АДАПТАЦИОННЫЙ И ИННОВАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОВОЩНОЙ КОНСЕРВАЦИИ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
Старовойтов Александр Игоревич,
аспирант кафедры
Экономики и управления предприятием
Южно-Российского государственного
технического университета (НПИ),
г. Новочеркасск
АДАПТАЦИОННЫЙ И ИННОВАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОВОЩНОЙ КОНСЕРВАЦИИ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
Мировой финансовый кризис, затронувший в 2008 году и экономику нашей страны, существенно отразился как на покупательной способности потребителей, так и на снижении темпов роста объемов производства промышленных предприятий. Тяжелое положение наблюдается во всех отраслях производства, в том числе и в отраслях пищевой промышленности РФ.
Развитие - процесс закономерного перехода от существующего состояния системы управления к качественно новому. Промышленное предприятие является сложной социально-экономической открытой системой, создаваемой для определённых целей, на которую воздействуют многочисленные факторы внутренней и внешней среды. В процессе развития на промышленное предприятие как на экономическую систему воздействуют две силы: одна постоянно выводит ее из состояния близкого к равновесию, способствует колебаниям, другая наоборот способствует уменьшению числа колебаний и устремляет систему к равновесию1. Экономическая система предприятий пищевой промышленности представляет собой совокупность общественных отношений и регулирующих институтов (правил, норм, законов и т.д.), которые выполняют функцию размещения и использования экономических ресурсов для производства, обмена, распределения, потребления благ и удовлетворения разнообразных потребностей людей. Между тем, любое предприятие овощной консервации по своей сути является уникальным с точки зрения технологических и организационных особенностей производства, обусловленных материально-технической базой, кадровым потенциалом и др., которые необходимо учитывать при разработке и решении стратегических задач, направленных на развитие данного предприятия.
Согласно географической структуре производства овощных консервов, лидером на территории РФ является Южный Федеральный округ, производящий 63% продукции общероссийского рынка. На Центральный Федеральный округ приходится 28%, Приволжский округ выпускает всего 6% объема консервированных овощей, что обусловлено концентрацией крупнейших перерабатывающих предприятий в центре и на юге страны. В ЮФО первое место по производству овощной консервации традиционно принадлежит Краснодарскому краю, Ростовская область же находится на втором месте2.
Возрождение овощеводство и отрасли овощной консервации после постсоветского «застоя» началось в 2001 г., и наибольшие темпы роста наблюдались в 2004-2006 гг., когда производство овощных консервов увеличилось более чем на треть и по оптимистичным прогнозам, даваемым ранее, он должен был ежегодно увеличиваться на 25-30% вплоть до 2012 года, в 2007-2008 гг. на долю импортной продукции приходилось более 60 %.
Но согласно статистическим данным, производство консервов плодовых и ягодных, уже затронутое мировым финансовым кризисом, в ноябре 2008 г составило лишь 537,2 млн. условных банок, что на 18% меньше, чем в ноябре 2007 г. За 11 месяцев 2008 г. производство данного вида продукции составило 7268,7 млн. условных банок, что на 2% меньше, чем за аналогичный период 2007 г. Производство снизилось практически по всем видам данной продукции. Компотов, варенья и джема было произведено на 18%, 42% и 23% меньше соответственно. Производство соков фруктовых в ноябре 2008 г. по отношению к ноябрю 2007 г. снизилось на 34%, сиропов, напитков сокосодержащих фруктовых и морсов - на 57%3.
Развитие предприятий плодоовощной консервации в условиях кризисной неопределенности внешней среды нам представляется в следующих трех направлениях.
Вопервых, изменения, происходящие в среде бизнеса, закономерно вызывают появление новых принципов управления. Чем больше проявляется воздействие внешней среды, тем больше внимания руководство предприятий должно уделять изучению происходящих процессов и разработке адекватных реакций на внешние воздействия. Поэтому в новых экономических условиях необходима быстрая адаптация к изменениям внешней среды, проходящая как в целом на уровне отрасли, так и на уровне отдельных предприятий, способствуя повышению эффективности и конкурентоспособности пищевой промышленности.
Адаптация предприятий (от лат. adaptatio-приспособление) означает процесс приспособления объекта или субъекта к внешним условиям, как правило, быстроменяющимся и трудно предсказуемым. Сущность адаптации заключается в умении с максимальной эффективностью определять цели деятельности предприятия и средства их достижения в меняющихся условиях внутренней и внешней среды. Однако следует учесть, что адекватность реакции на изменения внешней среды во многом зависит от конкретной ситуации, которая может спровоцировать принятие неверного управленческого решения. Проблема адаптации предприятий наиболее актуальна в настоящее время время мирового финансового кризиса, поскольку условия жизнедеятельности непредсказуемы и постоянно изменяются. Успешная адаптация предприятия предполагает необходимость одновременного решения таких задач, как позиционирование на рынке, инвестиционная активность, производство, качество, финансы, организационная культура, стратегии и т.д.
Если ранее увеличение объемов производства считалось главным критерием эффективности промышленности, то сегодня адаптированность и стратегия развития промышленного пищевого производства базируются на более сложном, многомерном и комплексном решении задач устойчивости, качества, ассортиментной политики и полного удовлетворения населения в продуктах питания. Такая адаптация промышленного производства является жизнеспособной, экономически обоснованной и социально приемлемой. Поэтому комплекс мер по адаптации должен включать в себя не только организационные мероприятия, но и формирование новых научных приоритетов.
Адаптация предприятия к воздействиям окружающей среды охватывает следующие этапы:
- мониторинг и определение целей и задач предприятия;
- стратегический анализ;
- определение стратегических альтернатив;
- выбор направления адаптации;
- реализация адаптации;
- контроль и оценка адаптированности.
Оценка адаптированности предприятия должна проводиться под контролем ее совместимости с возможностями предприятия (т.е. обладать ресурсами для ее реализации наиболее эффективным способом), а также содержать показатели внешней и внутренней эффективности. Внешняя эффективность, отражая степень соответствия деятельности требованиям рынка, может измеряться такими показателями, как доля рынка предприятия и ее динамика, объем продаж и его динамика, чистая прибыль, рентабельность продаж и т.п. Внутренняя эффективность можно определять уровнем издержек производства и сбыта продукции и может измеряться изменением таких показателей, как производительность труда, фондоемкость, энергоемкость, рентабельность продукции, текучесть кадров и т.п. При этом необходимо, чтобы оценка и контроль адаптации проводились системно и непрерывно.
При этом следует реализовывать как функциональную и структурную адаптацию, так и бифуркационную4.
Целью функциональной адаптации является сохранение существенных свойств системы управления. В случае низких оценок параметров цель достигается преимущественным применением базовых стандартных функций управления в неизменной структуре управляющей подсистемы и административных методов. При средних и высоких оценках параметров среды положительные результаты сохраняются лишь в краткосрочном периоде.
Цель структурной адаптации повысить качество управления развитием с приданием новых свойств системе управления. Изменение структуры системы с включением в неё регулируемого адаптационного механизма реализуется лицом, принимающим решения с учетом оценок степеней сложности и неопределенности среды. Для обеспечения необходимого разнообразия управляющей подсистемы предлагаются дополнительные специальные функции и их подфункции, способствующие достижению состояния равновесия со средой при средних и высоких степенях сложности, динамичности и неопределенности ее параметров.
