Культурная политика и социальные измерения культурной деятельности

Костина Е.П.

Государственный институт искусствознания

г. Москва

Культурная политика и

социальные измерения культурной деятельности

Проблема

Оценка эффективности государственной культурной политики, степени приближения к ее целям.

Задача

Структурирование целей государственной культурной политики, декларируемых в различных государственных документах и программах.

Построение системы социальных измерений, состав и структура которой адекватно отражает процессы функционирования культуры и степень приближения к целям культурной политики.

Социальные интересы и

цели культурной политики государства

Структурирование целей государственной культурной политики в соответствии с типологией интересов общества1. Сопряженность измеряемых результатов деятельности производителей товаров и услуг культуры, социальных интересов, которые они удовлетворяют, и целей культурной политики, достижению которых они соответствуют.

I. Базовые социальные интересы - Базовые цели культурной политики

Сохранение культурного наследия и национальных культур народов и этнических групп России;

развитие современного искусства и его интеграция в мировой художественный процесс;

сохранение и формирование единого культурного пространства страны.

II. Мериторные и структурокорректирующие социальные интересы - Достижение социальных стандартов в сфере культуры (постоянных и временных)

Создание условий для:

широкого доступа всех социальных слоев населения к ценностям отечественной и мировой культуры;

творчества людей.

III. Регулятивные социальные интересы - Культурная политика в отношении факторов производства

Воспроизводство творческого трудового потенциала культуры;

воспроизводство материальных ресурсов культуры, в т.ч. сохранение материальной составляющей культурного наследия.

IV. Компенсаторные социальные интересы - Поддержка культурных благ, по поводу которых индивидуумы подают «ложный сигнал» об отсутствии спроса

Поддержка:

социально значимых культурных продуктов телевидения и радио;

создания и сохранения произведений ландшафтного и архитектурного искусства.

Измеряемые результаты культурной деятельности

Сопряженность результатов культурной деятельности, социальных интересов и целей культурной политики на разных стадиях цикла культурной деятельности.

Результаты на стадии производства культурных продуктов и услуг

I. Социальные культурные блага, способствующие достижению базовых целей культурной политики и удовлетворяющие базовых социальных потребностей.

Блок «новый репертуар» - все вновь созданные культурные ценности в вещественной, условно-вещественной и невещественной форме:

культурные проекты на стадии замысла (невещественная форма продукта);

новые театральные постановки, музыкальные и цирковые программы и номера (невещественная форма продукта);

рукописи книг и научных трудов, партитуры музыкальных произведений, тексты лекций и методик обучения (условно-вещественная форма продукта);

произведения изобразительного и прикладного искусства, приобретенные за государственный счет в музеи (вещественная форма продукта).

Блок «тиражи» - повторяемые культурные продукты, созданные в условно-вещественной и невещественной форме:

бесплатные мероприятия, воспроизводящие культурный продукт живыми исполнителями (невещественная форма продукта) – лекции, занятия;

бесплатные мероприятия, связанные с осуществлением культурных проектов (невещественная форма продукта) - культурно-досуговые мероприятия, экскурсии, конференции.

Блок «услуги» (невещественная форма продукта):

услуги в рамках всех перечисленных выше мероприятии;

услуги по предоставлению возможностей доступа населения к памятникам истории и культуры, фондам фильмо-, видео-, фоно- и библиотек, фондам архивов.

услуги по предоставлению возможностей доступа населения к памятникам культуры, фондам библиотек и архивов, досуговым объектам, аттракционам и парковым зонам.

II. Смешанные культурные блага, способствующие достижение социальных стандартов в сфере культуры (постоянных и временных) и удовлетворяющие мериторные и структурокорректирующие социальные потребности.

Блок «тиражи»:

платные мероприятия организаций исполнительских искусств и культурно-досуговых учреждений (невещественная форма продукта) – спектакли, концерты, представления и пр.;

тиражи книг, журналов, дисков, кассет и пр., признанных обществом социально важными и частично оплачиваемыми государством (условно-вещественная форма продукта).

Блок «услуги»:

услуги по предоставлению возможностей доступа населения к досуговым объектам, аттракционам и парковым зонам (невещественная форма продукта);

III. Смешанные культурные блага, способствующие достижению целей в отношении факторов производства в сфере культуры и удовлетворяющие регулятивные социальные интересы.

-

IV. Смешанные коммунальные культурные блага, удовлетворяющие компенсаторные социальные потребности.

Блок «Новый репертуар»:

произведения архитектуры и паркового искусства в свободном доступе, социальная полезность которых признана государством (вещественная форма продукта, этап «создание»).

Блок «Тиражи»:

осуществленные теле- и радиопроекты, признанные социально значимыми, в виде передач на радио и телевидении (невещественная форма продукта);

транслирование и репродуцирование фильмов, концертов, театральных постановок, записей литературных и музыкальных произведений и пр., признанных социально значимыми, в виде радио- и телепередач, телесеансов (условно-вещественая форма продукта).

Результаты на стадии сохранения и распространения культурных ценностей

I. Социальные культурные блага, способствующие достижению базовых целей культурной политики и удовлетворяющие базовых социальных потребностей.

Блок «сохранение» - результаты деятельности по сохранению и поддержанию всех, а не только вновь созданных, культурных ценностей в первоначальном, тиражированном и воспроизводимом виде:

охрана, уход и хранение, реставрация недвижимых памятников культуры, библиотечных фондов, музейных коллекций и пр. (продуктов в вещественной и условно-вещественной форме);

деятельность по поддержанию «репертуара» организаций культуры и искусства (продуктов в невещественной форме).

Блок «развитие» - результаты деятельности производителей по формированию своего «репертуара», совершенствованию научных и обучающих продуктов:

формирование музейных коллекций, библиотечных фондов, репертуара организаций исполнительских искусств (продуктов в вещественной и условно-вещественной форме);

развитие программ учебных курсов и методик преподавания и обучения в досуговых формированиях (продуктов в невещественной форме);

научная и методическая работа музеев, архивов и библиотек.

II. Смешанные культурные блага, способствующие достижение социальных стандартов в сфере культуры (постоянных и временных) и удовлетворяющие мериторные и структурокорректирующие социальные потребности.

Блок «распространение» - результаты деятельности по:

распространению тиражей книг и журналов, кассет и дисков, кино-, теле- и видеофильмов (продуктов культуры в вещественной форме) по каналам торговли и через систему комплектации фондов организаций культуры;

территориальному перемещению продуктов культуры (в невещественной форме) в виде передвижных и выездных выставок, «гастролей» сценических коллективов и отдельных носителей этих продуктов - исполнителей, лекторов, педагогов, научных сотрудников.

IV. Смешанные коммунальные культурные блага, удовлетворяющие компенсаторные социальные потребности.

Блок «развитие» - результаты деятельности по формированию «репертуара» государственных радио- и телеканалов (невещественная форма продукта).

Результаты на стадии приобщение индивидуумов к культуре

I, II, IV. Социальные, смешанные и смешанные коммунальные культурные блага.

Блок «аудитория» - аудитория различных видов искусства и культурной деятельности.

Блок «потребление/участие» - как результат частоты или длительности контактов (обращений) каждого представителя аудитории с различными видами искусства и культурной деятельности. Контакты, в отличие от производства, не просто обеспеченные производителем, но реализованные:

контакты потребителей с различными видами искусства и культурной деятельности в рамках организаций культуры (посещения/участие в мероприятиях, обращения к фондам);

домашние контакты с культурой.

Результаты на стадии сохранения и воспроизводства ресурсов культуры

III. Смешанные культурные блага, способствующие достижению целей в отношении факторов производства в сфере культуры и удовлетворяющие регулятивные социальные интересы.

Блок «трудовые ресурсы» - результаты деятельности государства, регулирующей нормы использования трудовых ресурсов:

объем и численность трудовых ресурсов;

качественные характеристики рабочей силы;

движение и занятость рабочей силы;

сбалансированность спроса и предложения на рынке труда.

Блок «материальные ресурсы» - результаты деятельности государства, регулирующей нормы использования материальных ресурсов культуры:

сеть организаций культуры;

вместимость организаций культуры;

фондовооруженности и техническая оснащенность организаций культуры.

Система показателей культурной деятельности

Построение системы измерителей, которая позволяет оценивать эффективность государственной культурной политики. Структура, блоки и состав показателей.

Широта и детализация состава показателей в зависимости от предмета и объекта исследования, отраслевого разреза (отрасль в целом, подотрасли, организации) и территориально-административного уровня (федеральный уровень, уровень субъектов Федерации, местный уровень), на котором происходит отслеживание культурной ситуации.

Четыре блока система индикаторов культурной деятельности в соответствии с описанными стадиями цикла этой деятельности:

производство культурных продуктов и услуг;

сохранение и распространение культурных продуктов и услуг;

приобщение индивидуумов к культуре2;

сохранение и воспроизводство ресурсов культуры.

1 Использована типология социальных интересов, предложенная А.Я.Рубинштейном. См.: Рубинштейн А.Я. Структура и эволюция социального интереса. М., 2003.

2 В рамках стадии «освоение культурных ценностей индивидуумами и обществом» я буду рассматривать показатели, характеризующие эффективность деятельности производителей культурных ценностей в деле приобщения людей к культуре.

PAGE 1

Культурная политика и социальные измерения культурной деятельности