СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Дубская О.С.

преподаватель кафедры экономической теории ЮФУ

СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Под финансовой политикой муниципального образования подразумевается совокупность правил, принципов и целей, принимаемых в расчет при составлении перспективных, среднесрочных и годовых финансовых планов. Финансовая политика - понятие более общего порядка, чем бюджетная и налоговая политика, определяемые в Бюджетном кодексе РФ.

Как представляется, финансовую политику правомерно детализировать, выделяя такие составляющие как политика управления доходами, расходами, ликвидностью, закупками и долговая политика. На рисунке 1 схематично представлены основные элементы финансовой политики и их содержание.

Рисунок 1 – Основные элементы финансовой политики муниципалитетов

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. «Местный бюджет (бюджет муниципального образования) – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления»1. Традиционно к местным бюджетом относились: районные, городские, сельские и поселковые бюджеты, районные бюджеты в городах. В бюджетной системе страны, являющейся главной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих территорий, местные бюджеты - самые многочисленные. Являясь низовым звеном этой системы, они, образно говоря, представляют собой ее фундамент, от укрепления которого зависит прочность и надежность всей системы. В настоящее время около 60% всех бюджетных расходов на социальную сферу и более 40% расходов на народное хозяйство сосредоточено в местных бюджетах.

Местный бюджет - это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением которого осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно. Бюджетная система РФ, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Местные бюджеты, как и другие экономические категории, сознательно используются государственными органами власти для решения социально экономических задач. В качестве экономического инструмента они характеризуются: во-первых, широкой сферой влияния, так как бюджетные отношения пронизывают все стороны территориального воспроизводственного процесса; во-вторых, высокой степенью действительности, обусловленной перераспределительной природой данной экономической категории, в третьих гибкостью, поскольку система бюджетных методов регулирования не как заданная раз и навсегда, а как динамичная, постоянно развивающаяся система, преобразующаяся в соответствии с изменением целей и задач регионального развития.

Объективной основой использования местных бюджетов в качестве экономического метода регулирования является реальная возможность посредством централизации денежных средств оказывать влияние на процессы общественного воспроизводства, следить за течением экономических процессов в регионе, контролировать своевременность и объемы поступления финансовых ресурсов в распоряжение органов управления.

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач – в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство – примерно треть всех расходов.

Через финансы муниципальных образований государство активно проводит социальную политику: осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержание дорог. С помощью местных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате экономических, географических и других условий отстали в своем развитии от других районов страны.

В настоящее время отмечается социальная направленность бюджетов, в том числе и местных. Основная цель в сфере доходов: снижение дотационных областей, что будет достигнуто за счет мобилизации собственных доходов на основе экономического роста и различия налогового потенциала. Это позволит ослабить прямую зависимость от ежегодно меняющего объема выделяемых федеральным центром ресурсов на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. В области расходов: сохранение социальной направленности, оптимизация и рационализация расходов.

Эффективное функционирование системы социальной поддержки и социального обслуживания населения направлено на предоставление мер социальной поддержки, социальных гарантий и выплат в полном объеме и в доступной форме с учетом адресного подхода, а также предоставление социальных услуг в соответствии с установленными стандартами.

Актуальным остается не дополнительное наращивание льгот, а обеспечение уже установленных мер социальной поддержки с учетом их индексации. При этом на первый план выходит информированность населения о своих правах на получение мер социальной поддержки, качество и доступность получения государственных услуг. В связи с чем в Ростовской области была утверждена областная долгосрочная целевая программа «Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Ростовской области на 2010 – 2012 годы», цель которой заключается в повышении качества жизни отдельных категорий населения области. Основными задачами программы выступают:

1. Исполнение обязательств области по оказанию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, установленных федеральным и областным законодательством, с учетом адресности предоставления социальной помощи, услуг и льгот.

2. Содействие созданию благоприятных условий для улучшения положения семей с детьми, в том числе многодетных.

3. Развитие системы социального обслуживания, улучшение качества предоставления социальных услуг и совершенствование форм социального обслуживания.

4. Укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания.

5. Обеспечение полной противопожарной безопасности граждан, проживающих в учреждениях социального обслуживания.

В 2008 году различные меры социальной поддержки получили свыше
1,3 млн. малообеспеченных и льготных категорий населения Ростовской области. Расходы на финансирование законов социальной направленности выросли по сравнению с 2007 годом в 1,3 раза и составили 7,6 млрд. рублей. За 2008 год обслужено учреждениями социального обслуживания 555,2 тыс. человек, финансирование учреждений социального обслуживания составило 2,9 млрд. рублей, что превышает расходы 2007 года в 1,2 раза (таблица 1).

Таблица 1 – Аналитическая информация о динамике объемов ассигнований2

Наименование направления расходования средств

Факт,

2007 год (тыс. рублей)

Факт,

2008 год (тыс. рублей)

Темп роста 2008 года к 2007 году (%)

План,

2009 год (тыс. рублей)

Темп роста 2009 года к 2008 году (%)

Социальная поддержка

5 960 361,6

7 625 949,8

27,9

11 909 970,6

56,2

Социальное обслуживание

2 391 773,1

2 884 899,6

20,6

3 386 663,6

17,4

В 2010 – 2012 годах общий объем средств на реализацию мероприятий программы по предварительным расчетам ожидается: 43 001,1 млн. рублей за счет средств областного бюджета (таблица 2).

