“Прелесть нагой простоты”
Уроки по «Станционному смотрителю»
Урок 1.
Притча о блудном сыне в литературе Нового времени
Повторение изученного материала
— Давайте вспомним определение жанра притчи.
(Маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Мораль каждый извлекает или не извлекает, следует или не следует наставлениям. Два плана — видимый и невидимый. Редко кому открывается тайный, внутренний план.)
— Найдите в повести описание картинок, которые были развешены по стене комнаты Самсона Вырина.
— С какой целью так подробно останавливается на них повествователь?
— Какую притчу они вам напомнили?
— О чём эта притча?
(Отец — это Бог, младший сын-грешник — человек, который ушёл от Бога, сбился с пути, указанного Богом, встал на путь греха. Это может случиться с каждым из нас и случается ежедневно. Но не погиб тот человек, а вовремя опомнился, осознал грех — покаялся и вернулся к Богу. Простил его Бог, принял как родного сына, как готов принять и простить любого грешника, если искренним будет его раскаяние в грехе и желание вернуться. Но другой сын осудил отца и брата и тем самым грех совершил, отошёл от Бога. Так происходит и в жизни — то один, то другой человек, совершая грех, отходит от Бога. Но терпелив Бог и милосерден и готов принять каждого и простить.)
— Какую мысль на все времена Иисус Христос хотел внушить людям?
(Если человек осознал свою вину, его с радостью надо простить, а тот, кто чувствует, что он не прав или виноват, обязательно должен признать свою вину, покаяться.)
Основная часть
Подача нового материала в форме дискуссии.
— Обращают ли внимание на картинки Дуня и Самсон Вырин?
— Извлекла ли Дуня урок из этой притчи?
— Для чего тогда картинки на стене комнаты?
(Для украшения.)
— Если спроецировать жизнь Выриных на евангельский сюжет, что произойдёт?
(Зеркальное, перевёрнутое изображение.)
— Докажем это. Попробуйте сравнить текст притчи и сюжет повести. (Работа в парах.)
Письменная самостоятельная работа
Письменная самостоятельная работа