Функция формирования и регулирования направленности внутренних коммуникаций на устойчивость процесса развития влияет на условия самоорганизации. Соответствующие процессы адаптации называются бифуркационными. Их параметры меняются скачкообразно и неопределенно, возникает высокая чувствительность системы управления развитием к воздействиям среды. Поэтому недостаточно применения базовых функций и их подфункций. Результативность стратегии развития по целевым характеристикам максимизации внутренней эффективности функционирования предприятия на основе собственных ресурсов и устойчивости системы управления в краткосрочных периодах повышается дополнительным применением функции и подфункции. При этом регулируются специальные показатели их планирования и реализации: степени осведомленности и вовлеченности персонала, согласованности целей персонала и предприятия; стабильности структуры и распределения ответственности, обеспечения условий самоорганизации и самостоятельности подразделений предприятия. Приоритетность стратегий развития, оцениваемых характеристиками эффективности предприятия в долгосрочном периоде при использовании внутренних и внешних возможностей, повышается применением подфункции устойчивости процесса развития на основе регулирования показателей гибкости стиля лидерства, компетентности руководителей в оценке внешних факторов, формирования команд, управления различиями умений исполнителей и т.п.5
Функция формирования и регулирования направленности действий на цели устойчивого развития необходима для повышения качества управления и эффективности деятельности предприятия в мегасистеме «природа население промышленность» в долгосрочном периоде. Рост экономического и экологического благополучия оценивается показателями нормативного типа: уровня качества жизни (ожидаемой продолжительности жизни, уровня образования и др.), качества природопользования (по состоянию окружающей среды, потреблению природных ресурсов и др.), экономического роста (производительности, темпов роста и др.). Такая направленность развития усиливается применением двух подфункций функции управления развитием (формирование и регулирование технико-технологического базиса предприятия; регулирование баланса финансовых характеристик управления устойчивым развитием) и их управляющих показателей: например, степени соответствия технологий современному уровню ресурсосбережения, наукоемкости, экологичности, безопасности; темпов и интервалов обновления техники и технологии; наличия и степени регулирования финансовых характеристик качества жизни персонала, экологического благополучия и экономического роста на основе инновационного развития технико-технологического базиса. Таким образом, при управлении развитием предполагается включение в управляющую подсистему предприятия регулируемого адаптационного механизма, отличающегося возможностями изменения структуры и значимости применяемых функций управления.
Во-вторых, развитие предприятия как экономической системы характеризуют как комплекс, охватывающий все бизнес-процессы и подсистемы, в основе которого лежат регулярные инновации, внедряемые на предприятии и их постоянное совершенствование. Основное внимание следует обращать на регулярное совершенствование технологий производства. В связи с этим поиск эффективного инструмента управления инновационным развитием промышленного предприятия, заключается в последовательности инноваций и совершенствований6.
Методология инновационного развития как последовательности переходящих друг в друга инноваций и совершенствований должна опираться как на методы непрерывного совершенствования, сосредоточенные в концепции Всеобщего управления качеством, так и на методы инновационной деятельности, по причине того, что первые эффективно улучшают деятельность предприятия до определенного уровня, и предполагают возможность перехода на новый уровень развития, но не содержат описание принципиального механизма этого перехода; а вторые не затрагивает процессы совершенствования деятельности предприятия.
Характерной чертой построения инструментов развития предприятия, основанных на совершенствовании и инновациях, является то, что большинство из них используют принципы, методы и инструменты постоянного совершенствования деятельности предприятия. Это связано с тем, что совершенствование в отличие от инновации в большей степени поддается формализации.
Отслеживая изменение структуры характеристик путем регулярного мониторинга потребностей, предприятие определяет момент внедрения инновационных решений, а также их направление и характер. При этом сразу после внедрения инновации и в случае, когда структура характеристик не изменяется, следует осуществлять совершенствование деятельности предприятия на основе адекватной полученной информации7.
В-третьих, развитие промышленной производственной системы может осуществляться посредством взаимно - целенаправленных последовательных действий, как со стороны предприятия, так и со стороны государства8.
В современных условиях программно-целевые методы относятся к числу наиболее эффективных инструментов социально-экономического развития территорий. Для этого необходимы системные исследования, охватывающие не только научно-технические, но также социально-экономические и социо-культурные аспекты поддержки предприятий. В данном случае региональная Программа развития инновационной деятельности становится тем механизмом, который, прежде всего, обеспечивает координацию процессов теоретических исследований в интересах экономики региона и формирование с учетом полученных результатов максимально сбалансированной инновационной системы9.
Финансовая и законодательная поддержка предприятий осуществляется путем реализации региональных целевых Программ в инновационной сфере, позволяющая осуществить более быстрый, эффективный и «безболезненный» рост. Однако такие программы разработаны и применяются примерно в 20% субъектов Российской Федерации. Наиболее типичным для выявленных программ является временной горизонт реализации 2-3 года. Программа максимальной продолжительности, с периодом реализации 2004-2010 годы, действует в республике Татарстан10. Таким образом подтверждается, что в большинстве регионов при разработке нормативно-законодательной базы наличие существенных проблем теоретического обеспечения развития инновационной деятельности остается без внимания.
Ростовская область входит в число субъектов РФ, которые имеют целевую региональную Программу развития инновационной деятельности. Согласно данным областного министерства сельского хозяйства и продовольствия за январь-июнь 2009 года донские предприятия, перерабатывающие продукцию растениеводства, показали увеличение объемов производства по восьми из десяти позиций11.
Так, лидером полугодия стала плодоовощная промышленность. Производство овощных консервов в первом полугодии 2009 года увеличилось в три раза и составило 8,5 миллионов условных банок. Производство плодоовощных консервов увеличилось в два раза и составило 11,9 муб. Наибольший рост производства отмечен на Донском консервном заводе (г. Семикаракорск) в 2,2 раза (5,6 муб.), Консервном заводе г. Сальска на 130% (3,8 муб.), в Агрофирме "Красный сад" (г. Батайск) в 3,3 раза (0,2 муб.), в Красносулинском ЗАО "Пищевик" - в 2 раза (0,3 муб.). За шесть месяцев увеличилось до 1,7 муб. производство плодоовощных консервов в ООО "Лиман" (Сальский район).
Можно с большой вероятностью предположить, что следствием достижения таких положительных результатов, даже в условиях мирового финансового кризиса, является реализация третьей региональной Программа развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2009-2012 годы. Отличие, которой от двух предшествующих, во-первых, заключается в более длительном периоде реализации (4 года). Предыдущие две программы были рассчитаны соответственно на 2004-2006 и 2007-2008 годы. Во-вторых, отличие заключается в смещении акцентов с развития инновационной инфраструктуры на создание максимально сбалансированной инновационной системы вцелом12.
Отечественные промышленные предприятия овощной консервации, используя предложенный выше инструментарий адаптации и инновации, могут не только выжить в тяжелых условиях мирового финансового кризиса, но также увеличить занимаемую долю на рынке и поправить свое положение в конкурентной борьбе с импортной продукцией, объемы которой в последнее время сокращаются и существенно увеличиваются в цене.
1 Юрков А. А. Разработка элементов механизма управления инновационным развитием промышленного предприятия // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: Ростов на Дону, 2008.
2 www.sostav.ru.
3 www.konservatsia.ru
4 Алабугин А.А. Формирование адаптационного механизма в системе управления развитием промышленных предприятий // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук: Челябинск, 2007.
5 Алабугин А.А. Формирование адаптационного механизма в системе управления развитием промышленных предприятий // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук: Челябинск, 2007.
6 Юрков А. А. Разработка элементов механизма управления инновационным развитием промышленного предприятия // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: Ростов на Дону, 2008.
7 Юрков А. А. Разработка элементов механизма управления инновационным развитием промышленного предприятия // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: Ростов на Дону, 2008.
8 Замшин В.И., Старовойтов А.И. Общие подходы к решению проблем научно методического обеспечения развития инновационной экономики Ростовской области // Вестник Южно-Российского государственного технического университета.- Новочеркасск: ЮРГТУ, 2008. - №2.
9 Замшин В.И., Старовойтов А.И. Общие подходы к решению проблем научно методического обеспечения развития инновационной экономики Ростовской области // Вестник Южно-Российского государственного технического университета.- Новочеркасск: ЮРГТУ, 2008. - №2.
10 Замшин В.И., Старовойтов А.И. Общие подходы к решению проблем научно методического обеспечения развития инновационной экономики Ростовской области // Вестник Южно-Российского государственного технического университета.- Новочеркасск: ЮРГТУ, 2008. - №2.
11 www.advis.ru
12 Замшин В.И., Старовойтов А.И. Общие подходы к решению проблем научно методического обеспечения развития инновационной экономики Ростовской области // Вестник Южно-Российского государственного технического университета.- Новочеркасск: ЮРГТУ, 2008. - №2.
PAGE 6
АДАПТАЦИОННЫЙ И ИННОВАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОВОЩНОЙ КОНСЕРВАЦИИ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА