МИГРАЦИОННОЕ ЭХО МИРОВОГО КРИЗИСА

Ивахнюк Ирина Валентиновна

МГУ имени М.В. Ломоносова

г. Москва

МИГРАЦИОННОЕ ЭХО МИРОВОГО КРИЗИСА

Последнее докризисное десятилетие было отмечено все возрастающим осознанием того, что международная миграция населения, особенно ее экономически обусловленные виды и формы, могут выступать важным ресурсом развития как для принимающих стран, так и для стран происхождения. Численность мигрантов в мире превышает 200 млн. чел., они составляют своеобразную «нацию мигрантов», сопоставимую по численности с наиболее населенными странами. В развитых государствах мира число временных трудовых мигрантов росло в последние годы на 7-8% ежегодно.2

В условиях неравномерности демографического и экономического развития стран мира международная трудовая миграция превращается в инструмент сотрудничества между более развитыми и менее развитыми государствами, когда первые предоставляют вторым рабочие места и возможность заработка в своих странах, а вторые предоставляют первым рабочую силу, в которой те нуждаются. Без международных трудовых мигрантов уже невозможно представить себе развитие таких отраслей во многих странах, как строительство, сельское хозяйство, сфера услуг, где сохраняется относительно высокая доля ручного труда, который не привлекает местное население даже при наличии безработицы. Высококвалифицированные мигранты также составляют важный сегмент мирового рынка труда: их человеческий капитал получает более полную реализацию благодаря возможности выбора страны и места работы.

Денежные переводы мигрантов, работающих за рубежом, составляют важный источник доходов для стран происхождения. Потоки денежных переводов мигрантов стремительно растут –с 31 млрд. долл. в 1990 г. до 77 млрд. долл. в 2000 г. и до 251 млрд. долл. в 2007 г. 3 –и все больше воспринимаются как форма участия принимающих стран в перераспределении доходов, сокращении бедности и обеспечении экономического роста в странах происхождения мигрантов. Таким образом, возникла взаимодополняемость двух групп стран на фоне их устойчивой экономической, демографической, политической и социально-психологической взаимной зависимости от участия в международной миграции.

На этом фоне глобальный экономический спад, начавшийся во второй половине 2008 г., может не столько разрушить, сколько скорректировать сложившиеся на мировом рынке труда тенденции. Сокращение производства и связанное с ним уменьшение числа рабочих мест неизбежно затронет как местную, так и иностранную рабочую силу в принимающих странах. Рост безработицы среди местного населения уже сейчас порождает популистские призывы к ограничению миграции и высылке мигрантов на родину, что ведет к нарастанию антимигрантских настроений во многих странах. Таким образом, именно мигранты оказываются в наиболее уязвимом, нестабильном положении на рынке труда в условиях глобального кризиса. В ответ на волну забастовок в Европе, направленных против найма иностранных работников, Европейский Союз даже высказывается за пересмотр своего законодательства относительно свободы передвижения рабочей силы на европейском пространстве.4 Ряд стран прямо заявили о намерении выслать сотни тысяч иностранных работников на родину.5 Испания обсуждает план «добровольного возвращения» для трудовых мигрантов, предусматривающий денежную компенсацию согласившимся уехать на родину мигрантам в обмен на их обещание не возвращаться в Испанию в ближайшие три года.6

Большинство принимающих стран ужесточают регламент въезда для иностранных работников. Так, Великобритания ввела в конце 2008 г. новую систему баллов для оценки потенциальных трудовых мигрантов. Эта система устанавливает дополнительные преграды для всех, за исключением самых квалифицированных мигрантов, из стран, не входящих в Европейский союз.

