Модернизация экономики и человеческий капитал периферийного региона

Жирнель Е.В.

Институт экономики

Карельского научного центра РАН,

Петрозаводск

Модернизация экономики и человеческий капитал
периферийного региона

«Когда мне нужна всего лишь пара рук,
я зачем-то получаю в придачу к ним всего человека»

Генри Форд

Фраза, произнесенная когда-то Генри Фордом, в полной мере отражает суть той эпохи, когда стал использоваться промышленный конвейер, а автомобиль превратился из предмета роскоши в средство передвижения. Несмотря на всю примитивность такого подхода, он позволил компании «Форд Моторс» стать мировым лидером, а ее основателю навсегда войти в историю человечества как выдающаяся личность. Изменилось ли что-нибудь в отношениях государства и бизнеса к человеку за прошедшие десятилетия?

Сегодня на производство автомобиля передовые компании затрачивают чуть более суток и могут производить его практически в любой точке земного шара. При этом сам автомобиль представляет собой результат внедрения самых передовых технологий, обеспечивающих комфортность, экономичность, экологичность и безопасность. В процессе его создания мускульная сила человека уже не играет практически никакой роли. Определяющее значение имеет использование в производстве технологий и передовых научных разработок.

Что в современном мире является основным фактором производства? Как пишут исследователи Стокгольмской школы экономики и авторы нашумевшего бестселлера «Бизнес в стиле фанк» Кьел Нордстрем и Йонас Риддерстрале: «Основное средство производства невелико по размерам, весит около 1300 граммов и имеет серый цвет. Это человеческий мозг». Именно интеллект сегодня является главным двигателем развития, как отдельных компаний, так и мировой экономики. Время, когда ключевую роль в развитии экономики играли природные ресурсы, ушло в прошлое.

Каким образом можно осуществить модернизацию российской экономики? В России дискуссия на эту тему ведется пока, к сожалению, часто лишь в технологической плоскости. Вместе с тем, опыт многих стран показывает, что инновационное развитие становится возможным тогда, и только тогда, когда кардинально меняется отношение к человеку. Когда его перестают рассматривать лишь как производительную силу, и сосредотачивают внимание на его творческом потенциале, комфорте и качестве жизни. Ведь при этом меняются потребности и структура спроса, а, в результате – структура предложения и экономика в целом. Интеллектуальный потенциал общества заключается не столько в количестве инновационных разработок, сколько в том, какие условия созданы в стране для творческой самореализации личности.

Создание условий для развития, так называемого, «креативного класса», т.е. людей, способных мыслить творчески, обладающих предпринимательской энергией, знаниями и необходимой для инноваций компетенцией – это и есть подлинно инновационное развитие. В этом случае главным приоритетом должны стать не инвестиции в приобретение зарубежных технологий, а инвестиции в фундаментальную науку, образование и прикладные разработки.

Интеллектуальные способности, как фактор производства, отличаются тем, что их единственным обладателем является человек. С ростом квалификации повышается и мобильность человека. Этим объясняется «утечка мозгов» из слаборазвитых стран в страны, где созданы максимально комфортные условия для проживания и профессиональной деятельности. Ущерб, наносимый стране, из которой уезжают высококвалифицированные специалисты, включает в себя не только деньги, затраченные на их подготовку, но и упущенные возможности трансформации его интеллекта в инновации и реальные доходы в будущем.

Россия, как известно, экспортирует не только нефть и газ, но и квалифицированных специалистов. За последние годы десятки тысяч ученых (как правило, это молодежь) покинули нашу страну. При этом потери бюджета от этого только за первую половину 90-х годов оцениваются на уровне 60 млрд. долларов США. А оценить потери от утечки ноу-хау практически невозможно. Отсюда следует важный вывод, что изменить ситуацию сегодня можно только одним способом – предложить привлекательные условия для работы и жизни в России. Именно по этим причинам в последние годы федеральная власть пытается серьезным образом изменить ситуацию. Например, существенно выросла зарплата ученых в Российской академии наук, увеличился размер грантов Президента РФ для молодых ученых, рассматриваются варианты решения жилищной проблемы, предпринимаются попытки вернуть уехавших за рубеж ученых. Все это начинает давать определенный положительный эффект.

А как же обстоят дела в российских регионах? Ни для кого не секрет, что в последние годы провинция стала поставщиком трудовых ресурсов для центра – Москвы и Санкт-Петербурга. Речь идет, в том числе и о высококвалифицированных специалистах. Подобно тому, как раньше трудовые ресурсы массово перемещались из деревни в город, сегодня наблюдается отток кадров в крупные города–миллионники. Существует подход, в рамках которого данное явление рассматривается как результат конкуренции территорий. Туда где активно развивается экономика, растут заработные платы, устремляются потоки трудовых мигрантов и, наоборот, в случае возникновения экономических и социальных проблем население уезжает из региона. Это позволяет снизить структурную безработицу, связанную с перестройкой экономики, ликвидацией устаревших предприятий и отраслей. Существуют все основания утверждать, что в будущем территориальная мобильность человека будет только возрастать. В этих условиях любая территория, как место жительства, находится в жесткой конкурентной борьбе. Человек «голосует ногами» за тот или иной город или поселение, выбирая жилье, работу, досуг.

Подобно тому, как на рынке товаров конкуренция заставляет производителя постоянно совершенствоваться, конкуренция между территориями также стимулирует регионы и города тратить все большие ресурсы для развития сектора административных и социальных услуг. При этом чем больше территория привлекает активных, предприимчивых, образованных людей, в силу своего стиля жизни и положения обладающих достаточно высокими и разнообразными расходами, тем выше уровень развития местной экономики и выше местные доходы.

Однако российская ситуация имеет свою специфику. Одним из основных её отличий является пока еще низкая мобильность трудовых ресурсов. Связано это и с неразвитостью жилищного рынка, и отсутствием у большей части населения серьезных накоплений, и просто с нежеланием что-то кардинально менять в своей жизни. Однако молодое поколение является более мобильным и легко меняет место жительства. Соответственно, сегодня именно дефицит молодых специалистов становится одной из ключевых проблем социально-экономического развития периферии. Каким образом решается данная проблема на региональном уровне?

К сожалению, сегодня эта проблема зачастую недооценивается на региональном уровне по причине отсутствия ориентации на долгосрочные факторы развития. В качестве примера можно привести противоречие краткосрочных мер по борьбе с безработицей реализации долгосрочной политики, направленной на развитие человеческого капитала. Кризисные явления в экономике обострили проблему безработицы населения. Достаточно вспомнить тяжелую ситуацию в российских моногородах. Безработица является очень актуальной проблемой для многих российских регионов, городов и особенно сельских поселений и зачастую становится приоритетной задачей для региональных и местных органов управления. В периферийных регионах острота этой проблемы усугубляется ярко выраженным сырьевым характером экономики, низким уровнем ее диверсификации, недостаточным развитием предпринимательства.

Республика Карелия, в силу своего географического положения, структуры экономики, экономического потенциала может быть отнесена к категории периферийных регионов. Площадь Карелии - 180,5 тыс. кв. км (1,06% территории РФ), численность населения по данным Карелиястата по состоянию на 1 января 2009 года - 687,5 тыс. человек, из них населения трудоспособного возраста - 445,8 тыс. человек. При этом за период между переписями 1989 и 2002 годов естественная убыль населения составила 49,7 тыс. человек, миграционная убыль – 25,6 тыс. человек. После переписи 2002 года тенденция сокращения численности населения сохранилась. За период с 2002 года по 2009 год население республики сократилось на 28,8 тыс. человек. Ежегодно численность выбывших за пределы Карелии превышает численность прибывающих в республику для проживания. Таким образом, в результате естественной и миграционной убыли в период с 1989 года по 2009 год население региона сократилось на 102,7 тыс. человек или на 13%.

Неблагоприятная демографическая ситуация сопровождается высоким уровнем безработицы в депрессивных муниципальных образованиях. При этом зачастую невостребованность населения на местном рынке труда сопровождается дефицитом квалифицированных кадров, недостаток которых становится серьезным препятствием для реализации инвестиционных проектов на территории. Даже в традиционных для Карелии секторах экономики сегодня нужны специалисты, способные работать на дорогостоящем импортном оборудовании. Поэтому вместе с оборудованием инвесторы завозят и специалистов, которые работают в вахтовом режиме. Соответственно проблема безработицы в таких условиях не может решаться отдельно от других, не мене важных задач социально-экономического развития. Необходима реализация региональной экономической политики, направленной на снижение административных барьеров и издержек при создании предприятий, привлечение инвестиций на территорию, создание новых рабочих мест, повышение квалификации населения, привлечение специалистов, развитие предпринимательства и т.д. Но дело в том, что этот путь очень длительный, требующий приложения огромных усилий, связанных с разработкой и осуществлением социально-экономической стратегии и реальной политики, направленной на строительство жилья, социальной и инженерной инфраструктуры и т.д. Результат при этом можно будет ощутить только через какое-то количество лет. Быстрее можно решить данную проблему так: не создавая рабочее место, предложить специалисту уехать в другой, более благополучный с точки зрения трудоустройства регион. Это позволит «решить» проблему безработицы.

Однако в борьбе за показатели по снижению безработицы регион теряет самый главный ресурс развития – квалифицированных специалистов. Вместо того, чтобы создавать возможности и условия для приложения их знаний и навыков на благо развития местного сообщества их практически (посредством отказа от решения их проблем) «выдавливают» в другие регионы. Так, например, в рамках Программы «Содействие занятости населения» по Республике Карелия на 2010 – 2012 годы запланировано информирование населения о возможностях трудоустройства за пределами республики: в Финляндии, Санкт-Петербурге и Москве. В программе этот процесс получил название «маятниковой миграции». Обычно под маятниковой миграцией понимаются регулярные (чаще всего - ежедневные) поездки на работу в другой населенный пункт. Это явление характерно для крупных городских агломераций, где население пригородов работает на предприятиях города. Неверное использование терминологии приводит не только к подмене понятий, но и искажает сущность самого процесса.

Подобная практика основывается на простом (но неверном принципе): нет человека – нет проблемы. Как велика вероятность того, что молодой специалист вернется обратно в республику после того как он найдет хорошую работу в Санкт-Петербурге, Москве или Финляндии? На наш взгляд она очень низкая. Хотя конечно, отъезд таких специалистов за пределы региона, несомненно, позволит снизить статистический показатель, отражающий уровень безработицы. В то же время, по сути, речь идет об отказе участвовать в конкурентной борьбе. Можно сказать самим себе, что провинция по своим возможностям и ресурсам уступает крупным городам и все равно проиграет конкуренцию, поэтому лучше сразу «лечь на лопатки». Однако это неправильная позиция, поскольку в конкуренции побеждает не тот, кто обладает большими ресурсами, а тот, кто более компетентен в нужное время в нужном месте и, в конечном счете, более эффективен в использовании ресурсов.

Существует еще одна острая проблема. Одновременно с оттоком молодежи из региона ежегодно в республику приезжают трудовые мигранты. Уровень их квалификации, как правило, низкий, чаще всего это специалисты так называемых «рабочих профессий» и привлекаются они работодателями в целях экономии на заработной плате. Используются они чаще всего в низкотехнологичных секторах экономики. При этом уровень их расходов гораздо ниже и уже, чем у тех, кто уехал из республики. Это сказывается негативно на местной экономике.

Таким образом, за количественными показателями региональная власть не пытается разглядеть качественные изменения, которые уже происходят и влияют на будущее региона. С последствиями этих изменений приходится сталкиваться уже сейчас, когда возникает дефицит новых идей, предпринимательской инициативы, инновационных проектов в экономике. Конечно, когда у молодого специалиста есть возможность трудоустроиться пусть даже и за пределами своего региона – это гораздо лучше, чем отсутствие какой-либо работы вообще. Но все-таки усилия местной власти в первую очередь должны быть направлены на развитие местной экономики, на создание условий, которые бы позволяли реализоваться у себя дома. Именно решение социальных вопросов высококвалифицированных специалистов, их закрепление в регионе должно стать главным приоритетом, а не лихорадочный поиск инновационных проектов и идей, которыми можно отчитаться, тиражирование инновационных бизнес-инкубаторов и прочих структур поддержки инновационного бизнеса, которым пока и работать-то не с кем. Инновационный бизнес и «кретивный класс» нужно выращивать, а уже после поддерживать, а не наоборот. Качество и количество населения и есть отправная точка, главная цель и главный ресурс социально-экономической политики на уровне региона.

Использованные источники:

  1. Бизнес в стиле фанк навсегда. Капитализм в удовольствие / Кьелл Нордстрем, Йонас Риддерстрале; пер. с англ. [Кристоф Вагнер]; Стокгольмская школа экономики. - «Издательство Манн, Иванов и Фербер», 2008 г. – 328 с.
  2. Программа «Содействие занятости населения по Республике Карелия на 2010 – 2012 годы» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gov.karelia.ru/gov/Power/Office/Job/index.html, свободный – Загл. с экрана.

Модернизация экономики и человеческий капитал периферийного региона