Теоретико-методологические вопросы формирования малого инновационного предпринимательства в России

Евстифеева Марина Александровна

Муромский институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет»

г. Муром

Теоретико-методологические вопросы формирования малого инновационного предпринимательства в России.

В настоящее время Россия встала перед выбором дальнейшего пути развития национальной экономики. В научных исследованиях рассматриваются множество вариантов, среди которых выделяют два: продолжение рыночных реформ при сырьевой ориентации народного хозяйства, что в скором времени может привести к деградации национальной экономики; или активизация экономических преобразований на основе стабилизации политической и законодательно-правовой системы, новой социально-экономической стратегии, а также интеграции страны в мировое хозяйство. Вместе с тем, всё большее число ведущих экономистов склоняются к необходимости развития российской экономики по третьему пути - инновационному. Он предполагает взаимное становление научно- технической, производственной, финансовой, социальной и других сфер.

Малое предпринимательство - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными органами критериях, определяющих сущность данного понятия. Основными критериями малого предпринимательства являются: оборот (от 60 до 400 млн. руб.) и численность работников (от 15 до 100 человек).

Важная роль малого предпринимательства заключается в том, что оно обеспечивает значительное количество рабочих мест, насыщая рынок новыми товарами и услугами. Как массовое явление, малое предпринимательство служит катализатором экономической жизни как в плане производства необходимых товаров и услуг, так и в плане потребления разнообразной продукции.

Таблица 1.

Объемы деятельности малых инновационных предприятий по отраслям хозяйствования.

год

Кол-во малых инновационных предприятий

Отрасли хозяйствования

Объемы деятельности, млн. руб.

2000

2149

Всего

78712,1

Горнодобывающая промышленность

4272,1

Обрабатывающие производства

74432,3

Электроэнергетика

7,7

2001

2153

Всего

102235,0

Горнодобывающая промышленность

908,5

Обрабатывающие производства

101322,7

Электроэнергетика

3,8

2002

2168

Всего

118935,6

Добыча полезных ископаемых

29837,5

Обрабатывающие производства

88826,0

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

272,1

2003

2191

Всего

312692,0

Добыча полезных ископаемых

67259,3

Обрабатывающие производства

224392,0

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

1040,7

2004

2192

Всего

433003,5

Добыча полезных ископаемых

83763,1

Обрабатывающие производства

347670,9

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

1569,4

2005

2402

Всего

545540,0

Добыча полезных ископаемых

81199,0

Обрабатывающие производства

462739,3

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

1601,7

2006

2456

Всего

714024,6

Добыча полезных ископаемых

90969,2

Обрабатывающие производства

615682,8

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

7372,6

2007

2491

Всего

961131,6

Добыча полезных ископаемых

110950,2

Обрабатывающие производства

796855,2

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

8326,2

По официальной статистике, в России число малых предприятий в 1997 году насчитывало почти 50 тысяч, к концу 1999-го их число возросло до 900 тысяч, а количество занятых работников составляет около 7 млн. человек. Эволюция российских малых предприятий, формирование которых началось на первых этапах реформ, идет таким образом, что большинство из них включились в торговую и посредническую деятельность, и только очень небольшая часть занята в сфере науки и инноваций. Удельный вес российских малых предприятий, осуществляющих инновационную деятельность в настоящее время, составляет всего 6 %.

На первом этапе своего развития малый инновационный бизнес обеспечил себе прочное место в НИОКР, причем это практически сразу сопровождалось получением конкурентоспособной продукции и выводом ее сначала на внутренний, а затем и на внешний рынок. Возможность быстрого реагирования на его требования, мобильность и экономичность делают такую организационно-структурную форму, как малое предприятие, наиболее предпочтительной при освоении целого ряда новшеств.

Развитие активных в инновационной сфере малых промышленных предприятий играет важную экономическую и социальную роль для национальной экономики, так как обеспечивает устойчивый экономический рост на основе инновационного потенциала в условиях рационального использования ограниченных производственных ресурсов.

Большое значение этот процесс имеет для экономики РФ, так как активное в инновационной сфере малое предпринимательство позволяет ускорить инновационный процесс в результате более активного использования его потенциала, повысить конкурентоспособность промышленной продукции и сгладить влияние дестабилизирующих факторов национальной экономики - безработицу.

График 1.

Соотношение числа малых предприятий и среднесписочной численности работников на данных предприятиях.

Развитие в промышленности инновационных малых предприятий имеет важное стратегическое значение, так как в России неуклонно растет потребность в принципиально новых технологиях, товарах и материалах, формируя устойчивую потребность в непрерывном инновационном развитии промышленности. Однако в этой сфере практически не проработаны проблемы эффективного обеспечения инновационного развития в малом предпринимательстве.

В последние годы, российские малые инновационные предприятия, достигнув определенного уровня, перестают расти. На каком этапе происходит остановка развития?

В России сложилась определенная система поддержки малого инновационного бизнеса на раннем этапе, поэтому перспективный бизнес имеет достаточно шансов, чтобы выжить и дорасти до уровня приблизительно в 500 тыс. — 1 млн. долларов. Дальше их развитие становится затруднительным. На данном этапе предприятия можно разделить на две группы. В одну попадают предприятия, достигшие объема продаж в 1-5 млн. долларов, а во вторую — с продажами от 10 млн. до 50 млн. долларов.

Компаниям с выручкой от 1 млн. до 5 млн. долларов прежде всего нужны инвестиции на расширение производства и продаж, которые очень трудно найти, поэтому таким малым предприятиям трудно развиваться дальше.

Проблемой для роста компаний, которые достигли объема продаж в 10-50 млн. долларов, является малая емкость самого бизнеса на инновациях.

Несмотря на масштабы нашей страны, можно предположить, что инновационных компаний, доживших до сегодняшнего дня, совсем не так много. С объемом продаж до 1 млн. – около тысячи, максимум двух, 10 млн. – не многим более сотни, свыше 50 млн. и до 100 млн. – от силы пара десятков, больше 100 млн. – единицы.

График 2.

Сейчас, когда операции купли–продажи и финансовые операции на валютных рынках не дают высокой доходности, можно предполагать, что инновационная деятельность будет становиться все более привлекательной для квалифицированных специалистов, покинувших большую науку и наукоемкие производства. Однако пока этому препятствует целый ряд обстоятельств: несовершенство законодательной базы, прежде всего налоговой; практически полное отсутствие инфраструктуры, необходимой для успешной деятельности малых предприятий инновационного профиля; недостаток информационной поддержки; трудности с получением банковских кредитов, высокая арендная плата за помещения в крупных городах.

Во всех развитых странах для поддержки малого бизнеса используются следующие меры экономической и бюджетной политики:

- включение затрат на НИОКР частного сектора в себестоимость продукции;

- списание значительной части научного оборудования по ускоренным нормам амортизации;

- применение системы адресных налоговых льгот, нацеленных на постоянное наращивание объема научных расходов в крупных корпорациях, привлечение мелкого и среднего бизнеса к инновационной деятельности в сфере новых технологий;

- льготное кредитование научных разработок и долевое финансирование крупных проектов;

- безвозмездная передача или предоставление на льготных условиях государственного имущества или земли для организации инновационных предприятий.

Большую роль в поддержке малого инновационного предпринимательства может сыграть создание инновационных центров и «инкубаторов фирм».

Инновационные центры оказывают услуги по подбору продукции определенного назначения, обладающей наивысшим техническим уровнем или потребительскими характеристиками; осуществляют технологический аудит различных разработок. Инновационные центры могут также оказывать малым предприятиям такие услуги, как оценка идеи с точки зрения ее эффективности при коммерциализации, потенциального рыночного и технического риска; разработки бизнес-плана; помощи в поиске и привлечении венчурного капитала; организации опытного производства.

«Инкубаторы фирмы» специализируются на оказании вновь создаваемым фирмам целого комплекса льгот и услуг с целью снижения объемов требуемых первоначальных капиталов обычно на срок от 3-х до 5-ти лет. В их числе льготы на оплату помещений, проведение бухгалтерских и расчетных работ; помощь в технической проработке проекта, организации рекламных услуг, продвижении продукции, подготовке руководителей и специалистов компании.

По результатам анализа практики деятельности ряда малых инновационных предприятий академического и вузовского секторов науки и обобщения проблем, сдерживающих их развитие, могут быть рекомендованы следующие методы активизации малого инновационного предпринимательства в академическом и вузовском секторах науки и предложения по его развитию.

В области финансовой поддержки малых инновационных предприятий на стадии их образования может быть принят во внимание опыт Москвы по применению ряда инструментов, среди которых:

- поддержка начинающих субъектов малого предпринимательства за счет выделения им безвозвратных средств (субвенции) на конкурсной основе при условии положительного заключения финансово-экономической экспертизы (начинающими считаются те субъекты малого предпринимательства, со дня регистрации которых на дату подачи заявки прошло не более 1 года);

- поддержка венчурных проектов (научных разработок) посредством предоставления субсидии или субвенции (в том числе грантов, распределяемых на основании конкурсного отбора); для венчурных проектов предполагается долевое софинансирование из внебюджетных источников;

- компенсация процентной ставки путем предоставления субсидии в размере разницы между суммой процентов, подлежащих уплате по установленной банком ставке, и суммой процентов, указанной в проекте субъекта малого предпринимательства.

В случае недостаточности средств, которые могут быть направлены на образование малого инновационного предприятия, целесообразно проработать на уровне университета и академического института вопрос о создании внутреннего фонда финансирования «посевной» стадии.

Эффективным инструментом обеспечения выживаемости на стадии образования и роста малых инновационных предприятий является их инкубирование в технопарках. Инкубация служит универсальным низкозатратным механизмом комплексной поддержки малых инновационных компаний, позволяющей сократить риски инновационного и предпринимательского характера, создать максимально благоприятные условия для успешности деятельности стартующих инновационных фирм.

Технопарк представляет собой территорию, на которой сосредоточены инновационная инфраструктура, то есть совокупность экономических инструментов, обеспечивающих постепенное превращение «сырой» идеи в коммерческий продукт, и производство инновационных компаний.

Деятельность технопарков эффективна, поскольку на рынке выживают до 70 – 80% малых инновационных предприятий, прошедших через технопарк, тогда как до 75 % их вне технопарков погибают в первые полтора года своего существования.

В идеале для достижения максимального эффекта технопарк должен обеспечивать следующие условия для стартующих фирм:

- связь с промышленными компаниями и другими возможными заказчиками продукции компаний-резидентов;

- наличие достаточного количества помещений для предоставления их малым инновационным предприятиям на льготных условиях;

- предоставление компаниям-резидентам консалтинговых, юридических, бухгалтерских, аудиторских услуг на льготных условиях;

- доступ к современным средствам связи;

- наличие команды специалистов по инновационному менеджменту;

- наличие механизмов финансирования инновационных компаний.

Таблица 2.

Характеристика наиболее крупных технопарков России.

Год создания

Количество малых инновационных предприятий

Круг решаемых задач

Технопарк МИЭТ,

г. Зеленоград

1991

40

Содействие реализации инновационных проектов на предприятиях электроники

г. Зеленограда.

Научный парк МГУ

1992

40

Административно-хозяйственная поддержка компаний, бесплатная консалтинговая служба, содействие установлению контактов и продвижению проектов. Научный парк выступает также в ряде случаев в роли гаранта.

"Технопарк в Москворечье" (МИФИ)

1993

22

Оказание деловых услуг по льготным расценкам

Научный парк МЭИ

1998

12

Деятельность по передаче технологий из университета в промышленность, участие в решении крупных народнохозяйственных проблем, развитие международного сотрудничества.

Технопарк на базе Курчатовского института

1998

16

Создание технической и социальной инфраструктуры, оказание финансовых, консалтинговых, организационно-правовых услуг, поиск и переговоры с потенциальными инвесторами

Также большое влияние на развитие малых инновационных предприятий оказывают бизнес-ангелы - это физические и юридические лица, инвестирующие часть собственных средств в инновационные компании самых ранних стадий развития. Бизнес-ангелы - это первые профессиональные инвесторы, вкладывающие средства в инновационные компании. За ними, как правило, следуют венчурные, а затем прямые инвестиции. Объем бизнес-ангельских инвестиций в одну компанию составляет от нескольких десятков тысяч до миллиона евро.

Бизнес-ангелы используют принципиально новый - венчурный механизм инвестирования, в соответствии с которым финансирование предоставляется на длительный (3-7 лет) срок, без залогов и гарантий, за долю (пакет акций) в компании. Бизнес-ангелы вносят в компании не только деньги, но также опыт, знания, деловые связи.

Цель вложений бизнес-ангелов - рост стоимости проинвестированных ими компаний за счет разработки и продвижения на рынок высокотехнологичных продуктов. Основной доход бизнес-ангел получает на "выходе" через продажу своей доли (пакета акций) за стоимость, значительно превышающую первоначальные вложения.

В данной работе рассмотрено понятие «малое инновационное предпринимательство», изучена роль малого предпринимательства, проблемы его развития в России, а также рассмотрены меры, используемые для поддержки малого бизнеса. В результате этого можно сделать вывод, что для развития и эффективной работы малых инновационных предприятий в России необходимо создать систему поддержки малого инновационного предпринимательства на протяжении всего его существования, а не только в период становления. Необходимо осуществлять финансовую поддержку со стороны государства, развивать косвенные методы государственной поддержки, такие как стимулирование инновационных процессов, подготовка профессиональных кадров, информационное обеспечение. Важным моментом является предотвращение трудностей, связанных с получением банковских кредитов. А также следует давать малым фирмам возможность сотрудничества с более крупными организациями.

Также, необходимо развитие следующих факторов, таких как:

- законодательное влияние на развитие материально-технической базы,

- система регионального и муниципального патроната.

PAGE 6

Теоретико-методологические вопросы формирования малого инновационного предпринимательства в России