Инновационно-ориентированная стратегия развития Агропродовольственного сектора: региональные аспекты, формирование и реализация

Сёмин Александр Николаевич,

доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАСХН, ректор Уральской государственной сельскохозяйственной академии (г. Екатеринбург, тел. 8 (343) 350-97-49,

e-mail: rektor@usaca.ru)

Инновационно-ориентированная стратегия развития Агропродовольственного сектора: региональные аспекты, формирование и реализация

1. Цели и задачи. Разработка стратегии – процесс сложный, особенно если речь идет не о конкретной организации или предприятии, а о целом регионе или ведущей отрасли реального сектора экономики. Используя зарубежные, отечественные и региональные разработки в области стратегического планирования и управления, нам удалось сформировать стратегию социально-экономического развития Уральского федерального округа (УрФО) и в первую очередь его агропродовольственного сектора. При этом акцент был сделан на современные теории инновации и их применение в агропромышленном комплексе [1, 2, 3].

Инновационное развитие агропродовольственного сектора экономики мы связываем с комплексным использованием наукоемких факторов производства, определяющих технико-технологическую, финансово-экономическую и организационно-управленческую деятельности с целью обеспечения устойчиво высокой конкурентоспособности конечной продукции агропродовольственного сектора как на внутренних, так и на внешних потребительских рынках.

При подготовке стратегии учитывались как внешние условия перспективного развития УрФО, сформированные в рамках инерционного, энергосырьевого и инновационного сценариев, так и внутренние факторы и условия развития региона, сочетание которых с внешними факторами определяют качественные и количественные характеристики развития округа в долгосрочной перспективе [4].

Стратегия развития агропродовольственного сектора выступает в качестве органично встроенной субстратегии единой стратегии социально-экономического развития УрФО. Она разрабатывалась по специальному алгоритму и была сформирована с учетом различного рода факторов, таких как геополитическое положение Урала, демографическая ситуация, наличие земельных ресурсов, природно-климатическая зональность, развитость различных отраслей реального сектора экономики, состояние агропромышленного комплекса, инвестиционная привлекательность, значение инновационного потенциала и др. Опираясь на осуществленные прогнозы и выработанные сценарии развития Уральского федерального округа на долгосрочную перспективу до 2030 года, используя методы имитационного моделирования и выбора приоритетов социально-экономического развития, а также приемы стратегического менеджмента, была избрана стратегия инновационно-интеграционного развития агропродовольственного сектора.

Генеральной целью инновационно ориентированной стратегии агропродовольственного сектора округа является: качественно новое развитие и реализация стимулов для эффективного производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия как материальной основы обеспечения экономического роста агропродовольственного сектора, повышения качества жизни сельского населения и достижения продовольственной безопасности территории, повышения конкурентоспособности конечной продукции.

Исходя из этой цели были определены следующие задачи агропродовольственного сектора округа:

- привлечение финансовых ресурсов крупных инвесторов для реализации высокоэффективных инвестиций в АПК;

- создание условий для повышения конкурентоспособности продукции, сохранения и воспроизводства используемых сельским хозяйством и рыболовством природных ресурсов;

- устойчивое развитие сельских территорий, обеспечение занятости и повышение уровня жизни сельского населения;

- увеличение производства продукции растениеводства и животноводства на основе повышения урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности скота и птицы;

- повышение уровней потребления основных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, их доступности и экологической безопасности для населения;

- улучшение институционального устройства сельскохозяйственного производства путем поддержки развития крупных форм (агрофирм, агрохолдингов) и малых форм хозяйствования;

- повышение роли факторов управления, информатизации и науки в устойчивом развитии сельскохозяйственного производства [4].

Что касается развития производств пищевой промышленности, то здесь ставка делается на проведение технической и технологической модернизации существующих производственных мощностей; внедрение на предприятиях международных систем качества (ИСО:9000; ХАССП); повышение инновационной активности предприятий пищевой промышленности; освоение новых видов продукции, дальнейшее развитие перспективных направлений производства диетических, специализированных, обогащенных витаминами, минеральными веществами и микроэлементами экологически чистых продуктов питания; подготовка высококвалифицированных кадров, сохранение и создание новых рабочих мест; доведение доли продуктов питания, произведенными окружными товаропроизводителями в общем объеме потребления до 95 процентов.

Генеральная цель стратегии и ее подцели будут достигаться путем последовательного и научно обоснованного решения стратегических задач и в первую очередь за счет освоения наукоемких инноваций [5].

Координацию и мониторинг использования инноваций проводят в субъектах УрФО созданные по инициативе ученых Уральской ГСХА и при содействии региональных органов государственной власти Центры стратегического планирования и управления.

2. Варианты развития. Стратегия предусматривает развитие сельского хозяйства округа по двум основным вариантам: инерционному и инновационному.

Первый вариант предполагает инерционное развитие с частичной технологической и инновационной модернизацией сельского хозяйства. Он начал реализовываться в 2006 году и может продолжаться до 2010 года.

Инерционный вариант возможен потому, что продолжают действовать тенденции сокращения посевных площадей и поголовья скота, сохраняется значительная зависимость округа от импорта продовольствия. Такой вариант включает в качестве приоритетных направлений распространение, но в ограниченных масштабах, ресурсосберегающих технологий; внедрение в производство в ряде регионов округа высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур и новых пород животных; применение высококачественных минеральных удобрений и эффективных средств защиты растений от вредителей и болезней и др. Данный стратегический вариант мы связываем с переходом от восстановительного к инвестиционному росту. Осуществление этого сценария позволит обеспечить частичное импортозамещение, а также повышение (хотя и незначительное) уровня приоритетности аграрного сектора экономики.

При инерционном варианте развития сельского хозяйства округа валовой сбор зерна к 2020 году не превысит 6 млн т, картофеля – 3,5 млн т, овощей – 1,3 тыс. т, молока – 2,3 млн т, мяса – 600 тыс. т, яиц – 4 млрд шт.

В целом первый вариант не обеспечивает значительного улучшения уровня жизни селян, хотя и доля сельского населения с доходами ниже прожиточного минимума по инерционному варианту несколько уменьшится. Общий рост продукции сельского хозяйства в УрФО в 2008-2020 годах составит – 129%, что почти на 5% больше, чем в целом по стране.

Инновационный вариант отличается от предыдущего варианта значительным усилением инновационных факторов, которые должны охватить в системном виде все субъекты агропродовольственного сектора и включает в оптимальной комбинации нововведения селекционно-генетического, производственно-технологического, организационно-управленческого и экономико-экологического характера. В итоге за счет комплекса мер инновационного характера рост продукции сельского хозяйства в УрФО в 2008-2010 годах составит 156%, а в Тюменской и Челябинской областях – 175-182%, что превысит общероссийские показатели. При этом повысится инвестиционная привлекательность сельскохозяйственного и пищевого производств.

Инновационный вариант развития сельского хозяйства предполагает выход на качественно новый технологический уровень производства, стимулируемый масштабным привлечением в отрасль инвестиционных средств. Предполагается увеличить объемы инвестиций в основной капитал сельского хозяйства по округу к 2020 году в 4 раза по сравнению с уровнем 2007 года (в целом по России – в 5 раз). Рост объемов инвестиций к 2030 году составит 5,8 раза [4].

Такой сценарий предусматривает также ослабление инфраструктурных ограничений, формирование новых рынков, улучшение уровня жизни сельского населения, решение проблем закрепляемости молодых специалистов, выезжающих на село.

Для производителей округа открываются новые возможности освоения рынков на базе разрабатываемых и применяемых технологий производства из различного сельскохозяйственного сырья, возделывания экологически чистых сельскохозяйственных культур, генно-инженерной технологии и др.

В 2020 году производство продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах по сравнению с 2007 годом может возрасти на 56%, а к 2030 году – в 1,8 раза. При этом производство зерна в округе к 2030 году будет составлять 8050 тыс. т, или 152,1% к уровню 2007 года; картофеля – 4994 тыс. т (168,9%); овощей – 1611 тыс. т (141,7%); скота и птицы в живом весе – 965 тыс. т (2,3 раза); молока – 3364 тыс. т (1,63 раза).

Что касается развития пищевой промышленности, то и она в долгосрочной перспективе может развиваться по инерционному или инновационному сценариям. Инерционный вариант характеризуется невысоким уровнем конкурентоспособности окружной продовольственной продукции, низким уровнем инвестиционной активности и сравнительно высокой степенью зависимости регионального продовольственного рынка от импорта.

По данному варианту объем производства продовольственных товаров в Уральском федеральном округе в целом к 2020 году может возрасти в сравнении с 2007 годом не более чем в 1,3 раза.

Инновационный вариант развития пищевой промышленности будет характеризоваться повышением потребительского спроса на продовольствие, формированием новых пищевых производств, учитывающих экологические требования, а также всевозрастающим объемом привлечения инвестиций.

К 2020 году объем инвестиционных ресурсов, привлеченных в основной капитал отрасли по производству пищевых продуктов в Уральском федеральном округе, должен быть в 3 раза больше уровня 2007 года и составить не менее 18 млрд руб. Доля инвестиций округа в общероссийском объеме будет равна 8,8-9,0%. Основной объем инвестиций будет направлен на технологическую модернизацию. Уровень использования производственных мощностей в отрасли округа к 2020 году достигнет 85-90% против 65-68% в 2007 году.

Уровень производства продовольствия по данному варианту возрастет в округе в 2020 году по отношению к 2007 году в 1,8 раза. Если будет реализован инновационный вариант, то в округе к 2020 году предполагается произвести: мяса – 280 тыс. т, колбасных изделий – 250 тыс. т, масла животного – 14 тыс. т, цельномолочной продукции – 1200 тыс. т, муки – 2 млн т, макаронных изделий – 340 тыс. т.

