Обеспечение организационной вовлеченности в процессы модернизации: особенности сферы образования

Тропинова Е.А.

Обеспечение организационной вовлеченности в процессы модернизации: особенности сферы образования

Модернизация системы образования, осуществляемая в настоящее время в России предполагает реализацию совокупности действий по производству инноваций, их содержательному определению, включению в организационные, управленческие, образовательные, исследовательские, производственные подсистемы образовательного учреждения, разработка на основе новационного знания и технологий принципиально нового продукта – образовательных услуг, а также достижение результата – выпуск квалифицированных выпускников, способных активно позиционировать себя и быть востребованными как на рынке труда, так и в системе социально-экономических отношений представляется возможным рассматривать как инновационный процесс, который выступает механизмом, обеспечивающим эволюцию инноваций в сфере образования и сопряженных с ней подсистемах общественной жизни.

Современный инновационный менеджмент использует эволюционный подход в исследовании инновационного процесса. В качестве значимого постулата эволюционной концепции инновационного процесса выступает постадийная трансформация его ключевых элементов и организационных механизмов, а также способа координации субъектов инновационного процесса. Так, инновационные процессы первого поколения были описаны Р. Ротвелом1 в середине ХХ века. В качестве основного механизма рассматривается «подталкивающая технология» (technology push-model), при этом коммерческая компонента инновационного процесса минимальна: рынок рассматривается лишь как потребитель технологической активности производства. Важно отметить, что в российской литературе, посвященной инновационному менеджменту, по-прежнему доминирует линейная трактовка инновационного процесса, что на практике затрудняет процессы коммерциализации инноваций и достижению экономического эффекта от инновационного процесса.

Второе поколение инновационных процессов относится авторами к 70-м годам ХХ века. В качестве основы рассматриваются линейно-последовательные модели, однако повышается роль рынка, на потребности которого реагируют НИОКР (need pull model). Важный аспект инновационных процессов второго поколения, по мнению Алана Веба2 – констатация необходимости инноваций как импульс их производства в экономической системе.

Третье поколение инновационных процессов охватывает период с начала 1970-х до середины 1980-х годов. В качестве базовой используется сопряженная модель (coupling model), предполагающая комбинацию подходов, использованных в предыдущих поколениях с акцентом на связи технологических способностей и возможностей с потребностями рынка.

Четвертое поколение инновационных процессов рассматривается как японская модель (середина 1980-х годов – настоящее время). В ней особое значение имеет внутренняя организация инновационного процесса, взаимодействие интегрированных групп в рамках организации, а также горизонтальные и вертикальные связи во внешней среде. Такой механизм значительно ускоряет процесс создания, внедрения, адаптации, коммерциализации инноваций. В перспективе данная модель трансформируется в инновационный процесс нового (будущего) поколения -модель стратегических сетей (strategic networking model), предполагающую стратегическую интеграцию и установление связей. Важная роль в этой модели будет принадлежать информационным технологиям, обеспечивающим проводимость инноваций в организации и ее внешней среде.

Рассматривая эволюционные этапы развития инновационных процессов, следует указать на важные аспекты их развития в России и, в частности в системе образования:

во-первых, для нашей страны в настоящее время характерно воспроизводство инновационных процессов с линейной доминантой, однако имеющих признаки инновационных процессов последнего поколения. Это возможно в связи с интеграцией постреформенной России в систему глобальных социально-экономических, политических и технологических связей, возрастания роли информационных технологий в развитии производственного сектора и сектора услуг;

во-вторых, реформа отечественной системы образования нацелена на обеспечение открытости института образования рыночным отношениям, в этой связи меняется конфигурация системы деловых коммуникаций образовательных учреждений, а, значит, изменяется содержание, логика и результаты инновационных процессов: от внутрикорпоративных потребностей образовательные инновации переориентируются на потребности целевых аудиторий, рынка; информационные и коммуникативные каналы определяют цели и масштабы инновационного процесса, трансформируя его из линейного в многоуровневый;

в-третьих, инновационный процесс зарождается и функционирует в рамках организации, в этой связи организационный потенциал образовательного учреждения выступает инфраструктурой, обеспечивающей производство, внедрение, диффузию инноваций.

Успех инновационного процесса базируется на достижении приемлемого уровня инновационной активности всех участников: потребителя инновационного продукта, создателя (новатора и инноватора), инвестора.

Инновационную активность образовательного учреждения можно определить как комплексную характеристику его инновационной деятельности, включающая восприимчивость к инновациям, основанную на компетенции в вопросах прогресса в данном виде деятельности, степень интенсивности осуществляемых действий по трансформации новации и их своевременность, способность мобилизовать организационный потенциал с целью обеспечить обоснованность применяемых методов для производства, распределения или внедрения инноваций, рациональность технологии инновационного процесса по составу и последовательности операций. Инновационная активность характеризует готовность к обновлению основных элементов инновационной системы – своих знаний, технологического оснащения, информационно-коммуникационных технологий и условий их эффективного использования (структуры и культуры), а также восприимчивость ко всему новому.

Для эффективного воспроизводства инновационных процессов важно обеспечить инновационную восприимчивость организационного потенциала образовательного учреждения, под которой понимается готовность (методологическая, технологическая, организационная, кадровая) организации к активному взаимодействию с элементами инновационного процесса. Причем, методологическая готовность образовательного учреждения определяется сложившимися научно-исследовательскими традициями, наличием научных школ, сформулированной позицией ведущих профессоров вуза по основным направлениям реализуемых фундаментальных исследований.

Технологическая готовность определяется набором методов, инструментов и технологий производства, продвижения и внедрения инноваций (нового знания), сформированным в образовательном учреждении. Важную роль для достижения технической готовности играет внутренняя целостность методологии и инструментарного аппарата исследований и НИОКР, а также механизмов адаптации внешних инноваций. Организационная готовность определяется эффективностью и гибкостью организационной структуры; в настоящее время большую эффективность в инновационной деятельности образовательных учреждений приобретает процессный подход и технология проектного управления, повышающие степень организационной готовности к производству и внедрению инноваций. Кадровая готовность определяется профессиональной компетенцией, а также структурой мотивов персонала, связанной с инновационной деятельностью.

Организационная структура образовательного учреждения является важнейшим элементом в ходе конструирования инновационного процесса, а также достижения необходимой степени инновационной восприимчивости. Выбор вида и направлений модификации организационной структуры образовательного учреждения с целью повышения степени инновационной готовности будет зависеть от следующих факторов:

  • готовности к организационным изменениям;
  • содержания и направлений инновационной политики в области образования;
  • степени восприятия образовательным учреждением элементов внешней среды, а также быстроты реакции организационного потенциала на изменения во внешней среде;
  • наличия благоприятной среды для возникновения идей и ресурсной базы для их реализации;
  • структуры коммуникационных каналов образовательных учреждений, позволяющих формированию благоприятного восприятия результатов деятельности (в том числе и инноваций) во внешней среде;
  • внутриорганизационной культуры и социального климата, способствующего разрешению внутриорганизационных противоречий и конфликтов.

Отбор, модификация или создание организационных структур образовательных учреждений для управления инновационным процессом: формирование системы служб, охватывающей все аспекты инновационной деятельности с закреплением компетенций этих служб; выбор метода и распределение компетенций и установление межфункциональных взаимосвязей как внутри образовательной системы, так и с элементами системы деловых коммуникаций. Важную роль для обеспечения эффективного инновационного процесса играет служба маркетинга.

Важной характеристикой организации управления инновационной деятельностью является достижения эффекта взаимодействия всех элементов организационного потенциала образовательного учреждения. С повышением степени их участия активнее протекают инновационные процессы и пропорционально увеличивается конечный эффект восприятия инноваций самим образовательным учреждением, а также внешними потребителями, например, студентами, абитуриентами и партнерами. Например, внедрение такой формы инноваций, как образовательные кредиты позволяют скоординировать работу подразделений вуза: ректората, реализующего приемную кампанию, финансовой службы университета, осуществляющей планирование и расчет стоимости обучения по выбранному абитуриентом направлению, банков, предоставляющих кредитные линии, маркетинговых подразделений вуза, обеспечивающих управление коммуникациями вуза с целевыми аудиториями. В конечном счете, обратная связь, которая является весьма значимой в инновационном процессе позволяет скоординировать стратегии всех участников инновационного процесса, а также саму структуру инновации в целях достижения ее адаптивности со стратегиями участников.

Доминирующей тенденцией в направлении организационного обеспечения инновационного процесса в системе образования можно выделить несколько способов:

- организационное обособление служб перспективного развития, т.е. внедрение «инновационных» структур;

- использование «рыночно-стратегических» структур, предполагающих закрепление инновационных функций за отдельными подразделениями образовательного учреждения (факультетами, департаментами);

- развитие форм горизонтальной координации с использованием методологии проектного управления.

Одним из важнейших аспектов организации эффективного инновационного процесса является конструирование моделей вовлечения в инновационный процесс, которые функционируют на основе «ромба инновационной активности»: восприимчивость к новому – обеспеченность ресурсами – общение и организованность инновационного процесса – мера компетентности3. Важно отметить, что участники инновационного процесса по разному взаимодействуют с элементами инновационного процесса. Представляется целесообразным рассмотреть эту специфику.

Образовательные учреждения в инновационном процессе выступают и как потребители инноваций, создаваемых в экономике (например, технологических, информационных, процессных), а также как производители инноваций для целевой группы потребителей – студентов, абитуриентов. Для потребителя, который интегрируется в инновационный процесс, важным является информационное обеспечение, прозрачность и доступность информации о назначении инновации, ее исключительности, преимуществах, ценности и стоимости. Ограниченная информация, или выбор неверных каналов коммуникации с целевыми группами затрудняет интеграцию потребителя в инновационный процесс. Например, информационная ассиметрия на начальных этапах внедрения ЕГЭ в Российской Федерации сформировала достаточно негативное восприятие важности данной формы аттестации, а также преимущества результатов тестирования в процессе поступления в вуз.

Вторым важным аспектом в модели вовлечения потребителя образовательных инноваций является очевидность сравнительных преимуществ инноваций перед использующимися механизмами и технологиями. Затрудненный бенчмаркинг рутинных (типичных) образовательных процессов с инновационными порождает сопротивления при интеграции потребителя в инновационный процесс. Например, такие сопротивления возникают в период открытия в вузах новых направлений и специальностей. Как правило, единственным источником о преимуществах новой специальности является пресс-релиз факультета о направлении, совокупности знаний, умений и навыков, получаемых студентом в процессе обучения. Ограниченность информации и затрудненное сравнение с аналоговыми направлениями ограничивает желание абитуриента в выборе нового направления.

Одним из ключевых источников сопротивлений потребителя инноваций являются трудности в освоении инноваций. В данном случае важна координация всех участников инновационного процесса и их мотивированность в преодолении возможных технических, организационных и социально-психологических трудностей. Примером таких сопротивлений может быть внедрение программ обучения в начальной школе по системе «1-4», которая предполагает прием детей в школу с 6 лет. Сотрудничество школ, имеющих классы шестилеток с детскими дошкольными учреждениями, обеспечивающими досуг, отдых и питание шестилетних школьников значительно снижают уровень сопротивлений потребителей инноваций (родителей и детей) при внедрении новой образовательной программы.

Производители инноваций являются доминирующей группой в субъектном составе механизма инновационного процесса. Для данной группы важен уровень самоактуализации сотрудников и наличие потребностей к интеллектуальному труду, образовательному и карьерному росту, к решению ситуаций, проблем и задач, к участию в проектах, к успеху, результатам и достижениям, готовность включать новшества в образовательный процесс.

Как всякой социальной системе, педагогической деятельности присуще стремление к стабильности и равновесию. Педагогическая и исследовательская деятельность характеризуется высокой степенью консерватизма. В результате инновационный процесс наталкивается на сопротивления, порождаемые производителями инноваций – работниками образовательных учреждений, органов государственного управления. Основные факторы негативного отношения к нововведениям  -психологические, такие как влияние стереотипов и дестабилизация работы при переходе от прежней деятельности к новой.

При рефлексивном подходе объектом управленческой деятельности является не личность или коллектив, а процессы, опосредованно влияющие на производителя инноваций в образовательной системе. Основная мысль сводится к тому, что объектом управления в таком случае выступает процесс творческой деятельности преподавателей, и важным становится их личностный или социальный результат. Косвенное управление является средством опосредованной регуляции продуктивного процесса, конструктивно влияющего на преподавателя, без жесткого регламентирующего воздействия, с предоставлением права выбора собственных стратегий организации деятельности. В этой связи инновационные процессы в образовательных учреждениях строятся на основе рефлексии и сотворческого взаимодействия в процессе продуктивной деятельности. Педагогическая система — сложная многофакторная система, которая рассматривается как самоорганизующаяся и саморазвивающаяся, способная «порождать» критически мыслящую творческую личность. Роль этой личности в деятельности коллектива весьма значительна: обладая высоким уровнем рефлексии, такой преподаватель осознает необходимость изменения профессиональной деятельности, стремится создать новую с помощью модернизации, рационализации или модификации.

Структура косвенного управления инновационным процессом, наиболее адаптивная к системе образования предполагает следующие этапы: этапы критики, осознанного переосмысления и нормирования деятельности. Организационная структура такого управления включает следующие этапы4: диагностико-прогностический, регулирующий, анализирующий и верификационный.

Важную роль в модели вовлечения производителей инноваций играют коммуникации творческого типа, нацеленные на:

- обозначение существующих противоречий и на этой основе расшатывание стереотипов в деятельности преподавателя;

- сопоставление производителями инноваций причин противоречий и их зависимости от его собственной деятельности;

- поиск способов разрешения противоречий;

- выстраивание новой деятельности, позволяющей разрешить их.

Коммуникации могут быть диалоговыми, групповыми, коллективными, Главное, они должны предполагать направленность и высокую степень подготовленности преподавателей к взаимодействию. Основные функции коммуникационного взаимодействия в рамках инновационного процесса образовательных учреждений состоят в достижении коллективной общности при сохранении индивидуальности каждого. В процессе управления коммуникациями производителей образовательных инноваций важно избежать крайних форм «взаимосопротивления», учесть отношение других, изменить деятельность каждого так, чтобы она была приемлемой для всех членов коллектива.

После внедрения инновации в педагогический процесс неизбежно наступает этап замедления преобразований, появляется стабильность. Важно продолжать диффузию и развитие инновационного процесса даже после его замедления. В этот период может появиться доминирующее значение социально апробированных стереотипов и новое направление или гибнет, или становится традиционным. Организация должна иметь альтернативы в оценке своей деятельности в рамках инновационного проекта. В целях развития она должна воспроизвести критика, выступающего против сформировавшегося стереотипа, он вскрывает новые противоречия и создает условия для проведения новых коммуникаций другого направления и содержания. Таким образом, рефлексивный подход к управлению инновационным процессом выступает в качестве саморегулирующего механизма ситуативного поведения и самокорректирующего процесса производства образовательных инноваций.

Помимо коммуникационных процессов значимым являются оценивающие механизмы, направленные на оценку:

1) факторов, определяющих влияние на внешнюю среду: компетентность предлагаемых поставщиком новшеств, образовательных технологий и результирующих образовательную деятельность продуктов: насколько высоки свойства (каков уровень прогресса поставляемых технологий и продуктов), насколько они качественны, своевременны;

2) факторов, отражающих состояние внутренней среды: уровень компетентности сотрудников, групп, команд, подразделений и организации, то есть уровень их знаний: теоретических и методических; профессиональных знаний по видам деятельности (функциям) и умений решать стандартные задачи и ситуации, исполнять подобные операции; опыт и навык разрешения сложных положений и проблем; способность и опыт применения творческого подхода к решению сложных проблем и нестандартных системных задач (проектов);

3) фактор обновляемости знаний и используемых инновационных технологий.

Одним из способов координации мотивов производителей образовательных инноваций является использование методологии обучающей организации, которой приходится решать задачи, создавать и реализовывать проекты, искать и находить технические решения, анализировать и предлагать решения проблем, постоянно изучать внешнюю среду и находить конкурентные преимущества, потребителей и их потребности и находить новые пути удовлетворения этих потребностей, постоянно изучать свои сильные и слабые стороны и совершенствовать педагогический процесс.

Большинство образовательных учреждений являются самообучающимися, поскольку они осуществляют накопление собственного опыта, аккумулирование знаний с использованием собственных возможностей и развитие своей базы знаний для собственного бизнеса.

Модели вовлечения ресурсов в инновационный процесс описываются следующими аспектами:

- инвестиционный аспект;

- кадровый и интеллектуальный аспект;

- технологическая и методологическая оснащенность;

- обеспеченность знаниями и информацией;

-   техническая оснащенность.

При этом наиболее важным является фактор обновляемости знаний, кадров, технического, технологического и методического потенциала образовательного учреждения, обеспечение программ обновления инвестициями, информационных и коммуникационных технологий, а также методов, организационной структуры и корпоративной культуры. Также учитывается их соответствие процессу создания, приобретения, накопления, обучения, движения, передачи (трансакции) и распространения знаний. Факторы обновляемости обеспечивают новационность творческого процесса, эффективность интеллектуального труда.

Обобщая вышесказанное, приведем в качестве примера систему критериев и принципов развития инновационно-активной организации, предложенную Ю. Анискиным5. Систематизированные автором критерии и принципы подчеркивают важность как внутриорганизационного взаимодействие в инновационном процессе, так и построение эффективных отношений с элементами внешней среды организации. Наиболее эффективной для реализации принципов организационного развития субъекта, вовлеченного в инновационный процесс, является сочетание сетевой организации с активным использованием информационных технологий, и проектного управления, обеспечивающего определенную долю самостоятельности и обособленности творческих команд, создающих и внедряющих инновации в образовательных учреждениях.

1 Roy Rothwell The Changing Nature of the Innovation Process. Technovation V.13 Iss.1 Jan.1993

2 Alan Webb Managing Innovative Projects, Chapman&Hall, 1994, p.9.

3 Гаврилов К.Л. Механизм обновления. Концепция развития национальной инновационной системы России. – М.: «Дашков и Ко», 2003. –С.44.

4 Иванцивская Н., Буров В. Модели управления инновационным процессом на кафедре //Университетское управление. -2004. –№1.

5 Анискин Ю. Инновационное развитие на основе организационного потенциала компании //Проблемы теории и практики управления. -2006. -№7. –С.80.

Обеспечение организационной вовлеченности в процессы модернизации: особенности сферы образования