Впрочем, есть и противоположная тенденция. Швейцария на состоявшемся в феврале 2009 г. референдуме одобрила политику открытых дверей для граждан стран ЕС. Швеция в декабре 2008 г. начала применять на практике новые правила, предоставляющие компаниям значительно больший маневр в том, что касается найма иностранцев. Правительство Швеции надеется, что новые правила помогут стране справиться с проблемой недостатка рабочих рук в ближайшей перспективе и старения населения —в долгосрочной.7 Канада предпринимает шаги для того, чтобы не только не допустить сокращения иммиграционного притока в страну, составляющего ежегодно порядка четверти миллиона человек, но расширить приток временных трудовых мигрантов, необходимых канадской экономике.8

Таким образом, тактика правительств принимающих стран в условиях нынешнего экономического кризиса различна: те из них, которые ориентируются на краткосрочную перспективу, склонны проводить более жесткую политику в отношении трудовых мигрантов из других стран, а те, которые сориентированы на долгосрочную перспективу, предпочитают более либеральную миграционную политику, пытаясь с помощью привлечения мигрантов преодолеть экономический спад с наименьшими потерями. На самом деле массовое возвращение мигрантов в страны происхождения и сокращение объема мигрантских переводов может привести к резкому ухудшению социально-экономической ситуации во многих странах, от роста масштабов бедности до серьезной социально-политической дестабилизации. Высылка и жесткое ограничение притока мигрантов может привести к росту кадрового дефицита на рынке труда более развитых стран, как это уже произошло в Великобритании, которая столкнулась с острым дефицитом медицинского персонала.9 Наконец, усиление антимигрантских настроений и рост ксенофобии в странах назначения могут подорвать социальную стабильность и спровоцировать вспышки насилия.

Опыт прежних спадов в экономике мирового и регионального масштабов (например, нефтяной кризис начала 1970-х годов, азиатский финансовый кризис 1998 года) свидетельствует, что и в условиях кризисов миграция сохраняется (а незаконная миграция может даже увеличиться), так как в некоторых секторах экономики сохраняется структурный спрос на рабочую силу, даже несмотря на общий рост безработицы. Этот спрос отчасти объясняется общими демографическими факторами, такими, как старение и сокращение населения почти во всех промышленно развитых странах на фоне роста населения большинства развивающихся стран, а также тем, что во многих странах собственные рабочие либо не обладают необходимой квалификацией либо не хотят выполнять некоторые виды работ, где требуются неквалифицированные рабочие или работники низкой квалификации. Азиатский финансовый кризис также продемонстрировал, что сохранение открытых рынков для мигрантов и миграции –важный фактор, стимулирующий экономический подъем.

Беспрецедентность современного кризиса состоит в том, что он носит глобальный характер, так что тактика решения проблем одних стран за счет других может привести только к еще большей дестабилизации ситуации в мире. Для людей, участвующих в международной трудовой миграции, это означает, что возможности трудоустройства сокращаются практически во всех странах, так что решение проблемы поиска работы возможно в относительно ограниченном спектре выбора: переквалификация, незаконное трудоустройство или возвращение на родину.

Уже сейчас ясно, что есть реальная опасность ухудшения социально-экономических условий (рост безработицы и бедности) в странах происхождения мигрантов. По прогнозу Всемирного банка, в 2009 г. денежные переводы мигрантов по-прежнему будут существенно поддерживать экономическое положение в странах происхождения: снижение объема мигрантских переводов предполагается на 1-6%, в то время как другие денежные потоки (доходы от экспорта, прямые иностранные инвестиции и официальная помощь развитию) сократятся гораздо существеннее.10 В то же время есть опасность того, что мигранты будут отправлять меньше денег на родину через официальные каналы из-за подорванной веры в устойчивость банковских систем.

В таких условиях необходима разработка гибких, внятных и комплексных мер, которые позволят сохранить подвижность рабочей силы, обеспечить трудовые права как местного населения, так и трудовых мигрантов и избежать всплеска дискриминации и ксенофобии. Для России эти вопросы имеют особую остроту в связи с проводимой в течение последних двух лет политикой «открытых дверей» для трудовых мигрантов из стран СНГ, а также широким распространением практики нелегального трудоустройства мигрантов. Кроме того, для России и всего региона СНГ исключительно важно, чтобы предпринимаемые в условиях кризиса меры, направленные на смягчение его воздействия на население, не имели долгосрочных разрушительных последствий для фактически сформировавшегося в предкризисные годы регионального рынка труда.

В течение 2000-х гг. развитие экономики России отличалось устойчивыми темпами роста ВВП и стабильным ростом спроса на рабочую силу, в том числе иностранную. Трудовые мигранты стали важной составной частью используемой российскими работодателями рабочей силы, а для ряда отраслей и регионов –непременным условием их функционирования. По оценке ФМС России, трудовыми мигрантами из стран СНГ создается 6-8 % ВВП России.11

Для стран происхождения мигрантов экспорт рабочей силы, прежде всего, в Россию стал важным средством смягчения социальной напряженности, сокращения безработицы и бедности, повышения доходов населения. Возросший масштаб денежных переводов существенно улучшил макро-показатели финансового положения стран СНГ. По данным Всемирного Банка, денежные переводы мигрантов составляют 36,2% ВВП в Таджикистане и Молдове, и это самые высокие показатели в мире. В Кыргызстане переводы составляют 27,6%; это в 2,4 раза больше объема официальной помощи развитию, поступающей в эту страну из зарубежных источников.12

Судить обо всех последствиях кризиса для региона СНГ пока преждевременно. Но как бы то ни было, основная опасность известна: кризис может спровоцировать расширение нерегистрируемой миграции и нелегальной занятости. Теневые схемы найма работников будут использоваться, несмотря на внушительные суммы штрафов. Другая грозящая опасность –это усиление ксенофобии. По сути, кризис несет в себе опасность не только и не столько роста безработицы среди российских граждан, сколько коллапса в других постсоветских республиках. Ряд стран СНГ могут оказаться на грани гуманитарной катастрофы и социального взрыва, и если такое произойдет, последствия неизбежно скажутся и на ситуации в России.

От того, какую позицию займет Россия в выстраивании своей миграционной политики в чрезвычайных условиях глобального экономического кризиса, во многом зависит экономическая и социально-политическая ситуация на всем постсоветском пространстве. В этих обстоятельствах принципиально важной является позиция, заявленная директором ФМС России К.О. Ромодановским и заключающаяся в том, что в этой ситуации «не должно быть радикальных решений. Миграционные процессы —очень тонкая вещь, и регулировать их нужно максимально гибко».13

2 World Migration 2008: Managing Labour Mobility in the Evolving Global Economy. IOM, Geneva, 2008.

3 World Bank's Migration and Development Brief 5 (July 10, 2008), Revisions to Remittance Trends 2007: http://go.worldbank.org/NN93K4Q420

4 David Gow. European commission rules out change to law on free movement of workers. Contested EU legislation lies at heart of wave of strikes against foreign employees across continent. The Guardian, February 2, 2009: http://www.guardian.co.uk/politics/2009/feb/02/eu-strikes

5 Malaysia to send 100,000 Indonesian workers home: report Agence France Presse, February 4, 2009: http://www.google.com/hostednews/afp/article/ALeqM5iJw7dMw70SxVUNLGHz9P2FnXQQJg

6 А. Смирнов, М. Семина, А. Круглов, Р. Мустафаев. Девятый вал миграции. Новые известия, 18 декабря 2008 г.: http://www.newizv.ru/2008-12-18/

7 Дж. Шервуд. Швеция идет против течения в вопросе о труде иммигрантов. Коммерсант № 229 (4046) от 16.12.2008: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1094715

8 B. Campion-Smith, R.J. Brennan. Rising jobless rate may curb immigration The Toronto Star (Canada), February 11, 2009 http://www.thestar.com/News/Canada/article/585574

9 А. Смирнов, М. Семина, А. Круглов, Р. Мустафаев. Девятый вал миграции. Новые известия, 18 декабря 2008 г.: http://www.newizv.ru/2008-12-18/

10 D. Ratha, S. Mohapatra and Z. Xu, “Outlook for Remittance Flows 2008-2010: Growth expected to moderate significantly, but flows to remain resilient”, 11 November 2008, Migration and Development Brief No. 8, Migrant and Remittances Team, Development Prospects Group, The World Bank

11 Ромодановский К.О. Дорогу в будущее мостить делами. 13 января 2009 г.: http://www.fms.gov.ru/press/publications/news_detail.php?ID=26698

12 World Bank, World Development Indicators Database, September 2008.

13 Ромодановский К.О. Дорогу в будущее мостить делами. 13 января 2009 г.: http://www.fms.gov.ru/press/publications/news_detail.php?ID=26698

3

МИГРАЦИОННОЕ ЭХО МИРОВОГО КРИЗИСА