысяч предприятий, чей годовой доход составляет 2 триллиона USD, что превышает параметры российской экономики.
Рис. 4
Без целенаправленного взаимодействия со всеми тремя участниками тройной спирали такого феноменального результата не достичь.
В заключение можно сделать вывод, что отечественная инновационная практика, хотя и находится в зачаточном состоянии, не имеет кардинальных национальных отличий от мировых трендов, так что внедрение передовых моделей формирования инновационных кластеров вокруг ведущих университетов реально возможно и в России. Технология проектирования и дорожная карта последующего развития кластера успешно проходят апробацию в учебно-научно-инновационном комплексе ТУСУР, что может представлять качественный исходный методологический материал для формирования траекторий регионального развития.
PAGE 6
Эволюция тройной спирали
EMBED PowerPoint.Slide.8
Университет
Власть
изнес
Тройная спираль
с поддержкой инновационной инфраструктуры университета
без поддержки инновационной инфраструктуры университета
Предприятия инновационного пояса университета Твенте
Массачусетский технологический институт (MIT)
Доходы института $2,644 млрд., из них 51,9 % от исследований и разработок
Эндаумент $7,982 млрд.
Количество частных предприятий, созданных выпускниками института 25800.
Ежегодный совокупный доход компаний, созданных выпускниками института $2 трлн.
2009/2010 академический год:
бакалавры 4232 чел.;
магистры и докторанты 6152 чел.
Региональная инновационная система: университет в тройной спирали экономики знаний