К ПРОБЛЕМЕ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ КЛИМАТА НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
Матвеенко В.Д., Руховец Л.А.
Санкт-Петербургский экономико-математический институт РАН,
г. Санкт-Петербург
К ПРОБЛЕМЕ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ КЛИМАТА
НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
1. Введение. Глобальное потепление, несмотря на различие взглядов на причины этого явления, подтверждено специалистами на основе данных наблюдений и отражено в многочисленных публикациях. Представляется достаточно очевидным, что возможные в будущем изменения глобального климата могут иметь самые разные, в том числе негативные, экологические, экономические и социальные последствия для нашей страны. Изучение этих последствий, учитывая, что в нашей стране экономический рост происходит в значительной степени за счет развития сырьевых отраслей, увеличивающих антропогенную нагрузку на природную среду, весьма актуально (Руховец и др., 2006). Можно считать признанным влияние роста экономики на изменение глобального климата. С другой стороны все больший общественный и профессиональный интерес вызывает проблема воздействия изменений климата на экономику. Возможная динамика изменений климата зависит от дальнейшего развития экономики, которое, в свою очередь определяется современными и будущими экономическими институтами, политикой отдельных государств и международных сообществ и состоянием изменяющейся природной среды. Изучать и прогнозировать эти процессы весьма непросто, но необходимо.
Прежде всего, под влиянием глобального потепления изменится природная среда. Первым этапом решения задачи прогнозирования как раз является воспроизведение с помощью математических моделей изменений природной среды под влиянием глобального потепления. Следующий этап это моделирование влияния климатических изменений на человека, на экономическую среду, на условия рынка. Общая задача оценки влияния изменений климата на экономику может быть разделена на подзадачи.
Первая подзадача. Можно попытаться получить сравнительную экономическую оценку изменения природной среды как разность между экономической оценкой состояния природной среды в будущем, полученного в результате прогностических расчетов, например, на середину XXI века, и экономической оценкой современного состояния природной среды в одних и тех же современных сопоставимых ценах.
Вторая подзадача относится к проблеме снижения эмиссии парниковых газов. В этой задаче также есть много различных аспектов. Первый естественно-научный состоит в том, чтобы определить стратегию снижения эмиссии, обеспечивающую эффективное снижение концентрации парниковых газов в атмосфере. Другой аспект выработка экономических и политических механизмов, обеспечивающих реализацию найденной стратегии. К задаче выбора стратегии примыкает задача распределения квот на выбросы между фирмами внутри страны и между странами. В рыночной экономике основным механизмом реализации стратегии становится организация национальных и глобального рынков квот.
Третья подзадача. Изменения окружающей среды, как и изменения обеспеченности природными ресурсами, могут оказывать непосредственное влияние на функционирование экономики. Это может быть охарактеризовано изменениями ВМП (валового мирового продукта) или ВВП по отдельным странам. При оценке этих изменений, имея в виду значительный временной интервал, на котором рассматривается проблема, вероятно, следует учитывать и изменения для мира в целом или для отдельных стран уровня человеческого потенциала и технологий. В рамках третьей подзадачи придется учитывать также демографическое поведение населения.
Решение двух последних подзадач, связанных между собой, требует учета обратной связи влияния изменяющейся экономической деятельности на климат. Должны быть учтены эндогенные (возникающие внутри) механизмы антропогенного воздействия на климат. При рассмотрении поставленной проблемы можно считать, что с помощью глобальных моделей общей циркуляции атмосферы и океана уже определены ожидаемые изменения климата на территории России и на всей планете для набора сценариев антропогенного воздействия в XXI веке, разработанного Межправительственной группой экспертов по изменению климата (IPCC, 2000).
Можно также отметить, что решение первой подзадачи может быть получено разными путями. Тем более, такие сравнительные оценки уже имеются (Отчет Института экономики, 1999, Хомяков и др., 2005). Один из возможных подходов к решению первой подзадачи основан на оценках ущерба природной среде (см., например, Обзор доклада Н. Стерна, 2007, А.А. Гусев, 2004).
В работе представлены предварительные рассмотрения климатических изменений с точки зрения экономической теории. Предпринята попытка сформулировать математическую модель, в которой учитываются как воздействия климатических изменений на экономику, так и эндогенные механизмы антропогенного воздействия на климат.
2. Функционирование экономики и контроль за климатом. Хотя изменения климата являются побочным продуктом деятельности экономики в целом, по отношению к отдельным фирмам они являются экстерналией. Прямая связь между деятельностью отдельной фирмы и глобальными изменениями климата отсутствует. Если общество заинтересовано в контроле за климатом, а отдельные фирмы не заинтересованы, то это типичная ситуация провала рынка по причине наличия экстерналий. В сильно упрощенном виде функционирование экономики, государства и общества и взаимосвязь с антропогенным изменением климата представлены на рис. 1.
