Проблемы оптимизации масштабов и структуры подготовки кадров (региональный аспект)

к.э.н. Кузьмина А.А.

доцент УЗиПИМ МЭСИ, г. Москва

Проблемы оптимизации масштабов и структуры подготовки кадров (региональный аспект)

Происходящая в настоящее время активизация процессов регионализации в рамках осуществляемой модернизации сферы профессионального образования требует взаимодействия различных исполнительных структур, а также проведения серьезных научных исследований. Автор статьи, Кузьмина Ася Анатольевна, по итогам конкурса программ научных исследований молодых ученных Тверской области Комитета по делам молодежи Тверской области в рамках целевой программы «Молодежь Верхневолжья на 2006 год» реализовала проект, цель которого состояла в формулировании предложений, в виде стратегических ориентиров в деятельности администрации Тверской области, в сфере реализации эффективных направлений взаимовлияния рынка труда и рынка образовательных услуг профессионального образования.

Каждый регион для своего функционирования должен иметь определенное количество человеческого капитала, обладающего необходимыми качественными характеристиками. Баланс спроса и предложения на рынке труда позволяет региону обладать необходимой экономической самостоятельностью, устойчивостью и стабильностью развития. Функционирование рынка образовательных услуг на современном этапе развития должно решать актуальные задачи повышения результативности деятельности в обеспечении экономического равновесия регионального хозяйства и взаимосвязи с другими элементами регионального рынка. Теоретически, образовательный комплекс может обеспечивать не только формирование и развитие человеческого капитала (его восстановление и поддержку на необходимом уровне, исходя из потребностей экономики), но и равновесие экономической системы.

Для выполнения этих функций необходимо понимание, что при получении образовательной услуги удовлетворяется не только личностная потребность в получении квалификации, но одновременно и общественная потребность в квалифицированном трудовом ресурсе. Поэтому результативность образовательных услуг следует оценивать по показателям не только качества и доступности, но и соответствия потребностям регионального рынка труда. Получение профессионального образования должно быть условием эффективного обеспечения занятости населения, обеспечения конкурентных позиций на рынке труда и в производственной сфере. Поэтому важно, что бы структура, объемы и профили подготовки специалистов оптимально согласовывались с требованиями современного регионального хозяйства. Сегодня в Тверской области складывается парадоксальная ситуация - предприятия испытывают нехватку молодых квалифицированных специалистов, а выпускники не могут найти работу по специальности. Этот факт характеризует утрату взаимодействия между образовательным учреждением и производственной сферой.

То есть проблема трудоустройства выпускников перерастает в задачу устранения несоответствия между потребностью работодателей и возможностями образовательных учреждений. Индикатором данного рассогласования является степень удовлетворения имеющегося спроса на трудовой ресурс, предъявляемого работодателем. Если предложение не в состоянии удовлетворить спрос, то и выпускник и работодатель несут потери, выраженные во временном и денежном эквиваленте. Отсутствие актуальной, систематизированной и комплексной информации по взаимовлиянию региональных рынков труда и образовательных услуг профессионального образования, а также комплексных методов ее сбора, обработки и анализа не позволяют прогнозировать развитие масштабов и структуры, оценивать взаимовлияние, учитывать особенности данных рынков на региональном уровне.

По Тверской области существуют значимые отраслевые различия относительно избытка/недостатка специалистов, выпускаемых учреждениями профессионального образования. В традиционных отраслях Тверской области наблюдается большой недостаток молодых специалистов. Лидирующее положение занимают вакансии в таких отраслях экономики: машиностроение, легкая промышленность, сельское хозяйство. Востребованные вакансии отражают отраслевую структуру занятости, где исторически лидирующее положение, «ядро экономики» занимают отрасли - промышленность и сельское хозяйство. Работодатели вынуждены заполнять данные вакансии как за счет высвобождающихся кадров с других предприятий, так и привлечения мигрантов, не имеющих нужных профессиональных характеристик. С другой стороны, существует явный избыток специалистов. Лидирующие положение по перепроизводству специалистов занимают специальности – экономика, менеджмент, юриспруденция.

При комментарии данной ситуации можно отметить, что запросы абитуриентов при поступлении в учебное заведение профессионального образования устанавливаются на уровне стереотипов, а не на знании потребностей рынка труда. Количество выпускников, выходящих ежегодно на рынок труда, не соответствует запросам региональной экономики, так как отсутствует эффективная система взаимодействия работодателей и руководителей образовательных учреждений и система образования не учитывает внешнюю потребность регионального рынка в выпуске определенных пропорций уровней работников различной квалификации. Образовательные учреждения в своей деятельности не ориентируются на потребности рынка, что ведет к несоответствию перечня изучаемых профессий имеющейся структуре ВВП и промышленного производства региона. Поэтому дефицит кадров в Тверской области связан не с физической нехваткой работников на местном рынке труда, а с отсутствием ориентиров по количеству и структуре кадров для региональной экономики, что приводит к диспропорциям на рынке труда. Для прогнозирования данных недостаточно «самостоятельного» изучения вузами ситуации на рынке труда, а необходимы совместные усилия ассоциаций работодателей, государства и системы образования.

