Обеспечение организационной вовлеченности в процессы модернизации: особенности сферы образования
Тропинова Е.А.
Обеспечение организационной вовлеченности в процессы модернизации: особенности сферы образования
Модернизация системы образования, осуществляемая в настоящее время в России предполагает реализацию совокупности действий по производству инноваций, их содержательному определению, включению в организационные, управленческие, образовательные, исследовательские, производственные подсистемы образовательного учреждения, разработка на основе новационного знания и технологий принципиально нового продукта образовательных услуг, а также достижение результата выпуск квалифицированных выпускников, способных активно позиционировать себя и быть востребованными как на рынке труда, так и в системе социально-экономических отношений представляется возможным рассматривать как инновационный процесс, который выступает механизмом, обеспечивающим эволюцию инноваций в сфере образования и сопряженных с ней подсистемах общественной жизни.
Современный инновационный менеджмент использует эволюционный подход в исследовании инновационного процесса. В качестве значимого постулата эволюционной концепции инновационного процесса выступает постадийная трансформация его ключевых элементов и организационных механизмов, а также способа координации субъектов инновационного процесса. Так, инновационные процессы первого поколения были описаны Р. Ротвелом1 в середине ХХ века. В качестве основного механизма рассматривается «подталкивающая технология» (technology push-model), при этом коммерческая компонента инновационного процесса минимальна: рынок рассматривается лишь как потребитель технологической активности производства. Важно отметить, что в российской литературе, посвященной инновационному менеджменту, по-прежнему доминирует линейная трактовка инновационного процесса, что на практике затрудняет процессы коммерциализации инноваций и достижению экономического эффекта от инновационного процесса.
Второе поколение инновационных процессов относится авторами к 70-м годам ХХ века. В качестве основы рассматриваются линейно-последовательные модели, однако повышается роль рынка, на потребности которого реагируют НИОКР (need pull model). Важный аспект инновационных процессов второго поколения, по мнению Алана Веба2 констатация необходимости инноваций как импульс их производства в экономической системе.
Третье поколение инновационных процессов охватывает период с начала 1970-х до середины 1980-х годов. В качестве базовой используется сопряженная модель (coupling model), предполагающая комбинацию подходов, использованных в предыдущих поколениях с акцентом на связи технологических способностей и возможностей с потребностями рынка.
Четвертое поколение инновационных процессов рассматривается как японская модель (середина 1980-х годов настоящее время). В ней особое значение имеет внутренняя организация инновационного процесса, взаимодействие интегрированных групп в рамках организации, а также горизонтальные и вертикальные связи во внешней среде. Такой механизм значительно ускоряет процесс создания, внедрения, адаптации, коммерциализации инноваций. В перспективе данная модель трансформируется в инновационный процесс нового (будущего) поколения -модель стратегических сетей (strategic networking model), предполагающую стратегическую интеграцию и установление связей. Важная роль в этой модели будет принадлежать информационным технологиям, обеспечивающим проводимость инноваций в организации и ее внешней среде.
Рассматривая эволюционные этапы развития инновационных процессов, следует указать на важные аспекты их развития в России и, в частности в системе образования:
во-первых, для нашей страны в настоящее время характерно воспроизводство инновационных процессов с линейной доминантой, однако имеющих признаки инновационных процессов последнего поколения. Это возможно в связи с интеграцией постреформенной России в систему глобальных социально-экономических, политических и технологических связей, возрастания роли информационных технологий в развитии производственного сектора и сектора услуг;
во-вторых, реформа отечественной системы образования нацелена на обеспечение открытости института образования рыночным отношениям, в этой связи меняется конфигурация системы деловых коммуникаций образовательных учреждений, а, значит, изменяется содержание, логика и результаты инновационных процессов: от внутрикорпоративных потребностей образовательные инновации переориентируются на потребности целевых аудиторий, рынка; информационные и коммуникативные каналы определяют цели и масштабы инновационного процесса, трансформируя его из линейного в многоуровневый;
в-третьих, инновационный процесс зарождается и функционирует в рамках организации, в этой связи организационный потенциал образовательного учреждения выступает инфраструктурой, обеспечивающей производство, внедрение, диффузию инноваций.
Успех инновационного процесса базируется на достижении приемлемого уровня инновационной активности всех участников: потребителя инновационного продукта, создателя (новатора и инноватора), инвестора.
Инновационную активность образовательного учреждения можно определить как комплексную характеристику его инновационной деятельности, включающая восприимчивость к инновациям, основанную на компетенции в вопросах прогресса в данном виде деятельности, степень интенсивности осуществляемых действий по трансформации новации и их своевременность, способность мобилизовать организационный потенциал с целью обеспечить обоснованность применяемых методов для производства, распределения или внедрения инноваций, рациональность технологии инновационного процесса по составу и последовательности операций. Инновационная активность характеризует готовность к обновлению основных элементов инновационной системы своих знаний, технологического оснащения, информационно-коммуникационных технологий и условий их эффективного использования (структуры и культуры), а также восприимчивость ко всему новому.
Для эффективного воспроизводства инновационных процессов важно обеспечить инновационную восприимчивость организационного потенциала образовательного учреждения, под которой понимается готовность (методологическая, технологическая, организационная, кадровая) организации к активному взаимодействию с элементами инновационного процесса. Причем, методологическая готовность образовательного учреждения определяется сложившимися научно-исследовательскими традициями, наличием научных школ, сформулированной позицией ведущих профессоров вуза по основным направлениям реализуемых фундаментальных исследований.
Технологическая готовность определяется набором методов, инструментов и технологий производства, продвижения и внедрения инноваций (нового знания), сформированным в образовательном учреждении. Важную роль для достижения технической готовности играет внутренняя целостность методологии и инструментарного аппарата исследований и НИОКР, а также механизмов адаптации внешних инноваций. Организационная готовность определяется эффективностью и гибкостью организационной структуры; в настоящее время большую эффективность в инновационной деятельности образовательных учреждений приобретает процессный подход и технология проектного управления, повышающие степень организационной готовности к производству и внедрению инноваций. Кадровая готовность определяется профессиональной компетенцией, а также структурой мотивов персонала, связанной с инновационной деятельностью.
Организационная структура образовательного учреждения является важнейшим элементом в ходе конструирования инновационного процесса, а также достижения необходимой степени инновационной восприимчивости. Выбор вида и направлений модификации организационной структуры образовательного учреждения с целью повышения степени инновационной готовности будет зависеть от следующих факторов:
- готовности к организационным изменениям;
- содержания и направлений инновационной политики в области образования;
- степени восприятия образовательным учреждением элементов внешней среды, а также быстроты реакции организационного потенциала на изменения во внешней среде;
- наличия благоприятной среды для возникновения идей и ресурсной базы для их реализации;
- структуры коммуникационных каналов образовательных учреждений, позволяющих формированию благоприятного восприятия результатов деятельности (в том числе и инноваций) во внешней среде;
- внутриорганизационной культуры и социального климата, способствующего разрешению внутриорганизационных противоречий и конфликтов.
Отбор, модификация или создание организационных структур образовательных учреждений для управления инновационным процессом: формирование системы служб, охватывающей все аспекты инновационной деятельности с закреплением компетенций этих служб; выбор метода и распределение компетенций и установление межфункциональных взаимосвязей как внутри образовательной системы, так и с элементами системы деловых коммуникаций. Важную роль для обеспечения эффективного инновационного процесса играет служба маркетинга.
Важной характеристикой организации управления инновационной деятельностью является достижения эффекта взаимодействия всех элементов организационного потенциала образовательного учреждения. С повышением степени их участия активнее протекают инновационные процессы и пропорционально увеличивается конечный эффект восприятия инноваций самим образовательным учреждением, а также внешними потребителями, например, студентами, абитуриентами и партнерами. Например, внедрение такой формы инноваций, как образовательные кредиты позволяют скоординировать работу подразделений вуза: ректората, реализующего приемную кампанию, финансовой службы университета, осуществляющей планирование и расчет стоимости обучения по выбранному абитуриентом направлению, банков, предоставляющих кредитные линии, маркетинговых подразделений вуза, обеспечивающих управление коммуникациями вуза с целевыми аудиториями. В конечном счете, обратная связь, которая является весьма значимой в инновационном процессе позволяет скоординировать стратегии всех участников инновационного процесса, а также саму структуру инновации в целях достижения ее адаптивности со стратегиями участников.
Доминирующей тенденцией в направлении организационного обеспечения инновационного процесса в системе образования можно выделить несколько способов:
- организационное обособление служб перспективного развития, т.е. внедрение «инновационных» структур;
- использование «рыночно-стратегических» структур, предполагающих закрепление инновационных функций за отдельными подразделениями образовательного учреждения (факультетами, департаментами);
- развитие форм горизонтальной координации с использованием методологии проектного управления.
Одним из важнейших аспектов организации эффективного инновационного процесса является конструирование моделей вовлечения в инновационный процесс, которые функционируют на основе «ромба инновационной активности»: восприимчивость к новому обеспеченность ресурсами общение и организованность инновационного процесса мера компетентности3. Важно отметить, что участники инновационного процесса по разному взаимодействуют с элементами инновационного процесса. Представляется целесообразным рассмотреть эту специфику.
Образовательные учреждения в инновационном процессе выступают и как потребители инноваций, создаваемых в экономике (например, технологических, информационных, процессных), а также как производители инноваций для целевой группы потребителей студентов, абитуриентов. Для потребителя, который интегрируется в инновационный процесс, важным является информационное обеспечение, прозрачность и доступность информации о назначении инновации, ее исключительности, преимуществах, ценности и стоимости. Ограниченная информация, или выбор неверных каналов коммуникации с целевыми группами затрудняет интеграцию потребителя в инновационный процесс. Например, информационная ассиметрия на начальных этапах внедрения ЕГЭ в Российской Федерации сформировала достаточно негативное восприятие важности данной формы аттестации, а также преимущества результатов тестирования в процессе поступления в вуз.
Вторым важным аспектом в модели вовлечения потребителя образовательных инноваций является очевидность сравнительных преимуществ инноваций перед использующимися механизмами и технологиями. Затрудненный бенчмаркинг рутинных (типичных) образовательных процессов с инновационными порождает сопротивления при интеграции потребителя в инновационный процесс. Например, такие сопротивления возникают в период открытия в вузах новых направлений и специальностей. Как правило, единственным источником о преимуществах новой специальности является пресс-релиз факультета о направлении, совокупности знаний, умений и навыков, получаемых студентом в процессе обучения. Ограниченность информации и затрудненное сравнение с аналоговыми направлениями ограничивает желание абитуриента в выборе нового направления.
Одним из ключевых источников сопротивлений потребителя инноваций являются трудности в освоении инноваций. В данном случае важна координация всех участников инновационного процесса и их мотивированность в преодолении возможных технических, организационных и социально-психологических трудностей. Примером таких сопротивлений может быть внедрение программ обучения в начальной школе по системе «1-4», которая предполагает прием детей в школу с 6 лет. Сотрудничество школ, имеющих классы шестилеток с детскими дошкольными учреждениями, обеспечивающими досуг, отдых и питание шестилетних школьников значительно снижают уровень сопротивлений потребителей инноваций (родителей и детей) при внедрении новой образовательной программы.
Производители инноваций являются доминирующей группой в субъектном составе механизма инновационного процесса. Для данной группы важен уровень самоактуализации сотрудников и наличие потребностей к интеллектуальному труду, образовательному и карьерному росту, к решению ситуаций, проблем и задач, к участию в проектах, к успеху, результатам и достижениям, готовность включать новшества в образовательный процесс.
Как всякой социальной системе, педагогической деятельности присуще стремление к стабильности и равновесию. Педагогическая и исследовательская деятельность характеризуется высокой степенью консерватизма. В результате инновационный процесс наталкивается на сопротивления, порождаемые производителями инноваций работниками образовательных учреждений, органов государственного управления. Основные факторы негативного отношения к нововведениям -психологические, такие как влияние стереотипов и дестабилизация работы при переходе от прежней деятельности к новой.
При рефлексивном подходе объектом управленческой деятельности является не личность или коллектив, а процессы, опосредованно влияющие на производителя инноваций в образовательной системе. Основная мысль сводится к тому, что объектом управления в таком случае выступает процесс творческой деятельности преподавателей, и важным становится их личностный или социальный результат. Косвенное управление является средством опосредованной регуляции продуктивного процесса, конструктивно влияющего на преподавателя, без жесткого регламентирующего воздействия, с предоставлением права выбора собственных стратегий организации деятельности. В этой связи инновационные процессы в образовательных учреждениях строятся на основе рефлексии и сотворческого взаимодействия в процессе продуктивной деятельности. Педагогическая система сложная многофакторная система, которая рассматривается как самоорганизующаяся и саморазвивающаяся, способная «порождать» критически мыслящую творческую личность. Роль этой личности в деятельности коллектива весьма значительна: обладая высоким уровнем рефлексии, такой преподаватель осознает необходимость изменения профессиональной деятельности, стремится создать новую с помощью модернизации, рационализации или модификации.
Структура косвенного управления инновационным процессом, наиболее адаптивная к системе образования предполагает следующие этапы: этапы критики, осознанного переосмысления и нормирования деятельности. Организационная структура такого управления включает следующие этапы4: диагностико-прогностический, регулирующий, анализирующий и верификационный.
Важную роль в модели вовлечения производителей инноваций играют коммуникации творческого типа, нацеленные на:
- обозначение существующих противоречий и на этой основе расшатывание стереотипов в деятельности преподавателя;
- сопоставление производителями инноваций причин противоречий и их зависимости от его собственной деятельности;
- поиск способов разрешения противоречий;
- выстраивание новой деятельности, позволяющей разрешить их.
Коммуникации могут быть диалоговыми, групповыми, коллективными, Главное, они должны предполагать направленность и высокую степень подготовленности преподавателей к взаимодействию. Основные функции коммуникационного взаимодействия в рамках инновационного процесса образовательных учреждений состоят в достижении коллективной общности при сохранении индивидуальности каждого. В процессе управления коммуникациями производителей образовательных инноваций важно избежать крайних форм «взаимосопротивления», учесть отношение других, изменить деятельность каждого так, чтобы она была приемлемой для всех членов коллектива.
После внедрения инновации в педагогический процесс неизбежно наступает этап замедления преобразований, появляется стабильность. Важно продолжать диффузию и развитие инновационного процесса даже после его замедления. В этот период может появиться доминирующее значение социально апробированных стереотипов и новое направление или гибнет, или становится традиционным. Организация должна иметь альтернативы в оценке своей деятельности в рамках инновационного проекта. В целях развития она должна воспроизвести критика, выступающего против сформировавшегося стереотипа, он вскрывает новые противоречия и создает условия для проведения новых коммуникаций другого направления и содержания. Таким образом, рефлексивный подход к управлению инновационным процессом выступает в качестве саморегулирующего механизма ситуативного поведения и самокорректирующего процесса производства образовательных инноваций.
Помимо коммуникационных процессов значимым являются оценивающие механизмы, направленные на оценку:
1) факторов, определяющих влияние на внешнюю среду: компетентность предлагаемых поставщиком новшеств, образовательных технологий и результирующих образовательную деятельность продуктов: насколько высоки свойства (каков уровень прогресса поставляемых технологий и продуктов), насколько они качественны, своевременны;
2) факторов, отражающих состояние внутренней среды: уровень компетентности сотрудников, групп, команд, подразделений и организации, то есть уровень их знаний: теоретических и методических; профессиональных знаний по видам деятельности (функциям) и умений решать стандартные задачи и ситуации, исполнять подобные операции; опыт и навык разрешения сложных положений и проблем; способность и опыт применения творческого подхода к решению сложных проблем и нестандартных системных задач (проектов);
3) фактор обновляемости знаний и используемых инновационных технологий.
Одним из способов координации мотивов производителей образовательных инноваций является использование методологии обучающей организации, которой приходится решать задачи, создавать и реализовывать проекты, искать и находить технические решения, анализировать и предлагать решения проблем, постоянно изучать внешнюю среду и находить конкурентные преимущества, потребителей и их потребности и находить новые пути удовлетворения этих потребностей, постоянно изучать свои сильные и слабые стороны и совершенствовать педагогический процесс.
Большинство образовательных учреждений являются самообучающимися, поскольку они осуществляют накопление собственного опыта, аккумулирование знаний с использованием собственных возможностей и развитие своей базы знаний для собственного бизнеса.
Модели вовлечения ресурсов в инновационный процесс описываются следующими аспектами:
- инвестиционный аспект;
- кадровый и интеллектуальный аспект;
- технологическая и методологическая оснащенность;
- обеспеченность знаниями и информацией;
- техническая оснащенность.
При этом наиболее важным является фактор обновляемости знаний, кадров, технического, технологического и методического потенциала образовательного учреждения, обеспечение программ обновления инвестициями, информационных и коммуникационных технологий, а также методов, организационной структуры и корпоративной культуры. Также учитывается их соответствие процессу создания, приобретения, накопления, обучения, движения, передачи (трансакции) и распространения знаний. Факторы обновляемости обеспечивают новационность творческого процесса, эффективность интеллектуального труда.
Обобщая вышесказанное, приведем в качестве примера систему критериев и принципов развития инновационно-активной организации, предложенную Ю. Анискиным5. Систематизированные автором критерии и принципы подчеркивают важность как внутриорганизационного взаимодействие в инновационном процессе, так и построение эффективных отношений с элементами внешней среды организации. Наиболее эффективной для реализации принципов организационного развития субъекта, вовлеченного в инновационный процесс, является сочетание сетевой организации с активным использованием информационных технологий, и проектного управления, обеспечивающего определенную долю самостоятельности и обособленности творческих команд, создающих и внедряющих инновации в образовательных учреждениях.
1 Roy Rothwell The Changing Nature of the Innovation Process. Technovation V.13 Iss.1 Jan.1993
2 Alan Webb Managing Innovative Projects, Chapman&Hall, 1994, p.9.
3 Гаврилов К.Л. Механизм обновления. Концепция развития национальной инновационной системы России. М.: «Дашков и Ко», 2003. С.44.
4 Иванцивская Н., Буров В. Модели управления инновационным процессом на кафедре //Университетское управление. -2004. №1.
5 Анискин Ю. Инновационное развитие на основе организационного потенциала компании //Проблемы теории и практики управления. -2006. -№7. С.80.
Обеспечение организационной вовлеченности в процессы модернизации: особенности сферы образования