Механизм согласования интересов участников системы управления трудовым потенциалом региона

Сорокина Наталья Юрьевна

ГОУ ВПО «Тульский государственный университет», г. Тула

Механизм согласования интересов участников системы управления трудовым потенциалом региона

Формирование стратегий регионального развития в РФ должно осуществляться с позиций наращивания всех составляющих социально-экономического потенциала региона при ведущей роли трудового потенциала. Главная цель управления трудовым потенциалом региона заключается в создании условий для его наращивания не ниже уровня, определенного стратегией регионального развития. Важнейшим условием ее достижения является согласованность интересов и действий основных участников системы управления, к числу которых относятся: население региона, государство в лице органов регионального управления, бизнес-сообщество, общественные объединения. Между тем, современное состояние социально-экономических процессов на уровне отдельных регионов и страны в целом свидетельствует о том, что интересы основных участников системы управления трудовым потенциалом не согласованы.

Решению проблемы согласования интересов участников системы управления трудовым потенциалом может способствовать развитие института социального партнерства. В РФ наибольшее развитие идеи социального партнерства получили на уровне отраслей и отдельных предприятий, где они реализуются в форме трудовых договоров и тарифных соглашений, отражающих вопросы оплаты труда работников, размеры гарантий и компенсационных выплат, условия премирования, особенности организации и охраны трудовой деятельности и т.д. В ряде случаев в программы социального партнерства включаются меры по содействию участию работников в собственности и прибылях компании, а также в управлении предприятием. В РФ распространен тред-юнионистский подход к социальному партнерству, в соответствии с которым приоритет отдан решению проблем социально-трудовой сферы, в первую очередь – проблем во взаимоотношениях работников и работодателей.

Социальное партнерство на региональном уровне, по сути, сведено к созданию государственных органов – трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, в обязанности которых входит:

– проведение коллективных переговоров и подготовка проекта соглашения между объединениями профессиональных союзов, объединениями работодателей и органами регионального управления;

– содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на региональном уровне;

– проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов региональных законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения;

– согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики и т.д.

Можно говорить о том, что в РФ социальное партнерство и на региональном уровне рассматривается преимущественно в контексте социально-трудовых отношений, реализующих закрепленные в Конвенции Международной организации труда идеи «трипартизма». Позитивный опыт высокоразвитых стран свидетельствует о том, что социальное партнерство на региональном уровне может и должно осуществляться по всем направлениям формирования и реализации трудового потенциала. В рамках программ социального партнерства на уровне региона особое внимание должно уделяться решению проблем безработицы, обеспечения занятости людей с ограниченной трудоспособностью, развитию системы повышения квалификации и переподготовки кадров, повышения уровня социальной защищенности населения. При этом реализуется межсекторный подход к социальному партнерству, суть которого заключается в налаживании конструктивного взаимодействия между основными субъектами региональной экономики с целью создания условий для развития региона в соответствии с его стратегией. При таком подходе к проблеме социальное партнерство выступает как институциональный механизм согласования интересов различных социальных групп, их общественных объединений, бизнеса и органов власти на уровне региона, при ведущей роли последних, в процессе разработки и реализации стратегии развития региона.

Интересы основных участников системы управления трудовым потенциалом региона могут быть определены следующим образом:

– население – возможность доступа к стабильным, безопасным и хорошо оплачиваемым рабочим местам; возможность получения востребованной рынком труда профессии (специальности), а также повышения квалификации, с гарантией дальнейшего трудоустройства; возможность получения государственной поддержки в случае возникновения социальных рисков утраты работы, трудоспособности, дохода, снижения квалификации, снижения качества рабочих мест и т.п.;

– бизнес-собщество - обеспеченность приверженным и лояльным персоналом с количественными и характеристиками, требуемыми работодателями;

– государство в лице органов регионального управления – высокое качество жизни населения, достигнутое на основе формирования и реализации трудового потенциала региона с количественными и качественными характеристиками, соответствующими региональной стратегии развития;

– общественные объединения – отражение интересов различных социальных групп населения путем осуществления общественного контроля действий участников системы управления трудовым потенциалом региона с целью.

Развитие института социального партнерства на региональном уровне будет способствовать более полному согласованию интересов участников системы управления трудовым потенциалом следующим образом.

Государство в лице органов регионального управления создает законодательные и нормативные условия для развития института социального партнерства в регионе. Позитивный опыт высокоразвитых стран свидетельствует о том, что оно должно предусмотреть налоговые и другие льготы и стимулы, побуждающие бизнес участвовать в софинансировании программ социального партнерства, в частности:

- государственные субсидии работодателям, создающим дополнительные учебные места для производственного обучения и обучения на рабочем месте;

-   предоставление ссуд для организации курсов переобучения и переподготовки высококвалифицированных работников в целях преодоления нехватки квалифицированных кадров;

-  государственные дотации на обучение на рабочем месте;

- налоговые льготы организациям, участвующим в программах дополнительного пенсионного страхования сотрудников, поддержки талантливой молодежи, работников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и т.д.

Интерес государства реализуется в постоянном повышении уровня и качества жизни населения на основе роста доходов, повышения уровней образовательной и профессиональной подготовки работников, более полной реализации их способностей и роста уровня социальной защищенности граждан. Повышение уровня жизни населения вызовет сокращение государственных затрат на финансирование социальных программ и, как следствие, будет способствовать росту общей эффективности государственного управления. Дополнительным полезным эффектом реализации программ социального партнерства выступает укрепление социальной стабильности в обществе, обусловленное легитимностью власти и ростом уровня ее общественной поддержки.

В результате участия бизнеса в программах социального партнерства, предполагающих выполнение дополнительных социальных обязательств как в отношении своих работников, так и жителей регионов, в которых расположена компания или ее структурные подразделения, достигается высокий уровень обеспеченности работодателей квалифицированной рабочей силой, отличающейся сознательной приверженностью компании. Это способствует снижению социальной напряженности в коллективе, повышению мотивации и производительности труда как основы долгосрочного роста прибыли предприятия. Более того, активное участие бизнеса в реализации региональных социальных проектов является фактором формирования благоприятного имиджа компании, улучшения ее деловой репутации и укрепления брэнда, что способствует повышению ее привлекательности для партнеров и потенциальных инвесторов.

Принципиальная особенность представленной модели заключается в признании населения активным участником системы управления трудовым потенциалом. Институт социального партнерства на региональном уровне обеспечивает возможность наиболее эффективного решения проблем жизнедеятельности населения региона через реализацию конкретных социально-значимых проектов. При этом жители региона выступают не просто объектом социальной поддержки и благотворительности, а действуют совместно с общественными объединениями, представителями бизнеса и регионального управления, заинтересованными в развитии региона.

Общественные объединения, выражающие интересы конкретных социальных групп населения, обеспечивают общественный контроль за действиями участников системы управления трудовым потенциалом региона. Это могут быть представительские, надзорные, сервисные и другие организации, создаваемые в целях защиты и лоббирования интересов конкретных социальных групп населения региона. В результате в обществе формируются условия для достижения социального согласия, основанного на чувстве солидарности и разделяемой ответственности за развитие территории.

Включение института социального партнерства в систему управления трудовым потенциалом региона способствует более полной реализации интересов всех ее участников за счет более глубокой заинтересованности каждого из участников в поиске наилучших путей социально-экономического развития территории и сознательного объединения усилий и возможностей участников системы управления трудовым потенциалом для реализации их интересов.

PAGE 1

Механизм согласования интересов участников системы управления трудовым потенциалом региона