Уральский федеральный округ имеет благоприятные перспективы и по развитию рыбохозяйственного комплекса. Улов рыбы в водоемах округа к 2020 году должен возрасти в 1,9 раза, что позволит увеличить производство товарной пищевой рыбной продукции. В рамках единой стратегии в субъектах округа разработаны и реализуются концепции и программы развития рыбохозяйственного комплекса.

3. Научно-организационное обеспечение. Инновационно ориентированная стратегия предполагает в отдельных сферах АПК как осуществление нововведений, так и использование новшеств и инноваций. Следует заметить, что к нововведениям мы относим улучшающие и рационализирующие изменения, которые охватывают весь перечень работ и результатов инновационной деятельности внутри агропредприятия (организации) по функциональным сферам деятельности, а также по направлениям – от повышения технического уровня и изменения объема и структуры производства до улучшения его организации, рационализации труда и совершенствования управления. Нововведения воплощаются в новшества на этапах их создания (то есть в процессе проведения прикладных исследований и осуществления опытно-конструкторских работ) и в инновации на этапах освоения, промышленного производства, маркетинга и сбыта.

Особенностью данной стратегии является и то, что она предусматривает формирование и развитие интегрированных инновационных структур, таких как центр освоения и внедрения инноваций; агротехнопарки, например, «Студенческий»; уральские научно-образовательные центры (НОЦ), созданные силами ВНИЭТУСХ, ВИАПИ имени А.А. Никонова и Уральской ГСХА, учебно-научно-производственные комплексы (по типу УНПК «Академический»); Уральский центр мониторинга социально-трудовой сферы села; ИКЦ «Агроконсультант» и др. [3].

При разработке настоящей стратегии были выявлены факторы, сдерживающие инновационное развитие отрасли, среди них: отсутствие четко сформированных государственных механизмов, способствующих развитию инновационных процессов в агропродовольственном секторе; механизмов, стимулирующих вложения бизнеса в новые разработки, модернизацию производства и передовые технологии; пока лишь частично решены проблемы инвестиционного обеспечения отрасли, формирования системы защиты прав на интеллектуальную собственность, создания объектов инновационной инфраструктуры в агровузах и НИИ Россельхозакадемии, служб мониторинга потребности аграрного рынка в тех или иных научных разработках; очень медленно происходит развитие частно-государственного партнерства, так как не выполняются три основных условия для бизнеса: обеспечение приемлемой доходности, гарантии возврата инвестиций, наличие четкой законодательной базы.

Проведенные нами региональные исследования позволили внести ряд предложений. В частности, разработана и реализуется принципиальная модель организационно-экономического механизма выполнения целевой программы развития сельского хозяйства на принципах софинансирования, а также модель механизма государственной поддержки технического переоснащения с целью инновационного развития сельскохозяйственных организаций региона. Выработана модель и региональной инновационной инфраструктуры, позволяющей повысить эффективность технологического, научного, информационного, консультационного и другого обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Стратегия предполагает развитие системы регионального сельскохозяйственного машиностроения, решение проблем социального развития села, создание территорий опережающего развития (на примере Михайловского муниципального образования Свердловской области). Ее разработка и реализация требует выработки новой парадигмы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей; новой модели организации оплаты сельскохозяйственного труда и увеличения доходов граждан, проживающих в сельской местности.

Стратегия нацелена на выполнение как Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, так и ведомственных, региональных и муниципальных целевых программ повышения эффективности сельскохозяйственного производства и обеспечения продовольственной безопасности.

Литература

1. Крылатых Э. Н. К разработке долгосрочной концепции инновационного развития АПК РФ / Роль инноваций в развитии агропромышленного комплекса. – М.: ВИАПИ им. А.А. Никонова: «Энциклопедия российских деревень», 2008. – С. 3- 4.

2. Санду И. С. Проблемные вопросы инновационного развития АПК. - М.:ФГОУ РосАКО АПК, 2005. – 99 с.

3. Сёмин А.Н. Инновационные и стратегические направления развития АПК: вопросы теории и практики. – Екатеринбург: Изд-во Урал.ГСХА, 2006. – 960 с.

4. Сёмин А.Н. Агроконсультирование. – Екатеринбург: Изд-во Урал.ГСХА, 2009. – 261 с.

5. Стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа на период 2008 -2020 гг. и до 2030 года (проект).- М., 2008. – 296 с.

6. Ушачев И.Г., Трубилин И.Т., Оглоблин Е.С., Санду И.С., Прокопьев Г.С. и др. Инновационная деятельность в аграрном секторе экономики России. – М.: КолосС, 2007. – 636 с.

PAGE 4

Инновационно-ориентированная стратегия развития Агропродовольственного сектора: региональные аспекты, формирование и реализация