Социальность налога на доходы физических лиц в условиях кризиса
Егоров Максим Валерьевич
Аспирант кафедры Налогов и налогообложения
ГОУ ВПО РЭА им. Г.В. Плеханова
г. Москва
Социальность налога на доходы физических лиц в условиях кризиса
Налогообложение доходов физических лиц важнейший элемент налоговой политики любого государства. Этот налог является самым массовым по количеству налогоплательщиков и одним из самых доходных для бюджета государства, особенно в развитых странах. Налогообложение физических лиц и система налогообложения в целом развивались вместе с понятием «государство» от Древнего мира до наших дней. От того, насколько правильно построена система налогообложения, в частности налогообложение доходов граждан зависит эффективное функционирование всей экономики страны, социальная и политическая стабильность в государстве.
Налоговая система совокупность налогов, принципов и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Социальный характер налоговой системы обусловлен социальным содержанием понятия «налог» как финансовых отношений между субъектами социума (государством, населением, бизнесом). Основными проявлениями социальной функции налогов являются выравнивание имущественного и социального положения граждан, стимулирование социально-экономического развития, обеспечения социальной стабильности как условия социального прогресса, развития социальной сферы общественного производства. Социальность подоходного налога заключается не только в его прямом, но и косвенном отношении к благосостоянию человека как основного субъекта социума, поскольку этот налог определяет доходы субъектов РФ и муниципальных образований, оказывающих физическим и юридическим лицам основные социальные услуги.
В ходе эволюции налога на доходы физических лиц менялись теоретические и практические основы этого налога, его социальная и экономическая сущности. Все больше внимания стало уделяться его социальной природе, понятию «социальная справедливость», которое до сих пор является весьма абстрактным и в каждой налоговой системе, на каждом этапе развития человечества выражается по-своему. Принцип справедливости заключается в распределении налоговых обязательств в зависимости от платежеспособности физического лица и соразмерно доходам, в предоставлении льгот.
В отличие от «демократической свободы» проблема «социальной справедливости» в распределении доходов и капиталов, в том числе через налогообложение доходов физических лиц востребована всегда, особенно в неблагополучных экономических условиях, при сильной поляризации доходов. В богатейшей России большинство граждан составляют бедные. Сейчас существуют как бы "две России", расходящиеся в разные стороны социальные ветви, где в большинстве своем на одной стороне стоит большинство населения России, а на другой стороне владельцы власти и капитала, которые в большинстве своем имеют одно и то же лицо. Они резко отличаются. Это, наряду с фактическим отсутствием среднего класса, представляет серьезный источник социальной напряженности. Сознание людей принимает новую реальность, тогда как "тоска по социализму владеет их подсознанием"1. Эта поляризация населения по доходам, которая приняла угрожающий характер и продолжает увеличиваться, несмотря на заверения правительства об экономической стабилизации и даже росте, не вызывает той обеспокоенности со стороны власти, что заслуживает. Но те меры, что предпринимаются государством в последнее время, не решают проблемы и носят, скорее, декоративный характер. Именно поэтому хочется обратить внимание на социальность налогообложения доходов физических лиц и налогообложения в целом, но стоит заметить, что никакая предложенная реформа не может рассматриваться отдельно, так как вслед за ней должен быть предпринят ряд мер по увеличению социальной ориентации налогообложения.
Социально ориентированное налогообложение и социальное выравнивание могут пойти на пользу экономическому развитию, увеличивая совокупный спрос населения и привлекая финансовые потоки в реальный сектор.
Однако не стоит стремиться к «уравниловке» доходов как во времена СССР, с помощью единой системы оплаты труда, либо «уравниловке» стран Скандинавии, посредством прогрессивности подоходного налога. Скандинавская социальная модель опирается на хорошие экономические достижения, высокий уровень социальной защищенности, высокий уровень образования и социальный диалог, на доверие к власти со стороны налогоплательщиков и чувство защищенности. В России за исключением самих чиновников найдется немного людей, которые будут уверены в своей будущей финансовой защищенности со стороны государства, а также в честности распределения полученных от налогоплательщиков доходов. А раз нет уверенности в светлом завтрашнем будущем, то зачем отдавать лишнее сегодня? В результате в России достаточно высокий уровень уклонения от уплаты налогов. Именно поэтому в России была введена «плоская» система налогообложения, которая увеличила доходы государства, но не решила огромное количество проблем, однако ниже автор попытается доказать, что существующая система может принести не меньше плодов, чем прогрессивная.
