ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Конкин А.Н.

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

г. Пенза

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Главной целью развития национальной экономики является наиболее полное удовлетворение растущих потребностей общества. Особую роль в удовлетворении общественных потребностей играет строительный комплекс, который является одной из важнейших составляющих российской экономики. Современные требования рыночной экономики предъявляют серьезные требования к деятельности строительных организаций. Эффективное и динамичное развитие строительной сферы неразрывно связано с формированием современного инновационного сектора, обеспечивающего его научно-техническое развитие на коммерческой основе.

Эффективное инновационное развитие строительного комплекса обеспечивается тремя группами участников строительной деятельности – региональными органами государственной власти, предприятиями различных отраслей строительного комплекса и трудовыми ресурсами, имеющими соответствующее образование.

Инновацией является лишь то новшество, новое научное изобретение, новаторство или иной объект интеллектуальной собственности, который прошел «апробацию» на рынке. Это может выражаться в виде инновационной бизнес идеи в форме НИР и изготовленного на этой основе опытно-конструкторского образца.

Применительно к строительному комплексу инновации могут быть либо продуктовые – включают применение новых материалов комплектующих, машин и механизмов, т.е. получение принципиально новых продуктов, либо процессные – означают новые методы организации производства, новые технологии.

Инвестирование в инновации имеет свою специфику, определяемую самим объектом инвестирования. Главная особенность этого объекта – высокая степень неопределённости коммерческого успеха, т.е. высокая степень риска, присущая движению к новому. Финансирование инноваций носит название «венчурное», что означает «рисковое». Венчурное финансирование – финансирование новых предприятий и новых видов деятельности, которые традиционно считаются высоко рискованными, что не позволяет получить для них финансирование в виде банковского кредита и других общепринятых источников.

Формирование механизма инновационного развития регионального строительного комплекса должно реализовываться через создание развитой региональной инновационной инфраструктуры. Данный механизм должен обеспечить взаимодействие между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Пензенской области и местного самоуправления, предприятиями строительного комплекса и организациями научно-технической сферы в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий для перехода экономики области на инновационный путь развития.

Цель и задачи механизма инновационного развития регионального строительного комплекса направлены на оптимизацию взаимодействия между органами государственной власти, предприятиями строительного комплекса и разработчиками инновационных технологий путем формирования региональной инфраструктуры и благоприятной экономической среды для коммерциализации технологий и разработок субъектов научно-технической деятельности Пензенской области.

На этапе разработки практических рекомендаций по внедрению механизма финансирования инноваций в деятельность строительного комплекса Пензенской области было проедено исследование инновационной деятельности и перспектив ее развития в Пензенской области. Наиболее популярными видами инновационной деятельности в Пензенской области являются: освоение производства по собственной технологии (75,6%), создание опытных образцов (44,1%) и проведение научно-исследовательских работ (29,4%), то есть в большей степени то, что предприятия могут осуществлять своими силами.

В Пензенской области имеются отдельные элементы инновационной инфраструктуры - университеты, НИИ, индивидуальные разработчики, передовые предприятия, в том числе несколько малых инновационных предприятий, которых должно быть значительно больше. По экспертным оценкам для успешного промышленного развития страны в Российской Федерации должно быть 200 - 250 тыс. малых инновационно-технологических предприятий. Соответственно в Пензенской области со временем (в перспективе на 10 - 15 лет) должно появиться не менее полутора - двух тысяч малых и средних инновационных предприятий с численностью от 4 - 5 до 50 - 100 человек.

Формирование региональной инновационной инфраструктуры должно включать в себя следующие мероприятия: создание в регионе центров трансфера технологий, бизнес – инкубаторов, технопарков, сети отраслевых коучинг-центров, создание электронной венчурной ярмарки.

Обеспечение в области условий по функционированию механизмов финансирования инноваций должно осуществляться региональными органами государственной власти на основе разработки прогрессивного законодательства, создания фондов поддержки инноваций.

Система управления инновационной деятельностью должна обеспечивать эффективное взаимодействие всех этапов развития инновации, начиная от идеи инновации до ее реализации в виде готовых услуг строительной отрасли. Она должна обеспечивать эффективное взаимодействие основных институтов инновационной, инвестиционной и инновационной деятельности в строительстве.

Такая система управления может сформироваться только при значительной поддержке региональных органов государственной власти, которые должны обеспечить координацию взаимодействия всех участников инновационной деятельности. Основные элементы такой системы уже существуют. Необходимо создать недостающие составляющие и обеспечить эффективное взаимодействие основных участников инновационной деятельности в Пензенской области.

С целью продвижение на рынок строительных услуг инновационных технологий, в Пензе необходимо создать Центр трансфера технологий (ЦТТ).

Каждая инновационная технология, попавшая в банк данных Центра, будет представлена в виде полноформатного бизнес-проекта, пройдет тщательный инвестиционный анализ. Это позволит наукоемким технологиям стать более конкурентоспособными на рынке.

На основе оценки эффективности инновационного проекта сформирован механизм инвестирования инновационной деятельности предприятий строительного комплекса.

В основу механизма инвестирования положен алгоритм, который построен по следующему принципу:

На первом этапе инновационные предложения размещаются на сайте электронной ярмарки, где будет представлена информация об инновационной разработке, новшестве, а также данные об организации, представляющей проект.

На втором этапе венчурные инвесторы проводят анализ инновационных инвестиционных предложений. Данный анализ проводится с целью определить наиболее оптимальный вариант финансирования.

На третьем этапе составленный пакет наиболее интересных для инвестирования инновационных предложений подлежит дальнейшей оценки. Для данного пакета инновационных предложений подбираются предприятия, способные принять и реализовать данные инновации, являясь реципиентом.

На четвертом этапе из составленного пакета инновационных проектов выбирается проект, который подлежит анализу по основным показателям эффективности инновационных проектов. Определяется чистый дисконтированный доход от реализации проекта, период окупаемости, а также рентабельность проекта. Если показатели эффективности инновационного проекта не соответствуют требуемым параметрам, либо не удовлетворяют критериям и запросам инвестора, то данный проект откладывается на доработку, а из скомплектованного портфеля инновационных проектов выбирается новый проект для последующей оценки по показателям эффективности.

При положительном результате оценки эффективности инновационного проекта из перечня потенциальных предприятий выбирается предприятие для оценки инновационного потенциала. Параллельно с оценкой инновационного потенциала предприятия может осуществляться оценка показателей эффективности инновационного проекта. В случае если инновационный потенциал предприятия не соответствует параметрам и требованиям инновационного проекта, либо по каким-то причинам не устраивает инвестора, то на его замену будет предложено новое предприятие, по которому также будет произведена оценка инновационного потенциала.

При положительных результатах оценки предприятия и инновационного проекта осуществляется инвестирование данного инновационного проекта на конкретном предприятии. В противном случае происходит поиск и выбор либо нового инновационного проекта, либо выбирается новое предприятие для оценки его инновационного потенциала с целью дальнейшей реализации инновационного проекта на данном предприятии.

В рамках создания региональной инновационной инфраструктуры в роли координирующего органа будет выступать центр трансфера технологий. Он позволит аккумулировать инновационные разработки, привлекать венчурных инвесторов и искать потенциальные предприятия для внедрения инноваций..

В Пензенской области уже существуют два бизнес-инкубатора, представляющих собой форму поддержки развития местных небольших новых компаний со стороны региональных органов управления с непосредственным участием местных спонсоров. Необходимо дальнейшее развитие с целью привлечения инвесторов, которые бы контролировали и направляли работу «инкубаторов». Клиентами «инкубаторов» должны стать инновационные фирмы, производители новой техники, консалтинговые фирмы. «Инкубаторы» должны участвовать в собственности фирм-клиентов.

На сегодняшний день уже складывается благоприятная атмосфера для продвижения интеллектуальных продуктов Пензенской области на отечественные и зарубежные рынки. Нужно поддерживать интерес венчурных инвесторов к инновационным проектам пензенских предприятий.

Предложенные мероприятия должны способствовать взаимодействию между инвесторами, производственными предприятиями, организациями научно-технической сферы с целью использования достижений науки и технологий, что позволит экономике региона перейти к инновационному пути развития.

PAGE 2

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА