Методические основы теории управления качеством жизни

В. В. Глухов

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

г. Санкт-Петербург

Методические основы теории управления качеством жизни

Стремление к улучшению условий жизнедеятельности зародилось в месте с самой жизнью. Причина войн и конфликтов чаще всего это стремление к повышению качества жизни. Качество жизни – совокупность характеристик условий жизнедеятельности, отражающих степень удовлетворенности имеющимся и предполагаемым потребностям. Сами потребности возникают из неудовлетворенности желаний человека (общества) условиями жизнедеятельности.

По мере развития всех наук человек становится все более значимым объектом, именно это обстоятельство объективно порождает теорию качества жизни. Задача всеобъемлющей теории качества жизни показать недостаточность концентрации на индивидуальных решениях по распределению ресурсов в условиях дефицита, а необходимость вовлечения всех уровней управления от международного до частного субъективного.

За последние 100 лет произошли принципиальные изменения в качестве жизни людей: улучшилось качество питания человека, повысилась комфортность жилищных условий, изменилось транспортное обеспечение, качественный скачек претерпело развитие средств связи. Возможности коммуникаций стали вообще бесконечными по возможностям. Новые технологии, материалы, машины быстро проникают во все страны, содействуя выравниванию условий комфортабельной жизни. Национальные особенности начинают сглаживаться и взаимно проникать друг в друга.

На смену проектам активной экспансии человечества во внешние среды пришел период интереса к собственно человеку: его здоровью, продолжительности жизни, комфорту среды обитания. Все это в комплексе можно определить как качество жизни, закладываемое как ориентиры для развития науки, техники, технологий. Именно в этом аспекте резко повышается значимость технологий энергообеспечения, чистоты и достаточности пресной воды. Повышение производительности компьютеров актуально, в первую очередь, для полной оперативной расшифровки генома человека.

Всеобъемлющее управление качеством жизни – это концепция целенаправленной системы методов во всех сферах жизнедеятельности, это системное управление ресурсами, персоналом, процессами на всех уровнях управления и во всех сферах жизнедеятельности, это ориентация на качество жизни конкретного человека, групп людей и общества в целом. Она включает постановку целей, политику, систему методов и правил, методы оценки и выработки решений, принципы культуры поведения, согласованную систему приоритетов общества.

Всеобъемлющее управление качеством жизни оказывается инструментом адекватного реагирования на изменяющиеся условия в окружающей среде, научно-техническом развитии, обществе.

Принципы всеобъемлющего управления качеством жизни:

  1. Приверженность цели сохранения жизнеспособности биосистемы Земли.
  2. Ответственность человека за окружающую среду и будущие поколения.
  3. Признание показателей качества неотъемлемым признаком сфер жизнедеятельности.
  4. Признание долгосрочного взаимного доверия и лояльности.
  5. Сохранение устойчивости в биосистеме.
  6. Осознание значимости и роли человека в системе жизнедеятельности общества.
  7. Стремление к удовлетворенности, благополучия, заинтересованного участия отдельного человека, группы людей, предприятия, нации, общества.

Эффективный механизм управления качеством жизни базируется на принципах:

- целевой ориентации,

- системности,

- вовлеченности каждого,

- непрерывности совершенствования.

Элементы механизма всеобъемлющего управления качеством жизни:

- выработка политики в области качества жизни,

- организация управления,

- обучение основам управления качеством жизни,

- сбор и обработка информации о качестве жизни,

- анализ проблем качества жизни,

- стандартизация условий жизнедеятельности,

- контроль параметров качества жизни,

- долгосрочное планирование параметров качества жизни.

Теоретической основой всеобъемлющего управления качеством жизни являются:

принципы этической ориентации;

принципы экономики услуг;

теория устойчивого развития;

теория общественного выбора;

теория благосостояния;

гипотеза жизненного цикла;

принципы глобального согласия.

Если индустриальное общество определялось количеством товаров, то постиндустриальное общество определяется качеством жизни, измеряемым доступом к ресурсам, здравоохранению, образованию, отдыху, искусству. Фактически это новый экономический подход – экономика счастья.

Состав вопросов теории управление качеством жизни:

теоретические основы управления качеством жизни (принципы этической ориентации, принципы экономики услуг, экономика устойчивого развития, теория благосостояния, теория общественного выбора);

объекты экономики качества жизни (человеческий капитал, качество человека, индивидуальная мотивация, интеллектуальный капитал, природный капитал, обучение в области качества);

понятия экономики качества жизни (понятие качества и сопутствующие термины, понятие качества жизни, показатели качества жизни, стандарт качества жизни, уровень жизни);

показатели качества жизни (требования к системе оценок, субъективная оценка качества жизни, система оценок состояния населения);

экономическая оценка качества жизни (экономическая оценка свободного времени, цена жизни, цена поддержания жизни, стоимость продления жизни);

качество образования

качество медицинского обеспечения (оценка качества жизни при заболевании, показатели качества медицинского обслуживания);

качество основных потребностей (качество трудовой жизни, качество питания, качество жилья, качество предоставляемых товаров и услуг);

качество окружающей среды

качество обеспечивающих условий.

П. Самуэльсон определил человеческий капитал как запас технических знаний и навыков, воплощенных в рабочей силе страны, являющийся результатом инвестиций в общее образование и профессиональное обучение. В таком рассмотрении человеческий капитал рассматривается только в одном аспекте – объем знаний. Представляется, что необходимо расширить понятие человеческого капитала, добавь физические и коммуникационные способности человека. Первый отражает здоровье человека или нации, второй – умение к общению, обмен информацией, координированную деятельность.

Под “человеческим капиталом” понимаются здоровье, знания, навыки, компетенции, квалификация, способности человека, которые содействуют росту его производительной силы, а сама теория основывается на том, что затраты на образование, здоровье рассматриваются как особая форма инвестиций - “инвестиций в человека”. Отнесение этих затрат к инвестициям основано на аналогии между инвестициями, вкладываемыми в подготовку и развитие кадров, и капиталовложениями, предназначенными для возмещения потребленного капитала. Инвестиции в человека, как и обычные инвестиции, должны приносить прибыль.

Составляющими человеческого капитала являются знания, навыки, здоровье, мотивация и другие характеристики человека. Человек представляет собой единый комплекс, где каждое из свойств существует во взаимодействии и взаимозависимости.

Количественной оценкой человеческого капитала может быть

J = i ai xi ,

где xi – значение i – го элемента человеческого капитала; ai - значимость i – го элемента капитала для рассматриваемой области его применения.

Современная теория качества жизни ассимилировала социально-философские идеи неопозитивизма, неомарксизма, экзистенциализма, а также “радикального эмпиризма”; политико-идеологические концепции нормативно-мотивационной роли идеологии в формировании приоритетных целей социальной политики реформистского характера. Качество жизни человека – это комплекс показателей, характеризующих удовлетворенность человека, по отношению к нормам, обычаям и традициям, обеспеченностью материальными благами (питание, одежда, жилье), безопасностью, доступностью образования и медицинского обеспечения, состоянием окружающей среды, свободой общественных отношений.

Качество жизни опирается на оценки личного притязания, а конкретные условия по-разному оцениваются людьми. Причины различий скрываются в понимании смысла цели и жизни. Проблемой смысла жизни занимались Аристотель, Марк Аврелий, А. Шопенгауэр, Монтень, Л. Толстой, Ф. Достоевский и многие другие известные ученые и писатели. «… чем спокойнее, чем более размерена и упорядочена внешняя жизнь, чем более она занята текущими земными интересами и имеет удачу в их осуществлении, тем глубже та душевная могила, в которой похоронен вопрос о смысле жизни. Поэтому мы, например, видим, что средний европеец …. Как будто совсем не интересуется более этим вопросом. Мы, русские, отчасти по своей натуре, отчасти, вероятно по своей неустроенности и неналаженности нашей внешней, гражданской и бытовой общественной жизни, и в прежние, благополучные времена отличались от европейцев тем, что больше мучались вопросом о смысле жизни, - или более открыто мучились им, более признавались в своих мучениях» (С. Франк. Смысл жизни).

Вспомним, что говорят мудрые:

1. «Счастье человека заключается в свободном использовании преобладающих в нем способностей» Аристотель.

2. «Полнота жизни кроется в развитии и применении возможно большего числа и возможно более тонких способностей» Маршалл.

Качество жизни - это динамическое состояние, функция, изменяющаяся во времени, поэтому и оцениваться оно должно на определенном протяжении как меняющийся параметр. К началу 70-х гг. в теории качества жизни на первый план выдвигаются глобальное моделирование, по теории и методам близкое к эконометрике, и концепция “ощущаемого качества жизни”, связанная в первую очередь с исследовательской деятельностью А. Кампбелла и др. в США. В рамках последнего направления изучаются социально-психологические механизмы, опосредующие реальное удовлетворение потребностей людей,— ценностные “фильтры” с эталонами сравнения; компенсаторные модели с широким кругом факторов социального, психологического, а порой и психиатрического характера; когнитивный и аффективный компоненты благополучия. В настоящее время разработка теории качества жизни связана с именами Ф. Конверса, У. Роджерса, Ф. Андруза, Л. Милбрейта, А. Мак-Кеннела, С. Райта в Великобритании, А. Михелоса. С 1974 г. издается международный журнал “Social Indicators Research”, посвященный исследованиям качества жизни. Теория качества жизни широко используется в деятельности национальных и международных социально-политических организаций.

Концепция качества жизни, введенная ООН, базируется на приоритетности показателей здоровья, питания, образования. Шведская концепция опирается на качество трудовой жизни, экономические и политические возможности человека, что определяется приоритетами государственной политики в стране. Концепция качества жизни во Франции базируется на показателях численности и состава населения, трудовых ресурсов, условий труда, распределения и использования дохода, условий жизнедеятельности, социальных аспектов.

В 80-х годах вводится понятие «индекс развития человеческого потенциала», в котором учитываются ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования (уровень грамотности и доля учащихся в возрасте до 24 лет), реальный душевой ВВП. В 90-е годы осознается необходимость дополнительного учета показателей состояния окружающей среды, масштаба преступности, качества медицинского обслуживания. Показатели количества потребленных благ отодвигаются на второй план в составе качества жизни.

Ниша параметров жизнедеятельности человека исторически (с научно-техническим развитием человечества) расширяется с помощью сознательно вырабатываемых мер (обогрев, одежда, жилье, транспорт, связь, освещение, кондиционеры, разведение домашних животных и т. д.). Меняется ниша параметров и у отдельного человека в процессе его жизни. В среднем возрасте человек может выдерживать большие физические и эмоциональные нагрузки на организм. В младенческом возрасте, юности и преклонном возрасте возможности организма меньше. Графический образ индивидуальной ниши параметров жизнедеятельности конкретного человека похож на веретено. Первые 20 лет идет расширение, затем 20-30 лет - поддержание возможностей и последующее сужение. Особенности индивидуального «веретена параметров жизнедеятельности» зависят от генетической наследственности, образа жизни, тренированности способностей.

Философия качества жизни в конце XX века выходит на первый план в государственной политике наиболее развитых странах мира. Государственная работа по определению и реализации заданного качества жизни ведется через законодательное введение стандартов (индексов) качества жизни, которые обычно включают три блока комплексных индикаторов.

Первый блок индикаторов качества жизни характеризует здоровье населения и демографическое благополучие, которые оцениваются по уровням рождаемости, продолжительности жизни.

Второй блок отражает удовлетворенность населения индивидуальными условиями жизни (достаток, жилища, питание, работа и др.),  а также социальную  удовлетворенность  положением  дел  в государстве  (справедливость  власти,  доступность  образования  и здравоохранения, безопасность существования, экологическое благополучие).  Для  их оценки используются социологические опросы представительных выборок  из  населения. 

Третий блок индикаторов оценивает духовное состояние общества. Уровень духовности определяется по характеру, спектру и числу творческих инициатив, инновационных проектов, а также по частоте нарушений общечеловеческих нравственных заповедей: «не убий», «не укради» , «почитай отца и мать своих», «не сотвори себе кумира» и др. В качестве единиц измерения используются данные официальной статистики о социальных аномалиях - убийства, грабежи, тяжкие телесные повреждения, брошенные пожилые родители и дети, алкогольные психозы. Там, где такие проступки встречаются чаще, уровень нравственного состояния хуже.

Понятие «хорошая жизнь» субъективно, но многие представления о благосостоянии можно считать общепринятыми. К ним относятся:

способность и возможность планировать свою жизнь;

хорошее здоровье;

материальный достаток;

качественное образование;

наличие чувства собственного достоинства;

физическая безопасность;

наличие гражданских и политических свобод;

качественная природная среда (свежий воздух, чистая вода, разнообразие животных и растений).

Стандарт – это совокупность допустимых значений контролируемых показателей (минимально необходимых - для положительно влияющих и максимально допустимых - для отрицательно влияющих).

Стандарт может вводится:

как минимально необходимый набор значений факторов для условий жизнедеятельности отдельного человека,

как минимально необходимый набор значений факторов для условий жизнедеятельности социальной или профессиональной группы людей;

как минимально необходимый набор значений факторов для условий жизнедеятельности в регионе;

как минимально необходимый набор значений факторов для условий жизнедеятельности в отдельной страны (с учетом ее возможностей на конкретном временном периоде). Показатели стандарта не являются целевыми или желаемыми показателями, они должны отражать достигаемые и обеспечиваемые условия жизни.

Стандарт отражает уровень развития техники и технологии, сложившиеся национальные традиции, природные возможности. Стандарт разрабатывается на период и периодически пересматривается. По мере научно-технического развития, повышения ВВП страны, повышения образовательного уровня населения ужесточаются показатели стандарта жизни.

По определению ООН «уровень жизни» – это уровень удовлетворения потребностей населения (труд, пища, одежда, жилище, медицинское обслуживание, образовании, культурное развитие, социальное обеспечение), обеспечиваемый массой потребляемых товаров и услуг и предоставляемых условий жизни.

Наиболее обобщенным показателем уровня жизни является соотношением размера имеющихся доходов и минимально необходимых расходов, от чего, главным образом, зависит степень удовлетворения потребностей. Для государства в целом доход это реальный годовой объем ВВП на душу населения (с коррекцией на паритет покупательной способности); для региона – это региональный валовой продукт на душу населения; для отдельного человека – это совокупный личный доход в месяц (год) с учетом личного дохода и бесплатно предоставляемых услуг (минимальный размер оплаты труда и уровень прожиточного минимума).

Экономия времени, сокращение нерациональных затрат времени, продление времени жизни – самого ценного ресурса отдельного человека и населения в целом, должны быть определяющей оценкой управленческих решений на всех уровнях экономики.

Экономическая оценка продолжительности жизни необходима при выборе территорий и условий проживания, применяемых технологиях, способах и объемах энергообеспечения, системы налогообложения, государственных приоритетах развития и т. п.

В конечном счете, вся деятельность отдельного человека и населения в целом направлена на увеличение продолжительности жизни конкретного человека, группы граждан, живущего поколения, будущих поколений. Найти консенсус среди этих показателей, степень воздействия на них частных управленческих решений является задачей экономического анализа. Именно степень влияния на эти особо значимые показатели определяет приоритетность и значимость отдельных решений.

Экономическая оценка свободного времени необходима при выборе решений по стратегического развитию территорий, распределении инвестиционных вложение между основным производством и инфраструктурой, выборе вариантов развития городского транспорта, размещении предприятий, объектов культуры и образования.

Первые работы по оценке стоимости жизни человека были проведены в США в 30-х годах прошлого столетия в связи с необходимостью оценить последствия дорожно-транспортных происшествий. В нашей же стране подобные работы были начаты в 70-80-е годы XX века. Одним из первых исследователей по установлению экономического эквивалента человеческой жизни можно считать демографа Б.Ц. Урланиса. Впоследствии экономические оценки стоимости жизни были сделаны в различных отраслях хозяйства. Разработанная ВНИИПО методика определения социально-экономических потерь от пожаров (потерь от травмирования и гибели людей при пожарах) вошла в Государственный стандарт (ГОСТ 12.1.004-91. Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования).

Экономический показатель «стоимости жизни» необходим при решении конкретных задач создания новых технологий и образцов техники, при разработке систем защиты и компенсации последствий аварий и катастроф. Однако этот показатель является обобщенным и в конкретных условиях следует выделить более частный показатель:

цена сохранения жизни,

цена поддержания жизни,

цена потери жизни,

цена продления жизни,

цена потери качества жизни и др.

Цена сохранения жизни предполагает определение затрат, которые необходимо понести (на конкретном предприятии, в конкретной ситуации), чтобы избежать потери жизни, цена потери жизни – показатель, ориентированный на расчет потерь (у человека, семьи, предприятия, общества), возникающих при потере жизни. Эти два показателя независимы и в различных ситуациях их соотношение является различными. В сложных и особо опасных технических объектах первый показатель превышает второй, при простых технических ситуациях второй показатель существенно превышает первый.