Таким образом, учреждения профессионального образования, ориентируясь на потребности населения, реализуют образовательные услуги по популярным образовательным программам. Но данное взаимодействие нарушает запросы рынка труда, поэтому теоретические разработки по улучшению ситуации посредством введения в практику целевой подготовки специалистов при непосредственном участии предприятий и организаций, с целью ориентации будущего специалиста на задачи и нужды региона, не находят должной практической реализации. Отсутствие информации по образовательной структуре кадров (по базовым отраслям экономики) в органах государственной статистики влияет на отсутствие прогнозов об образовательном уровне населения в разрезе городов и районов региона и методологии подходов в перспективных потребностях в кадрах во всех уровнях образования.

В данной ситуации субъектами спроса на труд выступают владельцы рабочих мест, то есть спрос на рынке труда зависит от объемов производства и структуры отраслей экономики. Субъектами предложения кадров выступают учреждения профессионального образования, которые в своей деятельности ориентируются не на потребности региональной экономики в специалистах, а на спрос населения на образовательные услуги. Нижеприведенные данные заслуживают внимания, так как при дефиците трудовых ресурсов в ряде отраслей на рынке труда остаются не вовлеченные в сферу занятости человеческие ресурсы. Решением в данной ситуации является не столько эффективное трудоустройство выпускников, а решение задачи устранения несоответствия между потребностью работодателей и возможностями образовательных учреждений.

Несомненно, часть совокупного спроса и совокупного предложения на рынке трудовых ресурсов удовлетворяется. Но в силу движения трудового ресурса (по разным причинам) – часть ресурса оказывается свободной и нуждается в соединении предложения и спроса. Современная тенденция опережения расчетной потребности рынка труда в специалистах с высшим профессиональным образованием при существенном дефиците числа специалистов среднего и начального профессионального образования свидетельствует о том, что рынок профессионального образования перестает удовлетворять требованиям региональной экономики относительно подготовки кадрового потенциала.

В рамках реализации гранта проводилось анкетирование руководителей учреждений профессионального образования и работодателей (в период – сентябрь – ноябрь 2007 года). Территориальный охват рассылки по проекту «Разработка и реализация концепции мониторинга взаимовлияния рынка образовательных услуг профессионального образования и рынка труда в рамках Тверского региона» был представлен нижеприведенными данными.

В рассылку были включены 70 учреждений профессионального образования высшего, среднего и начального уровня подготовки расположенные в 20 городах и 5 поселках Тверской области. Из 20 вузов, вошедших в список рассылки – 10 государственных учреждений профессионального образования (из них 8 филиалов), 10 негосударственных (из них 8 филиалов). Из 50 ссузов, вошедших в рассылку – 4 колледжа, 15 лицеев, 31 училище. В рассылку для работодателей были включены 100 адресов (промышленность 61%, сельское хозяйство 30%, сфера обслуживания 9 %), территориально представленные в 21 городе и 15 сельских районах Тверской области.

Анализ результатов анкетирования руководителей образовательных учреждений всех уровней профессионального образования и работодателей позволил определить характерные особенности взаимодействия на рынке образовательных услуг:

1. Интересно видение работодателей на перспективу востребованности в ближайшие 2-4 года специалистов. Выявлены, по мнению работодателей, наиболее востребованные специалисты в таких отраслях экономики (перечислены по убыванию) как: строительство, финансы и кредит, промышленность. Как считают работодатели, наиболее востребованный уровень образования будет среднеспециальное профессиональное (следующий уровень по востребованности – начальное профессиональное, затем – высшее профессиональное).

2. Анкетирование работодателей выявило количественно доминирующие возрасные группы работников на предприятиях (рейтинг по выбору ответов респондентов) - 45-49 лет, 35-39 лет, 55-59 лет. Данные могут служить иллюстрацией полемики в СМИ, где актуален вопрос о том, что «основная часть работников предприятий приближается к предпенсионному возрасту». По образовательному критерию доминируют группы работников со среднеспециальным и начальным профессиональным образованием.

3. Востребованы в большей степени вакансии рабочих - электромонтеры, электрогазосварщики, ткачи, помощники мастеров, токари, фрезеровщики, наладчики машин, водители. Открыты вакансии (специалисты и служащие) – инженеры- маркетологи, энергетики, инженеры-программисты, технологи, менеджеры по продажам, экологи. Вакансии руководителей представлены начальниками цехов, начальниками юридических отделов, начальниками отдела ИТ, мастерами (в качестве дополнения - одной из анкет напротив вакансии «маркетолог» работодатель написал «настоящий» и поставил восклицательный знак).

