Проблемы формирования доходной базы бюджетов территорий (на примере Республики Дагестан)

Сулейманов М.М., аспирант кафедры

налогов ДГУ, г. Махачкала

Проблемы формирования доходной базы бюджетов территорий

(на примере Республики Дагестан)

Проводимые в Российской Федерации радикальные преобразования, ориентированные на рыночные отношения, потребовали разработки новой бюджетно-налоговой и финансовой политики, выступающей важнейшей составной частью в системе мер государственного воздействия на экономические процессы. Построение федеративного государства с предоставлением максимальной самостоятельности региональным органам власти и муниципальным образованиям в решении социально-экономических задач на подведомственной им территории требует создания адекватного механизма межбюджетных отношений, отвечающего и общегосударственным интересам, и интересам субъектов Российской Федерации, и органов местного самоуправления1.

Как известно, бюджет является финансовой основой для выполнения государством своих функций. Расходы на развитие здравоохранения, образования, культуры, дорожного хозяйства, транспортной инфраструктуры, реализацию социальных программ напрямую зависят от доходов бюджетов субъектов РФ. Поэтому одной из первостепенных задач, которые ставят перед собой регионы, является увеличение доходов бюджета.

Республика Дагестан является дотационным регионом. Доля средств, получаемых бюджетом республики из федерального центра, начиная с 1990 г., постоянно растет. В настоящее время дотации и субвенции из федерального бюджета РФ составляют около 80% от всех поступлений в консолидированный бюджет республики. Это свидетельствует о полной финансовой зависимости экономики и социальной сферы Республики Дагестан от федерального центра. Поэтому актуальной является проблема обеспечения бюджетной самодостаточности республики. Дагестан не должен все время рассчитывать на финансовую помощь центра даже в условиях того режима «наибольшего благоприятствования», в котором он находится в настоящее время. Постоянная финансовая помощь не только формирует зависимость органов власти Дагестана от федеральных структур и их чиновников, но и, что намного хуже, воспитывает граждан-иждивенцев и снижает ответственность республиканских и муниципальных органов власти и их руководителей за самостоятельное социально-экономическое развитие республики.

В переходный к рынку период территориальная дифференциация регионов усиливается все сильней. Так, если в 1991 г. разница между максимальным и минимальным душевым бюджетным доходом по регионам РФ составляла 11,6 раза, в 1998 г. (без учета средств ФФПР) - уже 50 раз, в 2005 г. - 43 раза. Такая же ситуация сложилась и внутри республики. Так, различия по уровню экономического развития по районам Дагестана составляет примерно в 16,5 раза, а в городах (по показателю производства промышленной продукции на душу населения) - в 38 раз. Уровень фактического обеспечения бюджетов собственными налоговыми платежами различается по районам РД почти в 10 раз, а по городам - в 23 раза.

Обеспечение самодостаточности республики, включающее распоряжение финансовыми ресурсами, регулирование денежных потоков и воздействие на перераспределение денежных средств, должно являться составным элементом социально-экономического развития Республики Дагестан. В развитии финансового механизма обеспечения самодостаточности региона непосредственное участие принимают федеральные, региональные, муниципальные органы управления финансами, хозяйствующие субъекты, население, домашние хозяйства.

Очевидно, что возможности саморазвития региона заключаются не в изыскании способов перекачки денежных средств из федерального в региональные бюджеты, а в росте доходов предприятий и населения, образующих налогооблагаемую базу. Чем выше доходы, тем больше налоговых поступлений в бюджет будет собрано при том же уровне налоговых ставок. Рост налогооблагаемых доходов юридических и физических лиц при условии обеспечения собираемости налогов приводит к увеличению поступлений, как в федеральный, так и в региональные бюджеты. Это позволит уменьшить зависимость регионального бюджета от федерального и создаст дополнительную возможность федеральному бюджету увеличить трансферты, направляемые в региональный бюджет.

На наш взгляд, основным фактором для увеличения доходов в бюджет является развитие бизнеса в регионе. Именно бизнес платит большую часть налогов в бюджет, в первую очередь налог на прибыль и налог на имущество, акцизы и др. Поэтому доходы бюджета напрямую зависят от величины прибыли, получаемой бизнесом и стоимости его имущества. Именно бизнес создает дополнительные рабочие места, тем самым способствует увеличению поступлений в бюджет НДФЛ, ЕСН, косвенных налогов.

Увеличение налоговых поступлений в региональные и местные бюджеты можно обеспечить и за счет легализации некриминальных «теневых» секторов экономики. Таким образом, обязательным условием обеспечения самодостаточности региона является рост доходов всех субъектов хозяйственной деятельности на его территории, т.е. формирование социально ориентированной рыночной экономики, и именно этому аспекту региональных финансов следует уделять основное внимание.

Разрабатываемая в настоящее время Стратегия долгосрочного развития Республики Дагестан на период до 2020 года содержит раздел, посвященный развитию финансового потенциала региона в целом, повышению его бюджетной самостоятельности и самодостаточности. Решение данной проблемы связано, прежде всего, с наращиванием экономического потенциала региона, развитием промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг, а также с совершенствованием межбюджетных отношений и существующей модели налогового федерализма. О роли отдельных отраслей экономики республики в налоговом обеспечении бюджета Дагестана можно судить по следующим данным. Так, промышленность, как главная налогообразующая отрасль, дает около половины всех налоговых поступлений в бюджет РД. Более 30% налогов в промышленности поступает от нефтедобывающей отрасли, около 40% - от пищевой.

По данным Минфина РД в федеральный бюджет РФ перечисляются более четверти всех собранных на территории РД налогов и сборов. Так, за январь-июнь 2009 г. в бюджетную систему РФ перечислено налогов и сборов в сумме почти 4,7 млрд. руб., в том числе в федеральный бюджет - 1,27 млрд. руб. или 27 % всех собранных на территории РД налоговых платежей. Даже в случае полного их зачисления в бюджет Дагестана, они покрывают его расходы только на одну треть.

Проблемам межбюджетных отношений всегда уделялось особое внимание. В новой редакции Налогового кодекса РФ местные налоги не классифицированы как местные налоги поселений и местные налоги муниципальных районов, что необходимо в соответствии с созданием двух уровней местных бюджетов в бюджетной системе РФ - бюджетов муниципальных районов и бюджетов городских и сельских поселений. Это обстоятельство не позволяет последовательно реализовать заложенную в реформе федеративных отношений и местного самоуправления концепцию "один налог - один бюджет" и допускает возможность установления нормативов распределения доходов от одних и тех же местных налогов и в бюджеты поселений, и в бюджеты муниципальных районов.

Вместе с тем, оптимальное закрепление налоговых доходов за бюджетами всех уровней еще не является решением проблемы соответствия доходных источников расходным обязательствам бюджетов. Необходимо минимизировать число регулирующих федеральных и региональных налогов и увеличить число налогов, закрепляемых за определенным уровнем бюджетной системы по принципу "один налог - один бюджет". Кроме того, важно, чтобы местные бюджеты формировались за счет местных имущественных налогов в целях обеспечения реальной налоговой автономии органов местного самоуправления.

Закрепление части отчислений от федеральных фискально-значимых налогов (НДС, налога на добычу полезных ископаемых и налога на прибыль организаций) на постоянной основе за региональными и местными бюджетами будет способствовать усилению заинтересованности территориальных органов в собираемости этих налогов, наращивании собственных доходов, повышению самостоятельности бюджетов. Это позволит нижестоящим органам власти своевременно утверждать бюджет на очередной финансовый год, вести стратегическое бюджетное планирование. Налог на доходы физических лиц было бы логичнее в перспективе полностью закрепить за местными бюджетами, т. е. сделать местным налогом.

При становлении российской региональной налоговой политики в рыночных условиях весьма важно и логично заимствовать ценный зарубежный опыт решения указанных проблем. Примеры их решения, конечно, не всегда достойны подражания, но во всех случаях они дают полезные для новой практики знания. Проведенный анализ показывает, что государственная поддержка проблемных территорий является характерным направлением региональной политики, в рамках которого важное место занимают налоги. В системе мер налогового регулирования стимулирование региональных инвестиций в основной капитал, и научно-техническое развитие производства являются объектами особой заботы и пристального внимания правительств индустриально развитых стран. Здесь региональная налоговая политика базируется на глубоких научных проработках, на результатах тщательной региональной диагностики и экспертизы уровня и особенностей социально-экономического развития территорий.

В связи с низким уровнем налогового потенциала Дагестана и депрессивным состоянием его экономики, мы считаем целесообразным создание в республике свободной экономической зоны с установлением максимально возможных налоговых преференций. Такая практика является одним из эффективных и испытанных методов налогового регулирования территориального развития во всем мире. Определенный опыт в данной области накоплен и в России (Ингушетия, Калмыкия, Новгородская область и др.).

Следовательно, основной акцент в проведении налоговой политики республики должен быть сделан не столько на поиске оптимальной формулы перераспределения налогов между бюджетами разных уровней, сколько на расширении налогового потенциала региона на основе стимулирования развития реального сектора экономики как базового налогообразующего источника. В то же время методы распределения налогов между бюджетами являются составной частью региональной налоговой политики и оказывают существенное воздействие на темпы экономического роста, формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в регионе. Поэтому в данном случае мы говорим о первоочередных, стратегических задачах современной налоговой политики РД.

1 Айбатова Э.М. Особенности регулирования межбюджетных отношений в субъекте федерации в условиях становления рыночной экономики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.э.н. Махачкала, 2004.

Проблемы формирования доходной базы бюджетов территорий (на примере Республики Дагестан)