Возможными типовыми методиками определения цены сохранения человеческой жизни являются:

прямой расчет затрат на проведение технических мероприятий по сокращению вероятности несчастных случаев, влекущих потерю жизни;

разница стоимости между исходным и альтернативным техническим объектом, имеющим меньшую вероятность угрозы человеческой жизни;

опора на страховые премии и компенсации по решению суда;

затраты, которые готов возмещать индивидуум, по предотвращению риска смерти;

размер оплаты, на которую соглашается индивидуум при возникновении риска жизни (Человек принимает во внимание риск потери жизни и здоровья и тем самым сознательно или несознательно оценивает свою жизнь. Фактически, рискуя жизнью в опасной ситуации, человек получает взамен оплату части ее стоимости. Цена в этом случае складывается согласно «спросу и предложению» на участие в опасных операциях.);

инвестиции общества, направленные на снижение риска преждевременной смерти (чем богаче стране, тем цена риска выше).

Одно из первых исследований полезности, получаемой человеком от роста продолжительности жизни, выполнил Ашер (1978). Его эмпирический анализ указывает, что дополнительная полезность повышает ценность личного дохода. Более продолжительная жизнь порождает дополнительные стимулы, дает большую производительность, увеличивает вклад в общественный результат.

Преждевременной смертью считается 85 % фактических смертей в России. Из них 56,5 % вызвана социально-экономическими причинами; 20 % - экологическими; 5 % - авариями, катастрофами, стихийными бедствиями; 1,5 % - преступлениями.

Стоимость продления жизни следует отличать от стоимости человеческой жизни. Стоимость продления жизни является конкретной экономической величиной. Она отличается специфическими условиями для отдельной страны, конкретного региона, технологического процесса, отдельной организационно-экономической ситуации. Если оценить нормативную продолжительность жизни в 120 лет, то любое ее уменьшение в конкретной ситуации следует рассматривать как следствие воздействия комплекса факторов. Их совокупность можно разделить на группы:

общеземные, (например, космическая радиация, воздействие космических тел);

природные;

международные (проявившиеся на территории другой страны, но воздействующие на оцениваемую территорию. Это может быть: военная агрессия, трансграничный перенос загрязнений окружающей среды.);

национальные (например, уровень валового внутреннего продукта на одного, человека, качество питания, обеспеченность медицинской помощью);

региональные (наличие транспортных магистралей);

профессиональные;

социальные (преступность, наркомания);

бытовые (обеспеченность жильем, теплом, водой).

Качество жизни не является отдельной областью деятельности. Она входит составной (но в качестве целевой) частью во все виды деятельности (производство, коммерция, строительство, инвестиции, планирование, образование и т. д.). Проекты и программы, ориентированные на качество жизни должны быть приоритетными, оценки качества жизни учитываться при выработке управленческих решений, ухудшение показателей качества жизни должно исключать соответствующие проекты.

Все это в комплексе направлено на одну цель – «качество жизни человека», и как интегральная оценка в прогнозе научно-технического развития определяется продолжительность жизни человека в 120 лет к 2040 г.

Первые оценки системы качества жизни в стране были сделаны в 1969 г. в США и Японии, когда для стран – членов ООН рассчитали интегральную характеристику страны.

Ежегодно ООН публикует «Доклад о развитии человека», где в 50 разделах выделяется более 100 показателей.

Население России составляет примерно 3 % от всего населения планеты. При этом ее принадлежит 13 % территории, 30% мирового запаса угля, 40 % запасов нефти, 45 % газа, 50 % сланцев, 44 % железных руд, 30 % хромовых руд, 74 % марганцевых руд, 40 % редкоземельных руд, 28 % добычи алмазов, 30 % добычи драгоценных камней. Каждый россиянин по природным ресурсам в 6 раз богаче американца и в 17,5 раз богаче европейца.

Индекс развития населения, рассчитанный для условий России в 1913 г., составил 0,252, в 1980 г. – 0,884 (25 место), в 1985 г. – 0,827. За 2005 г. наилучшее положение было в Норвегии – 94,4; Исландии – 94,2; Швеции – 94,1; Австралии – 93,9; Нидерландах – 93,8; Бельгии – 93,7; Канаде – 93,7; США – 93,7. У России был средний уровень показателя – 77,9.

Методические основы теории управления качеством жизни