4. Как положительный момент можно отметить потребность руководителей учебных учреждений в социальном партнерстве с предприятиями. Так, 85% респондентов ответили, что данное партнерство существует, а 15% готовы к заключению партнерских соглашений. На вопрос о договорах партнерства с учебными учреждениями ответили положительно 87% респондентов, а 13% опрошенных готовы к такой форме сотрудничества. Из преведенных в анкете форм сотрудничества не используются респондентами консалтинговые услуги, а из остальных форм сотрудничества самыми распространенными являются договора практик (87,5%).

6. Поиск новых кадров на предприятиях осуществляется через «публикацию в СМИ и интертнет» - 100% ответов респондентов; «через службу занятости» и «используя потенциал предприятия (повышение квалификации, переобучение)» - 62% ответов респондентов. Обращение в образовательное учреждение практикуется только у 12% опрошенных работодателей.

7. Практически все работодатели отметили, как проблему дефицит молододых кадров (87,5% ответов). Как причину даного явления отмечают низкую оптату труда (62,5% ответов) и неудовлетворенность условиями труда (25% ответов). В комментариях к данному вопросу анкеты были отмечены тенденции работников «погони за легким заработком» и «нежелания работать». Полученные данные можно прокомментировать таким образом – по одним и тем же профессиям одновременно имеется неудовлетворенный спрос и избыточное предложение трудового ресурса. С одной стороны, квалификация претендентов не удовлетворяет требованиям работодателей, а с другой стороны предполагаемый уровень оплаты труда не удовлетворяет потребностям работника.

8. При оценке компетенций выпускников учебных учреждений, приходящих на предприятия в качестве работников, были отмечены тенденции, когда «специальность не соответствует заявленной вакансии, но имеется опыт работы в данной сфере или смежная специальность» и «необходимость дальнейшего обучения для работы на предприятии». Но при ответе на вопрос «Как Вы оцениваете возможность трудоустройства выпускников на рынке труда» 100% респондентов (руководители учебных учреждений) выбрали ответ – «Могут трудоустроиться на региональном рынке труда». При оценке компетенций молодых специалистов 28% респондентов считают, что получаемые «знания и навыки соответствуют современным требованиям работодателя», а 72 % утверждают, что «современные требования работодателя возможно удовлетворить дальнейшим корпоративным обучением, но базовые навыки специалиста соответствуют требованиям рынка труда».

9. По специальности планирует работать доминирующее количество респондентов - студентов (72%). Данный критерий является третьим по значимости при трудоустройстве (первый – достойная оплата, второй – карьерный рост). По мнению респондентов региональный рынок труда испытывает недостаток специалистов, по получаемой специальности (69% ответов). Студенты планируют трудоустроиться в такие отрасли экономики как - сервис, финансы и кредит, транспорт и связь в Тверской области. Выявлена доля предполагаемых миграционных перемещений в Московскую (составляет 25%), Ленинградскую, Нижегородскую, Смоленскую области (по 5%) .

10. В качестве проблем в сфере профессионального образования работодатели выделяют «получение специальности, не связанной с дальнейшим трудоустройством», «отток молодых специалистов из области», а так же «обучение по специальностям, не востребованным в региональной экономике». Руководители учреждений профессионального образования выделили другие актуальные проблемы, существующие в сфере профессионального образования. В комментариях к анкете, были отмечены так же проблемы, не вошедшие в перечень предлагаемых ответов, связанные с демографической ситуацией, низкой платой преподавательской деятельности, низким уровнем базовой (школьной) подготовки. Никто из респондентов не выбрал в качестве проблемы ответы «получение специальности не связанно с дальнейшим трудоустройством» и «низкое качество подготовки специалистов», а 14% опрошенных выразили мнение, что «нет явных проблем».

Рынок образовательных услуг тесно связан с обеспечением эффективности функционирования отраслей экономики региона. То есть проблема трудоустройства выпускников перерастает в задачу устранения несоответствия между потребностью работодателей и возможностями образовательных учреждений.

Но, в общественном мнении в течении нескольких лет сформировался перечень престижных профессий, определяющий спрос на образовательные услуги. Данный «престижный» рейтинг абитуриентов и их родителей ежегодно не подвергается коррекции со стороны рынка труда: занятости населения по отраслям экономики, перепроизводства кадров, востребованости специалистов в разрезе уровней образования.

Актуальным представляется формирование и управление информационными связями и потоками, информационными сетями по Тверской области. Данное взаимодействие может быть в виде создании, актуализации и поддержании региональной базы по учебным учреждениям и специальностям подготовки; мероприятиях, направленных на популяризацию специальностей, необходимых для региональной экономики (с участием работодателей); а так же поддержании различных инициатив работодателей, в продвижении специальностей, востребованных в Тверском регионе. В данном вопросе очень важно не пассивное восприятие ситуации и ее обсуждение в рамках круглых столов и собраний, а активное участие и изменение сложившейся ситуации в сторону позитивных преобразований.

PAGE 5

Проблемы оптимизации масштабов и структуры подготовки кадров (региональный аспект)