Между тем, предотвращение антропогенного изменения климата и сохранение природной среды это не чисто экономическая, но и морально-этическая проблема, во-первых, потому, что затронуты интересы будущих поколений, а во-вторых, потому, что в обществе все более распространяется идея самоценности природы и ее независимости от общества. Поэтому проблема взаимосвязи изменения климата и экономической деятельности на самом деле не является чисто экономической, хотя экономисты часто пытаются рассматривать ее как обычную экономическую задачу, используя метод анализа затрат и результатов (cost-benefit analysis). Например, в отчете Стерна (Stern, 2006) говорится, что «сравнение предполагаемых затрат на снижение выбросов и потерь от воздействия изменения климата может дать ответ на вопрос, насколько сокращать и как быстро». На самом деле, наряду с чисто бухгалтерским представлением об ухудшении условий рынка, происходящем от изменения климата, общество все более осознает угрозу необратимых изменений климата, которые представляют опасность для самого существования человечества.
Рис.1. Взаимосвязь хозяйственной деятельности фирм, антропогенного изменения климата и экономической политики.
С точки зрения экономической теории, интересы общества (в том числе и по отношению к изменениям климата) описываются функцией общественного благосостояния, учитывающей, в том числе, и интересы будущих поколений. Максимизация функции общественного благосостояния осуществляется в основном посредством политического механизма и экономической политики (через выборы, принятие решений законодательными органами и их реализацию исполнительными органами). Таким образом, и сами представления общества об опасности изменений климата, и окончательная реакция на эти изменения в значительной степени определяются качеством политических и экономических институтов. Для переходных и развивающихся экономик особую роль играет степень включенности в мировой политический процесс. Следует отметить также, что, в принципе, независимо от политического механизма, общество может менять свои потребительские интересы и непосредственно воздействовать на выпуск, изменяя спрос, хотя потребительский спрос очень инертен, и для его резкого изменения нужны серьезные общественные потрясения, которые не могут не воздействовать и на политический механизм.
Имеется несколько способов вмешательства общества в рыночный механизм. Применительно к борьбе с глобальным потеплением, это, во-первых, макроэкономическая сжимающая политика, но она приводит к общей рецессии и росту безработицы. Во-вторых, это более специализированная «зеленая» налоговая политика в сочетании с государственными субсидиями и инвестициями в охрану природной среды, в создание и внедрение энергосберегающих технологий, низкоуглеродной энергетики, развитие «зеленого» бизнеса. Недостатком такой политики, с точки зрения современной экономической теории, является то, что, растет степень государственного вмешательства в экономику, как правило, снижающего эффективность рыночного механизма и расширяющего возможности коррупции.
Другой подход, широко распространенный в настоящее время, основан на использовании ценового рыночного механизма, дезинтеграции и создании механизмов и стимулов для принятия «правильных», с точки зрения власти, индивидуальных решений. Такой подход, связанный с интернализацией экстерналий организацией рынка прав собственности, относящегося к экстерналиям, вытекает из опубликованных в 1960-х-70-х годах теоретических работ Нобелевского лауреата Роналда Коуза (R.Coase), Дж.Дэйлса (J.H.Dales) и У.Д.Монтгомери (W.D.Montgomery). Возможность организации такого рынка первоначальна исследовалась в 1960-х гг. в США посредством компьютерной имитации для случая загрязнений воздуха. Реально действующие рынки выбросов появились в 1970-х годах. Наибольшее распространение получила схема cap and trade, при которой устанавливается суммарный размер выбросов (cap) и организуется рыночная торговля правами собственности в форме разрешений (allowances) или кредитов (credits). При этом, общий объем выбросов может постепенно уменьшаться (например, система может включать плановую «девальвацию» разрешений). В рынке наряду с фирмами могут участвовать природоохранные организации, уничтожающие приобретенные ими разрешения на выбросы. По этому принципу организована продажа выбросов (emissions trading) в отдельных странах (в частности, в США) и регионах (самым большим рынком выбросов парниковых газов в настоящее время является европейская система European Union Emission Trading Scheme). Аналогично строится и глобальный рынок, создаваемый согласно Киотскому протоколу.
Организация подобных рынков становится эффективной только при отсутствии монополий на рынках использования природных ресурсов. Например, если речь идет о распределении квот на сброс загрязнений в большое озеро, то только наличие конкуренции между водопользователями сделает эффективным механизм платежей. Наличие монополии позволяет перекладывать природоохранные издержки на плечи потребителей продукции, при создании которой и образуются загрязняющие вещества. При этом издержки общества на природоохрану среды не снижаются.
Эта ситуация очень похожа на выбросы (эмиссию) парниковых газов на определенной территории. При организации подобных рынков необходимо предварительно решить задачу о допустимом уровне антропогенной нагрузки на данную территорию. Этот допустимый уровень как раз и является количественной оценкой ассимиляционного потенциала экосистем на рассматриваемой территории (Гусев, 2004).
Одна из проблем состоит в том, что изменения климата глобальные, тогда как способ контроля подразумевает использование политических и экономических механизмов в отдельной стране. Создание региональных (в частности, Европейского) и глобального рынков выбросов СО2 способствует усложнению и даже хаотизации мирового финансового рынка, что может вызвать мировые финансовым кризисы и может даже, в конечном счете, содействовать краху мировой финансовой системы. Другая проблема состоит в том, что, даже если общество в отдельной стране осознает опасность антропогенных изменений климата и заинтересовано в проведении соответствующих мероприятий, политический механизм может оказаться недостаточно совершенным для того, чтобы реализовать данное стремление общества, а кроме того неизбежно будет происходить борьба интересов, поскольку контроль за климатом это лишь одна из возможных целей правительства.
3. Состояние экономической теории и анализ последствий глобального потепления. Выше мы коснулись уже современной теории общественной экономики, которая активно используется в практике выработки экономической политики во многих странах. Однако, в основном, эта теория статическая, тогда как проблема глобального потепления носит ярко выраженный динамический характер. Принятие экономических решений с учетом интересов будущих поколений занимает важное место в современной экономической теории, однако при анализе используются в основном простые схематические модели (среди них модель перекрывающихся поколений).
С другой стороны, имеется большая литература, посвященная взаимосвязи экономического роста с населением, сельским хозяйством, энергией, природными ресурсами и состоянием окружающей среды. Это направление обычно называют изучением «пределов роста», причем рассматривались как ограничения со стороны экономического роста для роста населения, так и ограничения со стороны природных ресурсов для экономического роста. Среди работ последних лет можно упомянуть Daly, 1996, Матвеенко, Журавлева, Ущев, 2007. Между тем, это направление играет второстепенную роль в современной экономической науке (мэйнстриме), и можно понять, почему это так. Во-первых, большинство экономистов все еще не считает роль природных ресурсов, окружающей среды и климата значимой в экономике, по сравнению с ролью экономической политики и институтов. Во-вторых, в теории не решены существенно более простые вопросы, ответ на которые необходим для решения проблемы глобального потепления. В частности, недостаточно исследованы пути выработки эффективных экономических механизмов, побуждающих активных участников действовать желательным образом, и возможности применения этих механизмов в экономической политике. Надо сказать, что ресурсная экономика это сегодня одна из основных областей приложения теории механизмов. За разработку теории механизмов была присуждена Нобелевская премия по экономике за 2007 год Л.Гурвицу, Э.Маскину и Р.Маерсону (см. Baliga, Maskin, 2003; Maskin, 2009; Hurwicz, 1960).
Имеется также ряд расчетных исследований. Поскольку Киотский протокол является результатом сложного политического процесса, возникает вопрос, являются ли целевые значения (таргеты), предписываемые протоколом, достаточными, недостаточными или избыточными по отношению к поставленным нормативам нагрузки на природную среду. Этому вопросу посвящена монография Nordhaus, Boyer, 2000.
4. Математическая модель. Рассматривается простейшая модель эндогенного роста с учетом изменений климата. Наша модель отражает (см. рис. 2) лишь часть взаимосвязей, представленных выше на рис. 1.
Основной результат исследования модели состоит в том, что страна проходит определенные стадии развития, в соответствии с которыми изменяет свое экологическое поведение. При малом совокупном капитале используется «грязная» технология, и ее применение расширяется до тех пор, пока капитал «грязной» технологии не достигнет некоторого уровня . С дальнейшим ростом совокупного капитала растет использование «зеленой» технологии, а «грязной» уменьшается. При этом экологический ущерб падает с ростом совокупного капитала, однако, несмотря на это, «грязная» технология все же используется на уровне выше критического уровня , вызывающего обеспокоенность общества. Соответствующая зависимость экологического состояния от уровня развития страны (график которой имеет колоколообразную форму) находит эконометрические подтверждения: этот график известен как экологическая кривая Кузнеца (environmental Kuznets curve).
Рис. 2. Модель взаимосвязи хозяйственной деятельности фирм, антропогенного изменения климата и экономической политики.
В рамках модели можно сделать вывод, что с увеличением совокупного капитала загрязнение растет для бедных стран и уменьшается для богатых стран. Этот вывод вполне соответствует современным тенденциям мирового размещения производства: промышленно развитые страны постепенно уменьшают выбросы, тогда как в бедных странах, по мере перевода туда мирового промышленного производства, выбросы растут.
PAGE 1
К ПРОБЛЕМЕ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ КЛИМАТА НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