Опыт УМО Финансовой академии при Правительстве РФ в развитии финансово-экономического образования

Смитиенко Б.М.,

проректор по учебной работе

ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве РФ»,

г. Москва

Опыт УМО Финансовой академии при Правительстве РФ в развитии финансово-экономического образования

Роль в развитии высшего профессионального образования в России Учебно-методических объединений, прежде всего тех из них, кто наиболее эффективно работал в последние годы, трудно переоценить. По крайней мере, можно вполне определенно утверждать, что в «смутное время» начала 1990-х годов, когда образование в стране пребывало в плачевном состоянии, а министры образования менялись чуть ли не каждый год и задачи руководства страны тех лет концентрировались вокруг совсем других проблем, весьма далеких от проблем высшего образования, именно многие УМО фактически спасли от разрушения высшее образование России. Они были не просто сохраняющимися «островками» регулярного общения и обмена мнениями руководителей вузов и вузовской общественности, но и последовательно отстаивали свои позиции в формировании новых государственных образовательных стандартов, разработки новых типовых учебных планов, учебников и учебных пособий на международных и общероссийских конференциях, в дискуссиях с руководителями соответствующих министерств и ведомств, в средствах массовой информации. УМО принимали самое активное участие в разработке государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования двух поколений – 1996 г. и 2000 г. Хотелось бы подчеркнуть, что дискуссии при разработке и обсуждении проектов указанных стандартов носили весьма критический характер, когда точки зрения совпадали далеко не по всем позициям. Но в результате мы получили стандарты, которые сыграли свою, безусловно, положительную роль.

Свою существенную роль в решении этих проблем успешно решало и продолжает решать Учебно-методическое объединение (УМО) вузов России по образованию в области финансов, учета и мировой экономики ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации».

На протяжении более чем 20 лет УМО является центром научных и методических разработок, играя важную, во многом определяющую, объединяющую и координирующую роль в работе высших учебных заведений России и ряда зарубежных стран в области подготовки высококвалифицированных специалистов финансово-экономического профиля. В стране около 1000 вузов, которые занимаются подготовкой специалистов финансово-экономического профиля и обращаются в УМО по тем или иным вопросам, около 700 из них являются членами УМО.

В 1988 г. у истоков создания УМО стояли ректор Финакадемии проф. А.Г.Грязнова, проректор по учебной работе проф. М.А.Эскиндаров, проректор по УМО проф. О.В.Голосов. В настоящее время руководство работой УМО осуществляют ректор Финакадемии проф. М.А.Эскиндаров (председатель Совета УМО), проректор по учебной работе проф. Б.М.Смитиенко (заместитель председателя Совета УМО), ученый секретарь УМО доц. В.А.Юрга.

Значительный вклад в плодотворную, более чем двадцатилетнюю работу УМО внесли такие авторитетные профессора Финакадемии, как М.С.Атлас, С.Б.Барнгольц, В.А.Бывшев, В.Г.Гетьман, Л.И.Гончаренко, Н.Н.Думная, О.В.Голосов, Л.Г.Ковтун, Л.Н.Красавина, О.И.Лаврушин, Е.В.Маркина, М.В.Мельник, Я.М.Миркин, П.С.Никольский, Л.А.Орланюк – Малицкая, Л.П.Павлова, В.К.Поспелов, В.М.Родионова, В.Н.Салин, Б.М.Смитиенко, М.А.Федотова, Д.В.Чистов, Е.И.Шохин, а также авторитетные эксперты из других ведущих вузов Москвы, Санкт-Петербурга, других регионов Российской Федерации. На протяжении многих лет с УМО с большой заинтересованностью сотрудничают высшие учебные заведения не только стран «ближнего зарубежья» (Белоруссии, Украины, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана), но и «дальнего зарубежья» (Болгарии, Великобритании, Германии, Испании, Италии, Китая, Монголии, Нидерландов, Польши, Португалии, США, Сирии, Франции, Чехии, Швейцарии).

В структуру УМО входят:

Совет УМО (с Президиумом Совета УМО);

Учебно-методические советы:

  • УМС по специальности 080105 «Финансы и кредит», включающий четыре секции («Финансы», «Кредит», «Оценка собственности», «Страхование», «Финансовый менеджмент»);
  • УМС по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», включающий две секции («Бухгалтерский учет» и «Экономический анализ и аудит»);
  • УМС по специальности 080102 «Мировая экономика»;
  • УМС по специальности 080107 «Налоги и налогообложение»;
  • Учебно-методические секции: «Информационные технологии в учебном процессе», «Деловой иностранный язык для экономистов», «Статистика», «Правовое обеспечение экономики», «Экономическая безопасность и анализ рисков хозяйствующих субъектов», «Экономическая теория».

В последние годы все более актуальными стали вопросы «состыковки» образовательных программ высших и средних специальных учебных заведений, что потребовало создания в структуре УМО специальной секции среднего профессионального финансово-экономического образования.

В своей деятельности УМО тесно сотрудничает с Министерством образования и науки РФ, Министерством экономического развития РФ, Министерством финансов РФ, Федеральной службой по налогам и сборам, Федеральной службой по финансовому мониторингу, Федеральной службой по финансовым рынкам, Федеральной таможенной службой, соответствующими комитетами Государственной Думы и Совета Федерации, Торгово-промышленной палатой, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Российской академией наук, Ассоциацией российских банков, Ассоциацией бухгалтеров и аудиторов РФ и СНГ. Учебно-методическое объединение активно сотрудничает с родственными УМО, изучая их опыт и совместно решая проблемы, находящиеся «на стыке» отраслей и направлений высшего профессионального образования.

УМО стало интеллектуальным центром подготовки государственных образовательных стандартов в области финансов, учета и мировой экономики в 1996 г. и в 2000 г. В их разработке участвовали ведущие профессора вузов России, функционирующих в составе соответствующих учебно-методических советов УМО, что способствовало интеграции позиций, формированию новых научных школ.

В 1996 г. и 2000 г. в УМО были разработаны, приняты и реализованы Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ГОС ВПО) двух поколений по специальностям: «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика». В 2003 году был также разработан и принят ГОС ВПО по специальности «Налоги и налогообложение». На их основе разрабатывались типовые учебные планы, создавались новые учебники и учебные пособия (в том числе и учебники, подготовленные международными и межвузовскими авторскими коллективами). В УМО проводится анализ и даются заключения о целесообразности подготовки экономистов по специальностям, которые курирует УМО, в различных государственных и негосударственных высших учебных заведениях. При этом объективный анализ ситуации в тех или иных вузах иногда приводит и к отрицательным оценкам.

Роль действующих государственных образовательных стандартов по специальностям УМО трудно переоценить. Они своего рода «несущая конструкция» системы обучения в вузах России. В стандартах удалось добиться системного подхода, обеспечивающего взаимосвязь, последовательность и преемственность учебного процесса в целом. Ведущие эксперты УМО, в том числе профессора и преподаватели Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, разработали типовые учебные планы и программы по всем дисциплинам федерального компонента стандартов.

В последние годы эксперты УМО в составе межвузовской рабочей группы принимали участие в разработке Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения по направлению «Экономика» (кроме этого представители Финакадемии принимали активное участие и в разработке ФГОС ВПО по направлению «Менеджмент»). При этом ими активно отстаивалась позиция по сохранению в ФГОС ВПО профилей: «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение» для уровней подготовки - бакалавриат и магистратура. В 2009 г. экспертами УМО был разработан ФГОС ВПО для магистратуры по направлению «Финансы», успешно прошедший конкурс.

Специальности, которые курирует УМО, оказались в период 1988-2009 гг. наиболее востребованными в связи с переходом к рыночной экономике. В связи с этим процесс открытия указанных специальностей в вузах России и других стран СНГ был достаточно активным, но и одновременно сложным. При этом эксперты УМО основательно и критически подходят к вопросам открытия специальностей в вузах, много внимания уделяют вопросам повышения качества подготовки специалистов, уровня учебно-методической работы, подготовки высококачественных, отвечающих современным требованиям учебников и учебных пособий, обучения и переподготовки преподавательских кадров из регионов в ведущих вузах России (в том числе и в рамках Института повышения квалификации преподавателей на базе Финакадемии).

В деятельности УМО успешно сочетается решение широкого комплекса вопросов в учебно-методической и научно-исследовательской области. Помимо создания современных учебников и учебных пособий (в том числе и межвузовскими коллективами с привлечением иностранных коллег) в УМО осуществляется подготовка серьезных аналитических работ, монографий, в которых апробируется анализ новых проблем развития финансово-экономического сегмента рыночной экономики с последующим использованием полученных при этом результатов в образовательном процессе. В том числе при поддержке и координации со стороны УМО ведутся научные исследования по тематике, представляющий наибольший практический интерес со стороны федеральных округов и субъектов Российской Федерации. УМО оказывало содействие при открытии новых диссертационных советов в крупных регионах России, создавая для этого необходимые, прежде всего кадровые, предпосылки. В последние годы в соответствии с решениями Министерства образования и науки РФ в УМО осуществляется также экспертиза материалов по представлению к присвоению ученых званий профессоров и доцентов (в том числе и материалов, поступающих из вузов ряда других стран СНГ).

За 1988-2009 гг. объединением было проведено свыше 90 международных, всероссийских и региональных научно-методических конференций по проблемам подготовки высококвалифицированных специалистов финансово-экономического профиля. Существенно, что многие из этих конференций проводились в отдаленных регионах России – в Хабаровске, Иркутске, Улан-Удэ, Тюмени, Екатеринбурге и др.

На протяжении 10 последних лет организуется и проводится третий тур Всероссийского смотра-конкурса дипломных работ по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Лучшие работы выпускников становятся призерами и получают дипломы и ценные подарки от компании «Консультант Плюс», также почетные грамоты вручают членам жюри и участникам III тура смотра-конкурса за активную работу по проведению и организации данных смотров-конкурсов.

В ноябре 2009 года состоялся уже X Юбилейный международный ноябрьский семинар Клуба банковских аналитиков (КБА) – место встречи руководства и специалистов российских и зарубежных кредитных организаций с представителями Банка России и других регулирующих органов, Ассоциации российских банков, рейтинговых агентств, профессорско-преподавательским составом ведущих финансово-экономических отечественных вузов.

В феврале 2010 года готовится проведение десятой международной научно-практической конференции УМО совместно с "1 С" – одним из крупнейших работодателей и разработчиком программного обеспечения, которое используется, в том числе и для подготовки специалистов финансово-экономическими вузами. В этой конференции ежегодно традиционно принимают участие около 1000 человек.

В феврале 2009 состоялась первая Всероссийская межвузовская научная конференция «Наука и образование в развитии промышленной, социальной и экономической сфер регионов России» в рамках Всероссийских научных «Зворыкинских чтений» на базе Владимирского государственного университета. УМО явилось одним из учредителей, активным организатором и участником данной конференции.

В работе конференций УМО традиционно принимают участие руководители министерств и ведомств Российской Федерации, Государственной Думы и Совета Федерации, гг. Москвы и Санкт-Петербурга, других регионов России, а также стран СНГ, Российская академия наук, ведущие издательства страны. Стало традицией в рамках конференций проводить мастер – классы ведущих ученых РАН, профессоров, авторов учебников, круглые столы на актуальные научные и практические темы.

Особую роль в эффективной интеграции финансово-экономических вузов России играют ежегодно проводимые УМО на протяжении более 20 лет выездные региональные конференции, которые проводились в разных регионах нашей страны - от Хабаровска до Калининграда. Региональные конференции позволяют вузам обмениваться своим опытом и знакомиться с представителями регионального бизнеса и власти. Они ведут также к более отчетливому осознанию региональным вузом, который является базовым при проведении конференции, своей значимости и важной роли и как важного фактора в развитии региона и как эффективно работающего и все более авторитетного члена УМО. С каждым годом все более активным становится участие в проведении не только московских, но и региональных конференций УМО представителей зарубежных государств. В свою очередь, участники региональных конференций УМО с целью изучения зарубежного опыта выезжали в сопредельные страны (в частности, в Китай и Польшу).

Важным направлением работы УМО является активное сотрудничество с различными издательствами с целью подготовки и обеспечения вузов наиболее современной и качественной учебной и учебно-методической, а также научной литературой. Среди них издательства: «Финансы и статистика», «Дело», «ЮНИТИ», «Кнорус», «Инфра-М», «Экономист», «Юрист», «Магистр», «Перспектива», «Бухгалтерский учет» и др.

Центр обеспечения деятельности УМО при Финакадемии регулярно занимается сбором, анализом и представлением вузам информационных материалов о новых отечественных и зарубежных периодических изданиях и выходящих публикациях по современным проблемам экономики (в том числе и Редакционно-издательского отдела Финакадемии).

Более 20 лет успешной работы подтверждают жизнеспособность УМО и эффективность его деятельности. Однако современность требует выхода УМО на более широкие международные контакты, активное сотрудничество с профессиональными организациями, объединениями работодателей, а также расширение научно-исследовательских работ и инновационной деятельности.

Так, сфера высшего профессионального образования России, естественно, не может и не должна быть закрытой по отношению к внешнему миру и ориентированной только на подготовку кадров для российской экономики. Напротив, все большее значение для многих российских вузов приобретает фактор учета общемировых прогрессивных тенденций в образовательной области, нарастания международной конкуренции в данной сфере, интернационализации образовательных программ во всех их составляющих (начиная от содержания и заканчивая образовательными технологиями), наращивания экспорта образовательных услуг (здесь многие российские вузы, к сожалению, утратили свои позиции). При этом нельзя не учитывать тот факт, что вряд ли зарубежные вузы будут укреплять свои позиции в образовательном пространстве России с целью именно подготовки высококвалифицированных кадров для экономики нашей страны (хотя в отдельных случаях такое возможно). Поэтому одной из центральных задач для вузов УМО, как и для других вузов России, является задача повышения международной конкурентоспособности (в данном случае – финансово-экономического образования). Общей же, фундаментальной задачей становится задача поднятия высшего финансово-экономического образования России на качественно новый инновационный уровень (тем более, что спрос на специалистов такого профиля остается традиционно высоким).

В целом же значимость эффективного включения российских вузов в общемировой образовательный процесс (включение в Болонский процесс формирования общеевропейского образовательного пространства – лишь часть этого, более общего, процесса), конечно, не просто высока, но и чрезвычайна. При этом мы должны учитывать все многообразие («мозаику») имеющихся в данной области в различных странах подходов. Так, например, при развитии бакалавриата по направлению «Экономика» мы должны учитывать широту спектра бакалавров экономики в зарубежных странах (в частности, в Великобритании). В экономической области имеются бакалавры экономики широкого спектра (собственно бакалавры экономики) и бакалавры экономики по более узким областям (бакалавры финансов, бакалавры учета и др.). Кроме того, в сфере экономического образования имеются две разновидности бакалавра экономики – bachelor of arts и bachelor of science. Кроме этого, во многих странах существуют различные комбинации бакалавриата, например, бакалавр экономики и статистики, бакалавр экономики и учета, бакалавр экономики и эконометрики, бакалавр экономики и экономической истории, бакалавр экономики и общественных наук и т.д.). Иными словами, предлагается на выбор очень широкий спектр для желающих получить высшее экономическое образование.

В настоящее время в Российской Федерации принята и действует система федеральных государственных образовательных стандартов, однако отдельным федеральным университетам предоставлено право обучать студентов по собственным стандартам. Как представляется, это правильно для действительно ведущих высших учебных заведений страны, имеющих многолетние традиции в образовательной области и заслуженный авторитет. Однако в России еще достаточно высших учебных заведений (или филиалов вузов) относительно невысокого уровня, прежде всего негосударственных (хотя в их числе есть и эффективно работающие вузы). В связи с этим сохраняется значимость как государственного, так и общественного контроля в данной области.

Очевидно, что в этих условиях роль учебно-методических объединений не только не снижается, но и, напротив, возрастает. УМО предстоит немало сделать не только в развитии бакалавриата, но и магистратуры финансово-экономической направленности. Магистратура становится все более важным уровнем высшего финансово-экономического образования, где еще предстоит очень много серьезной и обстоятельной работы.

Эти задачи могут быть успешно решены совместными усилиями всех вузов УМО, заинтересованных в процветании и дальнейшем развитии России.

В заключение хотелось бы отметить, что в будущем возможно, параллельно с УМО, создание и функционирование других образований – например, ассоциаций российских вузов (возможно в сочетании со средними специальными учебными заведениями) соответствующего профиля. Но многолетний опыт успешной деятельности УМО остается нашим общим достоянием.

PAGE 2

Опыт УМО Финансовой академии при Правительстве РФ в развитии финансово-экономического образования