Таблица 2 – Прогнозируемые объемы и источники финансирования Программы (млн. рублей)3

Источники финансирования

Всего

В том числе по годам

2010

2011

2012

Итого финансирование по Программе

43 001,1

15 324,1

13 322,6

14 354,4

В том числе:

областной бюджет

39 967,8

12 290,8

13 322,6

14 354,4

федеральный бюджет

3 033,3

3 033,3

0,0

0,0

Подпрограмма I

32 777,8

12 169,5

9 926,1

10 682,2

В том числе:

областной бюджет

29 744,5

9 136,2

9 926,1

10 682,2

федеральный бюджет

3 033,3

3 033,3

0,0

0,0

Подпрограмма II

10 223,3

3 154,6

3 396,4

3 672,3

В том числе:

областной бюджет

10 223,3

3 154,6

3 396,4

3 672,3

Оценка эффективности реализации Программы базируется на достижении целевых показателей:

  • уменьшение доли населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в общей численности населения области в 2010 году до 16,0 процента, в 2011 году – до 15,2 процента, в 2012 году – до 14,3 процента;
  • сохранение в 2010 – 2012 годах доли семей, получающих жилищные субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в общем числе семей в области на уровне 2009 года – 8,5 процента;
  • сокращение доли малообеспеченных семей, получающих ежемесячное пособие на ребенка, в общем количестве семей в области в 2010 – 2012 годах до 7,5 процента;
  • финансирование учреждений социального обслуживания в соответствии с установленным государственным заданием в 2010 – 2012 годах – 100 процентов;
  • сокращение очередности в дома-интернаты за счет создания новой формы социального обслуживания – приемная семья;
  • увеличение уровня обеспечения противопожарной безопасности граждан, проживающих в государственных учреждениях социального обслуживания, в 2010 – 2012 годах – 100 процентов.

Расходы на социальное обслуживание и социальное обеспечение населения Ростовской области в 2010 г. сохраняются в качестве основных направлений бюджетной политики. В составе расходов на социальное обслуживание и социальное обеспечение населения предусмотрено 11 942,9 миллиона рублей. На выплаты гражданам для оплаты части стоимости жилья, приобретаемого с помощью кредитов и займов, части процентных ставок по кредитам и займам, полученным для строительства и приобретения жилья, предусмотрены расходы в объеме 451,3 миллиона рублей4.

Таким образом, с учетом решения этих задач, а также кризисных явлений в экономике, отрицательно сказывающихся на росте доходов, выполнение в полном объеме социальных обязательств государства перед населением, усиление социальной поддержки, обеспечение необходимого объема и качества социальных услуг является приоритетным направлением государственной политики в социальной сфере.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бюджетный Кодекс РФ. М., 2009
  2. Областной бюджет Ростовской области на 2010 год останется социально направленным // http://abkhasia.kavkaz-uzel.ru
  3. Областная долгосрочная целевая программа «Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Ростовской области на 2010 – 2012 годы» // www.donland.ru
  4. Система программных мероприятий, в том числе ресурсное обеспечение // www.donland.ru

1 Бюджетный Кодекс РФ. М., 2009 – Ст. 14

2 Областная долгосрочная целевая программа «Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Ростовской области на 2010 – 2012 годы» // www.donland.ru

3 Система программных мероприятий, в том числе ресурсное обеспечение // www.donland.ru

4 Областной бюджет Ростовской области на 2010 год останется социально направленным // http://abkhasia.kavkaz-uzel.ru

PAGE \* MERGEFORMAT 7


-централизованное проведение крупных закупок товаров, работ и услуг;

- проведение закупок в рамках крупных инвестиционных проектов;

-проведение закупок муниципальными организациями в рамках текущей хозяйственной деятельности

определение приоритетов управления общим объемом заимствований и их структурой;

- уточнение цели привлечения заемных средств для управления ликвидностью и финансирования инфраструктур-ных проектов

-обеспечение достаточного объема денежных средств для ежедневного выполнения финансовых обязательств;

-прогнозирование движения денежных средств в течение года, которое позволит выявить кассовые разрывы и потенциальные угрозы для ликвидности;

-определение необходимого уровня ликвидности и способов его обеспечения, включая накопление остатков денежных средств, ликвидных активов и организацию доступа к необходимому объему краткосрочных заемных средств

-распределение средств по направлениям и программам расходов в рамках укрупненных разделов расходов на решение задач, уточняющих приоритеты МО в данном секторе;

- оценка эффективности и обоснованности программ расходов

-управление налоговыми доходами и сборами;

-межбюджетные отношения с другими уровнями бюджета;

-доходы от оказания муниципальных услуг и другие доходы муниципальных организаций

Управление закупками

Управление доходами

Управление расходами

Управление ликвидностью

Управление долговыми обязательствами

Составляющие финансовой политики муниципального образования

СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТА