Основные принципы социального управления взаимодействием системы высшего профессионального образования и рынка труда

Галиева Резеда Данисовна

Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан,

аспирант

г.Уфа

Основные принципы социального управления взаимодействием системы высшего профессионального образования и рынка труда

В настоящее время социальное управление взаимодействием системы высшего профессионального образования и рынка труда характеризуется сохраняющимся влиянием старой управленческой парадигмы с одной стороны и начинающим свое формирование новой системы управления с другой. Это порождает определенные противоречия в реализации рациональной и своевременной модели управления на практике, замедляя процесс модернизации образования, и вызывает необходимость их преодоления путем построения внутренне непротиворечивой системы социального управления. В свою очередь это требует обоснования синергетического подхода к формированию оптимальной системы социального управления взаимодействием высшего профессионального образования и рынка труда, определению ее приоритетов и принципов. Анализ современной системы социального управления взаимодействием высшего профессионального образования и рынка труда, определение ее основных субъектов, типа управленческих отношений, способов управленческого воздействия помогает сделать вывод о том, насколько она адаптирована к изменяющимся социально-экономическим условиям, направленным на инновационное развитие российского общества.

Основными приоритетами социального управления являются обеспечение устойчивых институциональных связей системы высшего профессионального образования и рынка труда посредством согласования действий государства, образовательной системы и работодателей.

В основе организационного механизма управления взаимодействием высшего профессионального образования и рынка труда в настоящее время лежит принцип демократического, государственно-общественного характера управления, заложенный в государственной политике в области образования. В соответствии с ним предлагаются новые принципы управления, которые переносят центр тяжести с административного воздействия на систему на общественные способы и рыночные инструменты регулирования. Так, к формированию и развитию социального партнерства предъявляются следующие принципы: сочетание государственного и общественного характера управления социальным партнерством; заинтересованность участников социального партнерства в договорных отношениях; добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласования; содействие государства укреплению и развитию социального партнерства на демократической основе; равноправие участников социального партнерства и доверие в договорных отношениях и др1.

Применительно к изучению проблемы социального управления подготовкой специалистов для рынка труда выделяются принципы: удовлетворение текущих и перспективных потребностей рынка труда в тех или иных работниках; соответствие структуры подготовки специалистов запросам рынка труда в специалистах соответствующей квалификации; обеспечение престижности тех или иных профессий среди молодых людей; соответствие знаний, умений, навыков, полученных выпускниками в процессе профессиональной подготовки требованиям, которым должен удовлетворять работник для работы по определенной профессии; обеспечение должного уровня качества профессионального образования; развитие социального партнерства в сфере профессионального образования2.

Управление качеством образовательного процесса в высшей школе базируется на принципах: вертикальной декомпозиции, приоритета действий и взаимозависимости3.

Таким образом, можно констатировать, что политические и социально-экономические изменения в российском обществе также привели к существенной трансформации системы управления взаимодействием высшей школы и рынка труда. Произошел отказ от принципов централизованной системы управления, иерархичности и субординарности, при которой важнейшей задачей управления является обеспечение, наиболее полное удовлетворение потребностей субъекта. На смену ей пришли новые принципы, обусловленные реалиями рыночной экономики и другими личностными ценностями, необходимостью повышения ответственности основных субъектов взаимодействия.

Однако обозначенные принципы имеют общий декларативный характер, несмотря на их соответствие канонам демократического и гражданского общества. Они не выявляют конкретные управленческие отношения между объектом и субъектом, не очерчивают организационную структуру социального управления взаимодействием высшего профессионального образования и рынка труда.

Синергетический подход к изучению социального управление взаимодействием высшего профессионального образования и рынка труда позволяет перейти от декларирования необходимости – к действиям, и для этого руководствоваться принципами: обратной связи, открытости высшего профессионального образования и рынка труда, полисубъектности.

Принцип обратной связи означает воздействие объекта на управляющую систему, субъекта управления. Без наличия обратной связи между взаимосвязанными и взаимодействующими элементами, частями или системами невозможна организация эффективного управления ими на научных принципах. Поскольку внутренний контур обратной связи во многом обеспечивает оптимальность управления социальной системой за счет постоянной коррекции управленческих воздействий субъекта управления на основе полученной информации от управляемого объекта. Наличие обратной связи сигнализирует о достигнутом результате, так как результат функционирования системы влияет на поступающее на нее воздействие. Обратная связь дает возможность учитывать расхождения между целью воздействия и его результатом. На основании этой информации корректируется управляющее воздействие.

Важно резюмировать то, что объект управления не пассивен по отношению к субъекту. С одной стороны, изменения объекта, происходящие в результате управленческих воздействий, влияют на поведение субъекта, с другой – реакция объекта на действие субъекта побуждает последнего вносить изменения в свои решения и действия, корректировать и совершенствовать методы управления. Поэтому первая важная роль обратной связи – восстановление нормальной работы, нарушенной внешними и внутренними факторами, то есть способность систем к саморегулированию и самоорганизации (адаптации). Вторая важная роль состоит в том, что, сообщая органу управления информацию о реальном состоянии объекта, она позволяет осуществлять регулирование на основе информации о возмущающих воздействиях. «Воздействие входного сигнала на объект, переработка его в выходной сигнал и обратное действие выхода через канал обратно связи на входную величину – все это процессы передачи и переработки информации4».

Если обратная связь снижается, то снижается и качество социального управления, вплоть до полной утери управляемости. Поэтому в соответствии с законом обратной связи эффективное социальное управление немыслимо без наличия как прямой, так и обратной связи между объектом и субъектом управления, образующими замкнутый контур, единство цели и результата.

Социальные отношения между высшей школой и рынком труда складываются в определенном социуме, где всегда осуществляются различные внешние детерминирующие условия и факторы, которые в значительной степени определяют характер всей управленческой деятельности. В число такого рода внешних социальных факторов входят, прежде всего, реальная политическая, социально-экономическая ситуации в стране и в конкретном регионе.

Таким образом, социальное управление взаимодействием высшего профессионального образования и рынка труда в настоящее время возможно на основе опережающей информации о рынке труда, мотивирующей целевые установки учащихся и студентов, работодателей и определяющей содержание образования.

Принцип открытости. Система высшего профессионального образования и рынка труда как социально-экономические системы являются открытыми системами, поскольку они имеют взаимосвязи между собой и с внешним миром. Степень открытости высшего образования и рынка труда свидетельствуют, прежде всего, об их открытости по отношению к человеку, экономике и обществу.

В отношениях между высшим образованием и рынком труда выкристаллизовываются три группы интересов – интересы личности, работодателя и государства. Как правило, они не всегда совпадают и нередко вступают в противоречие, требуя адаптации к их изменениям высшей школы.

Именно в силу своей открытости система высшего профессионального образования способна анализировать ситуацию на рынке труда, прогнозировать и учитывать перемены в экономике и в сфере занятости, отражать изменения в технологии и управлении производством, предоставлять возможность получения высшего образования всем желающим, гарантировать достижение требуемых образовательных стандартов. А благодаря создаваемой рынком труда конкуренции между различными учреждениями высшей школы постепенно происходит их самоорганизация, появляются стимулы повышения эффективности работы, вырабатываются механизмы приведения структуры и объемов подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда.

Социально открытый характер системы высшего профессионального образования, ориентированной на подготовку кадров по заказам работодателей и прогнозным характеристик рынка труда, становится важнейшим условием их саморазвития, социально-экономической и педагогической эффективности.

Принцип полисубъектности тесно связан с открытостью высшей школы и рынка труда. Он означает включение в процесс взаимодействия всех основных субъектов высшего профессионального и рынка труда, а также их активность как участников и социальных партнеров в становлении социального партнерства в области высшего профессионального образования. Включение данного принципа в систему социального управления знаменует собой переход от патерналистской модели к модели взаимной ответственности в сфере высшего профессионального образования, к усилению роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействия.

В современных условиях социальное управление в сфере высшего образования означает, прежде всего, управление процессом его развития. Формирование оптимальной модели предполагает четкое распределение и согласование компетенций, функций и ответственности всех субъектов партнерства, прежде всего – образовательных учреждений, органов местного самоуправления, региональных и федеральных управленческих структур.

Таким образом, в условиях глобализации, модернизации образования целесообразным является осуществление перехода от социального управления с монополией государства и субъектно-объектного воздействия, основанного на пассивности объектов управления, к полноценному социальному управлению с активностью всех социальных субъектов на основе объектно-субъектных и субъектно-субъектных отношений. Поскольку система высшего профессионального образования является сферой взаимодействия интересов государства и общества, в лице их институтов и граждан. Каждый из субъектов должен иметь возможность влиять на функционирование и развитие высшей школы, но вместе с тем, нести свою долю ответственности за создание условий, необходимых для выполнения системой образования своих социальных, образовательных и экономических функций.

Литература

  1. Алексеев В.В. Управленческий механизм социального партнерства // Грани социального партнерства / Под общей редакцией доктора философских наук, профессора Т.И. Костиной. М.: МГАДА, 2008. – 262 с.
  2. Журко В.И. Особенности управления современным вузом. – М., Институт международных социально-гуманитарных связей, 2004. – 146 с.
  3. Менеджмент: Учебн. пособие для вузов / Под ред. В.И. Подлесных – СПб.: Издательский дом. «Бизнес-пресса», 2002. – 472 с.
  4. Сосенко М.В. Социальное управление подготовкой кадров со средним профессиональным образованием для сферы обслуживания: Дис. … канд. социол. наук. Москва, 2006. – 235 с.

1 Алексеев В.В. Управленческий механизм социального партнерства // Грани социального партнерства / Под общей редакцией доктора философских наук, профессора Т.И. Костиной. М.: МГАДА, 2008. – С. 64.

2 Сосенко М.В. Социальное управление подготовкой кадров со средним профессиональным образованием для сферы обслуживания: Дис. … канд. социол. наук. Москва, 2006. - С.76

3 Журко В.И. Особенности управления современным вузом. – М., Институт международных социально-гуманитарных связей, 2004. – С. 24.

4 Менеджмент: Учебн. пособие для вузов / Под ред. В.И. Подлесных – СПб.: Издательский дом. «Бизнес-пресса», 2002. – С. 94.

PAGE 2

Основные принципы социального управления взаимодействием системы высшего профессионального образования и рынка труда