Мировой экономический кризис выдвинул налоговую политику в число важнейших инструментов, призванных смягчить последствия кризиса для экономики и населения.
Мировой финансово-экономический кризис, сопровождающийся ростом безработицы и сокращением реальных доходов населения, вновь обострил старую проблему - поиск оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной функцией налогов, между эффективностью и социальностью налоговой политики. Большинство экономически развитых стран отказываются от такого весьма эффективного на поверхностный взгляд налогового инструмента, как пропорциональное снижение налогов, и в сложных условиях кризиса пытаются оптимально сочетать обе функции налогов, отдавая предпочтение усилению социальной функции налоговой системы (так, Великобритания и США повысили ставку налога с физических лиц со сверхвысокими доходами). Общепризнанно, что в условиях кризиса платежный спрос со стороны средне- и низкодоходных слоев населения стимулирует рост экономики. Именно на эту функцию налогов указывают и эксперты ОЭРС, которые к наиболее эффективным антикризисным мерам относят инвестиции в инфраструктуру и поддержку потребления населения с низкими доходами. Для этого необходимо изменить существующую систему НДФЛ в России и оставить больше средств низким и средним слоям населения, попытаться воспользоваться нынешними условиями для создания и увеличения среднего слоя населения, посредством продуманной налоговой политики в области налогообложения доходов населения.
В развитых странах применяются разные схемы налогообложения доходов физических лиц, заметно отличающиеся не только по уровню и прогрессивности налоговых ставок, количеству налоговых разрядов, но и по уровню социальности налогообложения. Имеется в виду учет социального статуса налогоплательщика (количество находящихся на его иждивении детей; супруги/супруга; инвалидность; возраст; налоговая нагрузка на семейный бюджет в форме процентов по ипотечному кредиту; затраты на лечение и обучение в высших учебных заведениях; страховые отчисления на пенсионное страхование; спонсорские пожертвования и т.п.). Социальные аспекты налогообложения учитываются главным образом в форме либо налоговых вычетов из налоговой базы, либо налоговых льгот. Прогрессивный налог на доходы физических лиц - важнейший элемент социальной модели большинства стран, инструмент сглаживания расслоения населения по доходам, который применяется совместно с освобождением от налогов наименее обеспеченных слоев населения.
В Германии с 2009 года необлагаемый минимум составляет 7,834 € в год.2 Налоговая льгота на ребенка (до 25 лет, который еще продолжает свое обучение) составила 5,808 € в 2008году и 6,024 € в 2009году. Необлагаемый налогом минимум доходов - величина переменная, подлежащая индексации. У граждан пенсионного возраста необлагаемый минимум увеличивается вдвое. В законодательстве России данный принцип взимания налога не предусмотрен, а заменяется предоставлением стандартного вычета равного 400 рублей. В то время как в 2008 году в России насчитывалось 160 тыс. семей 0,4 % от общего количества с годовым доходом более $ 1 млн, но ещё до начала кризиса за чертой бедности оказались 18,9 млн. россиян, получая доходы ниже прожиточного минимума.
В ходе реформирования НДФЛ в России в первую очередь необходимо ввести необлагаемую часть доходов, равную размеру минимального прожиточного минимума3 (величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации определяется Правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.). Но, также прибавлять к вычету еще и сумму прожиточного минимума на каждого иждивенца4 (нетрудоспособные члены семьи, находящиеся на полном содержании работника или получающие от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию). В ходе данных нововведений придется отменить большинство существующих вычетов, а точнее заменить их, сделав основой для вычетов сумму прожиточного минимума.
Однако впоследствии возникнут проблемы с наполнение доходной части бюджетов всех уровней, так как за последние годы рост собираемости НДФЛ в основном держится по мнению многих исследователей за счет отчислений работников бюджетной сферы, то есть категории, которая в большинстве своем попадает под указанную реформу. Налог на доходы физических лиц по мере роста благосостояния населения играет все более важную роль в формировании бюджета. Свидетельством этого является ведущая роль подоходного налога с физических лиц в развитых странах. В России, по данным ФНС за 2008 год, в консолидированные бюджеты субъектов РФ поступило 1 665,6 млрд рублей5. В России доля НДФЛ в структуре региональных доходов в 2008 году составила 38%, а в условиях нынешнего кризиса, на фоне резкого снижения поступлений от налога на прибыль сбор НДФЛ вырос в первом квартале 2009 года на 5%, до 338,6 млрд руб.6 Следовательно, необходимо найти другие источники финансирования и продолжить изменение НДФЛ и «переложить» бремя на другие категории налогоплательщиков. Как следствие, необходимо увеличить ставку налогообложения с 13% до 20%, но не стоит забывать о том, что в условиях глобализации налогоплательщикам стало проще скрывать свои доходы и уводить их в «тень», следовательно все налоговые ставки должны быть конкурентноспособны в условиях развития налогового арбитража. В «тени» по данным специалистов с 2004-2009 года находится от 25,4-37% фонда заработной платы.
Следующим этапом в реформирования должна стать новая концепция обложения доходов, путем разделения их на активные и пассивные, к последним стоит отнести:
- стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг в сумме, превышающей 4000 руб.;
- при получении процентного дохода по вкладам в банках в части их превышения над суммой процентов для рублевых вкладов свыше ставки рефинансирования (ставки рефинансирования + 5% с 2009 года), для валютных вкладов свыше 9% ;
- доходы, получаемые в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организациях;
- доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества;
- доходы от купли-продажи акций на вторичном рынке ценных бумаг.
Данные доходы должны облагаться по прогрессивной шкале в зависимости от уровня дохода от 15% до 45%. Почему именно эти виды доходов? Они являются пассивными и ведут к накоплению капитала самым невыгодным для общества и экономики путем, создавая благо для их владельца - получателя доходов. Огромные денежные средства вращаются на финансовом рынке, в частности на биржах ценных бумаг, минуя реальный сектор экономики, не неся пользу обществу. В то же время сейчас данные доходы облагаются по ставке 13%, в то время как вложение денежных средств полезные для общества банковские депозиты, которые в идеале в дальнейшем должны идти на кредитование предприятий и населения облагаются в случае превышения установленных законодательством норм по ставке 35 процентов. В ходе данной реформы государство должно пересмотреть свои приоритеты в налоговой, а как следствие и экономической политике. В первую очередь эта реформа затронет «мыльный пузырь» финансового рынка и не позволит его увеличивать, что приведет к оттоку капитала в реальный сектор экономики, что вместе с одновременным увеличением совокупного спроса приведет к улучшению экономики страны и должно повлиять на уменьшение социальной напряженности в обществе. Плюсом данной реформы по сравнению с введением всеобщей прогрессивной ставки будет являться простота взимания, так как данные доходы тяжелее скрыть нежели доходы от заработной платы, которые на долгие годы увели в «тень».
Дальнейшим шагом в реформировании НДФЛ может стать увеличение количества «профессиональных» вычетов, в том числе введение вычета для их социального сектора, чьи доходы все время пытается увеличить любая действующая власть, в то время как они не задумываются о том, что проще освободить данные категории от уплаты налогов. К Таким категориям относятся: врачи, педагогические работники, представители вооруженных сил, МВД, которые получают зарплату от государства.
Еще одним шагом может стать предлагаемая многими учеными и используемая в развитых странах концепция семейного налогообложения, однако на взгляд автора, на данный момент данная система получится слишком трудоемкой и высокозатратной. Поэтому стоит особо обратить внимание на концепцию налогообложения с учетом иждивенцев налогоплательщика, с предоставлением вычетов, связанных номинально с уровнем прожиточного минимума.
В целом можно отметить, что данная реформа затронет все слои общества, однако разделение доходов на активные и пассивные не должно вызвать резонанса в обществе, а незначительное увеличение ставки налогообложения с 13% до 20% с учетом «профессиональных» , иждивенческих вычетов, необлагаемого минимума не увеличит налоговое бремя низкого и возрождающегося среднего класса. В то же время население с более высокой зарплатой, но не имеющие пассивных доходов не будут ощущать на себе несправедливый гнет. Но следует еще раз отметить, что данная реформа не возможна без целого комплекса действий по стимулированию экономики, совокупного спроса и отечественного производства.
Дж. Гэлбрэйд полагал, что справедливое общество не стремится к равенству в распределении доходов, поскольку это не соответствует ни человеческой природе, ни характеру и системе экономической мотивации. Предстоит еще долгий путь до воплощения идеи Л. Дюги о «социальной солидарности» как высшем принципе общественной и государственной организации, от частной собственности, которая выполняет роль «социальной функции».
Принцип «социального гуманизма», который помогает не только урегулировать конфликты интересов и дает возможность создать гармонию между различными группами в обществе, а также между государством и обществом в целом, но и в зелом заменяет недостижимую для человечества теорию «социальной справедливости», а уж тем более все разговоры об уравнивании доходов. Не стоит забывать что за прошедшие 100 лет Россия поменяла 3 формы правления и пришла от монархии к коммунизму и от коммунизма к демократии. Менялась не только политическая, но и экономика модель, поэтому сейчас необходимо построить рыночную модель смешанную с государственным управлением, где особую роль занимает социальный сектор, за который должно быть ответственно и государство и предприятия. Однако первостепенную роль в создании новой системы экономике могут сыграть налоги, их социальная направленность, которая в современных условиях может и должна быть важнее экономической эффективности, как это бывает в развитых странах. Неурегулированная социальная составляющая налогообложения физических лиц и экономики в целом ведет к печальным последствиям, особенно для России, где «бунт самый бессмысленный и беспощадный».В то же время в умах наименее обеспеченных россиян еще сидит прошлое коммунизма и желание «уравниловки» доходов, которое противоречит желанию о достойном бесконечном вознаграждении либеральной части населения, что может привести к социальному взрыву, если не предпринимать никаких усилий со стороны государства, особенно в условиях кризиса.
Показательно, что проблематика справедливого вознаграждения за адекватные трудовые усилия свойственна качественным оценкам, апеллирующим к различным идеологическим комплексам. Различия между ними зачастую связаны с мерой этого вознаграждения. Для интерпретаций либеральной направленности характерно рассмотрение цепочки трудовые усилия - вознаграждение вне связи .с социальным контекстом, необходимостью каких-либо ограничений. Сторонники традиционных советских ценностей выступают при этом против резкого расслоения населения, значимыми здесь также являются этические моменты, связанные с неприятием отдельных видов трудовой активности.
Сам принцип дифференцированного налогообложения бесспорен, но методы его осуществления мо гут быть разными. Автором было показано, что система «вычетов» , необлагаемого минимума, прогрессивной щедулярной системы тоже позволяет успешно решать социальные задачи.
Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности экономически-общественных отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства. Подоходный налог как экономическая категория выражает финансово-общественные отношения между государством, с одной стороны, и физическими лицами, с другой стороны. Налоги непосредственно связаны с обществом и его жизнью, его экономическими отношениями с государством, именно поэтому налоги изначально имеют социальную природу. Таким образом, социальная природа подоходного налога выражена в его непосредственном участии в жизни общества, в экономических отношениях между государством и обществом, которые менялись вместе с эволюцией человечества, а, следовательно, эволюцией налогообложения.
На современном этапе развития налогообложения появляются новые теории взимания данного налога и меняются концепции налогообложения, где все больше внимания уделяется социальной природе налога на доходы физических лиц, рассматриваются понятия социальной справедливости налогообложения. Развитые государства стремятся на практике установить налоговую систему на пересечении понятий «экономическая эффективность» и «социальная справедливость» налогообложения, по средствам увеличения количества льготных категорий, освобожденных от налогообложения благодаря необлагаемому минимуму, социальным, имущественным вычетам, наличия прогрессивной шкалы налогообложения и разным налоговым ставкам для отдельных видов дохода. В условиях кризиса данные аспекты необходимо правильно и своевременно применить к НДФЛ в России.
1 Кара-Мурза С. Рана сердца, а не разума // Правда. 1995. 5 апр. Цит. по: Руткевич М.Н. О роли
субъективного фактора в современной ситуации // Социс. 1995. № 10.
2 www.parmentier.de
3 Федеральный HYPERLINK "http://nalog.consultant.ru/online/?req=doc;base=NBU;n=49088" \l "p3" \o "ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. от 22.08.2004) \"О ПРОЖИТОЧНОМ МИНИМУМЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ\" (принят ГД ФС РФ 10.10.1997)"закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"от 24.10.1997 (ред. от 22.08.2004г) N 134-ФЗ Ст.4
4 Трудовой кодекс Российской Федерации ст. 179
5 www.nalog.ru HYPERLINK "http://www.nalog.ru/html/docs/pril_0708.xls"Поступление администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему Российской Федерации, включая государственные внебюджетные фонды за 2007-2008 гг. // Статистика
6 www.rbcdaily.ru Селиванова М. НДФЛ обогнал налог на прибыль 21 Апреля 2009
Социальность налога на доходы физических лиц в условиях кризиса